Всем большой привет. Сегодня будет достаточно много букв потому, что запись больше носит рассказ, о выборе датчика включения вентилятора. Обо всем по порядку. Еще летом, когда снял радиатор охлаждения, задумался о новом датчике включения вентилятора. Стандартный датчик ТМ-108-10 (индекс 10 означает применение для ваз 2108) срабатывает в заданном интервале температур 99º-94ºС. Списком аналогичных датчиков подходящих по резьбе и подключению поделился finn2108. В список обширный, производителей много интервал температур включения различный в смысле можно подобрать как в большую стороны так и в меньшую для срабатывания вентилятора (писать не буду обращайтесь в личку). В наших магазинах очень распостраннены две фирмы это Luzar 99º-94ºС и Vernet B6996 97º-92ºС, есть и другие, Цитрон, Kraft, Fenox, Bautler, Pekar и последним обычный Калужский ТМ108-10. Опыт использования отечественных машин показал, что доверять любому из этих датчиков не стоит. Особенно выделю Vernet B6996 97º-92ºС в 2009г этот датчик отказался работать новым купленный за пол часа до ремонта. Многие поступают просто дополнительно выводят кнопку для включения электровентилятора, но это заставляет постоянно контролировать температуру включения, в какой то момент можно и пропустить. Из выше представленного списка выделил две штуки это оригинальный Калужский ТМ108-10 с довольно приличной ценой и по дешевле Pekar новая типа разработка. Остальные не рассматривал вообще тем более всем разрекламированный и давольно полюбившийся Luzar – не нравится мне фирма, сразу скажу любые изделия не будут стоят на данном авто. Разбирая два радиатора с вентиляторами с донора и свой снятый с Разведчицы 086, скрутил датчики включения вентиляторов и сложил в коробку. Какой снят с какого радиатора даже не запоминал. Но задавшийся целью приобрести новый датчик достал их и увидел разницу. Давайте рассмотрим их по ближе. 1. Оказался Калужский ТМ108-10 99º-94ºС.
Датчик ТМ108
99-94ºС
2. Тоже Калужский но с другим обозначением 66 3710 и такой же температурой 99º-94ºС.Датчик 66 3710
99º-94ºС
Датчики имеют клеймо КЗА (Калужский) но немного различаются в корпусе. Тот, что 66 3710 имеет внутри перегородку между клеммами и с наружи выступ, прилив.Оба датчика
3. Не работающий новый датчик Vernet B6996 97º-92ºСVernet B6996
97º-92ºС
Не сколько дней не мог решить какой же все таки купить датчик ТМ108-10 или Pekar. Читая разнообразные статьи увидел интересную из журнала За рулем за 2000год 8 месяц. В которой рассказали о двух типов датчиков Калуга ТМ108-10 и 66 3710. Оказывается когда на «Самаре» в новом блоке предохранителей исчезло реле включения вентилятора, ток на контакты увеличился, соответственно и датчик изменился. Если на контактах обычного ТМ108-10 ток 1А, то на 66 3710 сделали 16А.Журнал За рулем
8/2000г
До меня владелец Разведчицы 086 поставил новый блок предохранителей 2114-3722010-18 переходная модель от карбюратора к инжектору, в котором уже отсутствовало реле включения вентилятора. Не знаю с чем это связано в продаже имеются как старые блоки с пальчиковыми предохранителями так и с ножевыми как раз для наших авто, а тот, что поставлен был редкий на прилавках. Поэтому реле было вынесено и установлено рядом с вентилятором. Об подключении поговорим в отдельной статьи, так как еще предстоит разобраться, а правильно ли подключено было. Естественно начал искать в продаже именно 66 3710. Все продавцы как один предлагали Luzar, нашел оригинальный Калужский в Планета Авто, но по обозначение на нем было ТМ108, начал уже думать, что прошло более 15 лет и возможно производитель просто перестал выпускать именно 66 3710, а стал использовать первые корпуса и обозначение ТМ108. Тем более на стикере Планета Авто в скобках обозначения значился (3710). В итоге был приобретен – Датчик включение вентилятора ТМ108-10 КЗА в блистере – 175р.Датчиик
Вентилятора
Охлаждения
ТМ108-10
Вроде и все, можно ставить. Но однажды зайдя в один приличный магазин, увидел на стеллаже именно Калужский датчик включения вентилятора 66 3710. Продавцом был сам хозяин магазина, который давно занимается продажей запасных частей. Он можно сказать дословно подтвердил все мои материалы по датчику. Что выпускается 2 вида ТМ108 и 66 3710. У него в продаже всегда есть и то и другой. Приходят они так же в блистере но как сказал, много места занимают в лоточке, поэтому вытаскивают из него. Датчик имеет внутри перегородку между клеммами и с наружи выступ, прилив и еще одна из клемм красноватая. Цена честно большая порядка – 210р. Не раздумывая взял этот датчик.Датчик охлаждения 66 3710
99º-94ºС
Два новых датчика Калуга.66 3710 и ТМ108
66 3710 и ТМ108
В наличии у меня оказалось теперь аж 5 датчиков, давайте на них посмотрим.5 датчиков
Для установки датчика потребуется кольцо медное, оно продается отдельно поэтому покупаем новое – 14р.Кольцо
В итоге в нашу новую собранную систему поставлен купленный Калужский датчик вентилятора охлаждения 66 3710, но так же будет установлено реле включения, об этом позже.Установка датчика в радиатор охлаждения
P.S. После покупке данного датчика 66 3710, в прайсе Планеты авто он был найден записан как 2110 (3710).Вентилятор охлаждения радиатора является одним из ключевых элементов, спасающих мотор от возможного перегрева. Он должен включаться, когда охлаждающая жидкость имеет слишком высокую температуру и недостаточно охлаждается при прохождении через радиатор. Например, такая ситуация возникает при работе двигателя на холостом ходу или движении автомобиля на низкой скорости, особенно при высокой температуре окружающей среды.
За включение/отключение вентилятора охлаждения отвечает датчик. Он должен срабатывать при высоких температурах, активируя вентилятор. Если этого не происходит, потребуется замена датчика. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как определить, что вышел из строя датчик вентилятора охлаждения радиатора.
Оглавление: 1. Как работает датчик вентилятора охлаждения радиатора 2. Где расположен датчик вентилятора охлаждения радиатора 3. Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатораЧтобы понять способы проверки датчика, необходимо сперва разобраться в его принципе работы. Устроен датчик вентилятора охлаждения радиатора очень просто, но он несколько отличается на карбюраторных и инжекторных двигателях.
В карбюраторе в нем имеется два контакта и биметаллическая пластинка. При нагреве биметаллической пластины до определенной при производстве датчика температуры, контакты замыкаются, и через них начинает протекать ток к вентилятору, включая его в работу. На инжекторе система активации датчика практически такая же, за исключением того, что команду на включение отсылает блок управления двигателем, анализируя необходимость активации вентилятора на основе информации, поступающей с нескольких других датчиков.
Датчики на карбюраторных двигателях срабатывают при достижении определенной температуры, и водитель может посмотреть маркировку на корпусе устройства, чтобы определить, в каком температурном диапазоне сработает датчик. Обычно, подобные датчики активируются при температуре от 92 до 97 градусов по Цельсию. Если водитель беспокоится о возможном перегреве двигателя, он может найти в продаже датчик, срабатывающий при более низкой температуре, и установить его. На инжекторных двигателях температура срабатывания датчика прошивается в «мозги» блока управления автомобилем.
Производители определяют место для установки датчика срабатывания вентилятора, в зависимости от конструктивных особенностей двигателя. Чаще всего его размещают в нижней части радиатора, но порой целесообразнее поместить датчик недалеко от термостата и блока цилиндров.
Способы диагностики рассматриваемых датчиков будут отличаться, в зависимости от того, на каком моторе они установлены и как происходит их включение:
Выше рассмотрены варианты с полным выходом датчика из строя. При этом возможны ситуации, когда он отказывает частично, например, срабатывает на неправильной температуре. Это также можно проверить следующим способом:
В зависимости от полученных результатов, можно принять решение об исправности или неисправности датчика. Если он сработал при температуре ниже заявленной, то такой датчик имеет некоторые проблемы, но он сможет предотвратить перегрев двигателя, включив вентилятор заранее. Гораздо опаснее, если датчик срабатывает при температуре выше заявленной, в таком случае его потребуется заменить.
(440 голос., средний: 4,52 из 5) Загрузка...25 Января 2018
В каждом современном транспортном средстве есть вентилятор охлаждения радиатора, который управляется простым устройством — датчиком включения вентилятора. Все об этих датчиках, их существующих типах, конструкции и принципах работы, а также о правильном выборе и замене — читайте в предложенной статье.
Датчик включения/выключения вентилятора (ДВВ) — датчик системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания; электронное или электромеханическое устройство, осуществляющее включение и отключение электрического вентилятора охлаждения радиатора в зависимости от текущей температуры охлаждающей жидкости.
Ключевая функция датчика — включение электровентилятора в определенном интервале температур (в пределах 82-110 градусов), что обеспечивает обдув радиатора и интенсивное отвод тепла от двигателя. Некоторые датчики не только включают и выключают вентилятор, но и изменяют скорость его вращения в зависимости от температуры.
ДВВ входят в состав систем охлаждения двигателей, оснащенных электрическим приводом вентилятора (с электромотором). В автотракторной технике с приводом вентилятора от коленчатого вала используются иные средства его включения и отключения, о которых в данной статье не рассказано.
Показать все товары
Общая схема цепи управления вентиляторомВ настоящее время находят применение три основных типа датчиков:
Первые два типа устройств являются электромеханическими контактными, они имеют в своем составе контактные группы (одну или две), которые замыкают и разрывают электрическую цепь вентилятора при изменении температуры мотора. Электронный датчик контактной группы не имеет, он является датчиком абсолютной температуры, данные с него поступают на электронный блок управления, который среди прочего выполняет и включение/отключение вентилятора. О конструкции и работе каждого из датчиков подробно рассказано ниже.
Контактные электромеханические датчики бывают двух типов:
Контакты в ДВВ могут быть нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Они могут срабатывать в четырех температурных интервалах:
В отечественных автомобилях чаще используются датчики на первых три интервала (до 99 градусов), в зарубежных часто встречаются и боле высокотемпературные устройства.
ДВВ, независимо от типа, имеют типовую конструкцию. Их основу составляет закрытый корпус, внутри которого располагается чувствительный элемент (воск, биметаллическая пластина или термистор), а на наружной поверхности выполнены резьба, шестигранник под ключ и электрический разъем. Корпус изготавливается из латуни или бронзы (для лучшей теплопроводности), он имеет форму пробки, которая через уплотнительное кольцо ввинчивается в радиатор (с «горячей» стороны — у патрубка от блока двигателя) и непосредственно контактирует с потоком охлаждающей жидкости. В некоторых автомобилях устанавливается сразу два датчика (на входе и выходе из радиатора), чем обеспечивается лучшее управление системой охлаждения.
Большинство датчиков имеют резьбу М22х1,5 и шестигранник под ключ на 29 мм, однако встречаются и другие варианты с меньшей резьбой (М14 и М16). Электрический разъем может быть с ножевыми и штифтовыми контактами, открытым или с защитной пластиковой юбкой. Обычно разъем располагается непосредственно на задней части датчика, однако встречаются датчики и с вынесенным разъемом на коротком кабеле.
Работа датчика данного типа основана на известном эффекте температурного расширения тел — увеличении и уменьшении объема при увеличении и уменьшении температуры. В качестве рабочего тела в таких датчиках используется смесь парафинов — церезит (он же нефтяной воск) с добавкой небольшого количества медной пудры для повышения теплопроводности. Церезит помещен в герметичный корпус, закрытый диафрагмой (мембраной), которая связана с приводом контактной группы. Привод может быть прямым (мембрана непосредственно связана с контактами) или косвенным (через рычаг и пружину, обеспечивающую более надежное замыкание и размыкание контактов). В односкоростных датчиках есть только одна мембрана и контактная группа, в двухскоростных — две мембраны со своими контактными группами.
Общая схема цепи управления вентилятором с двухскоростным датчикомРаботает датчик следующим образом. При низкой температуре церезит имеет определенный объем, при котором на диафрагму не оказывается никакого воздействия — контакты датчика разомкнуты (либо замкнуты, если для данного датчика это положение является нормальным), цепь вентилятора обесточена. При повышении температуры церезит расширяется и приподнимает мембрану, в определенный момент она настолько поднимается, что обеспечивает замыкание контактной группы — цепь вентилятора замыкается. В двухскоростных датчиках при дальнейшем повышении температуры церезит расширяется и воздействует на вторую диафрагму. При понижении температуры объем воска уменьшается и в определенный момент контакты размыкаются — вентилятор выключается.
Сегодня именно восковые датчики включения вентилятора получили наибольшее распространение во всех типах автотракторной техники.
Работа ДВВ этого типа основана на свойства биметаллической пластины — плоской или изогнутой пластины, спаянной из двух полос металлов с различным коэффициентом температурного расширения — деформироваться при изменении ее температуры. Основу датчика составляет биметалл той или иной формы, помещенный в герметичном корпусе, и непосредственно либо косвенно связанный с контактной группой. Пластина конструируется таким образом, чтобы деформация происходила резко, с щелчком — это обеспечивает более надежное срабатывание датчика.
Работает датчик довольно просто. При нагревании биметаллическая пластина деформируется и в определенный момент замыкает цепь вентилятора. При охлаждении пластина принимает первоначальную форму, обеспечивая разрыв электрической цепи. В двухскоростных датчиках могут использоваться две пластины, либо одна, но с несколькими контактами.
Биметаллические датчики сегодня менее распространены, чем восковые, что объясняется их более высокой стоимостью.
Устройства данного типа являются датчиками абсолютной температуры охлаждающей жидкости — они не замыкают и размыкают цепь, а постоянно отслеживают температуру в радиаторе, передавая данные на электронный блок управления, который и осуществляет включение/отключение или изменение скорости вращения вентилятора.
Чувствительным элементом такого датчика является терморезистор (термистор) — полупроводниковый прибор, электрическое сопротивление которого зависит от температуры. Сопротивление термистора постоянно измеряется электронным блоком, и в соответствии с заложенными алгоритмами осуществляется управление вентилятором. Более подробно о данном типе устройств можно узнать в статье о датчиках температуры.
От состояния ДВВ зависит функционирование важной части системы охлаждения двигателя — вентилятора охлаждения радиатора. Вышедший из строя датчик может привести к перегреву мотора, поэтому данное устройство следует как можно скорее заменить.
Выбор датчика довольно прост — лучше всего брать тот тип и модель датчика, что стоял на радиаторе ранее (и это единственный вариант для новых авто на гарантии). Но в ряде случаев вполне допустима замена, главное, чтобы новый датчик имел те же температурные интервалы включения/отключения вентилятора, подходил по электрическому напряжению (12 или 24 В) и типу электрического разъема. Что касается размеров, то в большинстве случаев датчики имеют одинаковые корпуса, поэтому проблем с установкой новой детали не возникнет.
Замена датчика проста: нужно отключить и выкрутить старый датчик, и сразу же вкрутить новый. При этом следует не забыть о прокладке (уплотнительном кольце), а после ремонта нужно долить охлаждающую жидкость. В большинстве случаев слива охлаждающей жидкости производить не требуется, но рекомендуется приготовить емкость, в которую жидкость будет сливаться при демонтаже датчика.
При верной замене датчика система сразу начинает работать, обеспечивая надежное включение и отключение вентилятора при изменении температуры силового агрегата.
Двигатель автомобиля преобразует в полезную работу лишь часть энергии сгорания топлива. Значительный процент уходит на разогрев корпуса агрегата, который требуется охлаждать. Надежность функционирования системы охлаждения напрямую зависит от исправности проводки и датчика включения вентилятора.
Датчик включения вентилятора предназначен для выполнения функций:
Датчики включения вентилятора располагаются на элементах системы охлаждения. Точка установки размещена на пути потока жидкости, подаваемого из рубашки двигателя в радиатор. Это связано с тем, что жидкость в этой магистрали будет иметь наивысшую температуру.
Датчик автомобиля ВАЗ, установленный в нижней части радиатораВозможные места установки:
На некоторых автомобилях датчик совмещен с термометром охлаждающей жидкости. Включение вентиляторов выполняется блоком управления по данным о температуре. При этом на радиаторе имеется дополнительный датчик, применяемый для работы климат-контроля или кондиционера. Срабатывание любого из устройств включает оба вентилятора (на радиаторах двигателя и кондиционера). Подобное решение встречается на японских автомобилях.
На автомобилях могут применяться два датчика включения вентилятора, стоящие на входе и выходе патрубков из радиатора. Подобная схема позволяет поддерживать температуру в узком диапазоне.
На автомобилях для включения вентилятора применяются следующие типы датчиков:
Первые два типа датчиков имеют электромеханическую схему работы и могут быть двух разновидностей:
Независимо от типа, датчики представляют собой металлический корпус, оснащенный резьбой. В качестве материала корпуса применяются цветные металлы на основе меди (бронза или латунь), обеспечивающие повышенную теплопроводность. На корпусе имеется шестигранник под ключ, служащий для установки детали. На верхней части датчика расположен разъем подключения проводки.
В биметаллическом датчике установлена металлическая пластина. В нормальном состоянии контакты разомкнуты. По мере нагрева пластинка деформируется и замыкает цепь, подавая управляющий сигнал на реле включения электромотора крыльчатки. Встречаются датчики, активирующие мотор вентилятора напрямую без реле. При охлаждении жидкости пластинка возвращает исходную форму, и подача тока на двигатель прекращается.
Принцип работы датчика на карбюраторном двигателеПроизводились датчики, для которых в качестве рабочего вещества использовался воск или церезит (или иное вещество, обладающее значительным коэффициентом температурного расширения). По мере разогрева он расширялся и сдвигал металлическую мембрану, связанную с контактами. По мере охлаждения объем воска уменьшался, и под действием пружины контакты размыкались.
Датчик с восковым элементомТерморезисторный датчик работает по принципу изменения сопротивления резистора, установленного в потоке жидкости. Изменение температуры фиксируется электронным блоком, который пересчитывает значение температуры в соответствии с графиком.
Устройства, включающие вентилятор при разрыве цепи, часто встречаются на автомобилях японского производства. Проверить тип датчика можно путем снятия штекера. При демонтаже колодки с датчика, работающего на разрыв, произойдет включение вентилятора.
Температурный диапазон срабатывания датчика зависит от типа питания двигателя. На карбюраторных машинах применяются устройства с диапазоном включения в пределах 82-110 ºС. Температура активации выбивается на корпусе детали. На автомобилях одной модели могут встречаться датчики, оттарированные на разную температуру.
Согласно стандарту, датчики разбиты на четыре группы по температуре работы:
На российских автомобилях применяются датчики первых трех групп. Двигатели иностранных автомашин рассчитаны на более жесткий температурный режим, поэтому на них часто встречаются устройства четвертой категории.
С началом использования систем распределенного впрыска температура включения вентилятора определяется настройкой блока управления двигателем. Датчик просто передает информацию о температуре в блок управления, который принимает решение о включении вентилятора согласно заложенной программе.
На инжекторных машинах можно запрограммировать пороговые значения температуры, при которой датчик включения вентилятора сработает. Делать это следует аккуратно, поскольку легко нарушить температурный режим и повредить двигатель.
Датчик включения можно проверить, не снимая его с автомобиля, или в демонтированном виде. Проверка не снятого устройства позволяет проконтролировать исправность девайса, а диапазон температуры срабатывания можно проверить, только демонтировав изделие с автомобиля.
Проверка снятого датчика:
При отсутствии тестера датчик включения вентилятора можно проверить контрольной лампочкой, которая зажигается в момент срабатывания контактной группы.
Секретами проверки датчика вентилятора делится автор видеоролика Дмитрий Мазницин.
Последовательность проверки датчика на автомобиле с карбюратором:
Допускается эксплуатация двигателя автомобиля с замкнутыми контактами проводки, идущей от датчика. Соединенные кабели должны быть изолированы от замыкания на кузов автомобиля.
Процедура проверки датчика на инжекторном автомобиле:
Если включение вентилятора в аварийном режиме не происходит, то проблема кроется в приводе крыльчатки или проводке. Автомобиль доставляется на сервис при помощи буксира или эвакуатора.
Типовой набор инструмента и приспособлений для замены:
Последовательность шагов при замене:
На некоторых автомобилях после включения зажигания проводится диагностика нового датчика, заключающаяся во включении на 15-20 секунд вентилятора охлаждения (на холодном двигателе).
При покупке нового датчика рекомендуется приобретать устройство того же типа и диапазона, что и стоял ранее. Однако допускается замена прибора на аналогичный, близкий по характеристикам.
Рекомендации по выбору датчика:
На современных автомобилях иностранного производства датчик включения вентилятора подбирается по оригинальным каталогам запасных частей.
Стоимость датчика зависит от его типа и марки автомобиля.
Наименование | Цена, руб |
Биметаллический для отечественных автомобилей | от 250 до 400 |
Датчик для бюджетных иномарок | от 700 до 1500 |
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар |
Стоимость датчиков на некоторые виды транспортных средств может доходить до 3-6 тыс. рублей.
Загрузка ...Этапы замены датчика на автомобиле Daewoo Nexia.
Слив охлаждающей жидкости Демонтаж штекера проводки Старый датчик, покрытый грязью Установка штекера на местоВидеоурок по замене и проверке датчика снят каналом АвтоМалярка c Нуля.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453