С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Классификация масел моторных


Классификация моторных масел: маркировка моторных масел, расшифровка и характеристики

07.12.2017

Каждый автолюбитель знает, что залог эффективной и стабильной работы двигателя внутреннего сгорания – использование качественной моторной смазки. Но широкое разнообразие защитного материала порой вводит в заблуждение и затрудняет выбор. Классификация моторных масел призвана облегчить поиск нужной жидкости.

Попробуем разобраться, какие классификации существуют и о чем их маркировка может поведать автолюбителю.

Классификация моторных масел по химической основе

Первым делом разберемся, какие бывают моторные масла по химическому составу. Выделяют три основные группы автомасел: минеральные, полусинтетические и синтетические.

Сравнение синтетики и минералки

Минеральные полностью состоят из натуральных ингредиентов. Они производятся путем прямого перегона нефтепродуктов. Их использование рационально в новых двигателях, не предназначенных для работы в условиях сильных перегрузок. Минералка идеально подходит для умеренного климатического пояса, где сезонные температурные перепады практически не заметны. Такая особенность объясняется невозможностью масла поддерживать стабильное рабочее состояние в высоко- и низкотемпературных условиях: при отрицательных температурах минеральная основа подмерзает и перестает равномерно циркулировать в силовой установке, при положительных — обретает высокую текучесть и быстро испаряется. Периодичность замены такого масла варьируется в пределах 5-7 тысяч километров пробега (при условии, что автомобиль не подвергается большим перегрузкам). Основные преимущества таких автомасел заключаются в доступности и их низкой стоимости. Отрицательной стороной, помимо невозможности использования жидкости в условиях повышенных нагрузок, является большое скопление вредных для окружающей среды примесей, содержащихся в выхлопных газах. Обозначение минеральной основы на этикетках канистр указывается редко.

Присадки позволяют сохранять первоначальные свойства горюче-смазочного материала в течение продолжительного времени, а также позволяют ему противостоять температурным перепадам. К основным недостаткам полусинтетики относится ее «минеральная сторона»: нефтепродукты могут давать осадок или нагар, загрязняя тем самым рабочую площадь. Масло подходит для новых бензиновых и дизельных двигателей. Также его использование допустимо и в моторах, которые выработали небольшой ресурс.

Этапы производства моторного масла

Синтетическая основа состоит из ингредиентов, которые не встречаются в чистом виде в природе. Процесс производства синтетики подразумевает проведение сложного молекулярно-химического синтеза, направленного на повышение эксплуатационных свойств защитного материала. Такое масло не оставляет нагара и не загрязняет рабочую смесь. Более того, в его составе присутствуют моющие присадки, которые бережно очищают двигатель от грязи и сажи. Если вы привыкли к спортивному стилю вождения или проживаете в регионе, славящемся резкими температурными перепадами, то «баловать» своего железного друга лучше качественной синтетикой. Она не разжижается, не густеет от времени и климатических скачков, а позволяет повышать ресурс мотора там, где обычная минералка уже полностью бы «потеряла над собой контроль». Периодичность замены синтетики может доходить до 15 тысяч километров пробега. При этом ее использование допустимо как в новых, так и старых силовых агрегатах. О том, что жидкость в канистре относится к синтетике, информирует соответствующая надпись на этикетке.

Определяющим параметром при выборе моторной жидкости по химической основе должно выступать техническое состояние мотора.

Классификация моторных масел по SAE

Характеристики моторных масел напрямую зависят от степени их вязкости. В связи с этим была разработана международная классификация моторных масел SAE. Она позволяет создавать градацию автомобильных жидкостей на основании степени их текучести и устойчивости к высокотемпературным условиям.

Согласно такой классификации, все автомасла разделяются на три группы: зимние, летние и всесезонные.

Усредненные диапазоны работоспособности масел

Обозначения зимней группы включают в себя цифру и букву W рядом с ней. Сама цифра идентифицирует низкотемпературный предел, до достижения которого ГСМ сохраняет свои потребительские свойства. Буква W символизирует зимнее время года. Такие жидкости имеют высокую степень текучести, которая позволяет им мгновенно распределяться по рабочей поверхности холодного мотора, обеспечивая ему легкий запуск. При температурах выше 0 градусов по Цельсию использовать такую жидкость нельзя – перегрев вызовет еще большую текучесть, в результате чего жидкость просто начнет просачиваться сквозь сальники и прокладки, оставляя двигатель без должной защиты.

Летнее моторное масло в своей маркировке содержит только двузначные цифры. Данные цифры условно обозначают высокотемпературный предел, после достижения которого наступает ухудшение технических параметров масла. Летняя группа имеет высокую степень вязкости, что позволяет предотвращать чрезмерную текучесть ГСМ в условиях положительных температур. При температуре ниже 0 происходит увеличение индекса ее тягучести, поэтому использование летнего масла в зимний период попросту невозможно.

Распознать универсальное автомасло просто: на его этикетке указывается маркировка, содержащая два числа и букву между ними. Объединение летнего и зимнего значений информирует автовладельца о возможности круглогодичного использования масляной жидкости: первая цифра указывает на диапазон отрицательных температур, вторая – на диапазон положительных.

Зная, какая расшифровка у моторных масел, вы сможете безошибочно распознавать их на прилавках автомагазинов.

Классификация моторных масел по API

Маркировка моторных масел по классификации API выполняет сразу три роли:

  1. Она информирует автовладельца о том, к какому типу двигателя применима жидкость.
  2. Сообщает об эксплуатационных характеристиках моторного горюче-смазочного материала.
  3. Предупреждает, в двигателях какого года выпуска может использоваться такая смазка.

Маркировка моторных масел состоит из следующих обозначений:

  • буквенный код ЕС (может не прописываться), стоящий после наименования классификации API, указывает, к какому классу энергосберегающих моторных жидкостей относится данный продукт.
  • римская цифра после аббревиатуры информирует о возможности экономии топлива.
  • буквы «С» или «S» подразумевают дизельные и бензиновые движки, соответственно.
  • после букв «С» или «S» идут буквы от А до N, характеризующие класс качества моторной жидкости. И чем дальше классификатор удален от начала алфавита, тем выше качество горюче-смазочного материала.

Узнать, что означают буквенные коды классификации моторных масел API, можно из приведенной ниже таблицы.

Классификация моторных масел по ACEA

Еще одна классификация моторных масел была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей. Стоит отметить, что производители моторных жидкостей перед стартом продаж нового продукта на европейском рынке должны в обязательном порядке получить сертификат ACEA.

На емкостях двигательной жидкости можно найти обозначения с буквами А, В, С или Е:

Моторное масло в двигателе
  • Буква «А» означает, что применение масла рассчитано на бензиновый двигатель.
  • Буква «В» говорит о том, что заливается жидкость в дизельные моторы легковых автомобилей.
  • Буква «С» указывает на использование масла в двигателях (бензиновых и дизельных), с установленным катализатором.
  • Буква «Е» означает, что ГСМ применим для грузовых авто, оснащенных дизельной силовой установкой.

Помимо буквы в маркировке ACEA присутствуют также и цифры.

Выделяют десять основных классов моторных продуктов по классификации ACEA:

  • А1/В1 — данная группа используется в тех моторах, которые допускают использование масловязкой защитной пленки при высокой температуре и высокой скорости сдвига.
  • А3/В3 — основными свойствами данного класса являются большой межзаменный интервал, высокая устойчивость к деструкции и мгновенная адаптация к температурным перепадам. Такие преимущества позволяют использовать масла второй группы в моторах, подвергающихся регулярным перегрузкам.
  • А3/В4 — третья группа также обладает высокими техническими характеристиками, с той лишь разницей, что используются такие масла в высокофорсированных бензиновых установках и дизельных агрегатах с непосредственным впрыском топливной смеси.
  • А5/В5 — отличительная особенность ГСМ четвертого класса — значительная экономия топлива.
  • С1 — масла, обладающие высокой степенью экологичности. В их составе содержится низкое содержание серы и фосфора, что существенно снижает токсичность выхлопных газов.
  • С2 — моторные масла группы заливаются в моторы, оборудованные сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Благодаря уникальности масляного состава, ресурс данных деталей, при использовании жидкостей с маркировкой С2, существенно увеличивается. Также происходит значительная экономия топливного расхода.
  • С3 — группа масел, предназначенная для современных силовых агрегатов, отвечающих последним нормам экологической безопасности.
  • С4 — класс ГСМ, разработанный в 2004 году. Согласно требованиям ACEA, заливается масло с классификатором С4 в движки Euro-4. Из положительных сторон стоит отметить низкое содержание вредных примесей и способность повышать ресурс трехкомпонентного катализатора автомобиля.
  • Е6 — моторные масла девятого класса обладают не только высокой стойкостью к механической деструкции, но и «имеют отличный иммунитет» перед старением. Заливать такую жидкость нужно в дизельные моторы грузовых автомобилей, эксплуатирующихся в условиях больших перегрузок.  Несмотря на постоянные температурные перепады, ГСМ отлично сохраняет свои потребительские свойства и эффективно защищает мотор от износа.
  • Е7 — класс, применимый в моторах дизельных «грузовиков», отвечающих требованиям Euro-1, 2, 3 и 4.

Классификация моторных масел по ILSAC

Ilsac — классификация, разработанная инженерами Америки и Японии. Она включает пять групп моторных масел, технические характеристики которых соответствуют классификации API:

  • маркировка GF-1 в настоящее время не используется. Соответствует классификатору API SH, т.е. предназначена для двигателей, выпущенных с 1995 по 1996 гг.,
  • маркировка GF-2 является аналогом API SJ, т.е. моторное масло данного стандарта может заливаться в мотор, выпущенный в период с 1997 по 2000 гг. Вязкостные характеристики группы соответствуют маслам 0W-20 и 5W-20,
  • маркировка GF-3 — «отражение» API SL. Использование ГСМ с таким классификатором допустимо в движке, произведенном с 2001 по 2003 гг.,
  • маркировка GF-4 соответствует API SM, т.е. подходит для двигателей, выпущенных после 2004 года,
  • маркировка GF-5 является аналогом API SN и предназначается для современных автомобильных моторов, оборудованных новейшими системами нейтрализации выхлопных газов.

Моторное масло, заливаемое в турбированный двигатель, по классификации Ilsac имеет маркировку DX-1.

Классификация моторных масел по ГОСТ

В соответствии с ГОСТ 17479.1-85, обозначение моторных жидкостей включает в себя заглавную букву «М», цифры, характеризующие класс кинематической вязкости ГСМ, и заглавные буквы, указывающие на принадлежность смазки к той или иной группе по эксплуатационным параметрам.

Для обозначения зимних автомасел используются цифры 3, 4, 5, 6; для летних — 6, 8, 10, 12, 14, 16,20 и 24. При этом, чем больше цифра, тем выше вязкость защитной пленки. Универсальные смазки в своей маркировке имеют показатели обоих сезонов, прописанные через дробную черту (например, 3/8). ГОСТом предусмотрено 6 групп, классифицируемых по сфере использования. Обозначения включают в себя букву А, Б, В, Г, Д или Е и цифру. Индекс 1 подразумевает применение в бензиновых силовых установках, индекс 2 — в дизельных. Если рядом с буквой отсутствует числовой показатель, значит, средство является универсальным для всех моторов.

Итог

Расшифровка моторных масел может о многом сказать автолюбителю. Главное, запомнить основные параметры, по которым в дальнейшем будет произведен выбор качественного материала.

Следует помнить, что, несмотря на огромное количество рекомендаций в сфере применения того или иного вида моторной смазки, основное предпочтение следует отдавать требованиям производителя транспортного средства. Перед тем, как выпустить модель  в продажу, компании-производители опытным путем подбирают наиболее эффективный горюче-смазочный материал, способный продлить эксплуатационный период силовой установки.

Какими бы ни были моторные масла, их характеристики могут отрицательно повлиять на состояние двигателя вашего средства передвижения. Поэтому прежде, чем ставить эксперименты на своей машине, загляните в ее руководство по эксплуатации.

Классификация моторных масел: маркировка моторных масел, расшифровка и характеристики Ссылка на основную публикацию

proavtomaslo.ru

Классификации и маркировка моторных масел

В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах — степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.

Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Но, прежде, чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках — ротационных вискозиметрах.

Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением — возрастает.

Маркировка масла по температуре использования

Ряд зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W — обозначаются цифрой и буквой «W» (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.

К низкотемпературным параметрам относятся:

  • Проворачиваемость— показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель.
  • Прокачиваемость — это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.

Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100°С — показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 — обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:

  • минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С — показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
  • минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.

Ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. т

Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой погоде.

Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:

  • проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)
  • прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
  • надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел)

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств API

Наиболее известной международной классификацией моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств является классификация API (Американского института нефти).

Классификация API подразделяет моторные масла на две категории :

  • S (Service) — для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков.
  • C (Commercial) — для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.

Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает категорию масла, вторая — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.е. качество масла).

Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4). Большинство зарубежных моторных масел универсальные — их применяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, например: SF/CC, CD/SF и т.д. Основное назначение масла указывают первые буквы , т.е. SF/CC — «более бензиновое», CD/SF- «более дизельное». Энергосберегающие масла для бензиновых двигателей дополнительно обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving).

На сегодняшний день (апрель 2009) классификация API содержит 3 действующих класса категории «S» и 6 действующих классов категории «С». Но многие производители продолжают выпускать масла классов, исключенных из спецификации, поскольку автомобили со старыми двигателями продолжают эксплуатироваться, а значит, есть необходимость в этих маслах. Согласно рекомендаций API любой вышестоящий действующий класс категории «S» заменяет нижестоящий действующий класс. Для дизельных масел, вышестоящий действующий класс как правило, но не всегда, заменяет нижестоящий класс.

Спецификация API для бензиновых двигателей

Класс Статус Назначение
SM Действующий Для всех автомобильных двигателей, выпускаемых в настоящее время. Введен в 2004 году. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства
SL Действующий Для двигателей 2004 и старше годов выпуска
SJ Действующий Для двигателей 2001 и старше годов выпуска
SH Устаревший Для двигателей 1996 и старше годов выпуска
SG Устаревший Для двигателей 1993 и старше годов выпуска
SF Устаревший Для двигателей 1988 и старше годов выпуска
SE Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1979 года.
SD Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1971 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SC Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1967 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SB Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1951 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SA Устаревший Не содержит присадок. Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1930 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам

Спецификация API для дизельных двигателей

Класс Статус Назначение
CJ-4 Действующий Введен в 2006 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2007 году. Масла данного класса предназначены для работы на топливе, содержащем не более 0,05% серы. Однако для выполнения требований по нормам выброса, надежной работы систем очистки отработанных газов и достижения удлиненных интервалов замены масла, необходимо использовать дизтопливо, содержание серы в котором не превышает 0,0015%. Моторные масла класса CJ-4 разрабатывались для двигателей, оборудованных самыми современными системами снижения выбросов вредных веществ (сажевые фильтры, системы рециркуляции выхлопных газов и др.) Масла класса CJ-4 имеют улучшенные защитные свойства, повышенную окислительную, низко- и высокотемпературную стабильность, удлиненные интервалы замены. Однако при использовании топлива с содержанием серы более 0,0015% интервалы замены необходимо уменьшить. Масла класса CJ-4 могут заменять масла классов CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4.
CI-4 Действующий Введен в 2002 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2004 году. Масла этого класса разработаны для двигателей, имеющих систему рециркуляции выхлопных газов (EGR) и работающих на дизтопливе с содержанием серы до 0,5 %. Могут заменять масла классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4.
CH-4 Действующий Введен в 1998 году. Для высокооборотистых четырехтактных двигателей, соответствующих нормам выброса, установленным в 1998 году. Предназначены для работы с использованием топлива с содержанием серы до 0,5%. Может использоваться вместо масел классов CD, CE, CF-4 и CG-4.
CG-4 Действующий (до 31.08.09) Введен в 1995 году. Для тяжелонагруженных, высокооборотистых, четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы менее 0,5%. Применяется в двигателях, соответствующих требованиям стандарта 1994 года по уровню выбросов. Может заменять масла классов CD, CE, CF-4.
CF-4 Устаревший Введен в 1990 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CD и CE.
CF-2 Действующий Введен в 1994 году. Для тяжелонагруженных двухтактных дизелей. Могут применяться вместо масел класса CD-II.
CF Действующий Введен в 1994 году. Для внедорожников, вихрекамерных и форкамерных дизелей, а также дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы (до 0,5%). Могут применяться вместо масел класса CD.
CE Устаревший Введен в 1985 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CC и CD.
CD-II Устаревший Введен в 1985 году. Для двухтактных двигателей.
CD Устаревший Введен в 1955 году. Для некоторых безнаддувных и турбированных двигателей.
CC Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1990 года.
CB Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1961 года.
CA Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1959 года.

Маркировка

Варианты маркировки моторных масел

Классификация ILSAC разработана Международным комитетом по одобрению и стандартизации смазочных материалов (ILSAC) совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API. Действующим стандартом ILSAC, принятым в 2004 году, является GF-4. Масла этого класса являются энергосберегающими, они совместимы с системами нейтрализации выхлопных газов и обеспечивают улучшенную защиту двигателя от износа. В 2010 году предполагается введение стандарта GF-5.

Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) — с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторных масел, которая с тех пор неоднократно обновлялась. Здесь приведена классификация, введеная с 22 декабря 2008 года.

Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских, т.к. в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

  • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
  • меньшей массой двигателей;
  • большей удельной мощностью;
  • большими допустимыми скоростями передвижения;
  • более тяжелыми городскими режимами.

Ввиду этих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.

Классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса:

  • A/B — для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;
  • C — совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;
  • E — для мощных дизелей грузовых автомобилей.

A/B- масла для бензиновых и дизельных двигателей

A1/B1 Предназначены для бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

A3/B3 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, разработанных для применения и/или с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.

A3/B4 Предназначены для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3.

A5/B5 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C — масла, совместимые с каталитическими нейтрализаторами

C1 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C2 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, разработаных для использования масел, обеспечивающих низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C3 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5 mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C4 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

E- для мощных дизелей грузовых автомобилей

E4 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей).

Могут применяться только в двигателях без сажевого фильтра, и в некоторых двигателях с системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E6 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей).

Могут применяться в двигателях с системой рециркуляции выхлопных газов, с или без сажевого фильтра, и для двигателей с системами снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться,

поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E7 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации.

Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Рекомендованы для применения в двигателях без сажевых фильтров и для большинства двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E9 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации.

Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота.

Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

Классификация моторных масел по вязкости, назначению и уровням эксплуатационных свойств ГОСТ

Группы моторных масел по вязкости и их примерное соответствие классификации SAE
ГОСТ SAE ГОСТ SAE ГОСТ SAE
5W 6 20 3з/8 5W-20
10W 8 20 4з/6 10W-20
15W 10 30 4з/8 10W-20
20W 12 30 4з/10 10W-30
14 40 5з/10 15W-30
16 40 5з/12 15W-30
20 50 5з/14 15W-40
24 60 6з/10 20W-30
6з/14 20W-40
6з/16 20W-40
Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам и их примерное соответствие классификации API
ГОСТ API Рекомендуемая область применения
А SB Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б Б1 SC Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 CA Малофорсированные дизели
В В1 SD Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2 CB Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г Г1 SE Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2 CC Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 SF Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г
Д2 CD Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 SG Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2
Е2 CF-4 Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Согласно ГОСТ 17479.1-85 маркировка масел включает следующие знаки:

  • букву М (моторное)
  • одно или два числа, разделенных дробью, указывающие класс или классы вязкости (для всесезонных масел). Для всесезонных масел цифра в числителе характеризует зимний класс, а в знаменателе — летний; буква «з» указывает на то, что масло — загущенное, т.е. содержит загущающую (вязкостную) присадку.
  • одну или две буквы (от А до Е), обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 — присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 — дизельным маслам.

Например, марка М-6з/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В). М-4з/8-В2Г1 — моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1).

Спецификации производителей автомобилей

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел, присадок к ним и изготовителями автомобилей. За последними оставлено право выдвигать собственные дополнительные требования к маслам, которые формулируются в спецификациях автозаводов. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо общепринятой классификации, либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации производителя, а их номер наносится на упаковку масла рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.

avtonov.info

Классификация моторных масел

Масла для двигателей называют моторными маслами. Требования, предъявляемые к качеству и свойствам моторных масел, определяются спецификой работы и конструкцией двигателя внутреннего сгорания. Масла работают в очень тяжелых условиях — высокие температура и давление.

Температура в камере сгорания достигает 3000°С, температура газов, прорывающихся в картер двигателя в такте сжатия, в дизельных двигателях может достигать 500-700°С. Таким образом, для нормальной смазки трущихся деталей двигателя температурный диапазон работы моторных масел должен быть очень широким. Кроме того, масло должно быть текучим, чтобы уплотнять зазоры в сопряженных деталях, обладать вязкостно-температурными, защитными, моющими, антиокислительными, смазочными и противокоррозийными свойствами.

Моторные масла можно разделить по следующим признакам:

  • технологии изготовления: минеральные, полусинтетические и синтетические;
  • вязкости: зимние, летние, всесезонные, низковязкостные и густые;
  • назначению: бензиновые, дизельные, универсальные, высоко- и низкокачественные.

Единой классификации масел нет.

Автопроизводители разных стран руководствуются своей классификацией.

Классификация АРI

Американская классификация моторных масел разработана АРI (Аmerican Petroleum Institute) совместно с ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE (Society of Automobile Engineers). Она устанавливает пределы различных параметров (таких как чистота поршня, закоксовывание поршневых колец и пр.) с помощью различных испытательных двигателей.

Классификация АРI подразделяет моторные масла на две категории:

S — для бензиновых двигателей — SE, SF, SG,SH, SJ и SL;

С — для дизельных двигателей — СС, СD, СЕ, СF, СG, СН и СI.

Маркировка складывается из двух букв, первая обозначает категорию масла, вторая — уровень эксплуатационных свойств.

SЕ — класс масел для бензиновых двигателей 1972-1980 гг.

SF — моющие и противоизносные свойства масел этого класса выше, чем масел класса SE. Этот класс соответствует требованиям для двигателей 1981-1988 гг. выпуска.

SG — масла данного класса характеризуются повышенными моющими и противоизносными свойствами, продлевают срок службы двигателя. Соответствуют требованиям большинства производителей двигателей начиная с 1989 года.

SH — класс введен в 1993 году, устанавливает те же показатели, что и 80, но методика проведения испытаний более требовательная.

SJ — класс появился в 1996 году, разработан в соответствии с более жесткими требованиями к вредным выбросам в атмосферу.

SL — класс масел введен в 2001 году. В нем учтены три основные требования: повышение топливной экономичности, повышенные требования к защите компонентов, снижающих вредные выбросы, и увеличение продолжительности работы масла. Ужесточены, по сравнению с уровнем SJ, требования к проведению испытаний.

Моторные масла для дизельных двигателей

СС — класс масел для дизелей с турбонаддувом и без него, работающих при умеренных нагрузках.

СD — класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, работающих на больших скоростях и при высоких давлениях и требующих повышенных противоизносных свойств и предотвращения образования нагара.

Читайте также:  Технология ремонта кузова автомобиля

СЕ — класс масел для форсированных дизелей с сильным турбонаддувом, работающих при исключительно высоких нагрузках.

СF — класс масел для дизельных двигателей с предкамерой, используемых на легковых автомобилях.

СF-4 — улучшенный класс масел, заменяющий класс СЕ.

СF-2 — этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом СF-4, но масла данного класса предназначены для двухтактных дизельных двигателей.

СG-4 — класс масел, предназначенных для американских дизельных двигателей большой мощности.

СН-4 — класс масел для дизельных двигателей тяжелого транспорта, удовлетворяющий стандарту по вредным выбросам, установленному в 1998 году. Класс предполагает, что двигатель работает на топливе с малым содержанием серы.

СI-4 — новый класс масел для дизелей, эксплуатируемых в тяжелых условиях в высокооборотных четырехтактных дизелях, удовлетворяющих нормам 2004 года по токсичности выбросов. По эксплуатационным характеристикам превосходит масла АРIСН-4, СG-4 и СF-4.

Классификация АСЕА

Европейская классификация эксплуатационных свойств АСЕА предъявляет к маслам более высокие требования по сравнению с классификацией АРI. АСЕА приближена к автомобильному парку и условиям эксплуатации, характерным для Европейской зоны.

Классификация разделяет масла на три категории:

А — бензиновые двигатели (А1, А2, АЗ и А5);

В — дизельные двигатели малой мощности, устанавливаемые на легко¬вые и грузовые автомобили малой мощности (В1, В2, ВЗ, В4 и В5);

Е — дизельные двигатели для тяжелого транспорта (Е1, Е2, ЕЗ, Е4, Е5 и

Е7).

Цифра после буквы обозначает уровень требований. Чем больше номер, тем выше требования. Исключениями являются уровни А1 и В1, которые от-носятся к маслам с малой вязкостью, так называемым «топливосберегающим». Класс В4 в основном совпадает с классом В2, но дополнен испытаниями на двигателях с непосредственным впрыском топлива.

Классификация ССМС

Классификация ССМС введена европейскими производителями автомобилей.

В 1996 году она была официально заменена классификацией АСЕА. Тем не менее, классификация ССМС все еще существует в руководствах по эксплуатаций старых автомобилей и в рекомендациях по использованию масел.

Классификация ССМС делит масла на три категории:

  • для бензиновых двигателей (категория G);
  • для дизельных двигателей малых автомобилей (категория РD);
  • для тяжело нагруженных дизелей (категория D).

Система классификации ILSAC

Американская ассоциация производителей автомобилей ААМА и Японская ассоциация производителей автомобилей JАМА совместно создали Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee).

От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF -3.

Категория ILSAC GF-1 (устарела) полностью соответствовала требованиям качества категории АРI SН, вязкости SAE ОW-ХХ, SАЕ 5W-ХХ, SАЕ 10W-ХХ, где XX – 30,40 ,50,60.

Категория ILSAC GF -2— принята в 1996 году, соответствует требованиям качества по категории АРI SJ, вязкости: дополнительно к GF-1 — SАЕ 0W-20, 5W-20.

Категория ILSAC GF -3— введена в действие в 2001 году, соответствует новой категории АРI SL (РS 06).

Читайте также:  Крутящий момент и мощность двигателя — что это?

Новые классы GF-3 и АРI SL отличаются от предыдущих (GF-2 и АРI SJ) существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью. Требования к обоим классам во многом совпадают, но GF-3 обязательно является энергосберегающим.

Классификация Global DHD

С февраля 2001 года начала действовать Глобальная мировая спецификация Global DHD-1, которая объединила спецификации АСЕА Е5, JASO DХ-1 и АРI СН-4. Она определяет основные требования к моторным маслам для большегрузных автомобилей (более 3,9 т) с дизельными двигателями, произведенными начиная с 1998 года и отвечающими новым требованиям к выбросам выхлопных газов.

Таким образом, эта спецификация учитывает все требования европейских, американских и японских производителей тяжелых дизельных двигателей.

Эта спецификация требует масел с высоким щелочным числом (TBN) и высокотехнологичным пакетом присадок.

В 2005 году планируется ввод в действие спецификации Global DHD -2, когда на большегрузных автомобилях начнут устанавливать катализаторы SCR (Selective Catalytic Red). Масла, отвечающие этой спецификации, должны соответствовать нормам стандартов по токсичности отработанных газов EVRO IV и EVRO V (2008 г.).

Классификация Global DLD

Новые мировые спецификации Global DLD совместно разработаны Ассоциацией европейских производителей автомобилей (АСЕА), Ассоциацией компаний-изготовителей двигателей США (ЕМА) и Японской ассоциацией изготовителей автомобилей (JАМА). Они начали действовать с 1 января 2001 года и представляют собой спецификации на моторные масла для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей легковых автомобилей и легких коммерческих грузовиков (до 3,9т). Спецификации Global DLD отвечают требованиям как новых конструкций двигателей с жесткими стандартами по выбросу отработанных газов в атмосферу, так и более старых транспортных средств, произведенных в любой части мира. Спецификации Global DLD включают в себя три категории — DLD-1, DLD-2 и DLD-3.

Эксплуатационные характеристики моторных масел по спецификации DLD-1 должны соответствовать основным требованиям, включая антикоррозионные свойства, которые делают такие масла пригодными для рынков с высоким содержанием серы в топливе (World Wide Fuel Charter Category).

Моторные масла по спецификации должны обеспечивать верхний уровень эксплуатационных требований плюс требования по экономии топлива.

Масла спецификации DLD-З должны обеспечивать самый высокий уровень эксплуатационных характеристик.

Обе последние категории подходят для рынков, где используется топливо в соответствии с категорией World Wide Fuel Charter Category 2.

Классификация масел для двухтактных двигателей

Уровень требований к маслам для двухтактных двигателей определяется классификацией АРI, которая основывается на лабораторных испытаниях и тестах двигателей. Масла для двухтактных двигателей делятся на четыре класса АРI.

Обозначение по APIОсновное назначение
API-TAДля двухтактных двигателей мопедов
API-TBДля двигателей мотоциклов малой мощности
API-TCДля двухтактных двигателей, когда требуется класс АРI-ТА или АРI-ТВ
API-TDСпециально для двухтактных подвесных моторов

Примечание. Уровни АРI-ТА и АРI-ТВ не одинаковы и не взаимозаменяемы.

Классификация JASO

Классификация японских производителей для двухтактных двигателей. Особое внимание в перечне требований уделено снижению дымообразования. По уровню требований масла делятся на три категории: FA, FВ и FС.

Требования повышаются слева направо — от А к С.

Читайте также:  Общее устройство автомобиля

Как правило, в течение гарантийного срока замена масла выполняется на сервисной станции с использованием одобренных производителем автомобиля марок масел. Если же срок гарантии уже истек, то становится актуальной проблема грамотного выбора подходящей марки масла. А выбирать есть из чего — полки магазинов заполнены разнообразной продукцией различных производителей.

Помните, нельзя заливать масло в двигатель, если его вязкость не соответствует требованиям инструкции по эксплуатации двигателя!

При выборе масла следует учесть следующие рекомендации:

  • масла могут быть минеральными, синтетическими и полусинтетическими, предназначенными для работы в бензиновом или дизельном двигателе;
  • преимущество следует отдавать тем маслам, которые рекомендованы для данного автомобиля заводом-изготовителем;
  • выбирать следует по классу вязкости по SАЕ, классу качества по АСЕА (ССМС) или АРI;
  • зарубежные масла не рекомендуется смешивать с отечественными, так как эксплуатационные свойства и стабильность таких смесей, как правило, не известны;
  • перед использованием другого масла система смазки должна быть промыта;
  • зарубежные масла можно применять в отечественной технике только при наличии сертификата или иного документа, подтверждающего соответствие данной партии масла требованиям фирменных спецификаций по всем показателям;
  • если появилось желание залить в двигатель синтетическое масло вместо минерального, не торопитесь это делать без консультации со специалистом, так как в состав синтетических масел могут входить вещества, плохо совместимые с материалами, используемыми при изготовлении деталей автомобиля (особенно это относится к автомобилям отечественного производства).
Как переходить с одной марки моторного масла на другую?

Если ранее в двигателе использовалось качественное масло ведущих фирм, не нарушались интервалы замены, в двигателе нет значительных отложений, то переход на использование масла другой марки осуществляется в соответствии с обычными рекомендациями по замене масла.

В случаях, когда марка залитого в двигатель масла неизвестна, если пробег автомобиля после последней замены не определен и имеются значительные отложения на внутренних поверхностях двигателя, необходимо выполнить промывку двигателя.

Замена минерального масла синтетическим не всегда оправдана и не рекомендуется в следующих случаях:

  • при наличии значительных отложений на внутренних поверхностях двигателя. После замены синтетическое масло начнет интенсивно отмывать отложения и они могут закупорить маслоприемник. Произойдет отказ работы системы смазки и, в итоге, выход из строя двигателя;
  • если уплотнители (сальники, маслосъемные колпачки и т.п.) потеряли эластичность, имеют микротрещины. Они не смогут герметизировать стыковочные детали, появятся подтеки масла;
  • применение синтетических масел на старых изношенных двигателях — пустая трата денег.

По материалам: avto-opel.com

 Загрузка ...

avto-opel.com

Классификация моторных масел-обозначение

Долговечность и устойчивость в работе автомобильного двигателя зависит от масляной жидкости. Классификация моторных масел необходима, чтобы правильно выбрать смазку для своего автомобиля.

Классификация и обозначение моторных масел

Моторные масла эксплуатируются в широком температурном диапазоне и высоком давлении. Они подвержены воздействию агрессивных элементов, которые влияют на работоспособность и износ трущихся элементов и отвод тепла от них. По этим причинам, к маслам предъявляются высокие эксплуатационные требования. Чтобы упорядочить систему применения смазок для разных типов транспортных средств, мировыми производителями разработана их классификация и система стандартов. Основными из них являются:

  1. SАЕ. Этот стандарт разработан обществом автомобильных инженеров и определяет вязкостно-температурные характеристики масляных жидкостей.
  2. АРІ. Стандарт американского нефтяного института. Он определяет марку масляного раствора, в зависимости от типа двигателя, года его выпуска и условий его эксплуатации.
  3. АСЕА. Разработан ассоциацией европейских изготовителей автомобильной техники. Является аналогом стандарта АРІ, но с более высокими требованиями.
  4. ILSАС. Введен международной комиссией по стандартизации моторных смазок. Совместная разработка американских и японских изготовителей автомобильной техники. Имеет свою маркировку, но требования дублируют стандарты АСЕА и АРІ.
  5. Межгосударственный стандарт ГОСТ 1747.1-2015. Разработан отечественными производителями транспортных средств. Стандарт является комбинированным. Он определяет вязкостно-температурные характеристики масляных жидкостей и марку масляного раствора, в зависимости от типа двигателя, года его выпуска и условий его эксплуатации.

Чтобы детально понять требования стандартов, необходимо рассмотреть каждый их них повнимательней.

Стандартизация SАЕ

Основным показателем стандарта является вязкость, которая меняется в зависимости от изменения температурного режима работы силовой установки. Классификация различных моторных масел по вязкости осуществляется по трем категориям:

  1. Зимние. Имеют буквенно-цифровую номенклатуру и разделяются на 6 марок: 25W, 20W, 15W, 10W, 5W, 0W.
  2. Летние. Имеют цифровое значение и разделяются на 5 марок: 60, 50, 40, 30, 20.
  3. Всесезонные. Имеют двойное обозначение. Например, SАЕ 5W/30, где в числителе указана марка для зимних условий эксплуатации, а в знаменателе – для летних.
Марка масла Вязкостные параметры при низкой температуре Вязкостные параметры при высокой температуре
Проворачивание Прокачивание Температура Мин Макс
Макс. показатель вязкости, мПа*с
0W 6100 до -35° 60000 до -40° 3.7
5W 6500 до -30° 60000 до -35° 3.7
10W 7100 до -25° 60000 до -30° 4.0
15W 7000 до -20° 60000 до -25° 5.5
20W 9400 до -15° 60000 до -20° 5.5
25W 12000 до -10° 60000 до -15° 9.2
20 + 20° 5.5 9.2
30 + 30° 9.2 12.5
40 + 40° 12.5 16.2
50 + 50° 16.2 21.5
60 + 60° и выше 21.5 26.5

Главным показателем зимней смазки является уровень вязкости при низкой температуре. Она определяется величиной прокачивания и проворачивания. Спектр температур прокачивания указывает на предел, при котором подается смазка к трущимся деталям силовой установки, сводя к минимуму их соприкосновение при пуске двигателя. Температурный диапазон проворачивания показывает величину, которая обеспечивает частоту вращения коленвала при пуске силовой установки.

Летние масла имеют пределы вязкости в зависимости от температурного режима работы.

Всесезонные смазочные жидкости должны соответствовать показателям, которые определены для зимней и летней смазки, указанной в маркировке.

Стандартизация АРІ

Маркировка стандарта проводится парой букв, первой из которой будет категория масляного раствора, а второй – уровень эксплуатационных показателей. Стандарт позволяет классифицировать смазки на две категории:

  • Sеrvісе. Обозначается литерой «S». Эти масляные жидкости предназначены для 4-хтактных силовых установок, топливом для которых является бензин.

Сервис состоит из 12 марок смазки, но действующими являются 6 марок смазок, выпущенных в разные периоды.

Год 1992 1994 1997 2000 2004 2010
Марка SG SJ SL SN
  • Cоmmerciаl. Обозначается литерой «С». Масляные растворы для дизельных силовых установок.

В категорию входит 14 марок смазочных растворов, из которых применяются последние шесть.

Год 1990 1994 1994 1998 2004 2010
Марка СF-4 СF, CF-2 СG-4 СH-4 СI-4 СJ-4

Цифры в маркировке означают тип двигателя, установленного на автомобиль, к которому применима смазка (двухтактный или четырехтактный).

Стандартом введен в действие универсальный масляный раствор, который применим для бензиновых и для дизельных силовых агрегатов. Такая смазка имеет двойное значение, например, АРІ СJ-4/ SМ. В числителе указывается тип двигателя, которому смазка подходит более по своим показателям, в знаменателе – моторный тип, к которому разрешается применение масляного раствора.

Масляные растворы категории «S» применяются в следующих условиях
Марка Условия применения
SG Для бензиновых силовых установок легковых транспортных средств, малых грузовиков и микроавтобусов.
Аналог и замена марки SG, но с улучшенными показателями.
SJ Улучшенные свойства по сравнению с SН. Введены дополнительные нормы по расходу смазки ее энергосбережению и устойчивости при высоких температурах.
SL Смазки с повышенными энергосберегающими, моющими и антиокислительными характеристиками.
Аналог и замена марки SL, но с улучшенными показателями.
SN Более высокие требования по энергосбережению и износостойкости. Может применяться в силовых агрегатах, использующих биотопливо.
Масляные растворы категории «S» так же применяются и в следующих условиях
Марка Условия применения
СF Для моторов, изготовленных после 1994 года, оборудованных системой принудительного подвода воздуха.
СG-4 Масляный раствор с установленными нормами токсичности для моторов, оборудованных турбонаддувом.
СH-4 Смазочные растворы для высокоскоростных дизельных моторов.
СI-4 Улучшенный состав СH-4 для дизелей с высоким содержанием серы и системой рециркуляции отработанных газов. Хорошие противоокислительные, анти вспенивающие и износостойкие показатели.
СJ-4 Для двигателей с сажевыми фильтрами. Имеют хорошие антиокислительные и стабилизирующие характеристики.

Стандартизация АСЕА

Этот стандарт делит масляные растворы на три класса, которые имеют свои подклассы. К основным классам масел относятся:

  1. Классы А и B. Это масляные растворы для бензиновых и дизельных силовых установок, которыми оборудованы легковые автомобили, малые грузоподъемные транспортные средства и микроавтобусы.
  2. Класс С. Включает автомасло для бензиновых и дизельных силовых установок, которые отвечают нормам экологической защиты и имеют катализаторы выхлопных газов.
  3. Класс Е. Смазки в дизельный двигатель, который работает при высоких нагрузках или в экстремальной обстановке.
Читайте также...  Загорелся чек двигателя причины, что делать для устранения

Каждый класс масла может эксплуатироваться в определенных условиях, которые показывает таблица.

Подкласс Условия эксплуатации
Классы А и В
A1/B1 Масляные растворы с длительным периодом эксплуатации. Для всех видов силовых установок, устанавливаемых на легковых автомобилях.
A3/B3 Стойкие масляные растворы с длительным периодом эксплуатации. Для всех видов силовых установок, устанавливаемых на легковых автомобилях, которые работают в тяжелых условиях.
A3/B4 Стойкие масляные растворы для высокофорсированных силовых установок.
A5/B5 Смазки, с низкой вязкостью при высоких температурах. Имеют высокий уровень снижения трения. Для высокофорсированных силовых установок всех типов.
Класс С
С1 Для силовых агрегатов всех типов, оборудованных сажевым фильтром и устанавливаемых на легковых автомобилях.
С2 Для высокофорсированных агрегатов с сажевым фильтром, устанавливаемых на легковых автомобилях. Растворы, стойкие к деструкции.
С3 Смазочный раствор, являющийся улучшенным составом С2.
С4 Высокоустойчивые масляные растворы, продлевающие эксплуатацию узлов силовых агрегатов. Соответствуют стандарту Евро-4.
Класс Е
Е4 Масляные растворы, уменьшающие уровень выхлопных газов и очистными показателями. Продлевают срок эксплуатации узлов силовых агрегатов.
Е6 Износостойкий масляный раствор, с очистными характеристиками.
Е7 Смазочный раствор, являющийся улучшенным составом Е6. Имеет длительный период эксплуатации и повышенные очистные показатели.
Е9 Масляная жидкость с высокими очистными и теплоотводящими показателями. Для высокофорсированных турбированных дизельных моторов, эксплуатирующийся в тяжелых условиях, оснащённых сажевыми фильтрами и системой рециркуляции отработанных газов.

Стандартизация ILSAC

Этот стандарт определяет применение пяти основных марок моторных масел. К ним относятся GF1, GF2, GF3, GF4, GF5. Показатели и соответствие другим стандартам изложено в таблице

Марка Год Показатели Соответствие другим стандартам
API SAE
GF1 1990 Бензиновый движок для легковых транспортных средств, малых грузовиков и микроавтобусов. SH 0W-AA, 5W-AA, 10W-AA (АА соответствует 30,40,50,60)
GF2 1997 Улучшенные свойства по сравнению с SН. Дополнительные нормы по расходу смазки ее энергосбережению и устойчивости при высоких температурах. Антиокислительные и износостойкие характеристики. SJ 0W-20, 5W-20
GF3 2002 Устойчивость к окислению. Высокие моющие свойства. Энергосбережение. Отсутствие отложений. SL 0W-AA, 5W-AA, 10W-AA, 20W-AA (АА соответствует 30,40,50,60)
GF4 2005 Аналогичны GF3, но приспособлены к установке на силовые агрегаты с катализаторами отработанных газов. SM 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30, 10W-30
GF5 2010 Для силовых агрегатов с катализаторами отработанных газов. Имеют хорошие моющие характеристики, показатели стойкости, долговечности и испаряемсоти. Отсутствие отложений. Для всех марок
Читайте также...  Характеристики гидравлического масла и особенности

Стандарт ГОСТ 1747.1-2015

Межгосударственный стандарт делит отечественные смазки на классы, в зависимости от кинематической вязкости, и на группы, в зависимости от условий эксплуатации силовой установки.

Масло моторное имеет характеристики вязкости, которые делят его на: летнее, зимнее и всесезонное. Летние смазки обозначаются цифрами 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24. Зимние смазки обозначаются цифрами 3з, 4з, 5з, 6з с буквой «з» (зимнее). Всесезонные масла имеют марки 3з/8, 4з/6, 4з/8, 5з/10, 5з/12, 5з/14, 6з/10, 6з/14, 6з/16. В первой половине дроби указана зимняя марка смазки, во второй половине дроби – летняя марка.

Вязкостная характеристика моторной смазки по межгосударственному ГОСТу
Класс Величина кинематической вязкости при +100° Параметр кинематической вязкости при -18°, не более мм.кв/см
Наименьшая Наибольшая
3.6 1200
4.0 2500
5.4 6200
5.5 10300
6 5.7 7.2
8 7.2 9.2
10 9.2 11.3
12 11.3 12.2
14 12.2 14.2
16 14.2 16.2
20 16.2 21.5
24 21.5 26.5
3З/8 7.2 9.2 1200
4З/6 5.5 7.2 2500
4З/8 7.2 9.2 2500
4З/10 9.2 11.8 2500
5З/10 9.2 11.8 6200
5З/12 11.8 12.8 6200
5З/14 12.8 14.8 6200
6З/10 9.2 11.8 10500
6З/14 12.8 14.8 10500
6З/16 14.8 16.2 10500
Классы масел разделены на шесть эксплуатационных групп
Группа Условия применения
A Обычные бензиновые и дизельные силовые установки.
Б Б1 Слабо форсированные бензиновые моторы, которые эксплуатируются в условиях, способствующих образованию коррозии.
Б2 Слабо форсированные дизельные моторы.
B B1 Среднефорсированные бензиновые моторы, которые эксплуатируются в условиях, способствующих к появлению отложений.
B2 Среднефорсированные дизельные моторы, с повышенной нормой антикоррозийной и износостойкой характеристикой смазки.
Г Г1 Сильно форсированные бензиновые моторы, работающие в сложных условиях, ведущих к окислению смазки, образованию коррозии и ржавчины.
Г2 Сильно форсированные дизельные моторы со слабым наддувом или без него.
Д Д1 Сильно форсированные бензиновые моторы, работающие в условиях, которые тяжелее Г1.
Д2 Сильно форсированные дизельные моторы с наддувом, работающие в сложных условиях или на солярке, которой необходима масляная жидкость с высокими нейтрализующими характеристиками.
E E1 Сильно форсированные моторы всех типов, которые эксплуатируются в условиях, тяжелее, чем Д1 и Д2.
E2

В случае использования универсального масляного раствора цифровая индексация не ставится.

Расшифровка масляного раствора отечественного производства может быть показана на примере:

М – масло моторное, 5з – класс вязкости зимой, 12 – класс вязкости летом, Г2 — Сильно форсированные дизельные моторы, Д1 — Сильно форсированные бензиновые моторы.

Подводим итоги

Изучив классы, характеристики различных моторных масел и существующие стандарты, любой водитель сможет прочитать маркировку и выбрать необходимый масляный раствор для своего транспортного средства.

vmasla.ru


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости