С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Abs что такое


Что такое ABS и для чего АБС нужна - Колеса.ру

Аббревиатура ABS, или АБС в русском варианте, стала абсолютно привычной для уха каждого автомобилиста. Некоторые начинающие водители знают, что их автомобиль оснащен АБС, но порой не догадываются о том, что это и как работает, пока однажды педаль тормоза при нажатии не начнет «хрустеть», вибрировать и «отстреливать» в ногу. Что же такое ABS, и почему она стала негласным, а во многих странах и законодательно установленным стандартным элементом оснащения для современного автомобиля?

ABS, или АБС — это антиблокировочная система, предотвращающая блокировку колес при торможении. Если во время торможения одно или несколько колес автомобиля заблокируются и начнут скользить по поверхности, АБС ослабит давление в соответствующей тормозной магистрали, и колесо вновь начнет вращаться. Если педаль тормоза будет постоянно и сильно нажата, этот процесс блокировки-разблокировки колеса будет продолжаться непрерывно до конца торможения и может осуществляться несколько раз в секунду.

Даже многие из тех, кто знает, что такое ABS, порой ошибочно или не до конца верно представляют себе основное предназначение этой системы. Главной ошибкой в представлении функционала АБС является уверенность в том, что антиблокировочная система нужна для уменьшения тормозного пути автомобиля. Однако на самом же деле ее главное предназначение — сохранить возможность управлять транспортным средством во время торможения, даже экстренного.

Статьи / Практика

Дисклеймер: Эта статья – ни в коем случае не критика электронных систем безопасности. Речь пойдет скорее об особенностях управления машинами с АБС, системами контроля тяги, контроля устойчивости и подключаемого...

21402 0 0 01.12.2016

На автомобиле без АБС при экстренном торможении у неопытного водителя управляющие колеса будут заблокированы — а это значит, что поворот руля в любую сторону не будет оказывать никакого влияния на траекторию движения автомобиля: он будет продолжать двигаться прямо до тех пор, пока не будет восстановлено сцепление передних управляющих колес с поверхностью. ABS же решает эту проблему: непрерывно контролируя вращение колес и разблокируя их при необходимости, она обеспечивает их вращение и таким образом сохраняет необходимое сцепление с дорожным покрытием, позволяя одновременно тормозить и выполнять маневр.

Еще одна фундаментально важная функция АБС, прямо проистекающая из вышеописанного — обеспечение безопасного, равномерного и прямолинейного торможения на поверхностях с неоднородным сцеплением. Например, если одна сторона автомобиля попала на мокрую поверхность, скользкую линию разметки или наледь, а другая движется по относительно чистому асфальту, экстренное торможение без АБС приведет к тому, что одна сторона будет тормозить эффективнее чем другая — и автомобиль немедленно развернет и закрутит в неуправляемом заносе. Особенно это опасно при движении в повороте, когда на автомобиль уже действует боковое усилие: перепад эффективности торможения колес в этом случае легко нарушает баланс.

Впрочем, утверждение о полезности ABS для уменьшения тормозного пути автомобиля тоже верно, но лишь отчасти. На поверхностях с равномерным и достаточным сцеплением колес с покрытием торможение «юзом» с заблокированными колесами будет менее эффективным, чем торможение без блокировки колес, и тормозной путь в первом случае, как правило, будет, больше. В этом случае использование АБС действительно уменьшает тормозной путь, не давая колесам скользить по поверхности. Однако на рыхлых поверхностях, таких как гравий, снег или песок, при торможении без ABS заблокировавшиеся колеса зарываются вглубь, создавая перед собой дополнительный барьер, сокращающий тормозной путь. Работа АБС в этом случае заставляет колеса вращаться, не позволяя им зарываться и удлиняя тем самым тормозной путь автомобиля.

«Ухудшает» антиблокировочная система и торможение на чистом льду на шипованных шинах: заблокированное шипованное колесо «вгрызается» в лед, оставляя за собой борозды, и работает на пределе своих возможностей — а если в дело вступает ABS, колесо вращается с короткими проскальзываниями, и эффективность такого торможения будет ниже. Именно этим фактом оперируют многие «опытные» и «знающие» водители, считающие ABS технологическим излишком, мешающим им «контролировать» автомобиль. Однако несмотря на увеличение тормозного пути, АБС и на льду сохраняет свое основное преимущество: дает возможность маневрировать и управлять автомобилем, а не просто ждать исхода, зажав педаль тормоза.

За годы своего существования ABS претерпела заметную эволюцию, однако основной принцип и функциональные элементы выработались уже давно. Типичная АБС включает в себя датчики скорости вращения колес, управляющие клапаны в гидравлической тормозной магистрали и электронный блок, который получает информацию от датчиков и управляет работой клапанов.

Статьи / История

Сначала – на самолетах Еще в 1936 году компания Bosch получила немецкий патент на устройство, предотвращающее блокировку колес на моторных транспортных средствах. До практической реализации на...

10362 0 13 03.11.2015

Если датчик, установленный на ступице колеса, сигнализирует о его резком замедлении или полной остановке, блок управления дает команду на кратковременное открытие клапана, чтобы уменьшить давление в тормозной магистрали и заставить колесо вращаться. Процесс опроса блоком управления датчиков на колесах и разблокировки колес может осуществляться несколько раз в секунду — именно поэтому при срабатывании АБС педаль «вибрирует». Кроме трех вышеперечисленных компонентов в состав АБС может входить насос, который призван быстро восстановить давление в тормозной магистрали после его снижения из-за открытия клапана.

АБС может иметь разное число датчиков и управляющих клапанов: в зависимости от их числа выделяют так называемые «четырехканальные», «трехканальные», «двухканальные» и «одноканальные» АБС. Число «каналов» определяется как раз числом управляющих клапанов, которые могут управлять давлением в тормозной магистрали: если их четыре, по одному индивидуальному для каждого из колес, то система четырехканальная, если три — по одному на каждое из передних колес и один общий на заднюю ось — то трехканальная, если клапанов два, по одному на ось — двухканальная, а если клапан один — то одноканальная. Современные АБС, разумеется, четырехканальные — остальные схемы встречаются на старых автомобилях.

Стоит отметить, что датчики вращения колес реагируют именно на резкое снижение скорости этого вращения, а также могут передавать блоку управления информацию о большой дифференциальной разнице между скоростями вращения колес на разных осях или сторонах автомобиля. Однако в работе АБС учитывается тот факт, что скорости вращения колес на одной оси могут быть неравномерными и в штатных условиях: к примеру, в повороте колеса на внешней стороне поворота будут вращаться быстрее, чем на внутренней.

4. Почему же АБС стала стандартом для современных автомобилей?

С учетом рассказанного выше ответ на этот вопрос теперь очевиден: АБС значительно улучшает активную безопасность автомобиля. Современный водитель гораздо менее специфичен и профессионален, чем полвека назад: если когда-то давно к водителю предъявляли высокие требования, заставляя его уметь многое, то теперь автомобиль стал предметом быта, и управление им делают максимально доступным для каждого. Соответственно, современный автомобиль должен быть максимально удобен и безопасен в управлении даже для начинающего водителя с минимальной квалификацией.

Ну а АБС в частности решает проблему потери управления при экстренном торможении. Резкое появление препятствия на дороге заставляет человека инстинктивно ударить по тормозам. В случае, если он вошел в поворот на слишком высокой скорости, решение будет тем же. Зацепил обочину — тоже торможение… В общем, естественная реакция человека на возникновение опасной или просто нештатной ситуации — это резкое нажатие на педаль тормоза, и уже потом — возможно, попытка исправить эту ситуацию рулем. АБС в этом случае заметно снижает цену этой ошибки. Поэтому неудивительно, что, к примеру, в Евросоюзе оснащение автомобиля АБС стало обязательным по закону еще в 2004 году.

5. Что делать, если на моем автомобиле нет ABS?

В случае, если ваш автомобиль не оснащен АБС, ее работу можно имитировать нехитрым приемом, который называется довольно очевидно — «прерывистое торможение». Собственно, именно владение им и характеризует водителей с некоторым опытом: такой водитель, почувствовав блокировку колес, перебарывает естественное инстинктивное желание продолжать давить на педаль сильнее, а снижает усилие на ней и начинает тормозить прерывисто, давя на педаль толчками. Такое торможение можно сравнить с работой примитивной одноканальной АБС — только даже опытный водитель не способен обеспечить такую частоту «толчков», как у электроники. Тем не менее, прерывистое торможение все равно обеспечивает необходимый эффект, обеспечивая вращение колес при замедлении.

Что такое АБС?

Замедлить движение автомобиля или же остановить его можно путем плавного нажатия на педаль тормоза. Однако в чрезвычайных ситуациях, когда остановится необходимо мгновенно, ни о какой мягкости речи не идет – все мы жмем на педаль резко, быстро и до упора, создавая опасность возникновения так называемого «юза»: когда заблокированные колеса начинают скользить, не слушаясь при этом руля. Именно здесь в игру вступает АБС.

Итак, что такое АБС?

АБС (ABS в оригинале) – это система, не допускающая полной блокировки колес при торможении транспортного средства, что позволяет данному транспортному средству сохранить устойчивость, а на дорожных покрытиях, которые характеризуются низким коэффициентом сцепления (лед, гравий, мокрый асфальт и т.д.), еще и сократить тормозной путь. Иными словами, машина, оснащенная данной системой, даже при полностью выжатой педали тормоза, остается по-прежнему управляемой.

Как же работает антиблокировочная система?

Система АБС выглядит как совокупность датчиков, которые контролируют скорость вращения колес авто и скорость самого автомобиля. Если система распознает, что одно/несколько колес стоят, а машина продолжает двигаться (авто идет «юзом»), то в тормозную систему направляется сигнал, что тормозные усилия нужно уменьшить. С колес автомобиля снимается блок.

Принцип действия системы АБС можно описать так: процесс торможения – анализ процесса – процесс расторможения.

Сама же система имеет такое устройство:

  • датчик скорости ускорения/замедления,
  • управляющие клапаны,
  • блок управления.

Что еще необходимо знать о данной системе?

При определенных условиях система АБС может не уменьшить тормозной путь машины, а, наоборот, увеличить его. Например, данная ситуация может произойти, если торможение автомобиля происходит на сухом асфальте. Здесь немаловажную роль играет настройка чувствительности системы АБС.

Еще один важный момент: при срабатывании антиблокировочной системы происходит вибрация педали, и это характерно практически всем машинам, оснащенным АБС. И вся загвоздка заключается в том, что некоторые водители этой вибрации могут не ожидать и автоматически, в момент торможения, могут либо ослабит нажатие на педаль тормоза, либо же и вовсе ее бросить. А этого делать нельзя! Именно поэтому, прежде чем начать ездить на автомобиле с АБС, следует немного потренироваться и «прочувствовать» работу этой системы.

Что такое АБС (ABS), в целом, понятно. В заключении можно добавить лишь, что современные антиблокировочные системы обладают высоким уровнем надежности. Эти системы не часто выходят из строя. Но если это все же происходит, то об этом вас всегда проинформирует лампочка АБС, которая начнет либо светится постоянно, либо мигать, что будет сигнализировать о неполадке какого-то контакта в электрической сети системы. В данном случае нужно будет проверить все провода и зачистить при необходимости контакты.

Видео.

Рекомендую прочитать:

Что такое ABS

 

Анти — блокировочную систему (ABS), относят к системам активной безопасности, так как она служит для предотвращения блокировки колес при экстренном торможении. Иными словами ABS исключает полное блокирование колес, до достижения определенной скорости, воздействуя непосредственно на тормозные суппорта каждого колеса.

Это необходимо, прежде всего, для исключения неуправляемого заноса при вынужденном, экстренном торможении, достижения большего, останавливающего момента при торможении на льду или мокрой дороге, и более эффективной остановки транспортного средства при движении по серпантинам, в гористой местности.

Принцип действия

Анти — блокировочная система действует следующим образом:

На каждом колесе стоит датчик, который считывает обороты колеса и при обнаружении блокировки (обороты колеса, падают до 0 , при общей скорости более 10 км\ч) и нажатой тормозной педали, блок ABS, за счет встроенных клапанов, ослабевает давление на тормозные колодки и дает возможность колесу вращаться. При срабатывании ABS, возникает обратная связь с водителем, это выражается в обратном движении педали тормоза, и чувствуются как толчки в ногу, при давлении на педаль. Когда колесо заблокировано, оно не участвует в торможении, и может стать причиной заноса или переворота. Еще опасней, когда блокируются все 4 колеса, автомобиль становится неуправляемый и остановить его в нужном месте, невозможно. При использовании ABS, торможение становится более эффективным, колеса не блокируются и дают возможность управлять автомобилем в экстренной ситуации.

При любой неисправности систем, связанных с ABS, на панели приборов загорится контрольная, сигнальная лампа, которая означает неработоспособность системы, то есть анти – блокировочная система не сработает при экстренном торможении. Это необходимо учитывать при движении и скорее обратится к специалистам, для устранения неисправности.

Как пользоваться системой ABS

Часто в автошколах забывают преподавать принципы вождения автомобилей с анти — блокировочной системой, что ведет к неумению пользоваться этой системой и к аварийным ситуациям на дорогах. Автомобилей со штатной системой ABS, становится все больше и поэтому крайне необходимо учиться пользоваться данной системой безопасности.

Использовать эту систему совсем не сложно, тем более что там всего одно правило, но это правило является решающим фактором в экстренной ситуации:

При вынужденном экстренном торможении, на скользкой или мокрой дороге — нельзя притормаживать, необходимо уверенно, полностью со всей силы надавить на педаль тормоза, предоставить системе самой разбираться с торможением, а самому сконцентрироваться на управлении автомобилем.

В такой ситуации, колеса останутся управляемыми, будет возможность уклонится от столкновения или выбрать более безопасный путь. Эта система считается достаточно надежной, для таких действий и они рекомендованы заводом изготовителем автомобиля.

Необходимо развенчать еще один миф, что ABS уменьшает тормозной путь. Это неверно — на хорошей, сухой дороге, эта система УВЕЛИЧИВАЕТ тормозной путь, это необходимо брать в расчет при торможении. Все таки анти — блокировочная система, более эффективна на мокрой или скользкой поверхности.

Что такое АБС и как работает эта система?

Всем доброго времени суток! С Вами на связи снова Андрей Кульпанов на страницах этого блога. Знаете ли Вы, как важна тормозная система для обеспечения безопасности водителей и его пассажиров во время следования? Конечно же, кто об этом не знает! И мы уже поднимали вопрос о необходимости прокачки системы. А вот что такое АБС, не каждый сможет достоверно объяснить. А ведь современные машины оснащаются этим полезным устройством все больше. Поэтому будем заниматься сегодня ликбезом на данную тематику.

   Общее описание и принцип действия

Начнем с того, что расшифровывается указанная в заголовке аббревиатура как антиблокировочная система. На сегодняшний день она стала чуть ли не синонимом более привычного понятия «тормозная система». Ее действие происходит именно в тот момент, когда водитель нажимает своей ногой на педаль тормоза. Необходимость экстренного торможения может возникнуть в любую секунду — например, выскочил человек на дорогу или показался не закрытый канализационный люк. Иногда приходится в буквальном смысле за долю секунды заставить свой автомобиль остановиться. Как работает в таком случае славноизвестная АБС?

Если Ваша машина такой системой не оснащена, то она будет тормозить за счет того, что колодки прижимаются к тормозному диску или барабану. При этом положение колес не позволяет изменить траекторию, чтобы уйти от препятствия. В отличие от классической конструкции АБС не блокирует сами колеса, а это значит, что остается возможность выполнения маневра в сторону. Согласитесь, что шансы разъехаться с препятствием в этом случае возрастают.

Система ABS сохраняет необходимое и эффективное сцепление автомобильных колес с дорожным покрытием. А это уже дает возможность контролировать поведение машины в тех или иных ситуациях. Сами же колеса не блокируются, а сохраняют свою подвижность. Тогда, когда они плотно зажаты, дополнительную опасность представляют любые неровности дорожного полотна. Представим себе экстренное торможение, при котором к тому же заблокированы колеса — в этом случае очень высока вероятность заноса. Такая ситуация запросто может превратить любимый автомобиль в груду железа.

   Что входит в конструкцию

Вот почему конструкторы были озадачены тем, как предостеречь себя от этих неприятностей при резком торможении. А в случае с АБС работают индукционные датчики — они устанавливают частоту вращения колес, и каждое из них может быть оснащено этой полезной опцией. Пришло время поговорить об основных элементах, составляющих основу всей конструкции «умных» тормозов. Это:

  • блок управления, который получает сигналы и управляет работой датчиков;
  • датчики замедления и ускорения, которые вмонтированы в колесные ступицы;
  • управляющие клапана, относящиеся к модулю давления и размещенные вдоль главной магистрали тормозной системы.

Как только начинается торможение, АБС принимается высчитывать скорость вращения каждого из автомобильных колес. Если любое из них вращается медленнее остальных, это означает, что оно близко к блокировке. И клапан принудительно уменьшает тормозное усилие на нем. Оно восстанавливается при ускорении вращения относительно других колес.

Данный процесс происходит незаметно, как уже говорилось, и может повторяться десятки раз за одну-единственную секунду. Водитель, если его автомобиль оборудован описываемой здесь конструкцией, может понять это по незначительной пульсации самой педали тормоза. АБС может быть нескольких разновидностей с точки зрения конструкции:

  • одноканальная, воздействующая на всю систему одновременно;
  • двухканальная, которая рассчитана на борт;
  • многоканальная — в этом случае тормозное усилие рассчитывается отдельно для каждого из колес, как на большинстве современных автомобилей, например Ford Focus 2.

Последний вариант наиболее сложный, а потому и дорогостоящий, однако и эффективность в этом случае выше. Особенно это становится заметным при торможении на сильно обледеневшей дороге, после дождя, при съезде автомобиля на обочину. Благодаря системе диагностики, которая является часть современной АБС, становится возможным контролировать возникающие неисправности. Если это продолжается и далее, такой компонент отключается или даже вся АБС целиком, а дальше начинают действовать обычные тормоза. В такой ситуации уже не исключается возможность возникновения заноса.

   В заключение

Так ли уж необходима антиблокировочная система для современного автомобиля? Наличие подобной «умной» электроники дополнительно подстраховывает водителя от форс-мажоров на дорогах. Она самостоятельно оценивает силы скольжения, сама блокирует и отпускает колеса в необходимые моменты времени. Водителю эти переходы будут даже незаметны, поскольку все отработано до автоматизма и занимает какие-то доли секунды. Особенно полезной ABS становится для начинающих водителей, которым трудно постигать момент срыва колес в блокировку. Она позволяет им нажимать на педаль тормоза, не задумываясь о заносах, и сохранять, при этом, возможность совершения плавного маневра.

Между тем, даже на старых машинах был известен подобный принцип работы, только выполнялся он вручную, а точнее “вножную”. При экстренном торможении требовалось многократно отпускать и нажимать педаль тормоза, чтобы не допустить заноса. Однако это приводило к увеличению тормозного пути и не всегда было на 100% эффективным. Применение такого принципа в АБС-системе и его автоматизация исключили необходимость совершать многократное нажатие педали водителем.

На этом обсуждение особенностей и преимуществ такой конструкции предлагаю закончить. Читайте блог в последующих выпусках — будет много полезного об автомобиле и его эксплуатации. А на сегодня всем пока!

С уважением, автор блога Андрей Кульпанов

Автор:Андрей


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости