С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Что такое dsg в автомобиле


Что такое DSG в автомобиле: особенности преселективной роботизированной КПП с двумя сцеплениями

Сравнительно недавно производители начали активно устанавливать на автомобили роботизированные коробки передач вместо привычных автоматов и вариаторов CVT. Как известно, робот (РКПП) представляет собой механическую трансмиссию, в которой реализовано автоматическое включение/выключение сцепления, а также без участия водителя происходит выбор и включение нужной передачи.

Другими словами, коробка — робот является еще одной разновидностью автоматизированных трансмиссий, при этом дешевле в производстве, проще по конструкции, обеспечивает высокую топливную экономичность.

Итак, чтобы понять, что такое DSG, нужно сначала рассмотреть основные типы роботизированных коробок. В двух словах, роботизированная коробка передач может быть как «однодисковым» роботом (например, коробка АМТ), так и преселективной роботизированной КПП с двумя сцеплениями.

Обычный робот, который имеет только одно сцепление, похож по конструкции на МКПП, при этом включением/выключением сцепления и передачами управляет автоматика (при помощи электро и гидросервоприводов под контролем ЭБУ коробкой).

Такая конструкция проста, сама коробка передач достаточно надежна, однако при переключении передач возникает определенный дискомфорт, автомобиль «клюет» носом при интенсивном разгоне, однодисковый робот часто затягивает включение пониженной и повышенной передачи и т.п. Также в процессе эксплуатации быстро изнашивается само сцепление.  

Коробка DSG: устройство и принцип работы

В свою очередь, DSG (Direct Shift Gearbox) является коробкой передач прямого переключения, разработанной специалистами Volkswagen. Если просто, это все та же механическая коробка, однако сцеплений уже два.

Более того, в такой коробке объединены сразу две механических КПП в одном корпусе. Для каждой из этих условных коробок предусмотрен свой диск сцепления. При этом одна коробка отвечает только за четные передачи, тогда как другая за нечетные.

Чтобы переключиться выше или ниже на ступень, водитель (в случае с МКПП) или ЭБУ (в случае с однодисковым роботом) отсоединяет от маховика диск сцепления, затем включает передачу, после чего обратно подсоединяет диск сцепления. При этом крутящий момент на колеса не передается, пока диск сцепления не будет соединен с маховиком,  автомобиль заметно теряет в динамике, увеличивается расход топлива.

Если же говорить о ДСГ, например, когда автомобиль с такой КПП разгоняется, к вращающемуся маховику присоединено сцепление нечетного ряда передач, при этом диск четного ряда находится в разомкнутом виде. Далее, пока машина разгоняется на первой передаче, ЭБУ (блок Mechatronik) дает команду включить вторую на четном ряду.

Затем, уже в момент переключения, отсоединяется диск нечетного ряда и включается диск четного, при этом следующая передача аналогичным образом «готовится» к включению уже заранее. 

Получается, если автомобиль движется, например, на 2-й передаче и дальше набирает скорость, по команде ЭБУ будет также практически полностью включена 3-я передача. В результате, когда наступит момент повышения передачи, полное переключение со 2-й на 3-ю занимает доли секунды, передачи переключаются очень быстро, поток мощности в момент переключения практически не разрывается.

Такая особенность работы четко отражена в названии данного типа КПП, так как коробку с двумя сцеплениями обычно называют преселективной (предварительный выбор и частичное включение следующей повышенной или пониженной передачи). В результате коробка DSG обеспечивает высокий уровень комфорта, присущий АКПП и вариаторам, а также динамику и топливную экономичность традиционной механики.

Виды коробок DSG: DSG-6 и DSG-7

Коробки DSG  бывают 6-и и 7-и ступенчатыми. При этом DSG 6 является «мокрой», тогда как DSG 7 «сухой». Первый вариант  рассчитан на больший крутящий момент и ставится на мощные автомобили концерна VAG. Версия DSG 7 ставится на машины с менее мощными ДВС. Первой была разработана шестиступенчатая DSG 6.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какую коробку передач выбрать, автомат или робот. Из этой статьи вы узнаете о преимуществах и недостатках роботизированных КПП (РКПП) и автоматических гидромеханических коробок передач (АКПП).

Сцепление в такой коробке работает в масляной ванне. По этой причине данный тип КПП называется «мокрым». К недостаткам можно отнести потерю мощности из-за большого количества масла и необходимости реализации его подачи. Версия DSG7 появилась позже, имеет «сухое» сцепление. При  этом надежность такой конструкции снизилась, данный тип КПП имеет больше проблем и меньший ресурс.

Ресурс DSG и неисправности коробок ДСГ

Начнем с неполадок. Чаще всего проблема выражается в виде толчков при переключении передач. Причина — слишком резкое включение сцепления, машина начинает дергаться. Также при переключении передач могут возникать удары, скрежет. Еще одним вариантом может оказаться проблема потери тяги на машине с DSG, причем прямо в движении.

Как правило, такие неисправности больше присущи ДСГ 7 с сухим сцеплением. Такое сцепление подвержено быстрому износу, параллельно  определенные сбои дает и «Мехатроник» (ЭБУ коробкой).

В списке других проблем, связанных с данным типом КПП, следует выделить износ втулки валов, проблемы с вилкой выключения сцепления, неполадки по части электрики (контакты, выход из строя датчиков и т.д.). При этом важно понимать, что зачастую для негарантийного автомобиля работы по диагностике и ремонту DSG являются дорогостоящими, стоимость запчастей также высока.

Если же говорить о ресурсе, следует отметить, что на начальном этапе особых проблем с DSG 6 не наблюдалось в среднем, до 150-200 тыс.км. Однако после того как на многие модели VAG начали массово устанавливать DSG 7, количество обращений в гарантийный период на пробегах 60-80 тыс. км. заметно возросло.

В результате производитель запустил программу поддержки клиентов, продлив полную гарантию на коробку передач DSG 7 до 5 лет или 150 тыс. км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). В рамках данной программы все работы по ремонту (вплоть до полной замены агрегата) выполнялись бесплатно.

В дальнейшем программу свернули, ссылаясь на то, что инженеры VAG доработали  ПО для блока управления, внесли определенные изменения в конструкцию сцепления, то есть сделали ДСГ 7 более надежной.

Так или иначе, с учетом приведенной информации вполне логично предположить, что средний ресурс DSG 6 составляет около 200 тыс. км, тогда как для DSG 7 данный показатель составляет около 150 тыс. км.

Советы и рекомендации

Как видно, исправная коробка DSG способна обеспечить хорошую динамику разгона, комфорт и топливную экономичность. Другими словами, основные задачи, поставленные перед разработчиками в условиях топливного кризиса и жестких экологических норм, были решены.

При этом вопрос ресурса и надежности сознательно отодвинули на второй план. Простыми словами, даже относительно надежную DSG 6 быстро сменила DSG 7. При этом с учетом явных проблем, VAG все равно предпочел дорогостоящую программу гарантийных ремонтов и активное распространение информации о доработках DSG7 в целях повышения ее надежности банальному отказу от  данной КПП.

Другими словами, вместо возврата к DSG 6 или проверенному временем гидромеханическому автомату, производитель продолжает устанавливать DSG7 на многие популярные модели Volkswagen, Skoda, Audi и т.д., утверждая, что надежность коробки значительно повысилась.

На практике, целесообразность покупки автомобиля б/у с ДСГ многими опытными автолюбителями ставится под сомнение. Причем если речь идет о DSG 6, реальный пробег не превышает отметки в 100 тыс. км. и КПП работает исправно, тогда такую машину еще можно рассматривать к приобретению.

  • Что касается DSG7, особенно первых лет выпуска, даже если такая коробка передач нормально работает, это не значит, что остаточный ресурс еще достаточно большой. Другими словами, нужно сразу готовиться к ремонту коробки передач, причем дорогостоящему.

Добавим, что хотя в самой коробке ломаться особо нечему (валы, шестерни и другие элементы «ходят» долго), однако с узлом сцепления, датчиками, исполнительными устройствами, электронным блоком управления, проводкой и целым рядом других механизмов, деталей и узлов могут возникать проблемы.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как обслуживать АКПП и что включает в себя обслуживание коробки автомат. Из этой статьи вы узнаете о том, какие процедуры необходимо выполнять для максимального увеличения срока службы автоматической коробки передач с гидротрансформатором.

При этом в одних случаях может быть достаточно перепрошивки ЭБУ и замены сцепления, тогда как в других нужно менять дорогие и официально неремонтопригодные узлы.

Напоследок отметим, что еще одним минусом ДСГ, особенно DSG7 является их низкая ликвидность на вторичном рынке. Это значит, что такую машину, особенно премиальную модель с небольшим пробегом, можно купить дорого, однако выгодно продать потом уже не получится.

Если просто, большинство автолюбителей сегодня хорошо знают о проблемах данной коробки и попросту не рассматривают машины с  указанным типом КПП. Еще одним вариантом может быть попытка существенно снизить стоимость подержанного авто с DSG во время торга. Причина вполне очевидна, так как потенциальный покупатель отдельно учитывает стоимость возможного ремонта преселективного робота, причем такой ремонт может потребоваться совсем скоро.

Что такое коробка передач DSG?

Этот вид трансмиссий относится к так называемым преселективным роботизированным коробкам передач, особенностью конструкции которых является использование двух отдельных трансмиссионных блока с валами для четных и нечетных передач, причем, каждый вал управляется своим сцеплением.

Схема роботизированной коробки передач DSG

Различают два вида таких сцеплений – мокрое (с использованием масляной ванны) и сухое (без использования масляной ванны), второе считается более прогрессивным. Важную роль в конструкции такой трансмиссии играет блок управления сцеплением Mechatronik, который, используя данные о скорости оборотов коленчатого вала, скорости движения автомобиля, положения педали газа и режима работы коробки передач определяет оптимальный момент для включения повышенной или пониженной передачи. Затем он подает команду гидравлике, которая и осуществляет переключение передач. Главным преимуществом такой трансмиссии является последовательное переключение передач без разрыва крутящего момента за счет того, что их переключение происходит предварительно: пока, например, включена первая передача, активируется сцепление второй, и при достижении оптимального для перехода на повышенную ступень крутящего момента первое сцепление размыкается и тут же замыкается второе сцепление. Коробки передач DSG («Direct Shift Gearbox») устанавливаются на автомобили концерна Volkswagen, на моделях других марок такие трансмиссии тоже применяются, но имеют иные наименования – PDK, DCT, SST, S-Tronic и так далее.

Вернемся к DSG. В настоящее время существуют два вида этой трансмиссии – шестиступенчатая с «мокрым» сцеплением и семискоростная с «сухим» сцеплением. Обе коробки передач имеют свои плюсы и минусы. Начнем с достоинств. Помимо плавного и быстрого (до 8 мс) переключения передач, о котором говорилось выше, плюсом этой коробки является ее оптимальное сочетание с двигателями, чей крутящий момент составляет менее 250 Нм. Еще одним преимуществом является экономичность, которая достигается за счет того, что при переключении передач не происходит прерывания потока мощности двигателя, следовательно, топливо не тратится на возобновление мощности мотора. Есть возможность переключения передач как в «автоматическом», так и в «механическом» режиме (последний предполагает управления трансмиссией как в обычной «механике»).

Теперь о недостатках коробки DSG. Прежде всего, это высокая стоимость автомобиля с такой трансмиссией. Высокая цена сказывается и на дороговизне обслуживания (замена трансмиссионного масла) и ремонта коробки с двойным сцеплением. В России, как показывает практика, отремонтировать такие коробки практически нереально, потому дилеры зачастую прибегают к полной замене агрегата. Еще одним минусом этой коробки (характерен для семискоростной КПП, хотя ранее отмечалось и на шестиступенчатой DSG) являются рывки при передвижении на первой передаче. Также для этой трансмиссии характерно откатывание назад при старте на автомобиле в гору.

DSG

Коробка DSG

Продолжаю рассказывать, что и как устроено в автомобиле. И сегодня я хочу вам рассказать, что такое — коробка передач DSG. Это разработка компании Volkswagen, которая ставится на много автомобильных марок. Таких как Volkswagen, Seat, Skoda, Fiat и даже на некоторые модели Audi. Так что когда вы читаете комплектацию автомобиля у всех этих брендов можно увидеть аббревиатуру «DSG», а что это вы знаете? Нет! Тогда читайте дальше……..

коробка передач dsg

Коробка передач DSG или полностью Direct Shift Gearbox (коробка передач с синхронизированным переключением) – это совмещение механической и автоматической коробок передач, когда нужно автомат, или механика. Довольно сложная, в устройстве, но очень практичная. Кстати это первая коробка передач которая использует два диска сцепления, за счет чего переключение происходит практически без рывков и намного быстрее чем у классической автоматической коробки передач с одним диском сцепления. Кроме того вместе с двумя дисками сцепления, в конструкции находится пять валов. Посредствам этих пяти валов и двух дисков сцепления, а также связующих шестерен, образует двухконтурный механизм. Поэтому скорость автомобиль набирает также быстро, как и механическая коробка передач, а по последним тестовым замерам, даже намного быстрее. Не зря эти коробки используются на всевозможных соревнованиях по автоспорту, например ралли. Но подождите, а как же механика спросите вы? Ведь вы написали, что она совмещена с механикой? Да действительно, впервые стали ставить, так называемый Tiptronic (Ручное линейное переключение скоростей), кстати, управление Tiptronic, находится не только на рычаге переключения передач, но и на руле автомобиля, реализовано кнопками.

Переключение коробки передач DSG

Устройство коробки DSG

Устройство коробки передач DSG

Схема работы

Трансмиссия — сконструирована, так что два вала свободно располагаются внутри. Причем они располагаются на одной оси. Все дело в том, что один вал полый, а второй вал проходит через первый. Первый вал и его группа шестерен образуют первый контур, он переключает вторую, четвертую и шестую передачи. Второй вал соответственно создает свой контур который ответственен за переключение первой, третьей, пятой и задней передачами. Поэтому и скорость включение передач очень быстрое, пока один вал работает на первой передаче, то второй уже подготовил вторую передачу, и так далее. Этот процесс управляется по средствам электроники, но с помощью гидравлического усилителя.

Теперь немного о фактах

Турбированный Volkswagen Golf, с механической коробкой передач разгоняется до 100 км/ч, за 6,6 секунды. Тот же Golf, но с коробкой передач DSG, разгоняется за 6,3 секунды, это при том, что его вес больше. Также расход автомобиля с такой трансмиссией — на 1,3 литра меньше. Тут стоит подумать. Многие производители, в том числе и Японцы многое переняли у немцев, японские аналоги коробок DSG, появились гораздо позже. Не зря немцев называют королями автомобилестроения.

Теперь небольшое видео работы этой коробки передач, смотрим

Предлагаю вашу вниманию не менее интересную статью — автомат или механика.

Что не так с коробкой передач DSG?

коробка передач DSG

Среди автомобилистов ходит немало всевозможных страшилок. Одна из наиболее популярных сегодня — о роботизированных коробках DSG на автомобилях концерна Volkswagen. Рывки, провалы в тяге и запредельная стоимость ремонта — вот чего все боятся. Попробуем разобраться, насколько эти страхи обоснованы.

Коробка передач DSG

Что такое DSG и откуда она взялась?

DSG расшифровывается как Direkt Schalt Getrieb, в дословном переводе с немецкого — “коробка прямого включения передач”. Это одна из множества видов преселективных роботизированных коробок с двумя cцеплениями.

Как известно, “робот” представляет собой механическую коробку, но с автоматизированным управлением. Когда нужно переключить передачу, компьютер дает команду актуаторам, которые отсоединяют ведомый диск сцепления от ведущего, разъединяя тем самым двигатель и коробку, передвигают валы с шестернями, а затем соединяют диски обратно, возобновляя процесс передачи момента.

Надо сказать, что с этой операцией компьютер не всегда справляется быстро — зачастую времени ему нужно еще больше, чем водителю. О динамичной езде и тем более спорте с обычной роботизированной коробкой не может быть и речи.

Совсем другое дело — коробка с двойным сцеплением! Принципиальную схему такой КПП придумал французский инженер Адольф Кегрессе. До Первой мировой он, кстати, работал в личном гараже Николая II и придумал гусенично-колесный движитель для царского “Паккарда”, но это совсем другая история.

В конце 30-х, когда Кегрессе описал принцип работы двойного сцепления, технологии не позволяли сделать опытный образец, и конструкцию забыли до начала 80-х. Тогда прогрессивную коробку испытывали на Ford Fiesta, Ford Ranger и Peugeot 205, а затем ставили на гоночные Audi и Porsche.

Как работает DSG?

Как видно из схемы, ведущий диск сцепления, который вращает мотор, находится между двумя ведомыми дисками, связанными с коробкой. Один диск соединен с валом с шестернями нечетного ряда передач (1,3 и далее), а второй — с валом чётных передач (2,4 и далее). Валы дисков сцепления расположены на одной оси подобно матрёшке — внутри друг друга.

Когда автомобиль с такой коробкой стартует, к ведущему диску прижимается только “нечётный” диск, и начинается движение на первой передаче. В это время на чётном ряду включается вторая передача, и когда нужно переключиться наверх, от ведущего диска отсоединяется “нечётный” и моментально присоединяется “чётный”.

Пока он работает, на нечётном ряду включается уже третья передача и так далее. Соответственно, переключения происходят быстро — быстрее, чем это физически может сделать любой, даже самый квалифицированный водитель. Такой тип КПП получил название преселективного, от pre- (“перед”, “заранее”) и select (“выбор”).

Фото: wikipedia.org

DSG — отнюдь не единственный преселектив

Помимо DSG, есть еще несколько видов преселективных “роботов”. Например, на Porsche стоят коробки PDK, разработанные совместно с компанией ZF. Renault, Peugeot, Citroen, BMW, Mercedes-Benz и Ferrari используют коробки фирмы Getrag, а Fiat разработал собственный “робот” TCT, которым оборудованы все модели Alfa Romeo, а также Dodge Dart.

Также есть еще множество разных КПП с двойным сцеплением для специальных целей. Например, спортивный вариант от производителя Oerlikon Graziano для суперкара McLaren 12C или рассчитанный на тяжелую сельскохозяйственную технику агрегат от John Deere Tractors.

В общем, преселективных коробок много, а дурную славу имеет только фольксвагеновский DSG. Интересно, почему? Во многом из-за того, что именно DSG впервые из подобных КПП стал применяться в серийном производстве автомобилей. Но есть и тонкости конструкции…

Фото: volkswagen-media-services.com

Не все DSG одинаково полезны

DSG бывают трех видов. В 2003 году вышел разработанный совместно с компанией Borg Warner первый 6-ступенчатый вариант коробки DSG с индексом DQ250. Он отличался тем, что диски двойного сцепления работали в масляной ванне. Сила трения между дисками была относительно небольшой, и это была палка о двух концах. С одной стороны, сцепление могло передавать на коробку большой крутящий момент (до 350 Нм) с вполне умеренным износом, а включения происходили мягко.

С другой стороны, “посредник” между трущимися поверхностями в лице масла обеспечивал большие потери. В 2008 году Volkswagen рискнули и выпустили коробку DQ200, которую делали совместно с компанией LuK. Ступеней было семь, а сцепление из мокрого стало сухим, как на обычных механических коробках. Предельный крутящий момент мотора, который может “переварить” такая коробка, снизился до 250 Нм.

Читайте также:  Aston Martin показал серийный седан Lagonda

Именно этот вариант фольксвагеновского преселектива снискал славу неудачного узла. Хотя потери здесь свелись к минимуму, и коробка работала весьма эффективно, появились проблемы с комфортом и надежностью, о которых мы подробно расскажем чуть ниже.

Чуть позже вышли еще две модификации DSG, причем на обеих снова появилось мокрое сцепление, а ступеней осталось семь. В 2008-м появился S-tronic для Audi с продольным расположением мотора (он работает с крутящим моментом до 600 Нм), а в 2010-м – новый DSG для поперечной компоновки (до 500 Нм).

Итак, в той или иной степени опасаться следует только “сухой” DSG с семью ступенями. Все остальные варианты преселективных роботов работают без лишних нареканий.

6-ступенчатый вариант коробки DSG Фото: volkswagen-media-services.com

Где можно встретить DSG

Сейчас концерн Volkswagen параллельно использует все три версии DSG, а также S-tronic и PDK. Как идентифицировать автомобиль, на котором стоит именно семиступенчатая DSG DQ200 с двойным сухим сцеплением, которая может доставить проблемы в эксплуатации?

Потенциально проблемная коробка устанавливалась практически на весь модельный ряд Volkswagen, Seat и Skoda с 2008 года и по сей день. DSG7 ставили и ставят на относительно слабенькие модификации с моторами объемом до 1.8 литра. С двухлитровыми и более объемными двигателями, а также с дизелями, где момент выше 250 Нм, соединяют обычно старый и надежный DSG6 с мокрым сцеплением или вовсе 6-ступенчатый гидромеханический “автомат”.

Семиступенчатый “мокрый” DSG, а также S-tronic встречаются исключительно на Audi.

Какие проблемы доставляет DSG?

Сразу же стоит оговориться, что десятки тысяч водителей ездят на машинах с семиступенчатым “роботом” и ни на что не жалуются. Однако доля тех, кто недоволен покупкой, все-таки достаточно велика. Что же их беспокоит?

  • Рывки при переключении передач вверх или вниз — самый распространенный недостаток. Вызван он тем, что диски сухого сцепления смыкаются слишком резко. Эффект примерно такой же, если на машине с “механикой” бросить педаль сцепления при переключении.
  • Посторонние звуки в работе. Лязг, скрежет и прочие шумы.
  • Потеря тяги на разгоне. Диски сцепления не зацепляются друг за друга должным образом, и машина перестает реагировать на нажатие педали газа. Ситуация особенно опасна при обгонах на загородных трассах.
Читайте также:  Не верим глазам, рассматривая новый седан Ягуар ФХФото: media.skoda-auto.com


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости