Системы питания карбюраторных и инжекторных двигателей автомобилей ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 принципиально различны. Поэтому если на двигателе пропал холостой ход, то причины его исчезновения для этих двигателей значительно отличаются.
Система питания карбюраторного двигателя ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 содержит блок А управления экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) и электромагнитный клапан Б. Они установлены в подкапотном пространстве.
Совместно с пневмоклапаном и микровыключателем, установленными на карбюраторе, эти устройства образуют систему ЭПХХ, отключающую подачу топлива в режиме принудительного холостого хода. А также предотвращающую работу двигателя от самовоспламенения после выключения зажигания. Так называемый дизелинг.
Существует три наиболее распространенные причины исчезновения холостого хода на карбюраторном двигателе автомобилей Газель:
— Неисправен электромагнитный клапан. — Неисправен блок управления.
— Повреждена диафрагма блока ЭПХХ на карбюраторе.
Проверить электромагнитный клапан можно непосредственно на автомобиле. При неработающем двигателе включите зажигание. Затем несколько раз отключите и подключите любой из двух проводов, подходящих к клапану. Исправный клапан должен при этом отчетливо щелкать.
Если щелчки в электромагнитном клапане не прослушиваются, проверьте блок управления ЭПХХ. Для этого подключите вольтметр к проводу соединяющему электромагнитный клапан с блоком управления и к «массе». При повышенной частоте вращения коленчатого вала напряжение на штекере электромагнитного клапана должно быть не менее 12 В. Затем, увеличив частоту вращения коленчатого вала до 2000-3000 об/мин, резко закройте дроссельную заслонку.
В момент закрытия дроссельной заслонки и до снижения частоты вращения до 1100 об/мин напряжение на штекере электромагнитного клапана должно отсутствовать и появляться при дальнейшем снижении частоты. Если напряжение не появляется, неисправен блок управления или микропереключатель на карбюраторе.
Для дальнейшей проверки этих элементов отсоедините любой провод от микровыключателя системы ЭПХХ карбюратора. Если при частоте вращения коленчатого вала более 1600-1800 об/мин фиксируется падение напряжения до 0,5 В и ниже, то в микровыключателе короткое замыкание или нарушена его установка. Если напряжение не падает, неисправен блок управления.
Если в результате проверки будет выявлена исправность электромагнитного клапана, блока управления и микропереключателя, возможно, повреждена диафрагма в блоке ЭПХХ, установленном на карбюраторе. Можно заменить весь блок в сборе, вывернув три винта его крепления к корпусу дроссельных заслонок и сняв его вместе с уплотнительной прокладкой.
Или заменить диафрагму ЭПХХ. Для чего вывернуть четыре винта крепления клапана ЭПХХ и снять клапан в сборе. Затем, аккуратно отделив от диафрагмы крышку клапана, вынуть из корпуса клапана диафрагму вместе с пружиной.
Замена электромагнитного клапана и блока управления не представляет собой особой трудности. Чтобы добраться до магазина запчастей или гаража при неисправности блока управления ЭПХХ, подайте на вывод электромагнитного клапана напряжение дополнительным проводом с «плюсовой» клеммы аккумуляторной батареи. При неисправности электромагнитного клапана отсоедините шланг от центрального (вертикального) штуцера клапана и наденьте его непосредственно на штуцер клапана ЭПХХ на карбюраторе.
Предварительно сняв ранее надетый второй шланг от электромагнитного клапана. При таком подсоединении шланга двигатель будет нормально работать на холостом ходу. Однако возможно явление дизелинга после выключения зажигания.
Если неисправны микропереключатель или диафрагма клапана ЭПХХ, чтобы двигатель не останавливался при отпускании педали акселератора, увеличьте холостой ход до 1100-1200 об/мин. Вывернув на несколько оборотов винт количества на корпусе блока ЭПХХ. Хотя обороты и будут великоваты, можно будет добраться до гаража.
Если пропал холостой ход на инжекторном двигателе автомобилей ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705, то для определения причин его исчезновения потребуется специальное диагностическое оборудование. Поэтому в данном случае обратитесь на станцию технического обслуживания, специализирующуюся на ремонте автомобилей с инжекторными двигателями.
Однако необходимо отметить, что чаще всего холостой ход пропадает по причине неисправности или отказа регулятора холостого хода. Или из-за подсоса постороннего воздуха через неплотные соединения присоединенных к нему шлангов. Если заменой регулятора холостого хода двигателей ЗМЗ-40522 и ЗМЗ-40524 и подтяжкой хомутов шлангов восстановить холостой ход не удалось, обратитесь к специалистам.
Состояние топливной системы автомобиля напрямую влияет на расход горючего и другие технические характеристики двигателя. Карбюратор поныне используется как один из важнейших элементов, и требует соответствующего внимания и заботы.
Как и для всех карбюраторов, в задачи этого узла входит приготовление ТВС (смесь воздуха и горючего). Смешивание обязано производиться по чёткой и программированной схеме, иначе автомобильный двигатель будет получать несбалансированное питание. Устройство должно распознавать несходность нагрузок силового агрегата на холостых, средних и оптимальных оборотах.
Составные элементы карбюратора:
К-151 — двухкамерный механизм со штуцерами, на входе которого стоит фильтрующая сетка, защищающая от прохождения мусора и примесей. Карбюратор этой модели оснащается «обраткой», по которой излишки горючего поступают назад в топливный бак. Канал одновременно не допускает создания внутри узла избыточного давления.
К К-151 подключается несколько шлангов, один из которых представляет систему подсоса. Наличие её упрощает пуск двигателя в холодное время года. Правильнее называть элемент ручкой управления пусковым устройством. Задействуя его, можно увеличить поступление бензина. ТВС получается более обогащённой.
Система подсоса К-151 упрощает пуск двигателя зимой
Карбюратор К-151 применяется на автомобилях «Волга», «Газель» и «Соболь». Интересны для автомобилиста его конструкционное устройство, особенности регулировки и главные причины неполадок.
Следует знать, что модель К-151 имеет несколько разновидностей. К примеру, на машинах ГАЗ-31 или ГАЗ-32 используется версия К-151 С. Добавочная буква имеет большое значение для карбюраторщиков, занятых подбором жиклёров. Сечение последних может быть разным, в зависимости от конкретного варианта.
Модель К-151 Д включает дополнительные распылители ускорительного насоса
В процессе эксплуатации карбюраторов этой серии неполадки можно выявлять по характерным признакам, проявляющимся в виде тех или иных нарушений в работе ДВС.
Причина распространённой неисправности, возникающей при переобогащении или обеднении ТВС, заключается в нарушении регулировок системы ХХ или засорении жиклёров. Не исключена также кривая установка поплавка в камере.
Если карбюратор оснащён электроклапаном, то можно сделать так. Слегка ослабить регулятор и посмотреть, приходят ли обороты в норму. При отсутствии засорения жиклёров так и произойдёт. В чём же причина? Оказывается, всё до банального просто. Часто регулировочный винт ХХ в процессе работы автомобиля ослабляется и выпадает из отверстия. Это и есть причина неисправности. Для её устранения достаточно закрутить его на место.
Регулировочный винт К-151 может выпадать из-за расширения отверстия
Болт этот, если он потерялся, можно купить вместе с ремкомплектом для подходящей модификации К-151. Отверстие рекомендуется подмазать герметиком, так как, скорее всего, оно разболталось и винт плохо его держит. Некоторые советуют вместо клея использовать кусок бумаги, им нужно обмотать кончик регулятора, а затем уже ввинтить. Естественно, основательно этот болт закручивается после соответствующих настроек в режиме холостого хода.
Перелив для всех моделей топливосмешивающих устройств — довольно распространённое явление. Возникает оно из-за чрезмерного обогащения ТВС, поступающей в двигатель. Это заметно даже невооружённым глазом, достаточно обратить внимание на подтёки из распылителей. Одновременно запах бензина будет царить не только в подкапотном пространстве, но и частично проникать внутрь салона. При этом из глушителя валит чёрный дым.
Если карбюратор заливает сильно, то моторная установка может вообще не запускаться. Особенно часто сложности с заводом наблюдаются на прогретом ДВС. Даже после очередной удачной попытки, силовой агрегат с переливающим карбюратором не будет стабильно работать. Провалы и рывки при нажатии педали газа — тому явное подтверждение.
Причина такой неисправности, как несложно догадаться, скрыта в поплавковой камере. Здесь возможно несколько сценариев:
Поплавок карбюратора может заедать
Помимо всего прочего, игольчатый клапан иногда залипает, что происходит по причине наличия масла в бензине. Примеси могут оседать внутри топливного бака, а затем оттуда, образовавшись уже в липкий раствор, проникать в карбюратор и портить иглу. Решение обычное: замена в ремкомплекте, можно заодно с жиклёрами и прочими элементами. Есть и другой вариант: обработать иглу алмазной пастой.
При сильной влажности воздуха, в осенне-зимний период на дозирующих элементах К-151 может образовываться лёд. Часто такое случается при передвижении по трассам на больших скоростях, поскольку заслонка постоянно открыта, а воздух холодный.
Очевидно, что замерзание элемента ни к чему хорошему не приводит. Лёд закупоривает воздушные каналы переходной системы, смесь мгновенно переобогащается, и свечи обрастают нагаром. Соответственно, повышается расход горючего, двигатель функционирует с перебоями, троит и даже может заглохнуть.
Как правило, если такое происходит, то во время езды по трассе водитель чувствует, как меняется работа ДВС. Надо остановить машину, скинуть крышку фильтра и тщательно осмотреть поверхность диффузоров. Тогда следует подождать несколько минут, как раз за это время лёд растает, и силовая установка заработает по-прежнему.
Неисправности карбюратора могут выражаться и в следующем:
В принципе, он считается хорошим карбюратором. Однако сегодня нет такого механизма в автомобильной теме, который бы не нуждался в доработках и улучшениях.
Модернизации подвергается клапан отсечки топлива поплавковой камеры. В большинстве случаях из него фонтанирует горючее, из-за этого намокает прокладка. Иногда бензин может вытекать на поверхность корпуса.
Доработать этот момент несложно:
Клапан отсекателя топлива нуждается в доработке
Тюнинг клапана подразумевает наличие нескольких отверстий
Смысл в том, что в этом случае горючее будет истекать через эти отверстия, а не сквозь основное, куда вставляется сама игла.
Проблема с закусыванием заслонки второй камеры — тоже распространённая поломка К-151. Путём доработки этот момент легко устраняется. Происходит всё из-за пружины, которая постоянно тянет вал в сторону рычага.
Пружина заслонки второй камеры постоянно тянет вал в сторону
«Лечение» этой проблемы рекомендовано проводить на новых карбюраторах серии К-151, т. е., сразу и без промедления.
Дело в том, что хорошо скрученная пружина почему-то попадается потребителю в единичных случаях. Обычно карбюратор работает нормально несколько месяцев, но потом начинаются трудности, связанные с деталью. Это выражается смещением заслонки относительно оси, сложностями с открыванием и закрыванием.
Тюнинг проводится следующим образом:
Высверлить отверстие на приводе ускорительного насоса
Отверстие на кронштейне также высверливается
Гайка привода насоса откручивается
Рычаг привода насоса снимается
Прорезь по окружности делается ножовкой по металлу
Прорезь нужна для того чтобы надеть стопорную шайбу, которая идёт в ремкомплекте для К-151.
Стопорное кольцо надевается на прорезь
Теперь остаётся всё собрать на место:
Стопорная шайба надевается под гайку
Деталь зафиксирует пружину в одном положении, и она двигаться свободно не будет. Вся проблема как раз в чрезмерной «жидкости» пружинок. Металл чересчур мягкий, растягивание элемента свободное.
Остаётся поставить рычаг, зафиксировать его, как предусмотрено конструкцией. И последний штрих: в проделанные отверстия вдеть концы новой пружины. Она будет играть роль доводчика, тогда работа дроссельной заслонки станет ещё более эффективной.
Пружина в роли доводчика
https://youtube.com/watch?v=yzonCDIFJn4
Следует учитывать, что разновидностей карбюратора К-151 довольно много. Однако принципы разборки и сборки для всех практически одинаковы. Прежде чем начинать демонтаж, надо мысленно представить карбюратор состоящим из трёх основных частей: крышки, корпуса дросселей (средней части) и низа. С ними и надо работать:
Верхняя крышка К-151 легко демонтируется
Диффузор на К-151 тоже съёмный
Винт сбоку держит ось с поплавком
Схема разборки жиклёров поможет всё правильно снять и собрать
Болты ускорительного насоса выкручиваются плоской отвёрткой
Корпус дроссельных заслонок вытаскивается путём выкручивания двух винтов
Корпус дроссельных заслонок отделяется от нижней части К-151. Под корпусом находятся две прокладки, они тоже снимаются. Главные составные узлы карбюратора могут разбираться основательно, хотя это и не столь необходимо делать, если надо просто прочистить жиклёры, отверстия и каналы. Разборка карбюратора предписывается в обязательном порядке, если засорены жиклёры, надо продуть или промыть внутренние детали К-151.
Сборка проводится аналогично, только действия осуществляются строго по обратной схеме демонтажа. Обязательна замена прокладок, если состояние их вызывает вопросы. Всё тщательно почистить, используя специальную жидкость для карбюраторов или тряпку, смоченную в бензине.
Начинать сборку рекомендуется с жиклёров, которые надо просто поставить на свои места. Важно определиться с первичной и вторичной камерами, чтобы не перепутать каналы. Некоторые трубки бывают короткими, другие длинными, это надо учитывать.
Вот несколько важных советов по сборке:
Топливный носик всегда направлен на первичную камеру
Эмульсионный жиклёр с 5 рядами отверстий ставится в первую камеру
Мембрана должна быть с железным наконечником
Пружина насоса должна быть поставлена под крышкой
Теперь важные рекомендации по установке шлангов:
Штуцеры К-151 для подключения шлангов
Карбюратор К-151 считается надёжным устройством. Однако время от времени он нуждается в регулировке, разборке и очистке.
Карбюратор серии К-151 выпускается отечественным предприятием «Пекар». Он соответствует всем современным стандартам, обеспечивая надёжность эксплуатации транспортных средств любого рода. Однако, как и любой другой узел автомобиля, карбюратор периодически нуждается в обслуживании и ремонте.
Карбюратором оборудовано большинство отечественных автомобилей:
Основное его назначение — подготовка и регулировка состава топливно-воздушной смеси для двигателя внутреннего сгорания.
Карбюратор предназначен для подготовки и регулировки составп топливно-воздушной смеси для двигателя
Устройство карбюратора К-151 довольно сложное. Он состоит из следующих элементов:
основной корпус с поплавковой камерой;
второй корпус или корпус дроссельных заслонок, которые поворачиваются приводом от педали акселератора;
верхняя крышка поплавковой камеры, в которой находится запорный механизм, не позволяющий камере переполняться бензином, и воздушная заслонка для запуска холодного двигателя;
главная дозирующая система (ГДС), состоящая из жиклёров и топливных магистралей для приготовления топливно-воздушной смеси;
система холостого хода, необходимая для стабильной работы двигателя на холостых оборотах, состоящая из обводного канала, жиклёров и регулировочных винтов, а также клапана экономайзера с мембранным механизмом;
ускорительный насосный механизм, позволяющий автомобилю двигаться без провалов при резком ускорении и состоящий из дополнительных каналов в основном корпусе, шарикового клапана, мембранного механизма и распылителя топлива;
эконостат — система, предназначенная для обогащения двигателя топливно-воздушной смесью при резком увеличении оборотов;
переходная система, состоящая из топливных и воздушных жиклёров и обеспечивающая плавность увеличения оборотов в момент начала открытия дроссельной заслонки во вторичной камере.
Устройство карбюратора К-151 довольно сложное
К-151 имеет две камеры. Дроссельные заслонки в процессе работы открываются поочерёдно. Это гарантирует бесперебойную подачу топлива. При поступлении в карбюратор топливо проходит сквозь штуцер, в который вмонтирован сетчатый фильтрующий элемент. Эта сеточка очищает бензин от примесей и грязи. Излишки топлива через топливный шланг поступают обратно в бензобак. Всё это позволяет поддерживать в топливной системе необходимое давление.
Серьёзным преимуществом К-151 является наличие подсоса. Система управления холодным пуском двигателя на автомобилях с К-151 работает раздельно. Поэтому иногда холодный пуск может быть затруднён. Во избежание подобных проблем между полумесяцем пускового устройства и регулировочной пяткой дроссельной заслонки протянута проволока. Эта проволока создаёт сцепление между двумя раздельными механизмами и гарантирует быстрый запуск двигателя.
При этом подсос можно регулировать, выставляя нужные значения в зависимости от погодных условий.
В рамках серии К-151 выпускается несколько модификаций карбюраторов. Все они имеют одинаковый принцип работы, но отличаются техническими характеристиками.
Модификация определяется мощностью двигателя.
Элемент неисправен если:
увеличивается расход топлива;
выхлопные газы приобретают тёмно-серый или чёрный цвет, особенно это заметно при резком нажатии на педаль акселератора;
автомобиль теряет динамику («тупит») при разгоне;
двигатель нестабильно работает на холостом ходу.
Чаще всего возникающие проблемы обусловлены загрязнением жиклёров — как воздушных, так и топливных — из-за некачественного бензина.
Другой причиной некорректной работы устройства может стать перегрев его корпуса. Металл деформируется и устройство уже не может работать в обычном режиме.
Кроме этого, неисправности могут быть связаны с износом одного или нескольких элементов карбюраторного механизма.
Наиболее часто причиной нестабильной работы двигателя на холостом ходу является вышедший из строя экономайзер.
Часто причиной нестабильной работы двигателя на холостом ходу является неисправный экономайзер
Иногда может быть неисправен и сам блок холостого хода.
В этих случаях следует снять устройство с автомобиля, разобрать его и визуально оценить работоспособность указанных элементов. Повреждения экономайзера или блока холостого хода будут видны невооружённым глазом.
Причиной избытка топлива в карбюраторе может стать игольчатый клапан. В зависимости от износа иголки клапан может перестать удерживать бензин. Так как сам клапан находится в поплавковой камере, в этом случае необходимо будет разобрать механизм. Потребуется выполнить ряд действий в следующем порядке:
С карбюратора снимается верхняя крышка.
Отворачивается винт, фиксирующий ось поплавка.
Корректируется ось и восстанавливается положение поплавка в камере.
Ключом на 10 выворачивается клапан и заменяется на новый.
Ось поплавка и верхняя крышка устанавливаются на место.
Игольчатый клапан обеспечивает дозированную подачу бензина
Карбюраторный двигатель даже при небольшом похолодании (до -10ºС) невозможно запустить без предварительного прогрева. Во избежание этого опытные автолюбители протягивают тонкую медную проволоку между пусковым устройством и регулятором дроссельной заслонки. В результате устройство прогревается намного быстрее.
Несложная доработка может оптимизировать его работу и заметно продлить срок службы. Для этого на холодном двигателе нужно выполнить следующие операции.
Из карбюратора выкручивается пробка топливного жиклёра.
Тонкой медной проволокой из гнезда достаётся сам жиклёр.
Снимается жиклёр с электромагнитного клапана.
Отверстие в жиклёре увеличивается на 0.05–0.1 мм в зависимости от модификации.
Доработанный жиклёр закручивается на клапан.
Снятое устройство возвращается на место.
Увеличение пропускной способности жиклёров улучшает динамику автомобиля
При этом нужно обязательно заменить резиновый уплотнитель клапана. Прокладка электромагнитного клапана — наиболее уязвимое место карбюраторов серии К-151.
Увеличение пропускной способности топливного жиклёра заметно улучшит динамику автомобиля.
Аналогичным образом можно доработать воздушный жиклёр.
Для ремонта необходимо знать порядок разборки и сборки механизма.
Полная разборка обычно не требуется. Тем не менее ознакомление с порядком её проведения будет полезно любому автолюбителю. Для этого потребуются следующие инструменты:
плоская отвёртка;
тонкие пассатижи или плоскогубцы;
рожковый ключ на 12;
рожковый ключ на 22;
шило.
Для разборки карбюратора следует выполнить следующие действия:
Корпус с внешней стороны тщательно очищается от грязи с помощью бензина или керосина и тонкой кисточки. В продаже имеются специальные средства для чистки карбюраторов.
Корпус карбюратора с внешней стороны тщательно очищается от грязи
Плоской отвёрткой отворачиваются семь винтов крепления крышки карбюратора. Крышка снимается.
Из полости карбюратора тонкими пассатижами вынимается шплинт и тяга пускового элемента.
Снимается пружина возврата с заслонки воздуха.
Отвёрткой отворачиваются два винта крышки поплавковой камеры. Крышка снимается с корпуса камеры вместе с резиновым уплотнителем.
Отвёрткой отворачивается винт-держатель и из камеры удаляется распылитель эконостата и его прокладка.
С пускового устройства снимаются крышка, пружинка и диафрагма.
Вытаскивается пробка поплавка и сам поплавок с иглой вынимается из камеры.
Рожковым ключом на 12 отворачивается место посадки игольчатого клапана поплавкового механизма.
Рожковым ключом на 22 отворачивается крепёжный винт штуцеров фильтра топлива.
Из полости карбюратора вынимается топливный фильтр вместе с прокладками и крепежом.
Рожковым ключом на 12 откручивается и вынимается сама поплавковая камера.
Гаечным ключом на 12 отворачивается и снимается поплавковая камера
С помощью тонкой проволоки или шила вынимаются воздушные и топливные жиклёры.
Откручивается топливный блок карбюратора, затем — блок холостого хода.
После снятия жиклёров откручивается топлиынй блок карбюратора
Куском тонкой проволоки или шилом вынимаются жиклёры ГДС.
Откручиваются четыре винта и вынимается ускорительный насос.
Карбюратор переворачивается и отвёрткой откручиваются два винта крепления блока дроссельных заслонок.
Из корпуса выворачиваются винты качества.
Полная разборка карбюратора осуществляется при его промывке.
Для металлических частей используются растворители 644–652. Резиновые и пластмассовые элементы чистятся отдельно от металлических специальными чистящими средствами или обычным бензином. Жиклёры чистят тонкой медной проволокой или зубочистками.
При замене износившихся деталей карбюратора на новые категорически запрещено использование герметика для их фиксации.
При сборке карбюратора следует быть предельно внимательным. Это обусловлено многочисленными мелкими деталями, каждую из которых необходимо установить на своё место.
Порядок сборки К-151 следующий:
В пустой корпус перевёрнутого карбюратора вкручиваются винты качества и два винта крепления дроссельных заслонок.
Карбюратор переворачивается, в полость устанавливается насос-ускоритель и двумя винтами прикручивается к чашке корпуса.
В свои гнёзда вворачиваются жиклёры главной дозирующей системы.
Подсоединяется блок холостого хода и топливный блок.
Топливные и воздушные жиклёры аккуратно устанавливаются в предназначенные для них отверстия.
Устанавливается и закрепляется поплавковая камера.
В полость чашки устанавливается и фиксируется топливный фильтр, подсоединяется штуцер.
На место возвращается игольчатый клапанный механизм.
Вставляются поплавок и игла.
К пусковому механизму подсоединяются диафрагма и пружинка, механизм закрывается крышкой и фиксируется.
Эконостат вставляется на своё место и прикручивается к корпусу.
К корпусу поплавковой камеры привинчивается её крышка.
На воздушную заслонку устанавливается пружинка возвратного механизма.
На своё место возвращается шплинт карбюратора.
Крышку устанавливается на место и тщательно прикручивается.
К установленному на двигатель карбюратору нужно подсоединить шланги, трубки и провода. Это тоже довольно трудоёмкая процедура. Чтобы не ошибиться, шланги, трубки и провода при демонтаже карбюратора следует подписать или пометить.
Подключения выполняются в следующей последовательности:
Сначала к поплавковой камере карбюратора подсоединяется самый крупный патрубок подачи топлива.
Шланг возврата топлива подключается к самому нижнему отводу карбюратора, с противоположной от мотора стороны.
Два тонких шланга идут в разных направлениях: один к клапану экономайзера, второй на заслонки дросселя.
Подсоединяется шланг вакуумника.
Последним к верхнему выводу карбюратора присоединяется шланг принудительной вентиляции.
Таким образом, карбюратор серии К-151 можно отремонтировать, почистить и доработать самостоятельно. При этом рекомендуется помечать все соединения и детали, чтобы не перепутать их при сборке. Промывку и чистку карбюратора с полной разборкой следует проводить не реже, чем раз в год. В этом случае он прослужит максимально долго.
От состояния топливной системы напрямую зависит расход топлива, а если в ней есть неисправности, также ухудшается динамика автомобиля, двигатель начинает работать нестабильно.
В этой статье будет рассмотрен карбюратор К151: устройство, ремонт, регулировка, особенности настройки, а также основные неполадки и их признаки.
В топливной системе карбюратор модели К-151 выполняет функцию приготовления топливовоздушной смеси в составе, необходимом для работы автомобильного двигателя при различных нагрузках – на холостом ходу, на средних или максимальных оборотах. Этот узел применяется на легковых автомобилях «Волга», ИЖ, на коммерческих автомашинах «Газель», «Соболь», внедорожниках УАЗ. Существуют различные модификации «сто пятьдесят первого», и в зависимости от его модели в названии в конце добавляется буква, например, карбюратором К-151С комплектуются машины ГАЗ-3102/31029, ГАЗ-3302 «Газель». Также в зависимости от модели К-151 жиклеры могут устанавливаться разного сечения – многое зависит от характеристик и объема двигателя.
Карбюратор 151-й серии состоит из следующих систем и элементов:
Карбюратор К-151 состоит из двух камер, дроссельные заслонки в нем открываются последовательно, на входе в штуцере установлен фильтр – защитная сетка. Узел также оснащен обратным топливопроводом, по которому излишки бензина сбрасываются назад в бензобак, также «обратка» не позволяет создавать избыточное давление топлива. Само по себе устройство карбюратора К-151 достаточно сложное, и чтобы отремонтировать и настроить узел, нужен опыт, строгое соблюдение инструкции по ремонту.
К карбюратору К-151 подсоединяется несколько шлангов двух диаметров – если их перепутать местами, двигатель не будет работать должным образом. Шланги подключаем в следующем порядке:
Если без опыта ремонт узла К-151 своими руками автовладельцам производить достаточно сложно, то регулировку освоить проще, главное – понять принцип работы устройства, и действовать по инструкции. Всего существует несколько видов регулировок «сто пятьдесят первого»:
Изменять топливный уровень в поплавковой камере следует доверять опытным карбюраторщикам, а вот холостой ход может отрегулировать любой водитель самостоятельно. Выполняем процедуру следующим образом:
Если обороты двигателя повышенные, следует их убавить с помощью винта, который регулирует положение дроссельных заслонок. Этот винтик часто намертво закипает, и его повернуть в какую-либо сторону невозможно (на рисунке внизу под цифрой 4, под белой краской).
Есть один «хитрый» способ, заставляющий регулировочный элемент повернуться – нужно в его шлиц установить плоскую отвертку и аккуратно стукнуть несколько раз по ней молотком (усилие нужно чувствовать, иначе можно поломать части карбюратора). Винт «отойдет» и начнет вращаться на резьбе. Если с первого раза «фокус» не удался, его следует повторить. Важно не торопиться и набраться терпения, тогда все получится.
В процессе эксплуатации автомобиля в карбюраторе могут возникать различные неисправности, основные признаки сбоев в этом устройстве:
При неисправном карбюраторе мотор может не развивать обороты, также нередко во впускном коллекторе слышны хлопки, выстрелы в глушителе. К-151 – достаточно сложный узел, и из строя может выйти практически любой его элемент.
Есть причины, из-за которых карбюратор чаще всего выходит из строя:
Многие ремонтники, восстанавливая работоспособность карбюратора, в первую очередь стремятся заменить жиклеры, считая, что из-за них повышается расход топлива, двигатель работает нестабильно. Одно достаточно важное замечание – жиклеры изнашиваются очень редко, и чаще всего износ происходит, когда карбюратор работает часто в пыльных условиях. Наиболее часто встречающаяся причина плохой работы карбюратора – его засорение, но чтобы хорошо прочистить узел, необходимо его полностью разбирать. Ремонт карбюратора К-151 осуществляется со снятием устройства, полной промывкой и продувкой всех его деталей.
Часто автомобили с карбюраторными двигателями автовладельцы переводят на газ, например, выгодно ставить ГБО на рабочую «Газель». Но при постоянном использовании газа в карбюраторе появляются различного рода проблемы, и одна из них – неисправность системы холодного запуска на карбюраторе.
На многих машинах в ГБО используется проставка под газ на карбюратор К-151, она размещается между основным корпусом и корпусом дроссельных заслонок. За счет дополнительной вставки увеличивается расстояние между нижней и верхней частью карбюратора, поэтому система пуска холодного двигателя начинает работать с нарушениями – приходится постоянно держать ногу на педали газа, при этом держа подсос. На газу не до конца работающий подсос на работу двигателя не влияет, но все дело в том, что холодный пуск мотора, и особенно зимой, осуществляется на бензине. Поэтому с не полностью закрывающейся воздушной заслонкой запустить ДВС достаточно проблематично, еще от возникающих вибраций крепление оси заслонок часто откручивается. Как избавиться от такой неприятной проблемы?
Один из вариантов решения вопроса – наваривание дополнительной планки на тягу воздушной заслонки, который позволяет компенсировать разница в толщине стандартной прокладки между корпусами и газовой проставки.
Планку можно изготовить из электрода диаметром 2 мм.
При сильном износе деталей карбюратор нуждается в замене, чаще всего он меняется, если изнашивается корпуса:
Цена нового карбюратора К-151 достаточно высокая (в среднем 5,5-6,5 тыс. рублей), но с неисправным устройством ездить невозможно, тем более, с большим расходом топлива денег теряется еще больше. Меняется К-151 достаточно просто, рассмотрим процесс его замены на автомобиле «Газель»:
Если возникают неисправности ускорительного насоса карбюратора, двигатель начинает «захлебываться», при резком наборе оборотов двигателя получается провал. Достаточно часто причиной такой работы ДВС является засорившийся «носик» распылителя топлива, также может выйти из строя диафрагма ускорительного насоса.
Дефекты диафрагмы определяются внешним ее осмотром, добраться до нее можно легко, не снимая карбюратора с двигателя. Для этого нужно отвернуть четыре винта крышки (на рисунке снизу – под номером 11), но снимать ее нужно аккуратно – важно не потерять пружину, которая находится внутри узла.
Чтобы определить исправность распылителя ускоритель насоса, необходимо снять корпус воздушного фильтра, рукой повернуть дроссельную заслонку и посмотреть, идет ли топливо через «носик» ускорителя. Если распылитель засорился, его можно попытаться продуть, но для этого потребуется снимать крышку карбюратора. Если носик не продувается, его следует заменить, работа по его замене также выполняется без снятия всего узла. Замену распылителя ускорительного насоса производим следующим образом:
Если двигатель потребляет много топлива, одной из причин этого явления может быть неисправный игольчатый клапан в поплавковой камере – он не герметичен, и в камеру поступает слишком много бензина. В некоторых случаях клапан совсем перестает удерживать топливо, тогда бензином полностью заливается карбюратор, и автомобиль не заводится. Игольчатый клапан меняем очень просто:
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453