Как только на дорогах появились автомобили с инжекторной системой подачи топлива, перед автомобильными конструкторами встала непростая задача, суть которой заключалась в улучшении экологических свойств двигателя. Результатом данной работы стало устройство, которое называется адсорбер. Он установлен на большинстве современных автомобилей, но водители до сих пор не знают, что это и для чего он предназначен.
Данное устройство расположено под капотом автомобиля рядом с воздухозаборником. Само по себе оно напоминает емкость цилиндрической формы, чаще всего, окрашиваемая черным цветом. Сама «банка» адсорбера наполнена специальным углем, который предназначен для поглощения вредных веществ. Этот уголь предназначается для поглощения паров бензина с целью отделения углеводорода. Делается это для того, чтобы не допустить проникновения вредного вещества в атмосферу.
Уголь располагается внутри специальной пластины, которая преобразует механическую энергию в тепловую. Пластина изготовлена из полимерных материалов, а к ее составу предъявляются очень жесткие требования. Это связано с тем, что она играет очень важную роль, а значит, ее брак абсолютно недопустим.
Кроме того, корпус адсорбера нельзя подвергать механическим воздействиям. Необходимо знать, что его конструкция выполнена таким образом, что от целостности банки зависит качество работы устройства. Если нанести ей значительные повреждения, то она станет не герметичной, а значит, бессмысленной, поэтому к адсорберу нужно относиться как можно аккуратнее.
Вероятнее всего вы подумали, что адсорбер подключен к выхлопной системе. На самом деле это не так, он подключен к бензобаку и работает только в то время, когда двигатель выключен. Принцип действия при этом заключается следующий:
В чем польза этого устройства? Прежде всего, сокращается количество вредных веществ, выходящих в атмосферу. Напомним, что пары бензина являются одними из них. Кроме того, происходит, хоть и незначительная, но все же, экономия топлива, что немало важно для любого водителя.
Как и любое другое устройство, иногда адсорбер тоже может выйти из строя. Это связано с тем, что его фильтр не вечный и имеет свойство загрязняться. Однако тут необходимо учесть, что такое загрязнение может произойти не только после появления на корпусе небольшой трещины или отверстия, причиной которых являются механические повреждения или плавление. Избыточное давление паров в баке, тоже может вывести адсорбер из строя.
Чтобы проверить его исправность, необходимо открыть крышку бензобака. Если появится сильное шипение, значит, давление слишком большое и адсорбер нуждается в замене. Кроме того, признаками этого могут быть существенные падения оборотов двигателя. В некоторых случаях мотор может вовсе заглохнуть без каких-либо причин. Поэтому диагностировать и вовремя меня адсорбер определенно надо.
Вот и все, что необходимо знать об этом небольшом устройстве. Теперь вы знаете, для чего он нужен вашему автомобилю.
Приветствую вас друзья на сайте ремонт авто своими руками. Для многих автолюбителей название «адсорбер топливной системы» ни о чем не говорит. Есть владельцы, которые даже не знают о существовании такой детали.
Адсорбер топливной системы
Функции, назначение и основные неисправности данного узла и вовсе являются загадкой. Но это не беда. В статье мы восполним «пробелы» в знаниях.
Не секрет, насколько серьезно производители авто относятся к соблюдению экологических стандартов. При этом по нормам евро-3 вредные вещества (в частности, и пары бензина) нельзя допускать в атмосферу.
Ловить эти газы и не давать им выйти за пределы автомобиля – вот для чего нужен адсорбер. В качестве абсорбента, который берет на себя функцию поглощения, выступает обычный активированный уголь. Чтобы было более понятно, конструкцию и принцип работы адсорбера рассмотрим на примере ВАЗ-2110-12.
В указанных выше моделях устройство для улавливания паров бензина состоит из нескольких основных элементов.
Не секрет, что наибольший объем паров бензина находится в баке автомобиля. Они поднимаются в верхнюю точку емкости и скапливаются у горловины. Вот здесь-то вредные газы и ожидает «ловушка».
Они попадают в сепаратор, превращаются снова в жидкость (путем конденсирования) и возвращаются на свое законное место – в топливный бак.
Но не все пары успевают конденсироваться. Остатки проходят через гравитационный клапан по специальным трубкам подаются к абсорберу.
Там уже активированный уголь отлично справляется со своей работой и поглощает вредные пары. Но в таком режиме адсорбер ВАЗ работает, когда машина обездвижена, и двигатель не заведен.
В обратной ситуации принцип действия отличается – при работающем двигателе ЭБУ дает команду на открытие электромагнитного клапана, что позволяет продуть адсорбер. При этом пары топлива вместе с потоком воздуха проходят через другой клапан, попадают в двигатель и сгорают.
Получается, что устройство выполняет двойную функцию. С одной стороны, исключается любое вредное воздействие на атмосферу, а с другой – экономится топливо (хоть и незначительно). Не будь данного устройства в автомобиле, пары бензина просто бы и испарились, а так они идут «в дело».
Адсорбер не является «бессмертным» и также может выйти из строя. При этом определить поломку можно лишь по ряду косвенных признаков.
К примеру, о неисправности адсорбера может свидетельствовать чрезмерное давление в баке автомобиля. Объяснить это просто – пары накапливаются, а уходить им попросту некуда. Неисправность проявляется себя шипящими звуками во время откручивания крышки.
Второй показатель поломки – плавание оборотов машины на холостых оборотах. Такое явление бывает реже и причин намного больше, чем просто неисправность адсорбера, но упускать его из вида все-таки не стоит.
В упомянутых выше случаях лучший выход – это просто заменить старое устройство и установить новый адсорбер. Тем более что на выполнение работы уйдет не больше 10-15 минут.
Многие не знают, где находится адсорбер. Но здесь все просто. Открывайте капот и отыщите небольшое устройство в форме цилиндра, расположенное в левом нижнем углу подкапотного пространства.
Адсорбер – лишь на первый взгляд незначительный элемент вашего автомобиля. На самом деле он выполняет важные функции и способен сэкономить личный бюджет.
Следовательно, при наличии неисправности не затягивайте с заменой клапана адсорбера или самого устройства. Удачной дороги и конечно же без поломок.
(4 голос, средний: 3,50 out of 5) Loading...
Многих владельцев автомобилей может интересовать вопрос о том, как проверить адсорбер и клапан его продувки когда диагностика показала его неисправность (выскочила ошибка абсорбера). Сделать подобную диагностику вполне можно в гаражных условиях, правда, для этого необходимо будет демонтировать или полностью адсорбер или только его клапан. А чтобы провести такую проверку понадобятся слесарные инструменты, многофункциональный мультиметр (для замера значения изоляции и «прозвонки» проводов), насос, а также источник питания 12 В (или аналогичный аккумулятор).
Содержание
Перед тем как перейти к вопросу о том, как проверить работу адсорбера, вкратце остановимся на описании работы системы улавливания паров бензина (по-английски называется Evaporative Emission Control — EVAP). Это даст более четкое представление о функциях как адсорбера, так и его клапана. Итак, как понятно из названия, система EVAP предназначена для улавливания паров бензина и недопущения попадания их в несгоревшем виде в окружающий воздух. Испарения образуются в топливном баке при нагреве бензина (чаще всего при длительной стоянке под палящим солнцем в теплое время года) или при снижении атмосферного давления (очень редко). Задача системы улавливания топливных испарений состоит в том, чтобы возвращать эти самые испарения во впускной коллектор двигателя и сжигать их вместе с топливовоздушной смесью. Как правило, такая система устанавливается на все современные бензиновые двигатели в соответствии с экологической нормой Евро-3 (был принят в Евросоюзе в 1999 году).
Система EVAP состоит из следующих элементов:
Также дополнительно имеются жгуты проводов, идущие от электронного блока управления двигателем (ЭБУ) к упомянутому клапану. С их помощью обеспечивается управление этим устройством. Что касается адсорбера, то имеет три внешних соединения:
Обратите внимание, что на большинстве автомобилей система EVAP включается лишь при разогретом двигателе («на горячую»). То есть, на холодном моторе, а также на его холостых оборотах система неактивна.
Адсорбер представляет собой некую бочку (или аналогичный сосуд), который наполнен перемолотым углем, в котором, собственно, конденсируются пары бензина, после чего они в результате продувки отправляются в систему питания автомобиля. Долгая и исправная работа адсорбера возможна лишь при его регулярной и достаточной вентиляции. Соответственно, проверка адсорбера автомобиля заключается в том, чтобы проверить его целостность (поскольку корпус может ржаветь) и способность конденсировать пары бензина. Еще старые адсорберы пропускают через свою систему уголь, находящийся в них, чем забивают как систему, так и клапан их продувки.
Электромагнитный клапан продувки адсорбера выполняет непосредственно продувку системы от имеющихся в ней испарений бензина. Выполняется это путем его открытия по команде от ЭБУ, то есть, клапан является исполнительным механизмом. Он находится в трубопроводе между адсорбером и впускным коллектором.
Что касается проверки клапана адсорбера, то, во-первых, проверяется факт того, что он не забит угольной пылью или другим мусором, который может попасть в топливную систему при ее разгерметизации извне, а также углем из адсорбера. А во-вторых, проверяется его работоспособность, то есть возможность открытия и закрытия по команде, идущей от электронного блока управления двигателем. Причем проверяется не только наличие самих команд, но и их значение, что выражается во времени, в течение которого клапан должен быть открыт или закрыт.
Интересно, что в двигателях, снабженных турбокомпрессором, разрежение во впускном коллекторе не создается. Поэтому для работы системы в ней предусмотрен еще один двухходовой клапан, срабатывающий и направляющий пары топлива во впускной коллектор (если давление наддува отсутствует) или на впуск компрессора (если давление наддува имеет место).
Обратите внимание, что управление электромагнитным клапаном адсорбера выполняется электронным блоком на основании большого объема информации от датчиков температуры, массового расхода воздуха, положения коленчатого вала и других. На самом деле алгоритмы, по которым построены соответствующие программы, достаточно сложные. Важно знать, что чем больше расход воздуха двигателем — тем больше длительность управляющих импульсов от ЭБУ до клапана и тем сильнее продувка адсорбера.
То есть, важно не напряжение, которое подается на клапан (оно стандартное и равное общему напряжению в автомобильной электрической сети), а его длительность. Существует такое понятие как «скважность продувки адсорбера». Оно скалярное и измеряется в пределах от 0% до 100%. Нулевой порог показывает, что продувки нет вовсе, соответственно, 100% означает, что адсорбер продувается максимально в данный момент времени. Однако на самом деле это значение всегда находится где-то посередине и зависит от условий эксплуатации машины.
Также понятие скважности интересно тем, что его можно измерить с помощью специальных диагностических программ на компьютере. Примером такого программного обеспечения могут служить программы Chevrolet Explorer или OpenDiag Mobile. Последняя отлично подойдет для проверки адсорбера отечественных автомобилей ВАЗ «Приора», «Калина» и других аналогичных моделей. Обратите внимание, что для работы с мобильным приложением необходим дополнительный сканер, например, ELM 327.
Прежде чем проверять клапан продувки адсорбера, а также сам адсорбер, наверняка будет полезно узнать, какими внешними признаками сопровождается этот факт. Существует ряд косвенных признаков, которые, правда, могут быть вызваны и другими причинами. Однако при их выявлении имеет смысл также проверить и работу системы EVAP, а также входящих в нее элементов.
В некоторых случаях отмечается, что при нарушении нормальной работы системы улавливания паров бензина, запах топлива может попадать в салон. Особенно это актуально при открытых передних окнах и/или когда машина продолжительное время стоит в закрытом боксе или гараже со слабой вентиляцией. Также плохой работе системы способствует разгерметизация топливной системы, появление мелких трещин на топливопроводах, заглушках и так далее.
Теперь переходим непосредственно к алгоритму проверки адсорбера (другое его название — аккумулятор паров топлива). Основная задача при этом — определить, насколько его корпус герметичен и не пропускает ли он топливные испарения в атмосферу. Так, проверку необходимо выполнять по следующему алгоритму:
Корпус адсорбера
Также обязательно необходимо выполнить визуальный осмотр адсорбера. Особенно это касается его корпуса, в частности, очагов ржавления на нем. Если они имеют место, то желательно демонтировать адсорбер, избавиться от упомянутых очагов и покрасить корпус. Обязательно нужно проверить, не просачивается ли уголь из аккумулятора топливных испарений в трубопроводы системы EVAP. Это можно сделать, осмотрев состояние клапана адсорбера. Если в нем имеется упомянутый уголь, то нужно поменять в адсорбере поролоновый сепаратор. Однако, как показывает практика, все же лучше заменить адсорбер полностью, чем заниматься самодеятельными ремонтами, которые не приводят к успеху в долгосрочной перспективе.
Если после проверки оказалось, что адсорбер находится в более-менее работоспособном состоянии, то имеет смысл проверить его электромагнитный клапан продувки. Сразу стоит оговориться, что у некоторых машин, в силу их конструкции, некоторые действия будут отличаться, присутствовать или отсутствовать некоторые из них, однако в целом логика проверки всегда будет оставаться одинаковой. Итак, для проверки клапана адсорбера необходимо выполнить следующие действия:
Клапан адсорбера
Также клапан адсорбера можно проверить с помощью многофункционального мультиметра, переведенного режим омметра — прибора по измерению значения сопротивления изоляции электромагнитной обмотки клапана. Щупы прибора необходимо расположить на выводах катушки (местах, где к нему подключаются провода, идущие от электронного блока управления, существуют различные конструкторские решения), и проверить сопротивления изоляции между ними. У нормального, исправного, клапана это значение должно находиться приблизительно в пределах 10…30 Ом или незначительно отличаться от этого диапазона. Если значение сопротивления маленькое — значит, имеет место пробой электромагнитной катушки (короткое межвитковое замыкание). Если же значение сопротивления будет очень большое (исчисляемое в кило- и даже мегаомах), то имеет место разрыв электромагнитной катушки. И в том и в другом случае катушка, а значит, и клапан, будет непригодна для использования. Если она запаяна в корпус, то единственным выходом из ситуации будет полная замена клапана на новый.
Обратите внимание, что у некоторых автомобилей допускается высокое значение сопротивления изоляции на катушке клапана (в частности, до 10 кОм). Уточняйте эту информацию в мануале к вашему автомобилю.
Таким образом, чтобы знать, как проверить, исправен ли клапан адсорбера, необходимо его демонтировать, и проверить в гаражных условиях. Главное при этом знать, где находятся его электрические контакты, а также выполнить механическую ревизию устройства.
Сразу стоит отметить, что и адсорбер и клапан в большинстве случаев ремонту не подлежат, соответственно, их нужно заменить на аналогичные новые узлы. Однако что касается адсорбера, то в некоторых случаях со временем в его корпусе выгнивает поролон, из-за чего уголь, находящийся в нем, забивает трубопроводы и электромагнитный клапан системы EVAP. Гниение поролона происходит по банальным причинам — от старости, постоянных перепадов температур, воздействия влаги. Можно попытаться заменить поролоновый сепаратор адсорбера. Однако это можно сделать не со всеми агрегатами, некоторые из них являются неразборными.
Если проржавел или прогнил корпус адсорбера (обычно также от старости, перепада температур, постоянного воздействия влаги), то его можно попытаться отреставрировать, однако лучше не испытывать судьбу, и заменить его на новый.
Аналогичные рассуждения справедливы и для электромагнитного клапана системы улавливания паров бензина. Большинство этих агрегатов являются неразборными. То есть, электромагнитная катушка запаяна в его корпус, и при выходе ее из строя (пробой изоляции или разрыв обмотки) заменить ее на новую не получится. Аналогично и с возвратной пружиной. Если она ослабла со временем, то можно попытаться заменить ее на новую, однако сделать это получается не всегда. Но несмотря на это, все же лучше выполнить подробную диагностику адсорбера и его клапана с тем, чтобы избежать дорогостоящих покупок и ремонтов.
Некоторые автовладельцы не хотят уделять внимание ремонту и восстановлению системы улавливания паров бензина, и попросту «глушат» ее. Однако такой подход не является рациональным. Во-первых, это действительно влияет на экологию, и особенно это заметно в крупных мегаполисах, которые и так не отличаются чистотой окружающей среды. Во-вторых, если система EVAP будет некорректно работать или не функционировать вовсе, то периодически из-под крышки бензобака будут выходить пары бензина под давлением. И это будет происходить настолько чаще, насколько большая температура будет в объеме бензобака. Такая ситуация опасна по нескольким причинам.
Во-первых, нарушается герметичность крышки бака, у которой со временем нарушается уплотнитель, и автовладельцу наверняка придется периодически покупать новую крышку. Во-вторых, пары бензина не только имеют неприятный запах, но и вредны для человеческого организма. А это опасно при условии, что машина стоит в закрытом помещении с плохой вентиляцией. Ну и в-третьих, топливные пары попросту взрывоопасны, и если они будут выходить из бензобака в то время, когда рядом с машиной будет находиться источник открытого огня, то возникает пожароопасная ситуация с весьма печальными последствиями. Поэтому не нужно «глушить» систему улавливания топливных паров, вместо этого лучше поддерживать ее в работоспособном состоянии и следить за адсорбером и его клапаном.
Проверка адсорбера, а также его электромагнитного продувочного клапана не составляет больших трудностей даже для начинающих автовладельцев. Главное знать, где расположены указанные узлы в конкретном автомобиле, а также как они подключаются. Как показывает практика, при выходе из строя как одного так и другого узла, ремонту они не подлежат, поэтому их нужно менять на новые. Что касается мнения о том, что систему улавливания топливных паров нужно глушить, то его можно отнести к заблуждениям. Система EVAP должна нормально работать, и обеспечивать не только экологичность окружающей среды, но и безопасную эксплуатацию автомобиля в различных условиях.
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Окружающая среда загрязняется не только по причине функционирования производств (фабрик и заводов). Автомобили также негативно влияют на качество воздуха. С каждым годом их становится все больше, особенно в городах-миллионниках. Мало кто из владельцев авто задумывается о предотвращении вредного воздействия выхлопных газов, а зря. Предотвратить негативное воздействие выхлопов поможет адсорбер. Какую функцию выполняет устройство?
В 21 веке все больше технологий направлены на сохранение окружающей среды. Одно из таких устройств – адсорбер, оно есть в каждом авто. Деталь помогает снизить концентрацию выбросов, уменьшить расход бензина. При движении машины производят пары углевода, которые в большом количестве наносят ущерб окружающей среде. Для минимизирования вреда производители в обязательном порядке устанавливают абсорбер. Это устройство находится под воздухозаборником, справа в моторном отсеке. Оно имеет небольшие размеры и узнать его можно по черному цвету.
Основная функция адсорбера – поглощать газы и предотвращает их поступление в воздух. За счет чего они поглощаются? Эту задачу выполняет уголь, через него выделяемые пары отправляются на дожиг.
Для чего нужен адсорбер в автомобиле? Оно стабилизирует работу двигателя, предотвращает возможные сбои. Еще одна функция устройства – поддержания нужного уровня давления в баке с топливом. Именно благодаря ему вы можете без проблем открыть бензобак. А вот если его не будет, вам вряд ли удастся снять крышку.
Он успешно предотвращает загрязнение воздуха, к тому же он экономит используемое топливо и уменьшает его расход.
Возможно, вам будет интересно узнать, по какому принципу работает это устройство и каким образом оно уменьшает концентрацию выхлопов. Он связан с вентиляционной системой, впускной клапан соединяется с клапаном адсорбера. Пары образуются в баке автомобиля, затем они поднимаются в верхнюю часть, после чего оказываются в сепараторе. В нем они конденсируются и вместо пара образуется жидкость, она снова возвращается в бак. Те пары, которые не прошли конденсацию, направляются в адсорбер и здесь их поглощает уголь. Этот процесс происходит только если машина не заведена.
Если автомобиль заведен и двигатель работает, клапан открывается и адсорбер продувается. В результате топливные пары попадают в двигатель и сгорают.
Так же, как и другие детали авто, адсорбер также нуждается в техническом обслуживании. При его отсутствии уголь загрязняется, и фильтрация паров осуществляется частично. В некоторых случаях он ломается, определить поломку можно по нескольким признакам.
Вам нужно открыть бензобак, при снятии крышки вы услышите шипящий звук. Это означает, что вам пора посетить СТО. Также проблемы в работе устройства можно определить по уменьшению оборотов, прогрев двигателя должен быть не более 60 градусов, на холостом ходу. Отсоедините шланг, расположенный между коллектором и клапаном, затем заглушите его. Его после заглушки проблема не исчезла, адсорбер действительно не работает.
Неисправность устройства провоцирует проблемы с работой двигателя, повышение концентрации токсичных веществ в выхлопах, ухудшение ходовых качеств.
Мужской интернет-журнал Mensweekly.ru
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453