С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Если поставить не те свечи зажигания что будет


К чему приводит неправильный выбор свечей зажигания

Свеча зажигания — деталь, на первый взгляд, простая, но ошибки при ее выборе могут привести к крайне неприятным последствиям. Итак, пришло время заменить свечи. Простейший способ избежать ошибки при выборе — купить точно такие же. взяв с собой как образец родную. Но если найти их не удается и приходится покупать другие. на что обратить внимание в первую очередь? Самое досадное — купить свечи с неподходящей резьбовой частью или иным размером под ключ. Свечу с торцевым уплотнением не пытайтесь заменить другой — с коническим уплотнением, или наоборот. Эти «мелочи» сильно сказываются на эффективности работы свечей и их охлаждения.

Свеча работает на границе относительно холодных частей двигателя и пламени камеры сгорания с температурой до 2500-3000 °С. От того, насколько выступают в камеру электроды свечи. зависит не только успешность воспламенения рабочей смеси, но и риск перегрева, так что конструкция должна обеспечивать достаточный теплоотвод — передачу максимума получаемой теплоты в головку блока и далее.

Условия работы свечи крайне противоречивы. Хотя температура охлаждающей жидкости близка к 100 °С. некоторые детали двигателя нагреты намного сильней. Особенно жарко горячей части свечи. Тепловой конус (юбка) изолятора и электроды могут раскаляться до 900 °С. Итак, сколько тепла получает свеча и сколько его отдает в заданном режиме, зависит от ее конструкции и материалов. Длинная юбка при одних и тех же условиях нагревается сильнее, чем короткая. Первую свечу называют горячей, вторую — холодной. Главный нагреватель свечи — центральный электрод. Современный — как правило, биметаллический. Например, сердечник медный (для хорошего отвода тепла), а оболочка — из огнестойкого никеля. Бывают центральные электроды на основе серебра. платины. В установившемся режиме работы двигателя теплота, получаемая свечой из камеры сгорания, должна отводиться системой охлаждения и частично -свежей рабочей смесью. Увы. это получается не всегда.

Минимум теплоты вырабатывается в цилиндрах при малом расходе топлива — на холостом ходу. Тут важно, чтобы тепловой конус свечи не остывал ниже минимальной температуры самоочистки (около 500 °С). При этом наслоения на нем полностью сгорают и искро-образование не прерывается. Если. вывернув свечу, видим черный нагар — она слишком холодна. При работе двигателя на малых нагрузках такая скоро откажет.

При работе на полной мощности задачи посерьезней. Приемлемыми считаются температуры юбки и электродов не выше 900 °С. иначе ускоряется коррозия электродов. А примерно при 1100 °С возможно печально известное калильное зажигание. Это преждевременное. без участия искры воспламенение смеси от контакта с раскаленными частями камеры сгорания, в том числе перегретой юбкой свечи и электродами. Эффект коварный: водитель на высокой скорости может не понять, что электроды свечей уже отгорели и мотор поет без участия электрики. Калильное зажигание неуправляемо. Пропусков воспламенения нет. ЭБУ форсунок не отключит. Если возникнет детонация, уменьшение УОЗ не поможет. Такие заезды часто заканчиваются разрушением поршней, заклиниванием и т.д. Итак, если температуры горячей части свечи достигают 1 ООО °С и больше, то для данного двигателя она слишком горяча.

Штатная свеча в двигателе — не горячая и не холодная. Она нормальная. Разработчик двигателя об этом позаботился. Например. в моторе обычной «Самары» отлично работают свечи А17ДВРМ, в гоночном же они будут перегреваться. провоцируя калилку. А в обычной эксплуатации неуместны гоночные свечи — обрастут нагаром и откажут.

Чтобы облегчить нам выбор, фирмы-производители маркируют продукцию: Как правило, одна и та же свеча пригодна для авто разных марок и моделей, однако не всех. Фирмы указывают условные калильные числа, но вот единообразия в этом до сих пор нет. Знающие дело продавцы глянут в сравнительные таблицы. Но и покупателям полезно хоть немного владеть темой. К примеру: подходящие свечи куплены, но зазоры между их электродами не соответствуют требованиям двигателя. Как поступить?

Известно: при увеличении зазора смесь загорается лучше. Но слишком увеличивать его нельзя — искра исчезнет. Допустимый зазор зависит от энергетических возможностей системы зажигания, давления в цилиндре, состава рабочей смеси, температуры в конце такта сжатия и т. д. В слабых системах (вроде «жигулевской») рекомендован зазор около 0.6 мм. (Но при зазоре меньше 0.А мм воспламенение смеси замедляется настолько, что могут возникнуть перебои в работе двигателя.) Купив современные свечи с зазором около 1 мм. его для машин старых моделей, скорее всего, придется уменьшить. Современные же мощные системы зажигания пробивают 1-1,2 мм и даже больше. Но при долгой службе электроды сильно изнашиваются, зазоры растут. искрообразование нарушается. Если ЭБУ заметит, что пропусков воспламенения слишком много, самодиагностика отключит форсунку неисправного цилиндра и зажжет лампочку «проверь двигатель». Лишнее топливо не будет сгорать в нейтрализаторе и разрушать его.

А вот машины без самодиагностики иной раз преподносят настоящие загадки. Однажды прибыл ко мне парень на «девятке»: «При ускорении мотор дергается!». Самая частая причина этого — зазоры великоваты, напряжения катушки для пробоя не хватает, а на больших оборотах оно падает. Наконец, чем больше открыт дроссель, тем выше давление смеси, — искре трудней ее пробить. Вывернули свечи, а там зазоры миллиметра по два1 Ради науки я уменьшил их до 0.7-0,8 мм, ввернул обратно. И двигатель заработал отлично! Свечи мы. конечно, заменили. Другой пример. Заботливый хозяин «Логана» зимой ездил мало. но двигатель то и дело на минутку пускал Зачем» «А чтобы аккумулятор не сел!» В итоге свечи, не выходя в рабочий режим, закоптились. стали работать с перебоями… Уменьшили зазоры — и мотор заработал устойчиво. Предвижу вопрос: а не скажется ли уменьшение зазоров на мощности, расходе топлива? Теоретически — конечно1 Но потерю даже 5-6 процентов мощности заметит далеко не каждый, причем в сравнении с отказом хотя бы одного цилиндра эти потери ничтожны. А когда свечи очистятся, можно и зазоры вернуть к норме.

Анатолий Вайсман «За рулем»

Свечи зажигания: тонкости выбора

При нынешнем богатстве выбора свечей зажигания немудрено заблудиться в прилавках и купить совсем не то, что нужно. А если попадётся некомпетентный продавец или автомобилист откроет интернет-магазин?

Действительно, сейчас производится огромное число свечей зажигания разных типов. Как не потеряться в выборе? Всё гениальное просто – читайте инструкцию к автомобилю, в ней указан тип свечей (или несколько типов), которые подойдут именно вашему двигателю. Насколько важно выбрать правильные свечи? Если поставить неподходящие свечки, то мотор будет потреблять много топлива, хуже заводиться, образуется нагар на свечах и камере сгорания.

Параметры подбора

Свеча должна подходить вашему двигателю по размеру и по калильному числу. Если поставить слишком длинные свечи, то это грозит пробоем поршня! Если ошибиться с калильным числом, то можно получить неполное сгорание топлива либо поздний поджиг смеси в результате – неправильная работа двигателя и выход его из строя. Различают так называемые «холодные» и «горячие» свечи, их можно отличить по калильному числу. Если поставить «холодные» свечи в «холодный» мотор, то получим позднее зажигание, увеличенный расход топлива, двигатель затроит.

Параметры свечей указаны в инструкции к авто, поэтому подбирать свечи необходимо в пределах, указанных заводом изготовителем. А вот дальше уже открывается свобода выбора: можно выбирать из материалов электрода, и из количества их.

Сколько надо электродов?

Как выглядит обычная свеча зажигания? Центральный электрод и один боковой. Самая простая конструкция, одна из первых, но не значит, что самая лучшая. Дело в том что свечи с одним электродом хуже поджигают смесь. К тому же при образовании нагара ухудшаются параметры искрообразования, а значит, поджиг смеси будет хуже. Это приведёт к некачественному сгоранию смеси, закоксовыванию свечи, клапанов и камеры сгорания, увеличению расхода топлива и так далее.

Сегодня производится много свечей с тремя и даже четырьмя электродами. Такая конструкция более надёжна, поскольку при загрязнении одного бокового электрода искра переходит на более чистый участок. Такие свечи чуть дороже, но и работают дольше в 2—3 раза, чем свечи с одним электродом.

В интернете появились «новые» свечи так называемые форкамерные. Электрод свечи закрывается металлической юбкой и выглядит как окончание реактивного двигателя. В боковых частях юбки сделаны круглые отверстия для охлаждения электрода. Здесь нужно немного отойти в историю автопрома и узнать, что такое форкамера.

«Хонда» и «ГАЗ» — вот два производителя во всём мире, кто когда-либо делал форкамерные двигатели. Причём изменения касались только головки блока цилиндров. В конструкцию добавлялась новая камера, в которой готовилась очень богатая смесь, а в обычной камере сгорания бедная смесь. Сначала поджигалась богатая, а затем бедная смеси, из-за этого появилось название «послойное» сгорание топлива. Это обеспечило прибавку мощности в 10 л. с., и уменьшение расхода топлива на 15%. Притом что стоило забиться одному из каналов, который соединяет обе камеры, как тут же по сути переставал работать цилиндр. Поэтому от производства таким моторов отказались, ввиду слабой надёжности и отвратительного качества отечественного бензина.

Единственный плюс от использования форкамерных свечей состоит в следующем: предположим, что у вас убитый жизнью мотор, который заливает маслом камеру сгорания. Благодаря большой юбке, которую не будет забрызгивать маслом, форкамерная свеча обеспечит неплохой поджиг смеси. Вот, пожалуй, и все плюсы.

Вам какие: платиновые, иридиевые или никелевые?

Сейчас распространены три материала, из которых производят основной электрод: иридий, платина и никель. Последний тип металла встречается чаще всех, можно сказать, это обычная свеча. А вот редкоземельный и драгоценный металл пришли из автоспорта. Они дольше сопротивляются разрушению, толщина электрода меньше, а, значит, на выходе получается более сильная искра. Всё это благотворно влияет на длительность хождения свечей, к тому же повышается надёжность поджига. У таких свечей центральный электрод остроконечный – на таком не зависнет капля масла.

Конечно, за всё приходится платить. Но эти траты оправданы надежностью искрообразования и длительностью использования. Например, платиновые свечи ходят до 100 тыс. км. Например, замена свечей на оппозитных моторах обходится в несколько тысяч рублей. Владельцам таких авто будет «дешевле» поставить дорогие качественные свечи и не менять их ежегодно.

Всегда выбирайте свечи по размерам и калильному числу исходя из рекомендаций завода изготовителя. А вот с количеством электродов и материалом его изготовления придётся определяться исходя из параметров эксплуатации машины и толщины вашего кошелька.

Что будет если не менять свечи зажигания

Продолжаем публиковать статьи из серии «Что будет если…». Сегодня обсудим – каких возможных последствий следует ожидать, если не следовать рекомендациям производителей автомобилей по срокам замены свечей.

Для многих автолюбителей вопрос о том, когда лучше менять свечи зажигания - в рекомендованный производителем машины или самих свечей срок или судя по их фактическому состоянию, является таким же камнем преткновения, как и то, стоит ли ездить на 92-м или 95-м бензине. Одни владельцы авто строго придерживаются регламентных сроков, считая, что производителю автомобиля виднее, когда этот расходный элемент лучше заменить. Другие полагают, что раз свечи в нормальном состоянии, двигатель заводится с «полпинка» даже в лютый мороз, то и менять их нужно не ранее 60-90 тысяч километров пробега. Давайте разберемся, что может случиться с автомобилем, если не менять свечи зажигания в указанные производителем регламентные сроки. Для начала вспомним, какую функцию выполняют свечи зажигания в двигателе. Эти устройства нужны, чтобы образовавшейся в процессе включения зажигания искрой воспламенить топливно-воздушную смесь в камере сгорания (цилиндре) мотора. Поджог этой смеси производится при помощи электрического разряда в несколько тысяч или десятков тысяч вольт, который возникает между электродами свечи. Стандартная свеча зажигания состоит из нескольких компонентов:

  • контактного вывода (предназначен для подключения свечи к высоковольтным проводам системы зажигания или напрямую к катушке зажигания);
  • изолятора (предохраняет свечу от перегревов, часть изолятора, непосредственно прилегающая к центральному электроду, наиболее сильно влияет на качество работы свечи зажигания);
  • ребер изолятора (предотвращают электрический пробой по его поверхности);
  • центрального и бокового электрода (между ними как раз и возникает искра, воспламеняющая топливно-воздушную смесь в цилиндре);
  • уплотнителя (служит для предотвращения проникновения горячих газов из камеры сгорания).
Важной характеристикой любой свечи зажигания является величина зазора между центральным и боковым (боковыми) электродами. Именно от нее зависит, насколько эффективно будет происходить поджог смеси в цилиндре. Чем больше величина зазора, тем более мощной будет искра и масштабнее - зона воспламенения. Соответственно, эффективнее будет сгорать топливо, а, значит, стабильным будет его расход, плавным - работа двигателя. С другой стороны, когда зазор между электродами свечи меньше, то искра появляется раньше и пробой происходит при меньшем напряжении. Но вместе с тем энергия искры меньше, что хуже для поджога смеси, а в конечном итоге при уменьшенном зазоре снижаются мощностные и экономичные характеристики двигателя. Также немаловажной характеристикой свечей является их калильное число - это информация о предельно допустимой температурной нагрузке свечи зажигания. Отечественные свечи зажигания выпускаются с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. Зарубежные производители единой шкалы калильных чисел не придерживаются. В зависимости от величины калильного числа свечи разделяются на «холодные», «горячие», средние и унифицированные. Если поставить слишком «холодные» свечи (с большим калильным числом), затрудняется процесс их самоочищения, и мотор будет работать с перебоями. При слишком «горячих» возможно так называемое калильное зажигание, по своим симптомам и разрушительным последствиям напоминающее детонацию двигателя. В обиходе, свечи зажигания называют классическими, платиновыми и иридиевыми. Такие названия они получили из-за материалов, которые применяются для изготовления электродов. В классических свечах электроды - медные, в платиновых изготовлены из платины, а иридиевые - из специального иридиевого сплава. В некоторых классических свечах медные электроды для надежности покрыты сплавом иттрия, который позволяет увеличить устойчивость электродов свечей. Платиновые свечи хороши тем, что платина обладает высокой коррозионной устойчивостью и стойкостью к высоким температурам (практически не выгорают), что позволяет добиться достаточно продолжительного срока эксплуатации. У иридиевых свечей - схожие с платиновыми характеристики. Но самыми долговечными свечами являются те, в которых электроды изготовлены из сплава платины и иридия. Срок службы свечей зависит от многих факторов. Производители определяют период эксплуатации этих элементов в зависимости от материалов, из которых изготовлены электроды, приблизительных условий эксплуатации (климатические условия, качество топлива и прочие). Так, для классических свечей средний срок службы составляет не более 50 тысяч километров пробега. Для платиновых и иридиевых - не более 90 тысяч километров пробега. Естественно, эти цифры могут корректироваться в зависимости, например, от того, какого качества бензин заливается в автомобиль, и в каком состоянии находится сам двигатель. Поэтому многие производители автомобилей рекомендуют заменять классические свечи при прохождении каждого второго планового ТО (например, через 30, а затем 60 тысяч километров). При использовании платиновых или иридиевых свечей срок эксплуатации может быть увеличен в полтора - два раза.  Допустим, по какой-то причине положенный по регламенту срок замены свечей зажигания истек, и владелец автомобиля не удосужился установить новые элементы. Возможно, сразу это и не приведет к каким-то трагическим для двигателя автомобиля последствиям. Но в один отнюдь не прекрасный день машина попросту не заведется. Поэтому советуем обратить пристальное внимание на признаки, свидетельствующие о скором выходе свечей зажигания из строя.  К признакам неисправности свечей зажигания относятся:
  • «троение» двигателя (его подергивает при езде и на холостых оборотах)
  • затрудненный запуск мотора (стартер срабатывает, но зажигание не происходит)
  • увеличение расхода топлива
  • увеличение выброса СО
  • ухудшение динамики двигателя (мотор не развивает максимальных оборотов и соответственно, падает его мощность)
Если проигнорировать перечисленные выше признаки, возможен выход из строя двигателя. Одним из печальных последствий неисправности свечей зажигания может быть детонация в камере сгорания двигателя. В результате детонации определенного объема смеси возникает ударная волна, которая в зависимости от объема смеси, может иметь такую интенсивность, что своей энергией заставит сдетонировать весь оставшийся в цилиндре заряд. При отражении ударных волн от стенки камеры сгорания возникает звонкий металлический звук. При сильной детонации стуки становятся громче, мощность двигателя падает, в отработавших газах появляется черный дым. Также во время сильной детонации мотор испытывает большие тепловые и механические нагрузки на некоторые детали. Могут обгореть кромки поршней и прокладки головки блока цилиндров, электроды свечей. Ударные волны разрушают масляную пленку в верхней части цилиндра, вызывая, тем самым, его повышенный износ.
  • - В двигатель автомобиля нужно устанавливать свечи, рекомендованные производителем, обращая внимание на их калильное число и прочие характеристики
  • - Несмотря на стабильную работу системы зажигания, состояние свечей необходимо проверять при каждом плановом техобслуживании
  • - Длительная эксплуатация (пробег 50 тысяч километров и более) возможна при установке свечей с платиновыми или иридиевыми электродами
  • - Для продления срока службы свечей необходимо по возможности заливать только проверенное топливо, вовремя менять фильтры, следить за правильностью установки зазора свечи
  • - При появлении признаков неисправности свечей («троении» мотора, повышения расхода топлива, «плавании» оборотов) срочно обратиться на СТО или самостоятельно произвести замену этих элементов на новые.

Правильно выбираем свечи зажигания

Любой автолюбитель рано или поздно сталкивается с потребностью замены свечей зажигания на своем автомобиле.

Обычно этот вопрос решается быстро и без лишних раздумий одним из следующих способов:

  1. Покупаются свечи зажигания той же марки, которые были установлены на авто перед заменой.

  2. Ставятся свечи, которые первыми попались в ближайшем автомобильном магазине.

  3. Решение о замене запчасти отдается на откуп работникам сервиса, где происходит замена свечей.

Такой подход в решении этой, вроде бы не сложной задачи, весьма формалистичен, и, как ни странно, может иметь достаточно серьезные последствия и для вашего бюджета, и для качества езды на вашем авто. Попробуем разобраться почему.

Как выбор свечей зажигания влияет на расход топлива

Не секрет, что при выработке ресурса свечей расход топлива значительно увеличивается. Это происходит по той причине, что плохая искра, или ее отсутствие приводит к тому, что некоторое количество топлива просто не сгорает в двигателе. Мощность автомобиля падает, и водителю приходится сильнее топить педаль газа, для поддержания нужной скорости. Расход топлива, при одинаковой нагрузке на колеса значительно возрастает. 

Этот эффект еще более усиливается, если свечи зажигания изначально были подобраны неправильно. Такие свечи выходят из строя намного быстрее, что приводит к значительному увеличению расхода топлива при эксплуатации машины.

Неправильный выбор свечей и качество езды

Если свечи были выбраны неправильно, то это может привести к значительной потере мощности автомобиля. Кроме того, через непродолжительное количество времени, ваш двигатель начнет работать нестабильно, «троить» и даже самопроизвольно выключаться. Свечи зажигания могут не давать необходимую искру, их будет заливать бензином, что станет причиной полной остановки двигателя и отказом при попытке его включить.

Не стоит забывать, что установка свечи неправильной длины, может стать причиной порчи поршня двигателя, если длина ее намного превышает указанную в документации автомобиля.

Какие характеристики свеч зажигания требуется знать при их замене

Основных характеристик у свечей всего две:

  • Геометрические размеры.

  • Калильное число.

Оба эти параметра нужно учитывать для правильного выбора свечей зажигания.

Геометрические размеры свечей

Геометрические размеры определяет длина свечи, а также диаметр резьбы. Для каждой марки автомобиля они разные. Какие именно вам нужны свечи, вы можете узнать из руководства по эксплуатации вашего автомобиля. Большинство производителей размещают эту информацию на своих сайтах.

Если вы не можете найти документацию на ваш автомобиль, то остается старый и проверенный способ – выкрутить старую свечу и посмотреть маркировку, нанесенную на ободке или керамической поверхности изделия. Для верности, можете захватить старую свечу с собой в магазин, где можно сравнить новые изделия с образцом.

Калильное число

Значение этого параметра не что иное, как обозначение рабочей температуры, при которой свеча сохраняет свою работоспособность. Соответственно, чем выше калильное число, тем более высокую температуру работающего двигателя изделие может выдержать. В спортивных машинах и в авто с форсированными движками, необходимо устанавливать свечи с высоким калильным числом. В обычных же автомобилях, можно обойтись стандартными значениями параметра. Кроме того, при выборе новой свечи, нужно учитывать климатические условия региона, в котором эксплуатируется машина, в холодных областях предпочтительнее низкое калильное число, благодаря дополнительному охлаждению снаружи, в жарких регионах – высокое, так как двигатель нагревается сильнее.

У каждого производителя своя маркировка для обозначения параметров изделий, чтобы разобраться в них, вам потребуется консультация специалиста. Можно пользоваться достоверными источниками в интернете для определения нужной вам маркировки и сравнения свечей с одинаковыми параметрами у разных производителей.

Разновидности конструкций свечей

При выборе свечей зажигания следует обратить внимание на их конструкцию, различают три вида свечей:

Классическая свеча зажигания, с одним центральным и одним боковым электродом. Эта конструкция остается неизменной уже не один десяток лет, и отлично зарекомендовала себя в любых условиях эксплуатации. Если вы не любите эксперименты и предпочитаете надежные решения – классическая свеча с двумя электродами вам вполне подойдет.

Свечи с «распиленными» электродами. Некоторые производители улучшают конструкцию устройств за счет «распиливания» электрода пополам. Таким образом, вместо одной проводящей поверхности, получается две. При образовании нагара на одной части электрода – искра легко перемещается на другую. Такое раздвоение поверхностей может быть как на центральном, так и на боковом электроде, в зависимости от решения производителя. Подобное новшество позволяет увеличить мощность автомобиля, уменьшить расход топлива и увеличить срок действия свечей зажигания.

Эта конструкция является продолжением идеи разделения электродов. В такой свече вокруг центрально электрода находится несколько боковых. Такое решение не только позволяет обеспечить искру при образовании накипи на одном из электродов, но и позволяет топливу лучше сгорать, так как боковой электрод не перекрывает загорающуюся смесь.

Выбор свечей по материалу для изготовления электродов

Боковые электроды для обычных свечей зажигания выполняются из высококачественной стали с добавлением никеля, центральный электрод обычно изготавливается из сплава железа, никеля и меди. Для того, чтобы улучшить качество работы изделия производители начали выпускать свечи, на электроды которых наплавляется небольшое количество дорогих металлов иридия и платины, с более высокими характеристиками электропроводности и сопротивляемости разрушению. Добавление этих металлов позволило изготавливать электроды меньшей толщины, что обеспечивает хорошую искру и способствует самостоятельной очистке детали от нагара.

Несмотря на то, что иридиевые и платиновые свечи стоят дороже, чем их более дешевые аналоги, их использование имеет свои неоспоримые преимущества.

  • Увеличенная мощность и стабильная работа двигателя.

  • Более долгий срок эксплуатации свечи, не требуется очистка в холодном климате.

  • Более низкий расход топлива за счет полного сгорания смеси.

Эти достоинства обеспечивают значительную экономию средств автовладельца, и в длительной перспективе оказываются более выгодным приобретением, чем простые свечи. 

Не стоит забывать, что основным критерием для выбора свечей зажигания по-прежнему остаются рекомендации производителя вашего автомобиля. Как правило, та марка свечей, которую вам советует создатель техники, будет наиболее оптимальным выбором для нее. Вы можете чуть скорректировать решение, основываясь на климатических условиях вашего региона и специфике эксплуатации вашего авто, и вышеприведенные рекомендации помогут вам сделать правильный выбор.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости