С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Двигатель смд 62 не развивает обороты причины


Отказы в двигателях тракторов и комбайнов

Отказы в двигателях тракторов и комбайнов

Тракторы Т-150 и Т-150К, ДТ-75С, зерноуборочные комбайны «Колос» и свеклоуборочные КС-6. В качестве силовой установки на этих машинах используется дизельный двигатель типа СМД-60 производства Харьковского завода тракторных двигателей. Приходится сталкиваться с тем, что механизаторы и руководители инженерных служб ряда хозяйств недостаточно еще знают устройство, конструкцию и эксплуатационные особенности двигателей типа СМД-60. Рассматривая случаи отказа двигателей в различных областях и республиках страны, чаще всего приходишь к выводу, что отказы в двигателях вызваны в основном нарушениями правил технической эксплуатации.

За время эксплуатации двигателей накоплен большой опыт быстрого и точного определения причин неисправностей и способов их устранения. К таким нарушениям относятся: выброс картерного масла через выхлопную трубу двигателя и картер маховика, повышенный расход масла, появление его в топливе и воде, появление стука в двигателе и другие.

Выброс картерного масла возникает во время длительной работы на малых и холостых оборотах при низком тепловом режиме, менее 65°С. Выводом двигателя в тепловой режим 85–95°С эта неисправность устраняется. Нарушение этих условий приводит к закоксовыванию поршневых колец, к повышенному расходу масла, к ухудшению мощностно-экономических показателей и повышенному износу деталей.

Залегание (закоксовывание) газомасляных чугунных уплотнительных колец на валу ротора турбокомпрессора со стороны выхлопной трубы также вызывает выброс масла. Причиной этой неисправности является длительная работа двигателя на малых оборотах. Выброс масла происходит, если есть аварийный зазор между валом ротора и подшипником турбокомпрессора эту неисправность определяют, трогая рукой гайку колеса компрессора (воздухоочиститель снят), а также по отсутствию характерного звука высокого тона, при резкой остановке двигателя. Причиной неисправности является несвоевременная промывка масляного фильтра турбокомпрессора.

Выброс масла возможен, когда пережато проходное сечение сапуна. В новых машинах осматривают двигатель и проверяют, есть ли деревянная заглушка в сапуне. При вынутом маслощупе хорошо просматривается выброс масла из направляющей трубки маслоизмерителя, что свидетельствует о большом давлении картерных газов. Если снять дюритовый шланг с сапуна, выброс масла прекращается. Следует иметь в виду, что при не полном пережатии шланга утечка масла происходит только через трубку маслоизмерителя, что внешне не проявляется и вводит в заблуждение механизаторов. Неисправность в обоих случаях можно устранить, освободив проходное сечение шланга от пережатия.

Наличие масла в воздушном ресивере возможно при раковине или выпадении масляной заглушки. Определяют неисправность через 3-е резьбовое отверстие крепления передней части крышки ресивера со стороны автокомпрессора. Если, сняв турбокомпрессор и крышку ресивера, причину неисправности определить нельзя, то следует запустить двигатель без турбокомпрессора. Для этого надо заглушить трубку подвода масла к турбине. Выявленную раковину в полости ресивера заделывают эпоксидной смолой.

Выброс масла через картер маховика происходит при разрушении самоподжимного сальника в нем или при наличии там раковины. Выброс масла определяют через правый боковой лючок картера маховика. Для устранения дефекта снимают двигатель с трактора. Иногда причиной выброса масла из картера маховика может быть срезанное уплотнительное кольцо редуктора при постановке в картер маховика. Метод определения — выброс масла через левый боковой лючок картера маховика, утечка масла из масляного картера редуктора. Способ устранения — замена уплотнительных колец.

Бывают случаи, когда картерное масло выходит через обратный клапан из-за залегания его штока через самоподжимной сальник предпускового насоса, через уплотнительные кольца редуктора. Метод определения — обильная течь масла через левый боковой лючок картера маховика. Следует иметь в виду, что если поток масла не разрушает уплотнительные кольца редуктора, то он полностью заполняет полость пускового двигателя и может проявиться при слабой затяжке через уплотнение магнето. Устраняют эти дефекты, заменив обратный клапан и манжеты предпускового насоса. Демонтаж двигателя требуется только в первом случае, когда выброс масла происходит через правый боковой лючок.

При повышенном расходе масла, интенсивном выходе сизого дыма из шланга сапуна проверяют, не нарушена ли целостность прокладки головки цилиндра и не соединилась ли газовая полость с полостью масляного картера. Выхлопные газы при выходе через сапун увлекают за собой частицы масла. Метод определения— поочередное отключение левого и правого ряда форсунок, что определит уменьшение выхода газа из шланга сапуна. Если при отключении левого ряда форсунок выход газов уменьшается, то снимают левую головку цилиндров, обратив внимание на возможные сколы поршня по наружному диаметру.

Следует знать, что при длительной работе двигателя с прорывом газов может закоксоваться зазор между направляющей шпилькой и отверстием головки цилиндров. Съем головки при этом весьма затруднителен. Чтобы снять головку, рекомендуется приварить гайку на закоксованной шпильке и вывернуть ее из блока. При отсутствии электросварки шпильку расклепывают. Среди неисправностей в работе двигателя имеет место и такая, когда масло попадает в систему охлаждения. В этом случае причина одна — канал подачу масла на клапанный механизм в верхней плоскости головки цилиндров соединен с водяной рубашкой двигателя. Во время работы двигателя масло, имеющее давление во много раз выше, чем давление воды, нагнетается в водяную рубашку. Метод определения — при снятии клапанного механизма в масляном канале хорошо видно, есть ли вода. Если она есть, необходимо заменить головку цилиндров.

Некоторые механизаторы, заметив течь воды из-под контрольного отверстия в водяном насосе, устанавливают заглушки. Такой способ не рекомендуется, потому что может произойти соединение масляной системы с системой охлаждения. К сожалению, на двигатели с такими неисправностями составляют акты, рекламации и направляют их за сотни километров на завод. Иногда в масле оказывается вода. Это может быть, когда есть раковина и трещина в блоке или в головках цилиндров, а также из-за нарушений целостности прокладки головки. Определить это можно опрессовкой водяной системы, когда снят поддон.

Следует иметь в виду, что пористость или раковина могут открыться иногда только на прогретом двигателе. Тогда необходимо прогреть двигатель и в водяную рубашку радиатора подвести воздух для создания дополнительного давления. Особо следует помнить: если вода попадает в картер во время работы двигателя, а в нерабочем положении уровень воды в радиаторе не понижается, значит, нарушена прокладка головки цилиндров компрессора. Вода, попадая в цилиндры компрессора через зазор гильза — поршень и сливное окно кронштейна, сливается в масляный картер. Найти эту неисправность можно, открыв вентиль правого воздушного ресивера трактора. Если с воздухом выходит вода, то причина отказа — компрессор.

Одной из причин отказа в работе двигателя является попадание топлива в масло, что бывает при подтекании форсунки, изломе коромысла и неисправности штанги. Из-за поступления увеличенной дозы дизельного топлива в цилиндры, а также при отказе топливного насоса двигатель может пойти «вразнос».

Идет двигатель «вразнос» и тогда, когда — излишек дизельного масла в воздушном ресивере, поступающего с воздухом в камеру сгорания. Надо особо иметь в виду, что избыточное топливо, поступающее по зазору между корпусом и иглой распылителя, отводится от форсунок в фильтр — кронштейн, а от четвертой форсунки поступает для промывки компрессорной части турбокомпрессора с последующим поступлением в воздушный ресивер для смазки выпускных клапанов и их седел. При заедании распылителя часть топлива четвертой форсунки, предназначенного для поступления в камеру сгорания, направляется в воздушный ресивер, где и накапливается. В определенный момент запас топлива подхватывается сжатым воздухом и направляется в камеру сгорания, при получении избыточной дозы топлива двигатель работает на увеличенных разносных оборотах. Чтобы предотвратить «разнос» двигателя, необходимо в первом случае проверить работу топливного насоса в мастерской, во втором — найти причину поступления масла в ресивер, а в третьем — отрегулировать 4-ю форсунку. Перед последующим запуском двигателя, который работал на разносных оборотах, внимательно осмотрите клапанный механизм и убедитесь в отсутствии неисправностей клапанов (рассухаривания).

Отказ в работе двигателя трактора может быть вызван затрудненным вводом шестерни механизма включения редуктора в зацепление с венцом маховика. Механизаторы иногда вводят шестерню механизма включения в зацепление после запуска пускового двигателя, что категорически запрещается. Надо помнить, что во время работы пускового двигателя имеет место незначительное «ведение» вала редуктора за счет сил трения. Это явление резко увеличивается при низких температурах окружающей, среды. В этих условиях шестерня редуктора, вращаясь как фреза, вводится в зацепление, что приводит к поломкам зубьев и к разрыву картера маховика и корпуса муфты сцепления.

Чтобы не было поломки, редуктор снимают и заменяют или зачищают зубья шестерни. Через посадочное окно редуктора зачищают и зубья венца маховика. Во избежание повышенной вибрации й выхода из строя венца вала муфты сцепления, а также первичного вала коробки передач необходимо при замене картера маховика или корпуса муфты сцепления производить ее центровку.

Если перед запуском двигателя коленчатый вал не проворачивается на 360°, то не спешите снимать двигатель. Эта неисправность может возникнуть не только из-за посторонних предметов под маховиком, но и из-за воды в цилиндре. Чтобы установить, есть ли вода в цилиндрах, необходимо отпустить на несколько оборотов все гайки крепления форсунок и приподнять их. Вращая коленчатый вал, определяют, из каких цилиндров поступает вода. Наличие воды в головке цилиндров свидетельствует о том, что открылась раковина на нижней плоскости. Головку цилиндров следует заменить.

Отказ в работе двигателя может быть вызван отсутствием подачи масла на клапанный механизм. Это происходит при провороте втулки распределительного вала. Метод определения — нет ли подачи масла на правую головку цилиндров. Снимите головку и запустите двигатель, предварительно заглушив отверстие водяной рубашки. При отсутствии подачи масла следует заменить блок двигателя. Если подача масла не нарушена, ищите засоренность в маслоканалах головки цилиндров. Иногда происходит изгиб одной из штанг, в результате чего заедает толкатель. Бывает это из-за среза шпонки или ослабления крепления шестерни распределительного вала. Следует подтянуть крепление или заменить этот вал. В случае заклинивания шеек его необходимо заменить блок двигателя. Давление масла в главной масляной магистрали двигателя должно соответствовать не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2) на номинальных оборотах и не менее 0,12 МПа (1,2 кгс/см2) — на минимальных оборотах при температуре масла 80–95°С. При меньшем давлении надо найти причину падения давления и устранить неисправность. Давление, создаваемое предпусковым насосом более 0,1 МПа (1 кгс/см2), свидетельствует о том, что по зазору между подшипником и коленчатым валом нарушений нет. Значит, в масляной системе произошла разгерметизация на участке от маслозаборника до манометра. Этот вывод подтверждается, если также быстро падает давление на манометре при уменьшении частоты вращения двигателя. Для проверки контрольный манометр подсоединяют к Г-образной выводной трубке масла, которую устанавливают на картере маховика. Включают в работу масляную центрифугу и определяют выбег ее ротора в течение 40 с после глушения двигателя. Проверяют сливной клапан (не залег ли шток), целостность прокладки между центрифугой и блоком. Только после этого снимают поддон, обращая внимание на крепление маслозаборника, маслонасоса, редукционного клапана нагнетательной секциии масло-подводящей трубки от насоса к блоку. Опрессовывают масляную систему, подводя воздух в главную масляную магистраль, предварительно сняв маслодатчик, находящийся возле фильтра турбокомпрессора. Есть ли трещины в главной масляной магистрали блока при опрессовке, укажет характерный звук воздуха. Когда нельзя опрессовать систему воздухом, используют другой способ, правда, менее удобный. Сняв поддон, на трубку забора масла насоса надевают шланг и опускают его в ведро с топливом. Запустив пусковой двигатель, опрессовывают систему и по выходу топлива определяют место ее разгерметизации.

Стук в двигателе сельскохозяйственной техники может быть при выплавлении шатунных вкладышей, ослаблении болтов крепления нижней крышки шатуна, обрыве направляющей втулки клапана, а также при попадании постороннего предмета под поршень, заедании толкателя и т. д. Характерный звонкий стук указывает на неисправную форсунку. Поочередно отключая форсунки, определяют неисправную, так как при отключении неработающей форсунки стук прекратится. Ее заменяют.

Глухой детонирующий стук в двигателях сельскохозяйственной техники возможен при нарушении угла впрыска. Угол впрыска на двигателе СМД-62 должен быть 26+3°, на СМД-64 он равен 36 + 3°. Бывает, проверены все возможные случаи, а двигатель работает с неясно выраженном стуком. Эксплуатационники хорошо знают, если двигатель начал стучать, то следует в первую очередь вскрыть ротор масляной центрифуги. Наличие в роторе алюминиевой стружки говорит о выплавлении вкладышей коленчатого вала. Не спешите снимать двигатель, обратите внимание на возможное клинение поршня, хорошо просматриваемого, когда снят поддон. При задире поршня алюминиевая стружка попадает в масло-картер и оседает на роторе центрифуги. Задир поршня возможен из-за местного перегрева по причине образования накипи или при недосверленных водяных отверстиях в блоке.

Обрыв маховика и фланца коленчатого вала также вызывает отказ в работе двигателя. Если резко повышается вибрация двигателя, вскрывают боковой лючок картера маховика и монтировкой определяют люфт маховика. Когда люфт не соответствует регулировочным данным, двигатель снимают для замены болтов крепления маховика и фланца коленчатого вала. Подсос воздуха в системе питания двигателя может быть при раковинах и нарушениях в местах крепления топливных трубок, а также при отказе механической подкачки топливого насоса. Если ручной подкачкой воздух удален, но двигатель через 1-2 мин глохнет, значит, зависла игла распылителя форсунки. Возможны случаи, когда газы вместе с избыточным топливом попадают в фильтр-кронштейн, а оттуда — в топливную систему. Эту неисправность определяют, отсоединяя топливоотводящую трубку от фильтра-кронштейна. При подсосе воздуха снимают форсунки и проверяют качество распыла и давление впрыска.

Из-за отказа топливной аппаратуры, турбокомпрессора, воздухоочистителя, разрегулировки клапанов, задира поршня и ряда других причин дизель не развивает мощность. Механизаторы с большой охотой в этих случаях меняют поршневую группу. Часто слышишь от них нарекания: «Заменил даже поршневую, а двигатель не тянет».

После замены фильтрующих элементов в топливных фильтрах двигатель «потянул». Надо иметь в виду, что конструкция двигателя обеспечивает безотказность поршней на весь моторесурс. На тракторе Т-150К трудно устанавливать топливный насос из-за близкого расположения кабины. Не каждый тракторист может наблюдать за текстолитовой шайбой топливного насоса. Обычно устанавливают насос вдвоем.

Предлагается следующий порядок снятия и установки насоса. Прежде чем его снять, вскрывают клапанную крышку правой головки цилиндров и, поворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, следят за всасывающим клапаном второго цилиндра {четвертый по счету от передней части головки). Как только клапан начнет закрываться, что соответствует верхней мертвой точке первого цилиндра, вал прекращают прокручивать. Сняв и проверив насос, перед его постановкой следят за тем, чтобы метка (на кулачковой полумуфте) топливного насоса находилась вверху.

Большую опасность представляют собой подтекания топлива и масла. Может возникнуть пожар. Бывает, форсунка из-за плохого качества распыла и низкого давления впрыска подтекает. Топливо в камеру сгорания поступает с опозданием и догорает в выхлопном коллекторе, повышается тепловой режим турбокомпрессора. При повышении теплового режима турбина развивает ««разносные» обороты, которые приводят к ее разрыву. Поток газов температурой до 700°С направляется на топливопровод, что приводит к загоранию топлива.

Если наблюдается свечение сильфонов, что свидетельствует о догорании топлива в выхлопном коллекторе, работу двигателя немедленно надо остановить. Проверка топливной аппаратуры при третьем техническом обслуживании обязательна. Известно, что высокооборотные двигатели, к которым относится двигатель семейства СМД-60, работают при относительно высоких нагрузках, когда кривошипно-шатунный механизм испытывает значительные нагрузки от газовых сил и сил инерции. Безотказная работа этого механизма зависит от соблюдения следующих правил при эксплуатации.

В холодное время года, при температуре ниже 5°С, запускайте двигатель с помощью подогревателя. Если его нет, воду и масло в систему заливают при температуре 90–95°С. Запуск основного двигателя проводите только после прокачки масла предпусковым насосом. Применяйте только летом масло М-10Г, топливо марки Л с содержанием серы не более 0,2%.

Зимой— масло М-8Г, топливо марки 3. Работа на заменителе масла летом — М-10В, зимой — М-М-8Б допускается как крайность с обязательной сменой масла через 120 ч работы двигателя. Допускается кратковременное использование топлива с содержанием серы более 0,2% с обязательной сменой через 120 ч работы. Категорически запрещается одновременно применять маслозаменители и высокосернистое топливо. Особое внимание обращайте не только на замену масла в указанные сроки, но и на обязательную очистку фильтра турбокомпрессора и ротора масляной центрифуги от шлака и смолистых отложений. Иначе турбокомпрессор и центрифуга быстро выйдут из строя.

Применяйте топливо после 48-часового отстоя, с отделением его через грязеспускные пробки. Верхние горловины масляных и топливных емкостей тщательно герметизируйте. Двигатели при длительном хранении должны быть законсервированы согласно инструкций. При обкатке двигателя масло заменяйте.

Выполнение перечисленных правил эксплуатации обспечивает безотказную работу трактора и позволяет увеличить продолжительность его работы.

Л. Бекрицкий, механик

Воздухоочиститель

Воздухоочиститель двигателя СМД-60/62 (рис. 50) имеет две ступени очистки: первая — блок циклонов, вторая — два фильтрующих элемента (кассета из гофрированной проволочной сетки и пластина из пористого полиуретана). Блок состоит из 46 пластмассовых циклонов б, запрессованных в нижний и верхний поддоны, стянутые между собой восемью шпильками 26.

Блок циклонов с центральной трубой 1, бункером 5 для сбора пыли и кожухом 7 составляет неразборный узел. Для уплотнения стыка верхнего поддона и центральной трубы установлен резиновый сальник 25, а для уплотнения кассеты 12 с трубой — войлочный сальник 23. Между сальниками находится распорная пружина 24, одновременно прижимающая рефлектор 10, который служит для зашиты циклонов от капель масла, стекающего с кассеты.

Рис. 50. Воздухоочиститель в двигателе СМД-60/62:1 — центральная труба; 2 — фланец; 3 — прокладка; 4 — патрубок отсосный; 5 — пылесборный бункер; б —циклон; 7 — кожух блока циклонов; 8 — кольцо уллотнительное; 9 — патрубок циклона; 10 — рефлектор; 11 —кольцо уплотнительное крышки; 12 — кассета из путанкн; 13 — сетка защитная; 14 — болт-барашек; 15 — прокладка кассеты; 16 — элемент фильтрующий из полиуретана; 17 — крышка; 18— гайка; 19 — шайба; 20 — кольцо уплотнительное; 21 — гайка-барашек; 22 — шайба; 23, 25 — сальники: 24 — пружина; 26 — шпилька стяжная.

В крышке воздухоочистителя 17 размещаются кассета 12 и фильтроэлемент 16. В крышку сначала укладывается фильтроэлемент 16, а затем кассета 12, которая закрепляется гайкой 18. Кассета уплотняется резиновой прокладкой /5, приклеенной к крышке. Крышка уплотнена с верхним поддоном блока циклонов по окружности резиновым кольцом 11 и прижата гайкой-барашком 21. Для уплотнения полости чистого воздуха под шайбой 22 имеется резиновое уплотнительное кольцо 20. Двумя гайками-барашками 14 к крышке крепится сетка 13.

Воздухоочиститель двигателя СМД-60/62 посредством фланца 2, приваренного к центральной трубе крепится четырьмя болтами к кронштейну, который является одновременно соединительным патрубком между воздухоочистителем и турбокомпрессором. Под фланец установлена резиновая прокладка 3. Для подачи очищенного воздуха в компрессор в кронштейне есть отводной патрубок, к которому подсоединяется шланг.

Для удаления пыли на бункере имеется патрубок 4, к которому присоединяется отсосная трубка эжекционной системы. На кожухе зоздухоочистителя установлено фигурное резиновое кольцо 8 для уплотнения с капотом моторного отсека.

Принцип работы воздухоочистителя

Принцип работы воздухоочистителя состоит в следующем. Воздух проходит через сетку 13 и засасывается в циклоны через отверстия с тангенциальным входом, в результате чего воздух приобретает вращательное движение. Частицы пыли, находящиеся в воздухе, под действием центробежной силы отбрасываются к стенке циклона и ссыпаются в бункер 5. Воздух по центральной трубке 9 выходит из циклона, проходит через отверстия в рефлекторе 10 и кассету 12, в которой очищается вторично, а затем проходит через фильтроэлемент 16, в котором фильтруется окончательно. Таким образом обеспечивается высокая степень очистки воздуха. Очищенный воздух по центральной трубе 1 и через кронштейн поступает в турбокомпрессор.

Фильтрующий элемент 16 (пластина из пористого полиуретана) устанавливается с января 1975 г. До этого воздухоочистители имели только кассету 12 из проволочной сетки.

Техническое обслуживание воздухоочистителя в двигателе СМД-60/62

Периодически очищают сетку 13 и проверяют герметичность шланговых соединений. При большой запыленности воздуха сетка залипает, сокращается подача воздуха, в результате чего двигатель СМД-60/62 дымит и перегревается, снижается мощность. Нарушение герметичности в соединениях приводит к подсосу неочищенного воздуха.

При техническом обслуживании № 2 промывают фильтрующие элементы. Отвернув гайку-барашек 21, снимают крышку /7, а затем отворачивают гайку 18, освобождают кассету 12 и снимают фильтроэлемент 16. Снимают также рефлектор. В дизельном топливе промывают кассету, полиуретановый фильтроэлемент и рефлектор. После промывки кассету продувают сжатым воздухом, слегка смачивают дизельным маслом и хорошо встряхивают от капель масла. Фильтроэлемент после промывки отжимают, а рефлектор протирают насухо.

При сборке необходимо уложить фильтроэлемент в крышку так, чтобы он не деформировался, а затем закрепить кассету, чтобы она плотно прилегала к крышке. Установив рефлектор, а затем пружину 24 и сальник 23, который должен плотно обжимать центральную трубу, закрепить крышку. При этом обязательно проверить наличие уплотнительного кольца 20. Очень важно при сборке воздухоочистителя обеспечить герметичность в местах уплотнений.

Разборка и промывка воздухоочистителя с очисткой циклонов производится через 1900—2000 моточасов, то есть через одно техническое обслуживание № 3. Если трактор Т-150 длительное время эксплуатируется в условиях большой запыленности воздуха, необходимость в полной промывке и очистке воздухоочистителя может наступить раньше. Разборка блока циклонов не рекомендуется. Циклоны прочищаются ершом и продуваются сжатым воздухом.

Почему не тянет дизельный двигатель или причины, почему двигатель не развивает полную мощность

Чтобы двигатель развивал полную мощность, должны выполняться следующие условия:

1 - хорошая компрессия двигателя;

2 - устойчивая и обильная подача топлива;

3 - большое количество воздуха.

Если одно из перечисленных условий не выполняется, то КПД двигателя будет низким.

Когда при нагрузке пропадает тяга, это означает, что блок управления двигателем перешел в аварийный режим. Аварийный режим работы двигателя предусмотрен на всех современных машинах. Этот режим необходим, чтобы автомобиль не быстро, но безопасно доехал до пункта назначения.

Чтобы верно найти причину, надо произвести компьютерную диагностику двигателя.

По результатам компьютерной диагностики мы поймем, в какую сторону двигаться и куда копать, чтобы выяснить истинную причину неисправности.

Если дизельному двигателю не хватает топлива, то проверяйте топливную аппаратуру: Статья по проверке форсунок и насосов (ТНВД).

Если диагностика показывает, что дизельного топлива достаточно, а турбина недодувает и нет ошибок по остальным системам, то желательно померить компрессию двигателя.

Отсутствие необходимой компрессии двигателя приведет к тому, что двигатель не будет тянуть и развивать полную мощность. Если нет сжатия поршня, но есть в достаточном количестве воздух и топливо, то сильного взрыва все равно не произойдет, тем самым не будет хорошего выхлопа, а как мы знаем, выхлоп раскручивает турбину, поэтому турбина не будет надувать нужный объем воздуха. Отсутствие наддува воздуха приведет к тому, что машина тянуть не будет.

Самая распространенная причина отсутствия наддува воздуха – проблемы в работе турбины и отключение самой турбины.

Рассмотрим двигатель с изменяемой геометрией турбины (самый распространенный).

Отключение турбины, как правило, возникает по одной из двух проблем: одна связана с воздухом, другая с механической неисправностью самой турбины (износ крыльчаток, люфт оси).

Есть турбины с изменяемой геометрией, которые управляются вакуумом, а есть и те, которые управляются электронным актуатором.

Далее речь пойдет о турбинах с вакуумным управлением.

В машине установлены четыре датчика, которые всецело влияют на работу турбины.

1 - Датчик давления наддува. Он измерят давление воздуха во впускном коллекторе.

2 – Регулятор давления наддува. Это клапан, который управляет геометрией, т.е. включает и выключает турбину.

3 - Датчик температуры впускного воздуха. Показывает температуру воздуха, поступающего в мотор.

4 – Датчик атмосферного давления. Замеряет атмосферное давление в месте движения автомобиля (обычное атмосферное давление относительно уровня моря).

Чаще всего бывает, что в машине нарушена герметичность впускной системы воздуха. Тем самым турбина гонит весь воздух наружу (порван патрубок, плохое соединение на местах стыков, треснул интеркулер (радиатор охлаждения воздуха).

Для выявления подобной проблемы необходимо проверить всю впускную систему воздуха на герметичность.

Следующая по частоте встречаемости проблема: Неисправная геометрия в турбине.

Чтобы проверить геометрию на автомобиле, надо снять вакуумный шланг с актуатора на самой турбине. Надеть на него другой шланг и попробовать ртом или специальным устройством втянуть воздух. После этой процедуры шток, который управляет геометрией должен изменить свое положение. Если он не меняет своего положения, то может быть 2 причины либо порвалась мембрана в актуаторе, либо заклинила сама геометрия.

Выход из строя регулятора давления наддува и датчика давления наддува выявляется наличием ошибок по ним в результатах компьютерной диагностики.

Регулятор давления наддува также можно проверить вакуумметром.

Надо не забыть проверить вакуумный насос и вакуумные трубки во всей машине на герметичность. Делается это следующим образом, отсоединяете в каком-либо месте патрубок, прикладываете руку, должно ощущаться втягивание воздуха.

Турбина с электронным актуатором проверяется только с помощью компьютерной диагностики!

Обратите внимание, что на потерю тяги также могут влиять «вихревые» заслонки ( имеются не во всех автомобилях).

Надеемся, что эта информация поможет вам выявить причину, по которой ваш автомобиль не тянет или не набирает полную мощность, а также получить достаточно знаний для общения со специалистами автосервисов. 

Техническое обслуживание системы смазки

Для смазки всех деталей и механизмов двигателя СМД-60/62 следует применять только рекомендованные сорта масла.

Проверка уровня масла в картере производится не раньше чем через 5 минут после остановки двигателя. Уровень масла должен совпадать с верхней меткой масло-измерителя. При уровне масла ниже нижней метки работа двигателя запрещается. Срок смены масла в картере — через 240 моточасов, а заменителей — через 120 моточасов. При замене следует обязательно очистить фильтр-центрифугу и промыть фильтр турбокомпрессора.

Давление масла в системе при прогретом двигателе СМД-60/62 (температура воды не менее 80° С) должно быть в пределах 3—4 кгс/см2. При минимальном числе оборотов холостого хода давление масла должно быть не менее 1,5 кгс/см2. Если давление масла ниже указанного, надо выяснить причину: проверить уровень масла в картере, исправность манометра (путем установки контрольного), промыть центрифугу и фильтр турбокомпрессора, проверить регулировку сливного клапана. Наличие алюминиевых и бронзовых частиц в отложениях фильтров свидетельствует об износе подшипников. Если не обнаружится отклонений, следует снять поддон и проверить состояние маслозаборника и маслонасоса, а также шатунных и коренных подшипников.

Периодически проверяется крепление маслопроводов, штуцеров и обратного клапана 14 (рис. 53). Нельзя допускать течи в местах соединения деталей и маслопроводов системы. Если после запуска пускового двигателя П-350 отсутствует давление в масляной магистрали, проверить состояние обратного клапана, вывернуть его и прочистить перепускные отверстия 20 и 21 в канавке корпуса клапана и в блоке.

Через каждые 1920—2000 моточасов рекомендуется снять поддон блок-картер а, очистить от грязи и промыть дизельным топливом сетку маслозаборника и поддон. Проверить и при необходимости подтянуть крепления масляного насоса, маслозаборника, редукционного и предохранительного клапанов, трубки маслоподачи, герметичность ее соединения в месте крепления к блоку.

Центрифуга

Очистка ротора от отложений производится при техническом обслуживании № 2, а при использовании масла-заменителя — через 120 моточасов. При разборке центрифуги отвинтить гайку 6 (рис. 54) и снять колпак 5. Затем отвинтить гайку 7, ограничивающую осевой подъем ротора, снять упорную шайбу 8 и ротор с оси 10. Для разборки ротора установить его в тиски так, чтобы бобышки с форсунками располагались между губками тисков, и, не зажимая губок, отвинтить гайку 9 и снять крышку И с остова ротора 16. Очистить крышку и остов ротора от отложений и промыть в дизельном топливе или керосине. Прочистить отверстия в форсунках 2 медной проволокой.

Ротор собирается в обратном порядке. Перед сборкой проверить состояние уплотнительного кольца 14, его укладку в канавке и смазать консистентной смазкой (смазка № 158 или ЦИАТИМ-201). Поврежденное (с разрывом) уплотнительное кольцо заменить новым. Чтобы не нарушить балансировку ротора, устанавливая крышку, метки в виде рисок на крышке и остове обязательно совместить. Гайку ротора 9 затягивать с небольшим усилием.

Очистить шейки оси 10 и подшипники ротора. Установить ротор на ось, поставить шайбу 8 и прижать ее гайкой 7. Проверить вращение ротора рукой. О должен вращаться легко и плавно останавливаться. Перед установкой колпака 5 для обеспечения герметичности проверяют состояние прокладки 15. Она должна быть без разрывов и равномерно уложена в канавку. Не следует перетягивать гайку 6 крепления колпака.

Собрав центрифугу, проверяют ее работу на двигателе по времени вращения (выбега) ротора. После остановки прогретого двигателя СМД-60/62 ротор должен вращаться не менее 40 секунд. Если ротор останавливается раньше, это свидетельствует о том, что он очень затянут или установлен с перекосом. Следует разобрать центрифугу и устранить причину неполадки.

Рис. 54. Центрифуга:1 — перепускной клапан; 2— форсунка; 3 — кольцо cтопорное; 4 — насадок; 5 — колпак; 6 — гайка специальная; 7 — гайка; 8 — шайба упорная; 9 — гайка ротора; 10 — ось ротора; 11 — крышка ротора; 12 — сетка маслоотражателя; 13 — маслоотражатель; 14 — кольцо уплотнительное; 15 — прокладка паронитовая; 16 — остов ротора; 17 — корпус; 18 — маслоотводящая трубка.

Сливной клапан СМД-60/62

Для слива излишнего масла и перепуска его при резком повышении давления в системе во время пуска (в результате повышенной вязкости масла в холодное время года) на двигателе СМД-60 имеется сливной клапан, расположенный на блок-картере с правой стороны (рис. 55). Клапан отрегулирован на давление 3,5—4 кгс/см2.

Рис. 55. Сливной клапан:1 — гайка клапана; 2 — шайба контровочная; 3 — регулировочный винт; 4 — корпус; 5 — пружина; 6 — клапан.

Регулируется он на специальном стенде путем затяжки пружины 5 регулировочным винтом 3.

Если при пуске двигателя СМД-60/62 трактора Т-150/Т-150К стрелка манометра выходит за пределы шкалы, это свидетельствует о том, что сливной клапан не срабатывает. В этом случае его надо снять и разобрать для промывки. Отогнув шайбу 2, отвертывают колпачков ую гайку 1. Чтобы сохранить регулировку клапана, следует замерить длину выступа-ния регулировочного винта 3 из корпуса 4, после чего можно его вывернуть, вынуть пружину 5 и клапан 6. Очистить их от смолистых отложений, промыть в дизельном топливе. Прочистить и продуть сжатым воздухом каналы в корпусе клапана. При сборке регулировочный винт 3 завернуть так, чтобы длина выступания его из корпуса 4 была такой, как перед разборкой. Это положение винта стопорится контровочной шайбой 2, один ус которой отгибается на грань гайки а второй ус — на корпус 4.

Фильтр турбокомпрессора

Причиной значительного понижения давления масла в системе смазки может быть сильное загрязнение фильтрующего элемента 5 (рис. 56), из-за чего уменьшается поступление масг,а к турбокомпрессору. Промывка фильтра производится при техническом обслуживании № 2, порядок следующий:

  • очистить фильтр от пыли;
  • отвернуть гайку 8 и снять колпак 3 вместе с фильтрующим элементом 5;
  • снять фильтрующий элемент со стержня 4 и промыть в дизельном топливе, добиваясь полного очищения сетки от осадков. Не следует очищать его металлической щеткой во избежание разрыва сетки. Промыть также колпак;
  • при сборке аккуратно уложить уплотнительные кольца 2 и 10, проверить состояние прокладки 9 и пружины 1. Установить колпак и затянуть гайку 8. После пуска двигателя проверить фильтр на отсутствие течи масла через прокладку 9.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости