С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Какие зазоры на клапанах


Регулировка зазоров клапанов в двигателе автомобиля: зачем и как сделать?

На двигателях многих современных автомобилей регулировка зазоров клапанов не нужна благодаря гидрокомпенсаторам. Если же таковых нет, то завод-изготовитель обязательно указывает в руководстве по ремонту точные размеры зазоров клапанов двигателя, несоблюдение которых приводит:

  • к снижению мощности двигателя;
  • неустойчивой его работе на холостом ходу;
  • повышенному расходу топлива;
  • преждевременному износу и выхода из строя деталей ГРМ и некоторых других (рассмотрим позднее).

Последствия увеличенных зазоров клапанов

Измерение зазоров клапанов

При работе двигателя детали газораспределительного механизма сильно нагреваются. Из-за этого происходит линейное увеличение их размеров. Поэтому при сборке важно соблюдать тепловой зазор клапанов, компенсирующий такое увеличение. Это позволит предотвратить повышенное трение между деталями. Но увеличенные зазоры клапанов не позволяют приводному механизму (в который входят распредвал, коромысла, толкатели и т.д.) открывать их на требуемую величину. Рассмотрим, к чему это приводит.

Недостаточно открытый впускной клапан будет препятствовать наполнению камеры сгорания топливной смесью, что отрицательно скажется на мощности мотора. Выпускной же в такой ситуации помешает удалению продуктов сгорания, из-за чего на деталях появляется нагар, который отложится на:

  • днище поршня и поверхности камеры сгорания, ухудшая теплоотвод и тем самым будет способствовать перегреву деталей;
  • свече зажигания бензинового двигателя или свече накаливания дизельного, которые из-за этого выйдут из строя преждевременно;
  • рабочей поверхности (фаске) клапана и его седла, что помешает плотному их прилеганию друг к другу и вызовет снижение компрессии в цилиндре.

Вдобавок, большие зазоры клапанов увеличивают ударную нагрузку взаимодействующих деталей и могут спровоцировать:

  • наклёп верхних торцов клапанов;
  • деформацию сёдел;
  • поломку пружин;
  • повреждение толкателей;
  • поломку коромысел.

На работающем двигателе чрезмерные зазоры выдают себя звонким характерным стуком.

Уменьшенные зазоры клапанов двигателя могут воспрепятствовать плотному прилеганию последних к сёдлам, вследствие того, что «удлинившийся» от нагрева клапан будет отжат от седла толкателем. В таком случае значительно перегретая кромка выпускного может обгореть. Кроме того, закономерно снижается компрессия.

Чрезмерное увеличение диаметра отверстия направляющей втулки из-за износа приводит к тому, что пара клапан-втулка начинает работать подобно вакуумному насосу, «выкачивая» масло из-под клапанной крышки в камеру сгорания. О том, к чему приводит образование нагара, мы уже говорили. Ещё одним неприятным последствием износа втулки явится расход масла.

Измерение и регулировка

Регулировка зазоров клапанов

Детальное описание этих процедур займёт объём размером с брошюру, так как попутно пришлось бы вдаваться в техническую терминологию и подробности устройства ГРМ различных конструкций. Основные и необходимые правила, касающиеся для всех без исключения ДВС:

  • измерение и регулировку зазоров клапанов следует производить только на холодном двигателе;
  • эти действия должны проводиться, только когда клапан закрыт, для чего нужно знать порядок работы цилиндров и расположение установочных меток на звёздочках (шестернях) распредвала (или распредвалов) и коленвала;
  • метки на звёздочках и шестернях надо точно совмещать с метками на корпусе двигателя, поворачивая коленчатый вал по ходу вращения. За два оборота коленвала распредвал совершает один оборот.

Простейшим измерительным инструментом является щуп для регулировки клапанов. Для классических «Жигулей», например, он продаётся отдельно ( 0,15 мм ), но на некоторых моторах не все клапаны имеют одинаковую величину зазоров ( например, на ЗМЗ-402 ) и необходим набор щупов. Используя микрометр, Вы добьётесь большей точности, но необходимо использовать его вместе с приспособлением для измерения зазоров.

Для регулировки клапанов используют специальные инструменты

Для тех же «Жигулей» оно представляет собой рейку, которая устанавливается на шпильки крепления «постели» распредвала. На ней указаны углы поворота, соответствующие закрытому положению того или иного клапана.

Кроме измерительных инструментов, иногда нужны приспособления для регулировки зазоров клапанов. Например, на двигателях семейства ВАЗ 2108 это комплект из двух инструментов. Одним толкатель клапана ( «стакан») отжимается от кулачка распредвала, другим это положение толкателя фиксируется, что позволяет заменить регулировочную шайбу.

В любом случае, если Вы решили произвести регулировку самостоятельно, магазины автозапчастей не оставят Вас с голыми руками. Подробнее о регулировке зазоров клапанов (на примере автомобилей ВАЗ) смотрите в видео на нашем сайте!

mytopgear.ru

Регулировка клапанов, зачем, когда и как. — DRIVE2

Эта тема поможет понять для чего это необходимо, последствия несвоевременной регулировки, периодичность и как определить необходимость, самостоятельно выставить тепловые зазоры клапанов. Многие понимают важность этого мероприятия и своевременно проводят регулировку собственными силами или же доверяют эту работу специалистам автосервисов.

В процессе работы двигателя трущиеся детали изнашиваются, установленные зазоры изменяются. В клапанном механизме важную роль имеет тепловой зазор клапанов. Для нормальной работы двигателя, важно соблюдать время открытия, закрытия клапанов и сохранить герметичность в закрытом состоянии.

Когда двигатель еще не прогрет между торцом клапана и коромыслом, или толкателем и распределительным валом должен быть определенный заводом зазор. Рассчитан он исходя из температурного расширения металла, то есть когда двигатель прогрет до рабочей температуры многие детали газораспределительного механизма нагреваются и по закону физики имеют свойство расширяться, удлиняться, увеличиваться в размере. Разные металлы имеют разное тепловое расширение, разная длинна и форма деталей, поэтому на разных двигателях будет различаться рекомендуемые тепловые зазоры.

Тепловой зазор впускных и выпускных клапанов отличается по причине разной температурной нагруженности и отличающихся свойств металлов, из которых изготовлены клапаны.

Если зазоры выставлены правильно, после прогрева они уменьшаются до минимальных значений обеспечивая своевременное регулирование фаз газораспределения и продолжительный срок службы деталей. Пока двигатель холодный можно заметить повышенный шум, не следует прогревать двигатель на больших оборотах, чтобы избежать ударных нагрузок на торец клапана.

В процессе работы, клапаны и седла постепенно расклепываются увеличивается глубина посадки клапана в седле, это приводит к уменьшению теплового зазора. Более подробно о седле клапана на сайте есть статья. Изнашиваются кулачки распредвала, коромысла, плоскость толкателей и торцы клапанов, что приводит к увеличению зазора. Мощность двигателя падает из-за нарушения фаз газораспределения, увеличивается износ многих сопутствующих деталей, в результате чего запускается цепная реакция, приходят в негодность целые детали, они в свою очередь влияют на следующие.

Если зазор больше рекомендуемого производителем, постоянная ударная нагрузка на клапаны уменьшает их срок службы, расклепывает, скалывает торец постепенно увеличивая зазор, повышается шумность. Уменьшается мощность из-за нарушения фаз газораспределения, так как ухудшается наполняемость цилиндров топливовоздушной смесью и эффективность сгорания.

Если тепловой зазор меньше, после прогрева, клапаны не герметично закрывают камеру сгорания, уменьшается компрессия, часть поступившей топливовоздушной смеси выбрасывается через щели между клапаном и седлом при такте сжатия. Во время рабочего хода раскалённые отработанные газы так же прорываются и приводят к прогару клапанов. Тарелки клапанов не касаются седел нарушается теплоотдача, отсюда следует нагрев клапана до температур при которых увеличивается износ (окисление, коррозия) вероятность заклинить в направляющей втулке или подвергнуть ее быстрому износу, обрыв тарелки, повышенная нагрузка на ремень ГРМ.

· Впускные клапаны в большей степени охлаждаются свежей поступающей топливовоздушной смесью и имеют лучшее охлаждение.

· Выпускные основную часть тепла передают на седло клапана. В случае зависания или зажатия (отсутствия теплового зазора) высокая температура разрушает клапан и направляющую втулку.Продолжение читаем по ссылке ниже.

Источник: enginepower.pro

www.drive2.ru

Зазоры клапанов, регулировка зазоров своими руками. Регулировка зазоров клапанов. Как отрегулировать зазоры калапанов мотора

Регулировка зазоров клапанов двигателя авто является довольно важной, но, в то же время, простой процедурой, которая позволит вам сэкономить свои средства, так как на СТО это немало стоит. Самостоятельная регулировка клапанов поможет вам настроить мотор таким образом, что он всегда будет работать, как часы. 

Регулировка клапанов двигателя, зачем регулируют клапана

При регулировке клапанов необходимо знать, что один цилиндр имеет два или больше клапанов. В клапанном механизме необходимо регулировать зазоры, которые возникают между металлическими элементами в результате нагрева. Перед началом регулировки клапанов, необходимо полностью охладить мотор, проверяя зазоры при помощи плоского щупа.

Самостоятельная регулировка клапанов необходима из-за того, что во время нагревания, зазоры между металлическими элементами клапанного механизма или уменьшаются, или расширяются. В этом случае, мотор не сможет нормально работать и начнет стучать, его мощность существенно упадет, карбюратор будет «чихать» и так далее.

Помимо этого, неправильная и плохая регулировка способна привести и к более серьезным последствиям. К примеру, эффективность работы мотора снизится еще больше, в результате чего может произойти преждевременный износ элементов. Если же зазоры будут слишком малы, могут подгореть клапаны и их седла. При больших зазорах можно увидеть стук металлических элементов и другие признаки.

Тепловые зазоры клапанов, как узнать размер теплового зазора собственной машины

Данные о размерах тепловых зазоров можно найти в руководстве к транспортному средству или в других источниках, например, в интернете.

Необходимо знать, что в разнообразных типах цилиндров типовые зазоры для выпускного или впускного клапана могут заметно отличаться. И если не знать этого, можно совершить серьезную ошибку при регулировке своими руками.

Регулировка зазоров, как часто производят регулировку зазоров

Проверку клапанов необходимо проводить каждые 20-30 т. километров.

Прохождение данного километража не свидетельствует о том, что необходимо обязательно проводить регулировку зазоров клапанов. Немало производителей применяют на транспортных средствах современные системы, которые не требуют выполнения подобной процедуры.

Щуп зазоров, что это такое и какая информация находится на данном инструменте

Как уже было выше сказано, во время проведения регулировки, мотор транспортного средства должен быть холодным. Зазоры необходимо проверять специальным плоским щупом оптимальной толщины. Существуют специализированные регулировочные винты коромысел, которые и необходимо регулировать. Некоторые модели ВАЗ подвергаются настройке при помощи специальной головки регулировочного болта.

Регулировка зазоров клапанов, пошаговая инструкция

В данном процессе немало важен режим регулировки клапанов мотора. В первую очередь необходимо отвернуть гайки крепления крышки блока, после чего снять ее. Не забудьте демонтировать защитную крышку зубчатого ремня.

Для начала в обязательном порядке выверните свечи зажигания. Далее удалите масло в головке из специальных ванн. Затем тщательно осмотрите поверхность кулачков — на наличие царапин, раковин либо иных износов.

Метку на шкиве совместите с установочным выступом, что расположен на задней защитной крышке. Для получения необходимого результата, вращайте коленчатый вал за часовой стрелкой, держась при этом за болт, который крепит шкив привода генератора.

Данное положение соответствует верхней точке необходимых цилиндров. В противном случае, доверните коленчатый вал на пятьдесят процентов ( 2-3 зубчика ). После этого необходимо проверить зазоры у третьего и первого кулачков. Желательно, что бы щуп входил не впритирку и не слишком свободно, с легким защемлением. В противном случае, замените шайбу.

Затем необходимо повернуть коленчатый вал на пол оборота вперед.

Теперь проверяем зазоры у второго и пятого кулачков. Для проверки кулачков 8\6, проверните коленвал еще на пол оборота, также для проверки 4\6 кулачков.

После регулировки клапанов, запустите мотор, что бы проверить эффективность операции. Однако необходимо слушать мотор на разных режимах работы.

Измерение зазоров щупом, подробная инструкция, советы профессионалов

Регулировку зазоров клапанов необходимо проводить после монтирования цилиндра в верхнюю мертвую точку. Помимо этого, оба клапана данного цилиндра в обязательном порядке должны быть закрыты, а вот коромысла могут двигаться свободно.

В процессе настройки, необходимо отпустить контргайку, которая расположена на болте либо регулировочном винте. После регулировки нужного зазора, затягиваем контргайку щупом. Будьте предельно внимательны, потому что настроенный зазор после неправильной затяжки может измениться. Поэтому следует еще раз проверить зазор после затяжки. Если щуп проходит туго или слишком легко, отрегулируйте зазор точнее.

Теперь необходимо выровнять зазоры иных цилиндров, поворачивая наполовину коленчатый вал. Следует помнить, что коленвал можно поворачивать лишь по часовой стрелке, держась, при этом, за рычаг пусковой рукоятки — кривой стартер.

Регулировка тепловых зазоров, как отрегулировать зазоры при помощи рейки с индикатором

Результаты процедуры будут гораздо эффективнее, если использовать не простой щуп, а специальное приспособление — рейка с индикатором.

Способ проведения такой операции фактически такой же, как и щупом. Однако существуют некоторые отличия. Не забудьте после настройки еще раз проверить зазор.

Больше информации вы можете узнать из данного видео.

prosedan.ru

Регулировка клапанов в автомобиле: просто о важном

Двигатель – это самая важная часть автомобиля, на которой полностью базируется работа машины. Именно поэтому важно следить за состоянием двигателя, проводить диагностику, а также своевременно менять расходные материалы. Причиной многих неполадок в авто (например, возникновение стука, падение мощности) могут быть клапана. Поэтому важно  знать, как правильно отрегулировать клапана.

Регулировка клапанов – зачем она нужна?

Клапаны в авто

В каждом автомобиле имеется либо 8, либо 16 клапанов. Их число зависит от количества цилиндров – либо на одном цилиндре один клапан, либо два. Первый отвечает за запуск горючей смеси в камеру сгорания, второй – отвечает за открытие отвода для выхода отработанных газов. Такой механизм, регулирующий распределение смеси и газов, имеет название газораспределительный или клапанный. Стоит отметить, что на дизеле и инжекторе устанавливаются разные системы. При нагревании мотора металл расширяется. Таким образом, на двигателе должны быть зазоры, которые имеют фиксированный размер. Последствия неправильной регулировки клапанов включают в себя снижение эффективности работы мотора, а также быстрое изнашивание деталей.

Рекомендуется проверять клапаны каждые 20-30 тысяч километров.

Для примера: при недостаточном размере зазора клапан будет подгорать, если же зазор слишком большой, то клапан будет не полностью открываться и издавать металлический стук. Как часто регулировать клапана? При изменении размера зазоров необходимо их отрегулировать.

Признаки неправильной регулировки клапанов

Признаков того, что зазоры нарушились, достаточно много. В первую очередь, снижается мощность двигателя и эффективность его работы. Возможно появление неприятного металлического стука, шума, запаха гари и т.п. Стук появляется, в основном, при нагрузках или на холостом ходу. В результате этого детали мотора подвергаются быстрому износу. Вышеперечисленные признаки неотрегулированных клапанов являются тревожным симптомом. При появлении хотя бы одного из них необходимо проверить клапана и отрегулировать их.

Результат регулировки клапанов

Регулировка клапанов: для чего нужна?

В конечном итоге при правильной регулировке клапанов восстанавливается стабильность работы мотора, увеличивается мощность и износостойкость. Двигатель будет работать ровнее и устойчивее как на низких, так и высоких оборотах.

В современные автомобили устанавливаются так называемые гидрокомпенсаторы. В обычных двигателях стоят кулачки распределительного вала или «толкатели», которые и толкают клапан. Что касается гидрокомпенсаторов, то они сами находят необходимый зазор для выпуска газов при высоком давлении масла. Они обеспечивают оптимальную работу клапанов в любых случаях. Многие задаются вопросом: «Если не регулировать клапана, что будет?» Если на автомобиле стоят гидрокомпенсаторы, то регулировка клапанов не нужна. В противном случае регулировать и проверять клапаны нужно периодически.

Как отрегулировать клапана?

Как правильно отрегулировать зазоры клапанов

Многие автовладельцы стараются отрегулировать клапаны самостоятельно без обращения в службы технического обслуживания. Устанавливать размеры зазоров нужно на двигателе в холодном состоянии, поскольку заводские настройки производились именно на холодном металле. В этом случае он не изменяет свои размеры, и они остаются стандартными. Стоит отметить, что делать регулировку клапанов стоит точно по рекомендациям и инструкции, в противном случае зазоры будут настроены неправильно. Сначала производится установка поршня цилиндра в мертвую точку такта сжатия вверху. Зазор цилиндра будет определен регулировочным щупом. Это обеспечит закрытие обоих клапанов, а также качание коромысла в установленных пределах зазора. Производители обычно наносят метки, по которым можно установить поршень в такое положение. Сама регулировка производится с помощью поворота винтов коромысел в нужные стороны. Поворачивать коленвал по звездочке необходимо только по часовой стрелке. Многие наносят свои метки для определения положения каждого из цилиндров. Метки должны совпадать на подшипнике и коленвале.

Далее необходимо освободить контргайку на болте или винте. Зазор необходимо установить до предела, в данном случае которым является щуп. Затем необходимо зафиксировать положение путем затягивания гайки. Делать это следует аккуратно, учитывая силу затяжки, поскольку можно сбить установленный зазор. Для проверки зазора нужно просунуть щуп, он должен пройти, но с усилием. Если же щуп не прошел, нужно повторить регулировку.

Проводить регулировку клапанов нужно поочередно в том порядке, в котором работают цилиндры в автомобиле, и предельно аккуратно.

Коленвал поворачивается только за пусковую рукоятку (ручку кривого стартера), либо за винт крепления шкива привода генератора и только по часовой стрелке. Здесь обязательно нужен щуп или специальный инструмент для регулировки клапанов.

В специальных книгах по ремонту двигателя полностью описана процедура регулировки. Еще одной особенностью является установка зазора на впускных и выпускных клапанах. Клапан регулирования давления наддува имеет зазор, отличный от выпуска газов. Кроме того, для разных цилиндров может быть необходим разный зазор. Все это описано в руководстве по ремонту автомобиля.

Необходимые инструменты

Что понадобится для регулировки клапанов

Как уже говорилось ранее, обязателен щуп или специальное приспособление. Если правильно подобрать, то можно работать с пластинами регулировки. Часто используют рейку для регулировки клапанов, которая обеспечивает большую точность в сравнении с пластинами или щупом. Однако отличается сам процесс регулировки, он не соответствует приведенному выше способу. Можно использовать индикатор. Он представляет собой специальное устройство для регулировки клапанов с высокой точностью.

Таким образом, клапаны отвечают за распределение горючей смеси в двигателе, своевременный выход отработанных газов. За размерами зазоров клапанов нужно регулярно следить и в случае необходимости регулировать. Отрегулировать клапана можно самостоятельно, не прибегая к услугам автосервисов. Важно точно отмерять зазоры клапанов, поскольку они обеспечивают стабильность и эффективность работы двигателя.

mytopgear.ru


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости