Аккумулятор в автомобиле играет роль запасника энергии. Нужен он для запуска двигателя, а также для питания электроники и сигнализации машины в то время, когда двигатель не работает. Если аккумулятор часто разряжается, причиной может быть низкая плотность электролита в батарее.
Повысить плотность аккумулятора можно самостоятельно, нужно только знать, как это сделать.
Электролит — важнейшая составляющая автомобильного аккумулятора. Эта жидкость позволяет накапливать и сохранять электрический заряд в течение долгого времени. Она заполняет пространство между пластинами батареи.
Состоит из серной кислоты и дистиллированной воды. Когда происходит химическая реакция между пластинами батареи и серной кислотой — возникает электрическое напряжение, которое накапливается при зарядке. Плотность жидкости должна находиться в диапазоне 1,25−1,30 грамма на кубический сантиметр. Если она будет меньше — батарея не будет удерживать заряд, если больше — пластины будут быстро разрушаться.
Аккумулятору важно дать большой ток для запуска двигателя, то есть прокрутить электромотором двигатель, чтобы тот завелся. После запуска двигателя уже начинает работать генератор, который будет подзаряжать аккумулятор. Свойства электролита на морозе ухудшаются, а двигатель в холодную погоду завести труднее из-за загустевания масла, поэтому плотность электролита зимой должна быть более высокой, чем летом.
Поднять плотность аккумулятора в домашних условиях можно, если приготовить всё необходимое для этого.
Для того чтобы повысить плотность АКБ, нужно к этому подготовиться. Во-первых, нужно изучить технику безопасности при работах с электролитом:
А также для работы с батареей нужно подготовить специальные инструменты.
Обязательно пригодятся:
Читайте также: Шлифовка бетона своими руками: техника и инструменты
А если необходимо будет полностью поменять электролит в АКБ, то придется использовать дополнительные инструменты. Нужно позаимствовать у знакомых или купить в магазине:
Ареометр — это устройство, которое измеряет плотность любой жидкости. Принцип его работы основан на сравнении плотности измеряемой жидкости с известной плотностью шарика и отображением значений на вертикальной шкале прибора. Купить его можно в строительном или автомобильном магазине. Цена обычно находится в диапазоне 200−500 рублей.
Для того чтобы правильно поднять плотность АКБ, нужно, чтобы аккумулятор имел температуру около 22 градусов Цельсия и был заряжен. Поэтому в зимнее время года необходимо после снятия батареи с автомобиля занести АКБ в помещение и оставить на сутки.
После этого проверяется заряд аккумулятора мультиметром. Делается это так:
Чтобы повысить плотность аккумулятора автомобиля, нужно сначала измерить ее значение. Измеряется оно ареометром. Для этого нужно открыть одну из банок АКБ и поместить туда ареометр, после чего закачать внутрь ареометра немного жидкости так, чтобы поплавок плавал в ней. По глубине погружения поплавка и шкале прибора можно оценить плотность жидкости. Зимой ее значение должно быть не меньше, чем 1,30. Летом это значение не должно быть меньше 1,26. Таким образом измеряется плотность во всех банках аккумулятора. Разница в значениях между банками не должна превышать 0,01.
Если значения оказались отличными от указанных, нужно исправить ситуацию. Для уменьшения плотности в банки АКБ заливается дистиллированная вода. Для того чтобы повысить плотность АКБ, нужно залить в аккумулятор новый электролит. Его можно приобрести в магазинах автозапчастей или специализированных автомобильных супермаркетах.
Чтобы залить новый электролит, нужно сначала откачать некоторое количество старой жидкости из банок. Для этого нужно надеть резиновые перчатки, открыть банку и медицинской грушей аккуратно выкачать немного старого электролита. Слить его в мерный стакан, после чего точно такое же количество нового электролита залить в банку. После этой манипуляции нужно снова измерить плотность жидкости. Если плотность снова мала, операция повторяется до тех пор, пока значения не будут соответствовать правильным. Так можно восстановить аккумулятор с плотностью жидкости не ниже 1,18.
Если же значения упали ниже 1,18, значит, внесение нового электролита не решит проблему. Для восстановления работоспособности батареи нужно воспользоваться аккумуляторной кислотой. Процесс здесь точно такой же, как и при восстановлении новым электролитом.
Однако, при этом необходимо соблюдать еще большие меры предосторожности, так как попадание кислоты на кожу чревато химическими ожогами.
Если в аккумуляторе нет плотности, делать нужно следующее: требуется полная замена рабочей жидкости аккумулятора. Для этого всю жидкость из батареи нужно слить:
Восстановленный таким образом аккумулятор сможет работать, но долговечность его будет ниже, чем у новых образцов.
Срок службы АКБ обычно составляет от 3 до 5 лет. При выборе стоит учитывать такие особенности автомобилей и батарей:
Читайте также: Как сделать лизуна в домашних условиях
Для грамотной эксплуатации автомобиля нужно правильно следить за АКБ. Вот что необходимо делать в процессе эксплуатации:
Грамотно ухаживать за автомобилем нужно постоянно. Также при этом важно следить и за плотностью и зарядом аккумулятора. Дешевле обойдется восстановление плотности АКБ, чем покупка нового через какое-то время.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
У грамотного владельца автомобиля аккумулятор всегда заряжен. Владение знаниями и навыками проверки плотности электролита гарантирует отсутствие неприятностей при старте двигателя и работе сигнализации.
Важность аккумулятора в системе обеспечения функционирования автомобиля нельзя переоценить. Сам запуск двигателя, в первую очередь, зависит от стабильной работы аккумулятора. Одной из причин внезапной или несвоевременной разрядки АКБ является отклонение значения параметра густоты электролита от нормы.
Плотность отражает отношение массовой доли серной кислоты и дистиллированной воды в составе электролита.
Требуемое соотношение – 1:2, в процентах это выглядит как 35%/65%. Более привычным для автомобилистов и специалистов по обслуживанию является измерение в граммах на кубический сантиметр (г/см³).
Измеряется показатель специальным прибором — ареометром. Показания в диапазоне 1,27-1,29 г/см³ говорят о нормальной плотности, обеспечивающей стабильную работу аккумулятора.
Важно! Именно благодаря наличию электролита строго определенной плотности происходит накопление заряда.
Аккумуляторная батарея – это последовательно подключенные изолированные друг от друга отсеки, в которых загружены пластины-электроды (плюс и минус). Каждый отсек генерирует такое напряжение, которое в сумме составляет примерно 12 вольт.
Изменения концентрации электролита во время использования АКБ закономерно. Основными причинами падения значения параметра являются:
Подробно рассмотрим почему падает плотность:
Испарение электролита. Обычно это длительный процесс, который продолжительное время позволяет АКБ работать, обеспечивая двигатель питанием, но он может быть стремительным, в случае закипания жидкости.
Аккумулятор у большинства автомобилей располагается рядом с двигателем. Нагрев устройства происходит естественным образом во время работы двигателя. В летний период, когда температура окружающей среды способствует скорейшему испарению жидкостей, следует проверять плотность электролита еженедельно.
При испарении достаточным действием является доливание дистиллированной воды в банки АКБ, поскольку испариться может только вода. Обязательной должна стать процедура перемешивания добавленной воды с имеющимся в банках раствором кислоты. Крайне важным этот процесс становится в период холодов, когда вода может замерзнуть.
Вытекание. Если замечено выплескивание или вытекание из отсеков аккумулятора смеси кислоты и дистиллированной воды, следует доливать электролит. Предварительно важно удалить с поверхности АКБ пролитый электролит при помощи чистой ветоши, раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом. Верхнюю часть корпуса батареи необходимо содержать в чистоте всегда.
Механическая очистка производится щеткой, имеющей жесткую щетину, исключая попадание устройства грязи.. Разрядка аккумулятора приводит к появлению на пластинах кристаллов сульфата свинца. Продолжительное отсутствие зарядки усугубляет ситуацию – кристаллы увеличиваются в размерах, покрывая всю поверхность металла. Это приводит в невозможности зарядки аккумулятора в связи с отсутствием контакта пластин с раствором кислоты.
Сульфатация. Процесс образования сульфита свинца – плохо растворимого кристаллического вещества, является результатом взаимодействия серной кислоты и не дистиллированной воды в аккумуляторе. Оседая на металлических пластинах, кристаллы становятся препятствием для прохождения заряда между электролитом и активной массой. Реакция возникает при особых условиях, в которых находиться аккумуляторная батарея. Например:
Начавшийся процесс сульфатации можно остановить зарядным устройством, используя специальные режимы зарядки.
Внимание! После зарядки удельный вес кислоты повышается.
Повышенный показатель плотности раствора, сохраняющийся стабильно станет причиной сокращения срока эксплуатации аккумуляторной батареи. В результате повышения концентрации кислоты в электролите выше нормы, произойдет разрушение металлических пластин, ведь растворы с высокой концентрацией серной кислоты способны разрушить даже изделия из стали.
Свинцовые пластины, станут легкой добычей кислоты уже при плотности 1,35 г./см³.
Низкая концентрация раствора серной кислоты (менее 1,27 г/см³) станет причиной такого процесса, как сульфатация. Это оседание на пластинах кристаллов сульфита свинца, что лишает металл возможности накопления заряда.
При низком значении плотности (1,17 г/см³) порог замерзания -5 градусов. Жидкость замерзнет и сломает металлические пластины. Восстановить АКБ после замерзания и подобных деформаций еще никому не удавалось.
Внимание! Электролит замерзнет при температуре -7 градусов, если его густота 1,11 г/см³ и ниже, но если его плотность 1,28 г/см³, то он замёрзнет только при -58 градусах.
В таблице приведены данные зависимости плотности от температуры.
плотность г/см3 | температура замерзания | плотность г/см3 | температура замерзания |
1,1 | -8 °С | 1,19 | -25 °С |
1,11 | -9 °С | 1,2 | -28 °С |
1,12 | -10 °С | 1,21 | -34 °С |
1,13 | -12 °С | 1,22 | -40 °С |
1,14 | -14 °С | 1,23 | -45 °С |
1,15 | -16 °С | 1,24 | -50 °С |
1,16 | -18 °С | 1,25 | -54 °С |
1,17 | -20 °С | 1,28 | -58 °С |
1,18 | -22 °С |
Низкая концентрация электролита становится причиной затруднительного запуска двигателя и приводит к замерзанию жидкости при минусовых температурах.
А теперь посмотрим что делать при неполадках.
Чтобы устранить причину неудовлетворительного состояния АКБ, необходимо выяснить причину падения плотности электролита.
В случае повреждения пластин, придется привлекать специалистов, учитывая, что вероятность восстановления батареи минимальна.
При условии, что падение концентрации произошло в результате изменения количества раствора или его состава, поднять плотность возможно в домашних условиях, следуя инструкции:
Для проведения мероприятий, направленных на повышение плотности раствора серной кислоты понадобятся:
Внимание! Контакт со смесью кислоты и воды может вызвать ожоги, причем, не только кожных покровов, но и дыхательных путей. Самостоятельной заменой раствора кислоты следует заниматься с высокой степенью осторожности.
При отсутствии готового электролита возможно приготовление нужного раствора. Правильно вливать кислоту в воду, важно помнить, что вливать воду в кислоту – ОПАСНО.
Вот подробная инструкция, как восстановить концентрацию кислоты в домашних условиях.
Для обоснования необходимости проведения процедуры корректировки плотности электролита, измерение этого показателя обязательно должно быть произведено только при полностью заряженной батарее.
Читайте также: Проверяем уровень электролита в аккумулятореДо начала процедуры важно определиться с уровнем густоты состава, который является целью. Корректировка плотности заключается в замене части раствора кислоты, находящегося в отсеках АКБ, тем же объемом электролита нужной плотности.
Вот подробная инструкция, как восстановить концентрацию кислоты в домашних условиях.
Внимание! Концентрация раствора кислоты в отсеках не должна отличаться более, чем на 0,02 г/см³. В противном случае необходимо подзарядить АКБ током от 1 до 2 А в течение 24 часов.
Популярный блогер подробно рассказал о плотности электролита в видео:
Проводить проверку уровня плотности раствора, содержащегося в банках автомобильного аккумулятора необходимо не дожидаясь признаков изменения этого параметра. Специалисты рекомендуют делать это не реже одного раза в месяц, если владелец автомобиля не отмечает изменений в работе АКБ, и значительно чаще, при особых условиях эксплуатации.
Только поддержание значения показателя плотности на оптимальном (рекомендованном) уровне, гарантирует стабильное накопление и сохранение заряда, что обеспечит безупречную работу двигателя.
Норма плотности электролита в аккумуляторе составляет 1,25-1,27 г/см3 для южных областей и 1,27-1,3 для северных. Для северных областей показатель плотности выше, так как плотность электролита напрямую зависит от температуры замерзания. То есть, чем больше плотность, тем при большем морозе замерзнет электролит. При снижении плотности нижеуказанных норм, следует вернуть показатели к норме, то есть поднять плотность. Для этого ставим аккумулятор на циклическую зарядку на день или на сутки, в зависимости от того на сколько эти показатели упали. Если это не помогает, то можно развести кислоту в аккумуляторе электролитом высокой плотности.
Повышение плотности электролита аккумулятора разбавлением высокоплотным электролитом. Рекомендуется выполнять, если плотность 1,15 и меньше. Практически в любом автомагазине можно найти электролит 1,42 г/см3. Стоит он недорого, порядка 30-40 рублей за литр. Производится в литровых и полуторалитровых
бутылках.
Сливаем электролит из аккумулятора. Некоторые рекомендуют аккуратно перевернуть акб, другие вообще просверлить отверстия в дне батарее для каждой банке, затем мол запаять. Мы так делать не будем. Потому, что в первом случае весь осадок со дна посыпится на пластины, в результате, чего те могут осыпаться. Во втором случае не очень качественно будет с дырявым аккумулятором ездить — запаять все равно идеально не получится. Мы будем сливать электролит при помощи ареометра. Ареометр — прибор для измерения плотности электролита. Состоит из стеклянной колбы, в которой находится поплавок со шкалой плотности и груши для забора электролита. Стеклянная колба достаточно большая и может за раз выбирать до 30 мл и более. Все начинаем откачивать кислоту из первой банки. Допустим делаем 3 откачки по 30 мл, затем в эту банку доливаем столько же концентрированного 1,42 электролита. И так делаем со всеми банками нашего аккумулятора.
После проведенной процедуры необходимо, чтобы электролит в аккумуляторе перемешался. Для этого можно тем же самым ареометром погонять его туда сюда, то есть набираем в колбу сливаем обратно и так по несколько раз в каждой банке. Проверяем плотность в каждой банке. До нормы доводить не будем, нам необходимо сделать плотность 1,20. Если плотность меньше 1,20, опять откачиваем электролит и добавляем концентрированный 1,42. Теперь необходимо поэксплуатировать акб. Поездите на нем километров 500, лучше будет, если сразу куда-нибудь рвануть км на 200, чем много раз по не многу.
Внимание! При попадании электролита на кожу промыть водой с содой. Сода нейтрализует серную кислоту, содержащуюся в электролите.
Следим за плотностью аккумулятора — периодически проверяя ее. Может так случится, что плотность пойдет вверх. Это может произойти вследствии того, что генератор плохо работал и не дозаряжал акб, в результате чего и произошло падение плотности. Если плотность растет выше 1,30 необходимо ее снижать. Бежим в магазин за дистиллированной водой и опять откачиваем кислоту из батареи и добавляем воду.
При правильной, эксплуатации аккумуляторная батарея может прослужить 5-6 лет. Необходимо периодически проверять плотность электролита в аккумуляторной батарее и следить за его уровнем. Кстати, в норме уровень электролита должен быть выше на 15-20 мм чем пластины в банке.
Наверняка большинство автомобилистов сталкивались с ситуацией, когда оставленная на некоторое время машина перестает заводиться. При этом стартер может вообще не подавать каких-либо признаков жизни. Основной причиной этому, скорее всего, является аккумуляторная батарея, что за несколько дней полностью разрядился.
Попытка зарядить ее в этом случае не приведет к положительному результату. Подобная проблема является результатом снижения плотности электролита, что залит в банки батареи …Ведь эта жидкость, по сути является катализатором электрохимического процесса, без нее аккумулятор это набор свинца и пластика, который работать не будет. Как мы с вами знаем, состоит от из дистиллированной воды (примерно 65%) и серной кислоты(35%), у этой жидкости есть определенная плотность, которая может понижаться и повышаться, в зависимости от заряженности.
Чаще всего с целью поддерживать на требуемом уровне количество жидкости внутри автомобильной батареи владельцы машины доливают туда дистиллированную воду. При этом редко проверяется плотность получившегося раствора. Вместе с тем, когда количество дистиллированной воды будет достаточно большим, при подзарядке вместе с этой жидкостью будет выкипать и электролит, что и приводит к снижению его плотности.
Рано или поздно этот показатель упадет ниже критического уровня, и завести транспортное средство уже не получиться.
В таком случае возникает необходимость повысить этот параметр раствора в аккумуляторе, что вернет его работоспособность.
Перед тем, как своими силами повышать уровень плотности аккумуляторной батареи, к этому процессу следует тщательно подготовиться. В первую очередь:
В АКБ есть несколько банок, электролитический раствор есть в каждой из них. Проверять и при необходимости повышать уровень плотности необходимо в каждой банке.
Нормальный уровень данного показателя зависит от нескольких факторов, в первую очередь – от температуры воздуха. Нормальным считается значение 1,25-1,29г/см3. Разница таких показателей между банками не должна превышать 0,1.
Если измерение этого показателя является ниже нормы, нужно повысить плотность электролита в аккумуляторе.
При помощи спринцовки из каждой банки выкачивается раствор. При этом набирать нужно как можно большее количество жидкости, измеряя ее объем, чтобы затем долить точно такое же количество свежего электролита.
Залив столько же свежего раствора, сколько было извлечено старого, АКБ хорошенько прокачивается с целью размешивания нового и старого электролита.
После этого снова проводиться измерение этого показателя: если он все еще находиться ниже нормы, все действия повторяются до достижения нужного значения плотности. По завершению при необходимости в банки автомобильной батареи добавляется дистиллированная вода.
Бывают такие случаи, когда уровень этого показателя опускается ниже отметки 1,18. В таком случае вышеописанный способ ничем не поможет.
Чтобы восстановить работоспособность аккумуляторной батареи, вместо электролитического раствора нужно использовать кислоту, плотность которой выше, чему у электролита. При этом все действия проводятся точно так же, как и в предыдущем случае до того времени, пока показатель не придет в норму.
Если уровень плотности раствора, что проводит ток в АКБ автомобиля упал намного ниже 1,18 г/см3, поднимать ее нет никакого смысла. В таком случае необходимо слить весь раствор, заменив его свежим.
Сначала с банок откачивается с помощью спринцовки как можно больше электролита. Далее батарея помещается в большую емкость, аккуратно переворачивается на бок, в дне каждой банки просверливается небольшое отверстие. Перевернув прибор, с него сливаются все излишки оставшейся жидкости.
Далее через крышки банок заливается дистиллированная вода с целью их промывания. После этого проделанные отверстия запаиваются пластмассой, стойкой к воздействию электролитической жидкости.
Сделав это, в АКБ заливается свежий раствор, после чего прибор будет готов к использованию. Недостатком подобного способа является то, что в конечном результате снижается срок службы устройства, но некоторое время оно все еще поработает до покупки нового.
Тут также все просто, нам нужно заряжать аккумулятор на слабом токе, длительный промежуток времени. Суть такова, при достижении полного заряда, электролит начнет кипеть, пойдут пузырьки, это распадается и испаряется вода. Для повышения плотности нам нужно чтобы лишняя вода испарилась, а кислота осталась. Конечно, будет понижаться уровень в батареи – но вместо ушедшего уровня, добавляем нужный плотности электролит. Процесс этот долгий и муторный (выкипание — добавление), но примерно через пару суток можно догнать уже до плотности в 1,27 – 1,29 г/см3, что уже нормально.
Как видите повысить плотность можно, причем делается этот процесс зачастую своими руками, но разным способами — выбирайте свой, нужный вам.
Сейчас небольшое, но полезное видео.
Источник
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453