С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Блок управления эбу что это


ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ (КОНТРОЛЛЕР)

ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ (КОНТРОЛЛЕР)

 

ЭБУ расположен под панелью приборов и представляет собой управляющий центр электронной системы управления двигателем.

Он непрерывно обрабатывает информацию от различных датчиков и управляет системами, влияющими на токсичность отработавших газов и эксплуатационные показатели автомобиля.

В ЭБУ поступает следующая информация:

–положение и частота вращения коленчатого вала;

–положение распределительного вала;

–температура охлаждающей жидкости;

–температура и давление всасываемого воздуха;

–положение дроссельной заслонки;

–содержание кислорода в отработавших газах;

–наличие детонации в двигателе;

–скорость автомобиля;

–напряжение в бортовой сети автомобиля;

–запрос на включение кондиционера.

На основе полученной информации ЭБУ управляет следующими системами и приборами:

–топливоподачей (форсунками и электробензонасосом);

–системой зажигания;

–регулятором холостого хода;

–адсорбером системы улавливания паров бензина;

–вентиляторами системы охлаждения двигателя;

–муфтой компрессора кондиционера;

–системой диагностики.

ЭБУ включает выходные цепи (форсунки, различные реле и пр.) путем замыкания их на «массу» через выходные транзисторы контроллера. Единственное исключение – цепь реле топливного насоса. Электробензонасос запитывается через силовое реле. В свою очередь, обмоткой реле управляет ЭБУ посредством замыкания одного из выводов на «массу».

ЭБУ оснащен встроенной системой диагностики. Он может распознавать неполадки в работе ЭСУД, предупреждая о них водителя через контрольную лампу «Check engine» (проверь двигатель). Кроме того, ЭБУ хранит диагностические коды, указывающие на неисправность конкретного элемента системы и характер этой неисправности, чтобы помочь специалистам в проведении диагностики и ремонта.

 

Для обмена данными с ЭБУ служит диагностический разъем, расположенный рядом с монтажным блоком под панелью приборов.

К диагностическому разъему подключается сканирующее устройство для считывания информации об ошибках, хранящихся в памяти ЭБУ, для проверки датчиков и исполнительных механизмов в реальном времени, для управления исполнительными механизмами, а также перепрограммирования ЭБУ.

В контроллере имеются следующие типы памяти:

–программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ);

–оперативное запоминающее устройство (ОЗУ);

–электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ).

Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ). В нем находится общая программа, в которой содержится последовательность рабочих команд (алгоритмы управления) и различная калибровочная информация. Эта информация представляет собой данные управления

впрыском, зажиганием, холостым ходом и др., которые зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, передаточных отношений трансмиссии и других факторов.

ППЗУ называют еще запоминающим устройством калибровок. Содержимое ППЗУ не может быть изменено после программирования.

Эта память не нуждается в питании для сохранения записанной в ней информации, которая не стирается при отключении питания, т.е. эта память является энергонезависимой.

Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). Это «блокнот» ЭБУ. Микропроцессор контроллера использует его для временного хранения измеряемых параметров для расчетов и промежуточной информации. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в него данные или считывать их. Микросхема ОЗУсмонтирована на печатной плате контроллера. Эта память энергозависимая и требует бесперебойного питания для сохранения. При прекращении подачи питания содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются.

Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). Используется для временного хранения кодов-паролей противоугонной системы автомобиля (иммобилизатора). Коды-пароли, принимаемые ЭБУ от блока управления иммобилизатором, сравниваются с кодами, хранимыми в ЭРПЗУ, в результате чего разрешается или запрещается пуск двигателя. В ЭРПЗУ записываются такие эксплуатационные параметры автомобиля, как общий пробег автомобиля, общий расход топлива и время работы двигателя.

ЭРПЗУ регистрирует и некоторые нарушения работы двигателя и автомобиля:

–время работы двигателя с перегревом;

–время работы двигателя на низкооктановом топливе;

–время работы двигателя с превышением максимально допустимой частоты вращения;

–время работы двигателя с пропусками воспламенения топливовоздушной смеси, на наличие которых указывает контрольная лампа системы управления двигателем;

–время работы двигателя с неисправным датчиком детонации;

–время работы двигателя с неисправным датчиком концентрации кислорода;

–время движения автомобиля с превышением максимально разрешенной скорости в период обкатки;

–время движения автомобиля с неисправным датчиком скорости;

–количество отключений аккумуляторной батареи при включенном замке зажигания.

ЭРПЗУ является энергонезависимой памятью иможет хранить информацию без подачи питания на контроллер.

Контроллер расположен в левой части короба воздухопритока.

Для замены ЭБУ вам потребуется отвертка с плоским лезвием.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

 

2. Поддев отверткой, снимите щиток, прикрывающий контроллер.

 

3. Отожмите защелку прижимной планки контроллера...

 

4. ...и снимите планку.

 

5. Выдвиньте фиксатор колодки жгута проводов.

 

6. Отсоедините колодку от контроллера и выньте блок управления из короба воздухопритока.

7. Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.

Вернуться в оглавление

Устройство и назначение (ЭБУ) электронного блока управления авто

1. Принципиальное назначение 2. Выполняемые задачи3. Техническое устройство ЭБУ4. Особенности работы электронного блока управления5. Основные неисправности6. Диагностика и обслуживание ЭБУ7. На что стоит обратить внимание при диагностике?

Трудно представить современный автомобиль без электронных устройств управления. Работоспособность отдельных узлов, целых систем связана с установкой датчиков. Выполняемые процессы столь многочисленны, что назвать область применения, описать работу электронного блока управления (ЭБУ) в нескольких словах непросто даже для узких специалистов.

Принципиальное назначение

ECU (англ. Electronic Control Unit) — общий термин. Он служит для обозначения блоков, управляющих:

  • системами двигателя;
  • режимами трансмиссионного агрегата, в том числе полного привода (при его наличии);
  • подвеской;
  • тормозной системой, тормозными ассистентами;
  • микроклиматом.

Центральный синхронизирующий блок также входит в понятие ECU.

Бортовой компьютер, или мозги автомобиля — термин, который не раскрывает всего многообразия проделываемой электроникой работы.

Выполняемые задачи

Во время работы ЭБУ непрерывно получает информацию от различных датчиков, распознает сигналы, выдает команды с учетом результатов анализа.

Так, блок управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС) собирает данные сразу по нескольким параметрам работы мотора. К ним относятся:

  • частота вращения коленчатого вала;
  • температура в контуре охлаждения;
  • уровень вредных веществ, кислорода в выхлопных газах;
  • моментальный расход топлива;
  • мощность, крутящий момент.

Эта информация позволяет распознавать основные ситуации, с учетом разработанных алгоритмов давать команду на изменение работы отдельных элементов агрегата.

Основные процессы, за которые отвечает блок управления двигателем:

  • Зажигание, газораспределение. С учетом режима движения, температуры двигателя требуется изменение времени наполнения рабочей камеры цилиндра, подача импульса энергии в срок. По аналогичному принципу в более совершенных конструкциях происходит отключение одного или нескольких цилиндров, остановка двигателя в режиме «старт-стоп».
  • Управление топливной аппаратурой и сопутствующими устройствами. Битурбо мотор не всегда работает в режиме максимальной отдачи. Только при необходимости активируется многоступенчатый нагнетатель воздуха, топливо распыляется в рабочую камеру и частично нагнетательный трубопровод. Тонкая настройка работы двигателя доступна только с привлечением электронных механизмов.

По аналогичному принципу работают и другие системы.

Техническое устройство ЭБУ

Конструктивное исполнение, схема электронных систем предполагает наличие следующих составных элементов:

  • Аппаратный блок с вычислительным процессором. Здесь принимаются, обрабатываются приходящие сигналы, выдаются управляющие команды. В памяти фиксируются, анализируются ошибки в работе основных элементов механизма или системы.
  • Программное обеспечение. Разрабатывается отдельно для авто той или иной модификации, допускается замена, доработка под конкретные условия. Программы ЭБУ двигателя и других систем имеют два контура: функциональный и контрольный. Первый отвечает за прием, обработку информации, формирование управляющих команд. Второй контролирует соответствие параметров нормативным значениям, фиксирует отклонения, принимает решение о приостановке работы отказавших модулей.
  • Датчик рабочих режимов. Число элементов изменяется с учетом класса автомобиля, его модификации. Даже в базовой версии бюджетного авто их будет не менее 20, в более совершенных машинах — несколько десятков.

Особенности работы электронного блока управления

В описании устройства обязательно упоминание такого элемента, как CAN-шина. Ее наличие позволяет передавать большие объемы информации в цифровой форме. Многочисленные системы, датчики не могут взаимодействовать через обычные провода. Применяется цифровое кодирование сигнала с последующей быстрой передачей. При этом специальное оборудование не только распознает «свой» сигнал, но и различает его по времени поступления.

Также можно считывать информацию о работе электронных систем, подключив к специальному разъему автомобильный сканер для диагностики. Однако в последних генерациях машин передача сигнала может происходить и по беспроводной связи.

Электронный управляющий блок не является неизменной моделью. Как и обычный компьютер, устройство поддается усовершенствованию. Модифицируются и процессы, которыми он управляет. Прошивка позволяет:

  • добавить мощность;
  • изменить настройки зажигания;
  • настроить шум работы выхлопной системы;
  • скорректировать концентрацию выхлопных газов.

Любую работу по тюнингу должен проводить специалист, знакомый с устройством дизельного и бензинового двигателей.

Основные неисправности

Несмотря на надежную защиту систем и агрегатов от поломок, ЭБУ также может выйти из строя. Это выражается в появлении частых сообщений об ошибках, невозможности запуска или работы двигателя, отдельных агрегатов.

Обесточивание бортового компьютера обычно не помогает. Не стоит надеяться на самостоятельное излечение. Только диагностика неисправности, причин отказа поможет устранить поломку на раннем этапе.

Диагностика и обслуживание ЭБУ

Несмотря на общую надежность электронных блоков, причин выхода из строя много. Часто неисправности возникают из-за перенапряжения в сети блока. Действия автолюбителя, вызывающие поломки:

  • подача напряжения с внешнего источника;
  • неправильное подключение полюсов аккумуляторной батареи;
  • замена АКБ при работающем моторе;
  • короткое замыкание проводки;
  • ошибки при подключении сигнализации и иных электронных оборудований;
  • неисправности установленных высоковольтных устройств.

Даже простой ремонт, регулировка узлов при размыкании контактов, повреждении изоляции приводит к нарушению работы электронного блока.

На что стоит обратить внимание при диагностике?

До проведения приборной диагностики нарушения работы нужно вспомнить о расположении ЭБУ. Сначала оценивают возможность перегрева. Нередко расплавление вызывается электрическим нагревом.

Другие причины:

  • воздействие влаги,
  • коррозия,
  • механические повреждения.

Часто после проверки удается восстановить связь управляющего блока с потребителем или запустить инжектор. Если начальный осмотр не помог, проводят восстановительный ремонт только простых изделий. В других случаях приобретают и устанавливают новый ЭБУ.

Некоторые автовладельцы считают, что после обычной замены деталей можно использовать автосканер или повторную прошивку. Но автосканер имеет совершенно иной принцип действия. Устройство служит для получения информации о состоянии узлов, агрегатов, он может только настраивать исправный блок. Самостоятельно исправлять ЭБУ автосканер не способен.

Выбор нового устройства стоит доверять профессионалам, т.к. требуется определить точную идентичность прибора для стыковки с моделью авто.

Электронный блок управления двигателем - что это такое?

Электронный блок управления двигателем – это неотъемлемая составляющая каждого современного автомобиля. Данный элемент являет собой некую систему, которая отвечает за работу двигателя, трансмиссии и других агрегатов машины, в том числе и электронных. Простыми словами, блок управления – это мозг автомобиля, от слаженной работы которого зависит исправность всех составляющих элементов.

Среди автолюбителей бытует мнение, что данная деталь не подлежит какому-либо ремонту и восстановлению, даже в сервисном центре. Но отремонтировать блок управления АКПП все же можно, но только если масштабы беды не будут критичными. Конечно, за ремонт данной детали вам придется выложить немалые деньги, однако это намного меньше, нежели стоимость нового блока.

К кому обращаться за помощью?

Что примечательно, многие автомеханики при обращении к ним на СТО за подобным ремонтом попросту отказываются от выполнения данной работы: мол, спасет ситуацию лишь замена детали на новую. Но тут следует учесть один момент, что говорят так лишь непрофессиональные работники. В фирменном техцентре, куда боятся заезжать многие автовладельцы в поиске более экономных вариантов, такая услуга существует. Однако если серьезность поломки не позволяет сделать ремонт блока даже на фирменной станции технического обслуживания, конечно, нужно менять деталь на новую.

Стоит ли спешить в магазин за покупкой?

Однозначно не стоит. Сейчас расскажем почему. Дело в том, что не всегда причиной неправильной работы ДВС и всех электронных механизмов становится именно блок управления. Поэтому, прежде чем приобретать новую деталь, обязательно произведите диагностику автомобиля. Так вы сможете выяснить, что на самом деле является источником поломок. Делать диагностику лучше всего на том же, фирменном СТО. Учтите, что профессиональные техники после выполнения данной работы могут не только составить лист со списком неисправных делателей, но и объяснить вам, что и откуда взялось.

Не отправил вовремя машину на диагностику, купил новый блок и только после установки понял, что причина была не в нем. Что делать?

Да, ситуация вполне проблематична. На поиск и покупку блока ушло немало времени и денег, но после его замены мотор и коробка переключения передач по-прежнему работают с перебоями. В таком случае первым делом следует обратиться к диагностике. Да, да, к той самой, которая была проигнорирована при покупке нового блока. Там вашу машину обследуют, составят список необходимых для замены деталей и выявят истинный источник поломок (но уж точно не блок управления насосом). Но что делать с купленным электронным блоком управления? Как бы это не казалось обидным, но его можно оставить лишь в качестве сувенира (или до того момента, когда сломается старый). Дело в том, что даже по законодательству невозможно вернуть эту деталь обратно в магазин. Да и сами продавцы не стремятся принимать купленную у них автомобилистом деталь, даже через суд. Поэтому будьте внимательны и не делайте поспешных решений.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости