С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Для чего нужен катализатор в автомобиле


Катализатор: что такое? Зачем нужен катализатор на автомобиле?

Существует в современных автомобилях одна деталь, которая много лет является причиной очень жарких баталий автомобилистов. Но в этих спорах трудно понять аргументы каждой стороны. Одна часть автолюбителей «за», а другая «против». Деталь эта – каталитический нейтрализатор. Зачем нужен катализатор, что такое важное он выполняет в конструкции автомобиля, почему о нем вечно спорят? Попробуем в этом разобраться.

Каталитический нейтрализатор

Эта деталь отличается простой конструкцией, однако роль, которую она играет в автомобиле, очень большая и серьезная. Работа любого двигателя внутреннего сгорания сопровождается выбросом множества самых разных и очень вредных веществ (все эти вещества и токсичные газы через выходной тракт автомобиля выпускаются прямо в атмосферу). Нейтрализатор позволяет значительно снизить уровень токсичности выбросов, тем самым улучшая экологическую ситуацию.

Так, при помощи специальных химических реакций особо токсичные вещества, не самым лучшим образом влияющие на состояние атмосферы, превращаются в менее токсичные газы, которые затем и выводятся через выхлопную трубу.

В выхлопной системе кроме нейтрализатора также трудятся кислородные датчики. Они управляют качеством горючей смеси и влияют на работу каталитического нейтрализатора. Найти это устройство можно в выхлопном тракте между глушителем и двигателем. Устройство дополнительно защищено металлическим экраном, ведь при работе устройство нагревается. Посмотрите, как выглядит катализатор – фото его размещено ниже.

История создания

В 60-х годах в правительстве всех развитых стран мира обратили внимание на уровень экологии и озаботились количеством выбросов из выхлопных труб многочисленных автомобилей. А нужно сказать, что закон тогда уровни выбросов никак не регулировал.

В 1970 году были приняты самые первые стандарты, которые довели до сведения руководства автомобильных концернов. В этих стандартах был представлен список указаний по содержанию и количеству в выхлопных токсичных газах особо вредных веществ.

Данный стандарт указывал на то, чтобы в новых автомобилях обязательно использовали катализатор, что такое устройство позволит значительно снизить объемы угарного газа и продуктов сгорания углеводородов.

С 1975 года катализаторами стали оснащать все производимые автомобили. Эта деталь стала обязательной.

Устройство и принцип работы

Зачастую устанавливают этот прибор после выходной трубы двигателя либо же он может быть закреплен непосредственно на фланце выпускного коллектора.

Состоит устройство из специального блока-носителя, металлического корпуса и теплоизоляционных материалов.

Носитель состоит из множества ячеек, похожих на пчелиные соты. Он выполняет в устройстве практически всю работу. Эти соты имеют специальное покрытие – рабочий состав. Интересно, что деталь начитает работать не сразу, а лишь после того, как температура в выхлопном тракте поднимется до 200-300 градусов.

Нейтрализатор дожигает окись углерода, которая содержится в продуктах сгорания топлива, а также углеводороды. Также есть и другие вещества, которые нейтрализует катализатор. Что такое эти вещества? Это NOx. Газ очень токсичен и вреден. Он разрушает слизистые оболочки человека.

Ячейки-нейтрализаторы покрыты очень тонкой пленкой на основе уникального платино-иридиевого сплава. Те остатки токсичных веществ, которые не сгорели в двигателе, при касании горячей поверхности мелких ячеек мгновенно догорают. Для данного процесса катализатор забирает остаток кислорода, который остается в уже отработанных токсичных газах. В результате работы этой детали из выхлопной трубы выходят уже не токсичные вещества.

Виды

Картриджи катализатора могут быть изготовлены из керамических материалов или же из металла. Среди автомобилистов более распространены и популярны именно керамические изделия. Они отлично выдерживают высокие температуры, и на них не воздействует коррозия. Среди достоинств - невысокая цена на такой катализатор (что такое вещество, как керамика, имеет невысокую себестоимость, знают специалисты).

Есть у керамического катализатора и минусы. Это его хрупкость. Деталь абсолютно неустойчива к разного рода механическим повреждениям, а так как устройство расположено под дном машины, существует немалая вероятность встречи прибора с бордюром, камнем, с чем угодно. Тогда деталь сломается. Аналоги из металла гораздо крепче, но цена их очень высокая из-за платинового сплава. Например, катализатор ВАЗа в случае поломки не ремонтируется, а новый многие не покупают из-за высокой стоимости.

Катализаторы на разных марках автомобилей

Автомобили в зависимости от своего производителя могут существенно различаться. То же самое относится и к нейтрализаторам. Они также различны от модели к модели. Мы рассмотрим самые популярные марки автомобилей.

ВАЗ

Катализатор на ВАЗах ничем особенным не отличается. Они все металлические, часто выходят из строя ввиду различных повреждений. Найти устройство в автомобиле можно под дном, в районе выпускной трубы двигателя. Зачастую в случае выхода из строя ремонт катализатора невозможен.

«Форд»

В отличие от отечественных автопроизводителей, компания «Форд» позаботилась о водителях. Так, устройство для нейтрализации токсичных газов в машинах этой марки изготовлено на основе керамики.

Чтобы регулировать объем кислорода, для качественного прохождения химической реакции в устройстве используются лямбда-зонд, который интегрирован в ЭБУ.

Так, катализатор «Фокуса» состоит из одного каталитического коллектора и двух датчиков. С мощными двигателями работает два коллектора, а также 4 датчика. Последние можно отыскать и до и после устройства. Работу нейтрализатора можно контролировать с приборной панели.

Прибор рассчитан на 120 тыс. км пробега. Если использовать с двигателем некачественное топливо, эта деталь может выйти из строя значительно быстрее. При выходе из строя отремонтировать катализатор «Форда» невозможного. В этом случае выполняется только замена.

Проверку работоспособности можно выполнить очень просто, а понять, что необходима замена, также просто. С нерабочим катализатором мощностные характеристики существенно падают. Чтобы проверить работу устройства, необходимо выполнить замеры вредных веществ в выхлопе машины. Если фильтры забиты, тогда уровень вредных токсинов будет зашкаливать.

Также проверить работоспособность можно, удалив датчик, установленный до нейтрализатора.

Затем с помощью специального переходника необходимо подключить манометр и выполнить замеры давления при различной нагрузке на двигатель. Даже если устройство вышло из строя, ремонт катализатора не представляется возможным.

Если забился катализатор «Форда», в этом случае снимают старое устройство, а на его место устанавливают новый с увеличенными нормами. Также можно установить вместо катализатора пламегаситель либо универсальный нейтрализатор.

«Тойотовский» катализатор

«Тойота» в данном вопросе также не отличается ничем примечательным. Это те же соты с напылением золота или платино-иридиевого сплава. В новых автомобилях этой марки таких устройств три – они соединены друг с другом последовательно. Каждый из них предназначен для очистки газов от одного конкретного типа вредных веществ.

Правильная эксплуатация катализатора

Чтобы устройство как можно дольше берегло экологическую ситуацию, необходимо правильно его использовать. Так, первая и самая главная рекомендация, которая продлит оборудованию жизнь, – это качественное топливо от известных и популярных брендов. Некачественное горючее может содержать вещества, которые способны без труда уничтожить напыление сот. Особенно плохо влияет на катализатор («Калина» не исключение) такой металл, как тетросвинец. Это вещество уже давно запрещено во многих развитых странах.

Также необходимо помнить, что нейтрализатор работает под воздействием очень высоких температур, поэтому не следует парковать машину там, где валяются легковоспламеняющиеся предметы, листья, бумага или что-то другое.

Водитель при желании сберечь катализатор не должен часто включать стартер, если машина не завелась.

Лучше сделать паузу. Также не стоит вращать коленчатый вал, отключив при этом свечи зажигания. Не следует также производить запуск мотора с помощью буксира.

Как понять, что он сломался

Если, к примеру, на автомобиле установлен катализатор («Шевроле-Авео» в том числе) и необходимо понять, работает он или нет, то для этого существует несколько способов.

Когда машина нормально работает, тогда при любых режимах лампа на приборной панели, сообщающая о проблеме катализатора, не загорится.

Если деталь находится в полурабочем состоянии, тогда ощущается отсутствие тяги двигателя на высоких оборотах. Утром автомобиль хуже заводится. Также машина теряет обороты и увеличивается расход топлива. Все это сигналы того, что деталь требует замены.

Ремонт своими руками

На многочисленных СТО автолюбителям говорят, что ремонт этих устройств невозможен. На самом деле так и есть. Однако если деталь забилась, можно попробовать ее промыть. Если нейтрализаторов в машине несколько, тогда первый удаляют, а второй промывают. Вы можете видеть такой катализатор - фото его ниже.Промывать рекомендуют смесью для очистки карбюраторов. Если в результате выводится слишком много отложений, то следует замочить деталь на одну ночь в ведро с дизельным топливом.

Далее устройство можно собрать и наслаждаться результатом. Однако для полноценной работы все-таки рекомендуют приобрести новое устройство. Существуют универсальные модели, подходящие на многие автомобили.

Что такое катализатор и чем он опасен для мотора — DRIVE2

Каталитический нейтрализатор — один из важнейших компонентов любого современного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Именно эта неприглядная деталь помогает сохранить атмосферу от вредных выбросов и уберечь экологию планеты. Несмотря на очевидные плюсы, катализатор может доставить автовладельцу немало проблем и даже полностью убить двигатель машины. Разбираемся в устройстве системы и вовремя устраняем неполадки каталитического нейтрализатора.

Устройство

Каталитический нейтрализатор входит в систему выпуска отработавших газов и располагается в непосредственной близости от выпускного коллектора автомобиля. Именно в него попадает раскалённый выхлоп из коллектора ДВС, и уже после, существенно замедленным, охлаждённым и очищенным от вредных веществ оказывается в резонаторе и в глушителе.

Принцип работы устройства основан на химических реакциях, нейтрализующих вредные выбросы окиси азота, углерода и всевозможных групп углеводородов. Основной элемент катализатора выполнен в виде массивного керамического или металлического блока с мелкими сотами, на стенки которых нанесены драгоценные металлы — сплав иридия и платины, а также родия и палладия. При касании химически активных поверхностей вредные соединения сгорают и выводятся из выхлопной трубы в виде безвредных N2 и CO2. Платина и палладий выполняют в устройстве роль окислителей и сильно ускоряют горение углеводородов. Активный элемент помещён в металлический кожух и снабжён слоем теплоизоляции.

Каталитический нейтрализатор не просто улавливает и нейтрализует вредные соединения, но и непосредственно влияет на работу двигателя. Сигналы с датчиков, расположенных на входе и выходе в устройство, постоянно считываются «мозгами» автомобиля и помогают наилучшим образом оптимизировать рабочую смесь.

Признаки неисправности

Срок службы дорогостоящего катализатора обычно примерно равен сроку службы всего автомобиля, однако нередко он ломается гораздо быстрее положенного и может утянуть за собой мотор. Важно помнить, что каталитический нейтрализатор не выходит из строя без причин. Его поломка — признак неправильной работы системы зажигания, неполного сгорания смеси в цилиндрах, сильного износа мотора или длительного использования некачественного топлива.

Понять, что ваш катализатор просится в утиль, можно по нескольким характерным симптомам:

— снижение производительности мотора

Наиболее распространённым симптомом выхода из строя катализатора является сильное снижение мощности двигателя. Автомобиль начинает терять динамику и плохо разгоняется. Двигатель работает неустойчиво, перегревается и «троит». Это случается при сильном уменьшении пропускной способности катализатора: соты разрушаются, оплавляются и спекаются, закупоривая отверстие и мешая свободному проходу отработавших газов. На начальной стадии неисправности автомобиль будет разгоняться до относительно невысокой скорости, а при запущенном случае мотор начинает тяжело запускаться, а затем «задыхаться» и глохнуть. Топливная экономичность также заметно ухудшается. Также во время холодного пуска появляется резкий неприятный запах.

— грохот под днищем

Громкий грохот под днищем автомобиля говорит о том, что активный элемент каталитического нейтрализатора начал разрушаться и распадаться на части. Керамические осколки под действием потока выхлопных газов хаотично бьются о стенки кожуха и создают неприятный грохот. Как правило, наиболее чётко это проявляется на повышенных оборотах работы мотора и во время запуска.

— слабый напор выхлопных газов из глушителя

Если поднести руку к выхлопной трубе, можно почувствовать пульсацию — выпускные клапаны цилиндров работают поочерёдно. Если на холостых оборотах поток выхлопа ровный и постоянный, это верный признак забитого катализатора. Если повысить обороты, а затем заглушить мотор, выхлопные газы продолжат непродолжительное время создавать напор — выходят газы, скопившиеся в закупоренной трубе.

Наиболее универсальный признак поломки катализатора — ошибка системы, активирующая значок «неполадки двигателя» на приборной панели. При появлении этого симптома нужно безотлагательно считать диагностическим сканером код ошибки и устранить неполадку. Если «мозги» автомобиля обнаруживают неверные показатели на кислородных датчиках, они сразу же оповещают об этом водителя, а заодно переводят систему управления мотором в аварийный режим. Это нередко сопровождается ухудшением динамики и увеличенным потреблением топлива. Компьютерная диагностика в этом случае часто обнаруживает ошибки P0420 (низкая пропускная способность катализатора) или Р0430.

Причины и последствия

А теперь обратимся к главному — почему выходит из строя катализатор и какие последствия это за собой влечёт.

Выход из строя каталитического нейтрализатора не происходит внезапно и беспричинно. При исправной работе всех остальных систем он верой и правдой служит многие годы вплоть до момента утилизации транспортного средства (а нередко и переживает его). Если устройство сломалось на вашем автомобиле — оплавилось или рассыпалось, вам почти наверняка предстоит диагностика и ремонт системы зажигания или питания.

Как правило, катализатор выводится из строя именно благодаря некорректной работе этих двух систем. При неисправной системе зажигания топливо в одном или нескольких цилиндрах не сгорает полностью, а попадает в систему выхлопа. Раскалённый катализатор вынужден дожигать повышенные объёмы углеводородов, которые разогревают соты до сверхвысоких температур, что приводит к их спеканию. Причиной крупной неприятности могут быть свечи зажигания, катушки или высоковольтные провода. К аналогичным поломкам приводит и неисправность форсунок, которые начинают переливать топливо. Износ или залегание маслосъёмных колец цилиндропоршневой группы или выход из строя маслосъёмных колпачков приводит к такому же результату, только догорает в катализаторе уже моторное масло.

Ещё одной распространённой причиной выхода из строя катализатора является сильное механическое повреждение, приводящее к деформации корпуса. Важно помнить, что тонкостенные соты легко крошатся даже при незначительных физических нагрузках. Выезжая на оффроуд, нелишним будет озаботиться установкой дополнительной защиты днища автомобиля.

Несвоевременный ремонт катализатора опасен тем, что мелкие частицы керамики могут попасть через выпускной тракт прямиком в цилиндры двигателя. Оказавшись там, они моментально царапают стенки цилиндров и полностью выводят из строя мотор. Страдает от керамического мусора и турбина (при наличии таковой). Дополнительный нагрев выпускного тракта приводит к деформациям головки блока цилиндров и сильно сокращает ресурс силового агрегата.

Во избежание критической поломки, не доводите свой автомобиль до плачевного состояния и вовремя устраняйте неисправность катализатора. Благо, сделать это вполне по силам даже своими

Что необходимо знать о катализаторе в автомобиле

Сегодня очень много внимания уделяется охране окружающей среды. Одним из немаловажных факторов, влияющих на её загрязнение, считаются выхлопные газы транспортных средств. Производители автомобилей предусмотрели многоуровневую очистку выхлопов от машин, которая включает в себя и наличие так называемого катализатора или нейтрализатора. Противники катализаторов однозначно указывают на очень высокую стоимость этого узла, которая порой составляет до 13% от стоимости всего авто. Другие указывают на важность наличия катализатора для корректной работы транспортного средства. Давайте рассмотрим, что такое катализатор в автомобиле, и так ли он необходим нашим машинам и нам.

Катализатор

Нейтрализатор является одной из составных частей выхлопной системы, которая предназначена для отведения отработанных газов в процессе работы автомобиля. Выхлопы обычно включают в себя множество крайне вредных для всего окружающего веществ типа оксидов азота, окиси углерода и углеводорода. Вот для снижения этих выхлопов и предназначен катализатор.

Скидки на новые автомобили! Выгодный кредит от 9.9%Рассрочка 0%

Катализатор чаще всего находится непосредственно на принимающей трубе, но может располагаться и сразу после неё. Данная деталь состоит из корпуса с теплоизоляцией, в который помещена основа из керамики или метала, выполненная в форме сот. Сверху эта конструкция имеет напыление из сплава, включающего в себя ценные, редкоземельные металлы, чаще всего это платина, иридий, палладий и родий. Конструкция из сот обеспечивает максимально большую площадь соприкосновения выхлопов и напыления выступающего в роли катализатора. Раскалённые газы выбрасываются на соты с напылением, и происходит химическая реакция по нейтрализации вредных веществ. Таким образом, после очистки в атмосферу поступают почти безобидные азот или углекислый газ. Из этого понятно, что назначение катализатора в машине – это максимальная очистка выхлопных газов. Для повышения эффективности очистки нейтрализаторы помещают как можно ближе к выпускному коллектору автомобиля, где выходящие выхлопы имеют наиболее высокую температуру, а при соприкосновении с покрытием из катализатора температура становится ещё выше.

Катализатор как таковой устанавливать необязательно, это вряд ли приведёт непосредственно к поломке, но есть условия, когда его наличие не просто желательно, но и обязательно. К таким условиям мы можем отнести:

  • планируется поездка за рубеж (строго обязательно);
  • машина моложе пяти лет;
  • предстоит самостоятельное прохождение ТО.
  • вы беспокоитесь о сохранении окружающей среды.

Виды нейтрализаторов

Катализаторы различаются по своим функциям, и можно выделить несколько различных типов этих устройств:

  1. Двусторонние. Данный тип устройств наиболее часто применяется в дизельном транспорте. Они нацелены на выполнение следующих функций:
  • провести окисление угарного газа для получения углекислого;
  • окисление углеводородов из отработанного топлива путём преобразования в воду и углекислый газ.
Нейтрализатор в выхлопной системе
  1. Трёхсторонние. Этот тип устройств появился в 1981 году. Он может выполнять несколько более широкий спектр работы, а именно:
  • преобразовывать окись азота в азот и кислород;
  • производить окисление угарного газа в углекислый;
  • осуществлять окисление несгоревших углеводородов в углекислый газ и воду.
  1. Дизельные катализаторы.
  2. Катализаторы для транспортных средств, осуществляющих работу на бедных смесях.

Все катализаторы можно разделить ещё и на основании материалов, из которых они изготовлены. По этому принципу можно выделить:

  1. Керамические катализаторы. Эти устройства имеют стандартную конструкцию в виде сот, изготовленных из керамики. Рабочая поверхность нейтрализатора покрыта напылением из платины и иридия. Основным преимуществом керамического элемента является его относительно невысокая стоимость, но у такого нейтрализатора имеется и существенный недостаток – он слишком хрупок. Разрушить керамические соты может совершенно незначительный удар. Ударная волна может образоваться и в том случае, если топливо сгорает не сразу, а с небольшой задержкой – происходят хлопок и разрушение сот. Другой причиной разрушения может стать простая вода из лужи, попавшая на разогретый катализатор.

Ещё одна проблема, довольно часто тревожащая обладателей устройств с керамической начинкой, это постоянно образующаяся керамическая пыль. Её можно найти в камере сгорания и даже иногда в цилиндрах двигателя.

  1. Металлические катализаторы. Начинка данных устройств состоит из металлических сот, которые обладают повышенной упругостью. Данное свойство было достигнуто благодаря тому, что металл определённого качества имеет спиралевидную форму. Эта конструкция имеет высокую надёжность и является очень прочной, но, как и керамический вариант, она подвержена разрушению при использовании некачественного топлива и контрафактных жидкостей, которые используются для промывания системы. Вред могут нанести и переобогащённые топливные смеси, и попадание в камеру сгорания антифриза или масел.
  2. Спортивные. Это наиболее прочные и надёжные модели нейтрализаторов, но, к сожалению, и самые дорогие. Спортивные катализаторы тоже изготовлены из металла, но они обладают довольно высокой пропускной способностью. В результате этого автомобили с такими катализаторами и прямоточной системой выведения выхлопных газов получают дополнительную мощность, иногда достигающую 20%.

Столкнувшись со всеми возникающими проблемами относительно обычных катализаторов, многие автомобилисты приходят к выводу, что данное устройство приносит гораздо больше вреда, чем пользы. Но это не совсем так, нейтрализатор просто необходимо вовремя заменять на новый. В таком случае никаких проблем с автомобилем не возникнет, а выбросы газов от отработанного топлива будут наносить не так много вреда окружающей среде.

Важно понимать, что отработавший своё катализатор не подлежит ремонту. При любого рода поломках он требует только замены на новый.

Отработавший своё катализатор

В ситуации, когда возникла потребность в замене устройства, владелец транспортного средства может выбрать наиболее подходящий для него вариант. На любой автомобиль можно установить:

  1. Оригинальную модель. Это особенно актуально для обладателей машин, которые ещё находятся на гарантийном обслуживании. Главным недостатком устройства является его высокая стоимость.
  2. Универсальная. Этот вариант будет стоить практически в два раза дешевле, но свои функции по очистке выхлопов он выполнит хорошо. Само тело катализатора вваривается в систему на место старого устройства. Такой вариант обойдётся примерно в 10 – 15 тысяч и будет наиболее приемлемым для владельца авто.
  3. Пламегаситель. Это наиболее экономичный вариант, но для автомобилей, настроенных на евро 4 или 5, он категорически не подойдёт. Устройство предназначено для стабилизации потока выхлопных газов и исходящих из трубы звуков.
  4. Обманка лямбда зонда. Этот вариант очень дешёвый и предназначен для обмана бортового оборудования. Благодаря такой приставке или специальному датчику на компьютер будет подаваться сигнал правильно функционирующего нейтрализатора, но очистки выхлопов происходить не будет.

Что говорит о необходимости замены нейтрализатора

Существующие сегодня модели нейтрализаторов по большей части имеют запас прочности на прохождение от 100 до 120 тысяч км., но может возникнуть неожиданная потребность в замене и несколько раньше.

Явным признаком окончания срока эксплуатации данного устройства будет выгорание каталитического напыления на соты. В современных моделях автомобилей о данной проблеме сразу же сообщает бортовая система – загорается сообщение об ошибке. В том случае если транспортное средство не новое и не имеет бортового компьютера, о возникновении проблемы данного рода можно судить по следующим признакам:

  • на повышенных оборотах может временно, а иногда и постоянно пропадать тяга;
  • очень плохо заводится машина, требуется долго работать стартером;
  • неожиданно при полном вдавливании педали обороты перестают подниматься выше четырёх тысяч, а иногда и меньше, оборотов, при этом автомобиль требует гораздо больше топлива.

Все перечисленные признаки сигнализируют о возникновении проблемы, система ещё работает, но пришло время её замены. Эти проблемы возникают в результате частичного оплавления или разрушения сот и снижения пропускной способности для выхлопных газов. Если проигнорировать данный факт, в скором времени можно столкнуться с ситуацией, когда мотор начинает заводиться с большими проблемами, и даже если заведётся, то очень быстро глохнет – катализатор полностью в нерабочем состоянии. Подтверждением неисправности именно нейтрализатора является тот факт, что из выхлопной трубы перестаёт идти газ при включенном моторе. Наличие газов нужно проверять рукой, поднесённой к отверстию.

Ещё одним сигналом о разрушившемся катализаторе будет грохот под автомобилем. Наиболее явно он слышен во время запуска мотора. Это происходит потому, что устройство уже разрушено, и части керамической начинки под воздействием напоров газов хаотично бьются о кожух.

Почему нейтрализатор может выйти из строя

Каталитическое устройство имеет довольно длительный срок службы, и если разрушение происходит в короткие сроки после начала эксплуатации автомобиля, то у транспортного средства имеются скрытые проблемы с системами питания и зажигания. Перед заменой данного устройства обязательно требуется полная диагностика этих систем.

В том случае, если некорректно работают эти системы, как минимум в одном из цилиндров не происходит полного сгорания топлива, и катализатор вынужден работать в усиленном режиме, дожигая его.

Очень крупные неприятности могут вызвать высоковольтные провода или катушки и свечи зажигания. При нарушении в работе форсунок может переливаться топливо, что тоже влечёт за собой выход из строя катализатора. Если происходит залегание или износ колец и колпачков цилиндропоршневой системы, переливаться и догорать начинает ещё и моторное масло.

Как уже говорилось ранее, керамическая начинка может быть очень легко повреждена при механическом воздействии. Во избежание данной ситуации не помешает установить дополнительную защиту на днище авто.

Разрушение керамического содержимого катализатора чревато попаданием крошек в цилиндры двигателя, где они повреждают стенки и могут даже привести к поломке двигателя. Чтобы не произошло ничего подобного, необходимо следить за состоянием своего транспортного средства и вовремя производить необходимый ремонт.

Можно ли обойтись без катализатора

Этот вопрос решает каждый для себя самостоятельно. Между автомобилистами существуют совершенно противоположенные мнения. Если подытожить все высказывания, можно отметить, что удаление катализатора несёт в себе и положительные, и отрицательные стороны:

Плюсы:

  • двигатель работает в полную силу, ему ничто больше не мешает освобождаться от отработанных газов;
  • заметно улучшается динамика транспортного средства;
  • ощутимая экономия денег, особенно это касается оригинальных моделей.

Минусы:

  • повышенное загрязнение окружающей среды;
  • большое количество выделяемого дыма, это особенно заметно при прогревании автомобиля или при начале движения, что называется «на холодную»: в процессе прогревания двигателя дым из трубы становится практически незаметным;
  • усиливается запах выхлопных газов, но это можно почувствовать только, если находиться непосредственно рядом с выхлопной трубой;
  • шум – автомобиль, естественно, становится несколько шумнее – чётче слышен глушитель, но это совсем не критично.

Таким образом, удалять или не удалять катализатор – решать нужно самостоятельно. В нашей стране на сегодняшний день нет жёстких требований по содержанию вредных веществ в выхлопных газах. В том случае, если есть планы совершить автомобильную поездку в Европу на собственном автомобиле, решение может быть только одно – каталитический нейтрализатор устанавливать придётся обязательно, в противном случае вы просто не получите разрешение на въезд.

Как выбить катализатор? Зачем нужен катализатор в выхлопной системе автомобиля

Рано или поздно автолюбители сталкиваются с ситуацией, когда машина по непонятным причинам начинает терять мощность, а расход топлива увеличивается. Виновником может быть отслуживший свой срок каталитический нейтрализатор. Как вернуть авто в рабочее состояние, можно ли выбить катализатор и как это сделать безболезненно, расскажет эта статья.

Немного истории

Еще в 60-х годах прошлого столетия прогрессивные умы человечества начали бить тревогу, связанную с ухудшением экологии на планете. Фабрики и заводы без каких-либо ограничений выбрасывали в атмосферу вредные отходы, а количество автомобилей на дорогах неуклонно росло. Уже тогда мегаполисы затянуло сизым туманом автомобильного выхлопа.

В 1970 году к иностранным производителям было предъявлено требование - оснастить машины нейтрализатором отработанных газов. Основным вредным выбросом считался угарный газ - продукт неполного сгорания углеводородного топлива. С 1975 года установка катализаторов являлась обязательным требованием к производителям автомобилей за рубежом.

Как известно из уроков химии, катализатором является вещество, которое стимулирует химическую реакцию, при этом не участвует в создании нового вещества. Современные катализаторы для выхлопных систем выполняют две функции:

  • дожигание угарного газа (CO) до его перехода в состояние углекислого газа (CO2);
  • разделение оксида азота на азот и кислород.

Выполнение этих двух функций поделило каталитические нейтрализаторы на две разновидности: восстанавливающие и нейтрализующие катализаторы. Часто элементы двух видов устанавливаются в один корпус, чтобы выполнять обе функции.

Чтобы реакция проходила как можно эффективнее, вещество, отвечающее за восстановительные реакции, нанесено на керамические элементы, выполненные в виде сот. Их шестиугольная форма позволяет создать не только большую площадь соприкосновения выхлопных газов с катализатором, но придает высокую прочность, что немаловажно для хрупкой керамики.

Кроме керамических элементов, существуют металлические. Эта разновидность отличается высокой прочностью и имеет небольшой минус: при выходе из строя металлический катализатор выбить, как керамический, невозможно. Приходится разбирать корпус, ремонт становится более дорогим.

Зачем выбивают катализатор? Во время эксплуатации его проходное сечение постоянно уменьшается, и наступает момент, когда нормальная работа двигателя становится невозможной. Чтобы восстановить сечение выхлопной системы, керамические элементы выбиваются из корпуса нейтрализатора.

Что такое лямбда-зонд и его роль в выхлопной системе

Лямбда зонд или датчик кислорода имеет непосредственное отношение к катализатору. Он замеряет количество кислорода в выхлопных газах. В соответствии с сигналом, поступающим с датчика, автомобильный компьютер регулирует состав и количество топливной смеси.

Некоторые модели авто имеют два датчика кислорода. Один устанавливается до катализатора, второй - после. Это сделано для того, чтобы повысить точность показаний. Однако это же создает проблемы в случае тюнинга выхлопной системы или при удалении катализатора авто. Датчик, установленный после нейтрализатора, вводит в заблуждение ЭБУ, после чего повышается расход топлива и падает мощность двигателя. Поэтому в случае ремонта нужно знать, не только то, как выбить катализатор, но и что нужно сделать после этого, чтобы восстановить работоспособность.

Место катализатора в выхлопной системе

Каталитический нейтрализатор является частью выхлопной системы автомобиля. Он бывает как в виде отдельного элемента, так и в сборе с глушителем. Первый вариант значительно удобнее, так как при замене катализатора не требуется ни замена глушителя, ни сварочные работы по врезке новой детали.

Устанавливается катализатор в двух местах в зависимости от модели авто. В первом случае в подкапотном пространстве, сразу после выпускного коллектора. Во втором варианте также после выпускного коллектора, но под днищем автомобиля.

Посадочные отверстия под датчики кислорода вварены в выхлопную трубу до и после нейтрализатора.

Бывают глушители без катализатора. К автомобилям эпохи советских времен не предъявлялись требования экологической безопасности. Поэтому на машинах той поры этих элементов выхлопной системы нет.

Как проверить работоспособность

Основным симптомом забитого катализатора может быть потеря мощности. Это происходит, потому что пропускное сечение становится ничтожно малым и выхлопные газы не могут выйти до конца во время выпускного такта двигателя. Во время такта впуска отработанные газы смешиваются со свежей смесью, ухудшая горение. В результате происходит падение динамики разгона и увеличение расхода топлива. Но как точно понять, что причиной стал именно нейтрализатор, а не что-либо еще?

Для этого есть три способа:

  1. Снять катализатор и посмотреть его на просвет. Это самый верный, но также и трудоемкий способ. Требует работ по демонтажу. Кроме того, не любой нейтрализатор можно проверить таким способом. Те, которые вварены в выхлопную систему, на просвет посмотреть не получится.
  2. Проверить при помощи давления. Для этого во второй лямбда-зонд вкручивается манометр, заводится двигатель. Если при скорости вращения коленвала 2500 об/мин давление составляет 0.3 кг/см2 или меньше, то замена не требуется.
  3. Замер давления мотор-тестером. Для этого в свечное отверстие вкручивается датчик и замеряется давление в выхлопной системе. Если оно превышает 200 кПа, то это говорит о необходимости замены.

Последний способ самый технологичный, выполняется только в специализированных мастерских, например, автосервисах по ремонту глушителей в Москве.

Замена или удаление

Когда владелец автомобиля сталкивается с данной неисправностью, перед ним встает вопрос: нужно ли выбивать катализатор или заменить его новым. Ответ лежит в нескольких плоскостях. Первое - это стоимость новой детали. Нейтрализатор - вещь недешевая. В нем содержатся драгоценные металлы (платина, золото, палладий), что обуславливает цену. Стоимость может быть настолько высока, что владелец однозначно решит выбить катализатор.

Как смотрят на эту проблему водители другой категории? Они считают, что внесение изменений в конструкцию автомобиля не приводит ни к чему хорошему. Поэтому решают установить новый нейтрализатор.

Третья категория людей также покупает новую деталь. Однако ими движет другой мотив. Они искренне беспокоятся об экологии на планете, им небезразлично, чем будут дышать люди, едущие следом за их автомобилем.

Можно ли самому почистить катализатор

Срок службы нейтрализатора составляет 150 тыс. км пробега. Это в идеальном варианте: не изношенном двигателе, качественном топливе. Обычный вариант, когда катализатор начинает давать о себе знать, это пробег 70-80 тыс. км. Можно ли каким-либо способом продлить срок его службы? Оказывается, можно. Для этого в перечень плановых работ по техническому обслуживанию нужно включить чистку. Делается она несколькими способами:

  1. Добавление в топливный бак присадок, очищающих от нагара. Этот метод хорош тем, что производится очистка без демонтажа детали. Минусом является то, что неизвестно, достигнута ли цель.
  2. Продувание сжатым воздухом керамических сот. Этот вариант позволяет визуально определить степень загрязнения, а также конечный результат.
  3. Промывание сот аэрозольными составами для очистки карбюраторных жиклеров.

Последние два варианта подразумевают разборку выхлопной системы. Все эти методы могут увеличить срок службы катализатора, однако нужно понимать, что несмотря на хорошую проходимость выхлопных газов, элементы катализатора имеют определенный срок службы, после чего они теряют свою эффективность.

Инструменты, необходимые для проведения работ

Перед тем как выбить катализатор, нужно определить, какой тип элемента находится внутри. Если керамический, то объем работы включает в себя демонтаж, выбивание элемента. Если внутри металлический элемент, то выбить его не получится. Чтобы его удалить придется разрезать корпус нейтрализатора, затем заварить его. Исходя из этого нужен разный инструмент. Для проведения работы потребуется:

  1. Набор ключей, включающий в себя как рожковые ключи, так и трещотки с головками.
  2. Аэрозольная проникающая смазка, наподобие WD-40. От высоких температур болты соединений глушителя сильно закисают, отвернуть их без смазки практически нереально.
  3. Лом или монтировка для выбивания керамики из корпуса.
  4. Шлифовальная машина и сварочный аппарат в случае удаления из катализатора металлического элемента. Также эти инструменты могут понадобиться, если нейтрализатор приварен к выхлопной трубе, как в случае “Шевроле Нивы”.
  5. Новая прокладка между катализатором и глушителем. Обычно элементы выхлопной системы прикипают друг к другу, поэтому их приходится отделять друг от друга при помощи монтировки. При этом прокладки, находящиеся между ними, страдают.

Кроме перечисленного, могут понадобиться подъемник, смотровая яма, в зависимости от модели автомобиля. Если катализатор установлен в подкапотном пространстве, то достаточно просто ровной площадки.

Инструкция по демонтажу

Самостоятельно удалить внутренние элементы катализатора несложно. Трудность может заключаться лишь в отворачивании прикипевших гаек. Поэтому нужно помнить, что отворачивать их следует только после обработки проникающей смазкой. Также их нельзя откручивать за один проход. Делать это надо “враскачку”, отворачивая на небольшой угол, затем возвращаясь обратно. Если попытаться отвернуть сразу, то можно отломить шпильки крепления, что сильно усложнит ремонт.

Для того чтобы демонтировать катализатор, нужно:

  1. Поставить машину на подъемник или на смотровую яму.
  2. Отсоединить от аккумулятора минусовую клемму.
  3. Отсоединить провода кислородных датчиков от их разъемов.
  4. Открутить болты, соединяющие основной глушитель и катализатор. В случае если катализатор соединен воедино со средней частью выхлопной системы, то придется ее полностью демонтировать.
  5. Отцепив среднюю часть глушителя от крепежных резинок, вынуть катализатор.

Выбивание катализатора

После снятия нейтрализатора нужно его внимательно осмотреть и решить, что делать дальше. Если корпус сильно подвергся коррозии, то нет смысла просто выбивать керамический элемент. В этом случае лучше заменить деталь куском трубы подходящего сечения. К этой трубе нужно будет приварить фланцы креплений. Говоря иначе, надо вырезать банку катализатора и вместо нее вварить такой же длины трубу. После чего приварить гайку, в которую будет вкручиваться датчик кислорода.

Владельцы авто жалуются на то, что после удаления катализатора в глушителе появился звон. Это случается, если просто выбить керамические элементы из корпуса. Чтобы этого не происходило, нужно устанавливать пламегаситель, который сузит проходное сечение и устранит резонирующий эффект.

При проведении демонтажа также нужно обратить внимание на гофру, установленную перед катализатором.

Эта деталь снижает передачу вибрации от глушителя на выпускной коллектор, жестко закрепленный на двигателе. Обычно к 70 тыс. км пробега гофра ржавеет и расслаивается. Поэтому производя работы с катализатором, не будет лишним поменять эту деталь.

Собирается выхлопная система в обратной последовательности.

Прошивка после удаления

После удаления элементов катализатора происходит следующее. Мощность автомобиля увеличивается, двигатель работает ровнее, а расход топлива снижается. Но это происходит в том случае, если на выхлопной системе установлен один датчик кислорода. Если датчиков два, то в этом случае бортовой компьютер будет работать неверно и на панели приборов будет постоянно гореть сообщение об ошибке двигателя. Что делать в этом случае?

Есть два варианта. Первый, менее дорогостоящий - применение обманки. Это устройство, устанавливаемое вместо кислородного датчика, которое подает “правильный” сигнал ЭБУ. По принципу действия обманки бывают механические и электронные.

Второй вариант - перепрошивка бортового компьютера. Обычно меняется версия прошивки на более раннюю, когда выхлопные системы работали только с одним датчиком кислорода. Например, Евро-4 меняется на Евро-2. Этот способ более дорогостоящий, но вместе с тем более эффективный.

Кроме того, можно поставить прошивку, меняющую работу двигателя в сторону увеличения мощности или в сторону экономичности. Диагностов, меняющих прошивки, легче найти в больших городах. Например, в сервисах Москвы по ремонту глушителей всегда подскажут, где найти подобного специалиста.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости