С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Чем промыть топливную систему бензинового двигателя


Как промыть топливную систему бензинового двигателя

На сегодняшний день наиболее распространенным типом ДВС является инжекторный двигатель.

Эксплуатируя автомобиль, будь то бензиновый или дизельный, камера сгорания обрастает разными смолистыми продуктами сгорания топлива. Если вовремя не принять меры, это может создать проблемы для владельца авто.

Чтобы предостеречь такие трудности рекомендуется промывать время от времени топливную систему. Существуют разные способы, в зависимости от интервалов времени между этими процедурами.

Главной причиной засорения топливной системы является низкое качество топлива на отечественных автозаправках. Статистика показывает, что с подобными жалобами автолюбители из стран СНГ обращаются в автосервисы значительно чаще, чем в европейских и других более развитых странах. Отечественное топливо содержит в себе существенно больше серы.

Европейские стандарты топлива значительно выше, а содержание разных примесей значительно ниже, чем в топливе отечественного происхождения.  Кроме этого, продукты горения такого топлива очень вредят экологии.

Немалое значение играет также и фракция топлива. Качество горючего очень сильно отображается на форсунках. При температуре около 120 градусов и 5 атмосфер давления, этот нагар затвердевает. Такие наросты бензин уже не в силах растворить. Как результат, форсунки обрастают коксом и работают неправильно. Они начинают значительно хуже пропускать топливо, меняется форма и направление факела распыления.

Если уж форсунки очень долго без внимания, то могут перестать работать вообще. Бывает и другая крайность. Форсунка может засориться в открытом или почти открытом положении. В результате этого падает давление в цилиндре, и наблюдается перерасход топлива. При этом, тип двигателя не играет никакой роли.

От нагаров и отложений страдают как форсунки дизельных, так и бензиновых двигателей. Особо чувствительными являются электронные, которые работают под высоким давлением.

Засоренность форсунок непременно отобразиться на эффективности мотора автомобиля. Подача топлива в камеры сгорания становится неравномерной. Вследствие этого некоторые цилиндры станут работать на обедненной смеси, а некоторые на богатой. Мощность двигателя может падать, могут возникать проблемы с заводкой в холод. При разогреве мотора, а также на холостом ходу, может наблюдаться перерасход топлива.

Методы промывки

  1. Демонтаж форсунокОценив состояние форсунок и степень их зашлакованности, нужно определить, стоит ли их снимать с двигателя. Затрат труда будет значительно меньше, если не делать демонтаж форсунок. Но будет посложнее оценить качество прочистки. Результаты проделанной работы придется оценивать по показателям работы мотора. Есть преимущества в том, чтобы снять форсунки с мотора. Их можно протестировать на стенде, и кроме этого, можно наглядно оценить, как степень засоренности, так и результаты очистки и промывки.

Есть несколько недостатков этого метода:

  • Так как в некоторых моделях моторов демонтаж форсунок очень сложный, то возрастает трудоемкость процесса;
  • Очень часто уплотнители форсунок нуждаются в замене.
  1. Промывка специальной жидкостью.Упрощенный метод очистки форсунок состоит в том, что заливается специальная жидкость в бак для топлива и автомобиль продолжает эксплуатироваться, как и прежде. В данном случае происходит промывка полностью все системы, включая топливный бак. Есть много производителей таких жидкостей, соответственно и их продуктивность и качество может быть разным. Поэтому следует обращать внимание на автохимию производителя с известным брендовым именем. А еще лучше посоветоваться с «автодоктором», которому можно доверять.Этот способ самый простой и наиболее доступный. Он может подойти для устранения не слишком больших загрязнений, а также для профилактики. У автомобилей с большим пробегом, в котором система подачи топлива еще не прочищалась, после промывки может засориться топливный насос, фильтр. Есть риск засорения и форсунок. Ситуация может только усложниться. Поэтому такие жидкости рекомендовано применять в целях профилактики каждые 10 тысяч километров.

Из преимуществ такого метода можно назвать:

  • прочистка целой системы
  • дешевизна
  • простота.

Минусы метода:

  • проблематичность очистки сложных загрязнений;
  • малая степень контроля качества промывки.
  1. Метод сольвентной очистки — состоит в том, что к топливной рампе автомобиля подсоединяется приспособление, которое подает промывающий сольвент. Перед этим нужно отсоединить бак от системы подачи топлива. Такие приспособления бывают одноконтурные и двухконтурные. В одноконтурном сольвент подается прямо в рампу, а топливо, подкачиваемое насосом из бака автомобиля, отправляется на малый круг. Двухконтурные приспособления производят прочистку всей системы подачи топлива, кроме бака. Конечно, двухконтурная чистящая установка проделает работу эффективнее.Используя сольвент, есть возможность прочистки форсунок своими руками. Для этого нужно купить жидкость для промывки, новый фильтр для топлива, шланги для сольвента, а также насос для топлива. Насос должен работать при погружении и питаться от аккумулятора. Вместо насоса можно использовать сифонный нагнетатель. Его можно изготовить из пластиковой канистры с плотно закрытой крышкой. Нужно подвести два шланга: для нагнетаемого воздуха и для сольвентной жидкости.Последовательность этапов промывки:
    • Нужно стравить давление, открыв крышку бака, а также вынув предохранитель насоса;
    • Запустить стартер для стравливания давления в рампе.
    • Шланг от насоса (или самодельного нагнетателя) через фильтр подсоединить к рампе. Другой шланг подсоединяется к «обратке» и выводится в сосуд с сольвентом.
    • Запустить насос или самодельный нагнетатель, затем запустить двигатель;
    • После 20 минут работы двигатель заглушить. Через некоторое время опять запустить двигатель и не выключать до полного использования сольвента. После этого дать двигателю поработать еще некоторое время, залив уже чистый бензин;

    После завершения процедуры подсоединить шланги топливной системы.

Очень схоже происходит очистка системы топлива в дизельных двигателях. Только для дизеля не нужно добавочный насос или нагнетатель. Для подачи сольвента в форсунки надо отсоединить шланги подачи и «обратки» от топливного насоса высокого давления, и присоединить купленные. У дизелей прочистка системы подачи топлива дает лучшие показатели, чем промывка топливной системы бензинового двигателя. Прочистку проходит вся топливная система.

Жидкость для прочистки может негативно воздействовать на масло. Поэтому замена масла после прочистки топливной системы пойдет только на пользу автомобилю. Также при промывке бензиновых двигателей, могут выйти из строя свечи зажигания. Поэтому для процедуры промывки можно использовать запасной комплект свечей.

Кардинальный метод прочистки состоит в демонтаже форсунок, если не помогла прочистка системы сольвентом. Такую очистку лучше всего производить ультразвуком или используя специального средства. Но можно произвести очистку и самостоятельно. Потребуется жидкость для очищения карбюратора, шланг для бензина с диаметром как у форсунки и аккумулятор.

Демонтированную форсунку соединяют со шлангом и сжимают все хомутом. Трубочку от баллона с очистителем стоит обмотать изолентой. Трубка с изолентой должна плотно входить в другой конец шланга. Этот конец также нужно стянуть хомутом. Процедуру промывки проще будет проводить вдвоем. Одному, с помощью баллончика подавать очиститель топливной системы в форсунку. Другому нужно подавать ток на форсунку из аккумулятора.

Промывка происходит в несколько этапов:

  1. подается чистящее средство;
  2. некоторое время для разрыхления и отслоения нагара;
  3. снова подать очиститель.

Результат такой самостоятельной очистки может быть не хуже чем на стенде автосервиса. В случаях, когда засорения уж слишком затвердели, придется прибегать к чистке ультразвуком или замене форсунки.

Чтобы система подачи топлива бензинового двигателя (а соответственно и весь автомобиль) работала нормально, следует время от времени делать прочистку инжектора или карбюратора. Как говорят: «Заболевание легче предупредить, чем его лечить».

Промывка топливной системы. Виды промывки топливной системы авто. Как промыть топливную систему?

При эксплуатации транспортного средства, не важно, бензинового или дизельного, в камере сгорания и во впускном тракте все время накапливаются всевозможные лаковые и смолистые отложения, которые способны со временем вызывать серьезные проблемы. Наиболее уязвимыми являются форсунки системы впрыска. И без этого сложную ситуацию существенно ухудшает использование некачественного топлива. Чтобы удалить эти отложения, необходимо систематически промывать топливную систему. Зависимо от того, с какой периодичностью проводится данное мероприятие, используются различные способы. Об этом далее в статье.

Топливная система, устройство и принцип действия

Основное предназначение топливной системы автомобиля — подача горючего из бака, его фильтрация, образование топливной смеси и ее подача в цилиндры мотора.

Для автомобильных двигателей существует несколько видов топливных систем. В ХХ веке наиболее распространенной являлась карбюраторная система подачи топлива. Последующий этап — развитие впрыска горючего с помощью одной форсунки (моновпрыск).

Использование данной системы дало возможность уменьшить расход горючего. На сегодняшний день применяется третья система подачи горючего — инжекторная. Данная система предполагает подачу топлива под давлением непосредственно во впускной коллектор. Число форсунок аналогично числу цилиндров. Все системы питания мотора похожи, а отличаются лишь методами смесеобразования. Топливная система состоит из следующих элементов:

  1. Топливный бак служит для хранения горючего и являет собой компактную емкость с насосом для забора горючего, а, в некоторых случаях, и с компонентами грубой фильтрации.
  2. Топливопроводы являют собой комплекс топливных шлангов, трубок и отвечают за транспортировку горючего к устройству смесеобразования.
  3. Все устройства смесеобразования (инжектор, моновпрыск, карбюратор) являются механизмами, где происходит соединение воздуха и топлива (эмульсии) для последующей подачи в цилиндры.
  4. Блок управления работой системы смесеобразования (инжектор) — сложный электронный прибор, который предназначен для управления работой датчиков контроля, клапанов отсечки, топливных форсунок.
  5. Топливный насос отвечает за закачивание горючего в топливопровод. Являет собой электромотор в герметичном корпусе, который соединен с жидкостным насосом. Смазывается непосредственно горючим. Стоит отметить, что длительная эксплуатация автомобиля с незначительным количеством горючего способна привести к выходу мотора из строя. В некоторых моторах топливный насос крепится непосредственно к мотору и приводится в действие вращением распредвала или промежуточного вала.
  6. Дополнительные фильтры тонкой и грубой очистки — фильтрирующие компоненты, установленные в цепь подачи горючего.

Принцип работы топливной системы заключается в следующем:

Насос всасывает горючее из бака, после чего оно подается через фильтры очистки по топливопроводу в систему смесеобразования. В карбюраторных системах горючее поступает в поплавковую камеру, в которой потом посредством калиброванных жиклеров поступает в камеру смесеобразования. Топливо смешивается с воздухом и через дроссельную заслонку попадает во впускной коллектор, а после открытия впускного клапана поступает в цилиндр. Горючее в системе моновпрыска подается на форсунку, управляемую с помощью электронного блока. В необходимое время форсунка открывается, а горючее поступает в камеру смесеобразования, в которой, как и в карбюраторном устройстве, смешивается с воздухом. Далее процедура такая же, как и в карбюраторной системе. В инжекторной системе горючее подается к форсункам, что открываются с помощью управляющих сигналов от блока управления. Между собой форсунки соединены посредством топливопровода, где всегда есть горючее. Все топливные системы имеют обратный топливопровод, по которому сливается в бак излишек топлива.

Система питания дизельного мотора очень похожа на бензиновую. Впрыск горючего происходит под большим давлением напрямую в камеру сгорания. Происходит смесеобразование в цилиндре.

Чтобы подавать горючее под большим давлением используется насос высокого давления (ТНВД).

Топливная система засорилась, признаки засора

Существует ряд признаков засора топливной системы:

  1. При загрязнении форсунок, происходит снижение удельной мощности автомобильного мотора.
  2. При разгоне автомобиля возникают детонационные хлопки.
  3. Далее, работа мотора на холостом ходу становится более нестабильной, постепенно ухудшается запуск мотора и увеличивается уровень расхода горючего.
  4. Увеличивается опасность выхлопа.
  5. Непостоянная работа мотора на переходных режимах и холостом ходу.
  6. При резком нажатии проваливается педаль газа.
  7. Каталитический нейтрализатор и кислородный датчик лямбда-зонда выходит из строя.

Некачественное топливо, одна из причин засора

Некоторые автолюбители пытаются сэкономить, приобретая б/у автомобили. Однако при покупке подержанной машины необходимо помнить, что не все прежние автовладельцы своевременно производят замену расходников. Помимо этого, учитывая качество горючего, невольно удивляешься, как вообще его терпят моторы. Как свидетельствует статистика, если вы довольно часто заправляете транспортное средство на неизвестных АЗС, вам будет нужно чаще менять расходники. Продажа горючего — крупнейший бизнес, требующий высокой окупаемости, но такое бывает лишь у известных поставщиков горючего. Мелкие заправочные станции довольно часто добавляют различные присадки и даже смолы.

Промывка топливной системы без демонтажа форсунок с двигателя, плюсы и минусы

Наиболее простой метод борьбы с отложениями без демонтажа форсунок — залить в топливный бак специальную жидкость и ездить, как обычно. В данном случае производится полная промывка топливной системы, не только форсунок, но и топливного бака. Для этих целей существует множество вариантов автохимии, их эффективность может сильно отличатся, поэтому желательно приобрести жидкость популярного изготовителя.

Данный способ отлично подходит для самостоятельной ликвидации незначительных отложений в качестве профилактики различного рода загрязнений. При этом, нужно учитывать, что если у автомобиля большой пробег, а топливная система прежде не прочищалась, промывка топливного бака способна привести к тому, что отложения на стенках данного бака забьют топливный фильтр, сетку топливного насоса, а в самом плохом случае, и форсунки, то есть проблема только усугубится.

Именно поэтому промывочную жидкость желательно использовать в качестве профилактичного средства после полной промывки топливной системы с повторяемостью не больше десяти тысяч километров.

Преимущества данного метода — полная очистка топливной системы, простота и низкая стоимость. Основной недостаток — не удастся удалить сильные загрязнения. Помимо этого, автовладелец не может осуществлять контроль над качеством промывки.

Промывка инжектора на ультразвуковом стенде с демонтажем форсунок, плюсы и минусы

При промывке инжектора на ультразвуковом стенде очищаются лишь форсунки, а другие элементы, такие как впускные клапаны, дозатор-распределитель, топливная рампа и регулятор давления с запорным клапаном, не очищаются.

Однако, несмотря на данный недостаток, этот способ является наиболее эффективным, так как можно оценить распыление и производительность форсунок в различных режимах. Кроме того, ультразвук способен разрушить внутренние элементы топливной форсунки.

Поэтому, использовать этот способ следует только в том случае, если жидкость не справилась с заданной задачей.

Чистка инжектора изнутри мотора является самым простым выходом, и в этом ее преимущество. Проходя через инжектор, растворитель способен эффективно очистить внутренние поверхности камеры сгорания и клапаны. Сам процесс занимает около пятнадцати минут.

Современное оборудование для полной промывки топливной системы

Стоит отметить, что полная промывка топливной системы возможна лишь при наличии специального оборудования — компрессора, направляющего растворитель непосредственно в топливную систему при работе мотора.

Для этого необходимо отсоединить топливный насос, после чего на его место присоединить компрессор. В процессе промывки инжектора изнутри мотора следует помнить, что очень засоренные инжекторы не позволяют проникнуть достаточному количеству растворителя, в результате чего время промывки существенно увеличивается.

Жидкость для очистки топливной системы Сольвент, преимущества такой промывки

В условиях автомастерской, к топливной рампе подсоединяют специальную установку, подающую моющий Сольвент. При этом, систему питания нужно отсоединить от топливного бака. Данные установки существуют одно- или двух-контурные. Одноконтурные установки подают Сольвент непосредственно в рампу, а горючее, забирающее из бака насос, возвращается по малому кругу обратно. С помощью двух-контурной установки производится очистка топливной системы, не считая топливного бака.

Естественно, предпочтительнее применять двух-контурную установку. Если нет такой возможности, а топливная магистраль довольно сильно загрязнена, нужно сначала промыть рампу, для удаления из нее грязи, а также, чтобы не забить форсунки окончательно.

С помощью Сольвента есть возможность промыть форсунки и своими силами. Чтобы выполнить такую работу, необходимо приобрести новый топливный фильтр, промывочную жидкость, топливный насос погружного вида, который питается от аккумуляторной батареи и топливные шланги, предназначенные для забора Сольвента, а также отвода излишков через «обратку».

Кроме того, на насосе можно сэкономить, самостоятельно изготовив нагнеталь сифонного вида, где с помощью компрессора или насоса будет поддерживаться необходимое давление. Для данных целей хорошо подойдет пластиковая канистра с крышкой, которая плотно закрывается. К ней нужно подвести шланги для забора жидкости и нагнетания воздуха.

Химия для промывки топливной системы последнего поколения, особенности этой промывки

Современный рынок предлагает множество различной химии для промывки топливной системы. Предлагаю рассмотреть наиболее распространенные из них:

  1. Wynn’s является одним из наиболее известных изготовителей промывочных жидкостей. Она очень сильная, превосходно снимает нагар с клапанов и камер сгорания, однако подчистую убивает свечи зажигания. Незаменима для очистки форсунок на транспорте старше 2002 года. Ее крайне нежелательно использовать на многих автомобилях. Для наиболее новых форсунок желательно использовать другую жидкость.
  2. LIQUI MOLY — более щадящая и нежная промывка, после нее не обязательно менять свечи зажигания. Ее основным преимуществом является то, что есть возможность промывать инжектора на любом транспорте, не опасаясь убить форсунки. Она рекомендована для промывки систем с прямым впрыском топлива — WV Audi FS, Toyota D4, Nissan neoDI, Mitsubishi GDI.
  3. Лавр — данная промывка очень напоминает Wynn’s по своим характеристикам, однако ее стоимость неоправданно большая. Именно по этому ее так редко применяют в автосервисах.
  4. Carbon Clean — промывка с умеренными характеристиками. Является золотой серединой между LIQUI MOLY и Wynn’s.

Почему промывку инжектора лучше совмещать с заменой масла и масляного фильтра

После промывки инжектора рекомендовано произвести замену масла в моторе авто и масляного фильтра, поскольку небольшое количество Сольвента способно попадать в масляную систему — хотя мотору автомобиля это не вредит (концентрация в масле Сольвента довольно маленькая и не может нарушить баланс его химических свойств). Наиболее лучший вариант — осуществить промывку инжектора при плановой замене масла. К сожалению, очень мало мастерских, где об этом вспоминают вообще.

Зачем в топливный бак заливают состав для очистки клапанов

Состав для промывки клапанов заливают в топливный бак с целью увеличения результата промывки инжектора автомобиля, так как за несколько часов работы мотора он способен удалить все остатки нагара со впускных клапанов и камеры сгорания.

Советы профи, как обеспечить спокойную езду

После промывки обязательно проверьте баланс мощности мотора и токсичность выхлопа, а также падение давления инжекторов. Лишь при получении положительных результатов в каждом из данных тестов, мотор и инжекторы считаются хорошо промытыми.

Промывка топливной системы. Мыть или не мыть?

Гараж

Главная  /  Гараж  /  Промывка топливной системы. Мыть или не мыть? Промывка системы подачи топлива к камере сгорания, по уверению производителей очистительных систем, сулит автовладельцам множество благ: снижение расхода топлива, увеличение ресурса двигателя, улучшение динамики, повышение максимальной скорости, снижение токсичных выбросов и так далее. Так ли все красиво, как нам обещают?текст: Игорь Владимиров  /  15.11.2001

Предыстория

На «тест-промывку» отправились ВАЗ-21083 и -21099, оснащенные 1,5-литровыми двигателями с GM-овской системой впрыска, и два Volkswagen с системами MonoJetronic (двигатель RP) и KE-Jetronic (двигатель JN).

«Девяносто девятая» оказалась самой молодой как по году рождения, так и по пробегу — около 50 тыс. км.

«Восемьдесят третья» немного старше. Ее «жизненный путь» на момент операции составлял около 100 тысяч километров.

Марку VW представляли два Passat 1988 года выпуска, но разных моделей — В32 (выпущен до 04.1988) и В35i (после 03.1988). Пробег у обоих — порядка 200 тыс. км.

Процесс

Промывка различных систем впрыска топлива осуществляется при помощи установки M7 Plus (недавно появилась А8 Plus) производства концерна Lubrichim.

M7 Plus подменяет топливные бак и насос. В резервуар наливается бензин и добавляется фирменный очиститель Autoplus. Запускается двигатель. Бензин из топливного бака автомобиля «гоняется» насосом по замкнутому кругу — через топливный провод к переходнику, который устанавливается при монтаже прибора, от переходника через «обратку» назад в бак.

Двигатель работает, используя топливный насос M7 Plus, который подает горючее, смешанное с очищающей жидкостью, к распределителю топлива под нужным давлением.

Принцип работы с дизельными двигателями аналогичен.

Топливный резервуар M7 Plus имеет три уровня заполнения — для двигателей с разным количеством цилиндров. Промывка продолжается, пока не выгорит весь бензин.

В течение определенного времени очиститель, используя бензин как носитель, движется по топливопроводу, распределителю топлива и форсункам, по пути смывая смолистые отложения и прочую гадость. Затем он попадает в камеру сгорания, очищает ее, верхнюю рабочую часть поршня и частично — компрессионные кольца. Часть очистителя попадает на впускной и выпускной клапаны.

В начале работы от «искусственного сердца» двигатели ВАЗов и VW, независимо от года выпуска и пробега, работали натужно, время от времени пропуская вспышки в цилиндрах и теряя обороты холостого хода. Через некоторое время (у каждого автомобиля свое) работа мотора стабилизировалась и к концу процесса пришла к определенной механиком норме.

Последствия

Все четыре автомобиля отнеслись к описанной процедуре по-разному. «Девяносто девятая» после подсоединения к распределителю топлива «родных» патрубков завелась сразу. Ее владелец уже через 50-60 км пробега ощутил, что улучшился прием и двигатель стал работать стабильнее, чем до промывки.

«Восемьдесят третья», как следует проплевавшись белым дымом еще в процессе промывки, завелась без видимых проблем. По словам владельца, в обычных режимах поведение двигателя почти не изменилось, однако на пятой передаче «восьмерка» стала очень хорошо разгоняться, и двигатель в этом режиме получил уверенную тягу с 80 км/ч.

VW Passat B35i неплохо пережил сам процесс, однако через некоторое время стали вылезать различные болячки, связанные, в основном, с запуском холодного двигателя. Владелец утверждает, что автомобиль на трассе стал вести себя лучше, и работа двигателя выровнялась.

Больше всего сюрпризов преподнес VW Passat B32. Судя по всему, по жизни ему досталось намного больше, чем трем другим машинам. Начало работы на смеси бензина и очистителя было мучительным: время от времени по двигателю проходила крупная дрожь, а из выхлопной трубы вылетали облачка белого дыма. Так как автомобиль оснащен лямбда-зондом и каталитическим нейтрализатором отработанных газов, процесс проходил на повышенных оборотах, как того требует инструкция.

«Лихорадка» прошла достаточно быстро. Но по окончании промывки двигатель напрочь отказался заводиться. После некоторых безуспешных попыток все-таки удалось разжечь топливную смесь в камерах сгорания, однако не всю и не во всех цилиндрах.

Выкручиванию и исследованию подверглись практически все детали, которые можно было отделить от мотора и впрыска без сложных работ. Оказалось, практически все, что находилось после впускного клапана, покрыто толстым черным нагаром, имевшим блестящую лаковую поверхность.

На следующий день автомобилю предстояло путешествие длиной 300 км.

Заправив поутру топливный бак дорогим, но качественным бензином, удрученный владелец B32 отправился в неизвестность. Городской режим оказался мучительным: плавающие холостые, рывки в диапазоне оборотов от 1000 до 2200, «утыкание в вату» после 4000 и так далее.

На трассе все более или менее сгладилось постоянным скоростным режимом, хотя до пробега в 150 км отмечалась некоторая натужность в работе двигателя. Затем у него без всякой видимой причины открылось второе дыхание. Исчезли провалы, улучшился прием. Мотор стал работать заметно тише, и даже пропали былые шумы гидрокомпенсаторов.

Очередная разборка системы впрыска и двигателя примерно на 250 км и заглядывание в доступные отверстия при помощи фонарика показали, что распределитель топлива и свечи чисты, лямбда-зонд поношен (что естественно), но не имеет прежнего подозрительного налета.

Сейчас средний расход топлива (Аи-92 Futura Neste) по трассе составляет около 6,2 литра на 100 км при движении со средней скоростью около 90 км/ч. До промывки — 7,8 литра. Расход топлива в смешанном цикле уменьшился примерно на 0,8 л.

Выводы

Мыть систему впрыска стоит, но при нескольких оговорках.

Первая — если мыть, то регулярно, не реже одного раза на 50 тыс. км пробега.

Вторая — прежде чем мыть, изучите инструкцию по применению очистителя. Для большинства автомобилей, выпущенных после 1986 года и имеющих лямбда-зонд и катализатор, начальную стадию промывки нужно проводить на оборотах не ниже 1800-2000, в противном случае можно загубить каталитический нейтрализатор, «попасть» на замену лямбда-зонда или столкнуться с трудностями сразу после промывки (в случае с Passat В32 начальные обороты двигателя составляли примерно 1500). Изучить инструкцию имеет смысл, и чтобы проконтролировать действия механика.

Третья — в процессе промывки постарайтесь не повышать обороты мотора за счет увеличения оборотов холостого хода (особенно у старых автомобилей с достаточно хитрыми топливными системами). Просто повертев отверткой винт холостого хода, вы обречете двигатель на тяжелый режим работы, ведь дроссельная заслонка будет закрыта (или прикрыта) и доступ воздуха, соответственно, ограничен. В итоге — богатая смесь, а для лямбда-зонда и катализатора это не очень полезно.

Основные проблемы у Passat B32 возникли, скорее всего, именно по этой причине. Пока не прогорели остатки носителя очистителя на свечах, в камере сгорания и грязь на лямбда-зонде и катализаторе, двигатель работал в нестабильном режиме.

Можно просто подкрутить соответствующий винт на приводе дроссельной заслонки, поставить временный клин или, в крайнем случае, минут пятнадцать удерживать нужные обороты, нажимая на газ (в последнем случае очиститель будет работать и в системе дополнительного впрыска).

И последнее. Не рассчитывайте на то, что ваш автомобиль превратится в зверя сразу после промывки топливной системы. Для этого нужно проехать километров 30-50.

Промывка топливной системы

Остатки углерода на форсунках, во впускном тракте и на поверхности камеры сгорания ведут к серьезным проблемам. Исследования автомобильных инженеров показали, что закоксовывание происходит во многом вследствие недостаточного количества присадок в топливе и маслах. Смолистые и лаковые отложения могут появиться уже через 15–20 тыс. км пробега. Основу этих отложений составляют содержащиеся в российском топливе химические элементы, например сера или олефин. В немалой степени за образование отложений отвечает и исходный фракционный состав топлива. Под воздействием температуры, при которой приходится работать форсункам (до 120 °C), и давления (в распределенном впрыске – 3–5 бар) эти отложения превращаются в твердые наросты, не растворяемые бензином. Кроме того, из-за того же плохого качества используемого бензина топливная система современных инжекторных двигателей быстро забивается обычными примесями в виде песчинок и грязи. Забитая (закоксованная) форсунка начинает работать неправильно, изменяются направление и форма факела распыла, теряется производительность, возможно даже полное прекращение впрыска. Либо, наоборот, форсунка перестает держать давление и начинает лить бензин в цилиндр почти без остановки. Нарушением гидроплотности страдают и дизельные форсунки, особенно электронные в системах Common Rail, работающие под высоким давлением. Все эти случаи приводят к недостатку (переизбытку) топлива во время воспламенения, сильной разнице в подаче топлива по цилиндрам. Автовладелец при этом обычно жалуется на снижение мощности и приемистости, детонацию при разгоне, неустойчивые обороты в режиме прогрева и холостого хода, затрудненный запуск, особенно зимой, так как для обеспечения уверенного пуска двигателя в холодное время года требуется большее количество топлива. Наблюдается и увеличенный расход топлива.

ДИАГНОСТИКА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ.

Но все перечисленные проблемы могут быть вызваны и другими неисправностями, поэтому задача диагноста – понять первопричину по косвенным симптомам. Например, по увеличенному времени впрыска или по разнице несгоревшего топлива в тесте баланса мощности на мотортестере, с интегрированным газоанализатором. Конечно, лучшей диагностикой состояния форсунок является их демонтаж и проверка на производительность, качество распыла и герметичность на специальном стенде.

КАКОЙ МЕТОД ЛУЧШЕ?

Форсунки можно мыть без снятия с двигателя и со снятием. В первом случае процесс менее трудоемкий и простой. Однако при этом нет возможности его прямого контроля. Проверить качество работы можно только по косвенным признакам. Демонтаж форсунок позволит оценить степень загрязнения и проверить результат после промывки. Минусы заключаются в том, что процесс может потребовать замены уплотнений самих форсунок, уплотнений топливной рампы, а также иногда и уплотнений во впускном тракте. Кроме того, на некоторых типах двигателей снятие форсунок — достаточно трудоемкая и дорогостоящая процедура. Наш клиент не всегда готов тратить на промывку большие деньги.

СПОСОБ ПЕРВЫЙ. УПРОЩЕННЫЙ.

Этот способ самый простой и самый дешевый. Автовладелец покупает в магазине присадку, заливает в бак и ездит в штатном режиме. Производители автохимии предлагают широкий спектр подобных препаратов. Флакон обычно рассчитан на 40–80 л бензина. Мягкая промывка отмоет не слишком сильные отложения на всех компонентах топливной системы. Однако встречались и случаи, когда таким способом удавалось восстановить работающий с перебоями бензонасос или обратный клапан. Данный метод можно рекомендовать как профилактику владельцам новых автомобилей с чистыми магистралями. Посоветовать присадку также можно клиенту после профессиональной чистки системы на СТО, как способ отодвинуть по времени следующую. Производители автохимии рекомендуют осуществлять промывку с интервалом 2–10 тыс. км пробега в зависимости от «мощности» очистителя. Предпочтение лучше отдать известному производителю.

Плюсы: низкая цена присадки. Хороший эффект при отсутствии серьезных загрязнений. Очистка всей топливной системы.

Минусы: при сильном загрязнении проблему можно только усугубить, так как вся отмытая грязь окончательно забьет сетку или даже иголку форсунки. Отсутствие контроля выполненной работы.

СПОСОБ ВТОРОЙ. СОЛЬВЕНТНЫЙ.

 

Профессиональный способ промывки форсунок без снятия с двигателя заключается в применении специальных установок подачи моющего сольвента к топливной рампе. При этом система питания от бака отключается. Установки промывки бывают с одним и с двумя контурами. В первом варианте сольвент попадает в рампу напрямую, а бензин от погружного автомобильного насоса возвращается в бак по короткому кругу. В двухконтурной системе промывается и возвратная магистраль вместе с регулятором давления. Следует учесть, что если топливная система автомобиля сильно загрязнена, то применять одноконтурную установку нужно, только предварительно промыв рампу. Иначе грязь из нее может засорить форсунки окончательно, и потребуется демонтаж. Нужно заметить, что промывка на подобных установках обладает хорошей эффективностью. Специализированная литература приводит данные о положительном результате в 90% случаев. Оставшимся 10%, скорее всего, поможет вторичная промывка либо демонтаж форсунок.

Плюсы: быстрота операции. Кроме самих форсунок, очищаются еще и штоки впускных клапанов и камера сгорания.

Минусы: если двигатель сильно изношен, промывка может привести к потере компрессии из-за выжигания нагара в канавках поршней. Контроль качества промывки возможен лишь по косвенным признакам.

СПОСОБ ТРЕТИЙ. ДЕМОНТАЖНЫЙ.

Итак, лучшим способом достоверно узнать, в каком состоянии находятся форсунки, а также предоставить клиенту гарантию на работу, является демонтаж форсунок. Снятый инжектор можно продиагностировать на стенде, помыть химией и ультразвуком. Для этого форсунки устанавливают либо на специальный стенд, имитирующий работу впрыска на всех режимах (вместо бензина подается все тот же сольвент), либо опускают в ультразвуковую ванну. При помощи стенда можно обеспечить подачу моющего раствора под необходимым давлением, наблюдая визуально факел распыла и контролируя процесс электроникой. Если установка показала, что инжектор не соответствует заводским параметрам или же производительность форсунок различается более чем на 5%, то необходима повторная мойка. Плюсы: гарантия качества. Возможность отбраковки вышедших из строя форсунок. Позволяет справиться с любым загрязнением. Минусы: высокая стоимость стенда. Сложность демонтажа форсунок на некоторых двигателях. Промываются только сами форсунки, топливная рампа и бензопроводы остаются грязными. СПОСОБ ЧЕТВЕРТЫЙ. КОМБИНИРОВАННЫЙ.Промывая форсунки сначала прямо на двигателе, а потом на стенде, можно добиться максимально эффективных результатов. Некоторые стенды предусматривают подачу сольвента в форсунку еще и в обратном направлении, что позволит максимально очистить все скрытые полости. На стенде же можно проверить герметичность форсунки в закрытом состоянии. Она должна держать на 10% больше номинального давления.Плюсы: промывается топливная система и сама форсунка. Возможность предоставления гарантии качества клиенту. Максимальная степень очистки. Минусы: высокая стоимость и трудоемкость операции. Необходимость закупки двух установок промывки. ПОДВОДНЫЕ КАМНИ.При промывке инжектора со снятием с двигателя необходимо обратить внимание на то, что некоторые типы форсунок часто имеют сменные фильтры тонкой очистки. Их, а также съемные колпачки, расположенные в рабочей части форсунок, следует заменить новыми после промывки всей системы. Также при промывке форсунок со снятием нужно обратить внимание на чистоту всей системы. В случае ее сильной загрязненности стоит порекомендовать клиенту промыть рампу, магистрали, заменить топливные фильтры и очистить бензобак. Если этого не сделать, то через небольшой промежуток времени форсунки опять забьются. Какой метод выбрать для вашей СТО – решать вам. Можем предложить такую схему: 1. При пробеге автомобиля 30–90 тыс. км рекомендовать клиентам профилактическую промывку на двухконтурной установке.2. Если автомобилю не мыли систему более 100 тыс. км, то лучше произвести демонтаж, диагностику и промывку на стенде. 3. После промывки предлагать клиенту использовать моющие присадки в бензобак.МЫТЬ ЛИ ПРЯМОЙ ВПРЫСК?Обычный инжектор работает под давлением 3–5 бар. В двигателях с непосредственным впрыском бензина эта цифра увеличивается до 30–100 бар! Соотношение смешивания меняется от нормального λ-значения 1 (смесь воздух/топливо, 14,7/1) до экстремального в 50/1. Это чрезвычайно бедная смесь, в результате расслоенное сгорание делает систему более чувствительной к засорению впускных клапанов и инжекторов. Большинство систем комбинированы с системой рециркуляции газов для снижения NOx в выхлопе. Вместе с системой вентиляции картера двигателя, до 30% выхлопных газов рециркулируется через впускную систему. Это ведет к увеличению образования отложений во впускных клапанах. Более высокая степень сжатия используется для улучшения качества зажигания и сгорания. Это может привести к риску повреждения из-за углеродных отложений или попадания жидкости в камеру внутреннего сгорания. В связи с тем, что период для впрыска, смешивания и зажигания короткий, чистота инжекторов приобретает еще большее значение, чем в классической инжекторной системе бензиновых двигателей. Образование загрязнений на впускных клапанах и в камере внутреннего сгорания приводит к уменьшению эффективности смешивания воздуха и топлива. Это ухудшает процесс сгорания. Инжектора высокого давления со многими отверстиями также становятся более чувствительными к «разрегулированию» из-за загрязнений. Для водителя это ведет к серьезным проблемам с запуском, провалам в акселерации, потере мощности, увеличению расхода топлива.Начальные симптомы устраняются химическими промывками без разбора аппаратуры с помощью сертифицированного профессионального оборудования (например, Wynn’s FuelServe) и рабочей моющей жидкости (например, Injection System Purge) со строгим соблюдением инструкции или специальным топливным очистителем для данных ДВС (например, Wynn’s DIP3 Liquid). В обоих случаях требуется также обязательная очистка впускной системы специальным аэрозольным продуктом (например, Wynn’s DIP3 Aerosol), иначе эффективность чистки будет низкой, в силу конструктивных особенностей двигателей.Рекомендации по регулярному использованию в прямовпрысковых ДВС специализированных топливных очистителей имеются у таких мировых автопроизводителей, как Toyota и Mitsubishi. РАЗВЕНЧИВАЕМ МИФЫ.Сознанием автомобилистов, да и работников сервиса управляют мифы и легенды, связанные с промывкой топливной системы. Зачастую они являются ошибочными. Давайте попытаемся разобраться. Миф № 1. Химия убивает двигатель.Эту самую химию спокойно использует весь мир. В условиях повсеместного применения грязного топлива вся надежда – на промывку. Единственное, что нужно учитывать, так это степень загрязненности двигателя. Если топливная система слишком давно не обслуживалась, то самостоятельная промывка может привести к ухудшению ситуации из-за скопления грязевых отложений в рабочем поле иглы форсунки. Миф № 2. Ультразвук убивает форсунки. Убивают форсунки неквалифицированные мастера в собственном гараже. Многие умельцы частенько не имеют ни малейшего представления даже о том, что на форсунку приходит вовсе не 12 В, а 3–4. Таким образом, форсунку убивают не ультразвуком или сольвентом, а высоким напряжением.Миф № 3. Химические промывки выводят из строя ТНВД в моторах с прямым впрыском.Ранее в бензиновых двигателях с непосредственным впрыском топлива, например «тойотовских» 3S-FSE, имелись конструктивные недостатки насоса высокого давления, из-за которых такие двигатели оказывались в ремонте. Причина: ускоренный износ плунжера механическими частицами, попавшими ранее в топливо, или дефект сальника, в результате чего топливо начинало проникать в масляную систему, что приводило к разжижению моторного масла и потере его смазывающих свойств. Авто владелец обращался в сервис, и попытка очистить топливную систему очищающей жидкостью не давала положительного эффекта. Мало того, из-за стечения обстоятельств происходили серьезные неприятности с двигателем после промывки. Первопричина поломок заключена не в очищающем составе, а в ранее используемом топливе и некачественном топливном фильтре. Дешевые низкокачественные топливные фильтры для данных двигателей намного опаснее, нежели чем сертифицированный очищающий состав.По информации дилерских СТО Toyota-Lexus, в новых двигателях компании Toyota, оснащенных системой непосредственного впрыска, таких проблем уже не возникает. Конструктивно они более адаптированы к жестким условиям эксплуатации, исключены варианты попадания топлива в масло из-за дефекта сальника, конструкция насоса высокого давления в корне изменена.Миф № 4. Химия – полумера. Ультразвук – лучше.Споры об этом не утихают даже в среде профессионалов. Заметим, если клиент регулярно чистит систему самостоятельно добавками в топливо, старается заправляться на проверенной АЗС, регулярно меняет фильтр тонкой очистки, то проблем с загрязнением топливной системы возникнуть не должно. Снятие и диагностика форсунок чаще всего необходимы только в запущенных случаях. Причем и тогда наилучший результат покажет комбинация методов химия – ультразвук.Миф № 5. Мыть нужно не реже одного раза в 10 тыс. км.Каждый специалист назовет вам свою цифру. Однако, совершенно однозначного ответа по поводу частоты промывки дать нельзя. При использовании топлива европейского качества инжектор практически не требует чистки. Тем не менее производитель рекомендует менять форсунки в среднем через каждые 140 тыс. км. В России встретить бензин европейской чистоты практически невозможно. Следовательно, автовладельцу необходимо следить за уровнем загрязнения системы, заливать присадки в топливо и посещать диагностику. Многие СТО рекомендуют мыть форсунки не реже, чем через 20–40 тыс. км. Остается добавить, что все зависит от конкретного автомобиля, его возраста и качества топлива, которое заливает владелец. Поэтому строгих временных или количественных рекомендаций здесь быть не может.Миф № 6. Дизельные форсунки промывать нельзя. Совершенно точно дизельная топливная система поддается очистке ничуть не хуже бензиновой. Существует немало автохимии, позволяющей помыть форсунки безразборным методом. При этом от грязи избавятся и ТНВД, и топливопроводы. Кроме того, от обычной химии выгорят лаковые отложения в камере сгорания и на клапанах. Это подтверждается хотя бы тем, что после промывки зачастую требуется регулировка клапанов. Также промывка топливной системы дизельного двигателя в большинстве случаев выравнивает компрессию в цилиндрах, если ее нарушения вызваны не механическими повреждениями. Следует учесть, что рекомендации по осуществлению промывки имеются даже у производителей топливной аппаратуры, например Delphi, а это уже серьезный аргумент в пользу регулярного применения качественных топливных очистителей. Евгений Счастливцев, менеджер по региональному развитию ООО «ИНТЕРАВТО», г. Иркутск: ПРОМЫВКА ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНА.

Согласно технической документации для дилерских СТО, компанией VAG был исследован целый ряд способов очистки, с помощью которых удалялись остатки закоксовывания. Самым эффективным оказался метод впрыскивания очищающей смеси при работающем двигателе. Для реализации данного метода применяется специальное оборудование для подачи очищающей смеси в топливную систему. На сегодня нет ограничений по обслуживанию топливных систем данным способом, ни по дизельным двигателям, оборудованным современными системами подачи топлива под высоким давлением, ни по бензиновым двигателям, в том числе с системами непосредственного впрыска, так как технических препятствий для этого не существует. Кроме того, автовладельцы, выполняющие рекомендации производителя автомобиля по регулярному использованию специального топливного очистителя, не имеют проблем в работе двигателя из-за загрязнений, и это факт, подтвержденный на практике, в том числе и дилерскими СТО. В двигателе все системы взаимосвязаны друг с другом – например, нарушения в работе топливных форсунок приводят к образованию нагара в камере сгорания, который со временем приводит к поломке двигателя, а на начальной стадии появляется повышенный расход масла на угар и наблюдается загрязнение масляной и впускной системы. Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью сертифицированной очищающей жидкости или специализированной присадки в топливо вполне реально предотвратить ряд конкретных технических проблем на начальной стадии загрязнения топливной системы. В более сложных случаях, когда неисправность несет комплексный характер, то есть в двигателе имеются критический уровень загрязнений, механические дефекты, а также нарушения в работе электронных систем управления, применяется комплексный, последовательный подход. Промывка топливной системы в данном случае имеет просто диагностический характер, однако следует не забывать, что существуют и специализированные химические продукты, например для очистки камеры сгорания, достаточно эффективно восстанавливающие штатные параметры в работе двигателя (естественно, при отсутствии механических неисправностей в цилиндро-поршневой группе, так как никакие очищающие смеси не устраняют механические дефекты в двигателе).


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости