Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – это устройство, реагирующее на температуру охлаждающей жидкости двигателя автомобиля, который срабатывает при повышении температурного режима и включает вентилятор охлаждения радиатора. Если ДТОЖ не работает, это может привести к перегреву двигателя, что, в свою очередь, чревато полной заменой заклинившего мотора. Для предотвращения таких случаев, следует разобраться, по каким принципам происходит работа датчика температуры охлаждающей жидкости.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости – это небольшое устройство, которое часто расположено в самом радиаторе, а иногда на корпусе системы охлаждения. Когда большинство автомобилей оснащалось карбюраторными двигателями, ДТОЖ служил только для определения температуры антифриза, выводя значение на приборную панель автомобиля, и активируя запуск вентиляторов. Для включения вентиляторов температура должна быть выше восьмидесяти градусов. Если при превышении данного параметра вентиляторы не включатся, антифриз может закипеть, что приведёт к выходу двигателя из строя.
Большинство современных инжекторных автомобилей возлагают на датчик значительно больше функций, да и используется всё чаще цифровой датчик температуры, который показывает более точную температуру. В инжекторных системах датчик влияет на холостые обороты двигателя, на работу клапана, отвечающего за выхлопные газы, за установку угла зажигания и многое другое.
Стоит заметить, что чем более автомобиль оснащён электрооборудованием, тем больше в нём взаимосвязанных друг с другом датчиков.
Работа ДТОЖ строится на простейших физических свойствах материала, из которого сделан датчик. При нагреве датчик меняет своё электросопротивление. Состоит ДТОЖ из нескольких элементов:
При изменении температуры происходит фиксация и подача команд вентиляторам начать работу. В новых автомобилях работа датчика фиксируется электронным блоком управления, который и управляет системой, а также проверяет правильность работы самого датчика.
Датчик температуры ОЖ может быть двух типов:
Механический датчик — простейшее устройство, передающее параметры изменения электрического сопротивления за счёт электрических сигналов. Данный датчик соединён с указателем температуры на приборной панели автомобиля, а этот указатель, как правило, является одометром со стрелкой и делениями в градусах. С данным узлом в связке работает реле, которое замыкаясь, включает вентиляторы. Механические датчики стоят практически на всех карбюраторных автомобилях.
Цифровой датчик очень похож с виду и по конструкции на механический, только сигналы он подаёт не напрямую на вентилятор и приборную панель, а на электронный блок управления. ЭБУ оснащён процессором, который анализируя все поступающие сигналы, сам раздаёт команды системам охлаждения и зажигания, а также выводит показания температуры на панель приборов.
Ещё датчики бывают :
Всё же главной задачей датчика температуры ОЖ двигателя является включение вентиляторов системы охлаждения. Часто на дорогах можно заметить автомобили с открытым капотом и закипевшим радиатором. Их владельцы или не следили за температурой ОЖ двигателя, либо проигнорировали неисправность датчика. В лучшем случае их ждёт замена радиатора, в худшем – замена заклинившего мотора.
У инжекторных двигателей, кроме вышеперечисленных проблем, перегрев двигателя ведёт к изменению угла опережения зажигания, неровной работе двигателя, пропаже мощности и множеству других неприятностей, поэтому следует знать все признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, дабы избежать этих проблем.
Конструкция датчика температуры ОЖ достаточно простая, поэтому сами датчики ломаются очень редко, но различные сбои происходят довольно часто. Причины сбоев таковы:
Прежде чем будет проведена замена датчика температуры охлаждающей жидкости, нужно чётко определить симптомы неполадки, сломался ли сам датчик или это неполадки в работе электрики. Для этого отсоединяем датчик и проверяем его с помощью обычного мультиметра.
Перед тем, как проверить сопротивление датчика мультиметром, следует знать, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости. В этом вам поможет мануал к вашему автомобилю. Заодно стоит посмотреть параметры сопротивления датчика при различных температурах, ведь разные модели имеют различные показатели. Зная расположение датчика температуры охлаждающей жидкости, его просто выкрутить и снять показания в ёмкости с водой, нагретой до температуры, указанной в мануале. Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости будет свидетельствовать о исправности датчика. Если параметры будут отличаться от написанных в мануале, деталь однозначно следует заменить.
Если датчик неисправен, то замена сигнального элемента своими руками не представляет больших трудностей. В данной процедуре очень поможет схема подключения датчика температуры охлаждающей жидкости.
Установка датчика температуры охлаждающей жидкости происходит согласно данному алгоритму:
Итак, если ДТОЖ сломан или не показывает температуру на приборной панели, следует немедленно разобраться в причине поломки. Зная, как заменить датчик, не стоит забывать, что причина может быть и не в нём. Тогда для проверки самого датчика достаточно подключить его к мультиметру и проверить в ёмкости с нагретой водой.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на нихСистема охлаждения двигателя важна для его бесперебойной работы. И в ней должно быть исправным все, даже такие, на первый взгляд, мелочи, как датчик температуры охлаждающей жидкости.
Датчик охлаждающей жидкости – это небольшой прибор, который определяет температуру охлаждающей жидкости в системе. При ее нагреве он подает сигнал на включение вентилятора, чтобы ее снизить.
Главное, за что отвечает датчик температуры охлаждающей жидкости, это включение вентилятора. Если он неисправен, вентилятор не включится. Соответственно, антифриз может закипеть, а мотор – перегреться.
На инжекторных двигателях неправильно работающий (или не работающий вообще) датчик приведет к тому, что угол опережения зажигания будет выставлен электронным блоком управления неверно, горючее будет расходоваться больше, а нагрузка на двигатель возрастет.
Кроме того, есть у этого прибора и другие, не менее важные функции, от выполнения которых зависит работоспособность двигателя в целом. Поэтому неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости влияет на многое, а значит, ее нужно вовремя находить и устранять.
Как правило, в системе находится несколько датчиков температуры охлаждающей жидкости – от двух до пяти. В стандартной схеме с двумя один отвечает как раз за работу вентилятора, а второй передает данные на панель управления. Дополнительные датчики температуры охлаждающей жидкости используются для других целей.
Если говорить в целом, то вот какие основные задачи стоят перед температурным датчиком охлаждающей жидкости:
Кроме того, в той или иной степени датчик указателя температуры охлаждающей жидкости отвечает за состояние фильтра, улавливающего пары топлива, а также не дает муфте гидротрансформатора в коробке передач блокироваться до полного прогрева мотора.
Ну и конечно, одна из самых важных функций – это включение вентилятора для охлаждения антифриза. Зачастую в современных автомобилях для этой функции используется специально выделенный датчик, который ничего другого не делает. Остальные функции возложены при этом на другие.
Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости известно не каждому водителю. Но поскольку поменять его своими силами в случае поломки не так уж и сложно, выгоднее будет эти места знать. Они находятся в корпусе радиатора или в «рубашке» системы охлаждения. Точная локация зависит от марки и модели автомобиля, однако общее одно: его устанавливают поблизости от термостата, чтобы результат был максимально точным.
Вот основные места, где может стоять датчик температуры охлаждающей жидкости:
Располагать устройство далеко от термостата и вышеназванных узлов не имеет смысла. Расположенный на удалении, он не сможет точно передавать данные. Сопротивление ДТОЖ напрямую зависит от нагрева мотора – чем температура выше, тем выше сопротивление и наоборот.
Разделяют две большие разновидности ДТОЖ:
Механический датчик температуры охлаждающей жидкости устроен просто и действует напрямую. С помощью электрических сигналов он передает параметры изменения сопротивления на указатель температуры на панели приборов и на реле, занимающееся включением вентиляторов. Такие приборчики устанавливаются на карбюраторные моторы, например – на старых отечественных автомобилях.
Цифровые датчики используются в современных автомобилях с двигателями инжекторного типа. Внешне он похож на механический, но принцип работы отличается. Сигналы, считываемые им, подаются не напрямую на вентилятор и шкалу на панели проборов, а на электронный блок управления. Находящийся на блоке процессор анализирует все сигналы и решает, куда их направить дальше.
Также ДТОЖ делятся на магнитные, биметаллические и капиллярные. Отличить первый от второго просто. Стрелка указателя у магнитного колеблется, «подпрыгивает» при отображении значений, а у биметаллического движется плавно и постепенно. Капиллярные на сегодняшний день нигде не используются.
Принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости строится на базе физических свойств материала, из которого он изготовлен. Рабочий элемент устройства чувствителен к нагреву, кроме него в устройстве расположены еще электропроводящие контакты.
Так, его сопротивление меняется в зависимости от температуры, данные фиксируются и передаются далее. Как было уже написано выше, у механических ДТОЖ сигнал передается напрямую – к шкале на приборной панели и реле вентилятора, а у цифровых – на электронный блок управления, который сигналы уже распределяет и отправляет по назначению.
Поскольку ДТОЖ отвечает за многие функции в автомобиле, то его неисправность приведет к разным неполадкам в работе всей системы. Вот какие признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости могут быть:
Это тревожные симптомы могут говорить и о других неполадках в автомобиле, однако первое, на что стоит обратить внимание – это именно датчик.
Причин выхода из строя ДТОЖ может быть несколько. Вот основные из них:
Также на работу ДТОЖ напрямую влияет термостат. Любые сбои, неисправности в его работе могут привести к некорректной работе и датчика тоже.
Проверить датчик охлаждающей жидкости проще всего с помощью мультиметра. Перед тем как приступить к этому, следует учесть, что у разных автомобилей показатель сопротивления при низких и высоких температурах будет отличаться. Поэтому его нужно знать. Точный ответ даст мануал к транспортному средству.
Сама процедура проверки предельно проста. Датчик нужно выкрутить, мультиметр подсоединить к его контактам. Воду нагреть до определенной температуры, указанной в мануале (это нужно, чтобы было, с чем сверить), и опустить в нее устройство.
Если показатель не совпадет с тем, что указан в руководстве, значит – проблема в датчике. Если совпадет – значит, он исправен, и виновата электроника или термостат.
Зная, как снять ДТОЖ, легко и заменит его – то есть, просто поставить на место старого новый. Чтобы система работала лучше, рекомендуется при этом заменить и антифриз. Также следует зачистить мелкой шкуркой контакты, которые идут к датчику.
Если же устройство исправно, и его требуется вернуть на место, рекомендуется зачистить его контакты и вообще очистить в целом. Нелишним будет воспользоваться графитовой смазкой для обработки посадочного гнезда под датчик.
Датчик температуры антифриза – на первый взгляд, маленькое и незначительное устройство. Однако в современных автомобилях на него возлагаются большие функции. Мелочей в работе транспортного средства не бывает, все взаимосвязано. Поэтому важно знать, какие поломки могут быть у этого устройства, как их определить и как поменять датчик самостоятельно.
Датчик температуры двигателя — что это, как выглядит
Определение неисправности датчика Температуры без Диагностики
Температура жидкости охлаждения ДВС (ОЖ) – один из основных параметров, которые влияют на работу мотора. Если температура недостаточна, то горючее сгорает неэффективно, из-за чего падает мощность силового агрегата и возрастает износ его деталей. Это в полной мере относится как к бензиновым, так и дизельным агрегатам. Прочитав статью, вы узнаете, где находится это устройство и как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).
Если двигатель нагревается выше нормы, то жидкость закипает, из-за чего в головке блока цилиндров (ГБЦ) образуется паровая пробка. Из-за пара ГБЦ перегревается, затем происходит следующее:
ДТОЖ передает данные о нагреве мотора на панель приборов. На инжекторных моторах он информирует контроллер о нагреве мотора. В холодном силовом агрегате топливо сгорает иначе, чем в прогретом. Если в этом режиме цилиндры наполняет такая же смесь, как после нагрева, то начинается детонация – вместо плавного горения происходят взрывы. Во время прогрева двигателя до 70–80 Сº, контроллер увеличивает подачу топлива, благодаря чему мотор избегает детонации. При нагреве до 95–102 Сº (зависит от модели мотора и настроек контроллера) блок управления двигателем включает вентилятор. Благодаря этому силовой агрегат быстро нагревается, но избегает перегрева.
Нередко неопытные владельцы машин путают ДТОЖ с датчиком включения вентилятора и ищут на обратной стороне радиатора. ДТОЖ устанавливают в 2 местах (зависимости от модели автомобиля):
Месторасположение ДТОЖ на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
На российских автомобилях снять ДТОЖ несложно. Достаточно слить ОЖ с радиатора, снять воздушный фильтр (на инжекторных машинах) и выкрутить его с помощью ключа на 19. На иномарках все сложней. Встречается как такой же способ крепления, как у наших автомобилей, но бывает и фиксация с помощью уплотнительного и стопорного колец. Нередко ДТОЖ находится в задней части ГБЦ и снять его без демонтажа части шлангов и другого оборудования не всегда возможно.
Если вы не знаете, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, то приготовьте:
Внимательно прочитайте инструкцию: там подробно описано, где установлен ДТОЖ, как его снять и поставить на место. Отключите аккумулятор, затем подставьте под радиатор тазик для ОЖ. Выкрутите из нижней части радиатора пробку и дождитесь, когда жидкость перестанет вытекать. Следуя рекомендациям из инструкции по ремонту, снимите это устройство. Поставьте на печку кастрюльку с водой, затем опустите в нее датчик так, чтобы вся латунная часть была в воде, а пластиковая находилась сверху. Подключите тестер к разъемам этого устройства и включите режим измерения сопротивления. Нагревайте воду и записывайте ее температуру и сопротивление датчика. Также можно сначала подключить к датчику контакты тестера, довести воду до кипения, затем погрузить ДТОЖ в нее.
Термистор, установленный внутри ДТОЖ, снижает сопротивление при росте температуры. Сопротивление большинства датчиков при 100 Сº составляет 150–250 Ом. Если по мере охлаждения воды сопротивление увеличивается до 3–4 кОм при 20 Сº, то датчик исправен. Если вы хотите более точно проверить это устройство или у вас есть подозрение, что оно не подходит для мотора, то подключите к проводам, подходящим к ДТОЖ, переменный резистор сопротивлением 0,5–1 кОм. Включите зажигание, но не заводите двигатель. Крутите ручку резистора до тех пор, пока стрелка индикатора температуры не достигнет 100 градусов. После этого отключите резистор и измерьте его сопротивление с помощью тестера. Сравните результат с показаниями датчика при температуре 100 градусов. Если они отличаются больше чем на 10% в любую сторону, то датчик предназначен для другого мотора, поэтому его нужно поменять. Прежде чем устанавливать новый датчик, проверьте его таким же образом. Вы потеряете полчаса, зато мотор будет работать в оптимальных режимах.
Теперь вы знаете, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости. Это позволит вам уберечь двигатель автомобиля от работы в неоптимальных режимах, которые увеличивают расход топлива и снижают ресурс мотора.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — это устройство, которое помогает получать информацию о температуре тосола или антифриза. Далее данная новость передается в электронный блок управления. Благодаря этим данным регулируется работоспособность автомобиля, а именно обороты холостого хода во время прогрева двигателя, соотношение топлива в горючей смеси, а также включение и выключение вентилятора радиатора охлаждения.
Датчик состоит из нескольких деталей:
Датчик температуры охлаждающей жидкости может находиться в различных местах в зависимости от марки автомобиля.
Есть три основных точек его закрепления:
Например, на автомобиль марки ВАЗ 2114 он находится между термостатом и головкой блока цилиндра. Важно помнить, что он находится именно на блоке двигателя, а не на радиаторе. В любой момент, можно купить новый датчик и заменить старый.
Для этого нужно лишь вылить охлаждающую жидкость с радиатора, вытащить фильтр, с помощью ключа выкрутить датчик. Далее поставить на его место новый измеритель.
Возможно вам так же будет интересно узнать о том, как правильно выбрать силиконовые патрубки системы охлаждения.
Так же будет интеерсно знать о том, испаряется ли антифриз из системы охлаждения автомобиля. Для этого стоит перейти по ссылке и прочесть содержание данной статьи.
На видео- замена датчика температуры охлаждающей жидкости
На иномарках, таких как Логан, Шеврале или Хендай, замена происходит немного сложнее. На них, чаще всего, крепление происходит при помощи уплотнительных и стопорных колец. Также ДТОЖ может находиться на задней части ГБЦ. В этом случае придется сделать демонтаж шлангов и других частей автомобиля. Сделать это самому очень сложно, и времени уйдет много.
На видео- где находится датчик температуры охлаждающей жидкости:
Как же снять ДТОЖ, чтобы не повредить другие детали автомобиля и потратить как можно меньше времени?
Для этого нужно соблюдать некоторые правила.
Рассмотрим, какие именно:
Даже после всех этих работ, датчик может не работать. Этому есть несколько простых объяснений:
Не все автовладельцы умеют вовремя находить поломки своей машины, в том числе и неисправность ДТОЖ. Рассмотрим основные признаки, при которых нужно осмотреть или даже поменять датчик температуры охлаждающей жидкости.
На видео- неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости:
Вот самые распространенные из них:
Также можно самостоятельно проверить, вышел датчик из строя, или проблема в другой детали.
Для этого понадобятся следующие вещи:
В инструкции прочитать, где именно расположен ДТОЖ, Отключить аккумулятор, слить ОЖ в емкость. Далее снять ДТОЖ и поставить кастрюлю с водой в печку.
Возможно вам так же будет интересно узнать о том, как разбавлять антифриз и как это делать правильно, что бы добиться максимального результата.
А для тех кто хочет узнать о том, что будет если смешать разные антифризы, стоит перейти по ссылке и прочесть содержание данной статьи.
Тот автолюбитель, который привык всё делать своими руками, обязательно должен ознакомиться с информацией о правилах замены тосола на антифриз. Для этого стоит перейти по ссылке и посмотреть видео.
Опустить датчик в эту емкость, чтобы латунная часть покрывалась водой, а остальная оставалась наверху. Далее включаем тестер к разъемам и измеряем сопротивление.
Постепенно нужно нагревать воду, а результаты теста записывать в бумажку.
Термистор, который находится внутри датчика, снижает сопротивление, как только температура начинает подниматься, и наоборот поднимается, когда вода остывает.
Если и в вашем эксперименте все произошло именно так, то датчик температуры охлаждающей жидкости исправен, и его можно обратно закручивать.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453