С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Картерные газы из сапуна


Из-за чего может гнать автомобильное масло через сапун

У многих владельцев старых авто возникает вопрос: почему гонит масло через сапун? Данная ситуация требует немедленного решения, иначе может возникнуть необходимость в ремонте мотора. Если гонит масло через сапун, то это говорит о наличии определенных неисправностей. Причем их диагностика довольно сложна. Но ее все же можно провести своими силами. Для этого не нужно специальное оборудование и умения.

Принцип функционирования сапуна

При работе в картере мотора скапливаются газы. Для их удаления существует вентиляционная система, которая называется сапуном. Это дает возможность уменьшать давление в самом моторе. Потому как в картере всегда присутствуют воздушные массы с мельчайшими частичками масла, то немного смазки иногда проходит в сапун наряду с воздушными потоками.

Здесь имеется сетка для улавливания масла. Но некоторым каплям все же удается проникнуть. Так что небольшое загрязнение фильтрующей системы является вполне нормальным явлением. Но если масла чересчур много, то стоит задуматься о причинах его попадания. Частички масла способствуют забиванию каналов и увеличению количества сажи. Последняя попадает в картер и закоксовывает каналы, по которым поступает масло. В результате ухудшится работа всей смазочной системы.

Если конкретные признаки, по которым можно определить, что гонит масло через сапун. В карбюраторном моторе могут появиться следы смазки в корпусе фильтра. Также могут наблюдаться значительные смазочные следы и на самом фильтрующем компоненте.

В инжекторных двигателях появляются отложения на дроссельном узле. Мотор при этом может потерять свою мощность, а потребление топлива может возрасти.

Почему происходит выброс смазки из сапуна

Причин, по которым выбрасывается масло из сапуна, существует довольно много, а потому диагностика является такой сложной.

  1. При значительном износе колец газ начинает проходить в картер. В результате там возникает высокое давление. Оно и начинает гнать масло из сапуна.
  2. Засорение стока маслоотражателя. В результате отсутствия возможности для выхода воздушные массы с маслом начинают выводиться не через очиститель. Такая причина является очень часто встречаемой.
  3. Забился фильтр, фильтрующий воздух. В результате этого мотор начинает поглощать воздух с большой мощностью. Часть воздуха в этом случае приходит и из сапуна. Это приводит к появлению налета в фильтре.
  4. Неисправность клапана сапуна.
  5. Проблемы с клапаном. В мотор начинают проникать отработанные газы, которые повышают давление.

Диагностика

Поскольку причин того, почему гонит масло через сапун, достаточно много, понадобится комплексная проверка двигателя. Для проведения такой проверки даже не потребуется разбор силовой установки. Необходимо будет лишь замерить ряд параметров и оценить, в каком состоянии пребывает вентиляционная система.

Для рассмотрения можно взять автомобиль ВАЗ-2110. Допустим, в его двигателе образовался налет смазки. Это говорит о том, что гонит масло через сапун. Для выяснения причины этой проблемы понадобятся компрессометр, отвертка и несколько ключей.

Диагностика начинается с оценки газов, выходящих через выхлопную трубу. Сначала заводится мотор и оценивается цвет выхлопов. Если они имеют очень темный цвет, то это указывает на то, что масло проникает в цилиндры в результате повреждения колец ЦПГ.

Важно проверить и компрессию в каждом цилиндре. Если цилиндропоршневая группа находится в нормальном состоянии, то она должна находиться в диапазоне 11-13 МПа. Между показателями цилиндров разница не должна превышать 1 МПа. Если в одном из цилиндров компрессия является более низкой, то это может провоцировать выход масла.

А вот от клапанов или от колец возникает эта проблема поможет определить только свеча зажигания, которая устанавливается на данном цилиндре. Если на ней будет присутствовать сильный нагар, то это будет свидетельствовать об определенных неполадках с ЦПГ.

Если же компрессия небольшая, а у свечи имеется обыкновенный вид без налета, то стоит провести осмотр клапанов. В ситуации, если во всех цилиндрах компрессия нормального уровня, необходимо провести проверку вентиляционной системы.

Проверка вентиляционной системы

Рассмотрим ее на примере автомобиля ВАЗ-2110.

  1. Патрубки отсоединяются от сапуна, клапанной крышки и воздушного патрубка. Проверяется уровень их загрязнения. При необходимости они могут быть промыты в бензине и высушены.
  2. Гайки откручиваются, после чего снимается крышка. Внутри нее располагаются 2 болта присоединения крыши отделителя масла, которые понадобится выкрутить.
  3. Выкрученная крышка снимается, достается маслоотделитель. Он сделан из пластинок, которые можно легко разобрать и промыть.

На других машинах устройство системы может выглядеть по-другому. Поэтому ее разбор будет выполняться иначе. Но сущность действий от этого не изменится. Все составляющие нужно будет снять и промыть.

Несложно провести осмотр и промывку клапана регулировки выпуска старого газа. Необходимо извлечь его и проверить ход его штока. Если он немного заклинивает, то клапан нужно просто промыть бензином, просушить и установить на место.

На этом работы по осмотру и промывке вентиляции картера заканчиваются. Они являются несложными, так что с ними справится любой автолюбитель. Важно заметить, что чистить вентиляционную систему стоит каждый раз при замене масла.

Обычно проблемы с выходом масла через сапун появляются не сразу. Они нарастают постепенно. В результате двигатель за короткое время может терять до 1 л смазки. В этот момент автовладельцы и начинают задумываться над проблемой, почему гонит масло из сапуна. Данная ситуация является очень пугающей. Она усугубляется еще и отсутствием в автосервисах опытных специалистов по проведению диагностики. Обычно владельцы авто после проведения диагностики разбирают силовой агрегат. Но хватило бы и снижения уровня «расходника» или чистки сапуна.

Видео: как почистить сапун своими руками

Гонит масло через сапун, причины, как устранить проблему

Сегодня мы поговорим про систему вентиляции картера и рассмотрим причины, по которым через сапун начинает гнать масло.

Система вентиляции картера

Силовая установка любого автомобиля представляет собой очень сложное устройство, включающее механизмы и системы, которые взаимодействуют между собой. При этом двигатель не является закрытой герметичной схемой и у него тоже присутствует вентиляция.

Вентиляция картера мотора представляет собой схему, обеспечивающую отвод газов из внутренних полостей.

Дело в том, что при сгорании в цилиндрах рабочей смеси образуются отработанные газы, которые находятся под давлением, из-за чего часть их проникает в подпоршневое пространство – картер, где смешивается с масляным туманом и влагой, образованной в результате конденсации.

Вся эта смесь получила название картерных газов.

Если бы двигатель был герметичным, с увеличением количества газов в картере, повышалось и давление внутри его. Из-за этого же возможен прорыв газов вместе с маслом через сапун, сальники, уплотнители или отверстие масляного щупа.

Исходя из этого, следует, что основной задачей системы вентиляции является поддержание давления внутри двигателя и предотвращение превышения его выше допустимой нормы путем отвода картерных газов.

Особенности конструкции вентиляции, принцип работы

Простейшая схема системы вентиляции картера, используемой на двигателях внутреннего сгорания ранее, состояла только из одного штуцера – сапуна, установленного в картере.

Этот сапун соединял внутреннюю полость блока цилиндров с внешней средой, и картерные газы просто выходили через него в атмосферу.

Но такая схема имела один существенный недостаток – в отводимых газах имелись частицы масла, которые тоже попадали во внешнюю среду. А это не только потери смазочного материала и надобность в периодической его доливке, но еще и загрязнение атмосферы.

На современных автомобилях система вентиляции является закрытой. У нее тоже имеется сапун, но к нему подсоединен патрубок, обеспечивающий отвод газов во впускной коллектор или корпус воздушного фильтра, откуда они попадают в цилиндры и сгорают. То есть атмосфера ими не загрязняется.

Дополнительно в систему включены элементы, обеспечивающие отделение масла и возврат его обратно в картер, чтобы оно не попало в цилиндры вместе с газами.

Вариантов маслоотделителей несколько, а на автомобилях разных производителей они могут отличаться по конструкции и принципу работы.

Стоит отметить, что часть отработанных газов попадает в надклапанное пространство, и они тоже должны отводиться.

Поэтому вся схема системы вентиляции двигателя на современном авто состоит из сапуна, маслоотделителя и двух патрубков.

Дополнительно в систему может быть включен специальный клапан, регулирующий давление газов, поступающих во впускной коллектор.

Конфигурация системы может быть самая разная, но от этого ее назначение и принцип работы не меняется. Для примера, рассмотрим конструкцию вентиляции ВАЗ-2110.

В нижней части блока цилиндров данного авто установлен сапун, на который надет патрубок, второй конец этого шланга через штуцер соединен с крышкой головки блока. При этом внутри этой крышки на входе патрубка размещен маслоотделитель.

С другой ее стороны имеется еще один штуцер, к которому подсоединена трубка, идущая к впускному воздушному патрубку.

Принцип работы такой вентиляции прост – газы через сапун попадают в пространство крышки ГБЦ и проходят через маслоотделитель, при этом отделенное масло стекает к клапанному узлу.

После этого газы смешиваются с теми, что прорвались в надклапанное пространство и подаются в воздушный патрубок, а далее – в коллектор. Клапана, регулирующего давление в данном авто нет.

На других машинах маслоотделитель может располагаться сразу возле сапуна, а за ним устанавливается клапан.

Признаки и причины протекания масла через сапун

Несмотря на свою простоту, данная система очень важна, и следить за ее работоспособностью необходимо. Одна из самых часто встречающихся проблем с вентиляцией — гон масла через сапун.

Это может в дальнейшем стать серьезной проблемой, поскольку частицы масла, попадая в коллектор и цилиндры, будут забивать каналы, а при сгорании увеличивать количество сажи, которая затем попадет в картер, закоксовывая масляные каналы, и ухудшая работу системы смазки.

Признаки гона масла.

Их немного. В карбюраторном моторе это могут быть подтеки смазочного материала внутри корпуса воздушного фильтра и значительные следы масла на самом фильтрующем элементе.

Что касается инжекторных двигателей, то проблема проявляется в виде отложений на дроссельном узле и внутренних поверхностях впускного коллектора.

При этом может отмечаться падение мощности мотора, увеличение потребления топлива.

Причины выбрасывания масла через сапун.

А вот их много, при этом многие из них к вентиляции не относятся.

Смазочный материал может идти через эту систему из-за:

  1. Сильного износа поршневых колец и цилиндропоршневой группы в целом. Из-за этого в картер прорывается очень большое количество газов, и вентиляция просто не успевает их все отвести. Поэтому внутри мотора образуется повышенное давление, которое выдавливает масло в сапун;
  2. Засорения сливного канала маслоотделителя. В данном случае отделенному маслу деваться некуда, и оно подмешивается в проходящие газы;
  3. Загрязнения воздушного фильтра. Двигатель всасывает в себя большое количество воздуха, и если его не хватает из-за забитого элемента, то мотор будет подсасывать его вместе с маслом из системы вентиляции;
  4. Увеличенного количества масла в системе. Если смазки в моторе больше нормы, то излишки ее будут попадать в вентиляцию;
  5. Заклинивания клапана системы вентиляции;
  6. Износа ГРМ или прогорания клапана. В результате картерные газы попадают в надклапанное пространство, затем они проникают в картер, значительно повышая давление.

Диагностирование причины гона масла

Поскольку причин гона масла через сапун – большое количество, то необходима комплексная проверка мотора, чтобы точно определить, из-за чего проблема возникла.

При этом, чтобы выполнить ее даже не нужно разбирать силовую установку, всего лишь достаточно сделать замеры некоторых параметров, а также визуально оценить состояние вентиляции.

Для примера возьмем уже упомянутый ВАЗ-2110. Предположим, в двигателе данного авто был замечен налет и масляные отложения во впускном коллекторе, что указывает на гон масла через сапун.

Чтобы определить, что стало причиной данной проблемы, потребуется немного – набор ключей рожковых, отвертка, компрессометр.

Проверку начнем с оценки выхлопных газов. Для этого достаточно завести мотор и посмотреть на их цветовой оттенок.

Если он имеет – это указывает на попадание масла в цилиндры из-за износа или залегания колец ЦПГ или же проблем с ГРМ. Только это уже может помочь с определением причины.

Также необходимо во всех цилиндрах. При нормальном состоянии цилиндропоршневой группы она должна быть в диапазоне 11-13 МПа. Допускается разница между показаниями в цилиндрах не более 1 МПа.

Если в каком-то цилиндре компрессия значительно ниже – именно он может стать причиной гона масла.

А вот из-за чего именно это происходит – колец или клапанов, поможет определить , которая была установлена на этом цилиндре.

Сильный нагар на ней будет указывать на проблему с ЦПГ.

А вот если компрессия маленькая, а свеча при этом имеет нормальный рабочий вид без нагара – следует смотреть клапана.

В случае, когда компрессия во всех цилиндрах нормальная, приступаем к осмотру элементов системы вентиляции.

Осмотр и чистка системы вентиляции

На ВАЗ-2110 это делается так:

  1. Отсоединяем патрубки от сапуна, клапанной крышки, воздушного патрубка и проверить степень их засорения. При надобности их можно промыть в бензине или керосине, а после просушить;
  2. Откручиваем гайки крепления клапанной крышки и снимаем ее. С внутренней стороны на ней расположены два болта крепления крыши маслоотделителя, которые необходимо открутить;
  3. Снимаем открученную крышку и извлекаем маслоотделитель. Представляет он собой пакет специальных пластин, который можно разобрать, промыть каждую пластину по отдельности, собрать обратно и поставить на место.

Поскольку на других автомобилях конструкция системы может быть другой, то и выполняется она несколько по-иному. Но суть работ от этого не меняется – снимаются все элементы и промываются.

Что касается клапана регулировки подачи отработанных газов, который может быть установлен в систему вентиляции, то оценку степени его загрязнения и очистку выполнить нетрудно.

Он извлекается, проверяется ход его штока, и если он подклинивает, то клапан просто моется в бензине, просушивается и ставиться на место.

Это все работы по обслуживанию системы вентиляции картера. Выполнить их несложно, и вполне под силу каждому автолюбителю.

Напоследок отметим, что рекомендуется проводить чистку вентиляции каждый раз, когда меняется масло.

Причины возникновения дефекта «выброс масла из сапуна» Причины «выброса масла из сапуна» условно можно разбить на три группы

Причины возникновения дефекта

«выброс масла из сапуна»

Причины «выброса масла из сапуна» условно можно разбить на три группы:

  1. Неисправность, конструктивная недоработка системы вентиляции картерных газов;
  2. Повышенное давление картерных газов из-за прорыва отработанных газов в картерную часть двигателя;
  3. Избыточный уровень моторного масла, низкое качество самого масла.
НЕ ТОРОПИТЕСЬ НАЧИНАТЬ ПОЛНУЮ РАЗБОРКУ ДВИГАТЕЛЯ, ДВИГАЙТЕСЬ ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ.

Все работы по определению причин «выброса масла из сапуна» следует проводить в следующей последовательности:

  • Во-первых, проверьте уровень моторного масла в двигателе по маслощупу, сопоставьте длину трубки направляющей маслощупа (поз. 2) с трубкой аналогичных двигателей (более длинная трубка фактически означает, что уровень масла превышает максимально допустимый и при работающем двигателе может возникнуть выброс масла из сапуна);
  • Во-вторых, необходимо убедиться в том, что масло вытекает именно из сапуна, зачастую за течь из сапуна принимают утечки через масляные уплотнения (например через прокладку клапанной крышки, уплотнения вала привода ТНВД, прокладку картера масляного и т.д.). Для этого необходимо протереть насухо трубку вентиляции картера, смыть (очистить) масляные подтеки, запустить двигатель проверить образование капель на трубе вентиляции картера;
  • В-третьих, необходимо проверить давление картерных газов при помощи пьезометра, принципиальная схема и способ контроля приведены ниже:
  • при этом диаметр трубки может быть любым, речь может идти только об удобстве наполнения трубки водой и возможности видеть уровень воды в трубке.
Семейство, модель двигателя Избыточное давление картерных газов в

мм. вод. ст.

(не более)

Euro 1 (740.11, 740.13, 740.31) ≤ 20÷25
Euro 2 (740.30, 740.50, 740.51) ≤ 30÷35
Euro 3 (740.35, 740.37, 740.60, 740.63, 740.64, 740.65…) ≤ 30÷35

Превышение приведенных в таблице значений может свидетельствовать о следующем:

  1. Неисправности деталей цилиндро-поршневой группы:
  • абразивно пылевой износ деталей из-за попадания пыли во впускной воздушный тракт двигателя (дополнительно сопряжено с падением мощности, дымным выхлопом),
  • несоответствие чертежу деталей цилиндро-поршневой группы;
  • поломка деталей цилиндро-поршневой группы (поршневых колец, прогар поршней, поломка стопорного кольца поршневого пальца)
  1. Прорыве отработанных газов в картер через:
  • изношенные направляющие клапанов;
  • раковины металла головки цилиндра, которые сообщают выпускной тракт головки со штанговой полостью и, соответственно, с картерной полостью.
При этом необходимо определить проблемный цилиндр при помощи компрессометра, последовательного отключения подачи топлива к форсункам двигателя, состояние ЦПГ так же можно диагностировать при помощи «мокрого теста» (для подтверждения дефекта в цилиндр впрыскивается небольшая порция масла, примерно 30÷40 гр,, затем повторно замеряется компрессия, если значение компрессии повышается, то проблема кроется именно в ЦПГ), если «мокрый тест» не дал результата, то проблему следует искать в другом месте.

Теперь, что касается проверки

самой системы вентиляции картерных газов:

  1. Двигатели Euro 1 (740.11, 740.13, 740.31)
    1. Проверить проходимость отверстия в трубке направляющей масляного щупа (пролить трубку маслом), если проходимость нарушена то восстановить её можно доработав отверстие предварительно отогнув боковой отвод , сделав его прямолинейным.
    1. Проверить правильность установки в газоотводную тру бку вентиляции картерных газов вкладышей поз. 3. Разрез вкладышей должен быть ориентирован вверх.
    1. Провести модернизацию патрубка сапуна поз.5 в соответствии с рис. 5

Рис. 5

Было:

Стало:

Трубка для слива масла должна быть сдвинута вперед по ходу движения автомобиля , Расстояние от переднего торца патрубка дет. До центра отверстия трубки 15 мм.

  1. Euro 2 (740.30, 740.50, 740.51)
Сбои в работе системы вентиляции картерных газов на двигателях Euro- 2 встречаются редко, способы устранения неисправностей те же, что и Euro- 1 применительно к особенностям конструкции.

  1. Euro 3 (740.35, 740.37, 740.60, 740.63, 740.64, 740.65…)
Сбои в работе системы вентиляции картерных газов на двигателях Euro- 3 могут быть связаны с непроходимостью гидрозатвора поз. 1 (проверяется проливом), отсутствием зазора для слива масла между трубой поз.13 и патрубком сапуна поз. 3.

Причины возникновения дефекта «выброс масла из сапуна» Причины «выброса масла из сапуна» условно можно разбить на три группы

47.37kb.

1 стр.

Путь пальмового масла

57.9kb.

1 стр.

Масла разные” на нижеследующих условиях: Масла разные: согласно приложению №1

18kb.

1 стр.

Как смешивать масла для облегчения пмс и периодических болей

41.4kb.

1 стр.

Пищевая ценность и технология производства подсолнечного масла 3

934.82kb.

8 стр.

Заседание секции «Юный исследователь»

30.5kb.

1 стр.

Ореховые пироги Ингредиенты: Пирог

10.07kb.

1 стр.

Кидыбиньски А. Выброс угля и метана в забое штрека в пласте со сбросом– по испытаниям частичной модели

47.56kb.

1 стр.

Что такое ароматерапия?

23.83kb.

1 стр.

Пачка сливочного масла стоит 50 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 15%. Сколько рублей заплатит пенсионер за две пачки масла

38.85kb.

1 стр.

Лекция №1 10. 11. 07 г. Преподаватель: Каширин Владимир Петрович. Причины возникновения религии

126.23kb.

1 стр.

Лекция №1 клеточная альтерация и адаптация. Морфология повреждения паренхиматозные дистрофии

7268.09kb.

39 стр.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости