С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Для чего нужен катализатор


Для чего нужен катализатор в глушителе? | Статьи, обзоры - все о выхлопных системах

Каталитический нейтрализатор или катализатор в работе автомобиля уже начинает играть привычно важную роль. Для чего нужен катализатор глушителя? У катализатора только одна функция, нейтрализация и уменьшение выброса в окружающую среду вредных веществ, содержащихся в отработанных газах. Однако его работа в выхлопной системе имеет и некоторые побочные эффекты, но об этом подробней ниже.

Что такое катализатор глушителя?

Катализатор – это компонент выхлопной системы автомобиля, состоящий из металлического блока и небольших патрубков, соединяющих его с трубами системы глушителя. Устанавливается катализатор сразу после коллекторной трубы, часто его крепят на фланце самой коллекторной трубы.

В блоке катализатора находится ячеистая структура, по виду напоминающая пчелиные соты. Эти соты покрывают специальным составом, который при нагревании детали начинает процесс изменения состава отработанных газов. Рабочая температура катализатора варьируется в пределах от 300 до 800 градусов Цельсия, при слишком высокой температуре ячеистая структура спекается и прогорает, что приводит катализатор к негодности. Этого лучше избегать, и как это делать мы расскажем ниже.

Для чего нужен катализатор на глушителе? Он выполняет три функции:

  • доокисляет угарный газ до относительно безвредной двуокиси углерода;
  • расщепляет остаточные углеводороды на двуокись углерода и воду;
  • выделяет азот из вредных окислов азота тем самым, делая их менее вредными.

Как видно, пользу для окружающей среды и экологии катализатор глушителя приносит огромную. В большинстве европейских стран его наличие на автомобиле является обязательным, и требования к токсичности выхлопных газов, в связи с этим, тоже большие. К сожалению, в нашей стране эта деталь не является обязательной.

Побочные эффекты наличия катализатора в выхлопе

Если катализатор в глушителе установлен, то от его наличия получается побочный эффект, который приводит к некоторой потере мощности двигателя. Дело в том, что поток отработанных газов, попадая в ячеистую структуру катализатора, теряют в скорости движения, что приводит к появлению сопротивления и образованию обратного давления. Воздействие обратного давления ухудшает освобождение от отработанных газов камер сгорания, на это уходит больше работы двигателя. В результате имеем некоторую потерю мощности, ориентировочно она составляет порядка 1,5-2,0% (только на катализаторе).

Для компенсации этого побочного эффекта можно установить высокопроизводительный катализатор, однако по цене он будет дороже стандартной модели.

Как существенно продлить срок жизни катализатору?

Катализатор выхлопной системы автомобиля достаточно долговечная деталь. Она сможет прослужить вам очень долго, если вы не будете нарушать режимы ее эксплуатации.

Чтобы ваш каталитический нейтрализатор прослужил долго, следует придерживаться следующих правил:

  • должен быть исправен датчик кислорода, (датчик определяющий количество кислорода в отработанных газах и помогающий в правильном формировании топливной смеси);
  • масло из двигателя не должно попадать в систему выхлопа, это одна из главных причин быстрого выхода катализатора из строя, так как его не рассчитывают на такой режим работы;
  • всегда используйте октановое число топлива для вашего автомобиля, соответствующее корректной работе двигателя и паспортным данным;
  • должна быть правильная настройка системы зажигания, соответствующая двигателю и топливной системе.

Большинство перечисленных пунктов, при их неисполнении, будет плохо сказываться на всей работе автомобиля не только на сроке жизни катализатора. Поэтому важно их придерживаться.

Если ваш катализатор вышел из строя, то вам необходимо заменить его. Если взвесить все «за» и «против» наличия катализатора в выхлопной системе, то в приоритете все же экология, а не небольшая потеря мощности двигателя в вашем автомобиле.

Катализатор . нужен или нет — DRIVE2

Первое . нужно задаться вопросом . а нужен ли вообще катализатор … ?

Конечно же если вы уччавствуете в такой организации как гринпис и подобной . то конечно же он не сомненно нужен …так давай те разберемся для чего он нужен .все просто . .чтобы очистить выхлопавто выбрасывает оксиды углерода, углеводороды — главная составляющая СМОГА, и самый страшный оксыды азота — которые паражают слизыстые человека. проходя через катализатор они превращаются в менее опасные такие как вода, углекислый газ. и азоткаким образом . да все просто . проходя через катализатор вредные молекулы воздействуют с металлом из которого состоит катализатор . .дело все в том что таких металлов очень мало . всего 2. родий и платина . не самые дешевые металлы.цена нового катализатора доходит до 50 000 рублей . не сильно много, но в масштабах авто производства это миллиарды .поэтому наш отечественный производитель не сильно стремиться ставить катализаторы . да и зачем они если у нас всего евро-2. и то не обязательно .да что же такое ЕВРО . это стандарт введенный евросоюзом на содержание вредных веществ в выхлопе, все слышали, но не многие знают цифрыЕВРО-1 был введен еще 1992 году . у нас о нем еще даже не слышалиоксида углерода (CO) — не более 2,72г/км (грамм на километр пути)углеводородов (СН) — не более 0,72 г/кмоксидов азота (NO) — не более 0,27 г/кмЕВРО-2 с 1995 годаоксида углерода (CO) — не более 2,55г/км (грамм на километр пути)углеводородов (СН) — не более 0,4 г/кмоксидов азота (NO) — не более 0,2 г/кмЕВРО-3 с 1999 годаоксида углерода (CO) — не более 2,3г/км (грамм на километр пути)углеводородов (СН) — не более 0,2 г/кмоксидов азота (NO) — не более 0,15 г/кмЕВРО-4 с 2005 годаоксида углерода (CO) — не более 1г/км (грамм на километр пути)углеводородов (СН) — не более 0,1 г/кмоксидов азота (NO) — не более 0,08 г/кмЕВРО-5 с 2009 годаоксида углерода (CO) — не более 1г/км (грамм на километр пути)углеводородов (СН) — не более 0,1 г/кмоксидов азота (NO) — не более 0,06 г/кмс 2013 года будет ЕВРО-6 не у нас . у нас только введут ЕВРО-5Но это только ограничение на ввоз транспорта … тоесть в россию нельзя ввозить на продажу машины с евро ниже 4.что касаемо ТО . у нас вообще на них замеряют только содержание СО, и на сколько я знаю любая японка (инжекторная) без катализатора пройдет этот тест …для россии наличие катализатора не сильно обязательна . если только ты не заботишься о нашей экологии.

Сколько же ходит катализатор максимум 5 лет . далее он просто забивается либо грязью, либо просто плавиться от любителей поганять .

стоит ли менять . можно конечно, но только на универсальный стоит в 3-4 раза дешевле штатного. и только в том случае если у вас 2 датчика кислорода . и то можно поставить обманку .Вообщем решение только за вами оставлять катализатор или убирать или заменять, но я в следующем году себе буду убирать его . к черту .Многие говорят что увеличивается расход топлива . это все бред . тем более что замер топлива обычно отличается точностью в +-1 литр .

что касаемо установки паука 4-2-1

выпускной коллектор создает разряжение воздуха и как бы вытягивает выхлоп . попробуйте уберите трубу после паука и у вас машина даже может и не заведеться . .потому что будет большое содержание выхлопа в цилиндрах.вообще если машина хорошо дышит, она должна и выдыхать тоже хорошо .

Удаление катализатора. Плюсы и минусы, расход, прошивка – раскрываем все секреты

Зачастую ко мне на блог (да и на канал), приходит очень много вопросов касательно катализатора, а у некоторых читателей в голове есть еще много заблуждений. Одно из них (для примера) — что если удалить эту часть глушителя, то для автомобиля это ОЧЕНЬ плохо, он буквально встанет и откажется ехать! Я решил ответить на все вопросы сразу, поэтому сегодня будем говорить: — стоит ли его удалять или не стоит (какие есть плюсы и минусы такой манипуляции), какой будет расход после вырезания, нужно ли прошивать ЭБУ (и чем это грозит), ну и пару слов про «обманку». В общем будет интересно, как обычно видео версия в конце …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

В самом начале хочется сказать — что этот узел НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО ВАЖНЫМ для автомобиля, да в меня сейчас полетят «куча камней», мол — что ты такое говоришь, а как же ЭКОЛОГИЯ? Но если откинуть все восклицания «зеленых», то  автомобиль без катализатора – будет работать ЛУЧШЕ, РАСХОД будет ниже, ну и немного вырастит МОЩНОСТЬ.

Для чего нужен катализатор

У меня уже есть статья — что это такое, повторять я ее не буду. Вам нужно понять, что катализатор (а по научному каталитический нейтрализатор), нужен только для того, чтобы очистить выхлоп автомобиля от вредных выбросов и сделать их менее вредными.

Простыми словами он очищает вредные газы (причем раскаляясь почти «докрасна») и из вредных CO, CH и прочих соединений выходят «почти» безобидные CO2 и N2, O2. Таким образом, мы хоть немного сохраняем окружающую среду.

Устроен он достаточно просто – это утолщенная труба, которая внутри имеет как бы соты, только длинные и полые. Сделаны они обычно из керамических элементов с напылением благородных металлов (обычно используют металлы платиновой группы — иридий, родий, паладий).

Именно из-за этого стоит он мягко сказать — не мало, от 30 до 150 000 рублей, все зависит от класса автомобиля и его объема.

Чтобы газы из токсичных превратились в менее вредные — температура катализатора должна быть около 750 градусов Цельсия, иначе химическая реакция происходить не будет. Газы которые выходят из двигателя автомобиля имеют температуру примерно 500 – 550 градусов Цельсия (что недостаточно), когда они проходят через катализатор происходит химическая реакция с выделением тепла, таким образом, разогрев как раз такой который нужен (750 – 900 градусов).

Выбил катализатор, это плохо для машины?

Как я писал сверху это просто система экологии, и если ее не будет, то машина наоборот улучшит свои характеристики (мощность, расход). Если сказать просто, то двигателю все равно до этого нейтрализатора, есть он или его нет.

Но почему же на многих машинах, если этот узел вышел из строя (скажем, оплавился, забился или посыпался), начинает гореть CHECK ENGINE и авто начинает вести себя не нормально, пропадает тяга, иногда немного троит, да банально вообще может не запуститься.

И тут друзья все просто. Если катализатор оплавился или забился, то отработанные газы не могут через него нормально пройти, а это означает, что часть возвращается обратно в камеру сгорания и делает вновь поступившую горючую смесь менее эффективной. Мотор душит сам себя.

Если оплавления нет, но загорелся «ЧЕК» то возможно, от большого пробега он просто износился. В современных машинах есть так называемые датчики кислорода (лямбда зонты), один стоит перед катализатором, другой после и улавливает наличие вредных соединений, если их процент вырос — то вторая (или еще называют нижняя «лямбда») подает сигнал, что нейтрализатор не работает (либо делает свою работу не так как нужно) И ЕГО НУЖНО ЗАМЕНИТЬ. Кстати некоторые машины могут даже не запуститься (дань экологии).

Таким образом — выбивая или удаляя его, вы просто освобождаете выпускной тракт автомобиля от препятствия в виде фильтра и понижаете его экологическую норму. НО ЕЩЕ РАЗ — ЭТО НИКАК НЕ СКАЗЫВАЕТСЯ НА РЕСУРСЕ СИЛОВОГО АГРЕГАТА!

НО чтобы ваш автомобиль нормально ездил вам нужно «прошиться» под пониженный экологический класс (обычно это ЕВРО2) или поставить обманку. Иначе программа в ЭБУ не даст вам нормально ездить.

Прошивка под ЕВРО2 и обманка – что это значит?

Как я написал сверху — второй датчик кислорода (нижняя лямбда) контролирует вредные выбросы. Их количество сейчас жестко регламентируется Европейскими стандартами, которые получили название «ЕВРО», я сейчас не буду рассказывать о ЕВРО «0-1» нас интересует именно второе поколение.

Итак, что такое ЕВРО2. Ввели его давно, а именно в 1996 году. НА тот момент машины получили инновационную систему, а именно катализатор. Как мы все с вами знаем, со временем он может забиваться, да и топливо тогда было не такое как сейчас, в нем было много серы, что способствовало забиванию сот намного быстрее, и как мы с вами знаем, машина начинала душить сама себя. Тогда инженеры установили датчик кислорода, он был всего один, и нужен был для улавливания CO2 в камере перед каталитическим нейтрализатором.

Если уровень CO2 повышался, это косвенно говорило о том — что катализатор забился (то есть проявляется эффект противодавления) датчик посылал эту информацию в ЭБУ и происходила корректировка зажигания, а именно уменьшение подачи топливной смеси. Таким образом, мощность намного падала, машина не ехала и владелец «волей-неволей» должен был ехать на СТО и менять эту запчасть.

НО как мы с вами знаем ценник, мягко говоря — ВЫСОКИЙ, поэтому многие владельцы просто удаляли эти соты и МОЩНОСТЬ ВОССТАНАВЛИВАЛАСЬ!

НО как? ДА все просто, уровень CO2 в камере перед нейтрализатором намного падал, датчик кислорода это фиксировал (что все в порядке) и машина ехала бодро и не принужденно. Устраивало это всех, НО ТОЛЬКО НЕ ЭКОЛОГОВ! Поэтому они ввели стандарт ЕВРО3 (сейчас уже существует стандарт ЕВРО5). Что изменилось, да просто появился второй датчик кислорода (нижняя лямбда) за катализатором. Принцип работы здесь такой — первая лямбда (перед фильтром) фиксирует уровень вредных веществ, вторая (после него) должна зафиксировать уровень намного меньший, потому как вредные вещества разложились.

Если вы удаляете соты катализатора, то оба датчика будут фиксировать одинаковые значения («второй» подает информацию в ЭБУ), таким образом — будет гореть CHECK ENGINE, мощность упадет, машина не едет. Теперь это не решает проблему.

Что делается прошивкой под ЕВРО2? Меняется прошивка в ЭБУ, вместо норм ЕВРО3,4, ставятся нормы ЕВРО2. Суть всех этих действий банальна — просто отключаем вторую нижнюю лямбду (остается только одна верхняя), машина начинает ездить как положено, без занижения мощности.

Но такие вмешательства в прошивку не совсем хорошо. Все дело в том, что выпускают их не сами производители, а «народные умельцы», ладно что просто отключается вторая «лямбда», то есть просто корректировка показаний. А может быть этот программист захочет заложить какие-то не понятные алгоритмы в ЭБУ, мотор от этого точно не выиграет. Тут нужно быть очень осторожным.

Поэтому нашли второй выход, и как я считаю, он более правильный – установка обманки. Что такое обманка – по сути это «проставка» перед вторым датчиком кислорода, она как бы отодвигает его на большее расстояние от выхлопных газов, он фиксирует больше кислорода и начинает работать нормально.

Сейчас есть несколько вариантов обманок:

  • Пустая. Это просто трубка с очень тоненьким отверстием на конце (та часть, которая вкручивается в глушитель), с другой стороны вкручивается датчик кислорода. Через нее проходит ограниченное количество вредных веществ из выхлопа, нет превышений и поэтому CHECK не горит.
  • С мини-катализатором внутри. То есть прямо в «проставке» находятся как бы мини соты, которые также очищают выхлоп именно для фиксирования нормальных значений.
  • Угловые. Это оба описанных сверху вида, только они делаются углом под 90 градусов, нужны для сложных мест.

Плюсами обманки, является то — что не нужно лезть в ЭБУ и менять стандартную прошивку, а также цена (выбил соты, накрутил обманку и все, можно уложиться в 3000 – 5000 рублей).

Расход топлива

После того как вы удалили этот фильтр, многих мучает вопрос о расходе топлива – вырастит он или нет? Конечно же — он упадет (так считаю я), кто бы что не говорил. Давайте думать логически — если есть этот фильтрующий элемент он представляет из себя препятствие, которое нужно преодолеть отработанным газам, а соответственно двигатель будет тратить больше усилий чтобы их протолкнуть (расход немного увеличивается). Если этого элемента – НЕТ, то и «отработка» будет проходить намного легче – топливо экономится.

Конечно, не стоит ожидать какой-то глобальной экономии, обычно это около 3% (максимум), но стоит отметить — что расход немного упадет.

Плюсы и минусы удаления

Я подготовил небольшую табличку с плюсами и минусами что будет, если удалить катализатор

МИНУСЫ ПЛЮСЫ
Увеличение вредных веществ в выхлопе, снижение экологической составляющей Не нужно покупать новый катализатор, ведь он стоит очень даже недешево
Запах выхлопа, становится намного токсичнее, иногда этот выхлоп проникает в машину (неприятно пахнет) Небольшое увеличение мощности (реально небольшое в уровень погрешности, около 3%)
Звук выхлопа. После выбивания сот катализатора, желательно ставить пламегаситель иначе будет звенящий звук от пустой «банки» (особенно на высоких оборотах) Можно установить вместо пустой банки паук 4-2-1 или 4-1, плюс еще к мощности (что говорится на «ровном месте»)
Нужно ставить либо обманку, либо новую прошивку под ЕВРО2 Снижение расхода топлива (также около 3%)
Увеличение ресурса силового агрегата, ведь керамическая пыль может попасть в камеры сгорания и преждевременно износить его

Как видите плюсов немного больше, самый существенный это цена всей этой переделки (удалить будет стоять в разы, если не десятки раз — дешевле).

Сейчас видео версия, смотрим.

В заключении хочется сказать убирать катализатор – СОВСЕМ НЕ ПРАВИЛЬНО именно с точки зрения ЭКОЛОГИИ. Ведь наша планета и так загрязнена, а таким образом вы делаете ее еще грязнее!

НА этом заканчиваю, думаю, этот материал поможет сделать вам правильный выбор. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

Для чего нужен катализатор в автомобиле

Большинство автовладельцев вспоминают или узнают о существовании в выхлопной системе машины каталитического нейтрализатора выхлопных газов лишь когда слышат от сервисмена фразу типа «у вас катализатор сдох». С такой неисправностью бороться просто, но несколько разными путями.

Штуковина, называемая в просторечии «катализатор», носит официальный титул «автомобильный каталитический нейтрализатор выхлопных газов». Это деталь выпускной системы машины, ответственная за ликвидацию в выхлопных газах таких вредных для человека и экологии вообще веществ как недогоревшие в цилиндрах углеводороды, сажа, окись углерода СО и окись азота NO. В катализаторе все эти вещества принудительно дожигаются, превращаясь с гораздо менее агрессивные с химической точки зрения вещества: воду, СО2 и азот. Происходит это благодаря химическим реакциям, протекающим в присутствии катализаторов — радия, палладия и платины.

Процесс идет пока выхлопные газы двигаются сквозь мелкоячеистые керамические или металлические соты внутри «бочки» каталитического нейтрализатора, покрытые сплавом этих редкоземельных металлов. Автомобильный катализатор — деталь дорогая и относительно недолговечная. Даже в самом лучшем случае мало какой нейтрализатор «проживет» более 120 000 км. пробега. Обычно они выходят из строя по нескольким причинам. Керамические катализаторы могут разрушаться ускоренными темпами в случае, когда машина часто ездит по серьезным ухабам. От тряски и ударов тонкие стенки сот банально трескаются и откалываются.

В случае, когда у двигателя имеются проблемы в системе смазки, цилиндро-поршневой группе или с зажиганием, недогоревшее топливо и масло их цилиндров попадает в в катализатор и запечатывает шлаками его соты. Примерно такой же эффект дает любовь владельца машины по поводу и без повода жать до упора на педаль газа в любой ситуации. Развалившийся или забитый отложениями катализатор не только перестает выполнять свою функцию, но и сильно затрудняет выход выхлопных газов из двигателя. Это, в свою очередь, приводит к заметной потере мощности двигателя. Что делать с вышедшим из строя «каталиком»?

Первое, что приходит в голову, — заменить его на такой же, но только новый. Это самый дорогостоящий вариант. Цены на новые фирменные каталитические нейтрализаторы доходят до полусотни тысяч рублей. Поэтому большинство водителей выбирают замену старого забитого катализатора на неоригинальную или вообще, универсальную модель. Установить катализатор, удовлетворяющий действующим в России нормам Евро 4, стоит сейчас порядка 10 000 рублей. Если и эта сумма кажется неподъемной, то вместо катализатора в выхлопной тракт вваривают «бочку» пламегасителя и одновременно перепрограммируют блок управления двигателем. Последняя операция нужна, чтобы кислородный датчик в выхлопном тракте, сигнализирующий, что катализатор не работает, не выводил электронные «мозги» из равновесия.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости