С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Citroen spacetourer обзор


Citroen SpaceTourer - тест-драйв - журнал За рулем

Citroen SpaceTourer Business LoungeCitroen SpaceTourer Business Lounge

Конкурентная среда

Кризисные времена переформатировали спрос. Кроссоверы набирают популярность, машины С‑сегмента уступили первенство компактным В‑седанам, продажи минивэнов и вовсе сошли на нет. А вот сегмент микроавтобусов свою долю рынка сохранил. Возможно, поэтому Citroen планирует до конца года наладить выпуск нового микроавтобуса SpaceTourer (а также грузовой версии Jumpy) на калужском заводе концерна PSA. Тогда же встанет на конвейер и брат-близнец — Peugeot Traveller.

У Спейстурера, предлагаемого в Европе, два варианта колесной базы: 2925 либо 3275 мм — и три варианта длины кузова: 4606, 4959 и 5309 мм. Короткая версия не появится у нас — производитель опасается внутреннего каннибализма с минивэном Grand C4 Picasso.

Водительское место оформлено с присущей французам элегантностью.Водительское место оформлено с присущей французам элегантностью.
Приборы интересны пятиугольным обрамлением шкал. Спидометр по французской традиции — с «нечетной» оцифровкой.Приборы интересны пятиугольным обрамлением шкал. Спидометр по французской традиции — с «нечетной» оцифровкой. Камеры кругового обзора и парктроники — насущная необходимость для столь большой машины.Камеры кругового обзора и парктроники — насущная необходимость для столь большой машины.

Главное достоинство «космического челнока» (так мы прозвали SpaceTourer в редакции) — конкурентная цена: базовая модель стоит два миллиона рублей. А в оснащение входит АБС, система стабилизации, четыре подушки безопасности, двухзонный климат-контроль, электропакет, магнитола с поддержкой Bluetooth и USB-разъемом, круиз-контроль. Цена удлиненной модификации в топ-исполнении Business Lounge (два индивидуальных сиденья второго ряда вместо трехместного дивана, кожаный салон, система кругового обзора, активный круиз-контроль, система контроля полосы движения, проекционный дисплей, электропривод сдвижных дверей, навигатор, ксеноновые фары) — 2 599 000 рублей.

Ближайший конкурент по цене — Ford Tourneo Custom. Однако французы «голубой овал» не считают себе рóвней. Дескать, у того двигатель слабее и автоматической коробки нет. Основными соперниками они называют Mercedes-Benz V‑класса и Volkswagen Multivan, которые в богатых версиях стоят четыре миллиона и выше. Благодаря разнице в цене Citroen рассчитывает потеснить их на нашем рынке.

Для российских условий машину доработали: увеличили емкость аккумулятора с 64 до 76 А·ч, имплантировали догреватель Webasto, установили прочную металлическую защиту картера и увеличили дорожный просвет до 175 мм.

Трудовые будни

Я взял для знакомства «челнок» в длиннобазном исполнении и в комплектации Business Lounge. На редакционной стоянке он занял полтора машиноместа и без внимания не оставался ни минуты. Каждый норовил открыть сдвижные двери, посчитать количество посадочных мест, заглянуть в багажник, справиться о расходе топлива. Чтобы ответить на все вопросы оптом, я отвез шестерых коллег в наш техцентр в Тушине. Это был тот редкий случай, когда никто не хотел сидеть в правом переднем кресле — всех потянуло назад, ведь там столько всего интересного!

Вот, например, передвигающийся по рельсам бокс, из которого можно вытянуть пару столешниц. Шутки про пятницу-тяпницу были неизбежны.

Пассажиры третьего ряда перемещали свои раздельные сиденья вперед-назад, меняли угол наклона спинки, радуясь простору и функциональности. Тем, кто занял места перед ними, повезло еще больше. Во‑первых, в их распоряжении — блок управления микроклиматом. Во‑вторых, для них предусмотрены розетки на 12 и 220 В. Наконец, раздельные кресла можно развернуть спиной к водителю, устроив небольшую переговорную. Вот только «мебель» слишком тяжелая. Без должной физподготовки к перестановке лучше не приступать.

При убранных сиденьях второго ряда задние пассажиры получают лимузинный простор.При убранных сиденьях второго ряда задние пассажиры получают лимузинный простор. Впятером мы  разместились в пассажирском отсеке с абсолютным комфортом.Впятером мы  разместились в пассажирском отсеке с абсолютным комфортом.
Если развернуть кресла второго ряда против хода движения и раскрыть столешницу, салон становится мини-офисом. Или столовой.Если развернуть кресла второго ряда против хода движения и раскрыть столешницу, салон становится мини-офисом. Или столовой.
В спинки передних сидений встроены откидные столики и подпружиненный ремень. Удобная штука!В спинки передних сидений встроены откидные столики и подпружиненный ремень. Удобная штука!

На водительском месте просторно и нет атмосферы казенщины, что царит в фольксвагеновском Мультивэне. На асимметричном приливе центральной консоли расположен селектор автомата (механику на SpaceTourer не устанавливают) в виде вращающейся шайбы на манер ягуаровской. Стильно, и мéста занимает немного. А вот пристроившийся справа от сиденья рычаг ручника выглядит анахронизмом.

Кресло — с удачным профилем… и встроенным массажером! Ниш и кармашков не счесть. Только в дверях их четыре.

Сборка качественная. Нигде не люфтит, ничто не шатается. Разительный контраст с прежней моделью по имени Jumper, салону которой явно не хватало монолитности.

Выбравшись с парковки, поплелись в вялотекущей пробке. Тут о себе заявила неважная обзорность. Широченные стойки кузова, вертикально ориентированные наружные зеркала, наполовину перекрытое головами и подголовниками заднее стекло — дорогу почти не видно. Растянутый кузов вынуждает ехать по-автобусному, с большими запасами при маневрировании.

На малых оборотах безальтернативный двухлитровый турбодизель почти не слышен, но добавишь газу — и салон наполняется тарахтением. За Мультивэном и V‑классом таких грехов не водится.

Доставив коллег до техцентра, беру курс в сторону дома.

Программа поддержки рождаемости

Дочке больше всего понравились сдвижные боковые двери — она узурпировала право нажимать кнопку электропривода.Дочке больше всего понравились сдвижные боковые двери — она узурпировала право нажимать кнопку электропривода.Крепления Isofix не прячутся в глубине сидений, поэтому устанавливать детское кресло очень легко.Крепления Isofix не прячутся в глубине сидений, поэтому устанавливать детское кресло очень легко.

В моем дворе 5,3‑метровый SpaceTourer — что слон в посудной лавке. На стандартное паркоместо он не помещается. С горем пополам приткнулся после десяти минут мытарств. Зато потом всё пошло как по маслу.

Детское кресло, которое я в седаны-хэтч­беки устанавливаю не без эквилибристики, смонтировал моментально — хорошо, когда в салоне можно стоять чуть пригнувшись, а не сгибаться в три погибели. К тому же ­крепления Isofix хорошо видны.

Чемодан, пара рюкзаков и самокат в багажнике попросту растворились, даже не пришлось сдвигать третий ряд вперед. Ставлю лайк и удобству погрузки: от земли до порога всего 584 мм, а ширина проема — 1212 мм. Проёмище! У меня лишь одна претензия: снятую жесткую полку негде пристроить.

Между тем супруга и дочка уже спустились во двор. И я нашел чем их удивить: нажимаю кнопку на брелоке — и боковые двери автоматически открываются, высвобождая внушительный проход. Добро пожаловать! Дочка тут же деловито откинула столик из спинки переднего сиденья и разложила на нем свои игрушки. А жена воспользовалась 220‑вольтовой розеткой, чтобы зарядить ­телефон.

Откидное стекло позволяет с минимальной потерей времени погрузить мелкую поклажу.Откидное стекло позволяет с минимальной потерей времени погрузить мелкую поклажу. Объем багажника впечатляет даже при наличии третьего ряда сидений.Объем багажника впечатляет даже при наличии третьего ряда сидений.

Пока выезжали из города, приноравливался к тормозам — они по-французски чувствительные. Чтобы остановиться без клевка, надо работать правой ногой предельно аккуратно.

Перед «лежачими полицейскими» сбрасывать ход необязательно — шасси весьма энергоемкое. А мелочовку подвеска недолюбливает. На поперечных швах и стыках трясет сильнее, чем ожидаешь, удары приходят даже на руль. Особенно достается задним пассажирам.

Загородная трасса в кои-то веки «летит», грех не разогнаться до условно разрешенных 130 км/ч. Работающий в связке с шестиступенчатым автоматом 150‑сильный турбодизель позволяет легко поддерживать такой темп. Главное — не полагаться на активный круиз-контроль, который складывает с себя полномочия, стоит какому-нибудь торопыге въехать в просвет между Ситроеном и ведущей машиной.

У растянутой версии точно такая же колесная база, как и у средней, - 3275 мм. Вся разница в длине пришлась на задний свес.У растянутой версии точно такая же колесная база, как и у средней, - 3275 мм. Вся разница в длине пришлась на задний свес.Не часто встретишь столь изысканное оформление лючка топливного бака.Не часто встретишь столь изысканное оформление лючка топливного бака.

На прямой переднеприводный SpaceTourer — монолит. Уверенно катит, позволяя небрежно придерживать руль одной рукой. В поворотах тяжел и неуклюж, как и все «автобусы».

Средний расход топлива — около 7,5 л/100 км. Для двухтонной машины — отличный результат. Но тратиться нужно не только на топливо. Каждые 20 000 км предстоит заправлять машину мочевиной. Межсервисный пробег невелик: 10 000 км. Те же Volkswagen и Ford требуют обслуживания двое реже.

Ну вот мы и на природе. Супруга и дочка совсем не устали, машина им очень понравилась. Такая просторная, что одного ребенка маловато. Намек понял!

Эта история — один из примеров того, что в Ситроене на частных клиентов могут особо не рассчитывать. Многодетных семей у нас не так уж и много, и среди них способных выложить за автомобиль два с лишним миллиона — считаные единицы. Поэтому покупать SpaceTourer будут в корпоративные парки — там ему самое место.

Апогей практичности и функци­ональности Исполнение Business Lounge доступно только для «длинной» модификации

Длина/ширина/высота/база 5309/1920/1940/3275 мм

Объем багажника 989–4554 л

Снаряженная/полная масса 2020/3000 кг

Двигатель дизельный, Р4, 16 клапанов, 1997 см³; 110 кВт/150 л. с. при 4000 об/мин; 370 Н·м при 2000 об/мин

Время разгона 0–100 км/ч 12,7 с

Максимальная скорость 183 км/ч

Топливо/запас топлива ДТ/69 л

Расход топлива: городской/загородный/смешанный цикл 7,3/5,8/6,4 л/100 км

Трансмиссия передний привод; А6 

Космический челнок Citroen SpaceTourer — тест-драйв ЗР

Citroen SpaceTourer: Дефицит, вкус списьфисеський — «Тест-драйвы» на DRIVE2

Полный размер

Диапазон цен — от 2,1 до 2,7 миллионов. Самые дорогие опции — автоматическая коробка передач, удлинённый на 30 см багажник и электропривод боковых дверей с взмаховыми датчиками. Каждая стоит примерно по 150 тысяч рублей.

Не верьте сказкам о товарном изобилии в Европе и плачущих от дизельгейта автопроизводителях. Очередь на микроавтобусики Citroen SpaceTourer (он же Peugeot Traveller) достигает полугода и более. На заводе во Франции запустили четвертую смену ― и, судя по всему, готовят под их производство новоприобретённый английский завод Opel. А ведь под их капотами (точнее ― капотиками) только дизельные моторы! На наших дорогах таких Ситроенов и Peugeot скоро будут тысячи, потому что бусики со дня на день локализуют по полному циклу в Калуге, вслед за уже освоенными грузовыми братьями Jumpy и Expert.

Полный размер

Тестовый автомобиль — выпуска лета прошлого года, и его комплектация не соответствует нашим нынешним наборам. Поэтому картинки смотрим с осторожностью :)

Семейство это совсем новое, появилось лишь в 2016 году. Что нетипично для коммерческого транспорта, построено оно на легковой платформе EMP2. Единственное серьёзное отличие ― мощная задняя подвеска на продольных рычагах вместо Н-образной полузависимой балки. Неужели и едет SpaceTourer как легковушка?

Полный размер

Опционный ксенон ― с лампами D8S мощностью 25 Вт вместо привычных 35 Вт. Световой поток у него всего 2000 Лм против 3200 Лм у, например, ламп D1S, и в реальности фары светят как раз раза в полтора хуже. Для справки, у галогеновых ламп H7 – 1500 Лм. Зато по нормам ЕЭК ООН можно обойтись без омывателя и автокорректора. Хромированные накладки на ручки положены только бизнес-версии VIP.

Об этом чуть позже. Всё самое важное здесь расположено за спинкой водительского кресла. Пока что россиянам поставляют далеко не самые базовые варианты ― в Европе и левая сдвижная дверь, и одноместное правое переднее кресло, и даже рельсы для трансформации второго и третьего рядов опционны.

Полный размер

Обратите внимание на высоту расположения водительского кресла. Сдвижные двери — спасение при посадке детей в кресла на тесной парковке.

Но именно они ― жемчужина этой машины. Сиденья второго и третьего ряда унифицированы и разделены по схеме 2+1. По сути, их можно установить в любом месте в салоне, вперёд или назад лицом. В штатном варианте, правда, получится их зафиксировать только в тех положениях, где правильно натягиваются стационарные ремни безопасности для крайних седоков. Но наши люди уже давно сообразили, какой шпунтик надо отпилить с основания кресла, чтобы снять «глупые ограничения».

Полный размер

Простор на каждом из шести салонных мест одинаково велик. Рельсы для сидений протянуты по всему салону.

По мне, огромный потребительский плюс Ситроена и Peugeot ― наличие креплений Isofix на всех шести салонных пассажирских местах. Причём расставлены они так широко, что крупные детские кресла Coletto Sportivo с массивной защитой от бокового удара становятся рядом, на соседние сиденья! В какой минивэн или кроссовер можно поставить на Изофиксы три кресла рядом? А потом ещё и двигать сиденья с ними по всему салону…

Полный размер

Мой палец случайно показывает на деталь, которую надо отпилить, чтобы сиденья можно было ставить любой стороной и в любом месте. Справа — щель между открытой дверью и кузовом: у некоторых машин здесь случается касание. При открытом лючке бензобака отдельный замок блокирует левую сдвижную дверь.

Между тем, по габаритам тестовый SpaceTourer меньше, чем, например, Ford Explorer и одноклассники. В этой «короткой» версии L2 он вписывается в пять метров ― а есть и удлинённый на 30 см за счёт багажника вариант L3. Габаритная высота около 1,9 м позволяет просачиваться на большинство подземных паркингов ― это общепринятый зарубежный стандарт.

Полный размер

Светодиодный ходовой свет — уже в базе. Противотуманки автоматически подсвечивают повороты.

Из пассажирского отделения за руль можно пройти прям пешком. А если с улицы ― на водительское место не садишься или влезаешь, а входишь. Посадка столь высока, что порой хочется подтянуться вверх при помощи ручки на передней стойке ― а её нет. Двери захлопываются благородно, мягко.

Полный размер

Не Volkswagen, но удобно усесться можно. До подстаканников, впрочем, придётся тянутся. Вон они, наверху передней панели.

Тем, кто не привык к максивэнам, обзорность даёт новые ощущения. Вперёд смотришь не просто поверх крыш легковушек, а ещё и над крышами кроссоверов. Но наружные зеркала мелковаты, со слишком малым радиусом поверхности, и сильно отбрасывают грязь на боковые стёкла. Лобовое стекло чистится на большой площади, а области парковки щёток и «пакования» снега у левой стойки подогреваются даже в «базе». Вот только характерная логановская «сопля» перед глазами водителя тут как тут ― правый стеклоочиститель недостаточно далеко заходит в зону очистки левого, и оставленная им грязная вода стекает по стеклу…

Полный размер

Говорить о боковой поддержке кресел коммерческого автомобиля глупо — да и говорить не о чем. Профиль спинки для высокого седока неоптимален. Под водительским креслом — домкрат и иже с ним.

Прикольна придумка с камерой заднего хода, изображение с которой записывается в память медиасистемы и по мере движения назад выводится как будто вид сверху с камеры кругового обзора. Но в наших условиях такому «кирпичу» полезнее был бы омыватель камеры, который вон даже на лоукостовом Рапиде уже есть.

Полный размер

Общеситроеновские (или общепежовские?) приборы — с нечётной оцифровкой спидометра в расчёте на французскую линейку ограничений 50-90-130 км/ч. У медиасистемы заявлены сервисы Android Auto и MirrorLink, но в отличие от абсолютного большинства тестовых машин, SpaceTourer не признал мой телефон Sony X за своего.

Мягкого пластика от коммерческого автомобиля ждать не стоит ― его в салоне и нет. Однако отделка приятна и полноценна ― о Каравелле с её оргалитовыми боковинами и вспоминать неудобно. Единственное ощутимое в прямом смысле слова расстройство ― литьевой шов на пластиковом ободе руля. Приборы симпатичны, бардачков огромное количество, а в дверные карманы влезут даже пятилитровые баклашки с омывайкой (не шутка).

Полный размер

Специально ставлю два этих кадра крупно. Вы когда-нибудь видели дверные карманы такого размера?! Подсветка и охлаждение достались верхнему бардачку, а гнёзда для электроники — нижнему.

Посадка за рулём типично автобусная, и подобрать её не просто. С моим высоким ростом 187 см сиденье приходится отодвигать до упора назад, а сесть пониже не получается из-за того, что в нижнем положении подушка слишком заваливается назад. К вечеру удобное положение всё же находится. Однако как раз к этому моменту начинают ныть плечи из-за странного профиля спинки и натёртое углом консоли правое колено. Но у тестового автомобиля ― «автомат». Судя по фотографиям, на машинах с «механикой» консоль должна быть более дружелюбной. Увы, даже у дилеров на тест-драйве только автоматизированные бусы.

Полный размер

Со стороны крены не кажутся большими, но изнутри они воспринимаются куда хуже из-за высокой посадки.

С первым поворотом руля приходит понимание: нет, это не легковушка. Выворачиваешь на улицу со двора ― изволь покрутить баранку почти на целый оборот. От упора до упора ― аж 3,8 оборота, а ведь база ― больше трёх метров! Но километр за километром, и влюбляешься в этот особый вид автомобилизма ― вождение автобуса. Сидишь высоко, контролировать всё происходящее вокруг легко, а в городской трафик SpaceTourer вписывается без особых проблем.

Полный размер

Даже в базе у задних пассажиров — своя климатическая установка, расположенная за правой боковиной. Горячий воздух выходит в основном из одной нижней решётки, а охлаждённый — из верхних дефлекторов.

Приятно, что на городских скоростях в салоне тихо: на первом ряду легко расслышать, что говорят на третьем. Вибрации от дизеля минимальны, а его рокот хорошо заглушен. И только в дальней поездке как раз-таки с галёрки поступают жалобы на сильный шум от дороги. В отличие от той же Каравеллы, на плохой дороге кузов остаётся собранным, не гуляет как картонная коробка ― тут работают легковые гены. Подвеска по меркам коммерческого транспорта прям мягкая, хотя французские легковушки обычно меньше пинаются на средних неровностях и не озвучивают их.

Полный размер

Столики, шторки на окнах, преобразователь на 220В — во всех версиях! И снова привет VW.

Вкупе с точным, хоть и лениво-кренистым прохождением поворотов, шасси заслуживает высокой оценки ― просто потому, что у конкурентов всё ещё хуже. Любопытно, что заводское давление в шинах очень высокое: 2,8/2,9 бар для пустой машины и аж 3,0/3,9 бар для гружёной. Но даже самый валкий кроссовер, тот же Renault Koleos, рулится не в пример интереснее.

Полный размер

Явный признак того, что адаптацией к российским условиям французы не очень увлекались — расположение интеркулера перед передним правым колесом. Весь песок, грязь и химия летят с колеса аккурат на охладитель…

«В пол» безальтернативно 150-сильный SpaceTourer разгоняется очень уверенно, легко уходя от боязливого московского движения и быстро упираясь в ограничитель скорости, выставленный на 80 км/ч ― в сегодняшних реалиях это самая ценная опция. Правда, ехать плавно не столь приятно из-за большой задержки в откликах на акселератор ― в первой трети хода педали спят и двухлитровый дизель, и шестиступенчатый «автомат» Aisin. Режим ручного переключения подрулевыми лепестками связь по «газу» оживляет, но очень приятных цифр среднего расхода в 7-8 городских литров в нём не увидеть. Подозреваю, что если к нам начнут поставлять и более доступные дизели 1.6 (например, в 115-сильной версии), в сочетании с «механикой» недовольных не будет.

Полный размер

Багажник — минимум 600-литровый, но расположены эти литры, так сказать, в высоту. Если снять правые сиденья второго и третьего рядов (взрослый мужик поднимает их без труда) — можно закатывать велосипеды, не особо теряя в пассажировместимости.

Но всё же городская езда на автобусике специфична. Речь не только о переусиленных по французской традиции тормозах (даже задние — дисковые вентилируемые) ― к ним привыкнуть можно. За рулём Ситроена я не могу отделаться от ощущения какой-то вины из-за своей непрозрачности. Чуть резче тормозит автолюбитель спереди, ещё один, и замедляясь неожиданно интенсивно, я только и делаю, что смотрю в зеркала. Для того, кто сзади, это большой сюрприз, потому что кроме оранжевого квадрата 1,9х1,9 м он ничего перед собой не видел. Где можно ― старался ездить со смещением вправо в рамках своего ряда. Ну или уезжать ото всех вперёд, чтобы никому не мешать :)

Полный размер

Крепления для багажника на крыше зачем-то смещены к середине.

Скоро год, как Citroen SpaceTourer и Peugeot Traveller продаются в России. Разошлось уже несколько сотен машин, и есть кое-какая народная статистика по надёжности. Серьёзных проблем не видно: дизели, коробки передач, узлы шасси работают без нареканий ― или люди не пишут об этом в Сети. На ранних машинах сдвижные двери в открытом положении порой касались задних крыльев. Появляются жалобы на истирание краски под уплотнителями дверей. Зимой у кого-то зависает топливный догреватель Webasto, иной раз забавно похрюкивающий под пассажирским сиденьем после выключения мотора. Но пока у PSA есть все шансы разобраться с недочётами и избежать негативного имиджа, отчасти погубившего продажи неплохого семейства Citroen C4 Sedan/Peugeot 408.

Полный размер

Защита картера — стальная. Дорожный просвет вроде неплох, но эти 175 мм надо в уме делить на длиннющую базу. Проходимость — не конёк этих бусиков, и маркетинговая волшебная шайба Grip Control не способна заменить полноценный полный привод. На целине 1700-килограммовый SpaceTourer вязнет. Шанс выбраться появляется только если отключить всю электронику полностью.

Мне видится, что концерн PSA довольно точно выбрал второе семейство для локализации в Калуге. В кроссоверных сегментах без полного привода ловить нечего, а у PSA полноприводных платформ сегодня нет. Зато SpaceTourer/Traveller попадают в малообжитую нишу, в которой есть спрос ― и текущий, и отложенный, и растущий. Ведь конкуренты кто? Минивэнов на оглонасенном рынке фактически не осталось ― даже семейные клиенты вынуждены смотреть как раз в сторону микроавтобусов. В районе тех же 2-2,5 миллионов рублей есть доисторический Hyundai H-1 с задним приводом да Ford Tourneo Custom c двухметровой высотой и эргономикой водительского места инквизиционного типа. Оба ― с никудышной на фоне Ситроена и Peugeot трансформацией. По удобству салона и ездовым свойствам сравнивать с фургонами PSA можно только Каравеллу/Multivan и Mercedes Vito. Но при прочих равных это три миллиона, скорее всего — с плюсом. Кстати, очень толково и подробно весь конкурентный расклад описал Kotokroly вот здесь.

Полный размер

В отличие от тестовой машины, на российских бусах стекло двери багажника — подъёмное. Во всяком случае, пока.

Никуда нам не деться от Космических Туристов и Путешественников. Вы удивитесь, как много их будет на дорогах через пару-тройку лет. Правда, если отправиться за покупкой прямо сейчас ― скорее всего, вам предложат автомобиль из первых калужских партий. Я бы подождал полгодика, пока все технологические процессы не устаканятся.

Тест-драйв Citroen SpaceTourer (поколение I) - Взлетная сила

В России начались продажи микроавтобуса Citroen Spacetourer. Французский бренд ставит задачу переманить и тех клиентов, которые прежде выбирали MPV из массового сегмента, и почитателей премиальных версий. Чтобы понять, сколь основательны эти претензии, мы взяли новинку на редакционный тест

Мой сосед Виктор, глава большой семьи, а также владелец небольшого бизнеса и дачи в Ярославской области, автомобили меняет с завидной регулярностью. Берет подержанные, но всегда похожие – микроавтобусы или минивэны. На мой вопрос, почему, ответил: машины с таким кузовом дают возможность решать разные задачи – и всю семью возить не в тесноте, и с деловыми партнерами ездить по соседним регионам, и загружать много товара, когда необходимо развозить его по торговым точкам. Что же касается возраста автомобилей, то все просто, «бэушные» дешевле, и это позволяет пробовать разные модели. Дабы затем, уже определившись, приобрести новую – ту, что безоговорочно понравится и прослужит годы.

Наша беседа происходит в тот момент, когда я только что припарковал возле подъезда Citroen Spacetourer, взятый на редакционный тест. Собственно, увидав его, сосед и «подрулил». Вижу, что хочет заглянуть в салон, узнать подробности, а может, и за руль сесть. И понимаю, вот она, удача! Ну кто лучше бизнесмена и семьянина сумеет правильно оценить такой автомобиль? А потому предлагаю: «Хочешь, протестируем его на пару?» «Хочу!», – тут же отвечает собеседник. И мы, не отходя от кассы, стыкуем планы на несколько ближайших дней.

По местам!

Все, что буду излагать далее, является результатом наших с Виктором наблюдений за машиной. В чем-то мы полностью сошлись во мнениях, в чем-то оказались не согласны. И в том, и в другом случае своя правда: я оценивал «француза» как автомобильный журналист, избалованный новинками индустрии, а мой визави – как практик, которому универсальность транспортного средства подчас куда важнее, чем, например, его разгон до «сотни» или устойчивость на скоростном вираже. Впрочем, на роль соиспытателей модели Spacetourer я также привлек своих домашних – хотел узнать их мнение о том, насколько комфортабелен салон модели, которую Citroen позиционирует в качестве семейной или бизнес-шаттла. Так что тест-драйв получился многогранным. Как, впрочем, и сам автомобиль.

Прежде всего следует сказать, что эта машина – ближайший «родственник» грузового фургона Citroen Jumpy нового поколения. Однако впервые французы решительно развели сугубо коммерческую версию и пассажирскую, вплоть до того, что дали второй собственное имя. И это правильно – Spacetourer нельзя смешивать с сугубо утилитарным «коммерсантом». Особенно топовую комплектацию, как раз и побывавшую у нас на тесте.

Но вернусь к этому чуть позже. А пока скажу, что в принципе новая модель выпускается в трех вариантах длины кузова, хотя на российский рынок было решено поставлять лишь две – те, что покрупнее. Выбор объясним, в модельной гамме марки уже есть Berlingo Multispace, C4 Picasso и Grand C4 Picasso, с которыми «маленький» Spacetourer мог бы конкурировать. Поэтому в нашей стране доступны только модификации длиной 4959 и 5309 мм (M и XL). Первая – более демократичная – имеет восемь мест (водитель и семь пассажиров), вторая может быть в разных конфигурациях – как 8-, так и 7- или даже 6-местной. Две последние соответствуют комплектации Business Lounge – самой богатой и предлагающей максимум комфорта. У нас на испытаниях именно такая (рассчитанная на семерых вместе с водителем), и мой сосед, ставший напарником по тесту, едва заглянув в салон, буквально ахнул: «Вот это да! Тут же как в бизнес-классе аэробуса!»

Действительно, пассажирское пространство можно охарактеризовать всего четырьмя словами: комфорт, роскошь, качество, стиль. Кожаные кресла с подлокотниками, тонированные окна (да еще со шторками), три ряда дефлекторов климатической системы над вторым и третьим рядом сидений (причем с функцией регулировки), большой раскладной столик, который можно собрать в короб, имеющий внушительное вещевое отделение. Крыша наполовину стеклянная, со светопоглощающими шторками. Но главное – возможности трансформации салона. Вы можете сдвигать по рейлингам вперед-назад второй и третий ряды кресел, можете составить их по ходу движения или же развернуть второй ряд лицом к третьему, разложив между ними столик, – получится что-то вроде кабинета или небольшой гостиной. А можете вообще вынуть все кресла, превратив салон в спальню или огромный контейнер для перевозки практически любых грузов – от чемоданов до велосипедов и досок для занятий серфингом.

Как выяснилось, ехать здесь до такой степени приятно, что члены моей семьи, обычно борющиеся за место на первом ряду легковой машины, на этот раз быстренько ретировались на второй ряд кресел и, не сговариваясь с Виктором, сравнили его с бизнес-классом лайнера. Хотя, на мой взгляд, сидеть впереди ничуть не хуже: и у водителя, и у пассажира кресла с электронастройками, высокая посадка – как в SUV и отличный обзор во все стороны, три бардачка, огромные карманы в дверях, подстаканники. Причем водительское место не уступает легковым моделям: продуманная эргономика, мультифункциональный скошенный снизу руль (тем самым облегчающий посадку и высадку), проекционный дисплей, указывающий и текущую скорость, и разрешенную, и данные круиз-контроля, цветной 7-дюймовый сенсорный монитор «мультимедийки», куда также выводится информация с камеры заднего вида и вид машины сверху, что очень удобно на парковках.

Кстати, к маневрам на парковке, да и вообще в мегаполисе, Spacetourer приспособлен замечательно. Так, боковые двери пассажирского салона – сдвижные, на электроприводе. И открывать или закрывать их можно по-разному – кнопками с передней панели, кнопками из салона, дистанционно с брелока или… проведя ногой под соответствующей стороной заднего бампера – справа или слева (но при наличии ключа в кармане). Попробовав все эти способы, мой сосед только развел руками: «Классно!» Понравилось ему и решение на задней двери, которую можно не поднимать всю, а лишь открыть стекло, чтобы положить нужную вещь в багажник. А вот мне непонятно, почему здесь не сделали электропривод и на задней двери в целом – она довольно большая и тяжелая, и, чтобы ее закрыть, требуется приложить по-настоящему мужское усилие. Но ведь машину-то французы продвигают как семейную…

Вам быстро или удобно?

За время теста Citroen Spacetourer поездить довелось немало, причем и по столичным пробкам, и по скоростным шоссе, и по небольшим дорогам сразу трех областей – Московской, Тульской да Калужской. Так что оценить автомобиль в движении было и время, и возможность. К тому же свое мнение высказал и мой сосед – заядлый «минивэнщик».

По-моему, важно, что более чем 5,3-метровый микроавтобус почти не ощущается таковым на деле. Конечно, следует аккуратно маневрировать на стоянках и при проезде узких мест, рассчитывать траекторию и скорость захода в повороты (иначе забрасывает «корму») и не вставать задним бампером близко к стене, если необходимо открыть багажник. Но в целом, по ощущениям, это почти легковой автомобиль – и развернуться не проблема (диаметр разворота по бордюру – 12,4 м, между стен – 12,9 м), и габариты хорошо чувствуешь, и перестраиваться из полосы в полосу легко.

Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин Поколение II Тест-драйвов 1 Поколение II Тест-драйвов 0 Поколение I рест. Тест-драйвов 4

Другое дело – динамика. Тут о «легковых» повадках говорить сложнее: 150-сильный 2-литровый дизель 2.0HDi (для всех модификаций модели, продающихся в России, предусмотрен только он) несколько тяжеловато разгоняет более чем 2-тонный микроавтобус, особенно с пассажирами и багажом. Возможно, свою роль в этом играет и 6-диапазонный «автомат», хотя о его сильной «задумчивости» говорить не приходится. Могу предположить, что, скажем, более короткий (и легкий) вариант автомобиля, да еще с 6-ступенчатой «механикой» окажется бодрее. Однако технические данные модели прорыва не обещают и там: если на моем тестовом автомобиле разгон до 100 км/ч заявлен на уровне 12,7 с, то самая резвая версия может набрать ту же «сотню» за 12,3 с – разница микроскопическая. Как и по показателю максимальной скорости – 183 либо 184 км/ч.

Впрочем, это как раз та ситуация, когда мои оценки автожурналиста практически принципиально разошлись с мнением человека, для которого минивэн – и рабочая лошадка, и семейное транспортное средство. Ни в том, ни в другом случае Виктору не нужна чересчур быстрая и юркая машина. Для него куда важнее ездовой комфорт, универсальность и надежность: возможность возить много (или многих) и ничего (или никого) не растрясти, чтобы автомобиль чувствовал себя уверенно и на грунтовке, и в снегу, чтобы был безопасным и практичным.

А как раз с этим у нового Citroen порядок. «Француз» отлично гасит неровности асфальта, а до пробоев не доходит даже на больших ямах и «лежачих полицейских», на скоростном шоссе расслабиться помогает активный круиз-контроль, преодолеть снег, песок или небольшое бездорожье позволит система Grip Control (фирменная альтернатива полному приводу), безопасность обеспечивают электронные помощники и множество надувных подушек и шторок.

К другим плюсам Spacetourer мы с Виктором согласованно причислили более чем щадящий расход топлива (в среднем 6,0–6,2 л дизеля на 100 км), хороший акустический комфорт в салоне, огромный проем задней двери, а также адаптацию автомобиля под Россию – уже на заводе все версии модели для нашей страны получают догреватель Webasto, передние сиденья с подогревом, усиленную подвеску, повышенный до 175 мм клиренс и защиту картера двигателя. Еще предусмотрены более емкая аккумуляторная батарея, усиленный генератор, полноразмерная запаска.

В сравнении с большинством соперников – просто роскошно! Тем более что и список опций предлагается весьма внушительный, но даже с ними новый Citroen оказывается привлекательнее многих конкурентов – в зависимости от версии стартовые цены на автомобиль варьируются от 1 999 000 до 2 599 000 рублей. Кстати, отбивать клиентов Spacetourer намерен прежде всего у таких моделей, как Volkswagen Transporter и Caravelle, Hyundai H-1, Ford Tourneo Custom, Mercedes Benz Vito.

Получится? Не знаю, но схватка обещает быть интересной. Вот и мой сосед Виктор пока не решил, готов ли он купить себе новый минивэн и какой марки…  

Технические характеристики Citroen Spacetourer 2.0HDi 6AT

Габаритные размеры, мм

Колесная база, мм

Дорожный просвет, мм

Объем багажника, л

Снаряженная масса, кг

Диаметр разворота, м

Тип двигателя

Рабочий объем, куб. см

Макс. мощность, л.с./об/мин

Макс. момент, Нм/об/мин

Трансмиссия

Макс. скорость, км/ч

Время разгона 0–100 км/ч, с

Расход топлива (средний), л/100 км

Объем бака, л

5309х1920х1887

3275

175

989–4554

2020

12,4

дизельный

1997

150/4000

370/2000

6-диапазонная автоматическая

183

12,7

6,2

69

Голубой вагон

Вместо рабочего комбинезона с бейджиком Jumpy — модный гардероб. В паспорте — «космическое» имя Citroen SpaceTourer. Удачной ли оказалась попытка французов превратить утилитарный вагончик в комфортный максивэн?

Вообще-то, их целый выводок. Ведь Citroen SpaceTourer вместе с близнецами Peugeot Traveller и Toyota Proace Verso — плод партнерства французского концерна PSA и компании Toyota, которая заменила в этом «кооперативе» итальянский концерн Fiat с его моделью Scudo. И у всей троицы в родственниках числятся среднеразмерные грузовые фургончики Citroen Jumpy, Peugeot Expert и Toyota Proаce, которые в ­иерархии концерна PSA находятся между «каблучками» ­­­Partner/­Berlingo и более крупными ­Boxer/­Jumper.

Внешние отличия родственников традиционно сводятся к оформлению передка, но по сути это одна и та же машина. В основе — общая для множества легковушек концерна PSA модульная платформа EMP2 (до сих пор самой большой моделью на этой «тележке» был компактвэн Citroen Grand C4 Picasso). Два варианта колесной базы (2925 и 3275 мм) и три кузова разной длины (4606, 4959 и 5309 мм). Правда, к нам компактные короткобазные «французы» не поставляются, дабы не отнимать хлеб у того самого Grand C4 Picasso.

Доставшийся же мне самый длинный Tourer — это действительно Space! Захватить с собой на ­уик-энд компанию друзей с горой скарба в нагрузку? Да это проще, чем положить в горшочек Иа воздушный шарик! Диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка… Правда, сперва пришлось поиграть в тетрис: диван и три индивидуальных кресла задних рядов можно расставить бесчисленной массой конфигураций. И попотеть при этом: лишние увесистые седалища снимаются не очень-то легким движением руки (даже моностулья весят более 20 кг).

Интерьер словно кабина грузовичка Jumpy с утилитарным жестким, хотя и не скрипучим пластиком. Сперва необходимо привыкать к автобусной посадке за рулем — и к зеркалам, в которых видишь едва ли десятую часть своего борта. Регулировок кресла предостаточно, а локти сами собой устраиваются на широченный подоконник слева и подлокотник справа — отмахав несколько сотен километров, я даже не вспомнил, что в спинку встроен массаж поясницы. Но о том, что сидишь в автобусе, не дает забыть длиннющая кочерга ручника, которую, согнувшись в три погибели, приходится нашаривать ­где-то на полу. А труднее всего свыкнуться с кинематикой педалей: даже максимально опустив кресло, все равно приходится нажимать на них сверху, спотыкаясь при этом о гигантскую ступеньку между газом и тормозом.

Силовой агрегат — безальтернативный у нас 150-сильный двухлитровый дизель DW10 и шестиступенчатый «автомат» («в базе» идет ­«механика»-шестиступка) АТ6, он же Aisin Warner серии TF. Оба не первой свежести, зато вполне надежны. И экономичны: расход менее 10 л на сотню у загруженного под завязку лобастого автобуса считаю достойным.

Однако странно, что, снизив для нашего рынка экокласс дизеля с Евро-6 до Евро-5, тамошние спецы оставили ему не только сажевый фильтр FAP, но и каталитический преобразователь SCR. Проще говоря, в Citroen SpaceTourer требуется заливать раствор мочевины AdBlue! Благо заниматься этим придется лишь во время плановых ТО: запаса реагента в 22-литровом баке хватает на 20 тысяч километров.

Горловина бака для раствора мочевины AdBlue — за крышечкой в проеме водительской двери

Разгон не поражает воображение: с полной выкладкой на тягучих подъемах «автомат» то и дело вынужден подтыкать пониженную, а для обгонов на трассе каждый раз приходится заранее беспокоить кикдаун или использовать ручной режим. Но просто нужно забыть о своих «легковых» привычках и не усердствовать с педалью газа: если давить на нее поступательно, ловя момент, улиткой себя не чувствуешь. А в городской толкучке еще и радуешься плавности и сообразительности коробки.

Электрорегулировка поясничного подпора нажатием соседней кнопки превращается в массажер поясницы

Быстро приучает к деликатности и по-грузовому пустоватый и длинный (более трех с половиной оборотов) руль. На крейсерских 110 км/ч SpaceTourer идет с уверенностью утюга и спокойно реагирует на порывы бокового ветра. Но недостаточно сбросился перед крутым виражом — и тут же выслушиваешь ворчание системы стабилизации, которая направляет на путь истинный уплывающие скользкие шины Michelin Agilis Alpin. Да-да — именно эти коммерческие зимние покрышки без вариантов пристегнуты к интеллектуальной системе контроля тяги Grip Control! Зимой оно, может, и хорошо. Но стоять на асфальте, в лыжи обутым...

Все машины для российского рынка имеют систему экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС

Зато даже на грузовых шинах с усиленными боковинами плавность хода — блеск. Голубой вагон бежит, качается — и не вздыхает на ходу. Спокойно посапывать на грунтовке средней паршивости ничто не мешает даже на галерке, а «лежачие полицейские» словно превратились в оптический обман: ­задняя независимая подвеска на косых рычагах дело свое знает на отлично. Жестковатый Volkswagen Multivan обзавидуется.

Передняя подвеска с «перевернутой», работающей на сжатие шаровой опорой обещает быть долговечной

Есть для того и другой повод — цена. Если даже на Volkswagen Transporter Kombi в базовой версии с совсем уж простой отделкой салона она стартует с 2 млн 13 тысяч рублей (а скромно отделанный Mercedes Vito Tourer не купить менее чем за 2 млн 212 тысяч), то Citroen SpaceTourer в базовой комплектации Feel (у равноценного Peugeot она именуется Active) стоит 2 млн рублей. Среди иноземных конкурентов дешевле разве что Hyundai H-1 — от 1 млн 954 тысяч.

Причем имеются четыре ­подушки безопасности, ESP, круиз-контроль, климат-контроль с отдельным кондиционером для задней части салона, подогрев передних сидений, аудиосистема, электропривод и обогрев зеркал. Сдвижные двери — с двух сторон, в салоне — восемь посадочных мест (на втором и третьем рядах располагаются по три пассажира). Удлиненная версия добавляет к цене каких-то 50 тысяч ­рублей, а коробка-«автомат» — 90 тысяч.

А самый дорогой вариант — длинный Business Lounge, имеющий два раздельных кресла второго ряда, кожаную обивку сидений, медиасистему с камерой заднего вида, ксеноновые фары, электропривод сдвижных дверей, легкосплавные колеса и еще много чего, ­— оценен в 2 млн 599 тысяч рублей.

Так что если пока семейство Volkswagen Multivan/Caravelle/Transporter вне конкуренции в «автобусных» продажах (3619 автомобилей за 2016 год), а максимально простецкие пассажирские версии фургонов Citroen Jumpy/Peugeot Expert — в отстающих (233 машины на двоих), то у нынешней французской сборной уже есть неплохие шансы отыграться. Особенно если Citroen SpaceTourer и Peugeot Traveller действительно начнут дособирать на калужском заводе PCMA, Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive. И интересная цена станет еще заманчивей.

Паспортные данные
Автомобиль Citroen SpaceTourer
Тип кузова минивэн минивэн
Число мест 7—8  7—8
Объем багажника, л 603 989
Размеры, мм
длина 4959 5309
ширина 1920 1920
высота 1940 1940
колесная база 3275 3275
Радиус разворота, м 6,2 6,2
Дорожный просвет, мм 175 175
Снаряженная масса, кг 1746 (1775)* 1777 (1806)
Полная масса, кг 3100 (3000) 3100 (3000)
Двигатель дизельный дизельный
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Число клапанов  16 16
Рабочий объем, см³ 1997 1997
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 85,0/88,0 85,0/88,0
Степень сжатия 16,7:1 16,7:1
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 150/110/4000 150/110/4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 370/2000 370/2000 
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая)
Привод передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson  независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, на косых рычагах независимая, пружинная, на косых рычагах
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Размерность базовых шин 215/65 R16 215/65 R16
Максимальная скорость, км/ч 184 (183) 184 (183)
Время разгона 0—100 км/ч, с 12,4 (12,3) 12,4 (12,3)
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 7,3 (7,0) 7,3 (7,0)
загородный цикл 5,2 (5,6) 5,2 (5,6)
смешанный цикл 6,0 (6,2) 6,0 (6,2)
Экологический класс Евро-5 Евро-5
Емкость топливного бака, л 69 69
* В скобках — данные для автомобилей с автоматической коробкой


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости