С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Что такое абс


Что такое АБС

Именно благодаря антиблокировочной системе торможения (ABS) автомобилист в случае резкого торможения сможет вовремя остановить автомобиль, избежав тем самым столкновения. При тестах в автомобилях ABS путь торможения был в несколько раз меньше, чем у автомобилей без антиблокировочной системы торможения. В данной статье мы расскажем что такое АБС

История возникновения

Компоненты ABS

Разрабатывать системы торможения начали еще в ХХ-е годы прошлого века, в момент бурного индустриального развития в европейских странах. Первые антиблокировочные системы торможения были установлены на шасси французских самолетов и были созданы фирмой Avions Voisin. Для автомобилей систему АБС придумали немцы. В начале 70х годов ХХ века фирма Daimler-Benz разработала и впервые применила на опытном образце новую систему торможения ABS-2, включающую в себя датчикискорости, которые установленны на всех колесах, электронный контроллер и несколько гидравлических клапанов, находящихся в тормозном контуре. Работа новой системы торможения основывалась на информации, полученных от датчиков, фиксирующих скорость вращения колеса. При различных частотах вращения устройство ABS-2 срабатывало и частоты вращения колес становились одинаковыми. Эта техническая новинка позволяла сделать больше усилие остановка автомобиля.

Эффективность торможения вместе с АБС заметно возрастает

Но при тестировании этой системы был выявлен один сильный недостаток – часто отказывали электронные составляющие. Для устранения этого недостатка были задействованы лучшие умы фирм Bosch и Daimler-Benz и вскоре ABS уже начали оснащать автомобили по просьбе автомобилистов и за дополнительную плату. Начиная с 2004 года все транспортные средства, продаваемые в Европейском Союзе, имеют стандартную систему ABS.

Принцип работы системы. Что такое АБС

Наглядная картинка

Всем известно, что усилие трения при скольжении несколько меньше усилия при трении покоя. Значит, автомобиль при заблокированных колесах будет делать тормозной путь меньше, тормозного пути автомобиля при вращающихся колесах. Поэтому при выполнении торможения водитель обязан периодически ослаблять нажатие на тормоз.

Устройство АБС

Но если автомобилист не имеет опыта и не умеет правильно контролировать тормозную педаль, то ему поможет система АБС, которая при заблокированных колесах периодически снижает уровень давления в системах торможения, давая тем самым колесам проворачиваться. Затем уровень давления на тормоз вновь повышается. В результате этого создается импульсное (прерывистое) торможение, уменьшающее путь останова автомобиля.

Устройство системы ABS.

Еще одна наглядная картинка

Антиблокировочная система торможения состоит из установленных на ступицах всех колес датчиков скорости, расположенных в магистрали основной тормозной системы управляющих клапанов, являющихся модуляторами давления и блока управления, который получает сигналы датчиков и задействует при этом механизмы клапанов. Когда автомобилист нажал ногой на тормоз, система ABS сразу же вычисляет частоту вращ. каждого из колес в отдельности. Если колесо стало вращаться медленнее, по сравнению с расчетным наибольшим замедлением автомобиля, то ABS сразу же передает сигнал на модулятор, устанавливающий уровень давления в тормозной системе, который  корректирует уровень давления в системе этого колеса. После того как частота вращ. каждого из колес станет одинаковой, сразу же восстанавливается сила торможения. Сила торможения может корректироваться для работы всей тормозной системы, так и для тормозной системы правых или левых колес (если стоит двухканальная ABS) или даже каждого их колес (если стоит многоканальная ABS). При одноканальных системах эффективное торможение можно обеспечить лишь когда сила сцепления для каждого из колес будет одинаковой. Так что лучше устанавливать многоканальные ABS. Они стоят дорого, но  способны намного эффективнее остановить автомобиль. Особенно, если транспортное средство находится на трассе, покрытой неоднородным материалом.

Развитие ABS

Экономит расход шин

Сейчас в эпоху технического подъема современные ABS стали оснащать диагностическими системами, способными контролировать все устройства торможения в зависимости от их физического состояния. Именно при срабатывании диагностических систем на панели приборов в автомобиле загорается лампочка неисправности ABS и в блок управления выполняется передача соответствующего кода ошибки. Затем управляющий блок по коду ошибки определяет, какой элемент перестал работать, и он сразу же исключается из работы всего механизма торможения. При этом тормозная система не прекращает свою работу. Машины последних поколений уже оборудованы электрическими тормозными механизмами, работающими независимо друг от друга в каждом отдельном колесе. В таких автомобилях систему ABS ставят в качестве одного из алгоритмов блока управления такой системой торможения, который никак не влияет на тормозные педаль или рукоятку.

Что такое ABS.

Такая вещь, как антиблокировочная система, входит в стандартный пакет опций для авто всех классов последних годов выпуска. Правда, сначала это был «наворот» для дорогих спортивных автомобилей. С ростом спроса на подобный механизм его стали внедрять на более дешевые аналоги, а сейчас эта система стала неотъемлемой частью любой современной тормозной системы. Такому распространению способствует также невысокая себестоимость при массе преимуществ для водителя.

Как она работает?

Схема работы тормозной системы автомобиля в штатном режиме выглядит примерно так: водитель плавно движением ноги передвигает педаль, тем самым тормозные элементы (непосредственно на колесе) постепенно наращивают давление, и автомобиль плавно останавливается. Однако иногда дорожная ситуация требует немедленной остановки транспортного средства. Если колеса блокируются (резко перестают вращаться из-за огромного давления тормозных механизмов), они создают эффект «юза». Весьма опасная вещь, особенно на скользком дорожном покрытии - ведь автомобиль не будет реагировать на повороты руля и на команды водителя. Обычно инструкторы и опытные водители рекомендуют на подобном покрытии тормозить толчками, не давать колесам заблокироваться полностью. Но водители бывают разные. Поэтому около 10% всех ДТП случается из-за «юза». Для уменьшения такой печальной статистики инженерами автомобилестроительных фирм была разработана система антиблокировочная система (ABS). Ее суть состоит в том, чтобы не дать вне зависимости от команд водителя заблокироваться колесам. На трудном скользком участке авто с этой системой не «пойдет юзом» и не потеряет управление. Кроме того, вероятность остаться на дороге перед возможностью улететь в кювет довольно высока.

Технология работы ABS

По результатам различных тестов специалистами разных фирм было отмечено, что максимальный коэффициент сцепления рабочей области шины с дорожным покрытием достигается, если имеется допустимое проскальзывание колеса процентов на 15 или 30.

На таком проскальзывании и построена вся работа системы. А для достижения поставленных целей ABS создает скачки давления тормозной жидкости (или воздуха) в тормозной системе, заставляя, таким образом, тормозные колодки прижиматься к колесу и немного отходить назад. Поэтому контроль над состоянием тормозной системы автомобиля ложится на плечи электроники и, вне зависимости от опыта водителя, он может удержать машину на дороге.

                                                     Технологически ABS представляет собой связку из трех главных элементов: датчики (монтируются на колеса и регистрируют частоту их вращения), вычислительный блок и модулятор, меняющий давление тормозной жидкости или воздуха. Давайте рассмотрим их подробнее.

Однако не нужно забывать, что если ABS отключится – тормоза у автомобиля никуда не пропадут, просто изменится их работа.

Что такое АБС (ABS) — антиблокировочная система тормозов

Главная » Безопасность » Что такое АБС (ABS) — антиблокировочная система тормозов

Что такое ABS – Этим вопросом задаются многие из нас, выбирая новую или поддержанную иномарку, уточняя её характеристики и список опций. В современном мире трудно представить автомобиль, в комплектацию которого не будет входить антиблокировочная система (сокращённо АБС или ABS). Её задача заключается в предотвращении блокировки колёс при торможении. Это позволяет улучшить устойчивость и управляемость машины на дороге, а также уменьшить тормозной путь автомобиля.

Большинство ситуаций на дороге не требуют от водителя чего-то сложного – достаточно снизить скорость. Однако каждый из нас попадал в такие моменты, когда просто необходимо прибегать к экстренному торможению, в десятки раз увеличивающему шанс попасть в ДТП. За рулём автомобиля, не оборудованного АБС, при резком нажатии на педаль газа можно легко потерять управление. Сцепление с дорогой пропадает ввиду блокировки колёс и их скольжения, а машина уходит в занос, словно фигурист на коньках.

Многие опытные водители скажут, что можно использовать импульсный метод или просто прерывисто нажимать на тормоз, но вспомнят ли они об этом в критической и аварийной ситуации и успеют ли принять верное решение за доли секунд без подмоги АБС? Что уж говорить о рядовом водителе или новичке – для них антиблокировочная система тормозов и её роль в эксплуатации автомобиля чрезвычайно важна.

Краткая история появления системы АБС

Впервые проблема блокировки колёс при торможении стала актуальной при эксплуатации железнодорожного транспорта. Заблокированные колёса поезда не только быстрее изнашивались, но и могли привезти к большой трагедии – сходу состава с рельсов. В 1936 году компания Bosch запатентовала технологию предотвращения блокировки колёс, но реализовать её было невозможно из-за малого развития электроники. Настоящий прогресс ждал эту область в 60-70-е годы прошлого века, когда появились полупроводниковые технологии. В итоге в 1970 году крупнейший немецкий автоконцерн Daimler-Benz презентовал первые модели безопасных АБС. Чуть позже через 8 лет появился первый автомобиль, укомплектованный системой ABS. Им стал Mercedes-Benz S-класса.

Что такое ABS. Устройство и принцип работы системы

Система АБС включает следующие элементы:

  • Датчик абс (по-другому его ещё называют датчик скорости, вращения или ускорения);
  • Электронный блок управления АБС (ЭБУ);
  • Гидравлический блок и клапаны АБС;
  • Тормозные механизмы системы АБС.

Как работает система АБС

  1. Антиблокировочная система тормозов работает довольно интересно. Надавив на педаль тормоза, образуется определённое давление в гидротормозной системе. Это позволяет прижимать колодки к тормозным дискам посредством суппортов, и за счёт этого останавливать автомобиль.
  2. Датчик абс, чаще всего установленный на каждом переднем колесе и на заднем мосту (трёхканальный тип), играет роль «глаз и ушей» всей антиблокировочной системы, в случае блокировки сигнализируя ЭБУ о необходимости снизить давление тормозной жидкости. Как только датчик скорости понимает, что колесо снова вращается, то отправляет информацию АБС о восстановлении прежнего давления в тормозной магистрали.
  3. Гидроблок АБС в большинстве автомобилей расположен поблизости от ЭБУ или совмещено и представляет собой несколько клапанов, которые контролируют давление тормозной жидкости. Все эти клапаны размещены близко друг к другу и закрыты твёрдым корпусом.

Если в процессе торможения колесо пытается проскальзывать, то ЭБУ с помощью клапанов гидроблока АБС уменьшает или вовсе ограничивает поступление жидкости к тормозному цилиндру. Если этого будет недостаточно, то электромагнитный клапан отправит тормозную жидкость в отводную часть, понизив давление. Как только колесо снова приобретает скорость вращения остальных, то ЭБУ АБС посылает информацию о необходимости открыть клапаны, а тормозной механизм АБС опять ощущает на себе прежнее давление.

И так колёса продолжают то блокироваться, то разблокироваться, создавая эффект импульсного торможения, позволяя сократить тормозной путь и сохранить устойчивость автомобиля на дороге. В чём ещё преимущество современной системы АБС, так это возможность датчиков вращения реагировать даже на малейшее изменение скорости конкретно каждого колеса. Блок управления АБС работает быстро и мгновенно понимает, что пришла пора уменьшить тормозное воздействие, так как за секунду он способен принимать от 6 до 20 сигналов от датчиков скорости. В результате колесо даже не успевает заблокироваться, а его количество оборотов корректируется АБС «на ходу».

https://www.youtube.com/watch?v=3gs2FWTt5L4

Как понять работает ли система ABS и что делать в случае её включения?

Узнать о срабатывании системы ABS можно по загорающемуся индикатору на приборной панели. Как правило, он красного или жёлтого цвета и состоит из соответствующей надписи. Кроме того, через педаль тормоза будут ощущаться толчки или вибрация совместно со звуковым эффектом . Причина этого процесс постоянного открытия/закрытия клапанов, регулирующих давление на тормозные механизмы.

Если вы почувствовали вибрацию в педали, то не убирайте ногу и продолжайте прикладывать большое усилие. На автомобилях с ABS при резком торможении лучше всего немедленно выдавить до упора педали тормоза и сцепления. Благодаря этому вы полностью перестанете тормозить двигателем, улучшив эффективность АБС. Не стремитесь понять тормозные пульсации, устранить или реагировать на них. Задача водителя быстро и с приличной силой вдавить в пол педаль тормоза и не убирать с неё ногу до полной остановки транспортного средства.

Кстати, если при включении зажигания индикатор АБС не загорается вместе с контрольными приборами, то это может говорить о неполадках в этой системе. Довольно часто проблема заключается в том, что после замены стоек или прочего серьёзного ремонта ходовой части выходит из строя датчик абс или его просто забывают подключить невнимательные специалисты сервиса. Нередко датчик АБС просто сильно загрязняется из-за своего расположения вблизи вращающихся деталей и колёс, поэтому элементарная чистка контактов «возвращает его к жизни».

В чём преимущества антиблокировочной системы тормозов?

Перечислим лишь несколько основных положительных сторон в работе системы ABS:

  • Обеспечивает безопасность водителя и его пассажиров;
  • Сокращает тормозной путь на различном дорожном полотне;
  • Не допускает блокировку ведущих колёс, а, значит, даёт возможность водителю маневрировать, например, объехать препятствие или сохранить управление на резком повороте;
  • Снижает шанс попасть в неконтролируемый занос;
  • Способствует равномерному износу протектора покрышек.

Видео о системе АБС

В качестве заключения

Что такое ABS в современном автомобиле? Это надёжная и функциональная опция, способствующая безопасности водителя и его пассажиров.  Система ABS входит в начальную комплектацию многих даже бюджетных машин. Сегодня антиблокировочная система тормозов является такой же неотъемлемой и незаменимой составляющей как традиционные элементы автомобиля – двигатель, руль, шины, коробка передач и мн. др. Несмотря на всю полезность системы АБС, не следует полностью полагаться на электронику. Старайтесь не допускать случаев резкого торможения, при которых включается антиблокировочная система. Помните, что соблюдение дистанции в несколько раз снижает шансы попасть в ДТП. Безопасных Вам дорог!

Проголосуйте, понравилась ли вам статья? (Проголосовало 1, оценка: 5,00 из 5) Загрузка...
  • колеса
  • подвеска
  • тормозная система
  • электрика

Что такое ABS и ее принцип работы?

Антиблокировочная система

Каждый девятый водитель слышал об антиблокировочная система (ABS), но половина водителей не знают, что это, или имеют ошибочное представление о функционировании данной системы. Рассмотрим некоторые факты. Профессиональные гонщики и водители экстракласса в опасной ситуации, благодаря опыту и реакции, за секунду могут выполнить десяток и больше комплексных действий: нажатие на педали тормоза, сцепления, и при необходимости, акселератора; повороты рулевого колеса; переключение КПП. Водители с опытом выполняют до пяти таких действий, а начинающие в большинстве случаев жмут тормоз до отказа.

Но в большинстве случаев исход из ситуации определяет прикладывание правильной силы на педаль тормоза, для возможности маневрирования и без потери устойчивости. Для решения этой проблемы существует АБС (ABS) — система, которая предназначена для предотвращения полной блокировки колёс во время торможения. Основной задачей АБС является сохранение управляемости автомобиля.

Немного истории

Первые устройства, схожи по принципу действия с АБС, были созданы еще в далеких 20-ых годах прошлого столетия, и предназначались для шасси самолетов. Для автомобилей данная технология была придумана и запатентована компанией Bosch перед началом Второй мировой войны.

История ABS Bosch

Но реализовать данную технологию в реальную разработку удалось только в 60-ых годах, с приходом эры полупроводников и компьютеров. Над созданием прототипа АБС, отдельно друг от друга, трудились лучшие умы Bosch, GM, General Electric, Lincoln, Chrysler и др.

Несколько исторических фактов:

  • Первый американский аналог АБС создан в 1954 году компанией Форд, и после доработки, в 1970 году успешно начал функционировать на автомобилях Lincoln.
  • Первая британская примитивная система схожа на АБС разработанная совместно Dunlop и General Electric была адаптирована и установлена на Jaguar в 1958 году. После ряда изменений и тестов задействована, в 1966 году, на спортивном Jenssen FF.
  • Европейская система АБС была создана Хайнцом Либером, который начал разработку в 1964 году будучи инженером Teldix GmbH, а окончательно представил миру «ABS 1» в 1970 году, работая на компанию Daimler-Benz. Для испытаний, Daimler-Benz начали сотрудничать с Bosch.
  • Впервые «ABS 2» от компании Bosch была установлена в 1978 году на Mercedes Benz W116, а через пару лет и на автомобилях BMW 7. Поскольку цена системы была довольно высока, составляла приблизительно десятую часть стоимости автомобиля, она устанавливалась как опция.
  • Серийная установка антиблокировочной системы на европейские автомобили началась только с 1992 года.
  • С 2004 года АБС устанавливается на все автомобили из ЕС.

Конструкция системы

На первый взгляд конструкция системы АБС довольно проста. Она интегрирована в штатную тормозную систему и включает в себя:

  1. Датчики скорости;
  2. Модулятор с клапанами (или несколько модуляторов), интегрирован в основную тормозную магистраль;
  3. ЭБУ;
  4. Гидроаккумулятор.

Рассмотрим работу компонентов системы

Датчики работают по принципу магнитной индукции и прикреплены неподвижно к ступице каждого колеса, а в некоторых АБС, к редуктору заднего моста автомобиля. Они представляют собой магнитную катушку. В каждой ступице находится зубчатый венец. При вращении колес, в катушке создается ток, величина его зависит от скорости вращения. Полученные данные передаются в блок управления.

строение антиблокировочной системы

ЭБУ анализирует полученные данные, рассчитывает момент блокировки колес, давление тормозной жидкости и отдает регулирующие модулятору, для перекрывания необходимого тормозного контура.

Получив сигнал от ЭБУ, первый клапан модулятора кратковременными импульсами перекрывает доступ тормозной жидкости, регулируя тем самым давление тормозных. Если давление приближается к максимально допустимому второй электромагнитный клапан сливает тормозную жидкость в гидроаккумулятор. При нехватке жидкости, она поступает с гидроаккумулятора в магистраль.

В зависимости от типа тормозных систем существуют разные типы АБС:

  • Четырехканальная – система, в которой присутствуют 4 датчика, которые контролируют индивидуально каждое колесо, и является лучшей и самой эффективной.
  • Трехканальная – присутствуют три датчика, один на заднем мосту и по одному на передней паре колес.
  • Двухканальная система – управляет отдельно передней и задней осью. Гибрид между трех- и четырехканальной системами в зависимости от количества датчиков: три или четыре.
  • Одноканальная – установлен один датчик на заднем мосту и срабатывает при блокировке двух задних колес. Входит в комплект трехканальной системы. Самая дешевая и наименее эффективная АБС.

Самые дорогие системы – четырёхканальные, с отдельным комплексом оборудования на каждое колесо. Самые дешевые – одноканальные. Самые популярные системы АБС имеют 4 датчика и 2 модулятора, и в свою очередь являются двухканальными.

Кроме перечисленного оборудования в комплект АБС могут входить датчики и анализаторы, которые определяют состояние дорожного полотна, угол наклона дороги, сцепление с дорогой всех колес и т.д.

Принцип работы

Работа антиблокировочной системы основывается на законах физики, в основном на законе трения. Из физики 7-го класса известно, что сопротивление трения покоя больше, чем сопротивления трения скольжения. Исходя из этого делаем вывод: тормозной путь вращающихся колес меньше идущих «юзом». Но грань удержания колес в крутящемся положении, особенно при неравномерном покрытии, настолько мала, что даже опытные водители иногда с этим не справляются. А АБС с легкостью выполняет поставленное задание. Как же она работает?

Как только водитель до отказа выжал педаль тормоза, он почувствует характерный звук «трещотки» и пульсацию исходящую от педали, значит АБС заработал. Теперь процессом торможения руководит не водитель, а ЭБУ системы. Датчики считывают скорость вращения колес и давление в тормозной магистрали.

Компьютер рассчитывает необходимую скорость замедления вращения для данной ситуации и передает команду модулятору для перекрытия того или иного тормозного контура. При совпадении скорости замедления с проектной доступ жидкости к тормозному контуру возобновляется. Данная операция для каждого контура проделывается от нескольких до 18-20 раз в секунду, не допуская блокировки колес.

Водителю остается только продолжать маневрировать в условиях идеального торможения, в то время как замедлением автомобиля занимается АБС.

Эффективность АБС

Уже известно, что тормозной путь, машины с АБС короче, таковой без системы. Если учесть еще и возможность резкого маневрирования во время торможения, эффективность системы не вызывает никаких возражений. С одноканальной системой АБС на автомобиле, может потягаться, разве что, профессиональный гонщик. Но в условиях скользкой дороги или сложной ситуации, с многоканальной АБС не сравнится никто. А для начинающих водителей, АБС – незаменимый помощник в любых дорожных ситуациях.

Но есть ситуации, при которых ABS не эффективна, а использование некоторых приемов исключается. Это:

  1. Езда по глубокому снегу, гравию;
  2. Неравномерное покрытие дороги;
  3. Езда на колесах с разной глубиной протектора;
  4. Колеса с различным рисунком протектора;
  5. Езда на летних колесах зимой и т.д.;
  6. На переднеприводных машинах исключается возможность приема «газ-тормоз», для управляемого заноса;
  7. При езде по неровностям в фазе отрывания от земли АБС отключается;
  8. ·Для опытных водителей, неожиданность поведения автомобиля во время манёвра при работе АБС.

Как видим много факторов, негативно влияющих на работу АБС, зависят от самих водителей. Но, многие факты и цифры, говорят в пользу антиблокировочной системы. Так, тормозной путь на сухой дороге сокращается до 20%, а на мокрой и скользкой куда больше. На многих автомобилях она идет в заводской комплектации, а если нет, тогда цена ее установки не велика.

Колесная резина, на машинах с установленной противоблокоровочной системмой изнашивается меньше, чем на иных. Для использования системы, не надо уметь никаких дополнительных навыков, а цена обслуживания автомобиля остается прежней. Системы АБС долговечны и надежны, а все поломки в большинстве случаев, связаны с неправильностью эксплуатации.

Эффективность и статистика ABS

АБС может работать в пару с другими ассистирующими программами: антипробуксовочноя системой, системами стабилизации контроля, курсовой устойчивости и многими другими.

Главный залог эффективности АБС – правильное использование. В США в 1986-95 гг. было проведено исследование, которое привело статистов в ступор. Гибель пассажиров, столкнувшихся автомобилей оборудованных АБС, доходила до 40%. В ходе исследования выявилось, что водители, вместо полного выжимания педали тормоза, делали прерывистые нажатия, из-за чего система была дезинформирована и попросту не срабатывала. Для того чтоб АБС сработала педаль должна быть выжата «до отказа» и после активорования система будет выполнять свою функцию до тех пор пока машина не замедлится до скорости 5 км/ч, а дальше колеса заблокируются.

Но все же, если на вашем автомобиле стоит АБС не надо радовать себя иллюзиями о полной безопасности. Все в руках водителя. Прижмитесь поплотнее к спинке сидения чтоб лучше чувствовать поведение автомобиля. Держитесь за руль обеими руками, «на 10 часов и 2 часа». По возможности, набирайтесь навыков экстремального вождения.

ABS изначально основывалась на сохранении управления. Вопреки мнению многих автолюбителей, данная система не может противостоять законам физики и сцепить колеса с дорогой, она просто увеличивает эффективность торможения, тем самим дает возможность маневрирования. Если водитель на скорости 150 км/ч влетает в бетонную стену и за 50 метров надумает тормозить, никакая система, кроме ремня и подушек безопасности его не спасет.

Следует ли использовать АБС?

Хотя у ABS, есть мелкие недочеты и недостатки, но… Если однажды, не дай Бог, на скользкой дороге, в опасной ситуации, вам придется жать изо всех сил педаль тормоза «в пол», а автомобиль не занесет, не поведет и не развернет. И вы как ни в чем небывало продолжите рулить, тогда и задайтесь этим вопросом.

comments powered by HyperComments


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости