С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Аварийное торможение автомобиля


Способы торможения автомобиля

Не каждый водитель, надавливая на педаль тормоза, задумывается о том, каким именно видом торможения он пользуется, и о том, какие процессы при этом протекают в устройстве автомобиля. А между тем разновидностей торможения множество. В этой статье мы подробно их разберём.

Виды

Виды торможения автомобиля выделяются в зависимости от уровня динамики транспортного средства во время этого процесса. Всего известно шесть распространённых разновидностей торможения:

Скидки на новые автомобили! Выгодный кредит от 9.9%Рассрочка 0%
  • полное;
  • частичное;
  • экстренное;
  • аварийное;
  • служебное;
  • стояночное.

Полное

При полном торможении автомобиль интенсивно сбрасывает скорость. Происходит это до тех пор, пока транспортное средство не остановится на одном месте.

Частичное

При частичном торможении машина постепенно сбрасывает скорость. Однако в результате этого процесса транспортное средство не останавливается, а просто снижает динамику своего передвижения.

Экстренное

Этот вид разрешено использовать только в том случае, если ему невозможно подобрать альтернативу. Например, во избежание аварии. В правилах дорожного движения говорится, что даже внезапно включившийся красный сигнал светофора не обязывает водителя применить экстренное торможение. В такой ситуации не нужно вдавливать педаль тормоза в пол, а лучше завершить манёвр.

При таком виде остановки автомобиль сбрасывает скорость очень резко. С момента начала снижения динамики до полной её потери проходит очень короткий промежуток времени, который часто оказывается недостаточным, для того чтобы находящийся позади тормозящего авто водитель успел сориентироваться и тоже остановить своё транспортное средство.

Аварийное

Аварийное торможение — это процесс остановки автомобиля, в котором не используется его тормозная система. Такое бывает в том случае, если тормоза транспортного средства отказали. Тогда водителю придётся осуществить управляемый удар о препятствие, чтобы остановить авто.

Такой процесс также называют контактным. При нём безопасности ради рекомендуется использовать такие части машины, как крылья, мягкие части кузова, обшивку дверей. Эти предметы должны уменьшить последствия столкновения с препятствием.

Удар лучше делать скользящим, а не лобовым. Поэтому при таком виде остановки транспортного средства ни в коем случае нельзя бросать руль и прекращать управление. Водитель должен будет ювелирно выстроить траекторию движения автомобиля.

Служебное

Это самый плавный вид перехода автомобиля в статичное положение. Водитель при нём заранее назначает место, в котором автомобиль полностью должен потерять свою динамику. Человек, управляющий транспортным средством, сначала перестаёт газовать, а затем понемногу начинает тормозить. В результате машина сбрасывает скорость легко и постепенно.

Стояночное

Это статичное положение автомобиля во время его стоянки. В машинах с механической коробкой переключения передач достигается посредством поднятия рычага ручника. В транспортных средствах с автоматической коробкой передач происходит при помощи переключения рычага на режим паркинга.

Теперь пришло время поговорить о том, какие бывают способы торможения.

Способы

Способы торможения автомобиля различаются в зависимости от того, как в момент остановки и сбрасывания скорости работают системы автомобиля.

Известны следующие способы:

  • торможение двигателем, которое осуществляется с помощью коробки переключения передач;
  • торможение двигателем, подразумевающее значительное усилие для остановки;
  • остановка импульсами;
  • ступенчатое торможение, при котором прикладывается повышенное или пониженное усилие.

Торможение двигателем

Если водитель автомобиля передвигается в спокойном темпе, такой вид остановки и сбрасывания скорости можно назвать самым подходящим и эффективным.

При таком процессе водитель авто на МКПП включает пониженную передачу, чтобы обороты двигателя перешли в сокращённый режим. В автомобилях с АКПП передачу переключает автоматическая система.

Можно считать, что торможение двигателем началось, если водитель отпустил педаль газа. Из-за этого количество поступающего в движок топлива уменьшается и машина начинает терять скорость, ведь уменьшается тяга, которая передаётся колёсам.

При недостаточности такого тормозного усилия водитель начинает постепенно переключать передачи на более низкие. Чем ниже передача, тем большее усилие будет использовано для остановки автомобиля.

Такой вид применим в любых условиях. Как при передвижении по городу, так и при езде по трассе. Но поистине незаменимым его можно считать в ситуации прохождения спусков и подъёмов, а также в том случае, если езда осуществляется в плохих погодных условиях.

Стоит обратить внимание на то, что при затяжном спуске водитель может долго держать нажатой педаль тормоза. Это отрицательно сказывается на эффективности процесса сбрасывания динамики. Ведь колодки могут перегреться. Это значит, что результат тормозных мероприятий вскоре может разочаровать водителя.

При таком спуске важно верно подобрать передачу для движения. Чтобы после того, как человек отпустит педаль тормоза, автомобиль не понёсся стремглав, а лучше — и вовсе не разогнался бы.

Значительное усилие для остановки

Применяется при экстренном торможении. Если автомобиль едет на большой скорости с включённой, скажем, пятой передачей и вдруг возникает аварийная ситуация, при которой необходимо моментально остановиться, водитель может включить сразу первую передачу, при которой торможение будет максимально эффективным.

Однако нужно помнить, что такой способ торможения не может применяться часто. Он подразумевает колоссальную нагрузку на двигатель и коробку передач. Перетрудившись, эти механизмы могут просто выйти из строя.

Однако, когда речь идёт о жизни и здоровье водителя и его пассажиров, о состоянии деталей транспортного средства думать не приходится.

Импульс

Импульсом называется короткий отрезок времени, который начинается, когда водитель нажимает на педаль тормоза, и заканчивается, когда педаль отпущена.

Таким образом, шофёр прерывистыми нажатиями на тормоз сбрасывает скорость автомобиля. При таком способе потери динамики транспортного средства используется только тормозная система, а не двигатель и не коробка передач.

Стоит отметить, что при таком способе педаль выжимается до конца, а затем отпускается. Применять такой вид торможения рекомендуется на тех транспортных средствах, которые не оборудованы системой ABS. В тех машинах, которые такой системой оборудованы, импульсное торможение происходит в автоматическом режиме. В этом случае всё, что требуется от водителя — нажать тормоз до упора и ждать, когда автомобиль остановится. Работу ABS в такой ситуации можно почувствовать как лёгкую вибрацию педали.

Некоторые автолюбители считают, что такой вид торможения является самым эффективным. Однако сколько людей, столько и мнений.

Иногда такой способ также используется в одной связке с торможением двигателем, который, напомним, основан на включении пониженной передачи.

Ступенчатое торможение

Самый распространённый способ, которым, не задумываясь о том, пользуется каждый водитель автомобиля. Оно может осуществляться с понижением либо повышением усилия.

  • Остановка с понижением усилия используется при хороших погодных условиях, когда водитель едет на большой скорости и уверен в том, что сцепление шин с дорогой отличное. Сначала он выжимает педаль тормоза до упора. Автомобиль быстро сбрасывает скорость. Когда он начинает ехать медленней, водитель отпускает педаль и начинает нажимать её потихоньку, чтобы контролировать процесс остановки.
  • Остановка с повышенным усилием используется при плохих погодных условиях во время гололёда или дождя. В этом случае водитель, нажав педаль тормоза, уже не отпускает её. Таким образом он может проверить, какое расстояние ему потребуется для полной остановки транспортного средства.

Знания о том, какие бывают виды и способы торможения, покажутся бесполезными, если не поговорить о том, как правильно затормозить при возникновении экстренной ситуации. Итак, ниже мы опишем алгоритм действий водителя при остановке машины в условиях дорожного форс-мажора.

Тормозим в экстренной ситуации

Существует шутка о том, что в экстренной ситуации можно тормозить любым способом, только не головой. Мы надеемся, что при возникновении аварийных условий голова у вас как раз будет работать на полную и вы вспомните описанный нами самый простой способ торможения в экстренной ситуации:

  • Сначала немного надавливаем на тормоз, чтобы машина немного сбросила скорость.
  • Когда почувствовали потерю в динамике, нажимаем на тормоз до конца. Ждём ощущения полной недвижимости колёс.
  • Далее, отпускаем педаль до положения, которое мы описали в пункте №1.
  • Через мгновение снова тормозим «в пол».

Описание этого процесса создаёт ложное впечатление его длительности. Однако, по сути, все эти манипуляции должны уложиться примерно в две секунды.

Для того чтобы эффективно разобраться в том, как это делать и для чего, проведите тест на пустой и ровной дороге. Разгоните свой автомобиль и попробуйте затормозить указанным способом. Если дорожные условия позволяют, отработайте эти действия до автоматизма, а заодно запомните, какой отрезок пути необходим вам для полной остановки автомобиля и при какой скорости.

Мы надеемся, что знания о способах экстренного или аварийного торможения никогда вам не понадобятся. Однако расширение теоретической базы о процессе вождения никому ещё не мешало.

Удачи вам на дорогах.

Способы торможения, аварийное торможение, способы торможения в штатных и нештатных ситуациях. Основные способы торможения автомобиля. Какие бывают методы торможения авто?

Торможение является одним из наиболее сложных автомобильных маневров. Для безопасного и эффективного управления автомобилем, водитель должен обладать определенными навыками и знаниями, позволяющими правильно использовать разные способы торможения авто.

Виды торможения автомашины

Существует шесть основных типов торможения:

  1. Частичное торможение. Данный вид торможения заключается в постепенном снижении скорости, но без полной остановки авто.
  2. Полное торможение. Торможение такого типа, как и предыдущее, основывается на постепенном снижении скорости, однако с одним отличием — снижение скорости производится вплоть до остановки авто.
  3. Стояночное торможение. В таком случае автомобиль полностью фиксируется в одном положении с помощью ручного тормоза. К примеру, если нужно на определенное время оставить авто у обочины, возле магазина, у вокзала, на парковке и так далее.
  4. Аварийное торможение. Данный тип торможения применяется лишь в экстренных ситуациях, когда главные системы регулировки скорости езды не срабатывают. К примеру, при выходе тормозной системы из строя либо при наличии прочих повреждений. В данном случае можно использовать для торможения отдельные компоненты конструкции авто — мягкие части кузова, крылья, обшивку дверей, которые способны уменьшить силу удара при вероятном столкновении.
  5. Служебное торможение. Этот вид торможения может использоваться в любых стандартных условиях вождения, с полной либо частичной остановкой авто. При служебном торможении процедура снижения скорости полностью происходит под контролем водителя, учитывая способ торможения и безопасность всех пассажиров.
  6. Экстренное торможение. Этот вид используется лишь в экстренных ситуациях для предотвращения возможных ДТП. Главная задача экстренного торможения — максимально безопасно и быстро снизить скорость, учитывая воздействие внешних факторов.

Наиболее эффективные методы торможения:

  1. Торможение мотором и КП.
  2. Торможение мотором с усилием.
  3. Ступенчатое торможение — с повышенным либо пониженным усилием.
  4. Импульсивное торможение.

Способ торможения авто двигателем машины и КПП, техника торможения подробно, почему этот способ подходит для торможения механики

Самый простой и эффективный метод при спокойном движении — торможение мотором и КПП. Этот метод предусматривает включение пониженной передачи, чтобы снизить обороты мотора и уменьшить скорость передвижения. Актуально для авто с МКПП.

Как только вы отпускаете педаль газа, начинается торможение мотором. Это происходит в результате уменьшения подачи горючего в мотор, из-за чего происходит снижение тяги, передаваемой на колеса  посредством КПП.

Если тормозного усилия мало, начинаем постепенно переключаться с пятой на четвертую передачу, затем на третью и т. д. При этом, помните, чем передача ниже, тем тормозное усилие сильнее.

Технически это происходит следующим образом. Когда водитель отпускает педаль газа, сцепление сохраняется на включенной передаче. Отпуская педаль тормоза, выжимаем сцепление и включаем более низкую передачу, подходящую режиму движения. После этого медленно отпускаем педаль сцепления.

Торможение мотором можно применять в любых ситуациях на дороге, однако особенно полезно использовать такую возможность при плохих погодных условиях и при прохождении спусков, когда сцепление шин с дорогой ослабевает.

Здесь стоит сказать и о езде по затяжным спускам. Многие автовладельцы даже не знают, что если долгое время жать на тормозную педаль, постоянно притормаживая, то тормозные колодки и диски перегреваются, а эффективность торможения падает. Если на тормоза в таком состоянии попадет вода, они вполне могут сломаться.

Чтобы этого не произошло, следует грамотно подбирать передачу (при отпускании педалей тормоза и газа, ТС не должно разгоняться), которая соответствует крутизне склона (чем склон круче, тем передача ниже) и двигаться, притормаживая мотором, работая, при этом, лишь педалью газа и не трогая тормозную педаль. Для ускорения жмем на педаль газа, а для торможения — отпускаем газ.

Способ торможения двигателем с усилием, почему этот вид торможения применяют в экстренных ситуациях, особенности данного вида торможения

Этот способ торможения используется в некоторых экстренных случаях, к примеру, если не сработала основная тормозная система авто. В данном случае есть возможность переключиться с пятой сразу на вторую передача или даже на первую.

Однако низкая передача, не соответствующая данной скорости, может привести к ускоренному замедлению езды авто, но, при этом происходит достаточно большая нагрузка на мотор и КП, что способно вывести из строя механизм. Впрочем, в экстренном случае это не столь важно. Между мотором и собственной жизнью, полагаю, каждый выберет второе.

Способ торможения автомобиля нажимая педаль тормоза до упора, импульсное или прерывистое торможение, подробное описание техники торможения, на каких авто эта техника не применяется

Прерывистое или импульсное торможение используется, чтобы уменьшать скорость движущегося авто при помощи тормозной системы. Реализуется посредством выжимания до упора тормозной педали с непродолжительным отпусканием тормозов. Актуально для авто, не оборудованных системой ABS.

Продолжительность и частота нажатий, при этом, зависимо от ситуации может отличаться. Первоначальное тормозное усилие должно быть не слишком интенсивным, во избежание вероятной блокировки ведущих колес, однако должно быть на линии блокировки.

Далее идет неполное непродолжительное ослабление усилия торможения, после чего опять торможение на линии блокировки. И так до достижения нужной скорости езды или до полной остановки авто.

Как правило, этот способ торможения применяется одновременно с торможением мотором.

На авто, которые оснащены системой ABS, автоматически производится импульсное торможение. Водитель должен до упора выжать тормозную педаль и удерживать ее в таком состоянии. ABS не позволит колесам заблокироваться, систематически ослабляя тормозное усилие. Водитель, при этом, будет ощущать вибрацию на тормозной педали, что и свидетельствует о срабатывании антиблокировочной системы тормозов.

Ступенчатое торможение автомобиля с повышенным усилием (техника торможения при плохих погодных условиях) и с пониженным усилием

По сути, это именно тот вид работы тормозной педалью, который используют все водители:

  1. С понижением усилия. Данный вариант применяется в случае, если сцепление шин с дорогой достаточно хорошее, что дает возможность управлять авто на высокой скорости. Чтобы затормозить, педаль тормоза необходимо выжать до упора и задержать на некоторое время ,что позволит снизить скорость езды максимально быстро. Все последующие нажатия должны быть непродолжительными и быстрыми, которые дадут возможность контролировать степень торможения автомобиля.
  2. С повышением усилия. Данное торможение применяется при езде во время плохих погодных условий. В таком случае увеличивается продолжительность влияние и усилие на педаль тормоза. Таким образом, автомобилист «сканирует» качество дороги, проверяя свое авто на способность совершать необходимые маневры.

Советы профи

Еще очень много можно рассказать о способах торможения, тем более, что на самом деле, их гораздо больше, чем можно вообще себе представить. Из следующего видео вы можете узнать дополнительные сведения о различных методах торможения автомобиля.

  • Машина не заводится в мороз, причины, как устранить, полезные советы
  • Медкомиссия на водительское удостоверение 2019
  • Разрядка аккумулятора, как предотвратить разрядку аккумуляторной батареи автомобиля
  • Потеет фара изнутри, что делать
  • Трещины и сколы на лобовом стекле, ремонт лобового стекла своими руками
  • Отопитель ваз 2107. Плохо греет печка ваз 2107: как отремонтировать печку на ВАЗ 2107
  • Незамерзайка, что это такое и как правильно её выбрать
  • Подогрев сидений автомобиля, накидки с подогревом на сиденье автомобиля, отзывы пользователей
  • Как заменить лампочку в автомобиле
  • Масло в коробке передач, почему пенится масло
  • Как правильно произвести полировку кузова автомобиля своими руками
  • Выбираем легкосплавные диски, положительные стороны легкосплавных и кованых колесных дисков.
  • Как поменять фильтр на автомобиле своими руками
  • Атермальная тонировка пленкой «Хамелеон», что это такое, как правильно выбрать пленку
  • Преимущества и недостатки штампованных металлических дисков по сравнению с литыми, полезные советы
  • Жесты и световые сигналы водителями
  • Тюнинг Ваз 2114: доработка ваз 2114, обо всем понемногу
  • Дроссельная заслонка, чистка дроссельной заслонки своими руками
  • Lada Vesta официальные версии. Преимущества и недостатки Lada Vesta
  • Как отремонтировать моторедуктор печки ВАЗ 2110
  • Блок управления печкой Калина: устройство, ремонт и замена блока управления печки Калина
  • Что такое пневмотестер, как оценить его показания?
  • Масляный насос ВАЗ 2107, ремонт и замена масляного насоса своими рукам
  • Что делать если автомобиль застрял в снегу, полезные советы
  • Автолампы: светодиодные, галогенные, лед лампы Как подобрать лампы в автомобиле
  • Причины утечки антифриза: неисправна система охлаждения, радиатор охлаждения, радиатор печки, неисправности в соединениях, антифриз в моторном масле.
  • Как сфотографировать автомобиль для продажи, полезные советы
  • Как выбрать автосервис (и при этом сэкономить), полезные советы
  • Как завести машину зимой, полезные советы
  • Что может стучать в автомобиле? Как определить причину стука?
  • Как провести диагностику автомобиля своими руками
  • Автономный предпусковой подогреватель, автономный подогреватель с дистанционным или программируемым запуском
  • Замена сайлентблока рычага передней подвески, как заменить сайлентблоки передней подвески своими руками?
  • Датчик холостого хода неисправности ВАЗ Признаки неисправности датчика холостого хода ВАЗ 2110, 2107, 2109. Замена датчика холостого хода своими руками
  • Надо ли прогревать двигатель?
  • Как самому почистить дроссельную заслонку?
  • ВАЗ инжектор плохо заводится в мороз, что делать
  • Как заменить вилку сцепления ВАЗ?
  • Замена диска сцепления 2110. Как заменить диск сцепления 2110 без снятия коробки передачи?
  • Что такое кодграббер, как он работает и существует ли защита от него

Процесс торможения автомобиля

Манёвр торможения является одним из основных для безопасного управления автомобилем. Трудность его выполнения является одной из основных причин возникновения ДТП с тяжкими последствиями. Манёвр, предназначенный для повышения безопасности, может выйти из-под контроля и привести к потере устойчивости и управляемости автомобиля из-за блокирования колёс при интенсивном торможении, особенно при низком коэффициенте сцепления шин с дорогой. Ошибки при торможении могут спровоцировать критический занос, снос, вращение и опрокидывание автомобиля.

Правильное управление процессом торможения включает в себя:

  • максимальное использование сцепление колёс с дорогой;

  • сохранение прямолинейного движения при торможении;

  • торможение двигателем с одновременным переключением передач «вниз»;

  • умение останавливать автомобиль и автопоезд при отказе тормозов.

Автомобиль замедляется под действием тормозных сил на передних и задних колесах. На движущийся автомобиль действуют также силы инерции, действующие выше поверхности дороги и создающие момент относительно точек контакта колёс с дорогой. Под ее действием при торможении передние колёса догружаются, а задние — разгружаются.

Максимальная тормозная сила определяется не только усилием на педаль тормоза. Она зависит от нагрузок, приходящихся на колёса, и от сцепления колеса с дорогой. Чем сильнее нагружено колесо, тем больше тормозная сила. Сцепление колёс с дорогой зависит от степени проскальзывания колеса по поверхности. Максимальный коэффициент сцепления достигается при частичном проскальзывании 10-15%. А при полном проскальзывании коэффициент сцепления может падать почти вдвое. При экстренном торможении нельзя доводить колёса до полного проскальзывания (юза). Кроме того, сцепление зависит от состояния покрытия дороги и от того, насколько изношено колесо. Так, на мокром асфальте сцепление примерно в 2 раза меньше, а при гололёде в 10 раз меньше, чем на сухом асфальте. Соответственно уменьшается тормозная сила и увеличивается тормозной путь.

Если колесо полностью заблокировано, то по поверхности дороги трётся один и тот же участок шины. При этом резина истирается так же, как ластик, которым вы убираете карандашную линию на бумаге. 06разуются резиновые катышки, по которым заблокированное колесо движется как по каткам. Еще одна серьезная опасность блокировки колёс – это потеря управляемости, когда даже незначительные боковые силы, воспринимаемые от неровностей дороги или появляющиеся благодаря силам инерции, приводят к заносу автомобиля, автопоезда. Это, в свою очередь, приводит к уводу транспортного средства от своей полосы движения и способствует созданию аварийных ситуаций для всех участников движения.

Классификация приёмов торможения

Различают служебное, экстренное и аварийное торможение.

Служебное торможение(с интенсивностью замедления менее 3 м/с2) не связано с дефицитом времени для замедления или остановки автомобиля и в нормальных условиях движения является наиболее приемлемым, так как осуществляется в комфортной зоне отрицательных ускорений.

Экстренное торможениеиспользуется в критических ситуациях, связанных с дефицитом времени и расстояния. Оно реализует самое интенсивное замедление с учётом тормозных свойств автомобиля, а также возможностей водителя применить традиционные или нетрадиционные приёмы в зависимости от коэффициента сцепления шин с дорогой и других внешних условий.

Аварийное торможениеприменяется при выходе из строя или отказе рабочей тормозной системы и во всех других случаях, когда эта система не позволяет добиться необходимого эффекта.

Импульсное торможение

К импульсному торможению относят два способа - прерывистый и ступенчатый.

Прерывистое торможение - периодическое нажатие на педаль тормоза и полное её отпускание. Основной причиной, вынуждающей временно прекратить действие тормозных механизмов, является блокировка колёс. Такой способ применяется на неровной дороге и там, где чередуются участки с разными коэффициентами сцепления, например асфальт со льдом, снегом и грязью. Перед наездом на неровность или скользкий участок следует полностью отпускать тормоз.

Эффективность прерывистого способа при экстренном торможении недостаточна, так как временное прекращение действия тормозов влияет на увеличение тормозного пути автомобиля.

Для экстренного торможения характерен ступенчатый способ,который внешне напоминает прерывистый, однако в отличие от прерывистого не имеет пассивной фазы, связанной с полным прекращением действия тормозных механизмов. Для него характерно последовательное увеличение каждого последующего усилия на тормозной педали, а также времени его приложения.

Экстренное торможение

Интенсивность экстренного торможения ограничивается возможностями водителя (владением техническими приемами и способностью сохранять устойчивость и управляемость), автомобиля (эффективностью тормозных систем, качеством шин) и внешними условиями (коэффициентом сцепления шин с дорогой, рельефом местности). Кроме снижения скорости экстренному торможению присущи и действия, позволяющие держать под контролем устойчивость и управляемость автомобиля.

В большинстве случаев применение экстренного торможения связано с эффектом полного или частичного кратковременного блокирования колёс. Контроль над выполнением торможения на грани блокирования колес осуществляется с помощью так называемого «мышечного чувства». У разных водителей имеются значительные различия в возможностях корректировки мышечных усилий при экстренном торможении.

Чаще всего блокирование возникает на задних колёсах автомобиля, так как при торможении нагрузка в автомобиле перераспределяется по осям: передние колёса загружаются, а задние разгружаются. Поэтому многие автомобили имеют специальные регуляторы тормозных сил, ослабляющие действие задних тормозов на ненагруженном автомобиле.

Торможение двигателем и переключение передач

Торможение двигателем не дает большого эффекта замедления в чистом виде, поэтому часто игнорируется водителями. Однако его значимость существенна при управлении автомобилем в условиях низкого коэффициента сцепления и позволяет повысить устойчивость и управляемость автомобиля, его стабильность при экстренных маневрах.

Безопасное управление автомобилем требует, чтобы любой приём торможения выполнялся комбинированным способом, т.е. при включенной передаче выключать сцепление следует практически перед самой остановкой автомобиля.

Приём «перегазовка» выполняется для уравнивания окружных скоростей вращения шестерён, входящих в зацепление. Такой приём помогает избежать рывка автомобиля и не спровоцировать занос на скользкой дороге и, кроме того, уменьшает износ синхронизаторов и увеличивает срок службы КПП. При этом правая стопа водителя осуществляет активное торможение рабочим тормозом, поэтому для выполнения перегазовки необходимо временно прекратить активное торможение или выполнить перегазовку носком (пяткой) правой стопы, не прерывая торможения.

Перегазовка при служебном торможении выполняется за три цикла: выключение повышающей передачи; пауза в нейтральном положении и перегазовка; включение понижающей передачи.

Экстренное торможение требует последовательного переключения передач вниз от прямой передачи до 2-й. Первая передача может включаться в аварийном режиме при отказе рабочей тормозной системы. В этом случае желательно сократить время на перегазовку и изменить структуру приема. Повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя достигается не отдельным нажатием на педаль управления подачей топлива, а замедленным выключением сцепления при открытом дросселе.

Для эффективного торможения при движении на 4-й передаче необходимо одновременно с началом торможения перейти на З-ю передачу. По мере замедления автомобиля, как только скорость снизится примерно до 70 км/ч, следует перейти на 2-ю передачу. Однако многое зависит и от состояния поверхности дороги — так, в гололёд или в дождь следует учитывать максимальную тормозную силу по сцеплению и не превышать её. Начинать торможение на большой скорости нужно без применения тормозов, только за счёт торможения двигателем.

Аварийное торможение

Аварийное торможение может осуществляться стояночным тормозом, а также нетрадиционными способами, в том числе и контактным способом с использованием естественных и искусственных препятствий.

В аварийной ситуации, когда все возможности совершения экстренного маневра были исчерпаны и/или произошёл отказ тормозной системы, большинство водителей из-за неумения и стресса прекращают управление. Однако пассивная безопасность конструкции современного автомобиля позволяет существенно снизить тяжесть последствий ДТП за счёт деформации сминаемых частей кузова, таких как крылья, бампера, багажник.

Появление в автомобиле ABS, ESP, EBSи других систем помощи водителю при торможении, облегчают процесс управления торможением. Но дорожные условия многообразны, и знание приёмов торможения для водителей не бывают лишними.

Аварийное торможение вращением автомобиля Урок

Аварийное торможение вращением.

Приемы экстренного торможения, вращения. Опережающие торможение и разгон для сохранения управляемости автомобиля. Самоучитель экстремального вождения. Технику контраварийного вождения использовать без надобности на дорогах общего пользования - ГЛУПО. Берегите свою жизнь и окружающих! Надеемся что уроки предотвратят не одну аварию и гибель людей. Техника вождения автомобилем в критических ситуациях. Курс включает в себя стабилизацию автомобиля, предотвращение потери управляемости и повышения эффективности торможения.

Одна из самых острых критических ситуаций связана с отказом тормозной системы. Эта ситуация встречается чрезвычайно редко, так как современные автомобили оборудованы двухконтурной тормозной системой, при которой почти всегда исключается полный отказ. Но когда это все же случается, тяжелые последствия неминуемы. Эти ситуации унесли много человеческих жизней на автобусах и грузовых х, оборудованных пневматическими тормозными устройствами, из-за отсутствия давления воздуха в тормозной системе. Легковые автомобили “преклонного возраста” часто попадают в ситуации такого типа при разрыве тормозного шланга, дефекте колесного тормозного цилиндра и во многих других случаях, в том числе и таких, когда водитель не проверил уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра.

Хотя многие специалисты считают, что отказу тормозной системы предшествует ряд признаков, по которым можно спрогнозировать наличие дефектов (увод при торможении, возникновение заноса, ослабление тормозного эффекта), чаще всего это явление вызывает стресс своей неожиданностью и остротой критической ситуации. Опытный водитель тотчас многократно повторяет тормозной импульс, пытаясь повысить давление в тормозной системе, неопытный — продолжает давить на тормозную педаль, доходя до шокового состояния, угнетающего двигательную деятельность.

В некоторых случаях удается снизить скорость даже малоэффективными приемами — торможением двигателем с включением понижающих передач, стояночным тормозом. Но чаще всего для избежания аварийной ситуации необходим нестандартный подход. Вариантами такого подхода могут быть торможение и торможение вращением .

Торможение вращением чрезвычайно эффективно из-за короткого остановочного пути. Механизм его связан с переводом поступательного движения во вращательное и снижением скорости за счет интенсивного бокового скольжения задних колес. Тормозной путь задних колес скручивается в спираль, и этим объясняется высокая тормозная динамика.

Для того чтобы тормозить вращением, нужно выполнить последовательно три операции.

1. Создать начальный импульс вращения, который можно получить:

  • - включением и выключением стояночного тормоза на дуге поворота (повернуть колеса, начать поворот, заблокировать колеса...);
  • - резким включением понижающей подачи при закрытом дросселе (повернуть колеса, резко включить понижающую передачу...);
  • - контрсмещением (повернуть рулевое колесо в сторону, противоположную вращению, начать поворот в другую сторону, резко “открыть газ”...);
  • - контрзаносом (вызвать любым из ранее названных приемов небольшой занос в сторону, противоположную вращению, перевести автомобиль в критический занос в направлении вращения...)

2. Перейти в интенсивное вращение вокруг передних колес скольжением задних за счет их пробуксовки, вызываемой дросселированием.

  • - Для этого надо повернуть колеса на наибольший угол, резко довести частоту вращения коленчатого двигателя до максимальной, создав этим интенсивное буксование задних колес. Удерживать этот режим весь период вращения на 180°.

3. Перевести автомобиль во вращение вокруг задних колес скольжением передних при выключенном сцеплении

  • (см. вращение вокруг задней оси на 180).

Если не удалось полностью прекратить поступательное движение, то можно продолжить вращение, применив для этого операции 2 и 3 одно- или многократно до полной остановки .

  • 1. Если тормозная педаль дошла до пола, а торможения нет—не приходите в отчаяние. Попробуйте одним-двумя импульсами “оживить” тормозную систему и готовьтесь к худшему.
  • 2. Попытайтесь снизить скорость всеми возможными способами: ручным тормозом, ударным включением понижающих передач, боковым скольжением.
  • 3. Когда исчерпаны все возможности для снижения скорости, используйте вращение, если этот прием не создаст опасности для окружающих. Выполните разворот передним ходом, а затем “полицейский разворот” задним ходом. Продолжайте вращение до полной остановки .
  • 4. Если вы никогда не выполняли этот прием торможения, то и не пытайтесь его применять, так как последствия могут быть плачевными.

Хотя данный прием очень эффективен в аварийных ситуациях, связанных с отказом тормозной системы, и в критических — при потере устойчивости

  • (см. ритмический
  • критический занос)
  • он достаточно сложен и требует высокого уровня мастерства из-за большого числа действий по управлению, связанных общей структурой.  

Если координация действий нарушена, то автомобиль вместо вращения переходит в неуправляемое боковое скольжение, которое может окончиться опрокидыванием

  • (см. стабилизация при боковом опрокидывании).
Боковое скольжение может возникнуть и при рефлекторном торможении. Опасность заключается в возврате от вращательного движения к поступательному с выносом на полосу встречного движения или обочину дороги.

Часто новички выполняют торможение вращением непроизвольно, практически не понимая, как это происходит. А происходит это в большинстве случаев благодаря созданию предварительного импульса вращения резким торможением, опозданием реакции на занос и выключением сцепления во второй фазе вращения. Все эти действия позволяют самому автомобилю без помех выполнить разворот на 360°. При этом гасится скорость движения.

Техника торможения вращением схема


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости