С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Что такое муфта в автомобиле


Что такое муфта, ее назначение | Autocar-Story

Что такое муфта, ее назначение и устройство

Слово муфта пришло к нам из немецкого и голландского языков. В немецком это Muffe, а по-голландски mouwtje. В русском языке, как, впрочем, и в тех, откуда оно было заимствовано, слово употребляется в нескольких значениях. В интересующей нас области под муфтой понимается специальный привод в машинах и механизмах, который передает вращательное движение (момент) с одного вала на другой, соосно расположенный с первым.

Назначение Муфта сцепления в автомобиле предназначается для обеспечения возможности переключения режимов движения на ходу и плавного трогания с места. С помощью муфты осуществляется кратковременное разъединение двигателя и трансмиссии автомобиля, то есть прекращение плотного соприкосновения ведущих и ведомых дисков механизма сцепления. Таким образом, муфта это деталь общего механизма, единого блока сцепления. Зачастую два этих слова употребляются как синонимы, например: муфту выжми или выжми сцепление.

Помимо автомобилей и тракторов различных типов, муфты устанавливаются на мотоблоках, бензопилах, стационарных станках с переменными режимами вращения основного вала.

Разновидности муфт сцепления Муфты сцепления по особенностям устройства и принципу работы различаются следующим образом:

По числу ведомых дисков: однодисковые (более распространено);

многодисковые (два и более).

autocar-story.ru

Муфта сцепления в автомобиле

Муфта сцепления предназначена для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии на период переключения передач и способствует плавному троганию с места. Если рассматривать непосредственно сам механизм дискового сцепления, то работа его осуществляется за счет сил трения, которые появляются между соприкасающимися поверхностями. Сами же диски сцепления существуют двух видов: ведущие, то есть с маховиком, и ведомые, то есть те, с которыми соединена муфта сцепления ЮМЗ. Устройство самой муфты разнится в зависимости от числа дисков сцепления, которых может быть или один, или два.

Существует три основных типа сцепления: механическое, гидравлическое и электромагнитное.

Сегодня не на многих автомобилях устанавливается электромагнитное сцепление или муфта ЭТМ. Вообще, электромагнитные муфты сцепления имеют очень широкую область применения, но из-за сложности своей конструкции большого применения в автомобилях не получили. Так, муфты ЭТМ достаточно часто используются в механизме металлорежущих станков и других производственных машин. Естественно, самое широкое применение они нашли в коробках передач. Преимущественные свойства электромагнитных муфт:

  • защищают от перегрузок (и двигатель, и машину);
  • сохраняют предыдущее значение крутящего момента;
  • за счет проскальзывания дисков смягчают удары и толчки.

Данная муфта сцепления обладает следующими весомыми плюсами:

  • гарантируется быстрый пуск механизмов с нагрузкой;
  • значительно снижаются потери холостого хода, что нормализует тепловой баланс эксплуатируемого устройства;
  • предохраняет механизм от импульсивной нагрузки.

Конкретно в автомобилях чаще всего применяют или механические, или гидравлические сцепления. В зависимости от типа автомобиля. Например, на тракторах и другой сельскохозяйственной технике устанавливаются в основном гидромуфты. Такая муфта сцепления имеет следующие преимущества:

  • кинетическая энергия жидкости;
  • малый процент износа деталей, плавность начала хода;
  • высокий КПД и плавное гашение всех ударных нагрузок.

Также такие муфты могут быть сухими или масляными, одно- или двухдисковыми, замкнутыми или разомкнутыми.

Если у муфты сцепления есть определенные неисправности, то невозможным становится плавное переключение передачи, следовательно, исключается нормальное начало движения автомобиля. Еще муфты сцепления можно различать и по нажимному усилию: с центральной или с периферической пружиной, соответственно, есть полуцентробежная или центробежная муфта сцепления.

Обычная муфта, как правило, состоит из следующих частей: маховик, вилка выключения сцепления, центральная нажимная пружина и первичный вал коробки передач, болт крепления кожуха сцепления, ведомый диск, нажимной диск, картер сцепления, муфта выключения сцепления, кожух сцепления. Но для разных типов автомобилей, да и, вообще, для разных типов машин и станков муфта сцепления изготавливается по-разному и может иметь принципиально разное строение.

fb.ru

Как работает муфта сцепления?

Прежде чем перейти к рассмотрению нашего вопроса, кратко обратимся к истории. Слово муфта взято из немецкого и голландского языков. В русском языке имеет несколько значений. Мы будем рассматривать «механическое устройство», являющееся промежуточным звеном между ведущим и ведомым валами, передающим крутящий момент при помощи сил трения и при необходимости, рассоединяющим их. Отсюда и название – муфта сцепления.

Назначение муфты сцепления

Назначение муфты сцепления на автомобилях заключается в передаче крутящего момента от силовой установки на первичный вал коробки передач. Кроме этого, она обеспечивает следующие функции:

- быстрое и эффективное рассоединение двигателя с трансмиссией автомашины (например, при возникновении необходимости переключения передач во время движения, а также при резком торможении и остановке автомобиля);

- плавное переключение передач во время движения машины;

- плавное трогание с места без рывков и пробуксовки колёс.

Муфта сцепления на современных автомобилях соединяет соосно расположенные вал силовой установки автомашины и первичный вал коробки передач, а также передаёт крутящий момент без изменения момента силы.

Разновидности муфт сцепления

Муфты сцепления классифицируют по следующим признакам:

I. По количеству фрикционных дисков:

-однодисковые;

-двухдисковые;

-многодисковые.

II. По среде в которой работает сцепление:

-сухие (работающие в воздушной среде);

-мокрые (работающие в масляной среде);

III. По способу включения:

-постоянно замкнутые;

-не постоянно замкнутые.

IV. По способу воздействия на нажимной диск:

-при помощи нескольких цилиндрических пружин, равномерно расположенных по периферии нажимного диска;

-при помощи центральной, диафрагменной пружины.

V. По методу управления:

-механический;

-гидравлический;

-электрический;

-комбинированный (гидромеханический).

Рассмотрим принципиальные различия между этими муфтами сцепления. Самым простым из них являются однодисковые сцепления, в которых имеется один ведомый диск с наклеенными или приклёпанными на нём с обеих сторон мягкими алюминиевыми заклёпками, фрикционными накладками. Сцепление – сухое, постоянно замкнутое, может иметь на нажимном диске цилиндрические прижимные пружины (обычно шесть штук) или диафрагменную нажимную пружину. Метод управления может быть механическим, гидравлическим, комбинированным (гидромеханическим). Двухдисковое сцепление может быть выполнено подобно однодисковому, и классификация аналогична ему. Отличается наличием двух ведомых дисков с фрикционными накладками и дополнительно между ними установленного ведущего диска.

Данное сцепление устанавливается на автомобилях с большой грузоподъёмностью и мощностью силовых установок, а также на тяжёлых мотоциклах. Многодисковые муфты сцепления нашли применение на легковых автомобилях с автоматической коробкой передач, а также полноприводных автомобилях. Как пример, можно привести:

1. Автомашину «Volkswagen» с многодисковой муфтой «Haldex», которая распределяет крутящий момент между передними и задними колёсами;

2. Двойное сцепление, многодисковое, мокрое, «работающее в масле» - VW T5 2010.

Также применяется многодисковое сцепление в масляной ванне на мотоциклах (ИЖ «Планета», ИЖ «Юпитер» и т.д.).

Устройство и принцип действия муфты сцепления

Наиболее распространённым и простым является однодисковое сухое сцепление с прижимными пружинами. Оно состоит из:

-маховика (деталь двигателя), являющегося ведущим диском сцепления;

-ведомого диска с фрикционными накладками, демпферными пружинами и ступицы со шлицами для перемещения по первичному валу коробки переключения передач;

-нажимного (ведущего) диска, с прижимными пружинами;

- трёх рычагов включения сцепления;

- выжимного подшипника с нажимной муфтой;

- вилки выключения сцепления;

- первичного вала коробки переключения передач. Нажимной диск крепится к кожуху через упругие пластины, позволяющие передавать вращательное движение на ведомый диск и осевое перемещение, позволяющие отпускать или прижимать ведомый диск во время включения-выключения. Кожух жёстко крепится к маховику.

Как ранее говорилось, сцепление постоянно находится в рабочем положении, то есть, ведомый диск прижат прижимным диском к маховику. При нажатии водителем на педаль сцепления, через механизмы привода усилие передаётся на вилку выключения сцепления. Поворачиваясь на оси, она нажимает на нажимную муфту и перемещает на первичном валу коробки переключения передач выжимной подшипник. Далее, подшипник, нажимая рычаги включения сцепления, отводит своими наружными концами (преодолевая усилия прижимных пружин) прижимной диск от ведомого диска, после чего зазор между ведомым диском и маховиком увеличивается и сцепление выключается. Крутящий момент от двигателя на коробку переключения передач не передаётся. При отпускании водителем педали, все детали занимают первоначальное положение – сцепление включено.

Рассмотрим однодисковую муфту сцепления с диафрагменной нажимной пружиной. Данное конструктивное решение нашло место на большинстве легковых автомобилей и множестве грузовых. Различие между муфтой с нажимными пружинами и муфтой с дифференциальной пружиной состоит в нажимном механизме. В муфте с дифференциальной пружиной отсутствуют рычаги включения и прижимные цилиндрические пружины. Роль прижимного механизма выполняет диафрагменная пружина, представляющая собой диск с радиальными прорезями к центральному отверстию, образующими лепестки, заменяющие рычаги включения. Диск имеет форму усечённого конуса, лепестками упирается в выжимной подшипник, наружной частью опирается на нажимной диск. Диафрагменная пружина с нажимным диском размещены в кожухе, который крепится к маховику.

Для выключения сцепления, усилие от привода передаётся на вилку. Вилка перемещает муфту выключения с выжимным подшипником, передаёт усилие на диафрагменную пружину, лепестки перемещаются в сторону маховика, наружная часть отводит прижимной диск от ведомого – сцепление выключается. После снятия усилия с вилки, все детали занимают первоначальное положение – сцепление включается.

Двухдисковая муфта сцепления имеет ту же конструкцию, что и однодисковая. Отличается же она наличием двух ведомых дисков и установленным между ними дополнительным ведущим диском. Принцип работы двухдискового сцепления аналогичен однодисковому.

Многодисковая муфта сцепления. Многодисковое сцепление, в связи с внедрением новых технологий, находит всё большее применение, как на легковых, так и на грузовых автомобилях с различными коробками переключения передач (механическими, автоматическими, роботизированными). Кроме этого, такие муфты сцепления применяются в трансмиссиях полноприводных машин для распределения нагрузки между передними и задними колёсами (мостами).

Многодисковые муфты сцепления могут быть сухими и мокрыми. Мокрые – с применением масляной ванны, сухие – без масла. Наличие масла обеспечивает более плавное соединение дисков, улучшает отвод тепла и абразивных веществ, передвижение дисков по шлицам во время передвижения. Значительным недостатком является низкий коэффициент трения между дисками. Увеличение коэффициента трения достигается за счёт увеличения количества ведущих и ведомых дисков, увеличения усилия прижимной пружины, применения новых фрикционных материалов.

Многодисковые муфты сцепления включают в себя:

- ведомые диски (3 и больше), изготовленные из тонкой стали, на которую нанесён слой фрикционного вещества (может изготовляться из высокопрочной фрикционной пластмассы). Ведомые диски имеют по внутреннему диаметру пазы или зубья, которые заходят в зацепление с внутренним барабаном, закреплённым неподвижно на первичном валу коробки переключения передач. Ведомые диски постоянно вращаются с внутренним барабаном и первичным валом коробки переключения передач;

- ведущие диски. Устанавливаются между ведомыми дисками и имеют по внешнему диаметру пазы или зубья для зацепления с внешним барабаном;

- кожух, при помощи болтов крепится к маховику;

- маховик;

- внешний барабан – крепится к кожуху и вращается совместно с ним.

Остальные детали и принцип работы аналогичны однодисковому сцеплению. Двойная муфта сцепления. В последнее время на автомобилях с полным приводом и роботизированными коробками передач, а также на некоторых с автоматической коробкой передач, применяется двойное сцепление, которое бывает двух видов – мокрое и сухое.

Отличительной особенностью является наличие двух первичных валов коробки переключения передач. Первый вал отвечает за переключение чётных передач (2-4-6), второй – за переключение нечётных (1-3-5). Конструктивно валы выполнены так, что один находится внутри второго, то есть внутренний и наружный. Двойная муфта сцепления выполнена в одном блоке и каждая отвечает за свой вал.

Управление переключением передач – автоматическое, от электронного блока по сигналам датчиков. При одной включённой муфте сцепления, вторая находится в готовности включить необходимую передачу, высшую или низшую, в зависимости от того, скорость автомобиля снижается или увеличивается. Время перехода с одной передачи на другую занимает 8-10 миллисекунд. Мы рассмотрели принцип работы, устройство и разновидности муфт сцепления, наиболее часто применяющихся в современном автомобилестроении. Что такое

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Муфта (деталь машины) - это... Что такое Муфта (деталь машины)?

  • Муфта (детали машин) — Муфта устройство (деталь машины), предназначенное для соединения друг с другом концов валов, а также валов и свободно сидящих на них деталей. Муфта передаёт механическую энергию без изменения её величины.(В муфте теряется часть энергии. Можно… …   Википедия

  • Муфта (механическое устройство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Муфта. Муфта  устройство (деталь машины), предназначенное для соединения друг с другом концов валов и свободно сидящих на них деталей и передачи крутящего момента. Служат для соединения двух… …   Википедия

  • муфта — ы; ж. [от нем. Muffe]. 1. Открытый с двух сторон меховой мешочек, в который засовывают руки для предохранения их от холода. Держать руки в муфте. Меховая м. Быть в пальто с муфтой. 2. Техн. Деталь, устройство для соединения цилиндрических частей… …   Энциклопедический словарь

  • Муфта — (от нем. Muffe или голл. mouwtje)         в технике, устройства для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают М. соединительные, которые в зависимости от выполняемой функции обеспечивают… …   Большая советская энциклопедия

  • МУФТА — (от нем. Muffe или голл. mouwtje) устройство для соединения валов, тяг, труб, канатов, кабелей и т. п. Различают М. соединительные, к рые в зависимости от выполняемых ф ций обеспечивают прочность соединения, герметичность, защищают от коррозии и… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Кархезий — деталь двухплечевой метательной машины; муфта, прикрепленная к ортостате на которой вращался желоб ствол метательной машины …   Военно-исторический словарь

  • Дифференциал — (Differential) Определение дифферинциала, дифферинциал функции, блокировка дифферинциала Информация об определении дифферинциала, дифферинциал функции, блокировка дифферинциала Содержание Содержание математический Неформальное описание… …   Энциклопедия инвестора

  • Устройство трактора — Трактор классического типа Основная статья: Трактор Трактор состоит из следующих механизмов и систем: Несущая система (Остов); Двигатель и его …   Википедия

  • устройство — 2.5 устройство: Элемент или блок элементов, который выполняет одну или более функцию. Источник: ГОСТ Р 52388 2005: Мототранспортны …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Т-37А — Классификация малый танк / …   Википедия

dic.academic.ru


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости