Каждому автовладельцу известно, что любые работы с ходовой частью автомобиля влекут за собой изменения верно установленных углов установки колес. Как следствие, меняется то, как ведет себя машина на дороге. Параметры сход-развала зависят и также от массы прочих факторов. Это давление в покрышках, уровень износа резины, люфты в подвеске и ходовой части авто. Чтобы обеспечить устойчивость и управляемость, передние колеса в автомобиле выставляют под определенными углами относительно кузова и подвески. Давайте узнаем, что это такое - сход-развал - и как его делать.
Итак, что это такое? Это параметр схождения и развала управляемых колес автомобиля относительно его кузова и дорожного полотна.
Схождение – это угол, который образуется между плоскостью колеса машины и осью рулевой тяги или симметрии. Положительный угол достигается, когда передние колеса сведены друг к другу по направлению движения. Также есть и отрицательное схождение. Здесь колеса направлены в разные друг от друга стороны.
Развал представляет собой угол, образующийся между плоскостью колеса авто и дорогой. Если верхняя часть колена наклоняется в сторону кузова, тогда настроен отрицательный развал. Если в сторону от кузова, тогда он положительный.
Когда на автомобиле данный параметр отрегулирован со значительными отклонениями, то автомобиль может уходить от прямолинейной траектории. Также может наблюдаться износ протектора с одной стороны. Правый и левый углы развала по их величине должны быть максимально близкими. Разница между двумя углами не должна быть более 30 минут.
Вот что это такое – сход-развал. Но есть еще один угол, который влияет на управляемость и устойчивость. Это кастор. Он образуется между осью, в которой колесо поворачивается, и вертикалью сбоку. Когда водитель полностью выкручивает руль, то диск должен наклониться в сторону поворота.
Кастор очень важен. Если будет разница в углах левого и правого колеса, то это приведет к тому, что машина будет уходить с прямолинейной траектории.
Для водителей, которые управляют автомобилем давно, ответ на данный вопрос хорошо известен. Кто хотя бы один раз двигался на машине, где развал-схождение колес не отрегулированы, тот затем значительно лучше будет чувствовать машину на дороге, и выработается реакция на даже незначительные отклонения этих важных углов от нормы.
При управлении автомобилем водитель должен получать удовольствие и отдыхать. Инженеры для этого и придумали данные углы, чтобы на дороге можно было чувствовать себя максимально комфортно и безопасно.
Если на автомобиле правильно отрегулирован развал-схождение колес, то у него хорошая курсовая устойчивость и минимальные отклонения от прямолинейности движения. Машина отлично управляется, имеет маневренность. При движении водитель не устает. Хорошо выставленный параметр снижает риск заносов и опрокидывания авто в случае экстремальных ситуаций. Также машина имеет отличный накат, экономится топливо, а шины изнашиваются минимально.
Такое авто может подвести владельцы в любой момент. К примеру, если ехать по сухому асфальту еще можно, то при необходимости двигаться по мокрому или скользкому участку машина может ехать, куда ей захочется. Ее постоянно нужно удерживать, корректировать при движении. При этом автомобиль становится источником серьезного риска не только для водителя и пассажиров, но и для других авто и пешеходов.
Мало кто задумывался над строчками из сводок о ДТП, где пишут, что водитель не справился с управлением и выехал на встречную полосу. Чаще всего это следствие неверных углов установки колес. В Европе проверка углов сход-развала – это обязательная процедура при прохождения технического осмотра.
Опытные автовладельцы точно знают, что после любых манипуляций, связанных с заменой деталей в подвеске и ходовой части авто, нужно как минимум проверить углы. Для начинающих рекомендуется проверять и посещать стенд сход-развала после следующих операций:
Проверить данный параметр стоит, если автомобиль изменил свое поведение. Так, часто признаками неверных углов является увод машины в сторону или изменение положения руля при движении прямо. Если машина плохо держит дорогу, появилась запоздалая реакция на поворот руля, тянет в сторону при торможении, то все это сигналы к тому, что необходимо срочно посетить СТО.
Нужно ли делать сход-развал после замены покрышек с летних на зимние и наоборот? Специалисты утверждают, что это не обязательно. Но это нужно, если шины изнашиваются очень быстро.
В целом, настройка углов необходима после вмешательства в рулевую систему и подвеску. Во всех других случаях посещать стенд сход-развала не обязательно.
Все необходимые регулировки можно выполнять в гараже с помощью подручных средств, если нужно быстро сделать сход-развал после замены шаровых. Для точной регулировки в гараже понадобится отвес, транспортир и линейка. Но лучше воспользоваться услугами СТО. Там более точное и современное оборудование для схода-развала.
Раньше у гаражных мастеров пользовалась популярностью специальная линейка для регулировки схождения. Она и сейчас кое-где применяется – это удобно и не требует особых навыков. Линейка эта пользовалась популярностью еще и потому, что ее можно было изготовить из всего, что есть под руками.
Но постоянно придумываются все новые и новые системы, позволяющие облегчить человеческий труд. Со временем линейка сменилась оптическим оборудованием. Несмотря на активную рекламу 3D-компьютерных стендов, агрегаты типа СКО-1 используются на некоторых станциях. Кстати, данный прибор выпускается и сегодня, хотя разработан он был в середине прошлого столетия.
Затем появился новый прибор – оптический СКО-1М. В базовой комплектации система позволяет замерять углы с колесами диаметром от 18’.
Затем стали появляться лазерные стенды – их и можно встретить в большинстве СТО, предоставляющих услугу сход-развал. Что это такое? Эти агрегаты значительно точнее, в отличие от оптических решений. Удобство в том, что данные в режиме реального времени выводятся на монитор. В памяти компьютера, который управляет системой, уже есть данные о необходимых углах установки колес для большинства автомобилей. Это профессиональное оборудование для сход-развала.
Затем технологии пошли еще дальше, и доставка информации от колес авто к монитору стала беспроводной, в отличие от лазерных установок. Кабели доставляли в процессе работы массу неудобств. В случае с беспроводным оборудованием на каждое колесо устанавливается специальный прибор, который и показывает углы. При таких замерах каждое из колес вывешивается и прокручивается вместе с датчиками. Это делается, чтобы компенсировать биения. На эти процедуры нужно затратить небольшое время.
Это поколение устройств значительно изменило привычную работу автосервисов. На колеса авто устанавливают специальные насадки. Информация с них после прокатывания машины вперед и назад считывается камерами. Далее результаты сравниваются с номинальными значениями.
Затем показатели выводятся на монитор компьютера с подсказками по тому, как выполнять ту или иную регулировку. Технология позволила увеличить не только скорость работы, но и качество настройки.
Вначале, после появления, эти стенды были очень дорогими. Купить их могли далеко не все. Еще совсем недавно цена такого комплекса достигала 20 тысяч долларов. Сегодня стоимость стенда упала на треть. Но все равно такая услуга - не из дешевых.
Преимущества есть. Это высокое качество измерений, а значит, более точная настройка. Также в этом оборудовании есть новейшие базы от всех производителей автомобиля. Кроме того, услуга наглядная: на экране в режиме реального времени автовладелец может видеть, как меняются углы при регулировке мастером. Затем, по окончании процедуры, выдается распечатка с параметрами до и после настройки. Если руль установлен ровно, то все сделано правильно.
Считается, что старые лазерные стенды – это архаика. Но многие посещают их. Все потому, что такое оборудование долговечно, а эксплуатировать его очень просто. Стоимость комплекса более низкая, а значит, низкая цена за услугу. Но многие ссылаются на малую точность результатов. И нужно заметить, что цена за компьютерный сход-развал и лазерный практически одинаковая. Получается, что станции берут более высокую плату за то, что должно стоить дешевле.
Лазерные стенды на самом деле точнее, чем компьютерные. И с этим согласятся опытные специалисты. Все будет иначе, если стенд неверно откалиброван. Тогда действительно имеется погрешность. Но калибровать нужно и компьютерные системы. Если калибровка неверная, то и показатели будут с погрешностью.
Есть и другие факторы в пользу устаревшего лазерного оборудования – это отсутствие радиопомех.
Важно помнить, что главенствующая роль в процессе настройки заключается не в стенде, а мастере, который оказывает услугу.
Зачастую автовладелец не знает точно, кто будет регулировать – опытный специалист или начинающий мастер, толком не знающий, что это такое - сход развал. А ведь таких людей, обслуживающих стенд, много. Именно на компьютерных стендах часто работают люди, далекие от знаний теории об углах. Если почитать форумы, то видно, что некоторые автомобилисты ездят регулировать углы на стенд не один раз.
Что касается лазерных, то на них работают чаще всего люди, имеющие большой опыт. Чаще такие люди работают сами на себя. Они не могут приобрести дорогой современный компьютерный стенд, но сумеют на старой технике сделать регулировку точнее.
Да и большую часть времени в процессе занимает не сама настройка, а отворачивание закисшего крепежа.
Где сделать сход-развал, каждый волен выбирать самостоятельно, но ситуация на этом рынке сегодня именно такая. Поэтому лучше отдать предпочтение лазерному оборудованию.
Итак, мы выяснили, что такое развал-схождение. Безусловно, грамотно настроенные углы колес – это нужно и важно. Без этого невозможно получить комфортное вождение, нарушается безопасность и другие параметры. Главное - правильно подобрать СТО, где работают опытные специалисты, а не начинающий оператор. Что касается периодичности прохождения процедуры, рекомендуется данную операцию делать при каждом ТО-2.
Независимо от того меняете ли вы амортизаторы, пружины, опоры или резину на новые, необходимо делать сход-развал. В противном случае это может привести к ухудшению управляемости и быстрому износу резины.
Различные варианты настроек способны кардинально изменить повадки автомобиля при движении по дороге. Разберёмся с самим понятием сход-развал.
Развал – это угол наклона колёс по отношению к дороге. Если верхняя часть колеса имеет наклон к центру машины, то развал считается отрицательным, в противном случае, когда от центра – положительным. Плюсом отрицательного развала является то, что колесо будет иметь лучшее пятно контакта с поверхностью дороги. Если вам необходимо лучшее сцепление с дорогой (в ущерб долговечности резины) необходимо выставить 1,5-2 градуса спереди и 1,5 градуса сзади (объясняется тем, что передняя ось больше нагружена).
Кастером называется угол продольного наклона оси поворота колеса (горизонтальное положение колёс в арках). Слегка увеличенный кастер играет положительную роль. Автомобиль на порядок лучше реагирует на изменение положения рулевого колеса и лучше управляется, особенно на высокой скорости. Если кастер излишне увеличить, руль станет «тяжёлым». И в случае, когда кастер катастрофически огромен, добавится отрицательный развал внешнему колесу в поворотах. При желании поэкспериментировать и не переборщить, рекомендуется сделать кастер +1 либо +2 градуса к стандарту.
И, наконец, схождение. Речь идёт о суммарном схождении (сумме углов между продольной осью машины и плоскостью, которая проходит через центр правого и левого колёс). Сначала для передних колёс. Плюсом положительного схождения является стабильность на больших скоростях, а минусом – увеличение недостаточной поворачиваемости. Плюсом отрицательного схождения является улучшенная реакция колёс на движения рулевого колеса, а минусом – быстрый износ резины передача неровностей дороги на руль, либо просто «биение». Что касается задних колёс, то ситуация почти такая же. Если сделать отрицательное схождение, то автомобиль будет склонен к заносам. Самое оптимальное – управлять автомобилем с нулевым схождением на обеих осях.
Картинки
Независимо от того меняете ли вы амортизаторы, пружины, опоры или резину на новые, необходимо делать сход-развал. В противном случае это может привести к ухудшению управляемости и быстрому износу резины.
Различные варианты настроек способны кардинально изменить повадки автомобиля при движении по дороге. Разберёмся с самим понятием сход-развал.
Развал – это угол наклона колёс по отношению к дороге. Если верхняя часть колеса имеет наклон к центру машины, то развал считается отрицательным, в противном случае, когда от центра – положительным. Плюсом отрицательного развала является то, что колесо будет иметь лучшее пятно контакта с поверхностью дороги. Если вам необходимо лучшее сцепление с дорогой (в ущерб долговечности резины) необходимо выставить 1,5-2 градуса спереди и 1,5 градуса сзади (объясняется тем, что передняя ось больше нагружена).
Кастером называется угол продольного наклона оси поворота колеса (горизонтальное положение колёс в арках). Слегка увеличенный кастер играет положительную роль. Автомобиль на порядок лучше реагирует на изменение положения рулевого колеса и лучше управляется, особенно на высокой скорости. Если кастер излишне увеличить, руль станет «тяжёлым». И в случае, когда кастер катастрофически огромен, добавится отрицательный развал внешнему колесу в поворотах. При желании поэкспериментировать и не переборщить, рекомендуется сделать кастер +1 либо +2 градуса к стандарту.
И, наконец, схождение. Речь идёт о суммарном схождении (сумме углов между продольной осью машины и плоскостью, которая проходит через центр правого и левого колёс). Сначала для передних колёс. Плюсом положительного схождения является стабильность на больших скоростях, а минусом – увеличение недостаточной поворачиваемости. Плюсом отрицательного схождения является улучшенная реакция колёс на движения рулевого колеса, а минусом – быстрый износ резины передача неровностей дороги на руль, либо просто «биение». Что касается задних колёс, то ситуация почти такая же. Если сделать отрицательное схождение, то автомобиль будет склонен к заносам. Самое оптимальное – управлять автомобилем с нулевым схождением на обеих осях.
Другие статьи
Лучшие летние шины: выбираем «сандалики» для автомобиляКогда приходит теплая пора, в офисе начинают чувствоваться особые настроения. Женская половина коллектива обкладывается каталогами с широким выбором купальников, а мужская начинает ломать голову над тем, в какие покрышки «обуть» свой автомобиль. И если пляжное лето – это точно сезон безответственности и интрижек, то автомобильное лето – это большая ответственность в чистом виде. И если учесть, что иногда наше лето начинает напоминать зиму, перекрашенную в зеленый цвет, то правильный выбор летней резины начинает напоминать одно из самых важных решений в нашей жизни.
Вся статья →
Сигналы и жесты регулировщика – что может быть проще?В наше время регулировщики подобны уссурийским тиграм – встречаются они довольно редко, а при встрече мы пугаемся и стараемся избежать контакта с ними. А все потому, что мы не знаем сигналов регулировщика, которые на самом деле являются элементарными. Мы предлагаем вам раз и навсегда решить вопрос с этими сигналами и забыть о том, что когда-то один вид регулировщика, размахивающего жезлом, мог ввести вас в ступор.
Вся статья →
Для устойчивого передвижения автомобиля, лёгкого рулевого управления и низкого равномерного износа покрышек необходимо грамотно установить углы установки ведущих колес.
Комфорт и лёгкость в управлении транспортным средством , устойчивость и предсказуемость поведения на дороге (а значит - безопасность) - вот основные требования, предъявляемые к ходовой части современного автомобиля.
Правильно выставленные углы установки колёс это:
Автомобиль с нарушенным сход-развалом может повести себя непредсказуемо. Например, вы едете по сухой асфальтированной дороге, машина ведёт себя нормально, но вот вы выехали на мокрую дорогу или пошел дождь, и автомобиль поехал сам по себе, а не туда, куда нужно вам. Помимо этого, такую машину постоянно приходится «ловить» на шоссе, подруливая. Естественно, что передвижение на такой машине несёт за собой немалый риск. По-сути фраза, часто звучащая в сводках ДТП «не справился с управлением» чаще всего относится именно к таким случаям.
При покупке поддержанного автомобиля также стоит уделить внимание углу установки колёс. Все дело в том, что у машин, побывавших в ДТП нарушается геометрия ходовой, и выставить развал на таких авто невозможно. Будьте внимательны, не купите «дрова».
Теперь пришло время подробнее остановиться на понятии «сход-развал».
Развалом - это угол наклона колеса относительно плоскости дороги. Если верх колеса «завален» на центр машины, то развал отрицательный. Думаю, не стоит пояснять, что такое положительный развал. Многие «гонщики» сознательно настраивают развал на отрицательное значение. Считается, что так автомобиль лучше проходит повороты, и более устойчив за счёт лучшего сцепления с дорогой. Все верно, но за это приходится платить быстрым износом шин.
Чтобы объяснить доступно, что такое схождение, стоит взглянуть на автомобиль сверху. Далее проведите воображаемую ось вдоль машины по её центру. Теперь выставьте руль воображаемой машины прямо. Взгляните на колеса. Идеально ли ровно они стоят вдоль воображаемой оси? Или все-таки нет? Вот сумма этих углов относительно продольной оси автомобиля и называется схождением (колёса либо сходятся к центру автомобиля, либо расходятся от него).
При положительном схождении передних колёс машина будет отличаться стабильностью управления на высокой скорости, но при этом поворачиваемость будет недостаточной.
При отрицательном схождении передних колёс машина будет лучше реагировать на повороты рулевого колёса, но вы будете ощущать рулём все дорожные неровности, а резина будет изнашиваться ускоренными темпами.
С задними колесами ситуация почти такая же, но стоит добавить, что при отрицательном схождении на задней оси автомобиль будет стараться уйти в занос.
В общем, лучше не заниматься ерундой, и выставить нулевое схождение и спереди и сзади.
Как определить, что сход-развал требует регулировки?
Во многих случаях это не определишь, но есть ситуации, когда 100% развал-сход нарушен. Итак, вам необходимо выполнить процедуру сход-развала если:
Обязательно необходимо делать регулировку сход-развала при смене параметров колес - например, переход с летнего комплекта на зимний, ведь очень часто у автовладельцев диаметр зимних колес меньше, чем летних.
В каких случаях обязательно выполнять процедуру развала-схождения?
Желательно каждые три месяца заезжать на СТО для проверки развала. Помимо этого после выполнения работ, связанных с ремонтом ходовой, обязательно стоит проверять развал-сход. После сильных ударных нагрузок (например, «поймали» яму на скорости) или после длительного передвижения по некачественным дорогам развал-сход также может быть нарушен. Проверять развал желательно и при сезонной смене резины. Если края шин начали ускоренно изнашиваться - нужно ехать проверять развал.
На что еще влияет неправильно отрегулированный сход-развал?
При нарушенном развал-схождении происходит быстрый износ деталей ходовой, шин (об этом было сказано раньше). Ну и самое основное - безопасность на дороге. С нарушенными углами установки колес автомобилем тяжело управлять, порой он становится непредсказуемым.
Могу ли я самостоятельно в гараже отрегулировать развал-сход?
Сделать это руками без специальных стендов можно, но это будет достаточно трудоемко и неточно. Без специального стенда Вы не сможете сделать точный сход-развал своими руками.
Как стало понятно из статьи, лучше не шутить с таким делом как углы установки колес. Ведь помимо дополнительных расходов на покрышки и детали подвески вы подвергаете риску, как свою жизнь, так и жизни ваших пассажиров и других участников дорожного движения.
Видео о том, как производят регулировку сход-развала на стенде:
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453