С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Что такое коробка робот в автомобиле


Коробка передач «Робот» и ее отличия от автомата

Введение

Большинство людей, имеющих автомобили, при фразе «Автоматическая коробка передач» представляют себе селектор выбора режима движения вместо рычага «механики» на центральном тоннеле и две педали заместо прежней тройки.

Но есть вторая категория автолюбителей. Они знают о том, что есть разновидности автоматических трансмиссий.

Самой распространенной после классической автоматической гидротрансформаторной коробки передач является коробка-робот.

Результатом прочтения нашей статьи станет точный и максимально подробный ответ на вопрос: «коробка передач робот — что это такое?»

Итак, начнем.

Роботизированная коробка передач – одна из разновидностей автоматических трансмиссий. Но дабы лучше понять, в чем отличия от классической автоматической трансмиссии, необходимо рассмотреть конструкцию типовой роботизированной коробки передач.

Конструкция в подробностях

Важно помнить, что коробка передач от каждого производителя может отличаться своими особенностями, что рождает несколько отличную от типовой конструкцию. Но даже в этом всем разнообразии можно разглядеть 4 элемента, присутствующие в каждом из подобных агрегатов.

Это сцепление, его привод, механическая часть, т.е. сама коробка передач и ее приводы переключения, а также центральный блок управления обоими приводами для координации всей работы.

Теперь, когда основные «герои» известны, займемся изучением всей «пьесы». Т.к. в основе имеется стандартная коробка передач, не будем описывать подробно её принцип работы. Лишь упомянем, что внутри ее корпуса находятся 2 вала — первичный (или ведущий) и вторичный (или ведомый). Далее, шестерни, расположенные на них, переводятся в необходимое положение с помощью системы тяг для зацепления и дальнейшей совместной работы по вращению.

Это все о механической части роботизированной коробки. А вот сам механизм управления переключениями – это включение привода сцепления и переключение передач при помощи актуаторов. Важно лишь обозначить, что они могут быть 2-х видов – электрическими, либо гидравлическими. Первые работают максимально плавно, но требуют дополнительных затрат энергии для своей работы. Электрические же менее затратные, но именно они порождают толчки от переключений.

Итак, получаем на выходе автоматическое управление привычной коробкой передач при том, что в салоне расположен селектор заместо рычага и педалей две вместо трех.

Но действий, которые невидны владельцу, при нажатии газа здесь намного больше. Ведь о всех них заботится блок управления, какой, по существу, есть компьютером, посылающим команды подконтрольным приводам включения и переключения.

Плюс и минус

Как любой механизм, роботизированная коробка передач имеет свои плюсы и минусы.

Автомобильные форумы просто разрывались различными комментариями, в основном отрицательными, владельцев автомобилей с подобной трансмиссией. Сейчас же споры утихли – покупатели стали разборчивее и внимательнее относиться к тем характеристикам, которыми обладает приобретаемый автомобиль.

Первый и самый распространенный отрицательный момент – это рывки в момент переключения передачи. В большинстве случаев исправить этот момент невозможно – конструктивная особенность.

Вторым отрицательным моментом является перегрев сцепления при движении в пробках. Происходит это из-за неисправного или «задумчивого» механизма выключения сцепления. Вдобавок, нагревать диски сцепления может торможение, которое выполняет коробка передач, а именно блок управления.

Также немало впечатлений приносит сам процесс переключения между передачами. В отдельных случаях вам необходимо ускориться. Но для переключения передач скорость не соответствует той, что задана в блоке управления для перехода на высшую ступень. И тут автомобиль вместо ускорения начинает замедляться на какие-то секунды и только потом переходить на ускорение. Единственное, что может спасти в таких ситуациях – это знание особенностей работы коробки передач, а также переход в ручное управление.

Еще одной особенностью является постоянное нахождение автомобиля на скорости. Это приводит к износу деталей сцепления в целом и выжимного подшипника в частности. Но, с другой стороны, работать селектором без нужды нет смысла.

Роботизированная трансмиссия во всем пытается соответствовать гидромеханическому «автомату». В последней при переходе в режим «Drive» и отпущенной педали тормоза автомобиль начинает плавно трогаться. Чтобы повторить подобное технологическое решение, инженеры сделали следующее: блок управления искусственно добавляет оборотов двигателя и частично сводит диски сцепления для начала движения. В итоге получается, что водитель на машине с роботизированной коробкой нажимает педаль тормоза в положении Drive, а сцепление продолжает получать износ, будучи частично сведенным.

По причине конструкции здесь нет режима «Parking». Это значит, что ручной тормоз в исправном состоянии обязательно нужно поддерживать, а также при старте под горку им нужно пользоваться и нельзя «зевать» – в любой момент машина с такой коробкой передач норовит скатиться в противоположную сторону.

Вообще, большинство селекторов управления роботизированными коробками имеют несколько иную форму, чем у классических автоматических трансмиссий. Поэтому визуально определить, какая разновидность коробки передач установлена в данном автомобиле, не составит труда. Во-первых, там отсутствует положение Parking, а во-вторых, присутствуют два уровня управления – ручной и автоматический.

Отсюда можно выделить первую положительную черту роботизированных коробок передач – возможность выбора способа переключения.

Кроме этого, в положительные стороны данной конструкции зачисляют малый вес самой КПП, а также уменьшенный расход топлива, в сравнении с гидромеханикой. Еще важным фактом при выборе подобного агрегата станет цена – она значительно ниже той, что имеет аналогичный автомобиль с классической трансмиссией.

И в заключении нужно отметить, что данную трансмиссию вполне реально обслуживать в гаражных условиях, ведь замена масла аналогична механической коробке передач.

Важно отметить, что автомобильные конструкторы ведущих фирм по-своему добиваются улучшения эксплуатационных характеристик данного вида трансмиссий. К примеру, Volkswagen широко применяет коробки передач DSG со сдвоенным сцеплением. Данная конструкция лишает автомобиль толчков при переключении. Тем же путем пошла компания Ford, представив свою коробку под названием PowerShift.

Дальше всех в подобных разработках пошла фирма Opel. Она совместно с конструкторским бюро Ricardo изобрела коробки передач под названием Easytronic, главной особенностью который стал единый привод сцепления и выбора скоростей.

Такое конструкторское решение позволило устранить несостыкованность работы двух узлов и снизить вес КПП.

Заключение

Большинство автопроизводителей все чаще смещают внимание к производству автомобилей с автоматическими трансмиссиями.

Но здесь наблюдается уход от классической гидромеханики и поиск аналоговых конструкций. И данная тенденция – не просто погоня за модными тенденциями, а осознанный переход к комфортному управлению автомобилем.

И, самое главное, что роботизированные трансмиссии широко распространены именно в бюджетных автомобилях. Это означает, что производители нашли потребителя для технологичного и одновременно легко обслуживаемого агрегата.

Роботизированная коробка передач

21:54, 24 августа 2016 4   0   1098

Роботизированная коробка передач с каждым годом все чаще используется при создании автомобиля. Подобная система представляет собой МКПП, которая имеет автоматизированный вывод сцепления из рабочего состояния. Сцепление необходимо для плавной смены скорости.

Что такое коробка робот?

Название «роботизированная» указывает на тот момент, что водитель проводит определение входной информации при наборе скорости или торможении, а коробка передач без участия водителя проводит выключение сцепления и установки наиболее подходящей скорости при условии неиспользования ручных механизмов управления.

К достоинствам рассматриваемой конструкции можно отнести:

  1. По уровню комфорта подобный агрегат сопоставим с АКПП.
  2. Надежность конструкции довольно велика.
  3. Экономичность в отношении количества затрачиваемого топлива сопоставима с той, что при работе МКПП.

Все современные автомобили снабжаются подобным агрегатом. При этом в последнее время установка проводится на бизнес и премиум класс.

Особенности конструкции

Существует несколько вариантов исполнения роботизированной коробки передач, но все они схожи по одному признаку – в основе лежит МКПП с системой автоматического управления сцеплением. При этом используются специальные фрикционные диски, в некоторых случаях целый пакет дисков. Дорогие варианты исполнения имеют двойное сцепление, которое позволяет не разрывать крутящий момент во время стабильного потока мощности.

Основой конструкции робота зачастую становится обычная МКПП. Многие модели представлены в основном уже ранее используемыми АКПП, но несколько модернизированными. Примером можно назвать продукцию компании Mercedes-Benz, которую выпускают на основе базы АКПП 7G-Tronic с заменой фрикционного многодискового сцепления. У другого немецкого производителя BMW в основе робота лежит механика с шестью ступенями, которая оборудуется приводом сцепления с сочетанием электрического и гидравлического типа.

Существуют следующие типы приводов:

  • Электрический имеет исполнительный орган в виде сервомеханизма. Некоторые конструкции могут иметь блок со специальным электродвигателем для перемещения главного цилиндра. К недостаткам подобного варианта исполнения можно отнести невысокую скорость работы, на переключение передачи требуется около 0,3-0,5 секунд, что достаточно долго. Также передача имеет небольшое энергопотребление.
  • Гидравлический имеет гидроцилиндр, управление которым проводится при помощи электромагнитного клапана. В этом случае нужно поддерживать давление в системе для обеспечения стабильной работы, а это определяет большие энергетические затраты. Тот момент, что в системе постоянно поддерживается постоянное давление, определяет большую скорость переключения передач. Примером можно назвать использование конструкции при создании спортивных автомобилей, к примеру, Ferrari 599GTO. Скорость переключения передач составляет 0,06 секунд.

Электрическая конструкция устанавливается на бюджетные автомобили, гидравлическая – только на дорогие спортивные автомобили.

Управление конструкцией проводится электронной системой, которая состоит из специальных датчиков и исполнительных механизмов. Датчики необходимы для отслеживания основных параметров:

  1. Частота вращения на входном и выходном вале.
  2. Положение вилок, которые необходимы для переключения скорости.
  3. Положение селектора.
  4. Давление и температура масла. Важным моментом можно назвать то, что конструкция при высокой интенсивности работы сильно нагревается, для охлаждения используется масло. Масло также необходимо для смазывания элементов системы.

Определенные сигналы датчиков электронного блока воздействуют на исполнительные механизмы. При этом используется специальная программа, которая определяет действие при определенных ситуациях. Использование электронного блока определяет возможность совмещения робота с системой управления двигателем, а также защитными системами ESP и ABS.

Исполнительные механизмы могут быть разными. Зачастую они представлены электродвигателем или электромагнитным клапаном.

Система может работать в двух режимах:

  • Автоматический.
  • Полуавтоматический.

Работ автоматического режима основан на обработке сигналов входных датчиков. При этом происходит изменение состояния механизма при помощи исполнительного механизма.

Практически все роботизированные коробки передач имеют режим ручного переключения скорости. Примером можно назвать функции Tiptronic АКПП. В этом режиме переключить скорость можно при помощи рычага селектора или специальных лепестков под рулем. При этом провести переключение можно в обе стороны.

Отличие от автоматической коробки передач

Многие решают, что автоматическая и роботизированная коробка передач – одна и также конструкция. Однако это не так. Можно выделить следующие отличительные качества:

  1. Обычная АКПП не имеет стремительной динамики, как в случае вариатора.
  2. Простой вариант исполнения АКПП имеет большой расход топлива.
  3. Обычная коробка передач с автоматическим переключением скоростей имеет больший объем трансмиссионного масла. Этот момент определяет то, что масло заменять следует чаще.
  4. Провести ремонт робота гораздо проще, чем АКПП. Это связано с конструктивными особенностями. Робот может обслужить исключительно профессионал.
  5. В конструкции есть гидротрансформатор, который позволяет переключать скорости с минимальными задержками. Передаточное число изменяется плавно, без скачков.
  6. Автомат не имеет ничего общего с МКПП, а вот робот работает примерно так, как механика.
  7. Есть ручное переключение в роботе, автомат имеет подобную функцию довольно редко. Спортивные модели практически не производят без возможности ручного выбора скорости, так как этот механизм позволяет контролировать движения автомобиля с высокой точностью.

Вышеприведенные моменты можно назвать основными отличительными признаками.

Особенности управления

К особенностям управления можно отнести только возможность ручного переключения передач. При этом на центральном селекторе есть возможность выбрать стандартные режимы работы: стоянка, нейтральный, скорость.

Советы по эксплуатации

К основным советам по эксплуатации можно отнести необходимость проведения периодической замены масла. Это вещество выступает в качестве охлаждения и смазки. Также следует проводить периодическое тестирование.

Выбор механизма коробки передач — дело сугубо индивидуальное, здесь все зависит от личных потребностей и привычек водителя.

Коробка робот: плюсы и минусы покупки автомобиля с роботом

Несколько лет назад большинство автопроизводителей начали массовый выпуск моделей, оснащённых коробкой-роботом.

Вслед за вариаторами, которые массово начали устанавливаться на легковые автомобили лет 20 назад, коробка-робот произвела большой переполох на автомобильном рынке.

По задумке разработчиков, в роботе должны были совместиться «несовместимые вещи» - удобство езды как на «автомате» и расход топлива как на «механике».

Насколько такая коробка оправдала ожидания разработчиков и как много приносит проблем своим владельцам машина с роботом – более-менее объективно можно судить сейчас, когда накопился определённый опыт эксплуатации.

Устройство и принцип работы

Принцип работы коробки-робота достаточно прост – разработчики взяли за основу обычную механическую коробку и оснастили её специальными механизмами, самостоятельно переключающими передачи и включающими/выключающими сцепление.

Для того, чтобы весь этот роботизированный механизм переключения передач работал слаженно, его работой заведует специальный блок управления, собирающий информацию о движении машины и, в зависимости от условий, выбирающий какую передачу нужно включить в данный момент времени.

Преимущества роботизированной КПП

К однозначным плюсам коробки-робота можно отнести экономию топлива. В сравнении с классическим автоматом, потребление топлива машины с роботом сравнимо с потреблением топлива машины на механике - на литр-два меньше.

Так же к неоспоримым плюсам некоторых (!) роботов можно отнести их «эксплуатационные особенности МКПП».

Существуют две принципиально различные конструкции робота – в первой переключениями управляют специальные приводы (роботы Toyota и Opel), во второй переключение передач выполнено «по принципу автомата» - с помощью давления масла (Fiat, Audi, BMW, VW, Peugeot/Citroen).

В первой конструкции масло не является рабочим телом, его количество сравнимо с количеством масла в МКПП. Такая роботизированная КПП (так же как и «механика»), менее чувствительна к качеству трансмиссионной жидкости.

Это значит, что в Российских сложных условиях эксплуатации (с большими перепадами температур) сроки замены масла в роботе могут быть заметно больше, чем в АКПП, а количество заменяемого масла – меньше. Этот факт сильно экономит средства владельца.

Вторая конструкция робота такими свойствами не обладает, масло в ней требуется менять так же как и в автомате (хотя бы раз в год).

Многие эксперты так же относят к плюсам срок службы сцепления на роботе – как правило он больше, чем не обычной механике. Однако, подобный плюс на многих моделях автомобилей с роботом быстро сводится на нет сложностью и высокой стоимостью замены этого самого сцепления.

Недостатки роботизированной КПП

Что касается минусов коробки-робота, то одним из самых серьёзных минусов является её ломучесть, которая наблюдается практически у всех производителей.

Компания Toyota, которая всегда славилась высокой надёжностью своих автомобилей, даже прекратила выпуск модели Corolla с роботом, из-за постоянных претензий владельцев. Ненадёжный робот заменил проверенный и надёжный автомат от модели предыдущего поколения.

Ломучесть роботов объясняется довольно просто.

В основе робота лежит МКПП, высокая надёжность которой ни у кого не вызывает сомнений. Однако, чтобы превратить МКПП в робот – её конструкция серьёзно дорабатывалась с помощью специальных механизмов, переключающих передачи и выжимающих сцепление.

Вот именно поломками или некорректной работой этих самых механизмов и объясняется ломучесть всего робота в целом.

Как и любой сложный агрегат, роботизированная КПП должна пройти определённую «обкатку» в реальных условиях эксплуатации, прежде чем стать по-настоящему надёжной и удобной в повседневной эксплуатации.

Классическому автомату для того, чтобы пройти такой же путь, потребовалось более 50-ти лет (первые АКПП на серийных машинах появились ещё до войны). Зато сейчас некоторые модели АКПП имеют очень солидный запас прочности и не тревожат своих владельцев годами.

Так же к минусам робота на многих моделях автомобилей относят его «задумчивость» - переключение передач происходит с задержками, что некоторых водителей может сильно раздражать.

Кроме «задумчивости» многие роботы могут ощутимо «пинаться» при переключениях, что так же может сильно раздражать при движении в городских условиях.

Покупать или нет?

На сегодняшний день автомобиль с коробкой-роботом представляет из себя в некоторой степени «кота в мешке». Кроме возможных неудобств при езде, ни один производитель не может дать более-менее серьёзных гарантий от поломок такой коробки.

До тех пор, пока машина находится на гарантии – поломки робота являются головной болью дилера. Как только гарантия заканчивается – поломки робота становятся головной болью владельца.

Если очень хочется пользоваться всеми благами прогресса и ездить с определённой экономией топлива – покупать автомобиль с роботом можно, но с оговоркой – машина должна быть новой.

Так же после покупки стоит иметь ввиду, что кроме возможных регулярных заездов к дилеру на ремонт, робот может принести прямые убытки через несколько лет, когда придёт время снова менять машину. Продать подержанный автомобиль с роботизированной КПП за хорошее деньги достаточно сложно.

Коробка робот

Новая статья в рубрике «что такое в автомобиле», разбирать будем сегодня — коробку робот. Что это такое и стоит ли покупать автомобиль с такой трансмиссией? Давайте подумаем…

Коробка робот, или роботизированная коробка передач (известна еще как автоматическая роботизированная коробка передач) – это простая механическая коробка передач, в которой функции переключения передач, а также управление сцеплением автоматизированы. Но автоматизированы, не по средствам гидравлического механизма (как в классическом гидротрансформаторном механизме), а за счет электронных датчиков и устройств, которые работают как робот, отсюда и название этой коробки передач.

Это самая поздняя автоматическая коробка передач, появилась не так давно. Лишь только с развитием современной электроники, стало возможно совмещение компактного электронного блока управления и электронного устройства выжима сцепления и переключения передач. Однако стоит отметить, что первые «роботы» появлялись в 90 – х годах прошлого века, они имеют гидроприводы переключения передач.

Многие автопроизводители смотрят в сторону роботизированных коробок передач. Происходит это по нескольким причинам.

Плюсы коробки робота

1) Является, по сути, механической коробкой передач, а соответственно конструкция более надежная, чем у вариатора или классического автомата.

2) Содержит в своей конструкции меньше масла, около 2 – 3 литров. Тогда как вариатор и автомат около 7 – 10 литров.

3) Более ремонтно пригодна. За счет того что, сердце коробки обычная механическая коробка передач, которая практически у всех производителей изучена вдоль и поперек, практически каждый автосервис, даже не официальный, сможет ее отремонтировать.

4) Автомобиль имеет низкий расход топлива, приближенный к автомобилю с механической коробкой передач.

5) Ресурс сцепления увеличен процентов на 30 – 40.

6) Практически все автоматические роботизированные коробки содержат функцию Tiptronic (переключение передач вручную). То есть можете двигаться практически как на механике.

7) Столько же передач, как и механика. То есть если механическая коробка на 6 – ть передач, то и соответственно и робот будет на те же, 6 – ть передач. Очень выгодно отличает от коробки автомата. Которые относительно недавно начали использовать 6-ть передач, до этого были практически все на 4 – ре передачи.

Плюсов предостаточно. Однако минусы тоже есть. Самым первым минусом является то, что многие роботы не программируются. Что это значит и зачем это нужно? Коробка передач робот, это, по сути, совокупность механики и электронного управления, сердце управления это программа, которая вшита в блок, которая и управляет роботом, что и когда ему переключать и при каких оборотах. Если, например динамики вам не достаточно, то можно подключиться к блоку управления роботом и сменить ему программу, тогда робот станет более динамичным. То есть, меняем ему прошивку. Причем сменить прошивку может сама официальная станция. Прошивки бывают разные, от экономичных (которые будут переключать передачи на малых оборотах), до динамичных (которые будут крутить ваш двигатель). Но коробки роботы, бывают двух типов, те которые можно перепрограммировать и те которые нельзя. У разных производителей по-разному, допустим на FIAT PANDA, стоит робот, который не программируется. Нужно только менять блок управления роботом. А вот, например на Opel, робот можно отрегулировать, так как надо, под любой стиль вождения. Но это не одиночный минус коробки робота, перечислю остальные.

1) Многие «роботы» задумчивые, переключают передачи не так быстро, как скажем автомат. Интервалы переключения могут достигать 2 секунд.

2) Не стабильность работы, даже на двух одинаковых машинах нет уверенности, что робот будет работать одинаково.

3) Встречаются рывки при переключении передач и при начале движения с места, лечится перепрограммированием или заменой блока управления.

4) Также может тормозить (тупить), при сбое прошивки не включать ту или иную передачу, либо вообще не переключать передачи. Особенно ярко, такие проблемы выражены на Toyota последнего поколения, у них робот так и не научили нормально работать, и перешли на старые гидротрансформаторные  автоматы, которые имеют всего 4 – ре передачи. Робот от Toyota брать не советую.

Так что имеет и много минусов. Но как я считаю что будущее, скорее всего за ними, ведь электроника постепенно вытесняет механические устройства.

Классификация роботизированных коробок передач

Классическая роботизированная коробка передач, это коробка передач, у которой переключение происходит при помощи полностью электронных устройств. Также коробки роботы встречаются и с гидравлическими устройствами переключения скоростей, однако, блок управления все равно электронный.

«Роботы» с электронным управлением переключают скорости при помощи сервоприводов. Производят компании.

— Easytronic от Opel;

— MultiMode от Toyota.

Роботы с гидравлическим управлением переключают скорости при помощи гидроприводов. Можно отнести коробки марок.

— SMG, DCT M Drivelogic от BMW;

— DSG от Volkswagen;

— S-Tronic от Audi;

— Senso Drive от Citroen;

— 2-Tronic от Peugeot;

— Dualogic от Fiat.

Надо отметить, что коробки роботы фирм Volkswagen (DSG) и Audi (S-tronic), являются отдельным направлением. Они имеют двойное сцепление и больше походят на классический автомат. Переключение передач у таких коробок происходит практически мгновенно, за счет технологии двойного сцепления, время переключения около 0,2 – 0,4 секунды. Здесь можете почитать про — коробку DSG.

Принцип работы

Блок управления роботом (БУ), анализирует данные, оборотов двигателя, скорости, потребления кислорода и топлива. Далее БУ, на основанных данных, вырабатывает алгоритм управления коробкой роботом, когда выжать сцепление, когда повысить скорость, а когда наоборот понизить, отдавая тем самым команды, гидроприводу или сервоприводу.

Также вы можете перейти на ручной режим управления при помощи Tiptronic.

На этом все. Брать или не брать автомобиль с коробкой робот решайте сами. Рулетка 50 на 50, может работать много лет стабильно, а может уже у нового автомобиля «глючить».

Постарался по максимуму, простым языком объяснить, вам про эту трансмиссию — надеюсь, получилось.

Сейчас небольшое видео о такой трансмиссии от VOLKSWAGEN ,смотрите познавательно.

P.S. Многие пишут, что на TOYOTA CAMRY 2012 стоит робот, скажу что это не так. Там стоит обыкновенный автомат, правда на 6 — ть передач.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости