Автомобили ВАЗ 2106 выпускались Волжским автоконцерном в 1976-2006 годах. До конца 20 века они оборудовались бензиновыми карбюраторными моторами с рабочим объемом 1100-1600 см³. Стоит отметить, что топливная система «шестерок» включала несколько разных карбюраторов, наиболее популярным был карбюратор ДААЗ 2107 «ОЗОН», который обеспечивал максимальную экономичность при движении во всех режимах. Однако данный агрегат имел и недостатки, например, низкую надежность и странный метод открытия второй камеры. Главные неисправности этого устройства обусловлены засорением каналов жиклеров в результате несвоевременной замены чистящего компонента воздушного фильтра и применения некачественного бензина, поломки пружин и разрывов диафрагм. Об этом далее в статье.
Тип данного карбюратора — эмульсионный. Горючее поступает в карбюратор через игольчатый клапан и специальный сетчатый фильтр. Клапан связывается с поплавком через тросик, что дает возможность поддерживать уровень горючего в поплавковой камере на требуемом уровне. Посредством топливных жиклеров горючее из поплавковой камеры попадает в эмульсионные трубки и колодцы, где оно смешивается с воздухом, что поступает через воздушные жиклеры. Далее полученная смесь посредством распылителей попадает в большие и малые диффузоры. Затем эмульсия подается в отверстие, перекрываемое иглой винта количества, здесь она дополнительно смешивается с воздухом. После этого смесь попадает во впускной трубопровод.
Регулировка «Солекса»Основной особенностью конструкции карбюратора на ВАЗ 2106 является наличие двух устройств, которые не зависят друг от друга. Первое из них функционирует на холостом ходу (оно состоит из вакуумного и электровакуумного клапанов, оборудованных воздушными и топливными жиклерами). Второе являет собой две камеры, начинающие функционировать при открытии дроссельной заслонки, то есть при нажатии на газовую педаль.
И хотя обе системы функционируют независимо, состав смеси в них зависит от уровня горючего, которое находится в поплавковой камере. Следовательно, изменение уровня топлива напрямую воздействует на функционирование систем, поскольку нарушается их регулировка — мотор неустойчиво функционирует на холостом ходу и невозможно в точности выставить обороты ХХ.
На конвейере на «шестерки» устанавливали пять типов карбюраторов:
Первые два типа карбюраторов можно отличить от других агрегатов по отсутствию патрубка — тонкий черный либо желтый шланг, идущий от карбюратора к трамблеру — на него надевается шланг вакуум-корректора угла опережения зажигания.
Отличить «ОЗОН» от прочих типов устройств можно по «летающей тарелке» — пневматическому приводу открытия второй камеры. Если патрубок для шланга вакуумного корректора отсутствует, а «летающая тарелка» есть, это карбюраторное устройство ДААЗ 2107-1107010-10. Этот агрегат достаточно редкий, монтировался лишь на СТО для замены первых двух типов устройств после их поломки.
Так как карбюраторы семейств «СОЛЕКС» и «ВЕБЕР» были полностью скопированы с аналогов иностранного производства, их надежность не подлежит сомнению. Достаточно регулировать и чистить данные агрегаты каждые 60 тыс км пробега, и проблем с подачей горючего в двигатель вашего автомобиля возникать не будет.
Но самыми популярными являются устройства семейства «ОЗОН». Их необходимо регулировать и чистить в два раза чаще. Помимо этого, в них много разных диафрагм, которые часто рвутся. Самые частые поломки дынных агрегатов — не полное открытие второй камеры и неисправности ускорительного насоса.
Симптомы самых распространенных поломок:
Поломки, которые указаны в первом и втором пунктах, появляются в результате детонации — микровзрывов топливной смеси. Если детонирование происходит в глушителе, значит топливная смесь слишком богатая, в ней очень мало воздуха. Если же детонация во впускном коллекторе, то горючая смесь чересчур бедная, в ней мало бензина и слишком много воздуха.
Симптом, описанный в пункте 3, указывает на неисправность привода второй камеры. Устраняется заменой поломанных элементов.
Ситуация, описанная в 4 пункте, говорит о потребности регулировки холостого хода.
Симптом, описанный в 5 пункте, указывает на поломку ускорительного насоса — нужна замена пружины либо диафрагмы.
Для разборки и ремонта карбюратора вам потребуются такие инструменты:
Помимо этого, вам понадобится тонкий бородок либо оправка длиной 40 мм и диаметром около 2-2.3 мм, чтобы выпрессовать ось поплавка из кронштейна карбюраторной крышки.
Все работы с карбюратором необходимо проводить на чистом верстаке. Снятые с карбюратора детали следует раскладывать так, чтобы при сборке не перепутать их. Порядок работ:
Уровень горючего в поплавковой камере воздействует на состав смеси при любом режиме функционирования карбюратора, на токсичность газов выхлопа, динамику работы двигателя и расход горючего. Порядок работ:
Подготовка к регулировке холостого хода:
Регулировка холостого хода:
Для проверки выполненных регулировок запустите силовой агрегат и проверьте работоспособность мотора на холостом ходу. Двигатель не должен «троить». Во время резкого нажатия или отпускания педали акселератора не должно быть «провалов». Иначе нужно чуть-чуть выкрутить винт «качества».
При резком торможении ДВС не должен глохнуть. Но если это происходит, нужно также открутить регулировочный винт «качества», что обогатит качество топливной смеси.
Регулировка карбюратора обеспечивает корректную работу мотора, позволяет отрегулировать расход топлива и повысить производительную мощность двигателя. Карбюратор отвечает за смешивание воздуха и топлива, которые после этого подаются в камеру сгорания. Поэтому, если топливо-воздушная смесь будет иметь некорректные пропорции, это приведет к неудовлетворительному функционированию двигателя.
Заводом шестерка, как правило, укомплектовывалась устаревшей моделью карбюраторов типа «Озон». Это карбюратор Дааз, который также массово ставился и на семерку. И хотя некоторые модели уже в штатной версии работали с семейством «Солекс», все же это была редкость. Возможно, вы задавались вопросами:
Давайте это обсудим.
Иногда возникает потребность произвести полную замену карбюратора. Поэтому сразу нужно определиться, какую модель покупать. На сегодняшний день существует два наиболее распространенных семейства: карбюратор Солекс и Озон.
Многие владельцы автомобиля не знают даже того, какое именно устройство стоит у них. Внешне отличить эти устройства можно по следующим признакам.
В 90-е годы началось массовое увлечение заменой штатного Озона на Солекс. Особенно этим грешили таксисты. Объяснялось это тем, что расход топлива немного понижался, а динамика двигателя становилась немного лучше.
Если поставить датчик кислорода и сравнить его значения на разных моделях, то можно понять, в чем причина этого явления. У солекса после настройки состава смеси, разбег по составу составляет не более единицы. На озоне же после настройки смеси в моменты торможения и разгона смесь приобретает очень сильный разброс значения. При этом она может увеличиваться или уменьшаться на большое значение.
Это связано с тем, что жиклеры на солексе находятся в центре поплавковой камеры. При изменении положения автомобиля во время резких поворотов или при разгоне и торможении часть топлива по инерции отклоняется к одной из стенок поплавковой камеры. Центральное расположение жиклеров позволяет снизить вероятность изменение состава топлива в эти моменты.
На озоне же устройство существенно отличается. Жиклеры находятся не в центре. Поэтому топливо гуляет по поплавковой камере в разные стороны, что существенно меняет разброс пропорций воздуха в топливной смеси. В разных режимах езды двигатель получает разный состав смеси.
Итак, карбюратор солекс на Ваз 2106 держит состав смеси более стабильным во время движения. Это его главное техническое преимущество.
Установка исправного устройства осуществляется в обратном порядке по той же схеме.
Эта статья — часть цикла из 9 уроков, посвященных карбюраторам семерки. Чтобы ознакомиться со всеми девятью уроками, перейдите по ссылке: https://7vaz.ru/chto-takoe/karbyurator.html
comments powered by HyperCommentsС фабричного конвейера «шестерка» сходит с эмульсионным карбюратором под серийным номером ДААЗ 2107-1107010. Родовой карбюратор ВАЗ 2106 назвали «Озон». В нем 2 камеры. В одной располагается устройство обогатительного плана, а в другой — насос диафрагменного типа, распылитель. Также карбюратор включает в себя сбалансированную поплавковую камеру. Газы из картера отводятся золотниковым устройством. Еще есть запорный клапан электромагнитного типа, плюс пневматический рычаг, приводящий в действие дроссельную заслонку. Система холостого хода и дозирующие системы также входят в устройство карбюратора ВАЗ.
Принцип функционирования карбюратора ВАЗ 2106 состоит в следующем: ГСМ в него идет, преодолевая сетчатый фильтр, а затем так называемый игольчатый клапан. Этот клапан тросиком привязан к поплавку в поплавковом отсеке, посредством чего в нем поддерживается нужный уровень горючего. Отсюда оно поступает в эмульсионные трубки, а затем в колодцы. Там горючее обогащается воздухом и проходит к диффузорам. После этого воздушно-горючая смесь идет к отверстию, перекрывающемуся так называемой иглой винта количества. Здесь смесь снова обогащается кислородом и поступает к впускному трубопроводу.
Вернуться к оглавлениюОсновной конструкционной особенностью карбюратора ВАЗ 2106 является наличие в нем двух систем, независимых друг от друга. В основе первой работа в режиме холостого хода, второй — работа по открыванию воздушной заслонки после нажатия педали «газ». На их бесперебойное функционирование и состав смеси воздуха с горючим, которая находится внутри обеих систем, влияет уровень топлива в поплавковом отсеке.
Изменится топливный уровень — нарушится регулировка систем и их работа. Сбой может привести к тому, что двигатель перестанет устойчиво работать в режиме холостого хода, невозможно будет правильно выставить обороты. Систему, в основе которой лежит работа в режиме холостого хода, требуется периодически регулировать из-за ее неустойчивости. Делать это надо примерно через 7-8 тысяч км пробега.
Регулируют устройство посредством двух винтов со специальными втулками, ограничивающими их поворот. Один определяет объем горючей смеси, а второй — ее содержимое. Прежде чем регулировать режим нейтрального хода, надо прогреть автомобиль, чтобы двигатель был горячим. При этом зажигание должно быть выставлено по заводским нормам, а дроссельный клапан должен быть открыт. Методика регулирования режима «нейтралки».
Если после этих манипуляций машина глохнет, необходимо снова выставить коленвальное вращение в пределах 900 оборотов и повторить процедуру настройки. Чтобы устранить неисправности, можно снять карбюратор ВАЗ.
Сначала снимают воздушный фильтр. Потом осторожно отсоединяют тягу и пружину возврата от рычага дроссельного клапана. Затем демонтируют трос тяги дроссельного клапана, шланги. Чтобы горючее не вытекало, шланг закупоривают пробкой. После этого откручивают гайки, которыми крепится карбюратор ВАЗ, и снимают его. Устанавливают узел системы питания, выполняя эти же манипуляции в обратной очередности.
Вернуться к оглавлениюИз-за неизменности конструкции «шестерки» на протяжении долгих десятилетий автолюбители периодически ее модернизируют, ставят новые детали с иномарок или ВАЗовские агрегаты нового поколения. Если сравнивать два карбюратора на ВАЗ, «Озон» и «Солекс», то многих не устраивает работа первого. Он не дает разгонную динамику, у него большой расход горючего. Не отличается он и низкой токсичностью. Все эти недостатки устраняются, стоит лишь установить карбюратор «Солекс».
1 – сектор с кронштейном управления дроссельными заслонками; 2 – штифт рычага блокировки второй камеры; 3 – регулировочный винт приоткрытия дроссельной заслонки первой камеры; 4 – винт крепления тяги привода воздушной заслонки; 5 – рычаг управления воздушной заслонкой; 6 – датчик-винт регулировки количества смеси (неподвижный контакт системы ЭПХХ); 7 – рычаг воздушной заслонки; 8 – возвратная пружина воздушной заслонки; 9 – шток диафрагмы пускового устройства; 10 – электромагнитный запорный клапан; 11 – патрубок подачи топлива; 12 – кронштейн крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки; 13 – регулировочный винт положения заслонки второй камеры; 14 – рычаг дроссельной заслонки второй камеры; 15 – рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры; 16 – возвратная пружина дроссельной заслонки первой камеры; 17 – рычаг управления дроссельными заслонками.
Такие узлы системы питания выпускаются по французской технологии Дмитровградским автоагрегатным заводом. Изначально карбюратор «Солекс» предполагалось ставить на переднеприводные модели ВАЗ. До 80-х годов так и было, но потом их начали ставить и на «Москвичи», и на «Таврии», и на заднеприводные «шестерки». Для ВАЗ 2106 подойдет как новый «Солекс», так и бывший в употреблении.
Если принято решение ставить «бэушный» агрегат, то его надо промыть, прочистить каналы, привести в порядок диффузоры, поставить новые прокладки и жиклеры. Чтобы избежать дополнительного воздушного завихрения, ухудшающего насыщение цилиндров свежими зарядами, надо отполировать дефекты литья деталей диффузора.
Можно увеличить мощность «шестерки», не меняя карбюратор, а занявшись усовершенствованием непосредственно силового агрегата. При этом придется поменять коллекторы и шатуны. Нужно будет заменить коленвал. На все потребуется масса времени и денег, а их зачастую не хватает. Выходом в этой ситуации может стать переделка или, правильнее сказать, тюнинг карбюратора ВАЗ 2106.
Вернуться к оглавлениюСхема модернизации карбюратора ВАЗ 2106 включает в себя несколько этапов. На начальном — повышают уровень динамики функционирования двигателя, удаляя пружину из привода воздушной заслонки. После этого нужно быть готовым к незначительному повышению расхода топлива. Дальше делают вакуумный рычаг дроссельного клапана механическим. Берут стальную проволоку и закругляют ее с одного конца.
Рычаг подкладывают под гайку крепления приводов. При этом место, где выступает внешний рычаг, должно получиться между проволокой и вторым рычагом. После этого гайку туго затягивают. Следующим этапом будет замена малого диффузора. Он находится в основном диффузоре над воздушным клапаном. Для замены подбирается элемент со значением маркировки «4.5» вместо диффузора, промаркированного «3.5». Здесь же меняют распылитель на насосе ускорительного типа.
Выбирают распылитель с другим значением маркировки — «40». После этого наступает этап увеличения жиклеров. В результате, надо иметь в виду, возрастет расход горючего. Сначала занимаются модернизацией первичного отсека. Здесь ставят жиклер топливного типа, промаркированный как «125», и воздушный, со значением маркировки «150». После выполненных операций можно проводить репетицию запуска авто. Разгон и мощность должны увеличиться.
Если так и произошло, то можно поменять жиклеры во вторичном отсеке, выбрав маркировку «162» — для топливного, «190» — для воздушного. Чтобы провести тюнинг карбюратора, необходимо обладать не только техническими знаниями, соответствующими навыками, но и здравым смыслом. Что лучше: тюнинг карбюратора ВАЗ, его замена? А может, оставить все как есть? В каждом конкретном случае нужно решать по ситуации, опираясь на собственный опыт, финансовые возможности и необходимость.
Результат тюнинга или замены карбюратора не заставит себя ждать: мощность и динамические качества авто вырастут. Но вместе с этим возрастет расход ГСМ и токсичность выбросов. Вот почему к решению вопроса нужно подходить ответственно и серьезно.
Среди автолюбителей, ходит много споров на счет того, что будет, если на ВАЗ 2106, поставить карбюратор «Солекс», с автомобиля ВАЗ 21083. Какие улучшения появятся в технических характеристиках двигателя, или наоборот, чем придется пожертвовать. Давайте рассмотрим, что даст установка карбюратора «Солекс» на автомобиль ВАЗ 2106.
Штатным вариантом, применяемым на двигателе Шестерки, является образец «Озон». Это двухкамерный карбюратор, с падающим воздушным потоком, эмульсионного типа. Технические характеристики двигателя, при его работе, выдавали 75 лошадиных сил, а максимальная скорость была 155 км/час. Время разгона до сотни – 16 секунд.
Приемистость двигателя хорошая, но при резком нажатии на педаль газа, автомобиль сначала давился, а потом начинал ехать. Это объяснялось тем, что в поплавковой камере Озона, уровень топлива был недостаточным, и при резком разгоне его не хватало.
Автовладельцы ВАЗ 2106, ломали голову над вопросом, какой карбюратор лучше поставить, чтоб приемистость двигателя повысилась, при этом имея минимальные потери. Большинство мнений сошлось на том, что установка «Солекс» с ВАЗ 21083, будет оптимальным вариантом.
На автомобиле ВАЗ 21083 устанавливался карбюратор «Солекс». Также, как и «Озон», он предназначался для 1500 кубовых двигателей. Его поплавковая (первичная) и вторичная камеры были немного увеличены, и уровень топлива, соответственно, был больше. «Солекс», обеспечивал «Восьмерке» такие технические показатели: мощность – 70 л.с, номинальная скорость – 155 км/час. При этом, разгон до 100 км/час занимал 15 секунд.
Характеристики не особо лучше, чем у ВАЗ 2106. Но, это объясняется другим строением двигателя. А вот, что покажет нам «Шестерка», в комплектации с данным карбюратором.
Карбюратор «Солекс», абсолютно подходит по креплению, на двигатель ВАЗ 2106. Поскольку отличается само устройство, Вам понадобится докупить некоторые детали, для того, чтоб установка прошла успешно, и двигатель исправно работал. Список деталей включает в себя следующие элементы:
Теперь, можно приступить к работе. Перед тем, как поставить «Солекс» на ВАЗ 2106, очистите место, где соединяется карбюратор «Озон» с двигателем. Это делается для того, что при снятии, мусор не попал в двигатель. Далее, отсоединяем все шланги и тросики.
Далее, откручиваем крепления, и снимаем «Озон» с двигателя. Перед тем, как поставить карбюратор с ВАЗ 21083, зачистите место крепления. После, нанесите герметик, и положите прокладку. Прокладки должны лежать в таком порядке: тонкая, толстая и тонкая.
Когда посадочное место будет готово, разберите «Солекс» на две части. Это облегчит Вам его установку. Первым делом, поставьте кулису с карбюратора ВАЗ 21083 на 2106, так как это ключевой элемент, необходимый для начала установки. На него, уже можно ставить сам «Солекс».
Теперь, подсоединяем все тросики и шланги. Начинаем с троса дроссельной заслонки. Его необходимо выставить на нужную длину, которой хватит для его подключения. Следующим в очереди, является шланг топливной системы. Перед его установкой, стоит учесть, что на ВАЗ 21083, он длиннее, чем на 2106, поэтому Вам пригодится заранее подготовленный метровый шланг. Один его наконечник, наденьте на выход топливной системы, а второй, на вход в карбюратор. Перед тем, как надевать второй конец, его лучше обрезать, чтоб он не болтался свободно в подкапотном пространстве. Также, помните, чем длиннее будет шланг, тем больше в нем будет топлива, и соответственно веса. Это может спровоцировать его отсоединение, и возможно даже воспламенение двигателя.
Подключаем и настраиваем штанги
Далее, подсоединяем один конец обратки к фильтру тонкой очистки, не забываем установить в него клапан. Второй конец надеть на карбюратор. Надеваем все пружины на свои места (их можно не менять на новые). После того, как все шланги и тросы будут на своих местах, нужно будет побеспокоится о холостом ходе. Для этого, установите электромагнитный клапан.
Последний штрих – надеваем верхнюю часть карбюратора, и закручиваем гайки крепления. Теперь, Ваш «Солекс» готов к использованию.
Перед тем, как начать эксплуатацию карбюратора с ВАЗ 21083, на автомобиле ВАЗ 2106, его необходимо настроить.
Для того, чтоб смесь приготавливалась лучше, и Вам было легче проводить регулировку, поставьте автомобиль на ровной местности, без наклонов. Заведите двигатель, и протестируйте его на высоких и низких оборотах. Это даст Вам понять, на какой режим двигатель получает нормальную смесь, а на какой требует настройки.
После того, как двигатель немного поработает на новом карбюраторе, и заполнит его камеры бензином, Вам нужно будет проверить, какой в них постоянный уровень. Для этого, снимите крышку с карбюратора, и с помощью штангенциркуля, отмерьте расстояние от уровня топлива до верхнего края поплавковой камеры. Лучше всего, если уровень будет от 23 до 25 мм. В таком случае, карбюратор не будет заливать свечи, и глохнуть на холостом ходу.
Для регулировки уровня топлива, просто согните поплавок в нужном направлении (вверх или вниз). После каждого изменения положения, проверяйте образовавшееся расстояние. Когда поплавок будет выставлен, соберите устройство, и приступайте к настройке качества и количества топлива.
На ВАЗ 21083, правильная смесь получается при таких настройках:
Проводить настройку устройства, после его установки на ВАЗ 2106, нужно обязательно после того, как двигатель поработает на всех оборотах. А также, топливо должно быть прогретое до рабочей температуры.
После установки, характеристики двигателя «Шестерки», приобретут несколько плюсов и минусов.
Плюсы в том, что двигатель будет более приемистым, повысится максимальная скорость (до 160 -165 км/час), и уменьшится время разгона до первой сотни (вместо 15 секунд – 13). На номинальную мощность, модернизация повлияет не значительно, увеличив ее на 5 – 10 л.с.
К минусам, можно отнести только одно качество – расход топлива. При нормально, не экономной езде в городском цикле, он повысится на 1 — 1,5 литра.
Общий вывод такой: установка данного карбюратора – вещь нужная, так как за цену 1 — 1,5 л, на 100 километров, Вы получите больше комфорта при езде.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453