Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту [email protected].
Традиционно для производителя АвтоВАЗ двигатель 2112 является улучшенным вариантом предыдущих поколений ДВС этого же завода. Базой стал 21083, но конструкция подверглась серьезным изменениям для обеспечения экологичности и экономии расходных жидкостей.
Основной задачей конструкторов при создании ДВС 2112 было улучшить технические характеристики до возросших на то время мировых стандартов, поэтому была принята схема газораспределения с двумя распредвалами DOHC и четырехтактная схема двигателя с 16 клапанами. Для безопасности клапанов по умолчанию использовались поршни с проточкой, которые по идее не должны их гнуть при обрыве ремня ГРМ.
Однако, если первые два конструкционных решения в двигателе не вызывают нареканий, то с поршнями произошла недоработка, которая не была исправлена конструкторами:
В последующих модификациях недостаток исправлен за счет установки поршней 21124 с глубиной проточки 5,5 мм. Базовый вариант мотора 21120 так и остался с дефектом, поэтому для двигателя характерны следующие эксплуатационные свойства:
Изготовитель | АвтоВАЗ |
Марка ДВС | 2112 |
Годы производства | 1998 – 2006 |
Объем | 1499 см3 (1,5 л) |
Мощность | 68,4 кВт (93 л. с.) |
Момент крутящий | 133,3 Нм (на 3400 об/мин) |
Вес | 120 кг |
Степень сжатия | 10,5 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный |
Впрыск | электронный многоточечный |
Зажигание | отдельная катушка для каждой свечи |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | объединен с ресивером, модуль изготовлен из полимера |
Выпускной коллектор | приемная труба, объединенная с нейтрализатором |
Распредвал | 2 шт. |
Блок цилиндров | чугун, вес 28,8 кг |
Диаметр цилиндра | А класс – 82 – 82,01 мм B класс – 82,01 – 82,02 мм С класс – 82,02 – 82,03 мм D класс – 82,03 – 82,04 мм Е класс – 82,04 – 82,05 мм |
Поршни | проточка глубиной 3,5 мм |
Кольца | стальные 21083-1004029 или чугунные 21083-1000100-10 |
Диаметр поршня | А класс –81,94 – 81,95 мм В класс – 81,95 – 81,96 мм С класс – 81,96 – 81,97 мм D класс – 81,97 – 81,98 мм Е класс – 81,98 – 81,99 мм |
Коленвал | база от 21083, добавлен демпфер крутильных колебаний |
Количество подшипников коренных | 5 |
Ход поршня | 71 мм |
Горючее | АИ-95 |
Нормативы экологии | Евро-3 |
Расход топлива | трасса – 5,9 л/100 км смешанный цикл 7,5 л/100 км город – 9,4 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,5 л/1000 км |
Моторное масло для 2112 | 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40 |
Объем масла моторного | 3,5 л |
Температура рабочая | 90° |
Ресурс мотора | заявленный 150000 км, реальный 250000 км |
Регулировка клапанов | гидротолкатели |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Количество ОЖ | 7,8 л |
Помпа | с полимерной крыльчаткой |
Свечи на 2112 | BCPR6ES либо АУ17ДРВМ, длина резьбы 19 мм, диаметр 14 мм, ключ 16 мм |
Зазор между электродами свечи | 1,1 мм |
ГРМ | DOHC |
Ремень ГРМ | 136 зубов, ширина ремня 25,4 мм |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | с обратным клапаном |
Маховик | 128 зубов высотой 10,1 мм, размер поверхности под сцепление 256,7 мм |
Болты крепления маховика | М10х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | код 90913-02090 впускные светлые, код 90913-02088 выпускные темные |
Компрессия | давление в цилиндрах от 12 бар номинальное, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара |
Обороты ХХ | 800 – 850 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 30,7 – 39 Нм маховик – 61 – 87 Нм болт сцепления – 19 – 31 Нм крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 Нм (шатунный) головка цилиндров – четыре стадии 20 Нм, 69 – 86 Нм + 90° + 90° |
Информация, какое масло использовать в ДВС, актуальна для владельцев, так как гидрокомпенсаторы клапанов чувствительны к качеству смазки, поэтому изготовителем рекомендовано для движков полусинтетика фирм Манол, Мобил, Лукойл, Шелл и ТНК.
В зависимости от сезона мануал рекомендует, какое масло лить в двигатель:
Благодаря 5 типоразмерам ремкомплекта гильз цилиндров и диаметра поршней капитальный ремонт может производиться многократно, а мотор относится к «миллионникам».
Поскольку руководство автоВАЗ привлекало к проектированию 16-клапанного ДВС специалистов Дженерал Моторс (ГРМ) и Порше (компоновка), двигатель 2112 обладает следующими конструктивными решениями:
Приятной особенностью для владельцев этих моторов стали гидротолкатели, избавляющие от периодической регулировки клапанов своими руками или на СТО.
Принцип действия гидротолкателейБлагодаря наличию свободного пространства внутри блока и ГБЦ сразу после создания базовой версии двухвального 16-клапанного движка 2112 стали появляться его версии:
В этих версиях не гнет клапаны, капремонт нужен значительно реже. Первая версия создавалась исключительно ради увеличении объема и соблюдения норм Евро-3. Заводской тюнинг произведен за счет увеличения высоты блока до 197,1 мм и увеличения хода поршня.
Во второй версии конструкторы попытались обеспечить максимальный эксплуатационный ресурс узлов. Для этого используется специальное хонингование цилиндров по методу Federal Mogul. Блок 21126 имеет серый цвет, а количество классов ремкомплектов поршней и гильз цилиндров снижено до трех с шагом 0,01 мм.
Версия 21128 изготавливается не АвтоВАЗом, а сторонним производителем ЗАО Супер-Авто. Характеристики движка значительно улучшены:
Цилиндры расточены на 0,5 мм (диаметр 82,5 мм), разработан оригинальный коленвал, обеспечивающий ход поршня 84 мм, ширина колец изменена до 2 мм (маслосъемное), 1,5 мм (компрессионное нижнее) и 1 мм (компрессионное верхнее). Проходное сечение дросселя увеличено до 51 мм, установлены форсунки Siemens повышенной производительности.
Существуют еще две модификации ДВС 2112:
В первой версии решена проблема плавающих оборотов за счет замены двумя датчиками ДТВ (температура воздуха) и ДАД (абсолютного давления) одного ДМРВ (массового расхода воздуха).
В моторе 21179 впервые применен фазовращатель, создавался он на базе 21126, поэтому условно считается модернизацией поколения 2112.
Недоработана система охлаждения, а возможности мотора не использованы, даже наполовину:
В то же время увеличить мощность собственными силами можно – нужно аккуратно расточить отверстия, не повредив перегородку, а затем подобрать пружины и облегченные клапана, скомпоновать их внутри ГБЦ.
С конвейера завода производителя сошли всего три модели ВАЗ, использующие мотор 2112:
Поскольку характеристики двигателя 21124 и ДВС 21128 не слишком отличаются от оригинала, его монтировали на те же самые ВАЗ Лада. Модификацией мотора 21126 оснащались исключительно Приоры.
Эргономичное устройство ДВС позволяет обслуживать двигатель 2112 со следующей периодичностью:
Объект техобслуживания | Время, год или пробег, 10000 км (что наступает раньше) |
Ремень ГРМ | замена через 100000 км |
Батарея АКБ | 1 /20000 км |
Зазор в клапане | 2 /20000 км |
Вентиляция картера | 2 /20000 км |
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование | 2 /20000 км |
Топливопровод и крышка бака | 2 /40000 км |
Масло моторное | 1 /10000 км |
Фильтр масляный | 1/10000 км |
Фильтр воздушный | 1 – 2/40000 км |
Фильтр топливный | 4 /20000 км |
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения | 2 /40000 |
Жидкость охлаждающая | 2 /20000 км |
Датчик кислородный | 1,5/100000 км |
Свеча зажигания | 1 – 2 /20000 км |
Коллектор выпускной | 2/40000 км |
В отличие от охлаждающей жидкости масло частично оседает на стенках каналов смазки, поэтому при объеме 3,5 л реально требуется 3,2 л полусинтетического продукта.
Имеет мотор 2112 следующие слабые стороны в своей конструкции:
Поломка | Причина | Ремонт |
Обрыв ременного привода ГРМ, загиб клапанов | 1)износ валов 2)протечки сальников валов; 3)протечки помпы | диагностика, замена расходников и выработавших ресурс деталей |
«Троение» | 1)проблемы зажигания 2)низкая компрессия | 1)замена свечей, проводов и катушек комплектом 2)восстановление компрессии |
Плавающие обороты | 1)нагар на дроссельной заслонке 2)отказ РХХ, ДПДЗ, ДПКВ, ДМРВ | 1)очистка заслонки 2)замена датчика |
Стук | 1)гидрокомпенсаторы 2)поршни 3)подшипники коренные 4)вкладыши шатунные | регулировка или замена |
Причину вибраций ДВС самостоятельно определить очень сложно, так как необходимо специальное оборудование.
Прежде, чем производить тюнинг, следует учесть нюансы конструкции, которые имеет двигатель 2112:
Таким образом, ДВС 2112 является 5 поколением моторов АвтоВАЗ с четырехтактным циклом. В базовом варианте недоработана конструкция (гнет клапаны), в модификациях эта ошибка исправлена.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них Не забудьте поделиться этой страницей с друзьямиИ подписаться на нашу группуПродольный разрез двигателя мод. 2110
Поперечный разрез двигателя мод. 2110
Поперечный разрез двигателя мод. 2111
Продольный разрез двигателя мод. 2112
Поперечный разрез двигателя мод. 2112
Выше приведены продольные и поперечные разрезы всех используемых двигателей на ВАЗ-2110. На ВАЗ-2110 могут быть установлены как двигатель 2110 так и двигатель 2112 (16-ти клапанный), созданные на базе двигателей ВАЗ 211083. На некоторых старых моделях возможна установка двигателей 21083. Все эти двигатели работают на бензине АИ-92 (16-ти кл. на АИ-95), по четырехтактной схеме, рядные, четырехцилиндровые. Двигатели 2111 и 2112 инжекторные — с системой впрыска топлива.
Материал блока цилиндров — высокопрочный чугун, очень жесткий.
Охлаждение сделано равномерное по всему блоку, исключающее неравномерный нагрев. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в сторону головки блока. В нижней части блока имеется пять опор подшипников коленчатого вала, их крышки крепятся болтами. Коленчатый вал также сделан из специального высокопрочного чугуна. Смазка шатунных вкладышей осуществляется через маслянные клапаны, которые просверлены в колен-валу. Имеется системы уменьшения вибраций — из восьми противовесов, располагающихся на коленчатом валу. Спереди коленчатого вала расположен масляный насос, зубчатый шкив ремня ГРМ. Сзади коленчатого вала установлен маховик из чугуна.
Шатуны кованные, стальные с крышками на нижних головках. В нижней головке шатуна установлены вкладыши тонкими стенками, в верхнюю – запрессована втулка из сталебронзы
Поршни имеют три кольца: 2 для компрессии и 1 маслосъемное. Материал поршней — алюминиевый сплав. На днищах поршней имеется углубление под камеру сгорания и в случае двигателя ВАЗ 2112 имеются 4(2 на 2110) углубления под клапаны. На 16-ти клапанном двигателе охлаждаются поршни маслом. На специальной топливной рампе установлены 4 форсунки представляющие собой небольшие трубки, с находящимися в них подпружиненными шариками. Масляный картер сделан из стали, штампованный, крепится снизу к блоку цилиндров.
Сверху на блок цилиндров установлена головка блока, отлитая из алюминиевого сплава. В нижней части головки отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания. В верхней части головки установлен распределительный вал (у двигателей мод. 2112 – два распределительных вала: один для впускных клапанов, второй – для выпускных). У 8-ми клапанных двигателей распределительный вал вращается в опорах, в верхней части головки блока и двух корпусах подшипников, закрепленных гайками на шпильках, ввернутых в головку блока. У 16-ти клапанного двигателя распределительные валы установлены в опорах, которые выполнены в верхней части головки блока, и в общем корпусе подшипников. Распределительные валы отлиты из чугуна. Для уменьшения их износа рабочие поверхности кулачков и поверхности под сальник и эксцентрика привода топливного насоса подвергаются термообработке. Кулачки распред. валов через толкатели приводят в действие клапаны. У двигателя мод. 2112 установлены гидротолкатели клапанов, которые не нуждаются в регулировке в отличие от 8-ми клапанных двигателей.
На 8-ми клапанных двигателях (2110, 2111) имеется по два клапана на цилиндр: впускной и выпускной, на 16-ти клапанных (2112) четыре клапана – 2 впускных и 2 выпускных. Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока.
На 8-ми клапанных двигателях (2110, 2111) на каждом клапане установлены две пружины а у 16-ти клапанных (2112) – 1. Распределительные валы приводятся в действие зубчатым ремнем от коленчатого вала.
Система смазки комбинированная: разбрызгиванием и под давлением. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники и опоры распределительных валов. Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных клапанов.
Система охлаждения двигателя пассивная и активная. Имеется мощный электровентилятор, который включается при 115 градусах и выключается при 95.
Система питания состоит из следующих узлов:
Топливный насос у двигателя 2110 расположен на головке блока и приводится в действие от эксцентрика на распределительном валу через толкатель. 16-ти кл. двигателей топливный насос электрический, погружаемый в бак и объединенный с датчиком уровня топлива.
Вся электронная система 8-ми и 16-ти клапанных двигателей управляется контроллером.(ЭБУ), который управляет также всей систмой питания двигателя.
Двигатель Ваз 2112 с навесным оборудованием: 1 – поддон картера, 2 – передний сальник коленчатого вала, 3 – коленчатый вал, 4 – зубчатый шкив коленчатого вала, 5 – масляный насос, 6 – шкив привода генератора, 7 – зубчатый ремень, 8 – передняя крышка привода механизма газораспределения, 9 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости, 10 – натяжной ролик, 11 – зубчатый шкив распределительного вала, 12 – задняя крышка привода механизма газораспределения, 13 – сальник распределительного вала, 14 – выпускной распределительный вал, 15 – гидротолкатель, 16 – пружина клапана, 17 – направляющая втулка клапана, 18 – выпускной клапан, 19 – ресивер, 20 – крышка подшипников распределительного вала, 21 – направляющая труба, 22 – крышка головки блока цилиндров, 23 – пластиковая крышка, 24 – свеча зажигания, 25 – впускной распределительный вал, 26 – впускной клапан, 27 – головка блока цилиндров, 28 – соединительная муфта, 29 – топливная рампа, 30 – шланг вентиляции картера, 31 – форсунка, 32 – впускной коллектор, 33 – маховик, 34 – держатель заднего сальника коленчатого вала, 35 – задний сальник коленчатого вала, 36 – блок цилиндров, 37 – масляный щуп, 38 – поршень, 39 – шатун, 40 – крышка шатуна, 41 – крышка коренного подшипника коленчатого вала.
Ваз 2112 устройство двигателя: 1 – пробка сливного отверстия поддона картера, 2 – поддон картера, 3 – масляный фильтр, 4 – насос охлаждающей жидкости, 5 – выпускной коллектор, 6 – выпускной клапан, 7 – пружина клапана, 8 – выпускной распределительный вал, 9 – ресивер, 10 – крышка головки блока цилиндров, 11 – впускной распределительный вал, 12 – гидротолкатель, 13 – топливная рампа, 14 – форсунка, 15 – впускной коллектор, 16 – направляющая втулка клапана, 17 – впускной клапан, 18 – головка блока цилиндров, 19 – поршень, 20 – компрессионные кольца, 21 – маслосъемное кольцо, 22 – поршневой палец, 23 – шатун, 24 – блок цилиндров, 25 – крышка шатуна, 26 – коленчатый вал, 27 – приемник масляного насоса
Надежный двигатель ВАЗ-2112 используется преимущественно на седанах, универсалах и хэтчбеках отечественного производства. Они могут иметь восемь или шесть клапанов, быть с карбюраторной или направленной точечной подачей топлива. В качестве системы зажигания используется центральный распределительный модуль либо независимые катушки. Рассмотрим характеристики и особенности одного из самых популярных представителей этой серии (модели 1997 года выпуска).
Двигатель ВАЗ-2112 имеет следующие параметры:
Отечественный двигатель ВАЗ-2112 на 1,5 л изготавливался по определенной конструктивной схеме. Он оснащается 16-клапанным механизмом, практически полностью дублирует модель 2110, в плане блока цилиндров повторяет версию «восьмерки» (21083). В этом можно удостовериться, сравнив схематические и геометрические параметры агрегатов.
Блоки не являются взаимозаменяемыми, отличаются между собой размером фиксаторов ГБЦ. Части на серии 2110 имеют масляные каналы для подачи жидкости к нижней поверхности узла и охлаждающему отсеку поршней.
Основные отличия между двигателем ВАЗ-2112 и 21124 (в скобках приведены аналогичные характеристики 24-й модификации):
Также между собой различаются поршни. На обеих версиях присутствуют гнезда для гарантированного выхода клапанной тарелки. Тем не менее на рассматриваемом варианте они рассчитаны только на штатную работу ГРМ, при обрыве ремня становится большим риск заклинивания клапанов и поршней. Невзирая на небольшое снижение мощности, модель 21124 подвержена ремонту путем замены ремня без необходимости полной переборки мотора.
Версии силовых агрегатов также отличаются способом впрыска. Двигатель ВАЗ-2112 состоит из нескольких основных элементов, включая алюминиевый коллектор и ресивер, соединяющий обе детали резиновой гофрой. На 24-й модели предусмотрен впускной механизм из пластика и монолитного компонента.
У агрегата объемом 1,6 л предусмотрен регулятор рабочего давления, который перенесен с топливной рамы в насос с непосредственным расположением катализатора возле ГБЦ. Дополнительно предусмотрено два индикатора кислорода, а также раздельная конструкция ГРМ, соответствующая нормам стандарта «Евро-3» с упрощенной конструкцией зубчатого ремня.
Узел зажигания на новом двигателе ВАЗ-2112 оснащен модулем распределения впрыска, в отличие от модификации 21124, на которой используются индивидуальные катушки для каждого цилиндра. Эти особенности влияют и на обустройство клапанных крышек. Фабричный номер мотора расположен под воздушным фильтром, найти его не так просто. Чтобы считать нужную информацию, необходимо освободить крепление воздушного фильтра и слегка отклонить его в сторону.
Двигатель ВАЗ-2112 на 16 клапанов при должном уходе работает практически безотказно, поскольку базис основан на модификации немецкого «Порше». Определенным недостатком конструкции является применение зубчатой ременной передачи. Особенность ее эксплуатации во многом связана с учетом отечественных реалий, которые требуют использования качественных деталей, не всегда доступных на нашем рынке.
Дополнительнойпроблемой является сложность в сервисном обслуживании. Большинство пользователей полагаются на родной «авось», доводя установку до максимального износа. В этом плане версия 21124 выглядит презентабельнее, поскольку лишена проблемы сгибания клапанов посредством нанесения цековки на головки поршней.
Ниже приведены характерные виды неисправностей для рассматриваемого силового агрегата.
Ниже приведена общая схема рассматриваемого двигателя и пояснения.
Также в конструкцию входят поршень, шатун, люк коренного подшипника и крышка.
Цилиндры двигателя ВАЗ-2112 (инжектор) расточены непосредственно в блоке. Штатный размер деталей в диаметре составляет 82 мм, во время ремонта может увеличиваться на 0,4 или 0,8 мм. Категория элемента промаркирована на нижней полости узла латинскими литерами.
Коленчатый вал изготовлен из высокопрочного чугуна, оснащен пятью шатунными шейками. Кроме того, в конструкцию входит восемь противовесов, отлитых вместе с валом. С обратной стороны блока имеется маховик, который фиксируют шесть болтов. Деталь отличается повышенной устойчивостью к износу и прочностью, поэтому установка аналогов с предшественников исключается.
Стальные шатуны разделяются на классы в зависимости от веса. Маркировка элементов производится на крышке при помощи краски или буквенного обозначения. Нумерация цилиндра должна находиться с одной стороны шатуна и крышки.
Эта часть силового агрегата сделана из алюминия, рабочая юбка – продольно коническая с овалом в поперечном сечении. Поршни имеют четыре углубления под клапаны, предохраняющие их от загибания. Для каждой модели мотора следует подбирать детали по весу, не допуская превышения между собой свыше пяти грамм. Деталь оснащена двумя верхними компрессионными кольцами и одним маслосъемным аналогом снизу.
Поршневые пальцы сделаны из стали, имеют трубчатое сечение. От выпадения элементы фиксируются парой стопорных пружинных колец. По диаметру они делятся на три группы, маркируется палец на днище, при этом он должен быть одного класса с поршнем.
Опора двигателя у ВАЗ-2112 в головке блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава. Она центрируется на узле между парой втулок и крепится при помощи десяти винтов. На верхней части ГБЦ предусмотрены фиксаторы для распредвалов.
Распределительные валы – литого типа, чугунные, каждый имеет восемь кулачков и пять опор. Во вращение деталь приводит зубчатый ремень от коленвала. Он имеет ширину 25,4 мм, что значительно больше, чем у предшественников. Связано это с большими нагрузками на узел газораспределительного механизма. Под шкивом распредвала размещен опорный и натяжной ролик.
Клапаны изготовлены из стали, площадь впускного элемента больше, чем выпускного аналога. Расположены они V-образно в два ряда. Детали приводят в действие кулачковые гидравлические толкатели, которые очень требовательны к качеству и чистоте масла. В случае наличия механических внедрений работа сопровождается повышенным шумом, а также значительно сокращается рабочий ресурс элементов.
Этот процесс у рассматриваемого силового агрегата осуществляется комбинированным способом. Под давлением смазывается шатунный механизм, гидротолкатели, распредвал и подшипники. Стенки цилиндров, поршневые кольца и пальцы обрабатываются посредством разбрызгивания, остальные узлы обслуживаются самотеком.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453