С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Гидрообъемное рулевое управление


Гидрообъемное рулевое управление

Категория:

   Тракторы

Гидрообъемное рулевое управление

Устройство. Рулевое управление состоит из насоса-дозатора (рис. 109) с блоком клапанов аксиально-поршневого типа и шаровыми поршнями. Насос-дозатор приводится в действие рулевым колесом механизма, имеющего два цилиндра, расположенных один против другого, с поршнями, соединенными между собой штоком. Шток через сухарь и палец воздействует на поворотный вал, на котором укреплена рулевая сошка механизма поворота. Масляный насос приводится в действие от дизеля гидроаккумулятора 3, предназначен для поддержания давления масла в системе управления при неработающем двигателе. Трубопроводы соединяют части рулевого управления.

Рис. 109. Гидрообъемное рулевое управление: 1 — насос; 2 — бак; 3 — гидроаккумулятор; 4 — рулевое колесо; 5 — насос-дозатор; 6 — рулевой механизм; 7 — поршни; 8 — поворотный вал с сошкой.

Действие. При работе дизеля трактора масло из бака захватывается насосом и подается к насосу-дозатору. Пройдя через каналы золотника, оно попадает в гидроаккумулятор и обратно возвращается в бак. Полости цилиндров при этом оказываются запертыми.

Если при работающем двигателе рулевое колесо повернуть в нужном направлении, золотник насоса-дозатора сместится в сторону и направит масло от насоса в силовой цилиндр рулевого механизма в количестве, пропорциональном углу поворота рулевого колеса. При этом поршень цилиндра начнет перемещаться, повернет рулевой вал, а следовательно, и колеса. При перемещении поршня цилиндра, в который подается под давлением масло, через шток переместится поршень во втором цилиндре, масло из которого при этом будет выталкиваться в насос-дозатор.

Если вращать рулевое колесо, при неработающем дизеле дозатор работает как насос, перекачивая масло из одного цилиндра в другой, поворачивая при этом передние колеса трактора.

Рис. 110. Механизм поворота гусеничного трактора: а — устройство; б — детали механизма поворота; 1 — ленточный тормоз; 2, 8, 14 -— валы; 3— коробка передач; 4 — муфты поворота; 5 — шестерни конечной передачи; 6 — ведущий диск; 7 — ведомый барабан; 9 — пружина; 10 — ведущий барабан; 11 — ведомый диск; 12 — рычаг; 13 — нажимной диск.

Устройство. На ведущем барабане 10 (см. рис. 110,6), неподвижно укрепленном на валу, надеты ведущие диски, входящие своими зубьями в зацепление с этим барабаном. Между ведущими дисками расположены ведомые диски, зубья которых входят в зацепление с ведомым барабаном. Ведомые диски для увеличения трения покрыты фрикционными накладками. Все диски при помощи нажимного диска и пружин сильно сжаты между собой, в результате чего при вращении вала крутящий момент через вал передается на обе гусеницы трактора и он движется по прямой линии.

Действие. Для плавного поворота трактора тракторист должен выключить соответствующую муфту, т. е. повернуть ручной рычаг, находящийся в кабине, на себя. При этом системой тяг повернется рычаг и отведет к центру трактора нажимной диск. Пружины при этом сожмутся, а диски окажутся свободными. Тогда та гусеница, на которую не будет передаваться крутящий момент, будет отставать, и трактор медленно начнет отклоняться в сторону от прямолинейного движения — будет совершать поворот.

Для крутого поворота тракторист после выключения муфты должен нажать ногой на тормозную педаль и тем самым затянуть ленточный тормоз (см. рис. 110, а) вокруг ведомого барабана.

Усилие на рычагах управления, потребное для выключения муфт поворота, достигает примерно 120… 150 Н, что значительно выше усилий, предусмотренных техническими условиями. Для снижения этого усилия между рычагами и муфтами поворота на ряде тракторов устанавливают гидроусилители (рис. 111,а).

Гидроусилитель состоит из корпуса (см. рис. 111, в) с двумя отверстиями для подвода и отвода рабочей жидкости (дизельного масла), поршня, соединенного с вилкой, и золотника, связанного с вилкой.

К торцовым поверхностям чугунного корпуса гидроцилиндра крепятся крышки, в которых располагаются уплотнительные кольца, а сверху крышки закрыты пылезащитными манжетами.

Масло насосом по маслопроводу подводится в полость А корпуса гидроусилителя, затем проходит по сверлениям в полость Б и дальше сливается в бак 4 (показано на рисунке 111).

При нажатии на рычаг (как показано стрелкой) золотник переместится влево и перекроет первый ряд отверстий в поршне (см. рис. 111,6). При этом давление масла в полости А возрастет, и поршень начнет перемещаться вслед за золотником под давлением масла, выключая муфту поворота.

Как только воздействие на рычаг прекратится, золотник пружиной (см. рис. 111, в) возвратится в исходное положение и гидроусилитель перестанет действовать. При повышении давления масла в системе сверх нормы откроется предохранительный клапан 5 и масло будет перетекать в бак.

Рис. 111. Гидроусилитель: а — общий вид; б, в — схемы действия; 1— пылезащитная манжета; 2— золотник; 3— поршень; 4 — бак; 5.— предохранительный клапан; 6 — насос; 7, 10, — вилки; 8 — корпус; 9 — пружина; 11 — рычаг.

Применение гидроусилителя снижает усилие, прилагаемое к рычагам управления, до 40…20 Н.

Поворот при помощи планетарного механизма так же, как и муфтами поворота, осуществляется путем отключения одной из гусениц от коробки передач, а крутой поворот — дополнительным ее затормаживанием.

Устройство. Планетарный механизм состоит из двойной коронной шестерни (рис. 112, а, б), изготовленной в ступице ведомой шестерни 6 главной передачи. Внутри коронной шестерни расположены два водила: одно для передачи момента на правую гусеницу, другое — на левую.

На каждом водиле установлены свободно вращающиеся на пальцах (осях) по три цилиндрические шестерни — сателлиты, входящие своими зубьями в зацепление с зубьями коронной шестерни и одновременно с зубьями солнечной шестерни.

Рис. 112. Механизм управления гусеничного трактора планетарного типа: а — устройство; б — схема действия; 1. 6, 7, 8, 13 — шестерни; 2,4 — тормозные шкивы; 3—пружина; 5—вал; 9 — водило; 10 — сателлиты; 11, 12 — тормозные ленты.

Солнечная шестерня 8 жестко соединена с тормозным шкивом, вокруг которого силой пружины затянута тормозная лента.

Водило жестко посажено на валу, на нем также закреплены ведущая шестерня конечной передачи и тормозной шкив, вокруг которого находится тормозная лента.

Планетарный механизм отличается компактностью, легкостью управления, обладает долговечностью и обеспечивает прямолинейное движение трактора. В числе недостатков следует отметить трудность регулировки главной передачи.

Действие. При движении трактора по прямой тормозная лента отпущена, а тормозная лента затянута. Вращение от коробки передач передается на шестерню, затем на шестерню. При этом вращающаяся коронная шестерня заставляет сателлиты обкатываться вокруг неподвижной солнечной шестерни и через вал передавать крутящий момент на ведущую шестерню конечной передачи.

Для плавного поворота трактора, например, влево нужно потянуть на себя левый рычаг поворота, расположенный в кабине трактора. При этом пружина сожмется, а тормозная лента. прекратит торможение шкива. Тогда солнечная шестерня начнет вращаться, а левая гусеница отставать от правой, получая меньшее число оборотов, и трактор будет плавно двигаться в левую сторону.

Для крутого поворота нужно после выключения тормоза солнечной шестерни ручным рычагом нажать на левую ножную педаль и тем самым затянуть остановочную тормозную ленту.

Для поворота трактора вправо все эти действия нужно совершить с правым рычагом и правой педалью. Если же затянуть тормозную ленту, не выключив ленту, может оборваться одна из лент или в лучшем случае двигатель трактора заглохнет.

Поворот при помощи коробки передач с гидравлическим переключением возможен двумя способами: первый — заставить трактор двигаться по окружности строго определенного радиуса, второй — повернуть по любой траектории вплоть до поворота трактора на месте.

Первый способ выполняется регулировкой различной скорости движения правой и левой гусениц. Например, если при повороте вправо на валу 2 (рис. 113) включить первую передачу, а на валу — четвертую передачу, то трактор начнет двигаться по окружности радиусом 5 м. Если же при включенной первой передаче на валу включить третью передачу на валу, то радиус окружности, по которой будет двигаться трактор, составит 7 м, а если включить вторую передачу — 13 м.

Рис. 113. Схема коробки передач и тормозов, применяемых для поворота гусеничного трактора: 1, 2, 4 — валы; 3 — ленточные тормоза; Д — двигатель.

Второй способ возможен при повороте рулевого колеса. Если его вращать в сторону, куда нужно повернуть, например вправо, вначале (через 42°) происходит плавный сброс давления масла в каналах вала 2 и полное размыкание гидроподжимных муфт, сидящих на этом валу. При дальнейшем вращении рулевого колеса затягивается ленточный тормоз 3, и трактор делает крутой поворот вокруг остановленной гусеницы с радиусом, равным ширине трактора. Аналогично выполняется поворот трактора влево.

При точном вождении трактора (вдоль линии предыдущего прохода, например вдоль борозды при пахоте), а также при крутом повороте относительно заторможенной гусеницы управлять нужно вторым способом. Во всех остальных случаях первым. При этом повышается средняя скорость движения трактора и уменьшается его буксование, благодаря чему возрастает производительность агрегата. Кроме того, при первом способе поворота повышается проходимость трактора в условиях плохого сцепления гусениц с почвой и увеличивается долговечность работы тормозных лент. При движении под нагрузкой не рекомендуется поворачивать трактор вокруг заторможенной гусеницы. Это приводит к чрезмерной нагрузке механизмов трактора и снижению производительности агрегата. Совершать крутой поворот можно только в случае острой необходимости и только после того, как навешенная машина будет поднята в транспортное положение.

Реклама:
Читать далее: Техническое обслуживание механизмов управления поворотом и тормозов

Категория: - Тракторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Гидрообъемное рулевое управление

Детали рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ-1221

Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) МТЗ-1221 предназначено для управления поворотом направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте трактора. ГОРУ МТЗ-1221 состоит из насоса-дозатора рулевого управления (6) (рис. 1), двух гидравлических цилиндров (9, 13), осуществляющих поворот, насоса питания (16) с приводом от двигателя и гидравлической арматуры. Масляной емкостью является автономный масляный бак (2).

Рис. 1. Схема гидрообъемного рулевого управления (ГОРУ) МТЗ-1221

1 — шланг всасывающего маслопровода; 2 — масляный бак ГОРУ; 3 — шланг; 4 — колонка рулевая; 5 -кронштейн колонки; 6 — насос-дозатор; 7 — рукав высокого давления; 8 — маслопровод; 9, 13 — гидроцилиндры поворота; 10 — переходник; 11 — рукав высокого давления; 12 -тройник; 14 — передний ведущий мост; 15 — кронштейн; 16 — насос питания; 17 — маслопровод всасывающий; 18 — маслопроводы

Устройство и принцип работы ГОРУ МТЗ-1221

Насос-дозатор (гидроруль) рулевого управления трактора МТЗ-1221 героторного типа (6) установлен на кронштейне рулевой колонки (5), гидроцилиндры поворота (9, 13) — на переднем ведущем мосту (14) спереди трактора, насос питания (16) — на двигателе.

Насос-дозатор соединен маслопроводами (8, 17, 18) и шлангами (1, 7, 11) с гидроцилиндрами поворота, насосом питания и масляным баком (16).

При прямолинейном движении полости цилиндров заперты поясками золотника насоса-дозатора и масло от насоса питания, поступая к гидрорулю, возвращается в масляный бак ГОРУ.

При повороте рулевого колеса золотник (3) насоса-дозатора смещается относительно гильзы (5), обеспечивая подачу масла в гидроцилиндры поворота в количестве, пропорциональном углу поворота рулевого колеса.

Рис.2. Насос-дозатор (гидроруль) рулевого управления МТЗ-1221

Гидроруль (насос-дозатор) рулевого управления МТЗ-1221 (рис. 2) включает в себя качающий узел (I), распределитель (II), обратный клапан (9), два противоударных клапана (7), предохранительный клапан (6) и два противо вакуумных клапана (8).

Героторный качающийся узел состоит из закрепленного на корпусе статора (1) и вращающегося ротора (2), связанного с золотником (3) через приводной вал (4).

Гидроусилитель рулевого управления тракторов МТЗ-80 (МТЗ-82)

Распределитель состоит из корпуса (10), гильзы (5) и золотника (3), соединенного шлицами с хвостовиком привода вала рулевой колонки.

Предохранительный клапан (6) ограничивает максимальное давление в нагнетательной магистрали в пределах 14… 15 МПа (140…150 кгс/см2). Противоударные клапаны (7) ограничивают давление в магистралях цилиндров при ударной нагрузке.

Давление настройки противоударных клапанов — 20…21 МПа (200…210 кгс/см2). Противовакуумные клапаны (8) позволяют обеспечить необходимую подачу рабочей жидкости в гидроцилиндр в аварийном режиме и при срабатывании противоударных клапанов.

Указания по эксплуатации ГОРУ трактора МТЗ-1221

При сборке гидрообъемного рулевого управления:

— выполните правильный монтаж маслопроводов и рукавов в соответствии с гидросхемой;

— не допускайте попадания грязи в соединительные отверстия насосов-дозаторов, гидроцилиндров, маслопроводов и рукавов высокого давления;

— перед запуском дизеля проверьте затяжку всех соединений гидросистемы ГОРУ,

— произведите затяжку крепежа требуемым моментом;

— заполните маслобак до верхнего предела по указателю уровня;

— прокачайте гидросистему для удаления воздуха в следующем порядке:

Запустите дизель. При холостых оборотах дизеля вращайте рулевое колесо 3-4 раза в обоих направлениях, не доворачивая управляемые колеса в крайние положения до упора. Долейте масло в бак до уровня. Поверните колеса 2-3 раза от упора до упора.

В крайних положениях удерживайте рулевое колесо по 4…5 секунд. При необходимости устраните течи масла и долейте масло в бак до верхнего уровня. Проедьтесь по «восьмерке» для проверки функционирования рулевого управления.

Гидроцилиндр рулевого управления МТЗ-1221

Два поршневых гидроцилиндра рулевого управления МТЗ-1221 (9, 13) (рис. 3) обеспечивают поворот направляющих колес трактора и установлены спереди переднего ведущего моста (ПВМ) (14).

Штоки гидроцилиндров через конические пальцы соединены с корпусами редукторов передних колес, а корпуса гидроцилиндров соединены с кронштейнами (15) на корпусе ПВМ, имеющими ряд отверстий для перестановки корпуса гидроцилиндра при изменении колеи передних колес.

В проушинах корпуса цилиндров и в головках штоков установлены сферические шарниры, требующие периодической смазки через предусмотренные пресс-масленки.

Рис.3. ПВМ МТЗ-1221 с двумя гидроцилиндрами в рулевой трапеции и поперечной рулевой тягой

1 — конический палец; 2 — рычаг редуктора; 3 — гидроцилиндр; 4 — поперечная рулевая тяга; 5 — сферический шарнир; 6 — пресс-масленка

Гидроцилиндр рулевого управления трактора МТЗ-1221 (рис.4) состоит из корпуса (3) штока (4), поршня (1), крышки (6), гайки накидной (8). Поршень крепится на штоке гайкой (15), которая стопорится кернением пояска в пазы штока (4).

В проушинах корпуса и штока установлены шарнирные сферические подшипники (7), имеющие каналы на внутреннем кольце для смазки поверхностей трения через масленку в пальце.

В крышке (6) установлены манжета (9) (грязесъемник), направляющие штока (13), исключающие трение штока и крышки, и уплотнения штока (10). На поршне установлено комбинированное уплотнение (14), исключающее трение поршня и гильзы корпуса.

Рис.4. Гидроцилиндр рулевого управления трактора МТЗ-1221

1 — поршень; 2, 12 — кольцо уплотнительное; 3 — корпус; 4 — шток; 5 — винт стопорный; 6 — крышка передняя; 7- подшипник сферический; 8- гайка накидная; 9- манжета штока; 10- уплотнения штока; 11- защитное кольцо, 13- направляющая штока, 14- уплотнение поршня; 15- гайка поршня.

А2. Насос-дозатор рулевого управления МТЗ

Насосы-дозаторы предназначены для установки в объёмный гидропривод рулевого управления сельскохозяйственных машин по ГОСТ 28174-89 и других самоходных колёсных машин по ГОСТ 27254-87, имеющих скорость движения не более 50 км/час.

Насос-дозатор осуществляет нормированную подачу рабочей жидкости к гидроцилиндрам рулевого управления пропорционально углу поворота вала насоса-дозатора.

Насосы-дозаторы с подаваемым объёмом до 250см3 позволяют управлять машиной в аварийном режиме при неработающем питающем насосе за счёт мускульной силы оператора.

Насос-дозатор рулевого управления МТЗ (рисунок А2.1) включает в себя качающий узел (I), распредели­тель (II), обратный клапан (9), два про­тивоударных клапана (7), предохрани­тельный клапан (6) и два противовакуумных клапана (8).

Героторный качающийся узел состоит из закрепленного на корпусе статора (1) и вращающегося ротора (2), связанного с золотником (3) через приводной вал (4).

Комплект переоборудования рулевого управления МТЗ-82. ГОРУ МТЗ-82

Распределитель состоит из корпуса (10), гильзы (5) и золотника (3), соеди­ненного шлицами с хвостовиком приво­да вала рулевой колонки.

Насос-дозатор рулевого управления — это устройство, представляющее собой следящий гидрораспределитель 1 (рисунок А2.2), соединенный с героторным гидромотором 2 обратной связи и входным сигналом для вращение приводного вала 3. Объем рабочей жидкости, который подается от насоса-дозатора к гидроцилиндру, пропорционален углу поворота приводного вала. Когда питающий насос не работает (аварийный режим) то он работает как ручной насос с помощью вращения приводного вала от рулевого колеса.

При прямолинейном движении трактора полости цилиндра заперты поясками золотника насоса — дозатора и масло от насоса питания, поступая к насосу — дозатору, возвращается в масляный бак ГОРУ (рисунок А2.3).

При повороте рулевого колеса золотник насоса — дозатора смещается относительно гильзы, обеспечивая подачу масла в гидроцилиндр поворота в количестве, пропорциональном углу поворота рулевого колеса (рисунок А2.4).

При неработающем двигателе насос — дозатор при повороте руля засасывает из гидробака масло и подает его в соответствующую полость гидроцилиндра, обеспечивая поворот направляющих колес. Усилие на рулевом колесе при этом резко возрастает.

Рисунок А2.1 – Насос-дозатор рулевого управления МТЗ

Рисунок А2.2 – Гидравлическая схема насоса-дозатора Рисунок А2.3 – Гидравлическая схема насоса-дозатора: прямолинейное движение  

Рисунок А2.4 – Гидравлическая схема насоса-дозатора: поворот направо и налево

Насос-дозатор с открытым центром — это устройство, принцип работы которого заключается в следующем: при появлении управляющего воздействия он подает поток рабочей жидкости в полость рабочего цилиндра. Когда управляющее воздействие на приводной вал отсутствует — он свободно пропускает рабочую жидкость от питающего насоса на слив, не реагируя на воздействие дороги на колеса, не передавая их через гидроцилиндр на приводной вал и рулевые колеса.

Встроенный предохранительный клапан 4 (рисунок А2.2) выполняет функцию защиты питающего насоса от перегрузки по давлению. Он ограни­чивает максимальное давление в на­гнетательной магистрали в пределах 14… 15 МПа (140…150 кгс/см2).

Обратный предохранительный клапан 5 предотвращают вытекание рабочей жидкости во время обрыва трубопровода питания.

Противоударные предохранительные клапаны 6 выполняют функцию защиты гидросистемы от скачков давления во время ударных воздействий дороги на колеса. Они ограничи­вают давление в магистралях цилинд­ров при ударной нагрузке. Давление настройки противоударных клапанов — 20…21 МПа (200…210 кгс/см2), т.е на величину 6 Мпа выше давления настройки предохранительного клапана.

Противовакуумные предохранительные клапаны 7 выполняют подпитку противоположной полости гидроцилиндра при срабатывании противоударного клапана и для предотвращения кавитации.

Дата добавления: 2016-12-29; просмотров: 1881 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Строй-Техника.ру

Строительные машины и оборудование, справочник

Гидроусилитель рулевого управления тракторов

Категория:

Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Гидроусилитель рулевого управления тракторов

Далее: Раздельно-агрегатная гидравлическая система трактора

Усилитель рулевого управления (или гидрообъемное рулевое управление — ГОРУ) предназначен для маневрирования трактором и снижения усилия на рулевом колесе.

Гидрообъемное рулевое управление состоит из насоса-дозатора с блоком клапанов, рулевого механизма, насоса с приводом от дизеля, гидроаккумулятора и трубопроводов. Масляный бак ГОРУ объединен с емкостью гидроагрегатов раздельно-агрегатной гидросистемы.

Устройство и работа ГОРУ. Рулевой механизм установлен на переднем брусе трактора, насос-дозатор НД-80К с блоком клапанов расположен на дизеле, гидроаккумулятор — на корпусе масляного бака гидронавесной системы. Насос-дозатор соединен маслопроводами с силовыми цилиндрами рулевого механизма, с насосом НШ-10ЛЗ и гидроаккумулятором.

Масло от насоса поступает к насосу-дозатору и от него через гидроаккумулятор — в бак гидросистемы трактора. Полости цилиндров рулевого механизма при отсутствии поворота рулевого колеса заперты поясками золотника насоса-дозатора.

При повороте рулевого колеса золотник насоса-дозатора смещается, обеспечивая подачу масла в силовой цилиндр рулевого механизма в количестве, пропорциональном углу поворота рулевого колеса.

При неработающем дизеле и вращении руля дозатор работает как насос, перекачивая масло в соответствующую полость силового цилиндра, и обеспечивает поворот направляющих колес.

Рис. 78. Гидравлическая схема гидрообъемного рулевого управления:

Насос-дозатор НД-80К с блоком клапанов — аксиально-поршневого. типа и снабжен насосом с шаровыми поршнями, золотником, установленным в корпусе, и шариковым обратным клапаном (на рисунке не показан), обеспечивающим подпитку из бака при неработающем дизеле. В крышке расположены предохранительный, два противоударных и обратный клапаны.

Поршни установлены в двух блоках и взаимодействуют с расположенной между ними двусторонней кулачковой шайбой. Золотник соединен с рулевым валом винтовой парой и при вращении вала перемещается в осевом направлении. В нейтральном положении золотник удерживается с помощью пружин. Рулевой вал через штифт жестко соединен с кулачковой шайбой, вращение которой приводит к осевому перемещению шаровых поршней (преодолевая усилие пружин) и подаче масла под давлением в систему ГОРУ. Поршневые полости заполняются при движении поршней под действием пружин, т. е. в момент, когда выступ шайбы 6 освобождает их и поршень, попадает в лунку шайбы.

Рис. 79. Насос-дозатор: 1 — золотник; 2 — корпус; 3 и 13 — обратные клапаны, 4 — шаровой поршень; 5 — блок; 6 — кулачковая шайба; 7 — рулевой вал, 8 и 9 — пружины, 10 — крышка; 11 — предохранительный клапан; 12 — два противоударных клапана.

Обратный клапан предохраняет приводимый от дизеля насос от пиковых давлений, возникающих при ударах колес о дорогу во время движения трактора, и позволяет сохранить давление в сливной магистрали, соединенной с гидроаккумулятором, при неработающем дизеле.

Предохранительный клапан ограничивает максимальное давление в нагнетательной магистрали до 9,8+0-98 МПа.

Клапаны ограничивают давление в магистралях при ударной нагрузке. Давление срабатывания этих клапанов 15,7+0,98 МПа.

Гидроаккумулятор предназначен для поддержания давления в системе управления при неработающем дизеле. Он состоит из гильзы, поршня, в котором расположены клапаны.

Рабочая жидкость от насоса-дозатора поступает в гидроаккумулятор через отверстие А в крышке гидроаккумулятора и начинает перемещать поршень, сжимая пружину. Пружиной шарик клапана поджимается к клапану, который пружиной прижат к седлу. Перемещение поршня продолжается до упора шарика в толкатель, при дальнейшем движении поршня шарик отходит от клапана и поток масла через отверстие Б корпуса гидроаккумулятора сливается в масляный бак. Клапан открывается, преодолевая усилие пружины, при неисправности гидроаккумулятора (например, зависание поршня в гильзе, не достигнув упора шарика в толкатель). Давление срабатывания клапана-0,78…0,98 МПа (8…10 кгс/см2). Таким образом предохраняется вся система от недопустимо больших нагрузок.

После прекращения подачи рабочей жидкости от насоса-дозатора при неработающем дизеле пружина 6 перемещает поршень, шарик клапана отходит от толкателя и пружиной поджимается к клапану, перекрывая поток масла со сливной магистрали насоса-дозатора в бак. При этом в сливной магистрали достигается давление 0,147…0,294 МПа (1,5…3 кгс/см2), что обеспечивает надежное управление поворотом трактора при неработающем дизеле. Гидроаккумулятор расположен на корпусе гидроагрегатов.

Рулевой механизм поворота включает в себя два цилиндра (рис. 81), поршни которых соединены между собой штоком. Шток связан с поворотным валом через сухарь и палец.

На шлицах поворотного вала, установленного в двух опорах , закреплена сошка. В крышке размещен клапан блокировки Дифференциала заднего моста.

Масло, подаваемое от насоса-дозатора в один из цилиндров, передвигает оба поршня и шток. В это же время масло, вытесняемое из второго цилиндра, поступает к насосу-дозатору. Шток с помощью сухаря и пальца проворачивает вал вместе с сошкой, которая связана с рулевыми тягами.

Рис.

Принцип работы и нюансы монтажа насоса-дозатора на МТЗ

80. Гидроаккумулятор: 1 — гильза; 2 — поршень; 3 — отсечной клапан; 4 — предохранительный клапан; 5 — крышка; 6 — пружина поршня; 7 и 8 — пружины клапанов; 9 — седло; 10 — толкатель.

Рис. 81. Рулевой механизм: 1 — корпус; 2 — цилиндр; 3 — поршень; 4 — шток; 5 — поворотный вал; 6 —сухарь; 7 – палец; 8 — крышка; 9 — болт; 10 — рулевая сошка; 11 — втулка; 12 — крышка корпуса; 13 — клапан блокировки дифференциала.

Привод механизма поворота предназначен для передачи усилия от рулевого колеса к насосу-дозатору рулевого управления. Колонка рулевого привода установлена на балке передней стенки кабины.

Труба (рис. 82) колонки рулевого привода приварена к вилке, шарнирно соединенной с кронштейном винтами. Рулевое колесо установлено на шлицах полого вала, внутри которого проходит винт, соединенный с маховичком. Винт вворачивают в гайку, в которую также запрессован штифт, фиксирующий ее от проворачивания в промежуточном валу.

На гайке и валу выполнены скосы с выступом на валу и пазом на гайке. При вворачивании винта гайка и вал взаимно перемещаются по скосам и прижимаются к внутренним стенкам вала, обеспечивая этим фиксацию рулевого вала в промежуточном валу в заданном положении.

Положение рулевого колеса регулируется в осевом направлении (по высоте) бесступенчато в пределах 100 мм. Для изменения положения рулевого колеса отворачивают маховичок 8 на 3…5 оборотов, прикладывая усилие в осевом направлении, устанавливают рулевое колесо в требуемое положение, заворачивают маховичок до упора и проверяют надежность фиксации.

Конструкцией колонки рулевого привода предусмотрено регулирование угла наклона к горизонту рулевого колеса (колонки) в пределах от 25 до 40° с фиксацией в четырех положениях через 5° с помощью фиксатора и сектора.

Фиксатор закреплен на оси кронштейна и прижимается пружиной к сектору, который жестко связан с вилкой рулевой колонки.

Для изменения положения (по углу наклона) рулевого колеса тягу перемещают на себя (фиксатор при этом выйдет из паза сектора) и рулевое колесо (колонку) устанавливают в требуемое положение. Далее отпускают тягу, плавно поворачивают рулевую колонку назад —вперед до совпадения фиксатора, прижимаемого пружиной, с пазом сектора.

Усилие вращения от рулевого колеса к насосу-дозатору рулевого управления передается через выступ на рулевом валу, паз на гайке, штифт , промежуточный вал и сдвоенный карданный шарнир. Насос-дозатор закреплен на кронштейне. Промежуточный вал вращается в трубе на пластмассовых втулках, которые для снижения вибрации на рулевом колесе установлены в резиновых амортизаторах.

Рис. 82. Колонка рулевого привода: 1 — труба рулевой колонки; 2 — вилка; 3 — винт; 4 — кронштейн; 5 — рулевое колесо; 6 — вал; 7 — винт маховичка; маховичок; 9 и 19 — гайки; 10 — штифт; 11 — промежуточный вал; 12 — фиксатор; 13 — сектор; 14 — пружина сектора; 15 — тяга фиксатора; 16 — насос-дозатор; 17—втулка; 18 — амортизатор; 20 — контргайка; 21 — сдвоенный карданный шарнир.

От осевых перемещений вал зафиксирован и законтрен гайками. Затяжка гайки должна быть такой, чтобы исключался осевой свободный ход вала, но не затруднялось его вращение.

Промежуточный вал смазывают Литолом-24 перед сборкой.

Прокачка системы рулевого управления включает в себя следующие операции. 1. Поднятие переднего моста трактора до отрыва колес от поверхности. 2. Пуск дизеля и поворачивание руля на малых оборотах в обе стороны до упора по 8… 10 раз вначале медленно, затем быстро, не удерживая рулевое колесо в крайних положениях.

3. Остановка дизеля, опускание переднего моста.

Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ)

Такое управление дает возможность свободной компоновки ее основных агрегатов, упрощает их конструкцию и эксплуатацию, снижает материалоемкость колесного трактора и улучшает условия труда тракториста.

Вместе с тем, учитывая, что ГОРУ представляет собой чисто гидравлическую передачу с гибкими соединительными трубопроводами (шлангами) относительно высокого давления, менее надежными в эксплуатации, чем механические тяги, это требует повышенного внимания к надежности и безопасности ее эксплуатации.

Для повышения надежности и безопасности работы ГОРУ соединительные шланги имеют четырех - пятикратный запас прочности, а остальные агрегаты гидросистемы выполняются с достаточно высокой степенью точности. В гидравлических схемах ГОРУ часто предусматривается применение противоударных и противовакуумных предохранительных клапанов. Противоударные клапаны предохраняют шланги от пиковых нагрузок, возникающих при резких, ударных наездах управляемых колес на препятствия. Их давление обычно превышает расчетное максимальное в системе на 3...6 МПа. Противовакуумные клапаны предотвращают возможность разрыва циркуляции потока масла из-за попадания в него воздуха.

Несмотря на разнообразие конструктивных схем ГОРУ наиболее распространенными из них являются схемы с использованием управляющих устройств, называемых насосами-дозаторами.

По количеству контуров управления различают одноконтурные и двухконтурные схемы ГОРУ.

Одноконтурные схемы ГОРУ. Наиболее распространенной является одноконтурная схема ГОРУ, применяемая на большинстве тракторов 4К2 и 4К4а, включая новые отечественные модели. Она характеризуется тем, что весь поток масла, поступающего от гидронасоса в исполнительный гидроцилиндр привода рулевой трапеции (или другого рулевого привода), проходит по одной последовательной гидравлической цепи.

Принципиальная кинематическая и гидравлическая схема одноконтурного ГОРУ применительно к трактору 4К4а и его компоновка на тракторе показаны на рис. 8.8.

При прямолинейном движении трактора гидронасос 5 подает масло по нагнетательному трубопроводу 4 к насосу-дозатору 3 и его распределительному устройству (не показанно) и далее на выход к сливному трубопроводу 14. По нему масло сливается в бачок 13 с фильтром, откуда оно вновь поступает по всасывающему трубопроводу 12 к насосу 5 и цикл движения масла повторяется. Верхний 10 и нижний 11 трубопроводы находятся под давлением масла запертого в обеих полостях гидроцилиндра 7 посредством золотника распределителя насоса-дозатора 3.

Корпус гидроцилиндра 7 шарнирно закреплен в кронштейне б корпуса передней ведущей оси трактора, а конец штока его поршня шарнирно закреплен на поворотном рычаге 8 рулевой трапеции. В рассматриваемом случае последняя удерживает управляемые колеса 9 в положении прямолинейного движения.

Рис. 8.8. Одноконтурное ГОРУ: а - схема; 6 - компоновка агрегатов на тракторе

При повороте трактора золотник распределителя направляет масло по трубопроводу 10 или 11 в рабочую полость гидроцилиндра в количестве пропорциональном углу поворота рулевого колеса 1, закрепленного на приводном валу 2 насоса-дозатора 3, а упругая система их соединения при этом осуществляет обратную связь. Из противоположной полости гидроцилиндра 7 масло идет на слив в бачок 13. Поэтому при прекращении вращения рулевого колеса I управляемые колеса 9 трактора остаются в повернутом положении, а золотник распределителя возвратится в нейтральное положение, запирая полости цилиндра 7.

ГОРУ, выполненные по одноконтурной схеме, наиболее просты по конструкции, но требуют насосов-дозаторов с увеличивающимися рабочими объемами в зависимости от повышения тягового класса и назначения трактора. Поэтому их применение наиболее целесообразно на тракторах классов 0,9-1,4, на которых требуются насосы-дозаторы с рабочим объемом не более 80 см3 и с механически управляемым распределителем.

Двухконтурные схемы ГОРУ обычно применяются для колесных тракторов тягового класса 3,0 и выше. В них масло от гидронасоса к исполнительному гидроцилиндру поступает по двум гидравлическим цепям, что позволяет не увеличивать типоразмеры насосов-дозаторов, применяемых в одноконтурных схемах. Из достаточно большого количества разнообразных двухконтурных схем интерес представляет отечественная схема ГОРУ с усилителем потока для колесных тракторов типа Т-1 5 0 К (рис. 8.9).

Рис. 8.9. Схема двухконтурного ГОРУ

В представленной на рис. 8.9 схеме усилитель потока состоит из распределительного золотника 8, регулятора давления 11, малого 7 и большого 10 дросселей, регулятора потока 13 и обратного клапана 14. Порядок работы рассматриваемой системы при повороте трактора состоит в сле

Гидрообъёмное рулевое управление (ГОРУ)

Гидрообъёмное рулевое управление (ГОРУ) используется на универсально-пропашном тракторе МТЗ-100. ГОРУ даёт возможность снизить усилие на рулевом колесе при повороте трактора, а также облегчает управление трактором при реверсе (движение задним ходом) за счёт переставляемой рулевой колонки. Гидрообъёмное рулевое управление [рис. 1] состоит из насоса-дозатора (2), размещённого в рулевой колонке, пары плит монтажа дозатора при реверсировании, которые крепятся к полу кабины, механизма (1) поворота, смонтированного на двигателе, бака-аккумулятора (5), закреплённого на кронштейне механизма поворота.

Рис. 1. Схема гидрообъёмного рулевого управления (ГОРУ) трактора МТЗ-100.

1) – Механизм поворота;

2) – Насос-дозатор;

3) – Предохранительный клапан;

4) – Масляный насос;

5) – Бак-аккумулятор;

6) – Обратный клапан;

7) – Рулевое колесо;

8) – Качающий узел;

9) – Золотник распределителя.

Масло (7) от насоса (4) в нейтральном положении рулевого колеса поступает через обратный клапан (6) к насосу-дозатору (2) и от него в бак-аккумулятор (5). При этом полости цилиндров механизма заперты поясками золотника (9) насоса-дозатора.

Золотник смещается при повороте рулевого колеса, сообщая насосу ГОРУ с одной из магистралей дозатора. При этом вторая магистраль соединяется с одной из полостей цилиндра механизма (1) поворота, а противоположная полость цилиндра – со сливом.

Вращение вала насоса-дозатора ГОРУ осуществляется с рулевым валом синхронно, за счёт чего обеспечивается подача масла в гидроцилиндры поворота, объём которого пропорционален углу поворота рулевого колеса.

При неработающем двигателе и вращении рулевого колеса насос-дозатор ГОРУ функционирует как простой насос, получающий привод от рулевого вала и перекачивающий масло в соответствующую полость гидроцилиндра, тем самым обеспечивая поворот трактора. Насос-дозатор (2) содержит качающий узел (8), золотник распределителя (9), а также клапаны.

Качающий узел представляет собой аксиально-поршневой насос с шаровыми поршнями. С рулевым валом золотник связан винтовой парой и в осевом направлении перемещается в процессе вращения рулевого вала, а в нейтральном положении удерживается пружиной.

Смонтированный на сливе из системы управления бак-аккумулятор (5) предназначен для поддержания в системе ГОРУ рабочего давления масла (порядка 0,6 МПа).

Механизм (1) поворота включает в себя пару гидроцилиндров, соединённых общим штоком, который связан с рычагом поворотного вала. Подаваемое из насоса-дозатора в один из цилиндров масло перемещает оба поршня и шток. Вытесняемое из второго цилиндра масло в это же время поступает к насосу-дозатору. Шток, перемещаясь, поворачивает поворотный вал вместе с сошкой, которая соединена с рулевой трапецией.

17*


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости