Многим автолюбителям знакома ситуация, когда после останова двигателя он продолжает детонировать, то есть некоторое время хаотично вращаться, «дергаться», вплоть до полной остановки. В случае заправки авто некачественным бензином во время движения, особенно на повышенной нагрузке, автомобиль может также проявлять неравномерный характер вращения двигателя. Налицо эффект детонации двигателя.
Детонация — очень опасное явление, потому что вызывает многократные перегрузки на узлы двигателя, особенно поршни, клапана, коленвал, распредвал, ремень ГРМ. Фото: westerncanadacorsa.com
С начала 80-х годов в системы управления двигателя начали устанавливать датчики детонации, которые формируют определенный сигнал при появлении эффекта детонации, сообщают его блоку управления двигателем, который в свою очередь корректирует угол опережения зажигания, предотвращая эффект детонации.
Эффект детонации двигателя – самопроизвольное хаотичное воспламенение горючей смеси, которое происходит без участия системы зажигания двигателя.
В зависимости от компрессии в каждом из цилиндров (она обычно различная, особенно для двигателей с пробегом) момент поджига различных цилиндров будет отличаться, двигатель начинает «колбасить», то есть детонировать. При этом значительно уменьшается его крутящий момент, мощность.
Если мысленно заглянуть внутрь цилиндров, будет наблюдаться такая картина. Фото: nulonbornthisway.com.au
Серьезные перегрузки могут вызвать:
Узнайте, что делать, если кто-то помял машину во дворе и скрылся.
Об отличиях минеральных и синтетических масел можно прочесть в этом материале.
Помимо некачественного топлива эффект детонации могут вызвать следующие факторы:
В большинстве современных датчиков, устанавливаемых на автомобили, применяется пьезоэлектрический эффект. Он заключается в том, что некоторые материалы при действии на них механических сил формируют разность потенциалов (электрическое напряжение).
Различают два основных исполнения: резонансные и широкополосные.
В некоторых моделях автомобилей ВАЗ применяют широкополосные датчики. Фото: les-sfu.ru
Датчики устанавливаются в той части двигателя, которая находится непосредственно возле зоны воспламенения, это блок цилиндров. Особенно важно, чтобы крепление имело максимальную жесткость. Некоторые автолюбители, не осознавая важность датчика детонации, крепят его после капремонта двигателя неправильно, значительно ухудшая параметры ДВС.
Эти датчики имеют максимальную эффективность на небольших оборотах за счет эффекта резонанса в системе пружинного крепления пьезоэлемента. То есть в этих датчиках используются одновременно два физических эффекта: механический резонанс и пьезоэффект. Для увеличения добротности резонансной кривой в датчик обычно встраивают шунтирующий резистор.
Крепление резонансных датчиков обычно производится путем вкручивания в штатные места двигателя. Датчики имеют встроенную резьбовую зону. Некоторые автолюбители путают их с датчиками давления масла.
В некоторых двигателях устанавливают два и более датчика детонации, тем самым формируя более полную картину о характере воспламенения в цилиндрах. Фото: midasauto.ru
Неисправный датчик детонации может проработать долгое время, и никак себя не проявлять, если двигатель не детонирует, всегда заправляется хорошим бензином, вовремя обслуживается. Основной признак неисправности датчика детонации – проявление эффекта детонации двигателя.
Вторичный признак неисправности – появление трещин и сколов на корпусе, окисление контактных зон, изменение цвета конструкции, проявление эффектов коррозии. Во всех перечисленных случаях необходима диагностика исправности датчика детонации.
Обязательную проверку датчика необходимо произвести, если автомобиль попал в ДТП с повреждением капотной зоны. Так как датчик имеет жесткое крепление к массивному двигателю, за счет высокой перегрузки в момент даже небольшого удара может произойти критическое смещение чувствительного пьезоэлемента. Параметры датчика могут существенно измениться. Не всегда такое изменение может регистрироваться компьютерной диагностикой. Многие дилерские автоцентры заменяют датчики детонации после серьезных ДТП даже без контроля их работоспособности.
Еще раз узнать, как работает датчик детонации и как его можно проверить — узнайте из видео:
Первый этап проверки датчика детонации – компьютерная диагностика в статическом (чтение ошибок) и динамическом (исследование характеристик) режимах. Если диагностика показала, что имеется ошибка датчика детонации, первым делом можно подключить заведомо исправный датчик, сбросить ошибки и произвести повторную диагностику.
Далеко не всегда диагностика реагирует на неисправность датчика детонации. Можно произвести «дедовскую» диагностику. Для этого запускают двигатель, прогревают до рабочей температуры, ставят авто на стояночный тормоз, не глуша двигатель, выходят из авто, берут небольшой молоточек, и начинают методично (но не сильно) постукивать по креплению датчика детонации. В этот момент двигатель должен (но не обязательно) немного менять обороты. Но, если меняет, то исправен точно.
Можно проверить датчик при помощи измерительного прибора. Для этого берут простейший мультиметр. Затем переключают его в режим измерения напряжений на максимальный предел чувствительности (200 или 2000 милливольт). Далее подключают его щупы к выводам, как показано на рисунке:
Так как две руки уже занято, можно попросить соседа по гаражу постучать твердым предметом по корпусу возле крепления. До стука показания прибора должны быть приблизительно нулевые (особенно, если вы не касаетесь руками корпуса и щупов). В момент стука показания мультиметра должны значительно увеличиться, иногда до 1 Вольта и более. Более наглядные характеристики можно получить с помощью осциллогафа, но это едва ли необходимо. Датчик детонации, в принципе, можно использовать в качестве микрофона. Есть пьезоэлектрические микрофоны, основанные на таком же принципе. Некоторые сверхопытные мотористы прослушивают двигатель своим ухом. Почти такую функцию выполняет датчик детонации.
При подозрении на отказ датчика, заметных повреждениях его конструкции, сильном повреждении двигателя во время аварии, датчик необходимо заменить. Теоретически, датчик детонации имеет ресурс значительно превышающий ресурс двигателя, поэтому «на всякий случай» его менять не следует.
Замену датчика лучше произвести на новый. Иногда по внешнему виду бэушного, прошедшего предпродажную подготовку, датчику нельзя определить его работоспособность. Исключение составляют случаи, когда найти новый датчик для данной модели невозможно либо он имеет неадекватную стоимость. В таком случае можно посмотреть датчики на другие модели датчиков на двигатели такого же производителя. Как правило, проектировщики устанавливают практически одинаковые датчики на линейки двигателей. Главное, чтобы он четко подходил по установочным параметрам.
Однако производитель ВАЗ настоятельно не рекомендует менять типы датчиков для различных моделей. Если в процессе диагностики двигателей ВАЗ считалась ошибка 0325 (обрыв цепи), возможно, датчик исправен, следует проверить электрическую цепь на предмет обрыва. Ошибка 0328 (повышенный уровень сигнала) может возникнуть при наводках от высоковольтных проводов, повышенных механических шумах двигателя. А вот ошибки 0326 и 0327 (малый уровень сигнала), скорее всего, свидетельство неисправности датчика.
На ВАЗ 2110 для замены датчика следует снять разъем, как показано на рисунке.Фото: autoeo.ru
Затем с помощью слесарного инструмента откручивают резонансный датчик детонации, тщательно зачищают установочное место. Новый датчик устанавливают при помощи динамометрического ключа, устанавливая момент затяжки около 15 – 20 н*м. После этого подсоединяют разъем, включают зажигание, компьютерной диагностикой производят сброс предыдущих ошибок, запускают двигатель, производят контрольный заезд. Затем вновь производят компьютерную диагностику. Ели она не показывает ошибок, ремонт считается успешным.
Видео-инструкцию по замене ДД вы найдете здесь:
Советы автолюбителю
В этой статье расскажем о таком автомобильном устройстве, как датчик детонации, а также опишем признаки «болезни» этого определителя. Ведь для того, кто заинтересовался тем, что такое датчик детонации, признаки неисправности этого механизма будут особенно интересны.
Скидки на новые автомобили! Выгодный кредит от 9.9%Рассрочка 0%Механизм показывает, как вы уже догадались, уровень детонации. Он стоит в двигателях внутреннего сгорания инжекторного типа. Значение такого определителя сложно переоценить. От него зависит скорость, мощь и расход топлива транспортного средства.
При включении зажигании автомобиля появляется искра, являющаяся электрическим импульсом. При этом возникающий заряд позволяет воспламениться топливу, другими словами, происходит детонация. Принцип работы этого устройства похож на всех машинах.
Он представляет собой монолит, в него вставлена пластина с пьезоэлектрическим элементом. Она отвечает за ударное воздействие необходимой частоты. Это волновое воздействие возникает в блоке цилиндров силовой установки при сжигании воздушно-топливной смеси. После этого появляется электрический ток в несколько милливольт, подающий все измерения в компьютер автомобиля.
Если вы заинтересовались тем, где находится датчик детонации, знайте, что найти его нетрудно. Во всех машинах его можно обнаружить на одном и том же месте. Его всегда крепят на двигателе.
Настоящий механизм обеспечивает нормальное функционирование систем зажигания. Когда есть нормальный сигнал датчика детонации, то и автомобиль не троит, работает правильно. Расход топлива будет соответствующим именно для этой модели машины.
Эти устройства устанавливают на машины с электронными системами. Речь идет о зажигании и об управлении. Обычно на устаревших моделях автомобилей подобных систем нет. Например, на советских «Жигулях». Также такой определитель не ставят на карбюраторных типах двигателя.
При своей сравнительно небольшой цене и малогабаритных размерах определитель детонации играет огромную роль в функционировании транспортного средства.
Неисправности датчика детонации способствуют увеличению расхода топлива и уменьшению динамической мощности машины. Поэтому если вы подозреваете, что необходимо отремонтировать или заменить его, то обязательно это сделайте.
Мы привыкли видеть на машинах значки на панели приборов. Они указывают, как функционирует транспортное средство. Когда определитель детонации перестаёт нормально работать, то загорается знак — «Проверьте двигатель» (Check Engine).
Этот механизм влияет на двигатель внутреннего сгорания. На машинах с таким механизмом стоит электронная система управления. Когда все устройства в машине работают верно, то индикаторы не зажигаются.
Если есть какие-либо неисправности механизма определения детонации, то это обязательно отразится на панели. Обычно у автолюбителей нет специального образования, они не могут понять, действительно ли тот или иной механизм вышел из строя. Поэтому когда загорается Check Engine, то они приходят к мастерам. У них есть специальный компьютер для проверки машины. Он помогает установить, верно ли работает система авто.
Тем не менее существуют некоторые признаки, по которым вы сами сможете определить, правильно ли работает определитель.
Автомобиль заводится, но двигатель будет работать нечётко. Он будет троить на оборотах тахометра меньше 1000.
При движении транспортного средства не наблюдается быстрого разгона. Это говорит о том, что механизм определения детонации работает неверно. Его надо проверить и, при необходимости, заменить на новый.
Если необходимо произвести замену механизма, то это можно сделать на специальном стенде в СТО. Но можно произвести замену и самостоятельно, если вы понимаете электротехнику и у вас есть тестер со шкалами милливольтметра и мегомметра.
Для автовладельцев, желающих проверить прибор самостоятельно, приведём последовательный сценарий операции.
Для начала нужно снять прибор с двигателя. Нужно нажать на фиксатор и отсоединить его от контактной колодки. Далее, надо открутить гайку крепежа и снять устройство. На мультивольтметре поставьте самое маленькое значение и приложите устройство к клеммам.
Обратите внимание, для механизма с одним контактом провод чёрного цвета присоединить надо к посадочному гнезду болта крепления, а красный провод присоединяйте к контакту сигнала в колодочном разъёме.
При неисправности старого прибора, придётся купить новый. Стоимость нового зависит от модели авто и от страны-производителя. Обычно он стоит примерно 500–800 рублей. Замена датчика детонации в специализированном центре будет стоить меньше, чем сам прибор.
Для самостоятельной замены нужно будет произвести следующие действия (на примере автомобиля ВАЗ 2110):
Если устройство работает правильно, то милливольтметр покажет скачкообразные значения разности потенциалов в границах от 40 до 200 мВ.
Надеемся, что наша статья будет полезной для тех, кто решит заменить прибор для определения детонации на своём авто.
Датчик детонации ЗМЗ 405 ЕВРО 2 И 3 предназначен для преобразования механических вибраций двигателя в электрический синусоидальный сигнал, амплитуда которого пропорциональна мощности вибраций. Информация датчика позволяет блоку управления откорректировать угол опережения зажигания до устранения детонационных стуков в двигателе. Датчик представляет пьзоэлектрический акселерометр, который под действием механических вибраций вырабатывает ЭДС переменного тока. Амплитуда выходного сигнала датчика максимальна на частоте детонационных стуков в двигателе в диапазоне 5…6 кГц.
Датчик детонации расположен в труднодоступном месте под впускным коллектором. Отсоединять колодку жгута проводов от датчика детонации удобнее, если предварительно снять датчик.
Повышенная детонация двигателя на частоте вращения коленвала выше 3500 об/мин. Лампа неисправности горит при работающем двигателе. Самодиагностика блока фиксирует код неисправности 41 (42).
Проверьте исправность цепей 11 и 30а.
Повышенная детонация двигателя на частоте вращения коленвала выше 3500 об/мин. Лампа неисправности не горит при работающем двигателе (нет неисправностей в системе). Выходное напряжение при простукивании датчика твердым неметаллическим предметом менее 0,1 В.
Замените датчик детонации.
Поддержи сайт - Поделись статьей в социальных сетях:
Нет комментариев
Автомобиль: ВАЗ-2112. Спрашивает: Кашин Михаил. Суть вопроса: Где находится датчик детонации ВАЗ-2112?
Здравствуйте уважаемая редакция! Помогите мне с решением моей проблемы! У меня ВАЗ-2112, с 16-ти клапанным двигателем. И недавно стал замечать, что автомобиль при разгоне дёргается и теряет мощность, при этом на холостом ходу наблюдаю неустойчивые обороты и небольшое «троение». Мне сказали, что это датчик детонации. А где его найти и как он выглядит? Подскажите, и помогите мне с этим вопросом.
Датчик детонации на ВАЗ-2112, расположен на передней части двигателя, рядом с масляным щупом, между вторым и третьим цилиндром.
Датчик детонации широкополосного типа.
Для того, чтобы демонтировать его, необходимо снять колодку питания и в зависимости от типа датчика, открутить его ключом на «13» или на «22».
Установку производим в обратном порядке, аналогичном снятию.
Самая главная функция, которая стоит перед датчиком детонации – это корректировка угла опережения зажигания, в следствии чего и гасится детонация. Потому как, именно угол опережения зажигания играет очень важную роль в стабильной и ровной работе всего двигателя.
Подробнее о функциях всех датчиков 16-ти клапанных двигателей мы уже писали здесь.
К примеру, если зажигание запаздывает, то автомобиль сразу теряет в приемистости, начинается преждевременный перегрев, а расход топлива существенно растёт. С ранним зажиганием также снижается мощность, двигатель начинает «детонировать», а это может привести к прогоранию клапанов и их замене.
Поэтому от исправности такой небольшой детали как датчик детонации, на ВАЗ-2112, напрямую зависит продолжительная работа двигателя в целом.
Широкополосный датчик детонации — очень редкий зверь на ВАЗ-2112
Заменить ДД (датчик детонации – прим.) своими руками можно самостоятельно в течении 10-15 минут, не прибегая к помощи автосервисов и мастерских. Однако для начала вам необходимо знать какой тип датчика установлен именно на вашем двигателе. Он бывает двух типов:
Широкополосный снизу, а резонансный сверху.
Обратите внимание, что эти два типа датчика не являются взаимозаменяемыми, не только потому что имеют разный вид, но и потому, что отличаются типом сигналов. Поэтому перед покупкой нового датчика следует знать какой тип установлен именно у вас.
Случается, такое, что датчик выходит из строя из-за наличия на нём следов коррозии. В этом случае следует очистить корпус при помощи наждачной бумаги и проверить работоспособность мультиметром.
Проверка осуществляется следующим образом:
Исправный датчик детонации.
В зависимости от силы удара, на экране измерительного прибора должны колебаться значения в пределах от 40 до 200 Мв при исправном датчике. А если он сломан, значение будет равно «0».
Если при проведении замеров установлено, то, что датчик исправен, дальнейшую причину неисправности следует искать в проводах. Возможно требуется замена колодки, потому как именно она подвержена сильному воздействие окружающей среды, в следствии чего контакты на неё ржавеют.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453