С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Что такое балансировка колеса


Что такое балансировка колес и для чего она нужна

Погрешности при изготовлении и износ составных частей автомобильного колеса могут приводить к его дисбалансу — смещению центра масс относительно центра вращения. При этом в момент движения автомобиля возникает биение (вибрации), что провоцирует преждевременный износ подвески, неравномерное изнашивание шин и погрешности управления. Этого можно избежать, если будет выполнена правильная балансировка колес: что это и какие проблемы она решает — расскажем в статье.

Виды и причины дисбаланса

Виды дисбаланса колеса автомобиля

При нарушении баланса могут возникать два вида вибраций:

  • Продольные — динамический дисбаланс, который обусловлен нарушением равновесия колеса по его ширине. Чем шире профиль шины, тем больше вероятность возникновения таких вибраций. Даже если центр масс совпадает с центром вращения, но по ширине профиля масса распределена неравномерно, это провоцирует отклонение оси инерции относительно оси вращения и последующее возникновение разнонаправленных центробежных сил, характеризующих величину дисбаланса.
  • Вертикальные — статический дисбаланс, возникающий когда ось вращения колеса параллельна оси инерции, но не совпадает с ней. Происходит это при неравномерном распределении веса по окружности. В результате чего при движении колесо «подпрыгивает».

Соответственно, работы по устранению этих видов дисбаланса получили наименование «динамическая» и «статическая» балансировка колес.

Причины нарушения баланса колеса:

  • Погрешности при изготовлении и монтаже. Здесь следует понимать, что погрешность не является браком.
  • Повреждение диска в результате внешнего механического воздействия (езда по плохим дорогам, удары, аварии).
  • Износ шины. Он не может быть равномерным, особенно если изначально присутствовал небольшой дисбаланс.
  • Влиять на баланс колеса могут внутренние повреждения шины, а также ее загрязнение, а потому перед диагностикой необходимо тщательно вымыть колеса.

Признаки и последствия нарушения баланса

Возникающие вибрации и неравномерная нагрузка на колеса приводят к различным последствиям. Прежде всего — это биение в подвеске и рулевом управлении при движении на высокой скорости. Такое биение считается главным сигналом к проверке балансировки.

Следует понимать, что плохая балансировка колес — это одна из основных причин разрушения подшипника ступицы. Также нередко происходят серьезные неисправности в работе подвески и рулевого управления.

Методы диагностики и устранения дисбаланса

Добиться идеального равновесия колеса практически невозможно, но есть показатели дисбаланса и биения, которые слабо влияют на эксплуатационные характеристики, а потому считаются допустимыми. Для определения величины и устранения отклонений, превышающих нормативные, применяется три вида балансировки:

  • На стенде (станке) — выполняется с демонтажем колеса.
  • Автоматическая (бисерная) — реализуется с применением специальных порошков или гранул. Их засыпают внутрь шины, где под действием центробежной силы они распределяются, уравновешивая колесо. На практике такая балансировка не дает высокой эффективности, но является более бюджетным вариантом, поскольку не требует тестирования на стенде
  • Финишная балансировка — осуществляется после монтажа колеса на автомобиль по завершении других работ, включая стендовую балансировку

В каких случаях выполняется балансировка

Диагностику необходимо выполнять как для новых, так и для эксплуатируемых автомобилей. При этом, несмотря на то, что дисбаланс по задней оси не так ярко выражен, важно осуществлять балансировку для всех колес.

Существует множество мнений о частоте проведения балансировки колес. Оптимальной считается частота не реже 1 раза в год (или каждые 10 000 километров пробега).

Читайте также:  Как правильно хранить шины

Также балансировку проводят:

  • при смене колес на новые
  • замене шин (резины), включая сезонную смену
  • при ударах и попадании колеса в яму, приведших к деформации диска
  • при появлении биения в рулевом управлении

Стендовая балансировка

Стенд для балансировки колес автомобиля

Динамический дисбаланс можно зафиксировать и определить только при вращении колеса. Для этого в автомобильных мастерских используются специальные стенды, позволяющие не только осуществлять вращение, но и регистрировать необходимые для балансировки данные. Если необходима балансировка колес автомобиля без центрального отверстия, они устанавливаются на стенд при помощи фланцевого адаптера, который центрирует его по монтажным отверстиям. Таким образом определяются наиболее тяжелые точки на окружности.

Для определения точек статического дисбаланса достаточно просто подвесить колесо на оси вращения, и после нескольких маятниковых движений оно остановится в положении, при котором самая нижняя точка будет самой тяжелой.

Как и статическая, так и динамическая балансировка выполняются установкой на дисках специальных грузов. При статическом дисбалансе они монтируются на противоположной наиболее тяжелым точкам стороне колеса. Это позволяет сместить центр масс на точку оси вращения. При динамическом дисбалансе грузы устанавливаются с внутренней и внешней сторон обода для уравновешивания центробежных сил.

Грузы для балансировки колес изготавливаются из двух видов металлов: свинец и цинк. Они могут иметь различный вес

(от 5 до 100 граммов), что позволяет наращивать общий вес груза для достижения оптимального баланса по заданной точке.

По типу крепления грузы могут быть «набивные» и «клеевые». Первые используются только для литых и штампованных дисков. Грузы с клеевым креплением являются универсальными. Недостатком такого вида балансировки является вероятность самопроизвольного отсоединения грузов от диска, что может произойти при сильных ударах или даже во время мойки машины.

Балансировочные грузы на ободе колеса

Когда и как выполняется финишная балансировка

Финишная балансировка необходима для коррекции баланса колеса после его установки на автомобиль. Ее рекомендуется проводить при замене дисков, а также в случаях серьезного ремонта шин. Эта процедура позволяет повысить плавность хода и обеспечить большую безопасность езды.

Для диагностики дисбаланса на колесо зафиксированного на подъемнике автомобиля устанавливается специальный датчик, регистрирующий возникающие вибрации. Далее колесо разгоняется до 100-110 километров в час. В этом режиме выполняется фиксирование биений, и на основе полученных данных осуществляется монтаж уравновешивающих грузов.

Как стендовая, так и финишная балансировка колес одинаково важны для любого вида транспорта. Ее проводят для грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов и спецтехники.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

Что такое балансировка колес

Балансировка колес – обязательная составляющая в процессе обслуживания автомобилей.

Всем известно, что автомобильные покрышки приходят в негодность причине износа резины, либо из-за деформации диска. Дисбаланс задних колес виден намного меньше, нежели у передних, а это, в свою очередь, способно стать причиной неравномерного износа резины.

Кроме того, балансировка необходима для безопасного и комфортного движения транспортного средства, но, пожалуй, главное, что дает данная процедура – снижения нагрузки на все движущиеся элементы авто, которые крутятся и трутся.

Балансировку нужно осуществлять регулярно.

 

Как осуществляется балансировка

Балансировка совершается следующим путем: вычищенное собранное колесо отправляется на специальный станок, где при помощи конуса центруется. Далее на компьютере задают параметры колеса и выявляют, в каком месте не достает массы груза. От того или иного типа диска зависит тип груза – набивные (для литых и штампованных дисков) и универсальные клеящиеся грузы. Стоит отметить, что набивной груз преимуществен во многих случаях, в частности – в холодное время года, ибо, по причине скачков температур, удерживающие характеристики липкой ленты ослабевают.

Как же удостоверится, что балансировка выполнена правильно? На колесе грузы должны быть установлены с наружного и внутреннего края (установить груз напрямую на фасад диска нельзя). Возможна балансировка и при помощи все лишь одного груза, но это достаточно тяжелая процедура, применяется она нечасто. Если вес навешиваемого груза велик, то необходимо искать первопричину неправильной балансировки.

 

Балансировка по системе «Хавека»

Согласно системе «Хавека» дисбаланс колес с дисками из стали – плюс-минус 5 грамм на две стороны, а если диски легкосплавные – три грамма, соответственно.

Суть балансировки колес по методу «Хавека» состоит в том, что двойная центровка колеса проводится для всех дисков (стальных, литых, кованых). При этом, первоначальную центровку конусом делают по центральному отверстию диска, а конечную – закрепив к стенду для балансировки диск специальным фланцевым адаптером, который подобен шпилькам ступицы машины.

Балансировку колес также можно провести и другими методами, например,«финишным». Для данного способа балансировки применяется специальный аппарат для проведения статистической балансировки всего узла (ступица, тормозной диск и колесо). Вес грузика, который измеряет дисбаланс узла – максимум 15 гр. Следует отметить тот факт, что при балансировке колесадаптером Haweka, окончательная балансировка не нужна.

Балансировка колес автомобиля

Регулярная проверка состояния колесных дисков – обязательная процедура, позволяющая избежать многих неприятных поломок, а также значительно повысить ресурс узлов подвески. Однако, многие автовладельцы скептически относятся к балансировке колес, не считая ее необходимой. Именно поэтому важно в деталях рассмотреть данную операцию, и подводя итоги, оценить полезность балансировки колесных дисков.

Что такое балансировка колес и для чего она нужна

Под балансировкой подразумевают совмещение геометрического и фактического центров масс колеса. Если говорить простым языком, то геометрический центр масс – это теоретическая ось, проходящая через центральное отверстие. На практике, фактический центр масс практически никогда не совпадает с центральной осью, а находится на некотором удалении от нее. Дистанция между этими двумя точками называется эксцентриситетом. Несовпадение обуславливается тем, что толщина шины в различных областях может быть разной, кроме этого дополнительный вес имеет золотник, да и сам диск имеет незначительные отличия в весе.

При вращении возникают моменты инерции, которые мешают равномерному движение по окружности создавая радиальное и торцевое биения. Величина момента инерции зависит от неуравновешенной массы и расстояния до геометрической оси. Единственный способ избавиться от дисбаланса – уравновесить свободную массу, совместив при этом оси вращения и центр масс.

Исходя из вышеописанного можно смело утверждать, что главная задача балансировки колес – устранение радиального и торцевого биения за счет компенсации массы путем добавления специальных грузиков или каким-либо другим способом.

Последствия дисбаланса колес:

  1. Неравномерный износ шин, в связи с чем не только ухудшается управляемость и падают динамические свойства авто, но и существенно повышается износ самих покрышек.
  2. Увеличение нагрузок на детали и узлы подвески. Как правило, первыми из строя выходят ступичные подшипники, которые из-за дисбаланса колеса испытывают колоссальные радиальные нагрузки. Неисправный подшипник может заклинить в любой момент, что особенно опасно на большой скорости. Также недолго проживут и рулевые наконечники.
  3. Возникают неприятные шумы и вибрации, которые передаются на руль, как следствие ухудшается управляемость и существенно падает уровень комфорта. Ехать на автомобиле с вибрирующим рулем – сущее наказание.

Как часто проводить балансировку?

Следует отметить, что балансировку нужно проводить даже при покупке новых дисков, так как нередки случаи, когда новое изделие имеет существенный дисбаланс. Также проверку отсутствия радиального и торцевого биений следует проводить каждые 10-15 тысяч километров. Однако, если во время указанного периода возникли какие-либо экстренные ситуации, например, был наезд на бордюр или же колесо попадало в яму на скорости, обязательно нужно сделать внеплановую проверку как можно скорее.

Признаки необходимости проведения балансировки колес

  1. При движении на скорости появился шум, особенно сильно это заметно на скорости больше 100 км/час. Машину начало уводить с прямолинейной траектории движения.
  2. Возникли неприятные вибрации на руле, увеличивающиеся при наборе скорости.
  3. Глубина протектора в разных зонах различается, или же заметен неравномерный износ хотя бы на одном из колес. Очень часто вследствие дисбаланса на передних колесах съедаются кромки шин.

Перед тем как рассмотреть типовую технологию балансировки колес, ознакомимся с разновидностями дисбаланса.

Статический дисбаланс

Возникает вследствие того, что центр тяжести смещается на некоторое расстояние от оси вращения. То есть наблюдается неравномерное размещение веса по окружности колеса, в результате чего оси вращения и инерции становятся параллельными.

Для того чтобы проверить наличие статического дисбаланса, достаточно вывесить колесо машины и прокрутить его рукой. Когда колесо остановит свое вращение, нижняя его точка и будет самым тяжелым местом. Для достоверности эксперимент необходимо повторить несколько раз, если при этом колесо останавливается в одном и том же положении, то это говорит о наличии статического дисбаланса.

Динамический дисбаланс

Образуется вследствие несовпадения осей инерции и вращения. В результате при вращения колеса наблюдается значительное радиальное биение, так как масса распределяется неравномерно по всей ширине покрышки. Для устранения подобных явлений проводится балансировка колес на специальном оборудовании. Причем, следует отметить тот факт, что полностью избавиться удается только от динамического дисбаланса, справиться со статическим – невыполнимая задача для большинства автомастеров.

Конструкция и принцип работы балансировочных стендов

В настоящее время преобладающее число стендов осуществляют процедуру балансировки в автоматическом режиме. Колесо надевается на вал, зажимается с помощью болтов и раскручивается, при этом в автоматическом режиме происходит измерение торцевого биения. В результате компьютер обозначает проблемные зоны и показывает массу грузика, который нужно прикрепить в указанную точку.

Следует отметить, что в связи с использованием высокотехнологичного стенда, процесс существенно упрощается. На специальный дисплей выводится эскиз колеса и показывается зона куда нужно прицепить грузик, мастеру лишь остается последовать рекомендациям, и не совершить грубых ошибок. Но бывают и и исключения, в особо серьезных случаях, уравновесить колесо с помощью грузиков не удается, тогда на дисплее выводится соответствующая надпись.

Прикрепив подходящий по массе грузик, мастер тем самым избавляется от неравномерного распределения веса, в связи с чем уменьшается эксцентриситет и значительно уменьшается момент инерции, а как следствие исчезает биение.

Грузы для балансировки колес автомобиля

Что касается грузиков, то на сегодняшний день существует несколько разновидностей последних.

Классификация грузиков в зависимости от способа крепления:

  • приклеиваемые – их как правило размещают на легкосплавных дисках;
  • устанавливаемые с помощью специальной скобы на край диска – используются, как правило, на обычных штампованных дисках;
  • помещаемые внутрь покрышки – так называемые гранулы.

Финишная балансировка колес

Подобное мероприятие проводится после выполнения основной балансировки колес. Главная цель финишной балансировки – вывести в ноль разницу в массах, тем самым практически полностью устранить эффект от дисбаланса. Финишная балансировка, как правило, проводится на автомобилях, которые часто эксплуатируются на высоких скоростях. Хороший результат можно получить, заменив традиционные свинцовые грузики, устанавливаемые на обод диска, современными гранулами, которые засыпаются непосредственно внутрь покрышки. Для проведения финишной балансировки необходимо высокотехнологичное оборудование, создающее конкретную объемную модель и делающее ее последующий детальный анализ.

Ошибки при балансировке

К сожалению, очень часто, учитывая специфику работы отечественных работников автосервисов, даже после балансировки сохраняются значительные дисбалансы на колесах, так как работа выполняется с грубыми нарушениями технологического процесса.

Наиболее распространенные ошибки при балансировке колес:

  1. Балансировка грязного колеса. Налипшие песчинки и грязь будут создавать дополнительный дисбаланс, портя общую картину, поэтому вывести колесо в ноль не получится.
  2. Балансировка поврежденного колеса с измененной геометрией. Предварительно нужно прокатать диск на специальном оборудовании, причем рихтовать колесо ударным способом запрещается. Помимо этого необходимо демонтировать все старые грузики.
  3. Чрезмерная затяжка колеса на ступице балансировочного станка. Усилие затяжки должно быть строго обозначенным, в противном случае центровка будет нарушена.
  4. Неправильная установка покрышки на диск. Очень часто даже опытные шиномонтажники игнорируют правила установки шины и ставят ее как попало, в результате чего образуется дополнительный инерционный момент. Важно запомнить, что месторасположения отверстия под золотник на диске должно совпасть со специальной меткой на покрышке.
  5. Нарушение центровки колеса при установке на ось автомобиля, возникающее из-за нарушения порядка затяжки колесных болтов или гаек.

Чтобы не столкнуться с неприятными последствиями неправильной балансировки, описанными в начале статьи, рекомендуется внимательно следить за работой шиномонтажников. Следует отметить, что квалифицированные специалисты всегда покажут данные диагностики на дисплее и при необходимости еще раз запустят станок, чтобы клиент убедился в качестве выполненных работ.

Балансировка колес гранулами

На сегодняшний день наиболее эффективным способом избавления от дисбаланса является балансировка с помощью гранул. Сущность метода заключается в том, что вместо традиционных грузиков внутрь покрышки засыпаются специальные гранулы, которые легко скользят по внутренней поверхности резины. Во время вращения, перекатываясь, они корректируют процесс распределения масс, тем самым устраняя дисбаланс колеса в целом.

Преимущества данного способа очевидны, так как гранулы засыпаются один раз и их, как правило, хватает на весь срок службы шины. В отличие от тех же грузиков, которые очень часто слетают, гранулы всегда находятся внутри и выполняют свои задачи. Единственная причина по которой данная методика пока что не получила широкого признание – относительно высокая стоимость услуги.

Подводя итоги, еще раз акцентируем внимание автовладельцев на том факте, что балансировка колес – не прихоть, а обязательная процедура, которую необходимо регулярно проводить для увеличения срока службы элементов подвески и непосредственно самих покрышек.

Что такое балансировка колёс и для чего она нужна? - База ответов на любые вопросы

Неопытные автолюбители, впервые столкнувшиеся с необходимостью ухода за четырехколесным экипажем, бывают удивлены, узнав о необходимости такой специфической процедуры как балансировка колес машины. Эту операцию рекомендуется проводить не реже одного раза в год или при появлении определенных признаков, о которых мы поговорим в этой статье. Что же такое балансировка колес и для чего она необходима?

Что такое баланс колеса?

Хотя все колеса делают с соблюдением стандартных размеров, на практике ни одно из них не бывает идеально сбалансированным. Геометрически колесо представляет собой круглый предмет, вращающийся вокруг расположенной в центре оси.

Но дело в том, что геометрический центр массы колеса никогда не совпадает с фактическим: небольшие расхождения в толщине шины на разных участках, незначительные отличия в весе разных сторон колесного диска и вес золотника для подкачки смещают реальный центр массы колеса. Из-за этого во время вращения наблюдается биение колеса, возрастает момент инерции, из-за чего колесо быстро изнашивается и приводит к износу других узлов автомобиля.

Необходимо уравновесить его, совместив центр массы и центр вращения. Эта процедура и называется балансировкой колеса.

К каким последствиям приводит дисбаланс колес?

Без балансировки колеса существенно возрастает риск аварии, поскольку:

— шины изнашиваются неравномерно, из-за чего снижаются динамические качества автомобиля, падает его управляемость, а срок службы покрышек заметно снижается; — увеличивается нагрузка на подвеску: первыми страдают ступичные подшипники, которые испытывают на себе огромные радиальные нагрузки, уменьшается срок службы рулевых наконечников;

— из-за дисбаланса колес во время езды возникает вибрация, которая передается на руль автомобиля – это резко снижает его управляемость, а водитель испытывает серьезный дискомфорт во время вождения.

Нагрузки на ступичный подшипник могут привести к его разрушению и заклиниванию, что на большой скорости обязательно приведет к серьезной аварии. Вибрация руля снижает уровень внимания водителя, что тоже чревато серьезными неприятностями для него и для других участников движения.

Когда следует проводить балансировку колес?

Балансировка колес – обязательное мероприятие по поддержанию автомобиля в хорошем техническом состоянии. Рекомендуется выполнять ее после пробега каждых 10-15 тысяч километров и не реже раза в год.

Кроме того, балансировка необходима после попадания в небольшие неприятности с колесами – наезд на бордюр, попадание в выбоину асфальта и т.д. Новые колеса обязательно подлежат балансировке. Кроме того, на необходимость процедуры указывают следующие признаки:

— появление шума и вибрации во время движения, особенно усиливающихся при движении на скорости 90 км/ч и выше; — сложности с удержанием автомобиля на прямой линии движения;

— вибрация руля, которая усиливается при повышении скорости;

— заметный внешне неравномерный износ протектора хотя бы на одном из четырех колес, «съеденные» кромки шин.

Если появился хотя бы один из перечисленных признаков, балансировку колес следует выполнить как можно быстрее, пока не случилась авария. До балансировки желательно ограничить скорость движения и быть предельно внимательным на дороге.

Как проводится балансировка колес?

В настоящее время для балансировки колес используются специальные стенды, которые позволяют настроить баланс каждого колеса в автоматизированном режиме. Это происходит следующим образом: колесо надевают на вал, зажимают специальными креплениями и вращают, измеряя величину торцевого биения.

Компьютер анализирует полученные данные и указывает массу грузика, а также точное место его закрепления на диске колеса. В соответствии с этими указаниями мастер-балансировщик выполняет закрепление грузика, после чего вновь проверяется баланс. Грузики могут приклеиваться к легкосплавному диску, монтироваться с помощью скобы к штампованному диску либо вкладываться внутрь покрышки (гранулы).


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости