С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Для чего нужен абс


Для чего нужна АБС?

Чем дальше в лес, тем больше дров, а чем современнее машина, тем больше вопросов она вызывает. Антиблокировочная система тормозов (сокращенно АБС) — с 2004 года по умолчанию устанавливается на все новые европейские автомобили. Но вот что она дает водителю, чем она хороша и чем плоха? На эти вопросы, как показывает наш опыт обучения водителей, знают ответы далеко не все даже очень опытные водители. И как это часто бывает с вождением автомобиля, вокруг АБС сложены разные мифы. В этой статье я хочу расставить все по своим местам…

Начну с того, что АБС включается в работу только при экстренном торможении. Экстренное торможение – торможение, при котором автомобиль замедляется максимально интенсивно и проходит минимально возможный тормозной путь. Чтобы реализовать максимальное возможное замедление, нужно тормозить так, чтобы шины катились на грани скольжения, на грани блокировки колес тормозами. Почему именно «катились» и «на грани скольжения»? Потому что, выражаясь простым языком, шина сильнее «цепляется» за дорогу, когда катится, нежели когда скользит.

Не надо дозировать усилие на педали

Как же добиться торможения на грани блокировки колес? Как рассчитать усилие ноги на педали тормоза настолько точно? Очень просто! Здесь нам на помощь приходит антиблокировочная система (АБС, англ. ABS, antilock braking system) тормозов. По названию ясно, что эта система не допускает длительной блокировки колес, как бы сильно вы ни нажимали на педаль тормоза, и тем самым обеспечивает замедление на грани скольжения шин по дороге. Хотя, если быть точным, иногда допускает: при скорости ниже 5 км/ч, а также при боковом скольжении автомобиля она просто отключается. То есть АБС дает нам очень ценную возможность – возможность не думать о том, как тормозить.

Возможность рулить при торможении

Что еще хорошего мы имеем, благодаря АБС? Основное преимущество автомобиля с АБС – возможность изменять направление движения во время экстренного торможения при помощи руля. Собственно, это то, ради чего АБС изобреталась. На автомобиле без АБС маневрировать с нажатым в пол тормозом невозможно: несмотря на вращения руля, автомобиль с завидной настойчивостью продолжит движение прямо.

При этом надо понимать, что чудес не бывает и законы физики невозможно обойти. Это я к тому, что АБС хоть и позволяет рулить, но машина при нажатом в пол тормозе рулится куда хуже, чем с отпущенной педалью тормоза. Да, получится перестроиться в соседнюю полосу, но не более! Да и перестроение займет куда больше времени, а, значит, и автомобиль за это время пройдет гораздо большую дистанцию, чем без торможения.

Справедливо и обратное: тормозной путь при экстренном торможении с АБС минимален, когда руль «смотрит» прямо, и увеличивается при попытках изменить направление движения.

Тормозной путь короче? Как сказать…

Среди водителей бытует мнение, что главная задача АБС – сократить тормозной путь автомобиля по сравнению с тормозным путем без АБС. Это не совсем так.

Во-первых, нельзя сжать несжимаемое. Если тормоза исправны, то в отсутствие АБС они легко могут заблокировать колеса, а значит – достичь пика замедления. Вспомним, что максимальное замедление автомобиля достигается именно на грани скольжения шин по дороге, и совсем неважно, каким способом – с АБС или без нее. Экстренный тормозной путь машины определяется сцеплением шин с дорогой. И на одной и той же дороге тормозной путь будет короче у машины с более качественными шинами, а не с АБС или без АБС, или с большими тормозными дисками или с маленькими. Подробнее об этом читайте в статьях «Физика торможения: неужели тормозной путь не зависит от массы авто?» и «Сцепление шины с дорогой не зависит от площади пятна контакта?»

Другое дело, что без АБС легче ошибиться, переступить эту грань и пустить машину в «юз». Но это уже вопрос мастерства водителя. Так что АБС не может принципиально изменить ситуацию, она лишь, повторим, дает возможность не думать и не дозировать усилие ноги при торможении. Что называется, «ударил по тормозам – и забыл!».

Во-вторых, на практике тормозной путь с АБС бывает даже заметно длиннее, чем без АБС. Например, при торможении на рыхлом покрытии (снег, грунт, гравий и т.п.) автомобиль с АБС тормозит, как обычно.

А без АБС – не совсем обычно: колеса блокируются и нагребают перед собой, подобно бульдозеру, горку, которая создает дополнительное сопротивление движению машины. Получается короче!

Правда, самые современные АБС настолько «умны», что, кажется, уже научились справляться с этими задачами и тормозить максимально эффективно на разных покрытиях. Однако на сегодняшний день автомобилей с такими АБС подавляющее меньшинство.

Сохранение курсовой устойчивости при торможении

Еще одна «фишка» АБС в том, что она не позволяет автомобилю уйти в занос во время торможения. Представьте себе такую ситуацию: машина без АБС движется с большой скоростью левыми колесами по асфальтированной дороге, а правыми – по обочине с мокрой травой. Мокрая трава – очень скользкая по сравнению с асфальтом, и шины за нее «цепляются» куда слабее. Поэтому если водитель нажмет тормоз в пол, то колеса на асфальте (левые) станут быстро замедляться, а на траве (правые) – заблокируются. Что в один миг приведет к заносу и вращению автомобиля, кстати, в направлении встречной полосы.

Если, конечно, водитель не ас и не успеет за половину этого мига отпустить педаль тормоза и скорректировать траекторию движения рулем. Разумеется, АБС не допустила бы блокировки правых колес и последующего за этим заноса автомобиля.

Преимущества АБС. Итоги

В итоге мы имеем следующие преимущества от наличия АБС во время экстренного торможения и ее удивительной способности мешать тормозам заблокировать колеса:

  • вам не нужно думать, как тормозить, и дозировать усилие на педали тормоза;
  • вы можете изменять траекторию движения автомобиля во время экстренного торможения;
  • в большинстве случаев вы останавливаете машину на минимально возможном участке дороги;
  • короткий тормозной путь обеспечивает не АБС как таковая, а качественные шины и хорошее дорожное покрытие. АБС не дает удлиниться тормозному пути, но сократить и сделать его короче, чем на машине без АБС, она не может;
  • вы сохраняете устойчивость и управляемость автомобиля, особенно когда под колесами справа и слева – участки дороги разной «скользкости».

В следующей статье я подробно напишу об экстренном торможении с АБС, а также без АБС, на машинах с механической и автоматической коробками передач.

Продолжение следует…

Для чего нужна ABS - антиблокировочная система колес?

Приходилось ли вам объезжать внезапно возникшее препятствие и одновременно тормозить? Наверняка да. Казалось бы, что в этом сложного — нажал на тормоз, повернул руль и скорректировал траекторию. Однако всё относительно просто до определённого момента. Если при экстренном торможении нажать на педаль тормоза сильнее, чем необходимо, колёса могут заблокироваться и…

Приходилось ли вам объезжать внезапно возникшее препятствие и одновременно тормозить? Наверняка да. Казалось бы, что в этом сложного — нажал на тормоз, повернул руль и скорректировал траекторию. Однако всё относительно просто до определённого момента. Если при экстренном торможении нажать на педаль тормоза сильнее, чем необходимо, колёса могут заблокироваться и…

Дальше возможны два варианта развития событий. Оба обусловлены наличием или отсутствием антиблокировочной системы тормозов АБС (ABS — Anti-lock Brake System). Если машина архаичная, ведёт свою родословную из середины семидесятых прошлого столетия или сошла с конвейера одного из отечественных автозаводов, то, как бы усердно вы ни крутили «баранку», транспортное средство траектории не изменит. Дело в том, что заблокированные колёса, скользя, лишают водителя возможности маневрировать — сорвавшись на юз, автомобиль будет тупо ехать по прямой, будто у него отрубили руль. Лишь опытный пилот сумеет хладнокровно разблокировать колёса, на мгновение отпустив педаль тормоза. А затем, используя импульсное торможение, вернуть контроль и погасить скорость. Второй вариант — для машины, оснащённой АБС. От водителя требуется лишь посильнее нажать на педаль тормоза и спокойно работать рулём. Чувствуете разницу?

За 30 лет система претерпела сильные изменения. В десятки раз увеличились быстродействиеи количество циклов срабатывания за единицу времени. Так, например, первые блоки управления

для легковых автомобилей весили более 7 кг. Современные же гораздо компактнее и тянут килограмма на полтора.

Блокировка опасна ещё и тем, что способна стать причиной заноса или увода автомобиля в сторону. Произойти это может, когда под колёсами разнородное покрытие, сильно изменена загрузка по осям в ходе предыдущего манёвра или стоят разные шины (последнее звучит дико, но в России, увы, не редкость). Кроме того, при заблокированных колёсах машина может изменить траекторию под действием любой боковой силы (уклон дороги или столкновение). Скорректировать траекторию в этом случае практически невозможно.

Ещё один негативный эффект блокировки — увеличение тормозного пути. Здесь всё дело в том, что сила трения покоя обычно больше силы трения скольжения. Следовательно, для максимально быстрой остановки автомобиля должно генерировать такую величину давления в тормозных магистралях, чтобы колёса при торможении вращались на грани блокировки. Есть такой немаловажный показатель, как относительное проскальзывание. Он в зависимости от степени заторможенности колеса может меняться от нуля (колесо катится без проскальзываний) до 100% (колесо полностью заблокировано). Экспериментально установлено, что максимальная эффективность торможения достигается при 15–20-процентном проскальзывании — то есть в том случае, когда скорость вращения заторможенного колеса на 15–20% ниже скорости свободновращающегося колеса при постоянной скорости движения машины. Забегая вперёд, скажем, что электроника при торможении поддерживает именно эту величину, периодически блокируя и разблокируя колёса.

В состав практически любой современной системы АБС входят:электронный блок управления (1), модулятор (2), изменяющий давление в гидравлических магистралях,

датчики угловых скоростей вращения колёс (3), установленные на внутренней части ступицы колеса.

Прогрессивное человечество окончательно осознало вред заблокированных колёс лишь в 70-х прошлого века. Пионером в данной области стал Mercedes-Benz, совместно с компанией Bosch разработавший систему, которая в 1979 году стала устанавливаться на Мерседесы S-класса. Основной принцип работы АБС был сформирован именно тогда, и потом только cовершенствовался.

Современная электроника (ABS, противобуксовочная система, ESP), чтобы держать под контролем поперечную и продольную динамику автомобиля, учитывает не только частоту вращения колёс. Подконтрольными являются угол поворота руля, степень крена кузова, ускорение… Давление в тормозных контурах генерируется по совокупности полученных данных, плюс в

некоторых случаях принудительно изменяется тяга двигателя.

Задача ABS — регулировать скорость вращения колёс путём изменения давления в магистралях тормозной системы. Чтобы контролировать угловую скорость, надо знать её величину и то, как она меняется со временем. Каждое колёсо снабжено датчиком, который выдаёт электрические импульсы с частотой, пропорциональной скорости вращения колеса. Эта информация поступает в блок управления АБС.

Если во время торможения угловая скорость колеса приблизилась к нулю, электронный мозг тут же примет решение его «растормозить». Гидравлический модулятор при помощи электроклапана стравит давление из магистрали и перенаправит «лишнюю» порцию тормозной жидкости в гидроаккумулятор. Давление будет снижаться до тех пор, пока колесо, снова «ухватившись» за покрытие, не раскрутится до определённой скорости. Далее ABS опять резко увеличит давление в магистрали и притормозит колесо. Цикл продолжится до тех пор, пока машина не остановится или водитель не ослабит давление на педаль до положения, когда ABS не нужна.

Многие скажут: «Невелика премудрость!» Прерывисто тормозить можно и самому. И правда: во многих случаях такой способ замедления на автомобилях, не оборудованных АБС, позволяет во время экстренного торможения объехать внезапно возникшее препятствие. Когда колёса блокируются — вы тормозите, как только «отпускаются» — получаете возможность корректировать направление движения. Естественно, при таком раскладе тормозной путь значительно увеличится, зато водитель получит возможность объехать препятствие и упреждающим действием руля погасить занос.

Но, к сожалению, ни один титулованный гонщик не способен обеспечить «порционное» торможение с частотой, с которой это делает ABS. Система (в зависимости от варианта исполнения) за секунду успевает заблокировать-разблокировать колёса около 15 раз. К тому же водитель одновременно воздействует на все тормозные механизмы (так работали первые системы ABS), в то время как современные 4-канальные антиблокировочные системы следят за скоростью вращения и регулируют тормозное усилие для каждого колеса отдельно.

В большинстве современных автомобилей ABS работает вместе с EBD (Electronic Brake Distribution) — системой распределения тормозных усилий, которая дозирует интенсивность торможения для каждого колеса. C EBD можно смело тормозить в повороте и на «миксте». Электроника по разности частот вращения поймёт, что колёса попали на участки с разнородным покрытием, и уменьшит тормозные силы на колёсах, которые имеют лучшее сцепление с дорогой. Кстати, интенсивность замедления в этом случае снизится и будет определяться силой трения колеса (колёс), имеющего наихудшее сцепление с дорогой.

Нелишне заметить, что для максимальной эффективности замедления педаль тормоза на автомобилях с ABS надо вдавливать в пол что есть силы. Впрочем, последнее делать не обязательно тем водителям, чьи машины оснащены системой Brake Assist, которая сама создаёт избыточное давление в тормозной магистрали, «дотормаживая» за слабого или нерешительного человека. При штатных замедлениях она не вмешивается. Однако резкое нажатие (удар) на педаль Brake Assist расценивает как сигнал к экстренному торможению и вступает в действие.

При торможении на разнородных покрытиях электроника сделает всё,чтобы противостоять заносу. Но иногда автомобиль, оснащённый ABS и EBD, может довольно сильно развернуть.

Здесь всё зависит от того, как настроена система.

Но не всё так гладко. ABS, как и любая другая система, обладает недостатками. Например, простой «антиблок» может проиграть обычным тормозам на снегу, льду или песке, свести на нет преимущества шипованной резины. Ведь на льду шипы обеспечивают наибольшее замедление только при максимальном относительном проскальзывании, когда они словно когти впиваются в лёд и бороздят его. Каверза в том, что ABS, стремясь растормозить колёса, не даёт шипам работать и тем самым увеличивает тормозной путь. То же происходит на грунтовых дорогах (песок, щебень, глина) и покрытиях, занесённых снегом.

Наличие ABS не повод отказа от шипованной резины. Во время блокировки шипы всё равно будут цепляться за лёд и обеспечивать

более надёжное замедление, нежели нешипованные покрышки.

Автомобили с ABS в этом случае имеют более длинный тормозной путь, потому что постоянно разблокирующиеся колёса не создают «эффекта плуга». А ведь именно на таких покрытиях заблокированные колёса имеют максимальную эффективность торможения — из-за того что нагребают перед собой «валики» из грунта или снега. Вот почему нужно помнить: на обледеневшей, заснеженной или грунтовой поверхности тормозной путь автомобиля, не оснащённого АБС, может быть короче.

Автомобили с ABS при экстренном торможении остаются управляемыми.

Подложить небольшую свинью АБС может и на неровной дороге. Если при торможении одно колесо на мгновение зависнет в воздухе и заблокируется, обманутая электроника начнёт спасать вас от заноса и тут же снизит давление в остальных магистралях. В повороте автомобиль неприятно вильнёт «хвостом», а тормозной путь увеличится. От таких случайных отрывов, в принципе, не застрахован никто, но нужно помнить, что залогом адекватной работы АБС является исправная подвеска.

При любой неисправности в системе на приборной панели загораетсяконтрольная лампа. В этом случае совет один — бегом в сервис.

Прогресс рождает на свет всё более продвинутые системы. Оперирующие большим количеством показаний, они способны адаптироваться под тип дорожного покрытия и тормозить по одному из заранее заложенных эффективных алгоритмов. Конечно же, электронику нельзя воспринимать как панацею от всех бед, но статистика вещь упрямая: грамотно настроенная ABS при всех исправных системах автомобиля на сухом и мокром покрытии в среднем помогает экономить до 20% тормозного пути и оставляет водителю шанс маневрировать. Стоит ли говорить, что от этих драгоценных метров могут зависеть жизнь и здоровье?

Опубликовано: 25.01.2008

Для чего тормозам нужна система АБС

Антиблоктровочная система тормозов (АБС) на сегодняшний день является, наверное, самой распространенной системой, повышающей безопасность движения.  Почему антиблокировочная?

При повседневной езде, когда нужно остановиться, водитель обычно нажимает на тормоз плавно – автомобиль плавно замедляется. А если вдруг неожиданно на пути возникло препятствие? Тогда необходимо или очень быстро остановиться, или, если есть возможность, объехать препятствие. Водитель резко жмет на педаль тормоза, колеса блокируются, и автомобиль по инерции продолжает движение юзом. В такой ситуации, как ни крути руль – машина будет двигаться прямо, она стала неуправляемой. Вот тут и приходит на помощь АБС.

Что представляет собой система АБС и как она работает? Это совокупность датчиков, модуляторов и блока управления. Вся эта конструкция встраивается в тормозную магистраль автомобиля. При торможении датчики отслеживают угловую скорость вращения колес и в момент, когда колеса блокируются, подают сигнал на блок управления, который в свою очередь дает команду модулятору снизить давление в тормозном контуре. Давление снижается – тормозные колодки разжимаются и колеса восстанавливают вращение. Следом на модуляторы поступает команда усилить давление – колодки опять сжимают тормозной барабан, не доводя до момента блокировки колес. И так в течении всего времени, пока водитель давит на педаль тормоза. При этом каждое колесо тормозит индивидуально, а электроника по своим параметрам контролирует этот процесс.

Как тормозит опытный водитель, если на машине нет антиблокировочной системы? Он регулирует силу нажатия на тормозную педаль, не допуская блокировки колес, или применяет так называемое ступенчатое или импульсное торможение. Как только автомобиль начнет скользить, водитель отпускает педаль тормоза и колеса начинают вращаться. Сцепление с дорогой возрастает, и машина снова становится управляемой. Водитель вновь нажимает на педаль тормоза до момента блокировки и снова отпускает. Эта методика очень действенная, но требует определенных навыков и дополнительных усилий. АБС делает то же самое, только в несколько раз быстрее и точнее, потому что работу АБС обеспечивает электроника.

Действительно, с ABS тормозить очень легко. Достаточно ударить по тормозам и ждать остановки. Именно ударить, потому что ABS включается в работу на грани блокировки колес. Но нужно учитывать некоторые особенности в работе электроники. Это сказывается на длине тормозного пути.

Дело в том, что система АБС работает правильно только при наличии контакта всех четырех колес с дорожным покрытием. На чистом сухом асфальте, по сравнению с  автомобилем без АБС, тормозной путь сокращается примерно на 15-20 процентов. А на мокром, скользком или сыпучем покрытии тормозной путь увеличивается. Более того, на очень скользкой дороге может создаться ощущение, что машина с АБС практически не тормозит. Это объясняется слабым сцеплением колес с дорогой и системе требуется больше времени, чтобы остановить автомобиль.

Похожий эффект наблюдается при экстренном торможении на гребенке, когда колеса автомобиля совершают подскок и кратковременно оказываются «подвешенными» в воздухе – в этот момент АБС включается раньше и тормозной путь сильно увеличивается.

Отсюда следует вывод, что АБС не всегда сокращает тормозной путь. Хорошо это или плохо, может решить конкретная ситуация, нужно знать и учитывать особенности этой системы на дороге. Главное достоинство АБС в том, что в процессе экстренного торможения у водителя сохраняется возможность подруливания, и автомобиль остается управляемым.

Нужна ли АБС? - Автожурнал Мой Автомобиль

Эта статья о том, как удобнее ездить, с АБС или без нее. Как правильно ездить с АБС. Что ждать от машины с АБС. Нужна ли АБС? Для начинающего водителя очень даже неплохо, если на автомобиле есть АБС. Опытный обойдется и без нее, прерывисто тормозя. Но традиционно считается, что АБС с этим справится лучше. Аргумент такой: за секунду успевает заблокировать-разблокировать колёса около 15 раз, что недоступно человеку. Кстати говоря, АБС на некоторых моделях автомобилей делают отключаемой. Так что есть возможность ездить как с ней, так и без нее.

Два классических случая торможения без АБС и с АБС Случай первый. Осень. Машина – ВАЗ. Светофор моргает зеленым, скоро будет желтый сигнал, но проехать еще можно. Впереди одна машина. Уж она-то точно проедет, и я успею, если прибавлю газу, а значит не придется стоять на красном. Но эта единственная машина резко притормаживает и останавливается (водитель решил на моргалку не ехать). Для меня это было неприятным сюрпризом. Резко жму на тормоз! Колеса пошли юзом, машину понесло вперед. Жму опять. Сработало! Пошло торможение! Останавливаюсь в метре в стоящей впереди машины. «Черт бы побрал чайников на иномарках с АБС!!!»

Случай второй. Еду на машине с АBS, скорость небольшая. Впереди ГАЗель, которая ни с того ни с сего резко уходит право в боковой проезд. Но почему он остановился? Проезд занят, пропускает кого-то, но Газель-то большая и хвост ее еще на моей полосе. Торможу! Колеса скребут, но не тормозят. Слышу стрекот ABS. Значит, машиной можно управлять. Спокойно выворачиваю руль, не отпуская тормоза, и объезжаем ГАЗель, едем дальше как ни в чем не бывало».

Для чего нужна АБС? Кто скажет, что для более эффективного торможения, ошибется. В некоторых условиях работа АБС может даже увеличить тормозной путь. АБС нужна для того, чтобы при экстренном торможении не потерять контроля над машиной, чтобы иметь возможность маневрировать машиной и чтобы машина при экстренном торможении не ушла на юз. Вывод: АБС — штука нужная, но и ею надо уметь пользоваться.

Как правильно тормозить с АБС? Когда вы тормозите сами, то делаете прерывистые нажатия на педаль тормоза. То есть тормозите то тормозом, то двигателем. При тормозе с АБС техника нажатия на тормоз меняется. Вы должны будете что есть силы нажать на педаль тормоза и бить по ней что есть силы, чтобы автоматика поняла, что надо включать АБС. Далее ногу на педали нужно держать с максимально возможным усилием. Чем сильнее будете давить, тем более эффективным будет торможение. Не отпускаем педаль, пока не остановимся. Одновременно в ногу вам пойдут вибрации от педали. Прекрасно! Значит, АБС включилась. На более навороченных автомобилях вибрации педали тормоза не так сильно чувствуются (все для комфорта водителя), а это не дает четкой картины о торможении, что плохо в экстренной ситуации.

Привычка давить на педаль тормоза прерывисто может увеличить тормозной путь на автомобиле с ABS!

В каких случаях АБС увеличивает тормозной путь? Здесь всё зависит от покрытия, на котором приходится тормозить.

На сухом и влажном асфальтовом покрытии, укатанном гравии АБС обеспечивает более короткий тормозной путь.

Что нужно знать при езде на машине с АБС? Если у вас включилась АБС, значит, вы что-то допустили на дороге косяк и машина его исправляет. Несомненный плюс: при включенной АБС вы можете одновременно и тормозить, и маневрировать. Несомненный минус: включенная АБС не позволяет чувствовать полностью машину. Приходится отдаваться на милость машине.

Еще минус: на неровном покрытии машина с АБС тормозной путь может увеличиться.

И напоследок два отзыва о вождении с АБС и без нее. «Какое-то время назад попал в аварию. Из-за АБС не нашли тормозного пути, и пришлось о скорости мне на слово верить, и страховочку выплатили. Так вот я сейчас на АБС нарадоваться не могу, и езжу осторожно, молоковозы уже не обгоняю!»

«На удивление, тормозной путь а/м без АБС — короче!!! Почему? Все зависит от опыта водителя и его способности чувствовать машину. Если имеешь хорошие навыки торможения на скользких поверхностях, то можно, играя педалью тормоза и сцепления и используя особенности дорожного покрытия, оттормозиться быстрее, чем а/м с АБС. Например, прерывистое торможение, где лед, где асфальт или грунт показался. На а/м-лях с АБС управлять этим уже нельзя, а уж если нажал на педаль тормоза, то сиди и слушай, как система щелкает, а если запоздал с торможением — привет, бампер в багажнике».


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости