Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту [email protected].
Карбюраторные автомобили шли с конвейера без мозгов, так как все управление в них реализовано механически. С приходом инжекторных систем питания машины начали наполняться всевозможной электроникой. Обработкой информации от датчиков и генерацией управляющих сигналов занимается ЭБУ. Выход его из строя способен полностью обездвижить железного коня, поэтому к модулю управления следует относится с повышенной внимательностью.
Внешний вид электронного блока управленияДля правильного дозирования подаваемого топлива в электронный блок управления приходит информация:
Количество датчиков и соответственно объем получаемой информации зависит от модели автомобиля. В бюджетных машинах ЭБУ обладает только основными данными. Наиболее развитые электронные блоки собирают и оперируют информацией о каждом узле машины, что сказывается на динамических характеристиках и экономичности авто.
После обработки данных блок управления инжектором подает сигналы для:
Работа электронного блока управления предполагает оперирование большим количеством информации в режиме реального времени. Неточность в любом из каналов приведет к нестабильной работе двигателя, увеличению расхода топлива и потере динамических характеристик, поэтому все возникающие поломки в электронике требуют незамедлительного устранения.
Для работы с информацией, поступающей в модуль, ЭБУ имеет несколько видов памяти:
Ввод информационных сигналов у качественных электронных модулей осуществляется через гальваническую развязку. Это предотвращает повреждение главных чипов блока управления в случае выхода какого-либо датчика из строя. От внутренних ошибок модуль защищен различными методами самодиагностики и коррекции сбоев, что помогает избегать ситуации, когда автомобиль остается без мозгов.
Причины, почему автомобиль может остаться без мозгов, наиболее часто возникают по вине автовладельца. Так, например, попытка перезаписать программное обеспечение при проведении чип-тюнига может закончится неудачей, если автолюбитель выбрал не правильное ПО. Также причинами вызывающими поломку ЭБУ являются:
Для определения неисправности необходимо прочитать лог ошибок, сохраненный в мозгах инжектора. Для этих целей существует специальный диагностический разъем. Расположение его зависит от конкретной модели автомобиля. Например, в автомобилях ВАЗ с высокой панелью диагностический разъем находится внутри центральной консоли.
Если мозги инжектора обнаружили неисправность в работе двигателя, то об этом будет сигнализировать загоревшаяся лампочка «check engine». Понять какая именно неисправность произошла по данному оповещению невозможно. Для более точного определения поломки требуется подключить диагностический сканер к специальному разъему. При его помощи из памяти ЭБУ считывается лог ошибки, который можно расшифровать при помощи справочников по конкретному автомобилю. Так, например, для ВАЗ 21074 наиболее часто встречаемыми ошибками являются:
При выполнении считывания ошибок сканер указывает лишь на предположительное место неисправности, но не может указать причину вызвавшую поломку, поэтому после получения кода важно правильно его истолковать. При недостаточном понимании работы инжекторных двигателей и топливных систем может возникнуть ситуация, когда автовладелец, неправильно расшифровав лог ошибки, займется ремонтом исправного узла машины.
В случае выхода из строя ЭБУ непопулярной модели найти новый модуль может стать большой проблемой. В таком случае автовладелец может пойти на радикальный шаг и сменить электронику на другую систему без мозгов. Инжектор в таком случае сменяется карбюратором, а зажиганием начинает управлять коммутатор.
Вносить столь серьезные изменения можно только в крайнем случае. Инжекторный двигатель спроектирован для работы под контролем электронного блока управления. При его отсутствии возможны провалы при разгоне, нестабильная работа и повышенный расход топлива. Убирать мозги можно только временно, например, для перегона авто.
При возникновении поломки ЭБУ автовладелец может захотеть поменять модуль на схожую модель. При этом важно учитывать, что каждые мозги изготавливаются под конкретную модель силовой установки, комбинацию датчиков, протяженность шлейфов. Прошивка также меняется от модели к модели, поэтому произвести просто перестановку блоков невозможно, даже если их разъемы идентичны.
При установке похожей модели без полного согласования параметров возможны негативные последствия:
Производить устранение неисправности заменой на похожий электронный блок управления категорически запрещается. Правильными методами устранения неисправностей являются:
При невозможности устранить поломку вышеуказанными способами, единственным верным решением является обращение в специализированный сервисный центр. После считывания лога ошибки сканером специалисты определят возможный круг неисправностей. После этого определяется оптимальный способ избавления дефекта.
Появление электронного блока управления значительно улучшило эксплуатационные свойства автомобиля. Произошло это благодаря возможности контроля режима работы силовой установки и корректировки параметров в режиме реального времени. В свою очередь, усложнение электроники машины привело к возникновению поломок, способных обездвижить железного коня.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Внедрение электроники в конструкцию мотора авто привело к тому, что работу двигателя контролирует электронный блок управления двигателем ECU (ЭБУ). Модули подобного типа также имеют название контроллер. Бензиновый или дизельный мотор, а также другие системы автомобиля управляются посредством специальных блоков управления. Их несколько типов и все они имеют свою схему подключения к бортовой электронике.
Электронный блок управления двигателем ведет постоянный и непрерывный обмен данными с модулями управления других систем. Потоки данных передаются по специальной CAN-шине. Посредством указанной шины реализовано эффективное объединение всех электронно-цифровых систем автомобиля, что и представляет в итоге единую бортовую сеть. Далее приводим справочник по всем самым распространённым ЭБУ.
№ | 8V | 16V | № | 8V | 16V | |
1 | Кат. зажигания 2 ц. | 42 | Вход сигнала датчика неровной дороги (3) | |||
2 | Кат зажигания 2-3 ц. | Кат. зажигания 3 ц. | 43 | |||
3 | Масса кат. заж. | Масса кат. заж. | 44 | Вход питания +12В после главного реле | ||
4 | Кат. зажигания 4 ц. | 45 | Выход питания датчика фазы (2) | |||
5 | Кат зажигания 1-4 ц | Кат. зажигания 1 ц. | 46 | Выход управления клапаном адсорбера (1) | ||
6 | Форсунка 2 | 47 | Форсунка 4 | |||
7 | Форсунка 3 | 48 | Управление нагревателем ДК1 (D) | |||
8 | Выход на тахометр | 49 | ||||
9 | 50 | Управление дополнительным реле стартера | ||||
10 | Сигнал расхода топлива | 51 | Масса | |||
11 | 52 | |||||
12 | Питание +12 В. АКБ (зам. зажигание 30 конт.) | 53 | Масса | |||
13 | +12 В. Зажигание (зам. зажигание 15 конт.) | 54 | ||||
14 | Выход управления главного реле | 55 | Вход сигнала датчика кислорода 2 (А) | |||
15 | Вход датчика коленвала (А) | 56 | ||||
16 | Вход сигнала датчика дроссельной заслонки (С) | 57 | Переключение калибровок , замыкание на массу | |||
17 | Масса датчика дроссельной заслонки (В) | 58 | ||||
18 | Вход сигнала датчика кислорода 1 (А) | 59 | Вход сигнала датчика скорости.(2) | |||
19 | Вход сигнала датчика детонации (1) | 60 | ||||
20 | Масса датчика детонации (2) | 61 | Масса | |||
21 | 62 | |||||
22 | 63 | Вход питания +12В после главного реле | ||||
23 | 64 | Регулятор Холостого Хода (D) | ||||
24 | 65 | Регулятор Холостого Хода (C) | ||||
25 | 66 | Регулятор Холостого Хода (B) | ||||
26 | 67 | Регулятор Холостого Хода (A) | ||||
27 | Форсунка 1 | 68 | Выход управления реле вентилятора 1 О.Ж. | |||
28 | Нагреватель датчика кислорода 2 (D) | 69 | Выход управления реле кондиционера | |||
29 | Выход управления вентилятором 2 О.Ж. | 70 | Выход управления реле бензонасоса | |||
30 | 71 | K-Line | ||||
31 | Лампа Check | 72 | ||||
32 | Выход питания +5В ДПДЗ(3),ДНД(1) | 73 | ||||
33 | Выход питания +5В ДМРВ (4) | 74 | ||||
34 | Вход сигнала датчика колен вала (1) | 75 | Сигнал запроса на включение кондиционера | |||
35 | Масса датчиков. | 76 | Запрос на включение усилителя руля. | |||
36 | Масса датчиков. | 77 | ||||
37 | Вход сигнала датчика расхода воздуха (5) | 78 | ||||
38 | 79 | Вход сигнала датчика фазы (3) | ||||
39 | Вход сигнала датчика ОЖ (2) | 80 | Масса | |||
40 | Вход сигнала. ДТВВ. (ДМРВ пин. 1) | 81 | ||||
41 |
Номер | Bosch M1.5.4 (1411020 и 1411020-70) Январь 5.1.1 (71) | Bosch M1.5.4 (40/60) Январь-5.1 (41/61) Январь 5.1.2 (71) | Bosch MP7.0 |
1 | Зажигание 1-4 цилиндра. | Зажигание 1-4 цилиндра. | Зажигание 1-4 цилиндра. |
2 | . | Массовый провод зажигания. | . |
3 | Реле топливного насоса | Реле топливного насоса | Реле топливного насоса |
4 | Шаговый двигатель PXX(A) | Шаговый двигатель PXX(A) | Шаговый двигатель PXX(A) |
5 | Клапан продувки адсорбера. | Клапан продувки адсорбера. | |
6 | Реле вентилятора системы охлаждения | Реле вентилятора системы охлаждения | Реле вентилятора левого (только на Нивах) |
7 | Входной сигнал датчика расхода воздуха | Входной сигнал датчика расхода воздуха | Входной сигнал датчика расхода воздуха |
8 | . | Входной сигнал датчика фазы | Входной сигнал датчика фазы |
9 | Датчик скорости | Датчик скорости | Датчик скорости |
10 | . | Общий. Масса датчика кислорода | Масса датчика кислорода |
11 | Датчик детонации | Датчик детонации | Вход 1 датчика детонации |
12 | Питание датчиков. +5 | Питание датчиков. +5 | Питание датчиков. +5 |
13 | L-line | L-line | L-line |
14 | Масса форсунок | Масса форсунок | Масса форсунок. Силовая «земля» |
15 | Управление форсунками 1-4 | Нагреватель датчика кислорода | Лампа CheckEngine |
16 | . | Форсунка 2 | Форсунка 3 |
17 | . | Клапан рециркуляции | Форсунка 1 |
18 | Питание +12В неотключаемое | Питание +12В неотключаемое | Питание +12В неотключаемое |
19 | Общий провод. Масса электроники | Общий провод. Масса электроники | Общий провод. Масса электроники |
20 | Зажигание 2-3 цилиндра | Зажигание 2-3 цилиндра | |
21 | Шаговый двигатель PXX(С) | Шаговый двигатель PXX(С) | Зажигание 2-3 цилиндра |
22 | Лампа CheckEngine | Лампа CheckEngine | Шаговый двигатель PXX(B) |
23 | . | Форсунка 1 | Реле кондиционера |
24 | Масса шагового двигателя | Масса выходных каскадов шагового двигателя | Силовое заземление |
25 | Реле кондиционера | Реле кондиционера | . |
26 | Шаговый двигатель PXX(B) | Шаговый двигатель PXX(B) | Масса датчиков ДПДЗ, ДТОЖ, ДМР |
27 | Клемма 15 замка зажигания | Клемма 15 замка зажигания | Клемма 15 замка зажигания |
28 | . | Входной сигнал датчика кислорода | Входной сигнал датчика кислорода |
29 | Шаговый двигатель PXX(D) | Шаговый двигатель PXX(D) | Входной сигнал датчика кислорода 2 |
30 | Масса датчиков ДМРВ, ДТОЖ, ДПДЗ, ДД, ДПКВ | Масса датчиков ДМРВ, ДТОЖ, ДПДЗ, ДД, ДПКВ | Вход 2 датчика детонации |
31 | . | Резервный выход сильноточный | Входной сигнал датчика неровной дороги |
32 | . | . | Сигнал расхода топлива |
33 | Управление форсунками 2-3 | Нагреватель датчика кислорода. | . |
34 | . | Форсунка 4 | Форсунка 4 |
35 | . | Форсунка 3 | Форсунка 2 |
36 | . | Выход. Клапан управления длиной впускной трубы. | Главное реле |
37 | Питание. +12В после главного реле | Питание. +12В после главного реле | Питание. +12В после главного реле |
38 | . | Резервный выход слаботочный | . |
39 | . | . | Шаговый двигатель РХХ (С) |
40 | . | Резервный вход дискретный высокий | . |
41 | Запрос включения кондиционера | Запрос включения кондиционера | Нагреватель датчика кислорода 2 |
42 | . | Резервный вход дискретный низкий | . |
43 | Сигнал на тахометр | Сигнал на тахометр | Сигнал на тахометр |
44 | СО — потенциометр | Датчик температуры воздуха | . |
45 | Датчик температуры охлаждающей жидкости | Датчик температуры охлаждающей жидкости | Датчик температуры охлаждающей жидкости |
46 | Главное реле | Главное реле | Реле вентилятора охлаждения |
47 | Разрешение программирования | Разрешение программирования | Вход сигнала запроса включения кондиционера |
48 | Датчик положения коленвала. Низкий уровень | Датчик положения коленвала. Низкий уровень | Датчик положения коленвала. Низкий уровень |
49 | Датчик положения коленвала.Высокий уровень | Датчик положения коленвала.Высокий уровень | Датчик положения коленвала.Высокий уровень |
50 | . | Датчик положения клапана рециркуляции | Разрешение программирования |
51 | . | Запрос на включение гидроусилителя руля | Нагреватель ДК |
52 | . | Резервный вход дискретный низкий | . |
53 | Датчик положения дроссельной заслонки | Датчик положения дроссельной заслонки | Датчик положения дроссельной заслонки |
54 | Сигнал расхода топлива | Сигнал расхода топлива | Шаговый двигатель РХХ (D) |
55 | K-line | K-line | K-line |
Модификация седьмого января зависит от объема двигателя. Производства BOSCH блоки управления монтировались только на те автомобили, которые шли на экспорт (они удовлетворяли экостандарту ЕВРО-3). На 1,5л 8 кл. моторы оснащались такими ЭБУ:
21114-1411020-80 | БОШ-7.9.7,Е-2,1,5литр.,1-ая серийная верс. |
21114-1411020-80ч | БОШ-7.9.7,Е-2,1,5литр.,тюнинг |
21114-1411020-80 | БОШ-7.9.7+,Е-2,1,5литр., |
21114-1411020-80 | БОШ-7.9.7+,Е-2,1,5литр., |
21114-1411020-30 | БОШ-7.9.7,Е-3,1,5литр.,1-ая серийная верс. |
21114-1411020-81 | ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,1-ая_серийная верс.неудачн.,замена_А203EL36 |
21114-1411020-81 | ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,2-ая_серийная_верс.неудачн.,замена_А203EL36 |
21114-1411020-81 | ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,3-я_серийная_верс |
21114-1411020-82 | ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,1-я_версия |
21114-1411020-82 | ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,2-я_версия |
21114-1411020-82 | ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,3-я_версия |
21114-1411020-80ч | БОШ_797,без датч.кисл.,Е-2,дин.,1,5литра |
21114-1411020-81ч | ЯНВАРЬ_7.2,без датч.кисл.,СО,1,5литр |
21114-1411020-82ч | ИТЭЛМА,без датч.кисл.,СО,1,5литр |
На двигатели 1,6 литра:
21114-1411020-30 | BOSCH_797,E-2,1.6L,1-я_серия(глюки в ПО) |
21114-1411020-30 | BOSCH_797,E-2,1.6L,2-я_серия |
21114-1411020-30 | BOSCH_797+,E-2,1.6L,1-я_серия |
21114-1411020-30 | BOSCH_797+,E-2,1.6L,2-я_серия |
21114-1411020-20 | BOSCH_797+,E-3,1.6L,1-я_серия |
21114-1411020-10 | BOSCH_797,E-3,1.6L,1-я_серия |
21114-1411020-40 | BOSCH_797,E-2,1.6L |
21114-1411020-31 | ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,1-я_серия(неудачная) |
21114-1411020-31 | ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,2-я_серия |
21114-1411020-31 | ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,3-я_серия |
21114-1411020-31 | ЯНВАРЬ_7.2+,Е-2,1.6L,1-я_серия,новая_аппарат.верс. |
21114-1411020-32 | ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,1-я_серия |
21114-1411020-32 | ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,2-я_серия |
21114-1411020-32 | ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,3-я_серия |
21114-1411020-32 | ИТЭЛМА_7.2+,Е-2,1.6L,1-я_серия,новая_аппарат.верс. |
21114-1411020-30Ч | BOSCH_с датч.кисл.,Е-2,дин,1,6L |
21114-1411020-31Ч | ЯНВАРЬ_7.2,без датч.кисл.,СО,1.6литр. |
Выглядит данный блок управления двигателем примерно вот так:
Скачать архив со всеми схемами можно по ссылке.
2- 3,50 Загрузка...
НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ
Электронный блок управления двигателем – это устройство, которое регулирует работу всех систем автомобиля. Он устанавливается только на машинах с инжектором. Впервые такое устройство установили на Alfa Romeo 6С2500 в 1950-х годах. До этого за формирование топливно-воздушной смеси отвечал карбюратор.
Главная функция этого устройства – сбор информации со всех датчиков и ее обработка. В соответствии с этими данными ЭБУ посылает сигналы на все электронные детали – инжектор, свечи, вентилятор радиатора и другие.
Благодаря появлению ЭБУ автоконструкторы оптимизировали расход топлива, мощность мотора, состав отработанных газов. Он отвечает за диагностику состояния всех систем автомобиля. При возникновении проблем он информирует водителя с помощью лампочки Check-Engine. Автомастера подключаются к нему, считывают все ошибки и устраняют поломки.
Любой блок управления двигателем состоит из двух компонентов:
Это сложная машина, которая постоянно совершенствуется автопроизводителями. Все новые функции авто (ABS, круиз-контроль) работают от ЭБУ двигателя. Он способен даже заглушить двигатель, если это необходимо.
Электронный блок управления выпускается для определенной модели, поэтому для них нет единой схемы. К тому же, типы блоков управления двигателем разных производителей существенно отличаются. Стоит рассмотреть самые распространенные модели автомобилей.
На втором поколении Форд Фокус устанавливался блок управления фирмы Siemens. Обратите внимание на то, что для каждого двигателя продается своя модель ЭБУ. При необходимости его замену можно провести своими руками, но для этого придется снимать правое переднее колесо.
На эту модель устанавливали контроллеры Январь 5.1.3 и М1.5.4. Располагается на кронштейне около перегородки моторного отсека под бардачком.
На модели итальянского бренда устанавливают контроллеры фирм Bosch и Magneti Marelli. Последняя компанию выпускает компактные ЭБУ за счет использования керамических плат.
Блок управления на этой модели расположен за обшивкой торпедо. Но его легко можно перепутать с мультиплексом. Если вы ремонтируете авто самостоятельно, не перепутайте данные детали.
Этот электронный блок подходит для мотора Opel Omega. Он считается достаточно надежным и проблем с ним не возникает. Если вы столкнулись с поломками, ознакомьтесь со схемой.
Все блоки управления имеют два типа памяти:
Принцип работы электронного блока управления заключается в следующем: сбор информации с датчиков, сопоставление с контрольными значениями, отправка сигналов. Блок ЭБУ контролирует зажигание – посылает свечам сигнал электронный. Двигатель получает искры от свечей. Также он отвечает за работу форсунок, за частоту впрыска и количество топлива.
На современных автомобилях устанавливают более 20 датчиков для контроля всех параметров работы авто. Вот главные из них:
Бортовой компьютер выполняет функцию диагностики неисправностей датчиков. Если он установлен, вы сразу увидите ошибки. По коду вы можете узнать причину проблемы и устранить ее.
Основные причины, по которым конструкция выходит из строя:
Вы сразу заметите неполадки по изменениям в работе двигателя. Иногда он полностью блокируется, иногда наблюдаются провалы мощности. На приборной панели постоянно горит лампочка Check Engine, ее не получается сбросить бортовым компьютером.
Чаще всего поломки этой системы связаны с отсутствием питания в какой-либо части. Из-за этого процессоры и преобразователи не могут обмениваться информацией.
От перебоев подачи электричества возникают сбои в системе, которые меняют параметры ее работы. В результате работа электронного блока управления нарушается. Это две часто встречающиеся неисправности. Их легко обнаружить по коду ошибки при диагностике.
Чаще всего мастера автосервиса отказываются ремонтировать контроллер и предлагают заменить его на новый. Покупка нового, как и ремонт старого, обойдутся недешево. Это сложное устройство, в котором разберется не каждый специалист.
При возникновении проблем следует обратиться в автосервис для поиска причины. Диагностика блока управления двигателем проводится с помощью компьютерного оборудования. ЭБУ имеет специальный разъем для диагностики.
После того, как вы нашли причину неисправности мастер предложит вам отремонтировать или поставить новый агрегат. Ремонт ЭБУ своими руками обойдется вам гораздо дешевле, если вы разбираетесь в технике и умеете паять. Если вы не хотите тратить на это время, гораздо проще обратиться в сервис.
В моделях Samara электронный блок расположен в центре автомобиля, за торпедо. Чтобы снять его, нужно зайти в салон и снять пластиковую обшивку слева от центральной панели (на которой находятся магнитола, регулятор отопления).
На этой модели блок управления расположен справа в районе слива лобового стекла. Минус этого в том, что на него попадает влага. Поэтому автовладельцы часто сталкиваются с необходимостью замены устройства. Сделать это можно самостоятельно, просто открыв капот.
Контроллер на Калине расположен не слишком удачно – прямо под радиатором печки. Поэтому основной причиной поломок является протечка антифриза. Чтобы заменить его, следует снять все детали, защищающие устройство:
Электронный блок управления автомобилем легко поставить самостоятельно:
ЭБУ в автомобиле имеет контрольные показатели, которые записаны в его памяти. Они заложены производителем и нужны для контроля всех показателей. Конструкторы закладывают в мотор определенную мощность, но в ЭБУ автомобиля записывают меньший показатель, чтобы оставался запас прочности.
Водители могут перепрограммировать это устройство, чтобы улучшить некоторые характеристики своего авто. Это уменьшит срок его службы, но автолюбителей это не останавливает. Прошивку выполняют многие автосервисы в крупных городах. Теперь вы знаете, что такое ЭБУ, его неисправности и методы их устранения. Самый простой способ – замена устройства на новое.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453