С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Конструкция шины r что это


Конструкция шины

     

     Общая информация о шинах. Конструкция шины. Основная маркировка. На этой страничке мы постарались собрать максимум актуальной информации об автомобильных шинах (авторезине, покрышках), которой наиболее часто интересуются автомобилисты и которая часто бывает необходима при выборе и покупке любых автомобильных шин. Итак, что же такое шина. Что она из себя представляет и как устроена? Что обозначают те или иные надписи на боковинах шины? Как правило, для большинства людей это просто резиновый баллон. В геометрическом плане шина представляет собой тор. Механически – это эластичная емкость высокого давления. Структурно - это сложная конструкция с высокими эксплуатационными характеристиками. С физико-химической точки зрения шина – это сплав многокомпонентных и сложных химических соединений с многофункциональным каркасом. В целом можно сказать, что современная шина - это один из шедевров науки, техники и технологии, а современный шинный завод – многоотраслевое производственное предприятие замкнутого цикла. К слову о проиводстве и технологиях - шинная промышленность ежегодно потребляет миллионы тонн эластомеров, шинного корда, углеродной сажи, масел, химических соединений, пигментов и многих других материалов.

Сперва рассмотрим конструкцию шины

Покрышка автомобильной шины, как можно заметить, имеет непростую конфигурацию и состоит из нескольких конструктивных элементов. Почти все элементы шины изготовляются из синтетических материалов. 1. Бортовое кольцо2. Слой корда каркаса3. Отворот корда4. Чефер5. Плечевой подпротектор6. Брекерный пакет (пояс тяжести)7. Протектор8. Подпротекторный слой9. Внутренний слой

1. Бортовое кольцо - это основание любой конструкции шины и в сочетании со слоями корда образует каркас шины, состоит из практически не растягивающего проволочного сердечника. Бортовое кольцо обеспечивает надежное крепление шины на диске фиксирует ее положение и обеспечивает ее герметизацию.

2. Слой корда каркаса - воспринимает все нагрузки: статическую от автомобиля и груза, тормозные, тяговые и рулевые усилия. Слой (слои) корда соединенные между собой резиновыми прослойками “сквиджами” вместе с бортовыми кольцами образуют каркас шины. 3. Отворот корда - это часть слоя корда, проходящая под бортовым кольцом и заканчивающаяся на боковине шины. 4. Чефер - тканевый или стальной слой закрывает и защищает отворот корда, предназначен для устранения износа и трения между бортом и ободом диска. 5. Плечевой подпротектор - слой специальной резины треугольного профиля расположенный в плечевой зоне шины, который выравнивает закругленную форму слоя корда каркаса, делая зону протектора более плоской. Подпротектор поглощает все усилия, концентрирующиеся на кромках брекера. 6. Брекерный пакет (пояс тяжести) - это несколько слоев стального корда размещающихся между каркасом и протектором шины, опоясывающие последний по всей окружности. Смежные слои корда в брекере расположены под перекрещивающимся углом друг к другу. Брекер стабилизирует геометрическую форму шины, обеспечивает прочность шины, придает жесткость протектору, предохраняет каркас от повреждений, способствует эффективной передачи усилий через протектор, равномерно распределяет нагрузку на поверхность шины. Пакет брекера:

-----------------------------------Протектор - Защитный слой- Второй стабилизирующий- Первый стабилизирующий- Переходной слой

------------------------------------Каркас

7. Протектор представляет собой внешнее покрытие шины из профилированной резины, непосредственно находящиеся в контакте с поверхностью дороги. Протектор обеспечивает надлежащее сцепление с дорогой, передавая прилагаемые усилия к шине на ее поверхность, защищает каркас от повреждений, обеспечивает эксплуатационный ресурс ходимости шины до ее восстановления. Рисунок протектора зависит от ее модели и в конечном итоге определяет позицию шины и условия ее эксплуатации. Увеличение толщины протектора, с одной стороны увеличивает пробег шины до полного износа, но в то же время увеличивает вес (объем шины), увеличивая момент инерции колеса и длину тормозного пути. Увеличение толщины протектора в конечном итоге приводит к перегреву конструкции шины, ее расслоению. 8. Подпротекторный слой - это пограничный слой резины протектора между собственно протектором шины и защитным слоем пакете брекера. Этот слой обеспечивает защиту шины и ее амортизирующие свойства. Для уменьшения теплоемкости шины производители стремятся к минимальной толщине подпротекторного слоя. 9. Внутренний слой - слой резины защищающий каркас шины изнутри и предотвращающий утечку воздуха в бескамерных шинах.

Следующее, в чем необходимо разбираться - это основная маркировка шины. В основной маркировке автомобильной шины заложена полная и самая важная информация. Маркируются автомобильные шины с помощью букв, цифр и символов, которые наносятся на боковину.

Рассмотрим распространенный пример основной маркировки - Michelin Alpin A3 185/65 R 14 Вот краткая расшифровка надписи:

- Michelin – название бренда (наименование производителя шины).

- Alpin A3 – наименование модели.

- 185 - это поперечное сечение шины в миллиметрах, измеренное в самом широком месте шины (надетой на измерительный обод). В обиходе – ширина протектора.

- 65 - это профиль (высота) шины, т.е. соотношение в процентах высоты профиля покрышки к ее ширине (поперечному сечнению). Также измеряется в миллиметрах.

- R - конструкция шины (радиальная).

- 14 - внутренний посадочный диаметр автомобильной шины, соответствующий диаметру обода колеса в дюймах.

- 86 - индекс грузоподъёмности шины.

- T - индекс скорости.

Кстати, про “индекс скорости” – это максимальная скорость при которой рекомендуется использовать данные шины. Но не следует забывать, что максимальную скорость данная шина может выдерживать при максимальной загрузке (полной массеавтомобиля).Это и есть взаимосвязь (обратно пропорциональная) индексов скорости и нагрузки. Если использовать покрышки с индексом скорости ниже требуемого - это плохо отразиться на ходовых характеристиках автомобиля, а более высокий индекс скорости в худшую сторону повлияет на комфортабельности езды.

На самом деле на автомобильной шине можно встретить большое количество различных надписей и символов, смысл которых не всегда понятен как опытному автомобилисту, так и самим продавцам автошин. Так, например, самая распространенная ошибка в расшифровке надписей на шине – это буква “R”. Многие считают, что это радиус шины (так как стоит рядом с цифрой, обозначающей посадочный диаметр шины). Но это не радиус, а обозначение РАДИАЛЬНОЙ конструкции шины. А слово РАДИУС – в шинном бизнесе – вообще употребляется как правило не к месту. Этим грешат и многие продавцы шин. Ведь правильно говорить ДИАМЕТР (шины или диска). А РАДИУС шины интересен только когда необходимо понимать на сколько увеличится или уменьшится клиренс автомобиля при подборе того или иного типоразмера шины.

Более подробно техническую и другую информацию о шине Вы можете прочитать в разделах «История автомобильной шины», «Новости», «Это полезно знать», «Конструкция автошины» и «Маркировка и обозначения на шинах».

Конструкция автомобильной шины

Конструкторы компаний, производящих шины для автомобилей, используют различные материалы и технологии, позволяющие улучшить те или иные характеристики шин. Конструкция всех шин, которая является стержнем технологии, остается неизменной, а изменения и модификации, вносимые производителями, призваны улучшить отдельные характеристики. Это позволяет добиться оптимального баланса качеств, необходимых для эксплуатации автомобиля в тех или иных условиях.

Итак, для начала рассмотрим конструкцию шины. Основными материалами, которые используются в производстве шин, является резина (это композитный сырьевой материал, в состав резины входят синтетические и натуральные каучуки), а также кордовая ткань (изготовленная из полимерных, текстильных и металлических нитей).

Главными элементами конструкции являются:

1. Каркас

Силовая (несущая) часть, которая обеспечивает прочность конструкции. Каркас принимает на себя внутренне давление воздуха с одной стороны, и нагрузки со стороны дорожного полотна, в свою очередь, передавая внешние нагрузки на колесо. Каркас шины состоит из нескольких (или одного) слоев корда которые наложены друг на друга. Корд (кордовая прорезиненная ткань) изготовлен из текстильных, полимерных или металлических нитей. По расположению волокон в кордовой ткани шины различаются на:

  • Радиальные - волокна корда расположены параллельно друг к другу, вдоль радиуса шины (большинство современных шин – радиальные, о чем говорит маркировка Radial);
  • Диагональные – волокна расположены под некоторым углом к радиусу, вследствие чего соседние нити пересекаются между собой (Диагональные шины используются все реже).

2. Брекер

Внутренняя деталь шины, которая находится между каркасом и протектором, выполнена из нескольких слоев кордовой ткани (обрезиненный корд может быть металлическим или из синтетических, полимерных волокон). Брекер предназначен для того, чтобы смягчать воздействие ударных нагрузок, сообщаемых дорожным покрытием, на шину.

3. Протектор

Наружная часть поверхности шины, которая выполняет две основные функции – обеспечение сцепления с дорожным покрытием и защиту каркаса шины от повреждений. Протектор имеет рельефный рисунок и изготовлен из резины. По виду рисунка, который зависит от технологии, сообщающей шине те или иные качества, протектор бывает:

  • Направленным (маркировка Rotation), направление вращения шины задается расположением канавок. Шина с направленным протектором может быть установлена только с определенной стороны (справа или слева);
  • Ассиметричным (маркировка Side facing Outwards или In-wards), внутренняя и внешняя часть шины определяется расположением канавок;
  • Ассиметричным и направленным одновременно (менять местами такие колеса нельзя).

Основная задача протектора заключается в достижении оптимального коэффициента сцепления шины с дорогой. Рисунок протектора и его конструкция различается в зависимости от предназначения шины. Надежный контакт с дорожным покрытием достигается путем удаления из «пятна контакта» шины с дорогой грязи, снега, воды, для чего и служат желобки рисунка.

Одной из особенностей зимних шин являются ламели. Это прорези, расположенные в частях протектора, благодаря которым зимние шины обеспечивают хорошую управляемость автомобиля в условиях снега и оледенения дорожного покрытия.

4. Экран брекера

Это слой, расположенный между протектором и металлическим брекером, защищающий брекер от всяческих механических повреждений и  препятствует расслоению резины.

5. Борт

Элемент конструкции шины, предназначенный для ее фиксации на ободе диска. На бортовой части имеется слой из специальной эластичной резины, этот слой предназначен для того, чтобы соединение шины с ободом (в большей степени это касается бескамерных шин) было герметичным.

6. Боковина

Боковая часть конструкции шины, «стенка», выполненная из эластичной резины.

Итак, мы перечислили основные конструкционные элементы шины. Качество материалов, конфигурация элементов и технология изготовления каждого элемента влияют на совокупность потребительских качеств каждой модели.

Конструкция автомобильных шин

Типовая конструкция шин. Шина типовой конструкции состоит из покрышки, камеры и ободной ленты (рис. 27). Ободные ленты, как правило, не применяются в шинах легковых автомобилей. Основные конструктивные элементы покрышки представлены на рис. 28. При поперечном разрезе покрышки можно выделить следующие элементы .

Торцевая часть — это та часть покрышки, внешняя поверхность которой во время езды соприкасается с твердым покрытием. Состоит она из участка каркаса и беговой дорожки протектора с рисунком. Между протектором и каркасом может располагаться подушечный слой (брекер). Торцевая часть покрышки характеризуется большей толщиной и жесткостью по сравнению с боковой частью.

Сухарь (плечевая зона) — участок между торцевой и боковой частями покрышки, состоящий из каркаса и протектора, нередко вместе с рисунком, и характеризующийся уменьшающейся толщиной и жесткостью от торцевой к боковой части. К сухарю могут прилегать края подушечного слоя или опоясывающей ленты.

Боковина — участок каркаса и боковой части протектора, имеющий небольшую толщину и высокую эластичность.

Антифрикционное упрочнение покрышки — резиновый выступ на боковой части покрышки, который увеличивает ее прочность при столкновении с высоким препятствием либо при езде по глубокой колее.

Центрирующая риска протектора — риска в низу боковой части шины, которая служит для проверки правильности посадки покрышки на обод.

Борт — часть покрышки, переходящая из боковой в крепящую на обод часть покрышки. Борт состоит из проволочных колец, на которые завернуты слои каркаса. В ряде конструкций покрышек на наружную поверхность проволочных колец накладывается наполнительный шнур из твердой резины. Борт характеризуется увеличивающейся толщиной и жесткостью от боковой части покрышки к основанию и нерастяжимостью в периметрическом направлении. В борте выделяют три поверхности: носок, пятку и основание.

Каркас — часть покрышки, представляющая собой эластичную, мало растяжимую оболочку, форма которой приближается к тору с вырезом изнутри.

Рис.27. Типовая конструкция шины:

/ — камера; 2 — покрышка; 3 — ободная лента; 4 — вентиль; 5 — обод колеса

Рис. 28. Основные конструктивные элементы покрышки:

t — обод; 2 — центрирующая риска; 3 — антифрикционное упрочнение; 4 — каркас; £ — опоясывающая лента; 6 — протектор; 7 — торцевая часть; 8 — сухарь; 9 — боковина; 10 — борт

Образовавшиеся при этом кромки переходят в борт. Прочностными элементами о:новы являются слои обрезиненного корда и проволочные кольца в бортах, на которые завернуты слои каркаса.

Подушечный слой (брекер) — слои корда или резины в торцевой части и сухаре покрышки, между каркасом и протектором. Угол, под которым располагаются нити корда, приближается к углу расположения нитей в каркасе. Подушечный слой практически не влияет на поперечную форму покрышки.

Опоясывающая лента — слои корда, находящиеся в торцевой части покрышки, между каркасом и протектором. Опоясывающая лента характеризуется большой жесткостью и прочностью на растяжение. Угол расположения нитей в отдельных слоях различен, однако преобладает параллельное направление. Опоясывающая лента влияет на поперечную форму покрышки.

Рис. 29. Схема диагональной шины

Рис. 30. Диагональная шина

Протектор — слой резины, покрывающий снаружи каркас и, в отдельных случаях, подушечный слой либо опоясывающую ленту. Протектор имеет беговую дорожку, бортовые и боковые части. На беговую дорожку и борта протектора обычно нанесен рисунок. Под рисунком находится подканавочный слой резины. На боковых частях протектора расположены надписи, антифрикционные упрочнения, центрирующие риски и декоративные элементы. Рисунок протектора состоит из буртиков или зацепов, канавок и ламельных насечек.

В зависимости от строения каркаса различают: шины диагональные, не обозначаемые символом (рис. 29 и 30); шины опоясанные, обозначаемые символом В (рис. 31); шины радиальные, обозначаемые символом R (рис.- 32 и 33).

Диагональная шина — это шина, каркас покрышки которой состоит из слоев корда, нити которого расположены под углом к средней линии протектора. Нити корда соседних слоев перекрещиваются. У шины может быть подушечный слой.

Опоясанная шина — это диагональная шина с опоясывающей лентой в торцевой части.

Радиальная шина — это шина, у которой нити корда в слоях каркаса покрышки (по крайней мере, в боковой ее части) расположены радиально или почти радиально по отношению к средней линии протектора. У шин этого типа всегда имеется опоясывающая лента.

В зависимости от показателя профиля, определяющего отношение высоты поперечного разреза покрышки к ее ширине, покрышки делятся на типы, перечисленные в табл. 14.

В зависимости от максимальной скорости легкового автомобиля, для которого предназначены шины, различают классы покрышек, приведенные в табл. 15. Шины для остальных транспортных средств не делятся на классы.

В зависимости от допустимой грузоподъемности различают шины: нормальные, упрочненные, суперупрочненные.

Допустимую грузоподъемность покрышек принято обозначать числом PR (Ply Rating). Это международное обозначение условного числа слоев каркаса покрышки, которое не всегда соответствует действительному числу слоев. Служит оно исключительно для того, чтобы приблизительно показать, сколько слоев имел бы каркас данной покрышки, если бы она была выполнена из хлопкового корда.

Шины повышенной прочности для мотоциклов обозначают буквой R. В зависимости от вида рисунка протектора различают типы шин, перечисленные в табл. 16. Цифры, дополняющие буквенные обозначения рисунка протектора, например D83 или D-83, указывают на особенности конструкции рисунка,

Рис. 31. Схема опоясанной шины, Рис. 32. Схема радиальной шины, Рис. 33. Радиальная шина

Строение камеры широко известно. Она состоит из резиновой оболочки в форме кольца, обрезиненной кордной ленточки для увеличения прочности стыка оболочки, места крепления вентиля и самого вентиля. Разрез типичного вентиля представлен на рис. 34.

На обод колеса помещается ободная лента (рис. 35), соединенная при вулканизации в бесконечное кольцо. Ободная лента предназначена для отделения камеры от шероховатой поверхности обода.

Бескамерные шины. В бескамерных шинах (Tubeless) покрышка выполняет дополнительную функцию камеры; ободная лента в этом случае не применяется (рис. 36).

Таблица 14

Типы покрышек

Тип покрышек

Ориентировочный показатель профиля

Баллонные

1,05

Супербаллонные

0,95

Низкопрофильные

0,88

Супернизкопро-фильные

0,82

Ультранизкопро-фильные

0,78

Серии 70

0,70

Серии 60

0,60

Внешним видом, принципиальным конструкторским решением и основными размерами бескамерная шина не отличается от типовой конструкции, за исключением внутренней поверхности и борта, покрытых слоем вязкой резины толщиной 2—3,5 мм, которая обеспечивает необходимую газонепроницаемость системы шина—обод колеса. Кроме того, этот слой резины служит для плотного облегания предметов, например гвоздей, воткнувшихся в шину, и немедленной заделки повреждений, которые могут возникнуть в процессе езды. Ввиду отсутствия камеры вентиль для накачки шины воздухом прикреплен при помощи плотных резиновых подкладок непосредственно к стенке обода.

Таблица 15

Классы покрышек

Класс покрышек легкового автомобиля

Обозначение

Посадочный диаметр покрышки, дюйм

Максимальная скорость, км/ч (м/с),

диагональной

опоясанной

радиальной

Стандартные

10 12

13 и больше

120 (33) 135 (37) 150 (42)

160 (44)

Быстрые

S

10 12

13 и больше

150 (42) 160 (44) 175 (49)

180 (50)

180 (50)

Очень быстрые

н

10 12

13 и больше

175 (49) 185 (51) 200 (55)

210 (58)

210(58)

Ультрабыстрые

V

10 12

13 и больше

Более 175 (49) 185 (51)

200 (55)

Более 210 (58)

Более 210 (58)

Типы шин

Средняя линия протектора — линия, возникающая в результате пересечения плоскости симметрии, перпендикулярной оси вращения шины, с внешней поверхностью торцевой части шины.

Таблица 16 ТИПЫ ШИН

Рис. 35. Ободная лента

Основные размеры покрышек

Размеры покрышек (рис. 37) изменяются под влиянием внешних сил, внутреннего давления и времени эксплуатации. Во избежание недоразумений эти размеры точно определены (рис. 38). Все ниже перечисленные понятия относятся к шинам, смонтированным на рекомендованных ободах и накачанных до давления, отвечающего максимальной грузоподъемности.

Наружный диаметр покрышки — отрезок линии, проходящей через центр шины и соединяющей две точки, расположенные на средней линии протектора.

Эксплуатационный диаметр покрышки — наружный диаметр покрышки, увеличенный вследствие долговременной эксплуатации и возникших в ней необратимых изменений.

Посадочный диаметр покрышки — номинальный диаметр обода, предназначенного для конкретной покрышки.

Высота профиля покрышки — половина разности между наружным и посадочным диаметрами покрышки.

Ширина профиля покрышки — наибольшее расстояние между внешними боковыми частями новой покрышки без выступов, таких как надписи, антифрикционные упрочнения или декоративные элементы.

Наружная ширина профиля покрышки — это ее ширина с учетом выступов, таких как надписи, упрочнения антифрикционные и декоративные элементы.

Рис. 38. Наименования основных размеров покрышки

Рис. 37. Основные размеры покрышки

Эксплуатационная ширина профиля покрышки — это наружная ее ширина, увеличенная вследствие долговременной эксплуатации, а также возникающих в ней необратимых изменений.

Номинальная ширинапрофиля покрышки — приблизительная ее ширина, приводимая в обозначении размера покрышки.

Ширина профиля покрышки в месте прогиба — это ее ширина при номинальном давлении и нагрузке в самом широком месте под осью колеса.

Статический радиус покрышки — расстояние от оси вращения нагруженного колеса при отсутствии движения до плоскости дороги, причем колесо должно быть расположено перпендикулярно к плоскости дороги и находиться исключительно под воздействием нагрузки, равной максимальной грузоподъемности шины и перпендикулярной поверхности дороги.

Динамический радиус покрышки — расстояние от оси движущегося колеса до линии действия касательной, перпендикулярной реакции поверхности дороги (при твердой поверхности — расстояние от оси колеса до поверхности). При этом имеется в виду, что колесо находится под действием вращающего момента и вертикальной нагрузки, равной максимальной грузоподъемности шины.

Радиальные шины – как правильно с ними обращаться? + видео

В связи с тем, что в последнее время, особенно в рекламе, часто говорят о различных характеристиках покрышек, которые ранее мало кого интересовали, многим автомобилистам необходимо больше информации о том, как ставить радиальные шины, и какой им нужен уход.

Можно выделить два типа автомобильных шин, в зависимости от ориентации нитей корда: диагональные и радиальные. В первом случае нити корда располагаются под определенным углом к радиусу колес, во втором – вдоль него. Кроме того, диагональные шины, чаще всего, имеют несколько слоев корда, причем нити каждого слоя перекрещиваются. Корд же радиальных шин натянут без пересечения нитей.

Радиальная конструкция шины способствует значительному снижению напряжений нитей. Кроме того, их прочностные характеристики значительно повышают надежность покрышек в зоне беговой дорожки, каркас надежно защищен от разного вида повреждений, и существует меньшая вероятность появления трещин в протекторе. Имеются, конечно, и слабые места, но о них мы скажем позже, ибо они имеют влияние на работу покрышки лишь в определенных условиях эксплуатации.

Можно очень просто распознать радиальные шины, маркировка таких покрышек всегда имеет букву R, например 315/80R22.5. На их боковине указывается еще и количество слоев корда, а также материал. Кстати говоря, из-за того, что абсолютно каждый слой работает самостоятельно, благодаря радиальному расположению нитей, их количество не обязательно должно быть четным.

Жесткий брекер (слой между протектором и каркасом) значительно снижает вероятность деформации рисунка протектора и способствует тому, чтобы пятно контакта практически не изменялось по форме. Сцепление с дорожным покрытием у таких покрышек значительно лучше, чем у диагональных, это обеспечивается большей площадью контакта. Таким образом, благодаря всем своим достоинствам они практически вытеснили с рынка другие типы.

В принципе, слабых мест у радиальных покрышек не много, но они есть. У них небольшая прочность боковин стенок, это связано с радиальным расположением нитей, поэтому надо быть предельно осторожными при движении по глубоким колеям, и следить, чтобы давление воздуха было всегда в пределах нормы. Также они очень боятся ударов о бордюрные камни, и намного чаще в этом случае получают повреждения, чем диагональные.

Узнав более подробно, что значит радиальная шина, следует разобраться и со следующими вопросами, как их ставить, и в каком уходе они нуждаются. Устанавливая такие покрышки на своего «железного коня», придерживайтесь следующих правил. Если вы приобрели направленную шину, то на ней обязательно должна быть стрелка, которая указывает направление движения вперед, и устанавливать ее надо соответственно.

Пятая шина, в основном, монтируется из расчета установки с правой стороны, так как по статистике именно правые колеса страдают больше всего.

Если же типы рисунков протектора радиальных шин относятся к несимметричным, то с одной стороны вы увидите надпись «Inside» что в переводе означает «наружу», и устанавливать их следует так, чтобы данная надпись находилась с внешней стороны. Что же насчет симметричных радиальных вариантов, то обязательно при снятии отметьте направление движения, дабы потом установить их правильно. Ну, и в завершении, даже когда прикатываете радиальную шину к месту монтажа, обязательно соблюдайте направление вращения.

Ухаживать же за ними нужно так же, как за любыми шинами. Регулярно следует осматривать, причем особое внимание уделять протектору и боковинам, в случае же обнаружения дефектов, обратитесь за помощью к специалистам. Если же во время движения авто уводит в сторону, или появились вибрации, то, скорей всего, это также из-за повреждений покрышек. Нужно произвести демонтаж и восстановить шину.

  • Автор: Марина
  • Распечатать


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости