С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Каким напряжением заряжать аккумулятор 12 вольт


Каким напряжением необходимо заряжать автомобильный аккумулятор

Зарядка АКБ Варта

Разряженный аккумулятор не всегда требует покупки нового, часто достаточно зарядить старый, процедура неизбежна при частых холодных запусках и коротких поездках. Самые доступные по цене зарядные устройства имеют ручное управление, владелец должен знать, каким напряжением заряжать аккумулятор автомобиля.

Требуется постоянный ток, напряжение до 16,5 Вольт. Зарядка происходит в одном из двух режимов: при постоянной силе тока или постоянной величине напряжения.

Зарядка с сохранением силы тока

Зарядка АКБ Бош

На зарядном устройстве выставляется сила тока, равная 10% от номинальной емкости. Например, для АКБ 12 Вольт емкостью 55Ач требуется ток 5,5А, для 60Ач – 6А. Силу тока при этом необходимо регулярно контролировать и регулировать, так как она имеет свойство сбиваться.

При поддержании силы тока на уровне 10% в конце процесса зарядки происходит сильное газовыделение. Поэтому при достижении 14,4 Вольт силу тока снижают в 2 раза. У необслуживаемых аккумуляторов ее повторно уменьшают вдвое, когда напряжение показывает 15 Вольт.

Аккумулятор 12 Вольт автомобиля заряжен, когда в нем показатели напряжения и силы тока не меняются на протяжении 2-х часов. Для полноценной эксплуатации достаточно сохранения параметров в течение 1 часа. Обычно это происходит при 16,3(±0,1) Вольтах.

Зарядка с сохранением напряжения

АКБ 12 Вольт за сутки зарядится:

Зарядное устройство

Напряжение зарядки, Вольт Набранная емкость за сутки, % от номинальной
14,4 80(±5)%
15 85-90
16 95-97
16,4 100

У сильно разряженного аккумулятора сила тока в начале зарядки может достигать высоких величин, что может привести к поломке батареи, поэтому показатель ограничивают до 20А.

По мере зарядки сила тока снижается, и в конце стремится к нулю. Такой метод не требует постоянного контроля со стороны владельца. Проконтролировать процесс можно через сутки после начала, замерив, какое напряжение на клеммах. Если оно составляет 14,4(±0,1) Вольт, зарядка окончена. Необслуживаемым батареям требуется обычно более суток для достижения этого показателя. На устройствах, снабженных индикацией, загорится сигнал, свидетельствующий об окончании.

Зарядка кальциевых аккумуляторов

Зарядка кальциевого аккумулятора

Старые сухозаряженные аккумуляторы заряжаются 10%-м током, для них допустимо напряжение до 16 Вольт. Аккумуляторы 12 Вольт Ca/Ca нового образца быстро выходят из строя от такого высокого напряжения.

Максимально допустимое для них значение 14,4 Вольт при токе 10% от емкости. Такая зарядка требует большего времени, но не сокращает срок эксплуатации АКБ.

Зарядка аккумуляторов 6 Вольт

Батареи на 6 Вольт часто используются в:

  • мотоциклах, скутерах;
  • лодках;
  • торговой, складской, промышленной технике;
  • детских автомобилях;
  • инвалидных колясках.

Учитывая широкое применение 6 Вольтных АКБ, они выпускаются в широком диапазоне емкости, могут иметь как 1,2Ач, так и 16Ач, или любое промежуточное значение. Заряжать такие аккумуляторы зарядником для автомобильного проблематично. Потребуется пристальный контроль, постоянная регулировка тока. Риск перегревания высок.

Наиболее подходящим зарядным устройством для АКБ 6 Вольт является зарядное устройство Imax B6 или ему подобное. Ток 10% от емкости, напряжение до 7,3В.

Зарядка литий полимерных аккумуляторов

Lipo 3.8 V заряжаются устройствами, которые идут в комплекте с ними, либо зарядниками подобным Imax B6.

Батареи заряжаются током от 20 до 100% от номинальной емкости. Для АКБ предпочтительнее меньшие величины. Главный вопрос, какое напряжение показывает заряженный аккумулятор? Набрав 70-80%, начинается зарядка при постоянном напряжении и снижающемся токе.

Литий полимерный аккумулятор

Специальные устройства для Lipo 3.8 V сигнализируют об окончании зарядки при достижении 70-80% емкости. Дальнейший набор плотности обеспечивает более редкие зарядки, однако сокращает срок эксплуатации аккумулятора в целом.

При зарядке литий-полимерных аккумуляторов 3,8 Вольт зарядное устройство должно показывать 4,2 Вольта. При возможности выставить 4,1 Вольт потребуется несколько больше времени на зарядку, но аккумулятор прослужит значительно дольше.

Зарядка аккумулятора без демонтажа с машины

Описанные выше способы подразумевают зарядку от розетки, для чего обычно требуется снятие аккумулятора. Однако зарядка может происходить и под капотом. Современные портативные устройства, такие как CTEK, имеют компактные габариты, позволяют заряжать аккумулятор 12В под капотом. Их можно оставить на ночь, чтобы утром АКБ был в рабочем состоянии. Особенно актуальны подобные зарядники для владельцев авто с кальциевыми батареями.

Подзарядка АКБ генератором

У автомобилей с двигателем внутреннего сгорания аккумулятор работает в паре с генератором. При поездках генератор подзаряжает батарею, впоследствии она дает заряд для запуска автомобиля.

Аккумулятор и генератор

Важно придерживаться рекомендаций производителя относительно емкости аккумулятора. Она тесно взаимосвязана с мощностью генератора.

При чрезмерном превышении емкости АКБ относительно рекомендованной, ей потребуется значительно больше времени на зарядку от штатного генератора. Часто в таких случаях батарея не успевает подзаряжаться до нужного уровня, начинает быстро разряжаться вплоть до глубоких разрядов.

При установке Аккумулятора емкостью меньше рекомендованной, сила тока генератора для нее оказывается слишком высокой, она быстро перегревается, может закипеть.

Срок эксплуатации АКБ в обоих описанных случаях резко сокращается.

Какое напряжение должен показывать заряженный аккумулятор, во многом зависит от его типа. Мы подробно рассмотрели основные. Бережная зарядка продлевает срок работы батарей. При своевременном обслуживании они способны служить до 5 лет и более.

Каким напряжением необходимо заряжать аккумулятор

Зарядка АКБ

Как правило, в зимний период времени автолюбители все время возвращаются к вопросу о том, как более качественно заряжать  аккумулятор своего железного коня.

При этом для автомобилистов опытных, умеющих самостоятельно зарядить АКБ и понимающих, какое  напряжение для этого подойдет, весь процесс зарядки не составит особого труда. Однако новичкам придется самостоятельно разбираться с тем, каким током следует заряжать аккумулятор, чтобы он без проблем служил несколько лет.  Стоит отметить, что именно от правильной зарядки будет зависеть отдача работоспособности АКБ автотранспортного средства.

Правила правильной зарядки АКБ

Для того, чтобы определиться с тем, какое напряжение будет оптимальным для зарядки АКБ, следует разобраться с его емкостью, а только после этого устанавливать ток и напряжение. После того, как было определено, каким напряжением заряжать аккумулятор, можно будет приступать к самому процессу зарядки аккумуляторной батареи.

Зарядка автомобильного аккумулятора

Заряжать аккумулятор автотранспортного средства можно двумя методами:

  • постоянного тока;
  • постоянного напряжения.

При этом в первом случае зарядка происходит способом ручных настроек, то есть автомобилисту придется осуществлять контроль АКБ через два часа. Для того, чтобы качественно заряжать аккумулятор, необходимо выставить ток, который равняется десяти процентам емкости.

Важно! Необходимо понимать, что напряжение на заряженном аккумуляторе будет повышаться, а ток придется снижать вручную не менее десяти часов. Если же аккумулятор гелиевого типа на 1.2 Вольта или 6 Вольт  долгое время не обслуживался, то напряжение придется поднять примерно до 15 или 12 Вольт, сделав силу тока меньше в два раза.

Автомобилист должен понять, что полностью заряженный   аккумулятор показывает одинаково стабильные показатели тока и напряжения не менее, чем час. Во втором варианте будет напрямую зависеть от того, какое напряжение будет передавать зарядное устройство на батарею.

В том случае, если зарядка автомобиля производится беспрерывно пару суток, то емкость АКБ восстановится:

Заряженный АКБ авто

  • 12 Вольт  на 70-80 процентов;
  • 15 Вольт   на 90 процентов;
  • 16 Вольт на 97 процентов.

Автомобиль может получить полностью заряженный аккумулятор в том случае, если напряжение составляет 16 и более вольт, а зарядка продолжается не менее суток. Автомобилист должен убедиться в том, что заряженный аккумулятор показывает напряжение постоянного уровня, и на нем постоянно горит индикатор зеленого цвета.  Это показывает, что зарядное устройство можно будет отключить, поскольку АКБ заряжено полностью.

Особенности зарядки гелиевого аккумулятора

Гелиевый аккумулятор

Гелиевый аккумулятор появился в продаже позже своего кислотного собрата, но его автомобилист должен обязательно подзаряжать. Этот тип АКБ обязательно заряжается при помощи специализированного зарядного устройства, поскольку сила тока в нем составляет от 1.2 Вольта до 6 Вольт. Сила тока при зарядке должна быть не ниже, чем десять процентов от емкости АКБ.

Для аккумулятора гелиевого типа напряжение не должно быть выше, чем граничное. Для того, чтобы автомобиль мог передвигаться без остановок, его АКБ следует заряжать не реже пары раз в год, обязательно доводя всю процедуру до конца. В том случае, если отключить специальное ЗУ раньше, чем на нем загорится зеленый индикатор, потеряется емкость АКБ и снизится напряжение в ней.

Стоит отметить, что гелиевый аккумулятор, емкость которого составляет семь ампер в час, должен будет заряжаться десять часов подряд, а напряжение не должно быть ниже, чем 0.7 ампер. При этом максимально допустимое напряжение для заряда показывает  информация, расположенная на самой АКБ гелиевого типа.

Зарядка гелиевого аккумулятора

Как правило, оно составляет 14.3 или 14.4 Вольта, но не стоит путать данную величину с напряжением, которое стоит добавлять в аккумулятор для того, что он поддерживался в работоспособном состоянии.

Для гелиевого варианта оно составляет не более, чем 6.75 или 6.9 Вольта. Автомобилисты должны понять, что гелиевый аккумулятор потребует больше внимания при зарядке, для чего придется приобрести специализированное зарядное устройство, как правило, китайского производства. В том случае, если не соблюдать правила зарядки, то АКБ выйдет из строя полностью, или же будет показывать некорректное напряжение, затрудняя передвижение на автотранспортном средстве.

Как понять, что АКБ полностью заряжено

Чтобы понять, что  заряжать аккумулятор не нужно, следует присмотреться к нему, поскольку батарея, заряженная на 95%, не выделяет излишки газов. При этом заряженный аккумулятор должен показывать напряжение не менее, чем 12 Вольт, но при этом напряжение во время зарядки должно быть не менее пятнадцати вольт.

Чтобы полностью заряжать АКБ автотранспортного средства, следует подбирать качественного ЗУ. Если же АКБ показывает  напряжение  в 12 Вольт, но должно быть  заряжено не на 95, а на 100%, стоит воспользоваться уравнительным методом. При этом напряжение должно быть рассчитано, как показано ранее, то есть ток должен  равняться трем процентам от емкости аккумулятора. Этот  вариант позволяет получить на 100%  заряженный автомобиль, при этом выровняв электролитную плотность в каждой банке.

Как зарядить автомобильный аккумулятор

В автомобильной бортовой сети используются свинцово кислотные аккумуляторы напряжением 12 или 24 вольт. Гелевые являются разновидностью кислотных, у которых в состав электролита введены специальные загустители. Некоторые отличия есть у аккумуляторов AGM, но основные принципы работы, правила эксплуатации в равной мере относятся к моделям данного типа. Величина напряжения зависит от количества элементов, из которых собрана батарея. В обиходе их называют банками. Каждый элемент имеет напряжение около 2В. В одном корпусе 12 вольтовый аккумулятор содержит шесть банок, а 24 вольтовый — двенадцать банок. Нередко 24В аккумулятор собирается из двух 12В, соединённых последовательно.

Уровень заряда

Автомобильные свинцово кислотные батареи (АКБ) должны эксплуатироваться и храниться в заряженном состоянии. Напряжение исправного, полностью заряженного устройства находится на уровне 12,7-13В без нагрузки. Глубокий разряд приводит к ускоренному выходу АКБ из строя, в результате необратимого процесса сульфатации пластин. Критическим является уровень  10,8В, при этом считается что аккумулятор полностью разряжен. Во время постоянной эксплуатации, запас энергии поддерживается автоматически, с помощью генератора и реле-регулятора автомобиля. Следует иметь ввиду, что при работающем двигателе, генератор повысит вольтаж бортовой сети до 14-14,5В. Снижение степени заряда ниже допустимого возможно в следующих ситуациях:

  • регулярных коротких поездок;
  • частых пусков двигателя;
  • активного использовании электроподогрева, осветительных приборов в холодное время года;
  • длительного хранения.

При этом запас энергии не успевает восполняться, в таких условиях требуется подпитка от внешнего источника. Сигналами необходимости зарядки является:

  • затруднённый пуск двигателя;
  • отсутствие свечения контрольного индикатора на корпусе, при его наличии;
  • снижение плотности электролита;
  • снижение напряжение в бортсети с неработающим двигателем ниже 12В.

Контрольный индикатор, «глазок», не является объективным инструментом оценки состояния, так как он установлен только на одной банке, сигнализирует о снижении плотности электролита только в ней. Тем не менее, наличие глазка упрощает обнаружение проблемы без приборов, при визуальном осмотре.  Плотность электролита является хорошим индикатором состояния батареи, так как емкость батареи напрямую зависит от плотности. Измерение плотности проводится с помощью ареометра, оптимальная величина находится на уровне 1,27 грамм на см3. Снижение плотности говорит о разряде и уменьшении ёмкости батареи. К сожалению, современные АКБ всё чаще делаются необслуживаемыми или малообслуживаемыми, у них могут отсутствовать пробки на корпусе, открывающие доступ к содержимому банок.

Более простым способом контроля состояния является измерение напряжения на клеммах вольтметром или встроенными средствами диагностики автомобиля.

Особенности заряда свинцовых аккумуляторов

Прежде всего, следует ориентироваться на величину номинального зарядного тока и конечное напряжение. Простым способом определения зарядного тока является вычисление соотношения I=С/10, где С – ёмкость АКБ. Таким образом, номинальный ток заряда батареи ёмкостью 55 А/ч будет равен 55/10=5,5А.  Сильно разряженный аккумулятор обладает низким внутренним сопротивлением. По этой причине ток в начале зарядного процесса способен значительно превышать номинальный, для предотвращения негативных последствий, его нужно ограничивать до величины равной 1/10 С. По мере накопления энергии, внутреннее сопротивление устройства постепенно увеличивается. При стабильном вольтаже на клеммах, токовая нагрузка будет  снижаться пропорционально росту внутреннего сопротивления.

Конечное напряжение заряда необходимо ограничивать на уровне 14,6В, в противном случае возможен перезаряд и закипание электролита. Время заряда зависит от начальной степени разряженности батареи. Признаками окончания заряда являются:

  • повышение плотности электролита до номинальной;
  • начало газовыделения, «кипения» электролита;
  • снижение зарядного тока до минимума;
  • достижение номинального напряжения.

Соблюдение правил заряда способствует продлению срока службы батареи, которое может составлять от 4 до 8 лет.

Автомобильный аккумулятор Varta BLUE dynamic

Зарядные устройства

Зарядное устройство для свинцового АКБ должно обладать, как минимум, возможность ручного или автоматического регулирования зарядного тока.

Лучшим выбором будет использование полностью автоматической модели ЗУ. Такое устройство обеспечит оптимальный режим тока и напряжения, самостоятельно отключится по окончанию цикла заряда АКБ. Как правило, автомобильные ЗУ снабжены защитой от:

  • неправильного подключения, «переполюсовки»;
  • короткого замыкания в нагрузке;
  • превышения максимальной токовой нагрузки.

Некоторые модели ЗУ обладают дополнительным функционалом в виде различных режимов десульфатации, тренировки, автоматическим определением параметров батареи, наличием дисплея с индикацией параметров и т.д.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (стрелочное) 6-12В, 220V

Если нет зарядного устройства

Заряд возможен и без применения специального устройства. Есть множество способов зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях. Для этой цели подойдёт любой, регулируемый в диапазоне 12-15В, источник постоянного тока  достаточной мощности. Мощность рассчитывается по формуле P=U*I. Например, при напряжении 12В и токе 5А, мощность источника должна быть не менее 12*5=60 Вт.

Использование нерегулируемых блоков питания осложняется тем, что при отсутствии возможности управлять выходным напряжением, при низком внутреннем сопротивлении, зарядный ток  может достигать опасных значений. В другом случае, величина тока может быть недостаточной для нормальной работы. Слишком большое напряжение и зарядные токи способны деформировать пластины, вызывать закипание электролита, привести к выходу батареи из строя. Слишком низкое либо вообще не сможет зарядить АКБ, либо время заряда вырастет до нескольких суток. В любом случае, при использовании неспециализированных устройств момент окончания заряда придётся контролировать вручную. Применение неспециализированных ЗУ стоит рассматривать лишь как временное решение проблемы.

Рассмотрим варианты:

  • Если в наличии имеется мощный регулируемый лабораторный источник постоянного тока, достаточно установить ограничение по току и напряжению, обозначенные выше.
  • Схема с ЛАТР-ом, трансформатором 220/24В и диодным выпрямителем.

ЛАТР обеспечивает регулирование напряжения на первичной обмотке трансформатора, напряжение вторичной обмотки будет пропорционально следовать за изменениями в первичной обмотке. Диоды следует выбирать с прямым номинальным током не менее 20А.

  • Нерегулируемое зарядное можно построить на одном трансформаторе с выпрямителем. При использовании этой схемы важно, чтобы выходное напряжение трансформатора не превышало 15В, а мощность не менее 60 Вт. Выбор диодов аналогичен предыдущему варианту.
  • В крайнем случае, можно попытаться воспользоваться зарядкой от ноутбука или шуруповерта. Проблема в том, что такие блоки питания имеют фиксированные выходные 12 или 18В. 12 вольтовый питатель выдаст слишком малый зарядный ток и не сможет полностью зарядить автомобильную батарею. Прямое подключение к клеммам разряженного аккумулятора блока питания 18В вызовет его перегрузку. В лучшем случае произойдёт автоматическое отключение, в худшем случае зарядник выйдет из строя.
  • Для тех, кто имеет хорошие навыки в области электроники, есть вариант приобрести плату мощного регулируемого DC-DC преобразователя. Преимущества такого преобразователя заключается в широком диапазоне входных напряжений и наличии управляемого стабилизированного выхода. Для питания преобразователя можно использовать любые источники питания, попадающие в обозначенный диапазон входных напряжений, в том числе и с фиксированным напряжением. Однако, по стоимости такой преобразователь будет сравним с покупкой готового зарядного устройства. Покупать такое устройство имеет смысл, если есть возможность применить его в каких либо других целях.

Основным недостатком самодельных устройств, в большинстве случаев, является отсутствие защит.

Своевременный и правильный уход за батареей способен значительно продлить срок её службы. Одним из основных пунктов мероприятий по уходу является поддержание номинального уровня заряда. Оптимальным вариантом для выполнения этого пункта будет использование автомобильного автоматического зарядного устройства. Применение не приспособленных для этой цели устройств следует рассматривать только в исключительных ситуациях. Нарушение режимов заряда может иметь неприятные последствия, начиная от сокращения срока службы, до полного выхода из строя АКБ.

Как просто зарядить АКБ без зарядного: видео

Читайте также:

Каким током заряжать автомобильный аккумулятор?

Зарядка автомобильного аккумулятора, на первый взгляд может показаться делом сложным, особенно для человека, который раньше не заряжал или не ремонтировал аккумуляторы своими руками.

На самом деле, произвести зарядку АКБ не составит труда для человека, который в школе не прогуливал уроки по физико – химии. Самое главное, быть внимательным при изучении технических характеристик АКБ, зарядного устройства, и знать каким током заряжать автомобильный аккумулятор.

Ток заряда автомобильного аккумулятора должен быть постоянным. Собственно для этой цели и служат выпрямители, допускающие регулировку напряжения или зарядного тока. Приобретая зарядное устройство, ознакомьтесь с его возможностями. Зарядка, предназначенная для обслуживания 12-ти вольтовой батареи должна обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,6 В. Это нужно для зарядки современного необслуживаемого автомобильного аккумулятора.

Методы зарядки аккумуляторных батарей

На практике применяется два метода заряда АКБ, вернее, один из двух: заряд батареи при постоянстве тока и заряд батареи при постоянстве напряжения. Оба эти метода полноценны при правильном соблюдении их технологи.

Заряд АКБ при постоянстве тока

Особенностью этого способа зарядки АКБ является необходимость каждые 1-2 часа контролировать и регулировать ток зарядки аккумуляторной батареи.

Заряд АКБ производят при постоянной величине зарядного тока, которая равна 0,1 от номинальной ёмкости АКБ при 20-ти часовом режиме разряда. Т.е. для АКБ ёмкостью 60А/ч, ток заряда автомобильного аккумулятора должен быть равен 6А. именно для поддержания постоянства тока в процессе заряда требуется регулирующее устройство.

Для повышения степени заряженности АКБ рекомендуется ступенчатое снижение силы тока по мере того, как увеличивается зарядное напряжение.

Для аккумуляторов последнего поколения без отверстий для долива, рекомендуется увеличивая зарядное напряжение до 15В, ещё раз уменьшить ток в 2 раза, т.е 1,5А для АКБ в 60А/ч.

АКБ считается полностью заряжена, в случае, когда ток и напряжение сохраняются в течение 1-2 часов без изменений. Для необслуживаемой батареи такое состояние заряда наступает при напряжении 16,3 – 16,4 В.

Заряд АКБ при постоянстве напряжения

Этот метод напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивается зарядным устройством. При 24-часовом цикле непрерывного заряда 12 В АКБ зарядится следующим образом:

  • при напряжении 14,4 В на 75-85%;
  • при напряжении 15 В на 85-90%;
  • при напряжении 16 В на 95-97%;
  • полный заряд АКБ происходит при зарядке 20-24 часа и напряжении ЗУ в 16,3-16,4 В.

Как правило, критерием окончания заряда в данных зарядных устройствах, является достижение напряжения на выводах АКБ, равного 14,4±0,1. Устройство сигнализирует зеленым индикатором об окончании процесса заряда батареи.

Специалисты рекомендуют для оптимального в 90-95% заряда необслуживаемых АКБ при помощи промышленного зарядного устройства с максимальным зарядным напряжением 14,4 – 14,5 В, этим способом, требуется не мене суток заряда аккумуляторной батареи.

Удачи вам, любители своего автомобиля.

  • Автор: Михаил
  • Распечатать


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости