С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

B15D2 двигатель замена поршневых колец


О двигателе b15d2 — бортжурнал Daewoo Gentra Sahara 2014 года на DRIVE2

Характеристики двигателяЧетырёхрядный, цилиндровый, бензиновый четырёхтактный двигатель с водяным охлаждением, оснащён распределительными двумя валами, располагаются которые в цилиндровой головке. Шестнадцать клапанов, по четыре на каждый из цилиндров, установлены которые V-образно. Привод распределительных валов осуществляется при помощи цепи от коленчатого вала. Один из двух распределительных валов, управляет целой группой клапанов для впуска, а второй вал – осуществляет управление выпускными клапанами. В клапанном приводе существуют компенсаторы гидравлического плана для тепловых зазоров. Цилиндровый блок отлит из сплава алюминия и соединяет расположенные в ряд, четыре цилиндра. Также в блоке, в расточках цилиндров, имеются установленные гильзы из чугуна. Литая головка у цилиндрового блока из сплава алюминия, изготовлена по схеме поперечной продувки всех цилиндров. В приводе всех клапанов, установлены компенсаторы зазоров.

Коленчатый, стальной, кованый вал имеет опору на коренные пять подшипников со вставными вкладышами. Шейки шатунные расположены все в одной плоскости, с интервалом в 180 градусов. Распределительный чугунный вал, зафиксированный на пяти подшипниках, имеющих алюминиевый корпус, расположен который сверху цилиндровой головки. Распределительному валу вращение передаётся от коленчатого вала в двигатели, при помощи колеса и зубчатого ремня, установлен который на переднем конце распределительного вала.

Установленные на двух распределительных валах зубчатые колеса, обладают одинаковой формой и маркировкой в виде буков Е и I, что соответствует валу, управляющему впускными клапанами, а также выпускными клапанами вала.информацияРаспределительные, новые валы, устанавливаются которые на взаимозаменяемые выпускные и впускные клапаны. Тем не менее, бывшие в эксплуатации валы, не являются взаимозаменяемыми.

Изготовлены поршни из сплава алюминия. На поршнях установлено по паре компрессионных колец и так же, по одному маслосъёмному. Для того чтобы уменьшить поршневое давление на цилиндровую стенку в процессе осевого рабочего хода пальцев поршней, снабжены смещением поперёк от 0, 35 до 1, 65 миллиметров относительно поршневой оси. В сопряжении пальца поршневого непосредственно с поршнем, производителем применяется маневренная посадка, а с верхней шатунной головкой – посадка весьма плотная.

Клапанам движение передаётся прямо от распределительных кулачков вала. Установленные в клапанных толкателях гидрокомпенсаторы, содействуют в двигателе уменьшению шума. Клапанная конструкция привода, удовлетворяет разнообразным условиям весьма напряжённой производительности при большой вращающейся частоте двигателя, а также даёт возможность снизить техническую трудоёмкость газораспределительного обслуживания механизма.

Ну и на заметку

• Состоит автомобильный двигатель из многих хромированных и обработанных на станках деталей, которые поверхностями притёрты друг к другу, имеющие допуски до сотой части миллиметра.

• При обслуживании каждой детали двигателя особенно важно придерживаться чистоты и аккуратности. Для смазки и защиты всех поверхностей в начале эксплуатации двигателя, необходимо при сборке смазывать обильно каждую поверхность скольжения, значительным слоем масла для моторов.

• Двигатель, который полностью исправен, с отрегулированными хорошо всеми системами топливной подачи и зажигания, а так же имеющий исправную аккумуляторную батарею, легко запускается с первой попытки за 3 – 5 секунд.

Как самому заменить поршневые кольца

Необходимость замены поршневых колец может возникнуть как в результате отдельной неисправности или сильного износа самих колец, так и входить в общий комплекс работ по ремонту или тюнингу двигателя. Замена поршневых колец без расточки блока цилиндров или подбор поршневых колец по размеру уже после проведения данной операции предполагает ряд точных измерений при помощи микрометра и нутромера. Также правильная установка поршневых колец на поршень требует соблюдения определенных условий и рекомендаций.

Для оптимального подбора необходимо отдельно учитывать не только размеры поршневых колец по таблице и взаимозаменяемость деталей, но и материал изготовления. Дополнительно потребуется уделить особое внимание вопросу теплового зазора и ряду других особенностей.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как подобрать поршневые кольца по размеру. Из этой статьи вы узнаете о тонкостях и нюансах самостоятельного подбора поршневых колец для бензинового или дизельного двигателя.

Добавим, что во время подбора следует отдельно учитывать тот факт, что в цилиндрах, которые имеют на зеркале покрытие хромом, запрещается использование хромированных поршневых колец.

Назначение и устройство поршневых колец

Для лучшего понимания нюансов касательно диагностики неисправности и замены поршневых колец необходимо сначала рассмотреть их устройство и назначение. Поршневые кольца обеспечивают необходимую герметичность камеры сгорания (надпоршневого пространства) в процессе совершения поршнем возвратно-поступательных движений. Кольца бывают:

  • компрессионными — верхнее (первое) и второе (среднее, промежуточное) кольцо;
  • маслосъёмное кольцо (нижнее);

Компрессионные кольца не позволяют газам из камеры сгорания попадать в картер ДВС. Маслосъёмные кольца осуществляют удаление масла со стенок цилиндра и предотвращают проникновение смазки в камеру сгорания. Кольца имеют немного овальную форму и не являются цельными, так как имеют разрез. Такой разрез называется замком поршневого кольца. Также поршневые кольца обеспечивают до 50% отвода тепла и эффективно охлаждают поршень. Через кольца избыточный нагрев передается на стенки цилиндров. По этой причине к материалам изготовления колец выдвигаются особые требования, так как они подвержены не только механическим, но и температурным нагрузкам.

Поршневые кольца являются стальными или чугунными деталями, которые имеют определенную упругость и способны пружинить. Указанные кольца устанавливаются на головку поршня, то есть на верхнюю часть. На головке выполнены специальные канавки для установки поршневых колец. Поршневые кольца дополнительно покрываются легирующим материалом, который обеспечивает деталям повышенную прочность и добавляет стойкости к износу. Торцевая часть колец имеет специальную форму «бочки», а также покрыта особым антифрикционным легирующим составом.

На торцевую часть колец, которая контактирует со стенками цилиндра, в качестве покрытия наносится олово или медь. Нанесение данного материала обусловлено задачей качественной притирки (приработки) поршневых колец после сборки нового двигателя или проведения капитального ремонта ДВС. Добавим, что поршневые кольца специально не изготавливаются из высокопрочной легированной стали, так как такие кольца не смогут нормально притереться в цилиндре двигателя. По этой причине инженеры и производители всегда выдерживают определенный баланс для достижения необходимой прочности колец, при этом сохранив способность приработки. Решением стало указанное выше нанесение сплавов на поверхность детали.

Признаки износа поршневых колец

Чтобы понять, надо ли менять поршневые кольца, необходимо  изучить симптомы, которые прямо или косвенно укажут на необходимость такой замены. Сразу отметим, что не стоит рассчитывать на ту сумму, которую изначально озвучил механик или автосервис в ответ на вопрос заказчика, сколько стоит замена поршневых колец.

Дело в том, что поменять только поршневые кольца и полностью решить проблему зачастую не удается, так как после вскрытия мотора обычно выявляются дополнительные скрытые дефекты. По этой причине необходимо заранее быть готовым к более серьезным расходам на ремонт двигателя.

Надвигающаяся замена поршневых колец определяется по следующим признакам:

От общего состояния колец и всей ЦПГ зависит показатель компрессии, по которому можно определить состояние мотора. Обычно при описанных выше симптомах компрессия в цилиндрах снижается, растет давление картерных газов.

Потеря мощности, повышение расхода топлива и затрудненный запуск чаще всего являются главными причинами, которые заставляют владельца менять поршневые кольца или делать комплексный ремонт ДВС. Силовой агрегат с неисправными кольцами плохо заводится, особенно после простоя в холодное время года. При езде под нагрузкой такой двигатель не «тянет».

Неисправности поршневых колец могут быть вызваны естественным износом, а также перегревом двигателя. Во втором случае даже на новом моторе кольца теряют свои свойства и перестают выполнять прямое назначение. Наиболее подвержены перегреву маслосъёмные кольца коробчатого типа.

Значительный расход моторного масла часто возникает по причине того, что изношенное маслосъемное кольцо не убирает в должном количестве масло со стенок цилиндров и активно пропускает смазку через неплотности в камеру сгорания. Результатом становится закоксовка и дымление двигателя. Также остатки несгоревшего в двигателе масла активно загрязняют систему выпуска, выводя из строя фильтры и катализаторы. Проблема еще больше усугубляется.

Для точной диагностики состояния ЦПГ замеры компрессии необходимо подкреплять анализом цвета и содержания выхлопных газов. Дело в том, что ухудшение качества уплотнения поршневыми кольцами может компенсироваться моторным маслом. В этом случае показатель компрессии бывает приближен к допустимому, при этом расход масла все равно будет увеличен.

Помните, эксплуатация двигателя с изношенными кольцами заставляет в значительной мере прогрессировать износ зеркала цилиндра.  По этой причине менять поршневые кольца необходимо как можно раньше после точного определения неисправности. Данная рекомендация поможет избежать увеличения стоимости последующего ремонта двигателя.

Повышенный расход топлива в случае проблем с поршневыми кольцами возникает в результате того, что  компрессия снижена и мощность упала. Параллельно с этим водитель продолжает ездить в привычном темпе, сильнее нажимая на педаль газа для компенсации потерь.  В результате в цилиндры попадает обогащенная топливно-воздушная смесь, которая не полностью сгорает. Свечи зажигания в подобных условиях часто заливает топливом.

Еще одним неприятным моментом является попадание бензина или солярки через изношенные поршневые кольца в картер двигателя и последующее перемешивание горючего с моторным маслом. Масло в системе смазки разжижается, теряет свои защитные и другие полезные свойства, а износ нагруженных деталей ЦПГ и КШМ при этом сильно возрастает.

Добавим, что сегодня достаточно широко распространена практика использования присадки для очистки поршневых колец в масло или в топливо. Также владельцы иногда заливают в цилиндры так называемую раскоксовку двигателя. Это делается для того, чтобы почистить нагар в камере сгорания и попытаться вернуть подвижность залегающим поршневым кольцам для увеличения компрессии.

Необходимо отметить, что при появлении явных признаков неисправности (сильное дымление, большой расход масла, низкая компрессия и т.д.) присадка вместо замены поршневых колец является или временной мерой, или вовсе не помогает исправить ситуацию.

Как правильно установить поршневые кольца

Чтобы ответить на вопрос, как заменить поршневые кольца не снимая двигатель, необходимо на начальном этапе произвести дефектовку ЦПГ. Для этого потребуется осуществить снятие головки блока цилиндров, после чего производится оценка общего состояния поршней и стенок цилиндров.

Это делается для выявления возможных дефектов (задиров на стенках, износа, разрушения или оплавления поршня и т.д.). Добавим, что существуют двигатели, на которых невозможно оценить состояние ЦПГ без снятия поддона. Зачастую высока вероятность того, что одной замены колец на новые может оказаться недостаточно, так как при выявлении серьезной выработки необходимо растачивать блок цилиндров .

Отметим, что установка новых компрессионных колец без снятия двигателя в изношенные цилиндры крайне не рекомендуется. Дело в том, что в процессе эксплуатации на зеркале цилиндра образуется так называемая ступень. После установки новых деталей высока вероятность поломки поршневых колец об указанную ступеньку, что потребует повторной разборки и более дорогостоящего ремонта двигателя.

Более того, кольца изнашивают как зеркало цилиндра, так и внутреннюю поверхность канавки поршня. По указанным причинам новые поршневые кольца, которые ставятся без замены поршней и ремонта цилиндров, или совсем не притираются, или притирка происходит очень медленно и неэффективно.

С учетом вышесказанного оптимальным вариантом будет расточка блока цилиндров, выполнение хонингования цилиндров, после чего производится установка новых ремонтных поршней и поршневых колец. Без снятия двигателя такой ремонт произвести не представляется возможным. При этом положительные результаты ремонта со снятием мотора намного более прогнозируемы.

В любом случае, меняются кольца на снятом двигателе или замена поршневых колец производится без снятия агрегата, общий порядок действий следующий:

  • осуществите снятие ГБЦ;
  • выполните дефектовку ГБЦ, БЦ и ЦПГ;
  • проведите соответствующие измерения для определения необходимого размера поршневых колец;
  • приобретите поршневые кольца, подходящие по размерам и эксплуатационным характеристикам;
  • слейте моторное масло и реализуйте вскрытие поддона картера;
  • при необходимости снимите масляный насос;
  • далее потребуется удалить нагар в верхней части цилиндра;
  • затем выполните откручивание головок (крышек) шатунов и выталкивайте их наверх (отмечайте каждую головку, так как при последующей сборке головка шатуна должна соответствовать тому шатуну, откуда она была снята).

Чтобы разобраться с тем, как правильно поставить кольца на поршень, следуйте дальнейшим рекомендациям. Сами поршневые кольца меняются относительно просто. Для снятия старых колец необходимо развести края кольца в области замка до того момента, пока кольцо не выйдет из канавки на поршне. Данную процедуру можно совершать как посредством специальных щипцов, так и при помощи небольшой плоской отвертки.

После необходимо удалить из канавок на поршне нагар. Если этот нагар не снять, тогда после установки новых поршневых колец поршень будет сложно установить обратно в цилиндр. Для удаления нагара из поршневых канавок можно воспользоваться старым компрессионным кольцом, которое для удобства ломается на две части.

Завершив процедуру по очистке канавок поршня необходимо изучить инструкцию по установке колец, которая прилагается к новому комплекту.  В такой инструкции содержится порядок установки поршневых колец на поршень, то есть последовательность их правильной установки и порядок расположения. Также указывается верхняя или нижняя сторона, согласно чему поршневое кольцо должно быть установлено с верхним или нижним расположением специальной метки.

При установке колец на поршень требуется соблюдать аккуратность, так как среднее компрессионное и нижнее маслосъемное кольцо отличаются повышенной хрупкостью. Что касается верхнего кольца, данный элемент прочнее остальных, но также требует правильного подхода при установке.

Установка колец на поршень

Далее будут рассмотрены выдержки из инструкции по установке поршневых колец производителя Mahle, а также добавлены отдельные советы и рекомендации.

  1. После очистки канавок от нагара необходимо убедиться, что на их боковых поверхностях и радиусах нет повреждений.
  2. Для монтажа колец используйте специальное цанговое приспособление.
  3. Установку колец необходимо начинать с нижнего поршневого кольца. Избегайте лишних усилий, чтобы исключить возможную деформацию колец.
  4. Перед установкой найдите на кольце маркировку в виде надписи TOP (от англ. «верх»). Кольца с такой маркировкой нужно ставить в сторону днища поршня маркированной стороной.
  5. Если производится монтаж колец, которые имеют эспандерную пружину, тогда место стыка в виде концов пружины с проволочной вставкой размещается с учетом рекомендуемого смещения на 180° градусов относительно стыка поршневого кольца. В случае наличия у эспандерной пружины рубашки из тефлона, данный элемент должен находиться в области размещения стыка кольца. Кольца, которые состоят из нескольких ламелей, после монтажа пружины необходимо располагать с учетом того, чтобы стыки указанных ламелей были направлены на отверстие поршневого пальца. Во время размещения верхней ламели концы пружины необходимо фиксировать.
  6. Если поршень имеет специальные фиксаторы в своих канавках, которые предотвращают проворачивание колец, тогда стыки поршневых колец должны находиться на штифтах для фиксации.
  7. После завершения установки необходима проверка зазора боковых поверхностей. Если показатель укладывается в рамки до 0.100 мм, тогда такой зазор допускается. Выявление увеличения зазора от максимально допустимого указывает на необходимость приобретения и установки новых поршней.
  8. Во время установки необходимо учесть степень износа зеркала цилиндра. Такой износ считается допустимым при значении 0.100 мм (с учетом диаметра цилиндра). Если зазор оказывается больше, тогда блок цилиндров требует перегильзовки или расточки под ремонтные поршни.

Как уже было сказано выше, повышенное внимание при установке следует уделять как взаимному расположению и ориентации, так и типу поршневых колец. Маслосъёмные кольца отличаются от компрессионных уникальным п-образным профилем, а также имеют в своей конструкции расширительную пружину.

Второе компрессионное кольцо оснащается скребком-кромкой, так как частично участвует в процессе съема масла параллельно работе маслосъёмного кольца. Наличие кромки на поршневом кольце обычно указывает на то, что такое кольцо устанавливается с учетом нижнего расположения кромки. Во время установки колец на поршень необходимо тщательно дозировать усилие. В противном случае можно с легкостью сломать поршневое кольцо.

Также добавим, что после установки колец на поршень и помещения его в цилиндр кольца осуществляют плотное прилегание к стенкам цилиндра. В замках образуется так называемый тепловой зазор. После при помощи щупа необходимо промерить этот зазор, который не должен превышать показатели 0.25-0.45 мм. Если указанный зазор окажется меньше, тогда кольцо не сможет нормально разместиться в канавке поршня. Для решения проблемы можно воспользоваться надфилем и аккуратно удалить лишние доли миллиметров.

Что касается правильного расположения, для предотвращения прорыва газов через замки колец необходимо знать, как ставить поршневые кольца. При правильной установке кольца надеваются на поршень с учетом смещения по окружности. В качестве примера можно рассмотреть установку 3-х поршневых колец.  При такой установке замки необходимо ставить так, чтобы каждый из замков располагался через 120 ° относительного другого.

Обкатка двигателя после замены поршневых колец

Независимо от того, производилась только замена поршневых колец или двигатель прошел капитальный ремонт, мотору потребуется обкатка. Это вызвано необходимостью приработки новых деталей. Обкатывать двигатель после замены поршневых колец следует аналогично обкатке мотора нового бензинового или дизельного автомобиля.

Двигатель после замены колец нельзя эксплуатировать в тяжелых нагруженных режимах (высокие обороты при езде, простой на холостых оборотах, движение с малой скоростью на повышенных передачах и т.д.) минимум 3-5 тыс. км. Также не следует начинать поездку без предварительного прогрева ДВС.

Далее рассмотрим мнения опытных автомехаников и ответим на общий вопрос, сколько нужно обкатывать двигатель после замены поршневых колец. Среди специалистов достаточно распространено утверждение, что для полной притирки колец потребуется около 10-15 тыс. км. Отсюда следует вывод — после минимальной обкатки автомобиля после капремонта двигателя или замены колец (до 5 тыс. км.) крайне не желательно раскручивать силовой агрегат выше среднего диапазона оборотов еще около 5 или даже 10 тыс. км. пробега.

Подведем итоги

В исправном атмосферном бензиновом или дизельном двигателе, который эксплуатируется в нормальных условиях, средний ресурс поршневых колец может составлять от 150 до 350 тыс. км. Высокофорсированные «атмосферники» и моторы с турбонаддувом (особенно бензиновые) могут нуждаться в замене колец уже при пробеге около 100 тыс. км. Усредненные показатели приводятся по причине того, что на срок службы поршневых колец сильно влияют следующие факторы:

  • режимы работы ДВС;
  • качество моторного масла;
  • работоспособность систем смазки, охлаждения и т.д.

Например, поршневые кольца могут немедленно выйти из строя в случае перегрева двигателя. Износ колец сильно увеличивается при эксплуатации мотора на несоответствующем рекомендуемому, грязном или попросту низкосортном масле. Проблемы с запуском холодного двигателя или неустойчивая работа агрегата на холостом ходу могут заставить водителя «подгазовывать» на холодном двигателе, в результате чего поршневые кольца очень сильно и быстро изнашиваются.

Напоследок добавим, что если была произведена замена поршневых колец и не запускается двигатель без видимых причин, тогда возможно разрушение колец в случае непрофессиональной установки новых деталей в цилиндры без ремонта. В этом случае распространенной проблемой является то, что после замены поршневых колец нет компрессии, которая необходима для сжатия смеси и нормального холодного запуска. Такая неисправность может быть результатом неправильно подобранных ремонтных размеров деталей или других ошибок во время проведения ремонта.

В том случае, если после замены поршневых колец машина дымит, тогда следует оценить интенсивность дымления и цвет выхлопных газов. В самом начале процесса приработки поршневых колец появление сине-серого дыма допускается, далее интенсивность дымления и цвет должны постепенно нормализоваться. Если после первых 1-3 тыс. км. этого не происходит, тогда потребуется провести повторную диагностику силового агрегата.

Правильная замена и установка поршневых колец, признаки износа

Появление характерных признаков неисправности двигателя, таких, как резкое ухудшение динамики, увеличение расхода топлива и моторного масла, проблемы с запуском двигателя, особенно в холодное время года, говорит о том, что износ силового агрегата достиг предела, и без постороннего вмешательства дальнейшая эксплуатация машины невозможна. Перечисленные признаки говорят о резком падении компрессии. Если мотор не «ушатан» окончательно, то вернуть ему бодрость, скорее всего, поможет замена поршневых колец.

В целях экономии замену можно произвести своими руками. Помимо финансовой выгоды, хозяин авто может быть абсолютно уверен, что поршневые кольца поменяны, причем именно на те, которые он купил, и работа сделана качественно. К сожалению, оставляя машину в автосервисе, владелец не может точно знать, насколько добросовестно мастера выполнили свою работу, поскольку статистика упрямо твердит, что обманывают повсюду, в том числе и на официальных сервисах.

О том, как заменить поршневые кольца своими руками, написано в данной статье.

Вкратце, схема процедуры такова:

  • демонтируется головка блока цилиндров;
  • проверяется состояние колец и решается вопрос о необходимости снятия мотора с автомобиля;
  • затем старые меняются на новые, и двигатель собирается в обратном порядке.

Далее каждый этап будет рассмотрен более подробно.

Прежде чем ставить новые кольца

Прежде чем приступать к работе, нужно обзавестись всем необходимым. Для операции потребуются гаечные ключи, головки, желательно, с трещоткой, динамометрический ключ и съемник поршневых колец.

Выбирая в магазине автозапчастей новый комплект, следует обратить внимание как на внешний вид упаковки, так и на сами кольца.

На упаковке должна быть полная информация о них, а именно: кто изготовитель, из чего сделаны и т. п. На кольцах также должна быть маркировка, обозначающая верхнюю сторону, сами они не должны иметь никаких изъянов, кроме того, на упаковке или внутри должна быть инструкция, в которой описывается правильная установка поршневых колец.

Если продавец утверждает, что небольшие дефекты притрутся – он откровенно врет, пытаясь всучить некондиционный товар, лучше отказаться от такой покупки, поскольку деньги будут потрачены впустую.

Подготовительный этап

Прежде всего, нужно отключить аккумуляторную батарею. После этого потребуется слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения и моторное масло из поддона картера. Замена поршневых колец возможна двумя способами: со снятием двигателя с автомобиля и без. Определить, нужно ли снимать мотор, поможет проверка: необходимо снять головку блока цилиндров и визуально оценить состояние гильз.

Если на стенках цилиндров видны признаки износа (выработка, какие-либо царапины или задиры), силовой агрегат однозначно придется снимать, чтобы расточить гильзы под следующий ремонтный размер. Если этого не сделать, просто поменять кольца будет мало, поскольку они быстро придут в негодность из-за поврежденных цилиндров.

Если же выработки нет, новые можно ставить, не снимая мотор с автомобиля. Этапы работы по замене поршневых колец, за исключением демонтажа двигателя для проведения реставрационных работ, одни и те же.

Замена поршневых колец

Процесс замены начинается с демонтажа поддона картера. Дополнительно желательно снять масляный насос и проверить, насколько сильно он изношен. Затем нужно открутить крышки шатунов и вытолкнуть шатуны с поршнями вверх. Важно помнить, что крышки шатунов нельзя менять местами, каждую впоследствии необходимо прикрутить к своему шатуну.

Следующий этап – непосредственно, замена поршневых колец. Проще всего произвести замену, если имеется съемник поршневых колец. Он представляет собой щипцы, разжимающие кольца. Главное – не переусердствовать и не разжать слишком сильно, поскольку они могут попросту сломаться. Если же приспособление для установки поршневых колец взять негде, можно обойтись тонкой отверткой с плоским жалом. Задача, конечно, усложнится, но справиться с ней можно. Ставить их необходимо с осторожностью, чтобы не поцарапать поршни отверткой.

Проверка состояния снятых колец позволит выявить деформацию цилиндров. Неравномерный износ поршневых колец говорит о том, что в процессе эксплуатации цилиндры приняли овальную форму в поперечном сечении. В этом случае желательно расточить их, поскольку новые запчасти будут усиленно изнашиваться, и после замены надолго их не хватит. Поменять можно, чтобы проездить еще какое-то время, но капремонт, тем не менее придется производить уже в ближайшем будущем.

После снятия старых колец нужно удалить нагар из канавок, который помешает установке нового комплекта. Идеальное орудие для этой процедуры обломок старого кольца, поэтому одно из них нужно сломать. Также нагар необходимо счистить с днища поршней, если он там есть. Для облегчения задачи можно смочить поверхность керосином. Действовать, опять же нужно аккуратно, чтобы не оставить царапин.

Порядок установки следующий: первым устанавливается маслосъемное кольцо, затем второе и первое компрессионные. Из-за того, что второе компрессионное и маслосъемное кольца работают в менее тяжелых условиях, чем первое компрессионное, к металлу, из которого они изготавливаются, предъявляются менее строгие требования, поэтому кольца более хрупкие. При их монтаже следует проявлять особую осторожность. Ненароком сломать первое компрессионное кольцо практически невозможно.

При установке следует обратить внимание на расположение замков поршневых колец: они не должны располагаться в одну линию. Лучше всего замок каждого следующего располагать под углом 120 градусов по отношению к предыдущему. Правильное расположение поршневых колец дополнительно препятствует прорыву газов из камеры сгорания в картер.

Следующий ответственный этап работы – установка поршней обратно в цилиндры. Чтобы поставить поршни на место, потребуется оправка для поршневых колец, иначе они будут препятствовать входу поршней в цилиндры. Она может быть как универсальной, рассчитанной на поршни разных диаметров от 50 до 150 мм, или изготовленной специально под конкретный размер. При помощи этого приспособления осуществляется обжимка поршневых колец, после чего поршень вгоняется в смазанный моторным маслом цилиндр путем аккуратного постукивания по днищу каким-нибудь неметаллическим предметом.

Проверка работоспособности и обкатка мотора

После того как двигатель собран, необходимо убедиться в его работоспособности. Его необходимо завести и дать поработать некоторое время на холостых оборотах. Если он работает устойчиво, можно считать, работа завершена успешно. Следует помнить, что новым деталям нужна обкатка, и чем аккуратнее она будет выполнена, тем дольше прослужит отремонтированный силовой агрегат.

Обкатка длится 2–3 тысячи километров. Чтобы замена не прошла впустую, во время обкатки необходимо соблюдать следующие правила:

  1. мотор нельзя сильно нагружать;
  2. по возможности следует избегать полной загрузки автомобиля (в идеале водитель должен ездить в одиночку);
  3. не желательно преодолевать затяжные подъемы;
  4. категорически нельзя, особенно в течение первой тысячи километров поднимать обороты коленвала выше трех тысяч;
  5. перед поездкой двигатель нужно прогревать.

Шатунно-поршневая группа — проверка, замена колец и вкладышей

Главная / Ремонт Honda CR-V / Двигатель и его системы / Двигатель /

Поршневые кольца заменяют при ремонте шатуннопоршневой группы, при их износе или повреждении. Также кольца заменяют при капитальном ремонте двигателя. Для выполнения работы потребуются: — микрометр с пределом измерений 75—100 мм;

- нутромер.

Снятие

1. Снимаем головку блока цилиндров (см. «Головка блока цилиндров — снятие и установка»). 2. Снимаем поддон картера двигателя (см. «Поддон картера — снятие, замена прокладки и установка»). 3. Снимаем Маслозаборник (см. «Маслозаборник — снятие и установка»). 4. Надев шкив и повернув коленчатый вал за болт крепления его шкива ключом на 19 мм, устанавливаем поршень первого цилиндра в нижнее положение. 5. Ключом на 12 мм отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна первого цилиндра.

6. Снимаем крышку шатуна.

7. Деревянным бруском или ручкой молотка выталкиваем поршень вверх.

8. Извлекаем поршень в сборе с шатуном из цилиндра.

9. На поршне маркером помечаем порядковый номер цилиндра, из которого он был вынут.

10. Аналогично извлекаем остальные четыре поршня.

Разборка и проверка
На шатунах имеется маркировка отверстия нижней головки диаметра нижней (см. табл. 8.1.4). Цифра нанесена одновременно на поверхности шатуна и её крышки. Необходимость при сборке совместить части цифры исключает неправильную установку крышки, а также установку крышки не на свой шатун.

1. Извлекаем вкладыши из шатуна и его крышки. 2. Фиксируем поршень за шатун в тисках. 3. Слегка раздвинув замок кольца, снимаем верхнее компрессионное кольцо.

4. Аналогичным образом снимаем нижнее компрессионное кольцо. 5. Маслосъёмное кольцо — составное, снимаем верхний кольцевой диск маслосъёмного кольца...

...расширитель и нижний кольцевой диск маслосъёмного кольца.

6. Аналогично разбираем три других поршня. 7. Микрометром измеряем размер юбки поршня первого цилиндра.

При ремонте двигателя В20В измерения следует выполнять на расстоянии 15 мм от нижней кромки юбки поршня, а на двигателе B20Z — 20 мм.

8. Нутромером определяем износ стенок первого цилиндра.

Измерения выполняем в двух плоскостях — вдоль и поперек блока цилиндров. Замеры повторяем в четырёх поясах (в верхней, в средней и в нижней частях цилиндра). Неравномерность износа цилиндров не должна превышать 0,05 мм.

9. Чтобы получить зазор между стенками поршня и цилиндра, из значения максимального размера диаметра цилиндра вычитаем размер юбки поршня. 10. Аналогичные измерения выполняем для других цилиндров.

Размеры поршня и цилиндра

Если износ стенок цилиндров не превышает допустимых значений, то, для того чтобы восстановить рекомендуемые зазоры между стенками цилиндров и поршнями, следует заменить поршни новыми. Если все размеры не превышают допустимые значения, достаточно заменить поршневые кольца.

1. Микрометром определяем овальность и конусность шатунной шейки коленчатого вала.

Конусность шейки коленчатого вала не более 0,04 мм, а допустимая овальность — 0,01. Если превышен любой из указанных допусков, необходимо заменить коленчатый вал. При замене шатунных вкладышей их необходимо подобрать под размеры соответствующих шеек коленчатого вала.

2. Определяем маркировку шатунных шеек коленчатого вала (маркировка выполнена буквой, выбитой на приливе коленчатого вала возле соответствующей шейки, на фото выделено рамкой).

На соседнем приливе коленчатого вала цифрой нанесена маркировка размера шейки коренного подшипника.

3. Подбираем размеры шатунных вкладышей в соответствии с маркировками диаметра шатунных шеек коленчатого вала и маркировками отверстий нижних головок шатунов (см. табл. 8.1.4).

Шатунные вкладыши по размеру разделены на группы, обозначенные цветом. Маркировка вкладышей выполнена краской определённого цвета, которая нанесена на их боковых кромках.

Размер номинальный максимально допустимый
Диаметр юбки поршня, мм 83,98-83,99 83,97
Диаметр цилиндра, мм 84,00-84,02 84,07
Зазор между стенками цилиндра и поршнем, мм 0,01-0,04 0,05
Маркировка нижних головок шатунов 1 2 3 4
Маркировка шатунных шеек коленчатого вала Маркировка шатунных вкладышей
А или I Красный Розовый Жёлтый Зелёный
Вили II Розовый Жёлтый Зелёный Коричневый
С или III Жёлтый Зелёный Коричневый Чёрный
В или III Зеленый Коричневый Чёрный Синий

1. Тщательно очищаем поршень от нагара и отложений. 2. Осматриваем поршень, шатун и палец (трещины на них недопустимы). 3. Перед установкой новых колец набором щупов измеряем зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки, в которую кольцо будет установлено.

Если зазор превышает максимально допустимый, поршень подлежит замене.

4. Для подбора поршневых колец по тепловому зазору устанавливаем по очереди кольца в цилиндр блока на глубину 15-20 мм и набором плоских щупов определяем зазор в замке. 5. Надеваем кольца на поршень: начинаем с маслосъёмного кольца, затем нижнее компрессионное и в последнюю очередь верхнее компрессионное кольцо. При этом компрессионные кольца ориентируем заводской маркировкой вверх.

Верхние компрессионные кольца имеют фаску с верхней стороны внутренней кромки. Нижние компрессионные кольца двигателя В20В выпуска имеют скос наружной кромки. Кольца установлены широкой стороной вниз. На деталях двигателя B20Z, дополнительно выполнена кольцевая проточка снизу наружной кромки колец. При установке неоригинальных колец ориентируйте их так, как указано на упаковке.

Наименование кольца Зазор, мм
номинальный максимально допустимый
Верхнее компрессионное кольцо 0,20-0,30 0,60
Нижнее компрессионное кольцо 0,40-0,55 0,70
Маслосъемное кольцо 0,20-0,50 0,70

6. Поворачиваем их замки так, чтобы они располагались под утлом 90° относительно друг друга (замок расширителя должен находиться развернутым на 90° относительно замка верхнего компрессионного кольца, замки дисков маслосъёмного кольца смещены относительно замка расширителя на 15° в противоположные стороны). 7. Наносим чистое моторное масло на стенки цилиндра...

...и наружную поверхность поршня.

8. Надеваем оправку на поршень и обжимаем ею кольца, периодически слегка постукивая ручкой молотка по оправке для самоустановки колец.

9. Вытираем насухо постели вкладышей в шатуне и крышке и устанавливаем в них вкладыши.

10. Покрываем чистым моторным маслом внутреннюю поверхность вкладышей.

11. Устанавливаем поршень в цилиндр блока.

Стрелка на днище поршня должна быть направлена в сторону шкива коленчатого вала. При этом надпись PNA на шейке шатуна также должна быть обращена в ту же сторону. Если условие не соблюдается, значит поршень на шатун был установлен неправильно.

12. Прижимая оправку к блоку и постукивая рукояткой молотка по днищу поршня, утапливаем поршень в цилиндр (при этом контролируя продвижение шатуна к шейке коленчатого вала). 13. Устанавливаем на шатун крышку (так, чтобы части цифры, обозначающей маркировку диаметра отверстия нижней головки, совпали см. выше) и затягиваем гайки крепления моментом 31 Н•м.

14. Другие три поршня собираем и устанавливаем аналогично.

15. Далее собираем двигатель в последовательности, обратной разборке.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости