Большинство автомобилистов знает, что один из важнейших параметров моторного масла является коэффициент вязкости, который изменяется в зависимости от температурного режима окружающей среды и температуры работы самого двигателя. Но помимо этого показателя есть еще один, не менее важный. Специалисты называют эти параметры классификацией моторных масел по API и SAE. Что кроется за этими обозначениями – мы узнаем дальше.
Казалось бы, зачем придумывать всю эту сложную классификацию, ведь можно было бы выпустить универсальное масло и не знать проблем с выбором. Дело в том, что универсального масла, как такового, просто не существует. В зависимости от автомобиля, от климатических условий региона, в котором находится автомобиль, применяется тот или иной вид масла, который отличается своей вязкостью. К примеру, в регионах, где царят низкие температуры, необходимо использовать более жидкое масло, чтобы исключить возможность его полного загустевания на морозе.
Противоположная ситуация складывается с южными регионами, где температура воздуха относительно высокая. В таком случае, наоборот, нужно использовать более густое масло, чтобы оно оказывало смазывающие свойства для деталей и защищало их от трения. Вот это и есть классификация моторных масел по SAE.
Данная классификация известна каждому автомобилисту, ведь всем нам приходиться, как минимум раз в год осуществлять замену масла на авто. Условно вязкость обозначается следующим образом: 10W-40, 5W-30 и т.д. Цифра, которая указывается перед W, обозначает степень вязкости масла при низких температурах, а цифра, которая стоит после буквы, соответственно, говорит о вязкости при высоких градусах. Подобной классификацией наделяется каждое моторное масло. Классификация по вязкости, в принципе, вполне понятна без подробных разъяснений, поэтому не будем останавливаться на ней.
В данном случае также нет ничего особенного. Классификация масел по API определяет лишь область применения масла – бензиновый, или дизельный двигатель. Классификация имеет следующие обозначения: С – масло предназначено для дизельных двигателей; S – масло для бензиновых моторов. Иногда встречаются и варианты, которые подразумевают использование, как в дизельных, так и бензиновых двигателях.
К примеру, выглядит это следующим образом: SD/CC – это обозначение того, что масло подходит для обоих типов. А что обозначает еще одна буква, в данном случае – D? Таким образом, производитель указывает на качество масла. Чем ближе буква к началу алфавита, тем лучше качество масла. Соответственно, А – это самое лучшее масло, а F – качество похуже.
Аналогом является классификация моторных масел по АСЕА – это более подробная классификация API, которая делит масла для дизелей и для бензиновых моторов еще на несколько категорий.
Вот так просто можно разобрать шифр моторных масел, классификацию и назначение, которые заложены в цифро-буквенных обозначениях. Нужно ли это знать каждому? Лишним, уж точно не будет.
Каждому автовладельцу полезно уметь расшифровывать информацию, размещенную на этикетках моторных масел. При использовании высококачественного продукта возможна стабильная продолжительная работа двигателя внутреннего сгорания автомобиля.
Характеристики смазочных материалов должны соответствовать всем заявленным данным от изготовителей. Моторные масла работают под постоянным воздействием высокого давления в широком диапазоне температур. Поэтому к ним предъявляются требования повышенной жесткости.
Чтобы облегчить выбор смазочного материала для автомобиля рекомендуется использовать общепринятые принципы классификации:
Набольшей популярностью пользуются системы ГОСТ, API, ACEA.
В зависимости от типа двигателя, смазочные материалы разделяются на бензиновые и дизельные. Вдобавок существует универсальный вид смазочного материала. Упаковка товара содержит информацию о назначении жидкости. Все моторные вещества содержат минеральную основу и специальные присадки в необходимом количестве.
По химическому составу смазочные материалы классифицируются на:
Информация о принадлежности вещества к определенному классу размещена на этикетке товара.
Упаковочная тара с моторным маслом извещает также о:
Классификация моторных масел по API разделяет их по видам в соответствии со следующими факторами:
В зависимости от вида двигателя моторные масла делятся на категории «S» и «C». Для бензиновых и дизельных соответственно.
Маркировка по API начинается с указания категории «S» или «C». Затем стоит знак, определяющий класс моторной жидкости. Данная величина зависит от уровня полезных характеристик.
Чтение маркировки API:
После прохождения проверок по API и SAE и фиксирования их соответствия требованиям качества, на этикетках ставится оригинальный круглый знак с соответствующими надписями:
Моторная жидкость, соответствующая спецификации API, способствует повышению износоустойчивости и снижению риска выхода из строя двигателя внутреннего сгорания автомобиля. При этом также сокращается расход горючего, моторного масла, исчезают посторонние звуки в моторе, улучшаются ходовые показатели.
Одним из основных достоинств являются стабильность работы силового агрегата при минусовых значениях температуры и уменьшение вредных выбросов.
Таблица SAE разделяет моторные масла по плотности в зависимости от температуры окружающей среды. В состав таблицы SAE заложены три типа смазочных материалов, отличающиеся по своей структуре:
Смазочные материалы, относящиеся к первой категории, имеют наиболее жидкую консистенцию. Это облегчает запуск мотора при низких минусовых температурах за бортом автомобиля. Такой вид смазочного материала классифицируется по SAE литерой W (5 W, 10 W и пр.).
Моторные масла, обозначаемые буквой W, не рекомендуется использовать в летнее время, т. к. слишком жидкая консистенция данного смазочного материала не способствует образованию смазывающей пленки на рабочих поверхностях деталей силового агрегата. Смазочный слой не образуется, полезные функции при этом не выполняются.
Масла летней категории показаны к применению при температурах воздуха выше 0°С. Их уровень вязкости достаточно большой. При высоких атмосферных температурах текучесть летних сортов смазочных материалов позволяет эффективно смазывать рабочие детали и узлы двигателя внутреннего сгорания.
Летние смазки не рекомендуются для использования в зимние холода, масло, обладающее высокой вязкостью, не позволит запустить двигатель при морозе.В маркировке летних смазочных материалов отсутствуют какие-либо литеры. Обозначение состоит из голых цифр, указывающих на вязкость вещества по SAE (10, 15 и пр.).
Наибольшей популярностью пользуются всесезонки. Среди аналогов они более всех востребованы на автомобильном рынке. Моторное масло всесезонное рекомендуется использовать в любую погоду при высоких и низких температурах окружающей среды. Они имеют двойную маркировку по SAE (например, SAE 10W-30).
Вязкость является определяющей в маркировке смазочной жидкости. Однако, при правильном выборе моторного масла для своего автомобиля необходимо учитывать также и другие его характеристики:
Перед покупкой смазочного материала для своего автомобиля необходимо учитывать важные факторы, которые имеют большое влияние на стабильность работы силового агрегата, а также на срок службы его деталей и узлов.
В данный перечень факторов входят следующие позиции:
APIпереводится дословно — Американский Институт Топлива. Сотрудники API проводят сертификацию и лицензирование новых моторных масел всех марок. Они также разрабатывают новые современные спецификации и стандарты качества для масляных жидкостей, используемых в дизелях и бензиновых движках.
Базовые смазочные материалы также подвергаются тщательному анализу и проверкам.
Разделения современных смазочных материалов только на дизельные и бензиновые недостаточно. Технологии по производству двигателей внутреннего сгорания растут, в соответствии с этим, усиливаются требования и к маслам. Сотрудники API работают над созданием новых стандартов и спецификаций.
На их базе создаются организации для осуществления лицензирования и сертификации смазочных продуктов: ILSACGF, EnergyConserving (EC).
В соответствии с требованиями новых спецификаций, моторные масла класса APISM должны соответствовать следующим дополнительным требованиям:
В связи с появлением моторов с различными «наворотами», появляются дополнительные требования к смазочным материалам. Моторные масла, прошедшие сертификацию поAPISN, соответствуют следующим требованиям:
Последний пункт свидетельствует о заботе производителей смазочной продукции о прокладках и сальниках двигателей внутреннего сгорания. APISN требует от производителей контролировать двигатель, его узлы и детали, а также состояние резино-технических изделий, установленных в двигателях.
В целях защиты и обеспечения рабочего цикла в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), включая автомобильных надо применять специальную смазочную жидкость, которая называется моторным маслом. Ключевой ролью смазочной технологической жидкости служит формирование защитной ограждающей пленки на металлических поверхностях двигателя, его деталей для предотвращения задиров на соприкасающихся элементах и уменьшения трения между ними.
При отсутствии смазки в моторе увеличивается сила трения, которая осуществляет нагрев всех узлов силового агрегата и приводит к их заклиниванию с последующей потерей работоспособности всей поршневой группы. Возможны и прочие крупные повреждения, связанные с перегревом и заклиниванием деталей. Кроме своей основной задачи моторное масло выполняет в двигателе еще ряд функций:
Для создания моторного масла используют синтетическую, минеральную или полусинтетическую основу, которые обогащаются специальными функциональными добавками (антизадирные, очищающие, антикоррозийные, противоизносные). Основу таких присадок составляют добавки с использованием серы, фосфора, хлора, дисульфида. Объем присадок может составлять до 25% состава смазочного материала, и лучше всего их описывает классификация масла по стандарту API.
Смазочные материалы для ДВС разделяются по своим технологическим свойствам в зависимости от типов силовых агрегатов, конструкционных особенностей и условий в которых им приходится работать. С этой целью имеются различные стандарты, в том числе классификация масел API для дизелей, бензиновых двигателей и других механизмов, поэтому для правильного подбора смазочных материалов очень важно иметь четкое представление что из себя представляет данная спецификация.
Американским топливным институтом (American Petroleum Institute) была выполнена работа и установлена в 1969 г. классификация моторных масел по API, которую еще называют как систематизацией по качеству смазывающих материалов для силовых агрегатов автомашин. Следует отметить, что представленная классификация не охватывает технологические жидкости, которые используются в автоматических коробках передач и трансмиссиях, в связи с тем это компании-производители делают для своих выпускаемых автомашин самостоятельно.
Классификация API разделяет все масла на основании их условий применения:
Для любого смазочного материала из данных типов разработаны определенные качества. Разработанные классификации по качеству характеризуют и закрепляют заданный перечень свойств и характеристик масел для определенного использования.
Классификация моторного масла по API осуществляется по двум группам двигателей и одной качественной категории:
Согласно классификации масел по API каждый из представленных видов является самостоятельной технологической жидкостью. Описание каждого стандарта представлено в таблице:
S (service) | Бензиновые двигатели автобусов, легковых, грузовых автомобилей, спецмашин сконструированных на их базе. | |
C (commercia) | Дизельные двигатели автобусов, грузовых, легковых автомашин, сельскохозяйственной техники, дорожных машин. | |
EC (energy conservin) | Бензиновые двигатели автобусов, грузовых и легковых автомобилей, а также спецмашин выпускаемых на их основе. | Состоит из смеси легкотекущих и маловязких фракций, что уменьшает потребление топлива в бензиновых моторах |
Для определения возможности применение любого из указанного в стандарте смазочного материала в двигателе с определенными конструкционными и техническими характеристиками используется буквенное обозначение. При этом может использоваться двойное обозначение, что указывает на возможность применение данной смазочной жидкости в различных типах силовых агрегатах, но при этом первое обозначение указывает на основной тип мотора.
Чтобы получить сертификат API моторные смазочные материалы обязаны пройти четыре уровня тестирования:
В зависимости от применяемых присадок для предания моторному маслу необходимых характеристик и согласно стандарту API их можно разделить на классы, представленные в таблице:
SN | Невысокое наличие фосфора. | Для автомобилей с системой нейтрализации выхлопных газов. | Выполняет комплексное энергосбережение. |
SM | Улучшенные показатели по износостойкости и защите от окисления. | Для автомобилей выпущенных после 2003 г. | Высокая экологическая безопасность. |
SL | Пониженная летучесть. | Для двигателей произведенных после 2000 г. и работающих на обедненной топливной смеси. | Продолжительный срок службы. |
SJ | Усиленная устойчивость к образованию нагара и осадков. | Для автомобилей выпущенных начиная с 1996 г. | Возможность работы в условиях пониженных температур. |
SH | Усиленная устойчивость к образованию нагара и износу. | Для автомобилей выпущенных до 1996 г. | Условно действующий класс. |
SG | Улучшенные антикоррозийные показатели. | Для автомобилей выпущенных начиная с 1989 г. | Действие класса прекращено в 1995 г. |
Ранее существовали следующие классы по спецификации API (год прекращения действия):
В соответствии с используемыми присадками согласно стандарту моторное масло для дизельных ДВС делится на классы, представленные в следующей таблице:
CI-4 | Невысокое наличие фосфора, серы. | Для ДВС с системами снижения токсичности отработанных газов и работающими под высокими нагрузками. | Усиленная экологическая безопасность. Действует с 2006 г. |
CH-4 | Улучшенные показатели по устойчивости и к образованию нагара. | Для высокооборотистых двигателей. | Усиленная экологическая безопасность. Действует с 1998 г. |
CG-4 | Усиленная устойчивость к образованию сажи, окислению, пенообразованию. | Для ДВС, работающих в высокоскоростных режимах под повышенными нагрузками. | Усиленная экологическая безопасность. Действует с 1995 г. |
CF | Повышенная устойчивость к образованию отложений. | Для ДВС, работающих на топливе пониженного качества с непрямым впрыском. | Применяются для двухтактных (CF-2) и четырехтактных (CF-4) моторов. |
СЕ | Повышенная устойчивость к окислению и пенообразованию. | Для ДВС автомобилей выпущенных до 1983 г. | Условно действующий класс. |
Устаревшие классы спецификации API (год введения):
По стандарту API энергосберегающие смазочные материалы обозначаются буквами EC. При маркировке, для расшифровки класса, данный артикул указывается после категории эксплуатационных свойств. Например: API CI-4 (ECI).
Кроме того, установлена группировка для энергосберегающих технологических жидкостей в зависимости от процентов возможной экономии горючего по сопоставлению с эталонным материалом (SAE 20W-30):
Указанная экономия может достигаться только на технически исправной автомашине, при этом если автомобиль эксплуатируется в городском цикле, то есть на коротких поездках, то это экономия может достигать до 5.0%. Еще большей экономии можно достичь, если совместно применять аналогичный трансмиссионный смазывающий материал.
В настоящий период классификации API выделяет 4 класса масла для двухтактных моторов, в зависимости от мощности и технических характеристик. Описание указанных классов приведено в таблице:
TA | Улучшенные противозадирные показатели. | Газонокосилки, насосы, мопеды, электрогенераторы. | Объем ДВС до 120 см3. |
TB | Усиленная устойчивость к образованию нагара и отложений. | Мотороллеры, небольшие мотоциклы и квадроциклы, бензопилы. | Объем ДВС до 250 см3. |
TC | Усиленная устойчивость к образованию нагара и отложений. | Мотоциклы, квадроциклы, снегоходы. | Объем ДВС до 350 см3. |
TD | Улучшенные антикоррозийные показатели и устойчивость к нагару. | Лодочные моторы. |
Среди основных рекомендаций по выбору масла для автомобильного двигателя следует выделить:
Правильное подобранное моторное масло для двигателя должно обеспечивать выполнение следующих задач:
SAE (Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров, США) — согласно этой организации существует определенная классификация моторных масел по вязкости. Вязкость — это способность моторного масла задерживаться на поверхности деталей двигателя и сохранять при этом текучесть. На мой взгляд самое полное описание вязкостно — температурных характеристик дает общепринятая классификация моторных масел SAE J-300. Согласно SAE J-300 моторные масла разделяются на 11 классов, 6 из них зимние (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W — при слабой вязкости облегчают холодный пуск при отрицательных и низких температурах, но не так эффективно смазывают двигатель на высоких температурах) и 5 летние (20, 30, 40, 50 и 60 — наоборот эффективно покрывают смазочной пленкой двигатель при высоких температурах, но при отрицательных и низких температурах теряют свои свойства).
Теперь давайте разберемся что же означает буква W для зимней категории масел, а это ни что иное как сокращенный вариант английского слова Winter — т.е. зима. И немного о цифрах — чем большее значение имеет число обозначающее класс, тем выше вязкость масла, относящаяся к нему. Всесезонные масла имеют универсальную вязкость и обозначаются через тере сдвоенным номером, номер который стоит первым в комбинации говорит о минимальном значении вязкости масла при температурах ниже 0*С и обеспечивает пусковые свойства двигателя, номер который стоит вторым указывает на диапазон динамической вязкости на 150°С и кинематической вязкости на 100°С.
В 1969 году в стенах Американского института нефти была создана классификация моторных масел по API или как говорят в народе по качеству. Данная классификация делит масла на две категории: 1. для техники с четырехтактными бензиновыми двигателями, она маркируется буквой «S» (Service). 2. для дизельного транспорта — маркируется буквой «С» (Commercial). Если моторное масло универсально по своей применяемости т.е. может работать как в бензиновых так и в дизельных моторах, то оно маркируется сдвоенным буквенно — числовым обозначением разделенным косой чертой, вот так например — API SH/CF-4. Эксплуатационноуровневые свойства по API разделяются в группе «S» на 9-ть классов (SJ, SH, SG, SF, SE, SD, SC, SB, SA — расположены в порядке убывания требований к качеству) и в группе «С» на 10-ть классов (CG-4, CF-4, CF-2, CF, CE, CD-II, CD, CC, CB, CA — расположены в порядке убывания требований к качеству).
В 1996 году европейской ассоциацией автомобильных представителей (ACEA) была введена новая классификация моторных масел, базирующаяся на методах испытания европейских стандартов. Можно сказать что ACEA это европейский аналог классификации API — применяемой в Америке. С марта 1999 года все моторные масла в обязательном порядке должны отвечать требованиям — ACEA-98 — это более современные требования. В редакции ACEA-98 можно обнаружить три категории масел — A, B, E. Категория A имеет три уровня качества масла для двигателей работающих на бензине — A3, A2, A1. Категория B имеет четыре уровня качества масла для легковых автомобилей с легкими дизельными двигателями — В4, B3, B2, B1. Категория E имеет четыре уровня качества масла для грузовых автомобилей с тяжелыми дизельными двигателями — E4, E3, E2, E1. На сегодняшний день членство ACEA имеют следующие гиганты автомобилестроения — DAF, BMW, General Motors Europe, Ford of Europe, Mercedes-Benz, MAN, Porsche, Peugeot, Rolls Royce, Renault, Saab-Scania, Rover, FIAT, Volvo, Volksvagen и другие.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453