С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Форсунки дизеля ремонт


Самостоятельный ремонт топливных форсунок дизельных двигателей

Форсунки, или механические распылители газа или жидкости, обеспечивают стабильную работу дизельного двигателя. Они отвечают за качественное распыление топлива и нормальное протекание процесса его сгорания. Форсунки подают дизельное топливо в камеру сгорания под высоким давлением. Большая нагрузка, которая ложится на эти детали, зачастую ведет к их быстрому износу. Поэтому очень важно проводить своевременный ремонт форсунок и следить за их состоянием.

Ремонт дизельных форсунок необходим тогда, когда возникают предпосылки износа деталей. Скорейшему износу способствует использование некачественного топлива и коррозия. Из строя могут выйти распылители, корпус, проставка и грибок форсунки. Степень износа форсунок можно определить по возникновению следующих отклонений в их работе.

Когда нужен ремонт форсунок

  • нарушение герметичности между корпусом распылителя, проставкой и корпусом форсунки;
  • низкое давление открывания распылителя (падение больше чем на 10%);
  • неравномерное впрыскивание и распыление топлива;
  • образование налета на внутренней поверхности распылителя (закоксовывание), что ведет к сокращению притока топлива;
  • появление нагара на топливных отверстиях распылителя.

При износе распылителя и других деталей форсунок двигатель начинает шуметь при работе, сильно дымить. Его мощность падает, возникают проблемы с запуском, а расход топлива повышается. Это бьет по кошельку, поэтому ремонт форсунок желательно проводить как можно скорее.

Что такое форсунка двигателя и зачем она нужна

Форсунка, инжектор — механический распылитель жидкости или газа. Управляемый электромагнитный клапан. Отвечает за правильный впрыск топлива.

Ремонт форсунок common rail, bosch, delphi, denso

Не во всех случаях форсунки нужно полностью менять. Часто ситуацию спасает ремонт форсунок common rail, bosch (бош), delphi (делфи), denso. В большинстве случаев причинами поломок становятся засорение, коррозия или износ.

Кстати, несколько лет производители топливной аппаратуры не распространяли информацию о том, что можно проводить ремонт форсунок дизельного двигателя. Они просто собирали форсунки б/у, восстанавливали их и снова продавали по высоким ценам. Детали пользовались высоким спросом, поэтому было запущено сервисное обслуживание по их ремонту.

Ремонт насос форсунок нужно доверять только профессионалам, так как исключительно опытный специалист по ремонту дизельных двигателей может определить причину неполадки в приборах впрыска.

Для этого проводят специальный тест на проверку подвижности иглы в распылителе, давления открытия форсунки, формы факела распыляемого топлива. Нужно учитывать, что показатели разных дизельных автомобилей отличаются друг от друга. Сложнее всего диагностировать двухпружинные форсунки. Для их диагностики требуется самое совершенное оборудование, которое позволит определить количество топлива, подаваемого из распылителя в цилиндр.

Ремонт дизельных форсунок своими руками

Форсунка является главным сегментом топливной системы дизельного двигателя.

Для автомобилистов наверняка известны такие неблагоприятные случаи, как

  1. Увеличение расхода топлива
  2. Низкая мощность двигателя

которые в процессе эксплуатации автомобиля неизбежны.

Экономия – это то, на что обращают внимание большинство автомобилистов с дизельными двигателями. Однако, высокая стоимость современных элементов систем питания дизелей не каждому по карману.

Сдача форсунок в дизель-сервис – один из популярных методов решения проблемы. Многие автомобилисты не умеют и не хотят ремонтировать дизельные форсунки своими руками.

В этой ситуации придётся расплачиваться не маленькой суммой денег. Безусловно, такой способ будет наиболее эффективным, однако иногда транспортировать сломанную машину в сервис технического обслуживания предоставляется невозможным (например, когда неудача постигнута в дороге).

Ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей своими руками

Поэтому мы расскажем, как сделать ремонт дизельных форсунок своими руками без помощи автомехаников и большой тратой денег.

Для ремонта дизельных форсунок нужно помнить, что при простой замене распылителя в форсунке, когда отвертел нужную гайку, заменил распылитель и прикрепил гайку обратно, вы напрямую подвергаетесь опасности испортить форсунку ещё больше и ее качество работы  может значительно испортиться.

Поэтому такой метод лучше не использовать. Производители отмечают, что менять форсунки оптимально в среднем каждые 100000 – 150000 км. Следует отметить, что наиболее популярными причинами неисправностей форсунок являются: изнашивание, коррозия или загрязнение.

Важно знать, что форсунка Delphi оснащена конструкциями, которые намного надёжнее и долговечнее по сравнению с форсункой Bosch.

Ремонт дизельных форсунок Bosch своими руками

На протяжении большого количества времени производители топливного оборудования Bosch не информировали о возможном ремонте форсунок, при этом лишь накапливали и создавали их сбор, ремонтировали, а затем благополучно продавали.

В результате форсунки имели высокую стоимость, при этом качество их было отличным. Потом Bosch сделал информацию о ремонте доступной для всех, таким образом, было организовано сервисное обслуживание.

Форсунка Bosch относительно легко поддаётся ремонтным работам, так вы значительно сэкономите ваши денежные расходы.

Распылители лучше менять в процессе ремонта, но бывают случаи, когда достаточна чистка с помощью ультразвука.

При ремонте дизельных форсунок Bosch необходимо пустить движение шарика и электромагнита.

Зазоры поддаются регулированию благодаря функционированию шайб. Движение шарика составляет примерно от 0,03-0,07 мм (это зависит от модели форсунки). Затем опираясь тесту плану, устанавливается ход электромагнита. Следует отметить, что без профессионального оборудования верно сделать регулировку будет намного сложнее.

Ремонт дизельных форсунок Delphi своими руками

Delphi форсунки используются среди большинства как легковых, так и грузовых автомобилей.

Сразу установим, что форсунка Delphi сложнее поддаётся починке. В этом случае менять придётся 2 основные составляющие: клапан и распылитель, а приобрести их не так просто, придётся заказывать.

Особенность состоит, в том, что вы значительно сэкономите на ремонте, поскольку средняя стоимость форсунки почти в 2 раза выше, чем её ремонт, после которого форсунка будет работать как новая.

Чаще всего, из строя выходит сам клапан, в нём находиться вертушек, передвигающийся вверх-вниз, тем самым перекрывая каналы. В большинстве случаев, на нём деформируется напыление, вертушек может стать не на своё место, в результате он не функционирует как прежде и форсунка сливает в обработку и клапан становится не исправным.

Важно знать, что Delphi оснащена конструкциями, которые надёжны и долговечны в несколько раз по сравнению с форсункой Bosch.

Подводя итоги, отметим, что, при ремонте своими руками форсунка нужно смотреть на фирму. Так, ремонт дизельных форсунок Bosch своими руками сделать намного легче и быстрее.

В то время как форсунок Delph требует временных затрат.

Технология ремонта форсунок — замена распылителей

Всем приходится рано или поздно сталкиваться с повышенным расходом топлива, падением мощности, а иногда и с полным отказом вашего автомобиля передвигаться.

Теми или иными путями вы оказываетесь перед проблемой необходимости замены распылителей. Самое простое – отнести форсунки в ближайший дизель-сервис и оставить там некоторое количество денег. Бесспорно это самый правильный метод.

Но что делать, если ближайший сервис находится за 200 км или хозяин машины считает, что он сам с этой проблемой справится не хуже сервисменов и денег сэкономит? Вот для этих случаев и предназначен настоящий текст. Либо он поможет человеку не наделать ошибок, либо поможет вовремя отказаться от затеи.

Прежде всего, надо сказать, что — простая замена распылителя в форсунке на уровне: отвинтить гайку, заменить распылитель, закрутить гайку таит в себе большую опасность получить в результате форсунку гораздо худшего качеством, чем было до замены.

И это при условии самого высокого качества распылителей. Про случаи некачественных или бракованных распылителей здесь и рассуждать не будем. А главный вывод из сказанного –

без проверки полученного результата на специальном стенде или простейшем приспособлении самодеятельная замена распылителей по меньшей мере вещь сомнительная.

Для начала надо разобраться в устройстве дизельной форсунки и в том, что там происходит и что на что может влиять. Сечение форсунки представлено на рис. 1,а. Все форсунки (за исключением суперсовременных) принципиально схожи и, процессы, происходящие в одном типе форсунок, аналогично осуществляются и в других.

Итак, топливный насос высокого давления (ТНВД) подает топливо под давлением в штуцер форсунки, откуда по системе каналов оно попадает в полость “А” распылителя.

Дальше топливу идти некуда т.к. путь ему заперт иглой распылителя 1, поджатой пружиной 9. ТНВД продолжая подавать топливо, поднимает его давление до величины, способной преодолеть усилие пружины и приподнять иглу распылителя над седлом (рис. 1,б). Происходит впрыск топлива в цилиндр, давление в системе падает, и игла садится на седло, запирая систему. Если ТНВД продолжает подавать топливо, то процесс повторяется.

Главное условие, чтобы после окончания впрыска система закрылась. Иначе на следующем такте подача топлива осуществится не тогда, когда давление в системе поднялось до заданного, а в любой произвольный момент (а именно, как только насос начнет подавать топливо). Следствие – жесткая с ударами работа мотора вплоть до отказа принимать нагрузку. Кроме того, в незапертую систему возможно попадание продуктов сгорания и выход распылителя из строя из-за этого.

Что же может мешать нормальному запиранию системы при внешне исправных деталях? В основном это происходит из-за возникновения боковой силы, прижимающей иглу к корпусу распылителя. Для борьбы с этой силой существует промежуточный толкатель 10, разгружающий иглу от возможного воздействия искривленной пружины. Толкатель размещается в проставочном корпусе 3.

Однако и сам промежуточный толкатель может стать причиной возникновения боковой силы, если на нем имеется некая выработка. То есть при замене распылителей всегда надо быть готовым к тому, что новый распылитель может “лить” и тогда потребуется неоднократная переборка с переворачиванием пружины или с заменой ее либо толкателя. В редчайших случаях приходится менять даже корпус форсунки.

Все остальное в форсунке весьма просто. Поскольку игла в распылителе ничем не уплотняется, то некоторое количество топлива просачивается в зазор между иглой и корпусом распылителя и попадает в полость “Б”, где расположена пружина 9. Если топливо оттуда не удалять, то после заполнения полости игла распылителя потеряет возможность перемещаться и форсунку “запрет”. Для удаления просочившегося топлива служит канал “обратки” 7. Остается добавить, что для регулирования величины давления открытия иглы распылителя служат регулировочные шайбы 8. Вся конструкция форсунки стягивается накидной гайкой 4. Никаких уплотнительных прокладок внутри форсунки не предусмотрено и герметичность стыков обеспечивается исключительно точностью и чистотой обработки и стыкующихся поверхностей.

Итак, мы подошли вплотную к процессу замены распылителей. Во всем изложении будем придерживаться мысли, что вам есть на чем проверить форсунки после проделанной работы. При любой работе с топливной аппаратурой надо соблюдать всего три правила.

Это чистота, чистота и еще раз чистота!

Причем чистота не только на этапе непосредственной разборки форсунки, но и на всех этапах начиная со снятия форсунок с мотора. Итак, прежде всего, тщательно замываем предстоящее операционное поле, особенно корпуса форсунок и головку в зоне форсуночных каналов. Это важно, поскольку грязь и песок при снятии форсунки могут попасть в канал и затем повредить резьбу или нарушить уплотнение форсунки.

Увы, происходит это довольно часто, причем бедолага владелец даже не сопоставляет причину со следствием. Занеся мусор в резьбу, и поставив форсунку на место, потом возможно через год, с ужасом обнаруживает, что при попытке отвернуть форсунку у него выламывается кусок головки блока.

Второй момент исключительно важный для достижения хорошего результата заключается в том, чтобы немедленно после отворачивания от форсунки трубки высокого давления,закрыть штуцер форсунки чистым и плотным колпачком.

При этом не надо тешить себя мыслями о том, что распылители все равно под замену и можно о чистоте не очень беспокоиться. Вот, дескать, потом… не будет никакого потом, если сразу не было. Малейший мусор, попавший в штуцер форсунки при проверке на стенде, будет загнан топливом внутрь и может заклинить иглу распылителя.

Дальше возможны только два варианта развития событий: либо, если вы еще не заменили распылитель, вы лишаете себя возможности увидеть, чем же были плохи ваши старые распылители, либо обрекаете себя на не всегда успешную чистку новеньких распылителей.

Отсюда вывод — полость форсунки всегда, хоть до проверки и настройки, хоть после, должна быть абсолютно защищена от попадания любой пыли, не говоря о мусоре.

Кстати, табачные крошки в кармане тоже мусор и на форсунку действуют губительно. К слову, трубки высокого давления целесообразно снимать пакетом вместе со стяжками (если конструкция мотора это допускает), так меньше поводов потом ломать голову над тем как это все стояло. При всей внешней простоте проблемы тысячи людей страдали из-за собственной небрежности. В случае невозможности снять трубки пакетом необходимо отметить на насосе штуцер первого цилиндра и пометить сами трубки в каком порядке они стояли. Жизнь показывает, что на этом потом экономится много времени и нервов.

Снятие “ обраток ” обычно трудностей не составляет. Единственно, на японских моделях там где приходится снимать рампу “обраток ”, ослаблять гайки обраток надо с одетыми защитными колпачками на штуцера. Для снятия самой рампы, конечно, приходится колпачки снимать, но потом их надо немедленно одеть снова.

Как снять форсунки правильно

В подавляющем большинстве случаев форсунки непосредственно вворачиваются в корпус головки блока. Для вывинчивания их не стоит даже пытаться использовать рожковые ключи.

Даже если это и удастся без повреждения форсунки, то уж вворачивание их обратно обречено на провал. Затянуть форсунку заданным моментом вы не сможете. Подавляющее большинство форсунок имеет шестигранник на 24 или на 27 и для их вывинчивания вполне подходят стандартные удлиненные торцевые головки.

Более удобными для этих работ следует считать двенадцатигранные головки, которые несколько удобнее в стесненных условиях подкапотного пространства. При невозможности купить удлиненные головки выйти из положения можно, отрезав от обычной головки ее шестигранную часть и приварив ее к отрезку трубы с одного конца, а с другого ответную часть для воротка.

Вот и вся проблема. Вывинчивать форсунки надо не сразу, а сначала слегка пошатав в резьбе после страгивания. Делать это надо именно для того, чтобы махом не повредить резьбу в головке или саму головку, если во время предыдущих вторжений в канал была занесена грязь.

Итак, форсунки благополучно сняты. Теперь сразу же (пока не забыли что и как, и пока сохраняется запал) надо удалить из форсуночных каналов уплотнительные шайбы или их остатки и вообще всякий мусор. Удаление шайб часто оказывается мучительной стоматологической операцией.

Как правило, нормальные шайбы просто снимаются крючком, но иногда приходится изобретать для этого и всякие индивидуальные “выдергивалки” (например, вворачивать в них метчик и за него тянуть). От одного хочу предостеречь категорически – это от попыток подрубить шайбу в канале зубильцем. Повреждение торцевой части канала неизбежно, а исправление потребует снятия головки блока.

Попытку решить проблему поврежденного торца установкой хитрых шайб можно смело назвать авантюрой. После очистки каналов для полного удаления мусора из них обязательно прокручиваем мотор стартером секунд 10-20. Мотор сам полностью себя очистит. Кстати одновременно очень удобно проверить состояние свечей и системы управления ими.

При снятых форсунках работа свечей прекрасно видна. Теперь (если машина не в гараже и вы не сегодня же будете ставить форсунки на место) затыкаем форсуночные каналы промасленными тряпочками и накрываем мотор сверху полиэтиленом так, чтобы в каналы ни при каких условиях не могла попасть вода (к примеру, от дождя). В Nissan Patrol, например, заливание цилиндров дождевой водой, стекающей по капоту через форсуночные каналы — явление зауряднейшее.

Проверка форсунок на работоспособность

Сняв форсунки, прежде всего, проверяем их работоспособность и убеждаемся, что ранее вынесенный приговор был справедлив. Каковы критерии оценки работы распылителей? Хоть этот вопрос в литературе подробно описан, для сохранения целостности изложения приведу эти критерии и здесь:

  • при подаче топлива форсунка должна открываться под заданным давлением;
  • до открытия форсунки подтекание или струи топлива из распылителя не допустимы;
  • в момент распыла топлива капли и струи недопустимы;
  • факел распыла должен быть ровным без отклонений и соответствовать направлению отверстия (или отверстий) в распылителе (рис. 2);
  • после прекращения подачи топлива в форсунке должно некоторое время сохраняться давление (строго говоря, скорость падения этого давления должна контролироваться).

Обычно еще принято говорить о характерном звуке срабатывания форсунок, однако звук не является объективным параметром оценки форсунок. Игнорировать этот параметр нельзя, но и ставить во главу колонны тоже не следует.

Меняем распылитель форсунки

Если оказалось, что распылители менять действительно необходимо, надеваем на форсунки защитные колпачки и готовим рабочее место. Подготовка заключается в тщательной уборке и мытье стола, тисков и подготовке, как минимум двух ванночек с чистой соляркой, необходимых ключей (как правило, двух штук) и, возможно, еще ножика – все лишнее помешает работе.

Предполагаем, что у вас в гараже нет специального устройства для фиксирования форсунок при разборке. Значит разбирать будем в тисках. Сразу оговоримся, форсунки от японских автомобилей, у которых “обратка” отводится через рампу, категорически нельзя зажимать в тиски. При зажиме в тисках происходит смятие кромок уплотнительной поверхности под “обратку” (рис. 3).

Такие форсунки разбирают, помещая их в накидной ключ, зажатый в тиски (рис. 4).

Форсунки немецких производителей (не от самых продвинутых моделей) без ущерба для здоровья разбираются в тисках. Однако для разборки форсунки нельзя использовать рожковые гаечные ключи.

Начать с того, что это просто неудобно, но самое главное, что накидные гайки корпусов форсунок некоторых моторов (например, Mercedes OM601,602,603) трескаются при попытке разобрать или собрать их с помощью рожкового ключа. А деталь эта весьма дорогая и труднопокупаемая.

Разборка и чистка форсунок своими руками

Посему для разборки форсунок используем ту же удлиненную головку, что и для снятия с мотора. Ослабив затяжку накидной гайки, руками свинчиваем ее. Часто она свинчивается вместе с распылителем, который прикипает к ней. Не беда. Распылитель, сняв гайку, выколотим любым подходящим стержнем, а полость гайки очистим от всякого безобразия ершом для чистки клемм аккумуляторов.

Разумеется, для этой работы отойдем на пару метров от чистой зоны. Гайку промоем в первой ванночке – она у нас будет для грязных дел — и поставим стекать в сторонку на лист бумаги. Далее снимаем промежуточный корпус и ополаскиванием его в чистой ванночке, сливаем корпус форсунки, зажатый в тисках, топливом и кладем промежуточный корпус на место, более ничего не трогая.

Вскрываем упаковку нового распылителя и, не разбирая его, споласкиваем в чистом топливе. Вынимать распылитель или промежуточный корпус (впрочем, как и любую деталь топливной аппаратуры) из ванночки после ополаскивания надо так, чтобы стекающее топливо могло унести с собой возможные пылинки с сопрягаемых поверхностей (рис. 5 и 6).

Устанавливаем распылитель на место и затягиваем накидную гайку. Теперь проверяем на стенде, что у нас получилось. Довольно частый вариант, когда до замены на форсунке стоял распылитель достойного производителя, и мы устанавливаем не менее достойный.

Если при этом остальные детали форсунки не сильно изношены, то вполне может оказаться, что после замены распылителя форсунка заработает сразу как надо и никаких регулировок не потребуется. В таком случае сразу же закрываем штуцер форсунки колпачком и окончательно проверяем затяжку накидной гайки.

Дело в том, что когда этой процедурой занимаешься каждый день по многу раз, то невольно не очень сильно тянешь накидную гайку – ведь через минуту снова разбирать. К сожалению, сразу получается не всегда: либо давление не соответствует, либо распылитель льет. Не надо надеяться на то, что он льет из-за того, что мы его не разобрали и не отмыли от консервации в первый раз.

Такие надежды могут иметь почву только в случае консервации распылителей методом погружения в желатиноподобную массу, да и то редко. Обычно же современные распылители консервируются производителем либо в специальном масле, либо в инертной среде. И чище чем Bosch или Delphi очистил свои детали перед упаковкой, мы не сделаем. Так что причину плохого распыла надо будет искать в износе промежуточного толкателя (поз 2, см. рис. 1,а) или в деформированной пружине.

Иногда помогает переворачивание пружины в корпусе, но, как правило, кардинальное решение находится в замене изношенных деталей. И таким образом процедура замены распылителя превращается в череду сборок-разборок-проверок пока не будет достигнут требуемый результат.

Но, наконец, результат достигнут, работа форсунок нам нравится, можно ставить их на мотор. Не будем спешить! Вспомним, что форсунки уплотняются специальными сугубо разовыми шайбами, которые не только уплотняют форсуночный канал, но и отводят тепло от распылителей, не давая им перегреваться и закоксовываться.

Не поставив новые шайбы мы запросто можем угробить новенькие распылители в первые же полчаса работы мотора. На японских форсунках разовыми являются также и шайбы уплотняющие рампу обратной магистрали. Про японские форсунки хочется особо отметить, что на моторах различных конструкций шайбы уплотнения “обраток” очень похожи (почти неотличимо) друг на друга и, тем не менее, постановка чужой шайбы или шайбы от странного производителя очень часто приводит к подтеканию обратки.

Посему, подбирая шайбы уплотнения обраток, необходимо выяснять возможность бокового смещения шайбы на форсунке при затяжке и возможность перекрытия или наоборот неуплотнения отводящих топливо каналов.

Перед вворачиванием форсунок убеждаемся, проворачивая коленвал стартером, а также по масляному щупу в том, что вражеские силы не навредили вам, и в цилиндры не попала вода или нечто иное. Вот теперь можно вворачивать форсунки на место,

предварительно смазав резьбу на корпусе медной или графитовой смазкой,

и затягивать требуемым моментом (как правило, 6-7 кГ.м.). Однако одна милая подробность есть и тут:

всегда надо вворачивать форсунку в канал только усилием пальцев

(если не идет — чистить резьбу), на некоторых машинах (например, на Mercedes) очень легко ввернуть форсунку не по резьбе и загубить предкамеру, заворачивая тугую форсунку ключом. Сколько таких случаев было – не счесть. Обратная сборка не доставит вам хлопот, если вы не погорячились и пометили при снятии все трубки и штуцера. Всего лишь несколько советов. Перед постановкой, трубки высокого давления надо промыть снаружи и обязательно пролить топливом изнутри.

И еще не надо пренебрегать постановкой на место зажимов собирающих трубки в пакет. Эти зажимы существуют не для эстетики. Они не дают трубкам вибрировать. Трубки без зажимов быстро ломаются (их как ножом обрезает). Ну вот вроде и все можно выгонять воздух из аппаратуры и пробовать запускаться.

На чем проверять работоспособность форсунок

Бесспорно, самым лучшим средством для этого является стенд для проверки форсунок, который может быть и сложнейшим электронным за тысячи долларов и очень простым, даже примитивным в духе пятидесятых годов (рис. 7) или вообще самодельным (рис. 8).

Любой из них с большей или меньшей степенью удобства может использоваться для работы. В стране много дизельных гаражей и стенды хоть и простейшие у них имеются. А уж договариваться мы умеем. Но что делать, если ваш дизель единственный в округе? Не очень страшные усилия надо приложить, чтобы изготовить самодельный стенд из списанного тракторно-КАМАЗовского или судового насоса или приспособить ТНВД вашего мотора для проверки форсунок. Конечно не самый красивый способ, но на безрыбье…

Для этого надо изготовить трубку – тройник, которая одним концом будет подсоединяться к одному из штуцеров высокого давления Вашего ТНВД, на другой конец будем крепить форсунку, а на третий – манометр атмосфер эдак на 200-300 (можно и больше). Сначала прокручиваем мотор стартером, пока форсунка не начнет стрелять, а затем, не забыв оставить включенным зажигание, уже вручную. Мучительно конечно, но если другого выхода нет – вполне реально.

Давление открытия форсунки

На такте сжатия воздушный заряд из цилиндра перетекает в камеру сгорания с очень высокой скоростью. При этом в камере сгорания, за счет ее формы, возникает направленный вихрь, в который впрыскивается топливо. В зависимости от конструкции камеры сгорания и степени сжатия скорость и форма вихря различна, поэтому и существуют различные виды распылителей и различные величины давления впрыска топлива.

Проектировщики устанавливают рекомендуемые, а также допустимые величины давления впрыска для каждого двигателя. Как правило эти величины необходимо соблюдать с точностью до 5-10 кг.см2 в пределах комплекта форсунок. При переборке форсунки есть смысл выставлять давление впрыска на 10-15 кг.см2 больше требуемого, в расчете на то, что в первые же минуты работы форсунки произойдет некоторая усадка подвижных деталей и, соответственно, снижение установленного давления.

Особенно необходимо отметить специфическое свойство распределительных топливных насосов роторного типа фирмы LUCAS – очень жесткие требования к точности регулировки давления впрыска в пределах комплекта форсунок. Для справки в моторах с такими топливными насосами часто невозможен поиск неисправной форсунки методом отключения. Мотор тут же заглохнет из-за прекращения подачи топлива в остальные форсунки.

Как в домашних условиях отрегулировать давление открытия форсунки

В подавляющем числе современных форсунок давление открытия регулируется подбором толщины проставочной шайбы между пружиной и корпусом. В приличных мастерских есть наборы этих шайб для решения любых проблем с регулировкой. Для любителей следует иметь в виду, что шайбы существуют различных диаметров (под различные корпуса форсунок), и бывают в исполнении с отверстием и без оного. Вместо шайб без отверстия всегда могут быть использованы шайбы с отверстием, но обратная замена недопустима. Также недопустимым является применение шайб “неродного” диаметра.

Как правило, форсунки спроектированы таким образом, что увеличение толщины шайбы на 0,1 мм приводит к повышению давления впрыска на 10 кГ.см2. Очень часто приходится видеть при ремонте форсунок, что при предыдущих вмешательствах давление впрыска регулировалось с помощью кусочков бритвенных лезвий подложенных под пружину.

Такой способ регулировки совершенно недопустим. Во-первых, имея подкладку неконтролируемой формы, вы создаете неопределенность опоры пружины и тем самым неоднородную ее выработку и провоцируете возникновение боковой силы. А во вторых, есть риск скола кусочка лезвия и что он натворит внутри форсунки никому не известно.

Поэтому единственно качественным решением проблемы следует признать изготовление новых регулировочных шайб расчетной толщины. И только в тех случаях, когда токарный станок, термообработка и шлифовка абсолютно недоступны, допустимо регулировать давление шайбами из стальной фольги, подкладывая их только между корпусом и штатной шайбой. Если же у вас пружина будет опираться на незакаленную подкладку, то через короткое время от нее мало что останется.

источник: http://dizelist.ru/index.php/poleznye-stati/52-texnologiya-remonta-forsunok-zamena-raspylitelej-

Ремонт форсунок дизельного двигателя своими руками: 3 причины и 6 признаков неисправности детали

Механика впрыска — это главное отличие дизельного мотора от бензинового. В дизельном ДВС подача топлива в камеру сгорания осуществляется с помощью форсунки. Устройство дозированно впрыскивает горючее в камеру с высокой температурой и давлением, после чего солярка воспламеняется. На форсунку идёт самая большая нагрузка: деталь постоянно находится в агрессивной среде и работает с высокой интенсивностью. Любой негативный фактор может вывести деталь из строя или существенно снизить её ресурс, после чего потребуется ремонт форсунок дизельных двигателей.

Устройство и принцип работы форсунки дизельного двигателя

Для понимания механики форсунки опишем схематично цикл впрыска:

  • ТНВД забирает горючее из бака;
  • далее насос насыщает соляркой топливную рампу;
  • горючее поступает в каналы, которые ведут к форсунке;
  • внутри форсунки топливо поступает к распылителю;
  • когда давление на распылитель доходит до установленного порога, форсунка раскрывается и дизтопливо попадает в камеру сгорания.

Принцип работы форсунки дизельного двигателя

Опишем конструкцию детали на примере примитивной механической форсунки с 1 пружиной. В боковой части расположен канал, обеспечивающий непрерывную подачу солярки. Внутри камеры форсунки имеется подвижный барьер с пружиной и иглой, который опускается при росте давления. Игла поднимается, освобождая путь топлива к распылителю.

Дополнительно можно отметить более продвинутые типы форсунок:

  1. Пьезоэлектрические: толкатель пружины опускается под воздействием пьезоэлемента. Такая технология обеспечивает высокую интенсивность открытия распылителя: достигается экономия топлива, при этом ДДВС работает более ровно.
  2. Электрогидравлические: в конструкции имеются впускной и сливной дроссели, а также электромеханический клапан. Режим работы компонентов регулируется блоком управления двигателя.
  3. Насос-форсунки: применяются в моторах, в которых отсутствует топливный насос высокого давления. Горючее подаётся непосредственно форсунки. Внутри таких устройств распыления имеется собственная плунжерная пара, которая генерирует необходимое для впрыска давление.

Неисправности в работе форсунок

Вследствие чрезмерных нагрузок форсунка может выйти из строя из-за нарушения режима эксплуатации мотора. Производителями заявляется ресурс деталей до 200 000 км, но в силу негативных эксплуатационных факторов износ деталей проявляется гораздо раньше.

Причины неисправности форсунок

Ремонт дизельных форсунок может потребоваться по следующим причинам:

  1. Низкое качество солярки: бич всех «дизелистов». Из-за примесей в горючем распылитель забивается; нарушается дозировка и режим подачи топлива.
  2. Низкое качество сборки компонента впрыска или заводской брак: форсунка не выдерживает эксплуатационных условий, выходит из строя деталь в целом или отдельные компоненты.
  3. Механические повреждения, вызванные некорректной работой смежных систем ДДВС.

Обычно поломки имеют следующий характер: изменяется угол распыления и количество подаваемого топлива, нарушается целостность корпуса, ухудшается ход иглы.

Это интересно:  Обзор Мицубиси АСХ 2014: плюсы и минусы модернизации

Признаки неисправности

Кратко опишем «симптоматический ряд»:

  • при движении ощущаются рывки и толчки;
  • ДВС нестабильно работает на холостых оборотах, глохнет;
  • при работе мотора выделяется чрезмерное количество выхлопа;
  • ощутимая потеря тяги;
  • отказ отдельных цилиндров;
  • сизый или чёрный дым из выхлопной трубы.

Ремонт форсунок

Текущее обслуживание или капитальный ремонт форсунок дизельных двигателей предпочтительно поручить квалифицированным специалистам — они смогут провести восстановление и регулировку детали на высокоточных автоматизированных стендах. Однако определённый комплекс ремонтных процедур можно провести и в кустарных условиях без использования сложной аппаратуры.

Необходимые инструменты и материалы

Для проведения самостоятельного обслуживания распылителей дизельного мотора автовладельцу потребуются:

  • набор рожковых или накидных ключей;
  • отвёртки под прямой и крестовый шлиц;
  • чистая сухая ветошь;
  • максиметр;
  • промывочная жидкость для ДДВС.

Рекомендуется проводить работы в сухом и освещённом, защищённом от пыли гараже.

Демонтаж форсунки

Диагностика дизельных форсунок и их обслуживание подразумевают снятие распылителей с ДВС. Перед началом работ рекомендуется тщательно вымыть двигатель и моторный отсек, чтобы избежать попадания мусора, инородных частиц. С особым пристрастием нужно промыть ГБЦ. На трубки высокого давления необходимо нанести разметку, которая поможет не запутаться при обратной сборке.

Перед снятием необходимо закрыть штуцеры форсунок (используйте пластиковые колпачки) во избежание загрязнений. Для демонтажа распылителей не рекомендуется использовать обычные рожковые ключи — неопытный ремонтник может сорвать резьбу с форсунок. Если должная квалификация отсутствует, используйте накидные ключи и инструмент — «головку» с длинной ручкой.

Удалив форсунки из отверстий, просушите их и уберите наружные загрязнения ветошью. В отверстия форсунок заложены уплотнительные кольца. При ремонте деталей впрыска они заменяются на новые в обязательном порядке. Не допускайте, чтобы грязь с колечек попадала в систему впрыска во время снятия.

Проверка работоспособности форсунки

Существует несколько методов проверки работоспособности распылителя. Проще всего проверить форсунку на работающем моторе:

  1. Запустите «движок» на холостом ходу.
  2. Начинайте поочерёдно выкручивать распылители один за другим.
  3. Если после снятия работа мотора ухудшилась, то удалённая форсунка исправна и её нужно вернуть на место.
  4. Методом исключения Вы найдете форсунку, демонтаж которой не изменит режим работы ДДВС. Это и будет сломанное устройство.

Можно для диагностики использовать мультиметр. Заранее необходимо скинуть клеммы АКБ и отключить проводку форсунок, после чего «чекнуть» прибором каждую деталь. На форсунках высокого сопротивления значения прибора будут находиться в диапазоне 11 — 17 ом; при низком импедансе мультиметр покажет до 5 ом.

Большим преимуществом будет наличие максиметра. Прибор способен показать текущее давление, при котором срабатывает распылитель. Также поможет выявить дефекты, касающиеся угла распыления и конфигурации струи впрыска.

Устранение возможных неисправностей

Неисправную форсунку необходимо осмотреть. Сначала ищем наличие протечек в корпусе детали. Если таковых нет, приступаем к разборке детали. Крепим деталь в тисках и аккуратным простукиванием выбиваем распылитель. Далее нужна тщательная чистка: вымачиваем части форсунки в солярке или растворителе для удаления нагара. Снимаем гарь и отложения мелкой стальной тёркой. После завершения чистки нужно проверить форсунку на максиметре. Если достигнуты оптимальные параметры впрыска, устройство готово к установке в мотор.

В иных случаях необходимо полностью заменить распылитель на дефектной форсунке. При установке новой запчасти тщательно удалите всю заводскую смазку, иначе устройство не будет работать.

Если форсунка продолжает «лить» даже после замены распылителя и тщательной чистки, обратите внимание на работоспособность пружины со штифтом — возможно, они изношены.

Для чистки распылителя пользуйтесь компрессором — напор воздуха выбьет труднодоступную грязь.

Установка форсунки

До демонтажа устройства сделайте метки маркером на всех деталях, чтобы избежать путаницы. Особенно внимательно размечайте шланги высокого давления. Форсунка вкручивается от руки насколько хватит сил. Дальнейшая затяжка выполняется ключом-динамометром. Значения затяжки указываются в руководстве по эксплуатации мотора. Когда установите форсунку, выкачайте воздух из топливной системы. На современных авто для этого достаточно несколько раз крутануть стартер; либо воспользуйтесь насосом ручной подкачки (при наличии).

Случаи, когда форсунка подлежит замене полностью

Перечислим основные признаки:

  • выработан ресурс, заявленный производителем;
  • на корпусе имеются пробои, иные нарушения герметичности;
  • прогоревшая гайка распылителя: если неполадку не устранить на ранней стадии, то сам распылитель придёт в негодность.

Обратите внимание, что на некоторых моторах после установки новой форсунки необходимо «привязать» её к двигателю: внести изменения в настройки блока управления.

Устанавливать форсунку лучше на СТО, так как на станции имеется стендовое оборудование для регулировки и оценки текущего состояния детали.

Заключение

Самостоятельный ремонт форсунок — мера скорее вынужденная. Такой сервис в кустарных условиях может принести успех только в случае высочайшей квалификации мастера. Главная проблема гаражного ремонта — отсутствие высокоточного стендового оборудования для диагностики. Ремонтник не может объективно оценить эффективность сервисных мероприятий.

Если есть возможность обратиться на СТО, не пренебрегайте ею: компьютерное оборудование и стенды очистки продлят жизнь форсункам, избавят от потенциального дорогостоящего ремонта. Та же ультразвуковая чистка может избавить автомобилиста от проблем двигателя на несколько сезонов. Ремонт современных впрысковых систем типа «Коммон Рэйл» в гараже не представляется возможным: нужна обязательная тонкая компьютерная настройка детали.

Чтобы избежать дорогостоящего ремонта и замены деталей, пользуйтесь чистящими топливными присадками. Они препятствуют образованию нагара и оседанию отложений. Использование присадок должно быть систематическим, а не разовым. Помните: присадки — это профилактика поломки, а не её устранение.

Ремонт дизельных форсунок

Устройство и работа топливной форсунки

Большая часть форсунок, не считая насос-форсунок и Коммон Рэйл, имеют схожее устройство и принцип действия, значит, и ремонтируются приблизительно идентично. Для начала рассмотрим их принцип работы.

Горючее подается на форсунки под высочайшим давлением, создаваемым ТНВД (насос-форсунки) сами выполняют сжатие и впрыск солярки, в Коммон Рэйле топливо всегда находится под давлением, благодаря специальному «аккумулятору». Разберем работу наиболее известной системы питания с ТНВД. Говоря обычным языком – это насос с приводом от мотора. Крутящийся шкив насоса дает плунжерным парам внутри ТНВД создавать компрессию горючего и усиливать давление до 300 кг/см2. От насоса солярка подается по трассам к форсункам, где сквозь канал проникает в распылитель в согласовании с тактами работы мотора.

Там располагается особая игла, которая высокоточно подогнана к седлу. Сверху она прижата пружиной, передающей усилие через шайбу, от толщины которой и зависит сила нажатия. Из-за этого шайба называется регулировочной. Ведь ее давление определяет, то при каком давлении подаваемого топлива поднимется игла, т.к. она срабатывает от давления горючего, создаваемого насосом. Топливо, задерживается, иглой, перекрывающей канал под усилием пружины. При этом насос продолжает сжимать топливо, давление вырастает и наконец становится выше давления пружины. Это заставляет иголку подняться, и солярка поступает в отверстие распылителя и впрыскивается в камеру сгорания. Момент впрыска зависит от падения давления в канале до величины, достаточной для прижатия иглы к седлу пружиной. Давление после закрытия канала вырастает и процесс повторяется. Своевременное закрытие иглы делает возможным своевременный впрыск топлива. Из-за поломок, не дающих вовремя отрабатывать игле, момент впрыска становится не правильным, появляются сбои в движке, троение и т.д. При раннем впрыске мотор сильно гудит и ускоряется как износ сломанной форсунки, так и всего агрегата. Все из-за того, что через полуоткрытое седло проталкиваются газы, разрушающие форсунку, подверженную обильному засорению от отложений нагара. На исходной стадии его убирают промывкой, обходясь без ремонта. В нашей стране большой проблемой является вызывающий быстрое появление нагара и приводящий к необходимости проводить ремонт форсунок низкокачественный дизель.

Как промыть форсунки

Во-первых, расскажем о том, что дает такая процедура, как чистка форсунок. Она позволяет убрать нагар, препятствующий нормальной работе двигателя, повышает его работоспособность, снижает расход топлива и износ отдельных элементов мотора. Теперь поговорим о том, как можно форсунки почистить. Существует несколько способов: 1.  Самостоятельная чистка.  Для нее используются специальные смеси (аналогично смесям для очистки дроссельных заслонок и инжекторных систем), которые заливаются в бак и позволяют промывать, как форсунки, так и топливные трубки. Метод считается малоэффективным. 2.  Чистка форсунок на стенде.  В этом варианте очистки используется стенд для чистки форсунок. Обычно, они устанавливаются в специализированных центрах, где специально обученный персонал знает все тонкости процесса (например, как правильно подобрать жидкость для максимально эффективной промывки форсунок на стенде).  Этот вариант очистки предпочтительнее. 

Самостоятельный ремонт

Починку механического инжектора можно совершить самому, имея нужные запасные части и минимальное количество приборов В отличие от насос- форсунок, Коммон Рэйла, Боша или Дэлфи, ремонтировать которые рекомендуется у специалистов. Опишем, как это сделать. Иголка неплотно прижимается к седлу часто из-за появления бокового давления, появляющегося из-за выработки нажимного штифта в районе направляющего отверстия ( степень износа нужно оценивать ). Это давление расцентровывает иголку и седло. Из-за этого как первый, так и второй элементы стачиваются не равномерно и невозможно достигнуть их четкого сопряжения, остается только чинить форсунку. Для этого ее снимают, отвинчивают гайку распылителя и заменяют его. Еще обычно требуется поменять нажимной штифт и проставку. Также делается развертка либо замена прижимающей пружины. Игла распылителя имеет маленький зазор в направляющем канале. Там также нет уплотнений, и лишняя солярка внутри форсунки просачивается туда, где находится пружина. Избыточное горючее через особый канал по системе «обратки» возвращается в топливный бак, что позволяет сохранять подвижность иглы. Чистка топливной системы дизеля

Подготовка к демонтажу

Перед началом ремонта следует тщательно вымыть ГБЦ, места установки форсунок и сами инжектора, чтобы внутрь частей системы питания не попала грязь. Это предотвратит замятие резьбы, повреждение уплотнительного конусного отверстия, не даст попасть нечистотам в мотор после отсоединения инжекторов.

Перед тем как открутить трубки, нужно их пометить, чтобы при монтаже не появилось заморочек с порядком их установки. Маркером нанесите метки в районе соответствующих патрубков форсунок и насоса. Закройте отверстия в штуцерах особыми защитными крышками после отсоединения трубок. Они должны быть чистыми, и рекомендуется защищать ими как патрубки топливного насоса, так и «обратки». Грязь, проникшая в систему, может повредить ее составляющие и заставит делать повторный ремонт. Инжектора с высоким усилием прикручены к двигателю, и откручивать их следует накидным ключом, а еще лучше удлиненной головкой, во избежание повреждения гайки, которая является большим дефицитом. После откручивания произведите внешнюю очистку форсунок мягенькой кисточкой с использованием чистого дизтоплива. Потом протрите ветошью либо просушите их. После этого их можно диагностировать и ремонтировать. Уплотнительные кольца обычно прикипают к блоку и остаются на месте после демонтажа инжектора. Их надлежит вынуть и заменить на новые, т.к. вторично применять, их не рекомендовано. Вытянуть кольца можно тонкой железной проволокой. Нельзя выбивать кольца, применяя железные проставки или отвертки, т.к. с высокой вероятностью посадочные отверстия колец будут испорчены. Тогда для восстановления герметичности замены колец будет не достаточно. Чтобы исключить попадание грязи в мотор во время снятия колец, отверстие можно обмазать густой смазкой (Солидолом), к которой она прилипнет и не попадет в цилиндр. После удаления колец, Солидол убирается мягенькой ветошью, намотанной на отвертку. Грязь, попавшую в цилиндры можно вытолкнуть поршнями, ненадолго запустив стартер.

Осмотр и диагностика инжекторов

Сначала инжектора нужно диагностировать. Для этого потребуется диагностический стенд либо особый прибор. Своевременность срабатывания при конкретном давлении, а также равномерность подачи солярки, форма факела распыляемого топлива и плотное закрытие считаются главными пунктами оценки. Подача топлива в цилиндр должна осуществляться лишь при заданном давлении. Не допустимы любые отклонения. Раньше времени топливо не должно вытекать (иначе инжектор станет «переливать»). После подачи топлива в цилиндр давление в форсунке должно оставаться, чтобы стравить лишнюю солярку в обратку. Слушайте то, как срабатывает форсунка. Сопоставляя ее звук со звуком той, которая является гарантированно рабочей, можно скорее понять, где проблема.

Порядок разборки инжекторов

После дефектовки пора приступать к ремонту. Чтобы разобрать форсунку рекомендуем использовать накидные ключи из-за лучшего захвата граней. Иначе повредите гайку, а  найти ее отдельно считается большой проблемой . Чтобы правильно разобрать форсунку, ее следует поместить в гаечный ключ и зажать его в тисках. Потом при помощи головки отвинтите гайку. Когда гайка ослабится, открутите ее от руки. Она может вывернуться вместе с прикипевшим к ней распылителем. В этом случае распылитель необходимо обработать препаратом облегчающим отвинчивание закисших резьб. Потом распылитель аккуратненько извлекается из гайки. Можете, например, поместить гайку на дюралевую пластинку с отверстием чуть больше диаметра распылителя. Пластинку расположить на приоткрытых тисках. На торец распылителя наставить медный либо алюминиевый пруток, и легкими ударами по проставке выбить его из гайки. После того как распылитель снят, должна быть выполнена самостоятельная чистка дизельных форсунок. Все составляющие надлежит кропотливо очистить от нагара и отложений при помощи щетки с небольшой металлической щетиной и очистителя карбюратора ( можно применять чистую солярку либо ацетон ). Промойте все части после окончания операции чистой соляркой. Для просушки деталей отлично подойдет сжатый воздух. Это поможет убрать мелкую грязь из стыков сопрягаемых деталей и не даст попасть внутрь частицам ткани от используемых тряпок. Чистка топливной системы дизеля

Сборка инжекторов

Установим новый распылитель и займемся сборкой форсунки. Закрученные от руки части затягиваются накидным ключом. Пока не нужно сильно закручивать гайку, может быть, понадобится повторная разборка. Теперь проверка форсунок снова должна быть выполнена на стенде. Если инжектор заработал как надо, то протягиваем гайку и ставим его в ДВС. При финишной сборке нужно учитывать, что гайка фиксирующая распылитель должна быть закручена динамометрическим ключом с усилием, которое прописано в руководстве по ремонту каждого определенного мотора. Перед затяжкой защитите отверстия инжектора защитными крышечками. Замена только лишь распылителя мало когда приводит к возвращению хорошей работоспособности устройства. Это связано с тем, что инжектор срабатывает при давлении, отличном, от указанного производителем.  Здесь потребуется проводить настройку.  Она осуществляется методом подбора толщины регулировочной шайбы. Чтобы выполнить работу качественно запаситесь несколькими шайбами с разной толщиной и микрометром для их замера. Увеличение шайбы на 100 мкм увеличивает давление на 10 кг/см2. Если в ранее установленных шайбах были дополнительные отверстия, то запрещается менять их на аналоги не имеющие отверстий. В том случае, когда производитель поставил шайбы, не имеющие дополнительных отверстий, применять другой вид, соответствующего диаметра, допускается. Настраивайте давление впрыска на  10-15 кг/см2  выше, чем рекомендует изготовитель, потому что в процессе работы произойдет притирка деталей и небольшое проседание шайбы. Если вы сделаете все очень хорошо, то давление будет отличаться от рекомендованного от  5 до 10 кг/см2 . При настройке учитывайте, что износ возможен и в самом ТНВД (могут быть изношены плунжера), и он создает давление ниже чем новый. Тогда лучше уменьшить давление впрыска на величину от  5 до 10 кг/см2 . Иногда это не помогает, например, для насоса роторного вида потребуется четкая настройка. Если вы установили новый распылитель, а топливо продолжает лить, то это может быть по двум причинам. Первая — это засыхание в нем фабричной консервационной смазки, вторая — износ пружины либо дефекты нажимного штифта. Первое происходит редко. Дефекты же пружины или штифта легко заметить при их внимательной дефектовке. Если пружина стала причиной неисправности, то можно провести ее развертку, но это поможет лишь на время. Целесообразно пружину, да и остальные части поменять на новые не задумываясь. После сборки и настройки инжектора можно монтировать назад на движок.  Обратите внимание на уплотнительные кольца.  Их обязательно нужно заменять, если производилась затяжка инжектора с заданным усилием, даже если он не был в работе и его пришлось по какой-то причине повторно демонтировать. Это связано с тем, что после обтяжки кольца обжимаются и утрачивают свою форму. Кольца как обеспечивают герметичность, так и не позволяют перегреваться форсунке, выступая препятствием для передачи лишнего тепла от блока цилиндров. От их качества зависит то, как быстро настанет момент, когда форсунки нагреваясь закоксуются. Чистка топливной системы дизеля

Обратная установка форсунок

Смажьте отверстие графитной или медной смазкой и верните на место уплотнительное кольцо. Затем, не прилагая усилий, от руки вкрутите инжектор. Если он не заходит, необходимо повторно почистить резьбу в блоке цилиндров. Берегите резьбу в блоке, это очень важно. Располагайте инжектор точно по резьбе. Окончательная протяжка проводится с рекомендованным усилием ( применяйте для этого динамометрический ключ ), исключительно после полного закручивания устройства до конца от руки. Завершается работа присоединением трубок к форсункам и насосу. Магистрали перед установкой рекомендовано повторно промыть внутри чистой соляркой. Одновременно с магистралями нужно правильно смонтировать фиксирующие пластинки, удерживающие их с целью исключения вибрации. Дальше необходимо убрать воздух из топливной системы, для этого понадобится провести ряд манипуляций в зависимости от ситуации и вида насоса. Иногда достаточно крутануть ДВС стартером либо использовать ручной насос. Возможно, понадобится разобрать топливный фильтр. Труднее всего устранить завоздушивание самого насоса.

Полезные советым

Теперь очевидно, что починить механические форсунки для дизельного двигателя можно собственными руками. Убедитесь заранее в необходимости прописывания отремонтированных форсунок в память ЭБУ. Для их нормального взаимодействия с ЭБУ это, возможно, понадобится сделать. Уплотнительные кольца для разных моделей автомобилей визуально могут быть схожими, однако запомните, что отличия даже в несколько десятков микрон по ширине и диаметру не позволят обеспечить герметичность соединения. Это относится и к кольцам для топливных магистралей. Не экономьте за счет запасных частей и покупайте распылители, кольца, шайбы и прочие материалы известных брендов только у авторизованных продавцов.

  • Чистка топливной системы дизеля
  • Дизельное топливо
Оцените статью (6 голосов, оценка: 5,00 из 5) Загрузка...
  • Автомобильный бензин
  • Ремонт дизельных форсунок

Чистка топливной системы дизеля

Дизельное топливо

Что из себя представляет ремонт форсунок дизельных двигателей?

Автор: Максим Марков

Дата: 2017-07-19

Здравствуйте дорогие друзья! Совсем недавно, мы подробно обсудили возможные неисправности топливной системы. Сегодня, конкретно будем говорить про ремонт форсунок дизельного двигателя, которые между прочим являются самыми уязвимыми деталями узла. Уменьшилась тяга автомобиля? Стал появляться черный дым с выхлопной трубы? Мучает перерасход топлива? Тогда вы зашли по адресу, ведь в подавляющем большинстве случаев виной всему форсунки…

Содержание

Как работают дизельные форсунки?

Сразу поясню, пытаться своими руками отремонтировать детали, работающие в системе Common Rail или насос-форсунки – дело не благодарное. Кто не в теме, это в основном современные машины, выпущенные после 1999 года, Фольксваген и другие популярные марки с прямым впрыском. Да что уж там восстановление, их даже почистить в гаражных условиях довольно сложно. Поэтому говорить будем исключительно о форсунках, которые функционируют в паре с обычным кулачковым ТНВД.

Итак, понятно да, что форсунки дизельного двигателя, располагаются над каждым цилиндром. Они имеют прямую обязанность – подать топливо в камеру сгорания в определенный момент и нужными пропорциями. В свою очередь к ним, солярка попадает благодаря мощному давлению (до 300 кг/см2), которое за счет механического привода создает ТНВД. Если говорить конкретней, сжимает топливо плуженные пары.

Далее, через специальный канал жидкость попадает внутрь форсунки, в самую полость распылителей. Конструкция этих деталей, как раз и позволяет «стрельнуть» жидкостью, когда надо. Как это происходит? Смотрите, разумеется в распылителе имеется отверстие, через которое собственно и выходит солярка в цилиндр. Так вот, его закрывает специальная конусная игла, которая плотно садится в седло, за счет того, что сверху на нее оказывает давление пружина, посредством отдельной шайбы. Ее еще называют регулировочной, знаете почему? Все просто, шайба может иметь разную толщину и таким образом, она определяет степень давления пружины на иглу.

То есть вы поняли да, чтобы топливо поступило в камеру сгорания, игла должна открыть канал. Теперь смотрите, мы заводим дизельный двигатель, насос начинает распределять топливо по необходимым магистралям. Когда, солярке уже деваться не куда, давление форсунок дизельного двигателя начинает расти и в определенный момент эта сила заставляет пружину немного сжаться, соответственно игла отступает от седла, а топливо под высоким давление впрыскивается в камеру сгорания.

Когда, давление падает, игла закрывается и все повторяется заново. Основная часть неисправностей, связанных с форсункой, как раз-таки оказываются следствием того, что игла не плотно закрывается или наоборот не открывается. Отсюда возможные перебои в работе мотора. Так, например, при недозакрытом седле, в форсунку попадает нагар и прочие раздражители.  На первом этапе, помочь может промывка форсунок дизельного двигателя, если же немного замешкаться – только ремонт.

Характерные симптомы при неисправных деталях

Основные признаки неисправности форсунок дизельного двигателя, выглядят следующим образом:

  • Провалы или рывки при повышении нагрузки на силовой агрегат;
  • Низкая мощность мотора;
  • Повышенная токсичность выхлопных газов;
  • Нестабильная работа двигателя на низких оборотах.

Ваш автомобиль ведет себя подобным образом? Виной всему может быть обычная грязь, поэтому запаситесь хорошим очистителем!

Способы очистки

Очищать форсунки специалисты рекомендуют каждые 30 тыс. км. пробега. Существует несколько вариантов такой процедуры, конечно самым простой – это обратиться в автосервис, в Москве СТО, которые предлагают данную услугу пруд-пруди. Тем не менее своими руками добиться успеха так же возможно, в некоторых случаях придется снять детали. О том, как это сделать правильно ниже. А сейчас, займемся очисткой.

  • Задействуем специальное средство – кроме того еще понадобится аккумулятор и несколько проводов. Один кабель подсоединяем к источнику питания, другой к контакту форсунки. Второй провод цепляем только за форсунку, а баллон очистительной жидкости к ее входному отверстию. Далее, одновременно нужно замкнуть второй провод на батарее и надавить на распылитель средства. Таким образом мы открываем электромагнитный клапан и запускаем туда химическую жидкость. Клапан открываем на 2-3 секунды, до тех пор, пока распыление не будет удовлетворительным.
  • Промывка форсунок без снятия с двигателя – в первую очередь нужно изготовить цилиндр для промывки. Сделать его можно из пластиковой бутылки, в дне просверливается отверстие под ниппель, в крышку монтируется шланг. Без специального средства здесь также не обойтись, ним наполняется самодельный цилиндр и подключается к топливной рампе. Насос при этом необходимо отключить от системы. После заводим мотор, включаем компрессор и ждем. Когда средство выработается, собираем жидкость обратно. На этом процедура завершена.
  • Очистка форсунок ультразвуком – хорошенько покопавшись в интернете, можно отыскать схемы ультразвуковых ванн, которые можно смастерить своими руками. Есть навыки? Дерзайте!
  • Метод профилактический – в топливный бак добавляются очищающие примеси, которые во время работы мотора, делает свое дело.

Такими вот незатейливыми способами можно увеличить ресурс наших деталей, если же чистка форсунок не приносит результатов, нужно снимать!

Демонтаж по фен-шую

Во время такой процедуры крайне опасна грязь, мусор и прочие раздражители. Попади они в топливную систему – пиши пропало! Поэтому вокруг все максимально прочищают, в идеале знать, как помыть двигатель самому и собственно сделать это. Кроме того, при снятии трубок высокого давления, настоятельно рекомендую пометить их любыми возможными способами, дабы при обратной сборке не попасть в просак. Далее, переходим непосредственно к форсункам.

  • Демонтировав трубки, обязательно закройте отверстия в штуцерах (в том числе на обратке), для этого существуют даже специальные колпачки.
  • После, можно приступать к выкручиванию самих деталей. Сразу скажу, не делайте этого рожковым ключом иначе залижите грани, в ход идет только накидной или трубчатый.
  • Снятые форсунки очищают снаружи обычной соляркой, производят их сушку и протирку обычной тряпкой.
  • Незабываем про извлечение уплотнительных колец, как правило он прикипают к посадочному месту. Аккуратно, исключая повреждение резьбы извлеките их оттуда отверткой или любым другим подходящим инструментом. При этом, ни в коем случае не стучите по ним, иначе повредите форсуночное отверстие.

Будьте внимательны, извлекая кольца можно запросто насыпать в двигатель мусора, чтобы предотвратить это смажьте все предварительно солидолом, который после придется все так же аккуратно вычистить.

Предварительная диагностика

Очевидно, что ремонту, а может и замене подлежат не все демонтированные форсунки, поэтому прежде всего их нужно проверить. Для такой процедуры нам понадобиться специальный прибор и стенд. Внимание обращаем на равномерность подачи топлива, точность срабатывания при нужном давлении, герметичное закрытие и форму факела распыла.

  1. Впрыск должен осуществляться исключительно при конкретном значении давления. Любое отклонение в ту или иную сторону – неприемлемо! Также ненормальным считается переливание форсунки, то есть солярка до впрыска из нее выходить не должна.
  2. Идеальной формой факела принято считать ровный конус, кривые отклонения в стороны исключаются.
  3. По окончании впрыска в форсунки должно сохраниться определенное давление для возврата излишков топлива через обратку в бак.
  4. Горючее должно обязательно распыляться, вытекание или струя – это некачественный распыл!

Самое главное, задействуйте свой слух! Если запомнить, как работает рабочая форсунка, вычислить неисправные, не составит особого труда.

Разборка форсунки

Когда, нерабочие детали индетифицированны, самое время приступать к их разборке. Здесь также не рекомендуется использовать рожковые ключи, залижите грани – будут проблемы! Первым делом вставьте форсунку в накидной ключ и зажмите сию конструкцию в тисках. Далее, сорвите гайку головкой, дальнейшее откручивание производите рукой. Как правило, она выкручивается вместе с распылителем, чтобы его заменить, необходимо проделать следующее.

  • Обработайте деталь составом WD-40.
  • После, установите гайку на такой элемент, который позволяет распылителю при ударе по нем, выйти из гайки.
  • Задействуйте щетку по металлу и очистите форсунку от нагара и отложений, а затем хорошенько обработайте все ее элементы в дизтопливе.
  • С помощью компрессора просушите детали, таким образом вы еще и удалите весь возможный мусор.
  • Теперь можно установить новый распылитель и выполнить сборку в обратном порядке.
  • Обязательно убедитесь в правильной работе отремонтированной форсунки на проверочном стенде.

Обратите внимание: затягивать гайку распылителя необходимо с определенным усилием и соответственно – динамометрическим ключом. Момент затяжки может разниться в зависимости от модели дизеля.

Результат повторной диагностики, казалось бы, уже восстановленной форсунки может не особо вас порадовать. Но не печальтесь, неправильная работа нового распылителя – это нормально. Просто, требуется дополнительная регулировка.

  • Настроить срабатывание распылителя при необходимом давлении можно с помощью регулировочной шайбы. Так, если впрыск более мощный, толщину шайбы уменьшают, если менее – увеличивают.
  • Вооружитесь микрометром и несколькими шайбами. Так, значение давление в 10кг/см, приравнивается к 0.1 мм толщины шайбы.
  • Диаметром шайб не балуйтесь, он должен быть идентичным тем, который стояли изначально.

На заметку: при демонтаже шайб с дополнительными отверстиями, замена допускается только на аналогичные детали.

Ну вот друзья, отделил мух от котлет, как мог. Да, тема не из простых, но кому действительно надо, думаю разберется. Добавлю еще, что вполне вероятно дополнительная регулировка результатов не даст и форсунки по-прежнему будут лить. Тогда, грешить остается на пружину или заводскую смазку в распылителе. Также, раз уж вы забрели на данную страничку, рекомендую изучить принцип работы дизельного двигателя — вот здесь. Надеюсь был полезен, всего доброго!

(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Уважаемые читатели, если вам понравилась данная статья, то вы всегда можете поделиться ею со своими друзьями в соц. сетях:

С уважением, Максим Марков!

Понравилась статья? Добавляйте сайт в закладки!


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости