С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Что такое изит


Кто такой езид? Национальность езиды: корни, вера

Езид – национальность, исторической родиной которой считается Месопотамия. Это прямые потомки древних вавилонян. Само вероисповедание носит название «езидизм» и является своеобразным отголоском государственной религии Древнего Вавилона, которая уходит своими корнями в давно ушедшие тысячелетия. По другой версии возникновение этой веры связывают со смешением доисламских верований и суфийского учения с христианскими гностическими взглядами.

Кто такие езиды

Национальность езиды в основном распространена на территориях Ирака, Турции, Сирии, но люди этого вероисповедания также живут в России, Грузии, Армении, некоторых странах Европы.

Последние данные о численности свидетельствуют о наличии 0,3-0,5 млн езидов. Существует общепринятое мнение, что они являются обособленной группой курдов. Но каждый езид национальность своего народа считает уникальной, категорически отрицая родство с курдами. Сейчас на международном уровне их признали представителями отдельной этноконфессиональной группы. Значительную роль в этом сыграли усилия востоковедов Армении, для которых это открытие послужило одним из важных факторов сохранения национальной безопасности. Причиной тому служит отведение от Армении серьезной угрозы иметь репутацию страны с «курдским фактором».

Но все же многие исследователи настаивают на связи по национальности «курд - езид». Например, Н. Я. Марр считает, что езидизм – это курдская религия, которую исповедовала большая часть курдов до принятия ими ислама.

Национальность «езид»: корни

Происхождение названия этого народа также является спорным вопросом. Согласно первой версии, слово «езид» имеет персидские корни и в переводе означает «бог». Вторая версия гласит, что название народа происходит от имен гениев добра и света, одних из самых главных героев зороастрийского учения. Приверженцы третьей версии утверждают, что оно произошло от имени халифа Йязида, который был сыном халифа Моавии. Но, как известно, созвучие не всегда означает родство понятий, поэтому последняя версия имеет много противников. Есть и другие причины, по которым сами езиды не хотят верить в связь своей национальности с именем кровожадного убийцы халифа Йязида.

Ясно одно: данная национальность является одной из самых древних. Этот народ делает все возможное для сохранения своей самобытности, языка, обрядов, традиций и праздников. Езиды – национальность (фото расположено ниже) очень сплоченная и жизнелюбивая.

Лалеш – главная святыня езидов

Большинство святынь располагается на территории Северного Ирака. Самой крупной является Лалеша Нурани. В народе ее называют пресветлым или священным Лалешем. В обязанность каждого езида входит совершение паломничества в это место хотя бы один раз в жизни. Если проводить параллели, то можно сказать, что значимость Лалеша соизмерима со значимостью Иерусалима у христиан, Мекки у мусульман или горы Фудзияма у синтоистов. Лалеш – это место нахождения гробницы Шейха Ади ибн-Музаффара, который считается основателем и реформатором этой религии.

Праздник «Аида Эзида»

На середину декабря приходится главный праздник этого народа. Называется он «Аида Эзида». Считается днем примирения. Отмечается во вторую пятницу декабря. Последние три дня перед праздником - это время строжайшего поста. Пока не зайдет солнце запрещено принимать пищу, что бы то ни было пить, курить. Вечер четверга духовники и миряне проводят у священнослужителей, распевая религиозные гимны и танцуя. Пятница – это день посещения собратьев по национальности, которые недавно потеряли кого-нибудь из близких. Через неделю после «Аида Эзида» наступает другой важный праздник - «Аида Шамс», считающийся днем Солнца. Церемониальная подготовка к нему практически такая же.

Праздник «Хыдыр Наби»

«Хыдыр Наби» - это праздник, который почитают все езиды. Национальность, вера, образ мыслей – все это, по мнению данного народа, должно быть главным выбором каждого человека. А Хыдыр Наби - это имя ангела-покровителя, помогающего исполнению праведных желаний в случае верного выбора. Наби является покровителем влюбленных, воссоединяет половинки одного целого. В праздник каждый молодой парень и каждая девушка должны поесть соленых лепешек, чтобы увидеть во сне свою судьбу. Для специалистов очевидно некоторое сходство с праздником святого Саргиса, который существует у армян.

Новый год

Как и многие древние народы, езиды ведут летоисчисление не с зимы, а с весны, а точнее, с апреля. Новый год совпадает с национальным праздником, отмечаемым в первую среду месяца. История его возникновения связана с именем Малак-Тавуса – слуги Бога, который непосредственно выполняет волю Верховного Всевышнего. Малак-Тавуса переводится как Царь-Павлин. Под этим именем у езидов почитается Эзраил, как высший среди семи ангелов, созданных Всевышним. Он считается падшим ангелом. Его отождествляют с Люцифером в христианстве и Шайтаном в мусульманстве. Именно данное верование стало причиной того, что у многих соседних народов об езидах сложилось впечатление как о «чертопоклонниках». Кто знает... Национальность (езиды, во всяком случае, точно себя не относят к этой категории) сложно назвать таковой, ведь в самом вероисповедании много дружественных и добрых традиций. Сами они уверены, что в конце времен произойдет примирение Бога с павшим ангелом. Из-за этого в религии езидов строго запрещено проклинать Сатану. Кстати, часто представители других религий рьяно критикуют данную веру за это. Канун праздника для женщин - это время печь большой ритуальный пирог (гату). Форма его округлая, готовится из сдобного теста. Интересно, что внутрь гаты езиды запекают бусы. Руководит всем процессом самая старшая женщина в семье. По наступлению праздника главный мужчина семейства раздает гату всем родным. Кто получит кусок с бусами, тот весь год будет удачлив. Также с апрелем у этого народа связывается еще одно поверье: апрель – это как бы «невеста» всех других месяцев, поэтому у езидов существует строгое табу на проведение в апреле свадеб; также нельзя заниматься строительством дома, возделыванием земли, менять место жительства.

Езиды и армяне

Езид – национальность, насчитывающая в Армении десятки тысяч представителей. Отношение этих народов друг к другу формировалось с древних времен. Они всегда были дружественными народами. Их связывают похожие судьбы, ведь и те и другие в борьбе за свою веру подвергались гонениям и лишениям, что вынудило их уйти со своей исторической родины, спасаясь от преследователей. Многие езиды впоследствии обосновались на территории Восточной Армении.

Армения - единственное государство, где есть образовательные учреждения, изучающие езидский язык. Их примерно 23. В стране несколько издательств выпускают учебники и художественную литературу на езидском языке. Действует фонд, способствующий развитию езидской науки и искусства.

Езидские поселения очень сильно пострадали во время разрушительного землетрясения, которое произошло в Армении в 1988 году. По рекомендации тогдашнего премьер-министра СССР Николая Рыжкова, посещавшего зону бедствия, многие из них (примерно 5,5 тысяч человек) перебрались в Краснодарский край.

Хоть это и горестно отмечать, но мы, по словам классика, «ленивы и нелюбопытны». И даже на сегодняшний день далеко не полностью осведомлены о живущем с нами бок о бок таком древнем народе, как езиды. Многие сведения неточны и размыты. Но одно известно точно. Езид – национальность, представители которой сумели пройти все испытания, сохранив при этом свой исторический облик и самобытность. А это дорогого стоит.

Традиции езидов

Для езидов характерно кастово-теократическое устройство общества. Это означает, что они могут вступать в брак только с представителем одной и той же касты. Браки с людьми другого вероисповедания запрещены вовсе.

Священнослужители из поколения в поколение выбирают одну и ту же дорогу жизни. Причем представители других каст не могут стать священнослужителями.

По мнению езидов, они - избранный народ, и это является наследственным фактором, то есть передается от старших поколений к младшим.

Об истории формирования и развития их веры практически нет письменных доказательств. Их священное писание тоже почти никогда полностью не отражалось на бумаге. Они очень берегли свою веру и считали, что сохранить письменно оформленные священные тексты от рук иноверцев очень сложно. А они могут раскрыть таинства их традиций и обрядов. Исторические факты о народе, каноны вероисповедания, тексты молитв, религиозные обряды - все это передавали из уст в уста многие века.

Священные тексты

Немногочисленные писания все же существуют. Само религиозное учение излагается на страницах двух священных книг – Джилва и Масхафе Раш. Первая – это «Книга Откровения», вторая - «Чёрная книга». Их содержание вряд ли под силу понять представителю другой религии, ведь книги написаны на южнокурдском диалекте.

По причине все той же боязни иноверцев езиды вместили в свою письменность столько тайных премудростей, что ни один чужестранец не мог разобрать их тексты.

Запреты и предписания

Вероучение езидов очень много запрещает своим последователям. Только следование всем предписаниям и запретам в течение всей жизни позволяет оставаться истинным приверженцем религии.

Самыми многочисленными являются пищевые запреты. Во внешнем виде также есть много табу. Нельзя, например, носить одежду синего цвета.

Также известны запреты, связанные со стихиями: огнём, водой и землёй. Скорее всего, корни этих предписаний лежат в зороастрийском учении, запрещающем осквернять вышеупомянутые стихии.

Открытие нового места паломничества в Армении

Недавно в Армении произошло очень важное для езидов событие, на которое собралось большое количество паломников из разных стран. Вблизи села Акналич в Армавирском марзе они открывали новое место паломничества. Именно это событие послужило причиной того, что 29 сентября (день открытия) согласно распоряжению Национального совета езидов всего мира, теперь празднуется эти народом как День паломничества езидов. Храм получил название, созвучное с главным святилилищем езидов, которое расположено в Северном Ираке, Лалеш.

Целью делегации было также посещение мемориала жертв геноцида армян на Цицернакаберде, где в 1915-1918 гг. было истреблено более 1,5 миллиона армян, среди которых было достаточно много представителей национальности «езид».

Что за нация без святилища на родной земле. Новый храм - первый культовый объект езидов за пределами Курдистана. Он может вмещать 30 человек, по форме напоминает езидские конусообразные святилища. Материалом для постройки послужил кирпич, а сверху здание облицовано мрамором. Рядом находится трапезная, вмещающая 2 тысячи человек.

Одним из знаковых событий последнего времени в обществе езидов явилось проведение 30 июня 2008 года в Ереване конференции езидов мира, которую посетили верующие со всего света. Именно там прозвучал призыв для 2 миллионов езидов со всего мира к объединению, чтобы сохранить и передать потомкам историю, религии, традиций, искусства. «Все езиды мира, присоединяйтесь — хола, хола, хола, хола Султан Езиде сора!» Так звучит кредо и главная цель езидов.

Этот этнос выжил не только благодаря тому, что большая часть представителей занимала труднодоступные территории в горной местности. На протяжении столетий езиды держали оборону и защищались от многочисленных завоевателей, что позволило сохранить религию предков и по сей день.

Подводя итог, следует сказать, что езидизм – это вера, езид – национальность. мусульмане - не национальность, а приверженность религии (исламу), поэтому отождествление этих понятий не является корректным.

Езиды — это кто такие?

Езиды – это народ, сохранивший древние традиции своих предков. Проживают они на территории Ирака, Турции, Сирии, а также в Армении, Грузии и в европейских странах.

Численность установить очень сложно, так как население разбросано по всему миру. Может насчитываться до 1-2 миллионов езидов.

История этого народа связана своей загадочной и уникальной религией. Основные её тезисы на протяжении веков были закрыты представителям другой веры и простым езидам.

Это обстоятельство позволяло выдвигать различные гипотезы о вероучении и возникновения этой религии.Так по одной версии, Бог – это только создатель Вселенной.

А для управления миром он создал семь божеств, которым молятся верующие. Есть две священные книги — это «Книга откровения» и «Черный свиток». В них приведены молитвы, гимны, обряды. Первый и, наверное, самый важный гимн в свободном переводе звучит так:

«В дом учителя пришел я. Чтобы получить ответ от Бога» И возможный ответ — «Ты сам выбираешь свой путь».

Можно предположить, что вера дает право выбора в поиске самого себя. В то же время основное условие религии является соблюдение кастовой принадлежности.

Езидом считается только тот, у кого мать и отец исповедуют езидизм. Принять религию людям другой национальности нельзя. Обычаи передаются устно и свято соблюдаются.

Неважно, какие цели проповедует их вера. Главное, что она безвредна и в ней нет призывов к насилию. Они уважительно относятся к любой другой религии, вера никому не навязывается.

Но вот для её сохранения этому народу пришлось вести долгую кровопролитную войну с исламским миром.

И в настоящее время, езидам приходится скрывать свое вероисповедание, так как они живут в странах, где главенствует ислам. Сохранение самобытной культуры, истоки которой уходят в древний мир, являются важной частью в жизни этого народа.

Несмотря на гонения и преследования этот народ самоотверженно защищает свою религию, передает потомкам обычаи и традиции, сохраняя её целостность и неподкупность.

Езиды - это... Что такое Езиды?

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Лалеш — Святыня Езидов

Ези́ды (или йезиды, язиды; самоназвание — эзди, курд. êzdî, арам. ܓ̰ܠܟܝܐ, араб. يزيدي‎‎) — этноконфессиональная группа, говорящая на курдском диалекте курманджи и в основном проживавшая на севере Ирака, в частности в провинции Мосул, а также на юго-востоке Турции. После ПМВ мигрировали в Армению, далее в Грузию и Россию, а также в страны Европы[6][3].

Так как общекурдской национальной государственности не создано, то и точных данных о курдах и езидах в частности нет. По различным источникам, «на всем земном шаре езидов насчитывается 1,0-1,1 млн человек»[7].

По словам главы всех езидов мира, они являются этническими курдами[8].

Этимология

Существует несколько версий происхождения слова «Езид».

  1. Езид (йездан) происходит от слова «йезд» — это гении добра и света в зороастрийском учении, а также возможно и общий термин, используемый для богоподобных Духовных существ.[9]
  2. Езид происходит от персидского слова «ездан», что означает «Бог». Последоватили Езидизма считают себя частью вселенной, слугами божьими, поклоняются святилищам.[10]
  3. Езид происходит от слово «Езден» — город в Адиабене.

Распространение езидов

Ирак

Основная территория компактного проживания езидов — районы Айн-Сифни, Синджар и Дохук в губернаторстве Мосул. В районе Дохука находится и главная святыня езидов — Лалеш (в XII в. Шех Ади без кровопролития вернул храм исконным хозяевам, до этого его захватили ассирийские монахи, которым покровительствовали мусульманские правители)[источник не указан 52 дня]. Оценки числа езидов в Ираке колеблются от 300 тыс. до 800 тыс., скорее всего их там свыше 1 млн.

Армения

Основная статья: Езиды в Армении

С 1990-х гг. в Армении для этой народности создаётся письменность на основе русской графики, ведётся преподавание в начальной школе, издаётся газета «Данге Эздия» («Голос езидов»).

Езиды мигрировали в Армению в связи с первой мировой войной, так как они поддерживали Российскую империю.

Турция

В Турции езидские деревни представлены на юго-востоке страны, в илах Мардин, Сиирт, Шанлыурфа и Диярбакыр.

Россия

В России общины езидов официально зарегистрированы в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области и Ярославле. С 1996 действует Ярославская областная общественная организация «Езиды». По переписи населения 2002 года в России проживает 31,3 тыс. езидов, по переписи населения 2010 года — 40 586 езидов.

Субъект федерации Численность в 2002 году, тыс.[11]
Краснодарский край 4,4
Нижегородская область 3,1
Ярославская область 2,7
Ставропольский край 2,4
Новосибирская область 2,0
Тамбовская область 2,0
Москва 1,6
Ростовская область 1,6
Волгоградская область 1,1
Томская область 0,6
показаны субъекты с численностью езидов более 1000 человек

Религия езидов

Запрос «Езидизм» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Религия езидов близка вероучению других синкретических курдских религий — алевитов (не путать с алавитами) и али-илахов, вместе с которыми объединяется под общим названием язданизм. Опирается в основном на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная Книга»).

Из-за гонений и иных причин религия езидов носит закрытый характер и плохо изучена. Их вероучение, основоположником которого является шейх Ади ибн Мусафир (ум. 1160 или 1162), араб по происхождению и мусульманин суфийской направленности, окончательно сложилось к XIV—XV вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства.

Мусульманские и христианские критики езидизма часто ассоциируют почитаемого езидами верховного ангела/божества Мелек-Тавуси (Ангела-Павлина) с Иблисом или с падшим ангелом, в связи с этим езидов ошибочно считали «поклонниками злого» духа. Езиды признают единого бога-творца, Малак Тавуса и Шейха Ади. Часто эти личности смешиваются или даже обожествляются, то есть, каждый из них выступает как главенствующий бог. [12].

  • Верховный ангел/божество Малак Тавус (Мелик-Тавус (= Царь-Павлин), Малаки-Таус, Эзазил или Азазель), изображаемый в образе павлина или петуха, является символом езидизма.
  • Шейх Ади — святая и божественная фигура в езидизме, Шейх Ади является основателем езидизма в XII в.

Тавуси-Мелек является главным из семи созданных Богом «архангелов» (хафт мере диване) или божеств, куда также входят Эзраил (Эсраил), Джибраил (Гавриил), Михаил, Дирдаил, Симкаил и Эсрафил (Рафаил), активно участвующие в мирских делах. Тавуси-Мелека считают падшим ангелом и отождествляют с Азазель у христиан и мусульман, отчего у окружающих народов возникло представление о езидах как о поклонниках злого духа. Езиды верят, что в конце времен Всевышний помирится с падшим ангелом, а до тех пор езидам запрещено упоминать падшего ангела под разными названиями. Своеобразным мировоззрением езиды навлекали на себя ненависть окружающих народов, несмотря даже на свою относительную лояльность ко всем религиям.

Происхождение

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 20 января 2012.

Относительно происхождения езидизма существуют две основные точки зрения:

1. Езидизм имеет основой традиционные доисламские верования курдов, реформированные шейхом Ади.

2. Езидизм возник из учения Шейха Ади путём смешения его с доисламскими верованиями и христианскими гностическими учениями.

Однако существует и третья точка зрения, которая заключается в отождествлении езидизма с зороастризмом. Фундаментальные основы двух вероучений в одних случаях совпадают, в других — прямо противоречат друг другу.

3. В езидизме нет и малейшего упоминания о каких-то «падших» ангелах. Все ангелы навсегда остаются ангелами. Покорными рабами Аллаха. С другой стороны, предание сохранило своеобразное езидское толкование изгнания Адама из рая. Но в любом случае, Тавус Малак не назван падшим ангелом.

История

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 20 января 2012.

Предки езидов издавна проживали на севере Ирака. Во времена Османской империи, спасаясь от истребления в войнах за свободу, переселялись в соседние страны.

В Закавказье появились в основном в 1830-40-е гг.

В русской литературе первые сведения о езидизме привёл А. С. Пушкин в «Путешествии в Арзрум» (под Арзрумом Пушкин общался с езидским шейхом).

Езиды говорят, что они последнее тысячелетие сражались с оружием в руках за сохранение своей религии. На протяжении 1000 лет в районах проживания езидов проходило огромное количество сражений. По словам езидов, один из самых сильных ударов со стороны захватчиков население получило во время арабского вторжения в регион, и ислам принёс езидам колоссальные страдания. Езиды рассказывают, что многих езидов заставили принять ислам. В середине XX века недалеко от Иракского города Сулеймания археологи нашли свиток, известный как «сулейманийский пергамент», где езиды описывали, как противостояли горожане захватчикам; там подробно описывается, как за несколько дней было казнено около 100 тысяч защитников города: это были езиды и зороастрийцы, отказавшиеся принять ислам.

Большая часть езидов проживала в недоступных завоевателям горах. На протяжении веков езиды оборонялись и защищали свою землю от завоевателей, сохранив религию предков и на сегодняшний день.

До принятия ислама основная масса курдов исповедовала, как и все арии, зороастризм и дозороастрийские культы (митраизм, маздеизм). С первых веков распространяется христианство. С началом экспансии арабов, начинается насильное распространение их веры, которая постепенно вытесняет прежние верования. Но шейх Ади и его суфийское братство сумело создать новое учение — смешение ислама и курдского язычества.

На протяжении веков езиды подвергались гонениям со стороны мусульманского мира. По словам езидов, самым кровавым нашествием считается вторжение двух арабских феодалов — Омара ибн Хаттаба и Халида ибн Валида, которые вырезали сотни тысяч езидов, более 50 тысяч повесили, сотни тысяч взяли в плен и сотни тысяч насильно были исламизированы.

Это истребление езидов охватило территорию от Рехае (Урфа) до Сиирта. Попавших в плен и принявших ислам уже бывших езидов использовали для дальнейших нападений и уничтожения сбежавших в высокие горы собратьев-езидов.

Следует отметить, что об этих убийствах не рассказывают ни исламские и даже ни византийские источники, которые подробно писали о арабском завоевании Сирии и Ирака. И тем более, что по правилам исламского шариата немусульмане могли остаться в своей религии при оплате ежегодного налога (Джизья), см. Зимми и Люди Писания .

Таких примеров на протяжении столетий было несколько, можно перечислить самые кровавые из них:

В 13 в. из Мосула был похищен лидер езидов. Позже он был казнен, при этом его тело не было возвращено. В результате этого инцидента началась длительная многолетняя война. В неравной схватке езидам пришлось покинуть свои города и храмы и бежать в горы. Их поселения были сожжены и уничтожены до основания, имущество было разграблено.

В 1414 году началась новая резня езидов соседями-мусульманами, в которой погибло множество езидов.

1640—1641 гг. Езидские деревни около г. Мосула были разграблены, и после этого турецкий правитель Диарбакыра Ахмад Паша развязал войну с езидами, вторгшись с 70 000-ой армией. Езиды понесли большие потери.

1647—1648 г. Наследственный правитель Шейхана, Шейкх Мирза, восстал против турок с целью захватить Мосул. В результате этого восстания турецкий правитель, Шамси Паша, под личным командованием напал на езидов с многочисленным вооруженным отрядом. Вооруженные силы езидов потерпели поражение в этой битве и вместе с Шейхом Мирзой были захвачены. Позже он был казнен через повешенье правителем города Вана.

1715 г. Турецкий правитель Багдада, Хасан Паша, атаковал область Шенгал. Это неожиданное нападение заставило езидов перебраться в регион Кхатуния. Хасан Паша устроил крупномасштабную резню и передал управление этой областью Арабу Будоинскому, главе племени Таии. Позже именно это племя использовалось в военных действиях против езидов в этом регионе.

1733 г. У реки Заб было разрушено множество езидских деревень, были совершены массовые убийства по приказу турецкого правителя Ахмада Паши.

1752—1754 г. Множество езидов из района Шенгал были атакованы турком Сулейманом Пашой. В течение двух лет продолжались его массовые карательные действия, которые стоили езидам огромных потерь.

1767—1768 гг. Оттоманский правитель Мосула, Амин Паша, послал своего сына с очень сильной армией с целью разграбить область Шенгал. Он приказал езидам отдать ему 1000 овец.

Но когда было отдано всего лишь восемьдесят овец, оттоманцы начали атаковать и убили большое количество езидов.

1770—1771 гг. Восстание езидского правителя Шейхана, Бедах Бега, против оттоманского управления было подавлено, результат — массовое истребление езидов.

1773—1774 гг. Оттоманский правитель Мосула атаковал Шенгальскую область. Поселения езидов были разграблены и уничтожены.

1779 г. Оттоманский правитель Мосула направил большое войско в Шенгал.

1785—1786 г. Оттоманский правитель Мосула, Абд эл-Баки, атаковал Шенгал, но был побежден и потерял много воинов. В тот же самый период Шенгал снова был атакован арабскими войсками.

1786—1787 гг. Наследный правитель езидов (Мир) Шейхан, Чоло Бег, потерпел поражение в битве с Пашой Амадия.

1789—1790 гг. Бедуин Араб из племени Таии взял верх над областным управлением Шейхана и убил Чоло Бека. Впоследствии началась новая битва и арабское войско понесло большие потери.

1790—1792 гг. Бедуин Араб из племени Таии атаковал Шенгальскую область. Исмаил Паша столкнулся с Кансар Бегом в Шейхане и поместил его в тюрьму. Позже Чоло Бег, сын Хасан Бега, смог вернуть себе власть в области. Однако, правитель Амадии схватил и казнил его через повешение.

1792—1793 гг. Оттоманский правитель Мосула, Мухамад Паша, сжег восемь езидских поселений в области Шенгал.

1793—1794 гг. Правитель Мосула снова атаковал Шенгальскую область Минкар для того, чтобы наказать езидов, но потерпел поражение в битве.

1794—1795 гг. Оттоман послал Сулеймана Пашу в Синкарскую область. Вся эта область была сожжена и разрушена. Войска Сулеймана Паши разграбили эту местность, похитили 60 женщин и украли 600 голов домашнего скота.

1799—1800 гг. Абд эл-Азиз Бег из Багдада с помощью бедуинского племени Таии, руководимого Убаидом Хамдамом, уничтожили 25 езидских деревень в области Шейхан.

1802—1803 гг. Правитель Мосула, Али Паша, решил взять под свою власть Шенгальскую административную область. Его армия атаковала езидов с севера, а арабские бедуины атаковали с востока. В результате, несколько деревень были уничтожены, леса были сожжены дотла. Потерпев поражение в этой войне, езиды были вынуждены принять оттоманскую власть.

1809—1810 гг. Оттоманский правитель Багдада, Сулейман Катил (Убийца), атаковал Шенгальскую область. Он разграбил небольшие поселения Балада, Шенгала, Михиркана, а также несколько других деревень, уничтожая езидов.

После 1832 г. езиды были подвергнуты наиболее жестоким мерам, намечалось полное их уничтожение. Несмотря на их героическое сопротивление, в 1832 году наследный курдский правитель Ботана, Бедир-хан Бег, захватил езидские поселения в области Шейхан, взял в плен Али Бега — лидера езидов и после жестоких пыток убил его. Были разграблены и сожжены дотла районы в области Шейхана, которые в основном были заселены езидами. Курды совершили беспрецедентную резню своих собратьев езидов, маскируя банальный грабеж обвинениями в безбожности, позаимствовав этот приём у арабов. Чтобы избежать захвата в плен, жители бросались в воды реки Тигр. Те, кто не в состоянии были кинуться в воду, или те, которые не умирали в воде, были пойманы и безжалостно убиты.

1832—1833 гг. Наследный курдский правитель Равандуза, Мухамад, атаковал езидов в области Анкары. После совершённых массовых убийств в верхней области Заба он покорил Анкару. Правитель Анкары, Исмаиль Паша, вынужден был уйти высоко в горы Зикар.

1833—1834 гг. После завоевания части Ботана Мир Мухамад атаковал и убил много езидов Шенгала.

1838 г. Оттоманский правитель Диярбакра атаковал езидов из Шенгала.

1838 г. Оттоманский правитель Мосула, Таияр Паша, атаковал Джабалскую область с целью наказания езидов, отказавшихся платить налоги Оттоманам. Чтобы оценить ситуацию и выслушать местных жителей, неспособных платить такие большие налоги, Таияр Паша решил посетить эту местность. Его сопровождала огромная армия. Когда они достигли Микрана, он послал своих посредников, чтобы те объяснили его намерения. Посредники были убиты и из мести он опустошил эту местность. Однако езиды смогли бежать в пещеры и там напасть на оттоманцев из засады. Таияр Паша понес огромные потери и был вынужден вернуться в Мосул. После этого езидов не трогали до 1890 года.

1890 г. Езиды восстали, не желая отсылать своих молодых мужчин в оттоманскую армию. Дважды напав на езидов и увидев их сопротивление, оттоманская власть перестала забирать в армию езидских мужчин. Но, к сожалению, эта мирная эра длилась недолго.

1892 г. Паша Омар Вахби послал ультиматум в область Шейхана, требуя от езидов принятия ислама и уплаты налогов, угрожая в противном случае подвергнуть их преследованиям. Лидер езидов отказался принять требования. В ответ на это Паша Омар Вахби со своими союзниками вошёл в езидские поселения, уничтожая все на своем пути. Он разграбил Лалиш и передал все езидские священные принадлежности в Мосул, обратил храм Шейха Ади в школу, и в таком унизительном статусе она профункционировала 12 лет. В ответ на эти преступления послы христианских государств выразили свой протест Оттоманской империи. В 1893 году Паша Омар Вахби был отозван обратно в оттоманскую столицу.

1914-1918 гг. Езиды пришли к выводу, что Первая мировая война — благоприятная возможность восстать и освободиться от террора оттоманской власти. Это было время, когда армяне решили восстать[источник не указан 44 дня], создали вооружённые формирования, и начали нападать на турецкие и курдские селения[источник не указан 44 дня]. Езиды поддержали это восстание, видя во вторгшихся русских солдат союзников.

В этой войне езиды сражались вместе с армянами, среди военачальников были езиды, которые сражались в рядах освободительного движения вместе с армянами. Одним из них являлся Джангир Ага: в столице Армении, Ереване, ему установлен памятник. Он со своей 700 (1500)[13][14] конницей, состоящей из езидов, вместе с армянскими войсками под командованием генерала Драстамата Канаяна, и генерал-майора Мовсеса Силикяна, разбили турецкие отряды во время битвы при Баш-Апаране и Сардарапате. В которой Османская армия потерпела сокрушительное поражение и прекратила дальнейшее наступление на Армению.

Согласно езидскому преданию, не имеющего источников, в течение 12 столетий 72 раза периодически учинялась резня — геноцид со стороны соседних исламских народов — с целью полного уничтожения езидской веры и культуры. Апогей исламского фанатизма достиг в 1915 г., когда Османская империя учинила геноцид по отношению к немусульманским народам (армянам, ассирийцам, езидам, грекам), живущим на её территории. Сколько езидов погибло в этой резне, официально не известно, но приблизительные цифры говорят о нескольких сотнях тысяч человек. В этот период войны езиды Турции были вынуждены покинуть свои дома и искать убежище на восточных границах, они бежали в республики Закавказья — в Армению и в Грузию, где и обрели для себя вторую родину, в которой и проживают по сей день.

Но ко всему этому хочется ещё добавить, что первое появление курдов в Закавказье датируется XII веком. В XII веке курды переселялись в Грузию со своими семьями. Были 2 брата, православных курда, феодалы Иване и Захария Мхаргрдзели, которые являлись военачальниками при царице Тамаре и воевали, защищая южные рубежи Грузии от Ширван Шаха (современный Азербайджан) и Румского султана (часть современной северо воосточной Турции); их потомки впоследствии ассимилировались среди грузинского населения.

Второе появление курдов в Грузии датируется 1770 годом, когда один из представителей езидских вождей — Чобан-Ага — с письмом обратился к Грузинскому царю Ираклию II. Он просил взять под свою опеку езидов, дабы избежать исламского удара. Чобан-Ага обещал признать грузинского царя царём езидов и в письме клялся, что ополчение езидов по первому же требованию царя Ираклия Второго, будет участвовать в боях против турок. Как явствует из архивных материалов, царь Грузии ответил Чобан-Аге письмом, в котором отмечал, что из-за существующих в стране проблем пока не в состоянии оказать поддержку. Но вопреки всему, чуть позже небольшая часть езидов, около 2 тысяч человек, всё же перешла в Грузию, на тот момент в Карскую область, которая на тот период входила в Тбилисскую губернию, ну а на территории Армении курды проживали с незапамятных времён.

Помимо всего этого езидов считают последователями Язида Муавии, араба по происхождению. В годы правления Язида второй сын Али, Хусейн, получил от жителей Куфы предложение с их помощью овладеть халифатом. В 680 году он выехал из Медины со всей своей семьёй и небольшим отрядом слуг. Тем временем наместник Язида подавил мятеж в Куфе и выставил патрули на всех дорогах, ведущих в город. Хусейн попал в западню в Кербеле, в 40 км от Куфы. Хусейн отказался сдаться, хотя был отрезан от источников воды. Будучи последним из оставшихся в живых внуков пророка Мухаммеда, он был уверен, что с ним не могут поступить слишком сурово. Через десять дней его лагерь был взят штурмом. Защитники сражались до последнего и Хусейн был убит вместе с другими. Его голову отправили в Дамаск, ко двору Язида.

Убийство Хусейна нанесло колоссальный ущерб династии Омейядов. Мало кого в мусульманской истории так проклинали за убийство, как Язида Муавии. Хусейн был любимцем своего деда — Мухаммеда, и ещё были живы люди, видевшие, как Мухаммед целовал голову, которая теперь покатилась к ногам Язида, как голова какого-нибудь преступника. Умерщвление Хусейна вызвало возмущение и сплотило оппозицию Омейядам, а «мученичество в Кербеле» быстро обросло самыми скорбными подробностями. С тех пор имя Хусейна, даже в большей степени, чем имя Али, стало боевым кличем шиитов, приверженцев дома пророка. После смерти Хусейна это направление стало быстро развиваться. Будучи поначалу политическим движением, шиизм со временем стал значительно отличаться от суннитских норм в своих принципах и духовных основах.

Стоит также отметить родовую связь Язида и Ади, который принадлежал к династии Омейадов.

Традиционная культура

Езиды традиционно делятся на эндогамные касты. Обращение в езидизм невозможно, поскольку для обращённого не находится места в кастовой системе, также тут надо уточнить, что езиды — это в первую очередь те, кто исповедует езидизм, и если езид принял другую религию, то перестаёт быть езидом. Также надо упомянуть, что езидами являются те, кто рождён от обоих родителей (от матери и отца) исповедующих езидизм, дети из смешанных браков езидами не считаются, то есть езидизм им не передаётся по наследству. Высшая духовная каста — шейхи во главе с баба-шейхом, потомком шейха Ади, руководящим богослужениями в храме в Лалеше. За ними следуют пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры), сборщики пожертвований (кавалы) и предсказатели (кучаки). Миряне — последователи (мюриды) различных семейств шейхов. Высшая духовная и светская власть принадлежит миру (мир-шейхану, с 1944 Тахсин-бек) с резиденцией в Баадри к югу от Лалеша. Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше в 40 км к северу от Мосула (Ирак). Кроме него богослужение проводят в домах шейхов и пиров.

  • Пир (старец) — в езидской теологии приобрел широкий смысл — дух, мастер, покровитель. В обычном понимании — священнослужитель, особое духовное сословие.
  • Шейх
  • Мурид (ученик, послушник, мирянин) — название одной из трёх каст езидской общины. В свою очередь, каждый шейх и пир тоже является муридом по отношению к своим шейху и пиру.

Основные публичные религиозные праздники — начинающиеся с Рожие Эзид (трехдневного поста) Великий пост в честь Эзида в декабре и память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале, Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших в середине июня; из семейных церемоний важнейшая — первая стрижка мальчиков шейхом (биск).

Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше. Периодически кавалы носят их с процессиями по езидским селениям, собирая пожертвования.

Религиозные запреты: пищевые (рыба, мясо петуха, газели, тыква, капуста, салат), бытовые (на одежду синего цвета, считающуюся траурной; на мытьё в бане из боязни осквернения воды; на произнесение слова «шайтан» и близких к нему по звучанию слов и т. п.) — ныне соблюдаются редко.

Мужчины отпускали бороду и длинные волосы, которые заплетали в косу. Женская одежда — рубаха (крас), белые шальвары (хэвалкрас), поясная одежда из 2 фартуков (дейра), передник (шалэк) безрукавка (элак), зимой — бархатная куртка (колк), шерстяной пояс (бане пште), конусообразный головной убор, обшитый монетами (кофи).

Фольклор — молитвы, сказания, песни. Музыкальные инструменты — духовые (блур, фик, майе (дудук), зурна); в религ. церемониях используется барабан (даф).

Праздники

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 20 января 2012.
  • Сарсал — первый день Нового Года
  • Чаршама Сор
  • Клоч
  • Айда Рожиен Эзид
  • Рожие Ходане мале
  • Рожие Шешамс
  • Айда Челе Хавине
  • Айда Джемайе или Джемайи Лалеш
  • Айда Хедер Наби и Хедер Айлас
  • Айда Беленде
  • Айда чле Зевестане

Известные езиды

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения.

  • Джангир-ага — полководец, национальный герой езидского народа
  • Полатов, Файзо Рашидович — общественный деятель, Президент ЯООО «ЕЗИДЫ»
  • Сиабандов, Саманд Алиевич — герой Советского союза
  • Поладов, Арсен Рашидович — актёр, педагог, режиссёр.
  • Усоян, Аслан Рашидович (дед Хасан) — криминальный авторитет.
  • Пивази, Гоча Аскарович — председатель езидской диаспоры, г. Сургут, ХМАО.
  • Алоян, Михаил Суренович — боксер, чемпион мира.
  • Амар Сулоев — боец смешанного стиля

См. также

Литература

  • Березин И. Н. Езиды. М., 1854
  • Омархали Х. Йезидизм. Из глубины тысячелетий. СПб., 2005
  • Полатов Д. Р. Езиды. Религия и народ. М., 2005.
  • Allison С. The Yezidi Oral Tradition in Iraqi Kurdistan. L., 2001
  • Frank R. Sheikh ‘Adi, der große Heilige der Jezidis. B., 1911
  • Kreyenbroeck, Ph.G. Yezidism: its Background, Observances and Textual Tradition. N.Y., 1995
  • Omerxalî X. Êzdiyatî: Civak, Sembol, Rîtûel (Езидизм: Общество, Символ, Ритуал). Istanbul, 2007.
  • Пирбари Д. Езиды Сархада, Тбилиси-Москва, 2008
  • Ph.G. Kreyenbroek in collaboration with Z. Kartal, Kh. Omarkhali, and Kh.J. Rashow. Yezidism in Europe: Different Generations Speak about their Religion. Wiesbaden, 2009.
  • Omerxalî X. bi hevkariya Xankî K. Analîza Qewlên Êzdiyan. Li ser Mesela Qewlê Omer Xala û Hesin Çinêrî [Анализ езидских религиозных гимнов. На примере религиозного гимна Омар Хала и Хасен Ченери]. Avesta, Istanbul, 2009.
  • Езиды // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8

Примечания

С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Кто такие езиды и откуда они взялись

Езиды – родственный курдам народ, принадлежность к которому определяется не национальностью, а религией. Сотни лет его представители строго соблюдали древние традиции и не подпускали к себе чужаков. Сегодня солнцепоклонники Ближнего Востока рассеялись по всему миру и их образ жизни и верования стали доступнее для изучения.

Историческая Родина

С давних пор езиды проживают на территории Ирака: здесь их около 1 млн человек.

Местами их расселения традиционно были и Сирия с Турцией. У них нет своей государственности, они разделяют свою судьбу с курдами, добившимися автономии от Ирака.

Однако, соседи-мусульмане веками их притесняли и пытались ассимилировать. Поэтому, несмотря на общность происхождения и языка, езиды отстаивают себя как самостоятельную нацию.

Касты

Общество является кастовым, с XIX века его делят на шейхов, пиров и мридов. Первые две – религиозные лидеры, обладающие непререкаемым авторитетом, третья – обычные люди. Основы вероучения передают устно, доступа к двум священным собраниям текстов «Книге откровения» и «Черному писанию» у мридов нет.

Переход из одной касты в другую невозможен, ее получают в наследство. У каждого сословия свои обязанности и функции. Браки между представителями разных каст запрещены, и нарушители запрета становятся изгоями.

Конфессия

Исповедуют езидизм – синкретическое вероучение, где причудливым образом сочетаются персидский зороастризм, суфийское направление ислама и христианство. Однако есть в нем загадочный персонаж, падший ангел Малак Тавус, из-за которого езидов называют дьяволопоклонниками.

Он изображается в виде павлина. Считается, что добро и зло происходят из одного источника, поэтому между ними не может быть никакой борьбы. В их космогонии дьявол соработник Бога, поэтому его нельзя порицать.

Езидом нельзя стать, можно только родиться.

Езиды поклоняются солнцу, луне, огню и воде и верят в переселение душ. В XII веке шейх Ади Мусафар реформировал учение, объявил Христа, Магомета, Зороастра пророками, оставил после себя книги гимнов и повествования о знаменитых дервишах.

Он также вернул в собственность верующих деревню Лалеш, место паломничества. Там находится и могила шейха. По легендам, в районе этого селения на Земле впервые появилась суша.

В каждом доме должно быть специальное место для духа-покровителя домашнего очага.

В былые годы практиковалось жертвоприношение животных, чаще всего баранов.

Свадебные традиции

Брак заключают по соглашению родителей. Невеста идет в новую семью с приданым. В семьях с традиционным укладом девушку выдают замуж рано, не каждая успевает закончить школу.

На свадьбе над молодыми трясут «дерево счастья», переполненное конфетами и деньгами, а жених забрасывает суженую яблоками, которые символизируют долголетие и плодородие. Заходя в дом мужа, на пороге девушка наступает на тарелку: ее задача – разбить посуду с одного удара, это станет хорошим предзнаменованием будущей семейной жизни.

Затем молодоженам кладут на плечи лаваши, желая им материального благополучия. Все приглашенные исполняют национальный танец гованд. Действо сопровождается звучанием зурны и барабанов. Кульминационный момент – клятва молодых перед лицом шейха, который и объявляет их мужем и женой.

Пищевые запреты

Правоверный езид не употребляет свинину, капусту, латук, тыкву. Некоторые шейхи воздерживаются от мяса кролика, петуха и рыбных блюд.

В ближневосточном регионе не пьют алкоголь.

Праздники

Новый год отмечают в марте, хозяйки красят яйца, пекут лепешки и куличи, в которые помещают монету или бусину. Кому достанется, тот будет удачлив весь год. Месяцем раньше – праздник влюбленных.

Продолжается он несколько дней, желающие соблюдают пост, откладывая прием пищи до вечера. Молодежь ест соленые лепешки и ожидает ночью вещего сна о суженом.

Айда эзиде – главный праздник. Принято поститься, ходить в гости, утешать тех, приносить соболезнования тем, кто потерял близких.

Три смертных греха

  1. Поднять руку на шейха.
  2. Брак между езидами разных каст.
  3. Брак с иноверцем.

Дети из смешанных браков не считаются езидами. Периодически в мировых СМИ появляются сообщения о так называемых «праведных убийствах» в Ираке, когда за отступничество карают женщин.

В других странах

Значительная диаспора существует в Германии. В странах Запада и США за последние годы выросло число езидов-беженцев из Сирии.

Храм солнцепоклонников есть в Армении, где испокон веков селился народ: раньше строительство вне Ирака было запрещено. После присоединения Закавказья в XIX веке езиды появились в Российской империи.

Сегодня численность общин составляет до 40 тысяч человек, они действуют в Краснодарском крае, Нижегородской и Ставропольской областях.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости