С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Класс дизельного топлива


Автотранспорт - правила, нормы, положения

Классы топлива.

На территории  трех государств, входящих в Таможенный союз, действует Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденный  решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826.

Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее — топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.

1. Технический регламент ТС установил требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива:

а) обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:

— первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин;

— вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом;

— третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.

б) обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:

— первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей;

— вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения;

— третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.

2. Технический регламент ТС установил единое обозначение экологического класса топлива — классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.

3. Требования Технического регламента ТС к безопасности (характеристикам) топлива.

3.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

Таблица 1.

   Характеристики аавтомобильного бензина Единица измерения Нормы в отношении экологического класса

К 2

К 3

К 4

К 5

Массовая доля серы, не более

мг/кг

500

150

50

10

Объемная доля бензола, не более

процентов

5

1

1

1

Концентрация железа, не более

мг/дм3

отсутствие

отсутствие

отсутствие

отсутствие

Концентрация марганца, не более

мг/дм3

отсутствие

отсутствие

отсутствие

отсутствие

Концентрация свинца, не более

мг/дм3

5

5

5

5

Массовая доля кислорода, не более

процентов

2,7

2,7

2,7

Объемная доля углеводородов, не более:

процентов

     ароматических

42

35

35

     олефиновых

18

18

18

Октановое число по исследовательскому методу, не менее

80

80

80

80

Давление насыщенных паров:

кПа

в летний период

35-80

35-80

35-80

35-80

в зимний период

35-100

35-100

35-100

35-100

Объемная доля оксигенатов, не более:

процентов

метанола

1

1

1

этанола

5

5

5

изопропанола

10

10

10

третбутанола

7

7

7

изобутанола

10

10

10

эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле

15

15

15

Объемная доля монометиланилина, не более:

процентов

1,3

1

1

отсутствие

Примечание. Концентрация свинца в топливе для все классов и объемная доля метанола для классов К3, К4, К5 для России – отсутствие.

3.2. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

Таблица 2.

Характеристики дизельного топлива

Единица измерения

Нормы в отношении экологического класса

К 2

К 3

К 4

К 5

Массовая доля серы, не более

мг/кг

500

350

50

10

Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже:

     для летнего и межсезонного дизельного топлива

40

40

55

55

     для зимнего и арктического дизельного топлива

30

30

30

30

Фракционный состав — 95 процентов объемных перегоняется при температуре не выше

360

360

360

360

Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более

процентов

11

11

8

Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее

45

51

51

51

Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее

47

47

47

Предельная температура фильтруемости, не выше:

     зимнего дизельного топлива

минус 20

минус 20

минус 20

минус 20

     дизельного топлива для арктического климата

минус 38

минус 38

минус 38

минус 38

межсезонного дизельного топлива

минус 15

минус 15

минус 15

минус 15

Смазывающая способность, не более

мкм

460

460

460

460

Примечание. Для республики Казахстан предельная температура фильтруемости зимнего дизельного топлива для всех классов  – не более -150 С,  для межсезонного дизельного топлива        –не более -50 С.

4. Требования технического регламента ТС к обращению топлива на рынке.

4.1. Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено   требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.

4.2. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:

— наименовании и марке топлива;

— соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.

При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливно-раздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках. 

По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива. 

5. Сроки  выпуска в обращение и обращение автомобильного бензина и дизельного топлива по годам, странам Таможенного союза и классам топлива (статья 7 Технического регламента ТС).

Экологический класс К2:

5.1. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина и дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2014 года.

Экологический класс К3:

5.2. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К3 допускается на территории:

Республики Беларусь — по 31 декабря 2014 года;

Республики Казахстан — по 31 декабря 2015 года;

Российской Федерации — по 31 декабря 2014 года.

5.3. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях:

Республики Казахстан — с 1 января 2016 года;

Российской Федерации — с 1 января 2015 года.

Экологический класс К4:

5.4. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории:

Республики Беларусь — по 31 декабря 2015 года;

Российской Федерации — по 31 декабря 2015 года.

5.5. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории:

Республики Беларусь — по 31 декабря 2014 года;

Российской Федерации — по 31 декабря 2015 года.

Экологический класс К5:

Выпуск в обращение и обращение бензина и дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.

Автотранс-консультант.ру.

Классы и сорта дизельного топлива

Главная > Классы и сорта дизельного топлива

Использование дизельного топлива экономически оправдывает себя. Расход горючего в дизельном моторе на 30–40 % меньше, чем в бензиновом. При этом мощность и тяговое усилие выше, а выхлопные газы безопаснее.

ДТ обеспечивает работу двигателей различной техники (автомобили, суда, тракторы, электрогенераторы, котлы автономных отопительных систем и пр.).

Основные характеристики

Дизельное топливо имеет следующие основные параметры.

  • Цетановое число. Эта главная зарактеристика определяет воспламеняемость горючего. Зависит от промежутка времени, который нужен для того, чтобы попавшее в цилиндры дизельное топливо вспыхнуло. Чем выше число, тем меньше времени требуется на прогрев силового агрегата.
  • Вязкость. Влияет на процессы нагнетания и впрыска, а также на смазывающие характеристики.
  • Плотность. От нее зависят эффективность и экономичность. Чем выше плотность, тем больше от сгорания дизельного топлива вырабатывается энергии.
  • Содержание серы. Чем больше в составе горючего сернистых соединений, тем быстрее разрушается топливная система, а также увеличивается количество вредных выбросов в атмосферу.
  • Предельная температура фильтруемости. Определяет, при каких условиях горючее густеет настолько, что уже не может пройти сквозь фильтры.

Дизельное топливо делят на классы и сорта в зависимости от двух последних характеристик.

Классы дизельного топлива в зависимости от содержания серы

  • Класс К5 — не более 10 мг/кг.
  • Класс К4 — не более 50 мг/кг.
  • Класс К3 — не более 350 мг/кг.
  • Класс К2— не более 500 мг/кг.

Сейчас в России разрешены выпуск и использование дизельного топлива класса не ниже К5.

Дизельное топливо разделяют в зависимости от предельной температуры фильтруемости на следующие сорта:

Эта классификация действует только в регионах с умеренным климатом.

Классы дизельного топлива для регионов с суровым климатом

В регионах с холодным климатом применяют иную классификацию топлива.

  • 0 класс. Температура фильтруемости — не ниже -20 °C. Температура помутнения — -10 °C.
  • 1 класс. Температура фильтруемости — не ниже -26 °C. Температура помутнения — -16 °C.
  • 2 класс. Температура фильтруемости — не ниже -32 °C. Температура помутнения — -22 °C.
  • 3 класс. Температура фильтруемости — не ниже -38 °C. Температура помутнения — -28 °C.
  • 4 класс. Температура фильтруемости — не ниже -44 °C. Температура помутнения — -34 °C.

Для использования зимой лучше всего подойдет дизельное топливо 1 и 2 классов. Остальные характеристики горючего представлены в таблице ниже.

Характеристика дизельного топлива Класс дизельного топлива
0 1 2 3 4
Температура вспышки в тигеле +55 °C +55 °C +40 °C +30 °C +30 °C
Цетановый индекс 46 46 46 43 43
Цетановое число 49 49 48 47 47
Вязкость при 40 °C 1,5–4 мм2/с 1,5–4 мм2/с 1,5–4 мм2/с 1,4–4 мм2/с 1,2–4 мм2/с
Плотность при 15 °C 800–845 кг/м3 800–845 кг/м3 800–840 кг/м3 800–840 кг/м3 800–840 кг/м3
Фракционный состав
До 340 °C 95 % 95 % 95 % 95 % 95 %
До 180 °C 10 % 10 % 10 % 10 % 10 %

Летнее (Л) дизтопливо используется в зонах теплого климата и объединяет в себе 3 сорта:

— A (предел фильтруемости +5 °С);

— В (предел 0 °С);

— С (предел –5 °С).

Зимнее (З) дизельное топливо создано для холодного времени года, северных климатических зон. Его критический предел застывания распространяется после уровня сорта F — от –20 до –44 °С.

К межсезонному (Е) дизельному топливу относят сорта:

— (предел фильтруемости —10 °С);

-E (–15 °С);

— F (−20 °С).

Оно используется в умеренном климате.

Есть и арктическое (А) горючее для дизелей. Его используют при t воздуха минус 44–50 °С.

Маркировка включает в себя три группы знаков, расположенных в определенной последовательности.

  1. Буквы, указывающие вид горючего, — «ДТ».
  2. Буквы, определяющие климатические условия использования: «А» — арктическое дизельное топливо; «З» — зимнее; «Е» — межсезонное; «Л» — летнее.
  3. Символы, обозначающие уровень содержания сернистых соединений (К1–К5).

К примеру, ДТ-Л-К2 — это летнее горючее 2-го экологического класса.

Классы и сорта дизельного топлива

  • Class A — F для температур от +5 до -20 °С,
  • Class 0 — 4 для температур от -20 до -44 °С.

С 2005 г. в РФ действует новый государственный стандарт на дизельное топливо — ГОСТ Р 52368-2005, он полностью соответствует европейской спецификации EN 590. Согласно действующему стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ СЕРЫ:

  • вид I — содержание серы не более 350 мг/кг;
  • вид II — содержание серы не более 50 мг/кг;
  • вид III — содержание серы не более 10 мг/кг.

Российский ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования.

Сорта ДТ по предельной температуре фильтруемости в районах умеренного климата:

Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости.

  • Сорт А (+5 °С)
  • Сорт B (0 °С)
  • Сорт C (-5 °С)
  • Сорт D (-10 °С)
  • Сорт E (-15 °С)
  • Сорт F (-20 °С)

Классы ДТ по предельной температуре фильтруемости для районов с холодным климатом

Для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы с предельной температурой фильтруемости:

Наименование показателя Значение для класса
0 1 2 3 4
1. Предельная температура фильтруемости °С, не выше -20 -26 -32 -38 -44
2. Температура помутнения, °С, не выше -10 -16 -22 -28 -34

Маркировка ДТ в рамках ТР Таможенного союза (ТР ТС) и соответствие маркировки Евро

В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России приняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:

Первая группа: буквы Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива
ДТ — дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей Л — летнее (температура фильтруемости не определяется); К2 — содержание серы не более 500 мг/кг;
Е — межсезонное (-15 °С); К3 — содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I);
З — зимнее (-20°С); К4 — содержание серы не более 50 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II);
А — арктическое (-38°С). К5 — содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III).

Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5, что соответствует параметрам Евро-5.

В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, — на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений.

Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.

Запреты на марки дизельного топлива

В настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2.

С 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3.

С 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.

С 1 июля 2014 года в России введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:

  • ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 32;
  • ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 38;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 44;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 48;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 52.

При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.

Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура помутнения. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей, часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.

Классификация дизельного топлива (дизтоплива, солярки)

В СССР, а впоследствии и в России в соответствии с ГОСТ 305-82 дизельное топливо делилось на следующие марки:

  • летнее — используется при температуре воздуха не ниже 0°С и имеет в своем обозначении кол-во серы и температуру вспышки, например, Л-0,2-40;
  • зимнее — применяется при температурах не ниже -20°С и имеет в обозначении кол-во серы и температуру застывания, например, З-0,05 (-25°С);
  • арктическое — применяется до -50°С, имеет в обозначении кол-во серы и температуру застывания, например, А-0,05 (-50°С).

В настоящее время вышеуказанный стандарт СССР устарел, но старые обозначения солярки еще можно встретить в запросах потребителей.

В Европейском союзе в 1993 г. введен стандарт EN 590 (первоначально Евро-1), который претерпел 4 модификации. В настоящее время действует европейский стандарт EN 590-2009, он же ЕВРО-5. Эти стандарты классифицируют дизельное топливо по температурно-климатическим зонам применения: Class A — F для температур от +5 до -20 °С, Class 0 — 4 для температур от -20 до -44 °С.

В России при уходе от советского стандарта изначально решили переходить на европейскую систему классификации. С 2005 г. в РФ действует новый государственный стандарт на дизельное топливо — ГОСТ Р 52368-2005. Он полностью соответствует спецификации EN 590. Согласно новому стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы, а именно:

  • вид I — содержание серы не более 350 мг/кг;
  • вид II — содержание серы не более 50 мг/кг;
  • вид III — содержание серы не более 10 мг/кг.

Новый ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования. Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости:

  • Сорт А (+5 °С)
  • Сорт B (0 °С)
  • Сорт C (-5 °С)
  • Сорт D (-10 °С)
  • Сорт E (-15 °С)
  • Сорт F (-20 °С)

А для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы c предельной температурой фильтруемости:

  • Класс 0 (-20 °С)
  • Класс 1 (-26 °С)
  • Класс 2 (-32 °С)
  • Класс 3 (-28 °С)
  • Класс 4 (-44 °С)

В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и Россииприняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:

Первая группа: буквы

  • ДТ — дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей.

Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения

  • Л — летнее (температура фильтруемости не определяется);
  • Е — межсезонное (-15 °С);
  • З — зимнее (-20°С);
  • А — арктическое (-38°С).

Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива

  • К2 — содержание серы не более 500 мг/кг;
  • К3 — содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I);
  • К4 — содержание серы не более 50 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II);
  • К5 — содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III).

Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5 (соответствует Евро-5).

В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, — на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений. Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.

Необходимо отметить, что в настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2, с 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3, а с 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.

С 1 июля 2014 года в России будет введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:

  • ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 32;
  • ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 38;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 44;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 48;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 52.

При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.

Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура помутнения. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей, часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости