С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Цепной привод грм


Привод ГРМ

Привод ГРМ – решение, которое приводит в действие распределительный вал двигателя. Распредвал ДВС конструктивно расположен в головке блока цилиндров (ГБЦ). Привод газораспределительного механизма может быть реализован посредством ременной или цепной зубчатой передачи. Указанная передача осуществляет вращение шестерни распредвала путем соединения с соответствующей шестерней коленчатого вала (коленвала) двигателя. Коленвал ДВС является частью кривошипно-шатунного механизма (КШМ) и располагается в блоке цилиндров (БЦ). Соединение двух шестерен осуществляется при помощи цепи или ремня ГРМ.

Каждый из указанных вариантов передачи имеет как определенный список преимуществ, так и недостатков. В конструкции ГРМ ремень или цепь встречаются одинаково часто. К преимуществам цепного привода относят:

  • повышенную прочность и надежность;
  • долгий срок службы цепи до замены;

В списке недостатков находится большой вес цепи, потребность в смазке, повышенный шум при работе двигателя, а также необходимость установки дополнительных элементов для эффективного натяжения цепи и устранения повышенных колебаний в процессе работы привода. Указанными деталями являются так называемые «натяжитель» и «успокоитель» цепи.  

Натяжение осуществляется при помощи натяжных роликов. Натяжитель работает благодаря специальной пружине, а также используется давление масла в системе смазки ДВС. Для реализации цепного привода распредвала применяют однорядную или двухрядную роликовую цепь. Также в конструкции привода ГРМ может использоваться зубчатая цепь. Такая цепь контактирует с зубьями шестерни (звездочки) благодаря тому, что имеет специальные щеки. Цепная передача может вращать не только распределительный вал, но и выступать приводом балансирного вала или масляного насоса смазочной системы двигателя.

Среди плюсов ременного привода газораспределительного механизма отмечены:

  • простота установки и замены;
  • снижение шума при работе ГРМ;
  • отсутствие потребности в дополнительной смазке;

Ремень ГРМ вынесен отдельно, устанавливается на открытые шкивы. В устройстве ременного привода распредвала активно применяется зубчатый ремень для вращения распредвала. Внутренняя поверхность такого ремня имеет «зубья», которые осуществляют зацепление с зубьями на шестернях (шкивах).

Дизельные агрегаты могут иметь эллиптическую шестерню привода зубчатого ремня. Использование такого решения снижает нагрузку в момент вращения, а также уменьшает крутильные колебания в процессе работы распредвала. Кроме распределительного вала зубчатый ремень может приводить в действие маслонасос, помпу (насос системы охлаждения для прокачки охлаждающей жидкости), ТНВД и другое навесное оборудование.

Главным недостатком ремня сравнительно с цепным приводом является ресурс его эксплуатации. Показатель пробега до замены ремня ГРМ составляет от 60-90 тыс.км. Использование неоригинальных ремней предусматривает рекомендованную замену каждые 50 тыс. пройденных километров или 3 года зависимо от того, что наступит раньше. Ремень ГРМ представляет собой резинотехническое изделие и требует постоянного контроля его состояния.

Цепь или ремень ГРМ

Приводы ГРМ бывают двух видов: цепной или ременный. В этой статье рассмотрим преимущества и недостатки обоих видов приводов, различных нюансов.

Содержание статьи:

Механизм газораспределения ДВС

Место расположения газораспределяющего механизма располагается в ДВС в головке блока цилиндров (для двигателей с верхним расположением клапанов). Распредвал ГРМ получает вращательное движения от коленвала посредством ременной или зубчато-цепной передачей. Коленвал относится к кривошипно-шатунному механизму (КШМ), расположен в блоке цилиндров. Так как в двигателях для привода распределительного вала используют или цепь, или ремень, то постоянно возникают споры между водителями: что лучше: цепной или ременный привод?

Цепной привод газораспределительного механизма

Цепной привод ГРМ — это «классика». Сначала долгое время на ДВС использовались, именно, цепные передачи газораспределительного механизма. Примерно, в 1950 годах началось массовое использование ДВС с верхним расположением распредвала с цепной передачей.

Для создания цепного привода ГРМ используются роликовые или зубчатые цепи. Роликовые цепи могут быть одно или двух рядными. Сейчас даже устанавливают трехрядную цепь ГРМ. Зубчатая цепь насаживается на зубья шестерни и удерживается специальными щеками.

Цепной привод кроме распредвала приводит во вращение еще и масляный насос системы смазки мотора, и балансировочные валы, в зависимости от конструкции двигателя.

Также сейчас начали делать пластинчатые цепи. Ресурс пластинчатых цепей намного меньше, чем роликовых. Такие пластинчатые цепи для Евро4 устанавливаются на двигатели автомобилей УАЗ ПАТРИОТ.

Преимущества цепной передачи

  1. Надежность и прочность.
  2. Долговечность.

Недостатки цепной передачи

  1. Повышенный уровень шума (особенно ощутимо в автомобилях без шумоизоляции).
  2. Увеличение длины цепи со временем. Не ощутимо для автомобилей с автоматической регулировкой натяжения цепи (например, Шкода Рапид). На машинах без автозатяжки натяжения, приходится со временем подтягивать цепь.
  3. Требуется смазка.
  4. Большой вес цепи.
  5. Используются дополнительные детали для натяжения и уменьшения колебаний цепи: натяжитель и успокоитель.
  6. При слабой натяжки может перескакивать на зуб или два.

Важная информация о том, как увеличить межремонтный период ГУР и как отремонтировать насос гидроусилителя руля своими руками пригодится каждому водителю.

Ременный привод ГРМ

Самый популярный способ передачи вращения от коленчатого вала ДВС распределительному валу — это использование зубчатых или гладких ремней из износостойкой резины.

Преимущества ременной передачи

  1. Простота конструкции.
  2. Бесшумность в работе.
  3. Не требуется смазка.
  4. Ремень находится за пределами двигателя.
  5. Двигатель с такой передачей по весу легче до 15 кг, чем мотор с цепной передачей.

Благодаря вынесенным шкивам, ремень устанавливается отдельно. Для создания ременного привода ДВС используется зубчатый ремень для сцепления с зубьями шестеренок. Если требуется снять шкив коленвала ДВС, установить его, изучите подробно соответствующий материал. В нем подробно указаны способы снятия и установки. шкива коленчатого вала ДВС.

Ремни бывают разными по геометрии и по составу материала. Наиболее эффективен и надежен поликлиновой ремень, он же ручейковый.

Недостатки ременной передачи

  1. Не надежность. Обрыв ремня происходит, как правило, без признаков, внезапно (если только не осматривать ремень постоянно на наличие повреждений).
  2. Короткий срок эксплуатации (в зависимости от производителей, около 60 тыс. км.).
  3. Необходимость часто проводить визуальный осмотр ремня на наличие порезов и трещин.
  4. При замене ремня, менять и ролики (но это и не такой большой минус).
  5. Дешевый ремонт.
  6. При заклинивании ролика ремень быстро обрывается.

Продлить срок службы ремня ГРМ можно за счет установки оригинального ремня. Прослужит такой ремень гораздо дольше. (~120 тыс. км.). Желательно водителям заранее знать, на каких двигателях гнет клапана.

Даже, если за 6 лет ремень не рвался и не менялся, то следует заменить, хоть он на вид хороший. Не изношенный ремень изнашивается от устаревания, появляются трещины поперек ремня.

Привод дизелей ГРМ

В дизельных двигателях для вращения цепи используется шестерня формы эллипса. Шестеренка такой формы уменьшает колебания и вибрации цепного привода и уменьшается нагрузка в момент вращения. Зубчатый ремень, как и цепь может вращать и дополнительное оборудование (помпа насос, ТНВД насос).

Вывод: что лучше, цепь или ремень ГРМ

Что лучше: цепь или ремень ГРМ на видео

Если однорядная роликовая или пластинчатая цепь — то лучше ремень. Такие цепи обладают малым сроком эксплуатации, даже рвутся после 50 тысяч км.

Трех рядная цепь — очень надежная, может проходить до 400 тысяч км пробега.

Цепной привод ГРМ или ременной?

Среди автолюбителей постоянно возникают споры на самые разнообразные темы, и то, какой привод газораспределительного механизма лучше — не исключение. Меня тоже очень интересует этот спорный вопрос, а именно — лучше цепной привод ГРМ или ременной? Я собрал воедино все аргументы «за» и «против» и решил поделиться своими выводами с читателями.

Давайте немного затронем историю. Самые первые двигатели внутреннего сгорания были с нижним расположением распределительного вала, где расстояние между ним и коленчатым валом было небольшое, поэтому самым логичным решением было использование шестерённого привода ГРМ. Такой привод обладал высокой надёжностью, поэтому его использовали довольно длительное время при производстве двигателей.

Позднее, распредвал переместился вверх, благодаря этому облегчился привод клапанов, снизилась их инерционность, что немаловажно для работы двигателя особенно на высоких оборотах. Теперь расстояние между распределительным и коленчатым валом стало больше, что даёт возможность увеличивать рабочий ход поршня, тем самым повышая мощность двигателя. А сам привод распредвала, стал осуществляться при помощи двухрядной втулочно-роликовой цепи, где дополнительный, второй ряд был для повышения надёжности.

Однако во время работы цепи, происходят её большие колебания из-за неравномерности вращения. В связи с этим возникает потребность использовать специальные успокоители цепи, называемые также «башмаками» из пластмассы или жёсткой резины. Следующий немаловажный факт — цепь нуждается в натяжении: во-первых, для снижения возникающих колебаний и равномерности работы, и во-вторых, в связи с удлинением цепи, которое происходит из-за износа.

Как происходит удлинение или, правильнее говоря — «вытяжка»? Как вы знаете, в структуре цепи множество шарниров. Так вот, в ходе эксплуатации, зазор в этих шарнирах по мере износа увеличивается, от чего растёт суммарная длина всей цепи. Самые первые моторы с цепным приводом, оснащались механическим натяжителем цепи, который в скором времени был заменён на гидравлический, в котором требуемый уровень натяжения выдерживался постоянно за счёт давления масла.

С развитием моторостроения, вместо двухрядной цепи стали применяться однорядные, благодаря которым снизился общий вес двигателя. И действительно, в отличии от моторов с ременным приводом, двигатели с цепным приводом ГРМ весили больше. Но за счёт использования только одного ряда звеньев, ресурс такой цепи уменьшился.

Позднее, мир перешёл на зубчатые цепи, что снизило шум во время работы и повысило ресурс. Теперь в одном рабочем звене было увеличено количество пластин до четырёх, что даже больше, чем у двухрядной, у которой в одном звене их три.

В один прекрасный момент, в пятидесятых годах XX века, американцы представили свои первые автомобили с ременным приводом ГРМ. И это был не тот клиновый ремень, который используется для привода вспомогательных агрегатов, а совершенно иной — зубчатый, ведь помимо того, что его прочность должна обеспечивать долгосрочную и надёжную работу мотора, а также благодаря зубьям обеспечить синхронное вращение ведущего и ведомого валов, исключая проскальзывание.

Как и цепи, приводному ремню ГРМ необходимо должное натяжение, чтобы исключить проскакивание зубьев и дальнейшее нарушение газораспределения со встречей поршней с клапанами. Натяжители были те же механические, так как гидравлического натяжителя он не требовал. Его основные преимущества это меньше вес мотора в целом, меньший шум во время работы, простота, низкая стоимость (по сравнению с цепью), как я уже говорил, не нуждается в гидравлическом натяжителе, благодаря его эластичности, не возникают колебания, и последнее — это ремень легче заменить чем цепь. Из недостатков можно выделить следующее: риск обрыва ремня, попавшая на ремень влага представляет угрозу, низкий ресурс по сравнению с цепью и соответственно ремень нуждается в частой замене.

В заключении моей статьи, хочу сказать, что тип привода ГРМ вряд ли станет определяющим фактором во время покупки автомобиля. Но как показывает практика, содержать автомобиль, а именно обслуживать мотор с цепным приводом дешевле, ведь помимо надёжности цепи, её не нужно менять каждые 50 тыс. км пробега, время от времени вручную прокручивать мотор и смотреть на всё её состояние и она не рвётся. Если цепь нуждается в замене, она «проситься» повышенными шумами во время работы, которые зачастую появляются задолго после 100 тыс. км пробега, и бывает что цепь выходит намного дольше. А при покупке машины с пробегом, желательно сразу произвести замену ремня, плюс замена последующие 50 тыс. км — это ещё дополнительные затраты. Да и порой на некоторых автомобилях замена ремня превращается в настоящую катастрофу, когда чтобы просто добраться до него, приходится разобрать половину машины. Исходя из всего вышеперечисленного я больше склоняюсь в сторону цепного привода ГРМ, считая его лучше и преимущественнее ременного.

Место для рекламы

Почему этого не стоит делать! Или цепной ГРМ! — DRIVE2

Дело в том что в многих машинах используется цепь вместо ремня и если вдуматься в работу этого механизма то становится ясно что не рекомендуется или даже противопоказано ставить автомобиль на скорость под уклоном !Разберём в крации сам механизм; цепь натягивается механизмами натяжителями и в момент постановки под уклоном, машина как бы откатывается назад и при этом цепь натягивается в обратном направлении и натяжитель немного(придавливает) отпускает цепь и в момент запуска если цепь имеет растяжение и даже допустимое то может произойти перескакивание цепи а это уже критично и последствия не самые лучшие.Тут видимо один способ, постановка на ручной тормоз! Потом можно для гарантии и на скорость, после снять со скорости и потом запуск.Тут по логике так, если наклон впереди авто (как бы скат впереди капота) то ничего страшного а если подьём то возможен откат назад то и вкл. тогда по идее правильно ставить на задний ход )))Так и многие автоматические коробки этого не любят!Для наглядности взял схему и мысленно представил откат авто назад на передаче. Если есть предложения по данной теме то готов выслушать. Спасибо!

Храните ваших коней!


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости