Вариатор Лада Веста получит в ближайшие месяцы. Попытки довести до ума роботизированный автомат АМТ, так и не увенчались успехом. Поэтому на “Автовазе” решили обратиться к японским коллегам, которые уже сегодня поставляют 4-диапазонный автомат Jatco на Лада Гранта. Сегодня уже идут последние доводочные испытания Лада Веста с двигателем 1.8 (ВАЗ-21179) и вариатора Jatco CVT7 JF015E. Изначально вариаторы серии JF015E ставили на Nissan Qashqai и Juke, где они не выхаживали и 100 тыс. километров. Однако после серьезной модернизации производитель увеличил ресурс агрегата до 200-250 тыс. километров. Сегодня подобный вариатор ставят например на Renault Kaptur, который собирают на московском заводе Рено.
Если взять за пример кроссовер Рено Каптур российской сборки, то там стоимость версии с вариатором возрастает примерно на 50 000 рублей. Скорее всего цена на Lada Vesta с вариатором будет возрастать на сопоставимую сумму. Есть еще одна проблема. Вазовский движок 1.6 будет слабоват для новой трансмиссии, а 1.8 литровый мотор выдающий 172 Нм крутящего момента оказывается чуть мощнее, чем способен переварить вариатор. Поскольку агрегат JF015E рассчитан максимум на 160 Нм. Видимо на Лада Веста 1.8 с вариатором будет стоят особая прошивка двигателя немного занижающая крутящий момент. Вряд ли будут использовать более дорогой и крупный вариатор серии JF011E способный переваривать до 250 Нм.
Конструктивно вариатор Jatco является гибридом клиноременного вариатора и классического гидромеханического автомата. Перед клиноременной передачей установлена маленькая двухступенчатая гидромеханическая передача. Основа вариатора – толкающий ремень и конусные шкивы, которые передают крутящий момент, а за счет сдвигания и раздвигания шкивов меняется передаточное отношение. Давление в системе создает пластинчатый насос с цепным приводом. Для включения заднего хода имеется планетарная передача управляемая фрикционной муфтой и тормозом. Основная проблема автомобиля с таким вариатором – неравномерное движение, толчки, рывки при разгоне. Практически все эти недостатки связаны с загрязнением масла продуктами износа шкивов.
Но есть у подобной коробки и неоценимые плюсы, как перед механической коробкой, так и перед традиционным автоматом. Во первых, это умеренное потребление топлива. Ведь передач, как таковых нет, а есть плавно меняющийся диапазон. То есть крутящий момент без проблем передается от спокойно работающего мотора на ведущие колеса без лишних преград. Второй важный плюс, это динамика. Время на переключение передач не затрачивается. Исправный вариатор плавно стартует с места и без лишнего шума разгоняет машину до нужной скорости. Главное не держать высокие обороты двигателя, что может привести к перегреву агрегата. Для смазки шкивов и ремня какое попало масло не пойдет. Не стоит на этом экономить. А при бережной эксплуатации вариаторная трансмиссия не доставит много серьезных проблем.
Сама конструкция довольно “нежная” и требует качественного обслуживания. Самые дорогостоящие элементы конструкции, это шкивы и гидроблок. Вариатор очень чувствителен к температуре масла. А у нас в стране довольно серьезные климатические перепады. С другой стороны агрегат JF015E ставят на многие модели Renault, Nissan, Suzuki и Mitsubishi. С 2009 года выпущено более 10 миллионов вариаторов этой серии на заводах компании Jatco в Японии, Китае, Мексике и Таиланде… так что с запчастями проблем быть не должно.
Уже точно известно что данную коробку передач будут собирать в России. Сегодня в Тольятти заканчивают пусконаладочные работы в цехах, где будут делать вариатор по японской лицензии. Само производство может стартовать в декабре 2018 года. А с 2019 года Лада Веста и ХРей получат новую автоматическую трансмиссию CVT. Если сравнить данную коробку с классическим автоматом, то она соответствует 8-диапазонной гидротрансформаторной АКП. Но есть там и режим ручного переключения. То есть водитель сам решает, когда переходить на повышенную или пониженную скорость. В этом случае электроника коробки имитирует работу 6-ступенчатой механики. Какие конкретно настройки будут на Lada Vesta CVT скоро узнаем.
Лада веста вариатор разрабатывается и усовершенствуется до сих пор. Производители планируют продемонстрировать бесступенчатую трансмиссию в течение 1–2 лет. Что же продемонстрируют автомобилистам?
На весту планируют установить такой вариатор, как Jatco. Ранее подобные устройства устанавливали только на иностранные модели, среди которых выделяют Ниссан, Рено, Мицубиси. Для этих авто подготовлены агрегаты с такими индексами, как 015Е или 011Е. Для лада веста кросс трансмиссия будет выпускаться с индексом FK8 (0).
Компании-изготовители планируют устанавливать CVT вместе с двигателем Н4, объем которого составляет около 1,6 литра. Такими движками планируют оснащать lada vesta sw cross. Разработкой и выпуском таких силовых узлов занимаются производители лады. Специально для этого подготовлена отдельная линия, которая укомплектована новым оборудованием, производственными устройствами.
Автомат планируют собирать в России. Эту идею инициировал генеральный директор Рено и Ниссана. Информация о локализации вариатора, основных систем в нашей стране есть в доступе. Данные об объемах, комплектации производственных площадок не разглашаются. Поставки осуществляются из другой страны, поскольку точные объемы пока не определены.
Наладку промышленной линии планируют начать весной этого года. В этот же период проведут калибровку автоматической трансмиссии на весте. Эти мероприятия выполнят представители компании Jatco. Ведь специалисты, которые работают в этой компании, имеют довольно высокий уровень. Поскольку на выполнение калибровочных процессов отводят 11–12 месяцев, дата выхода автомобиля лада веста с вариатором сдвигается.
Представители компании сообщают о том, что автомат соединят с силовым узлом 21127. Но такие действия выполнят через некоторое время после того, как будет выпущен вариатор, проведен тест драйв.
С момента выпуска автомобиль лада веста комплектуют мотором HR16DE. Но на продажу транспорт с таким движком не поступил. На ХРей ранее устанавливали похожий движок Н4М, мощность которого составляет 110 лошадиных сил. Но со временем его заменили другим силовым узлом, поскольку с мотором Н4М стоимость автомобиля была более высокой.
Движком HR16DE комплектуют такие автотранспортные средства, как Рено, Ниссан, Juke. Будет ли производитель устанавливать его на лада веста, неизвестно. Его разработкой занимались представители французской компании, используя в качестве прототипа К4М.
Если сравнить с отечественным аналогом, то можно выделить такие отличия:
Такие нововведения позволили создать экологически чистый двигатель. Транспорт с таким движком преодолевает 240-250 тысяч км. При этом потребности в проведении ремонтных мероприятий нет.
Но в состав силового узла не ввели гидравлические компенсаторы. Поэтому периодически автолюбителям нужно регулировать клапана, выбирать соответствующие толкатели. Поэтому автомат успешно сочетают с таким двигателем.
Двигатель HR16DE отличается жидкостной системой, которая используется для охлаждения. Подача смазочного вещества выполняется комбинированно (впрыск, подача капель).
Мотор включает стандартный набор элементов. Для контроля их работы используется блок электронный, который прошел соответствующую сертификацию.
Разработкой движка занимались не только на автовазе. Определенные элементы подготавливали специалисты из смежных компаний, которые сотрудничают с автовазом.
Автоматическая трансмиссия этой марки отличается тем, что в ее состав не введены передачи. Функционирует автомат в автовазе за счет шкива. Поэтому ускорение проходит плавно. Отсутствуют рывки и прочие сложности. Если использовать автомат, то возникают сложности.
Бесступенчатая трансмиссия функционирует в установленных пределах. Поэтому и затраты горючего, смазочных материалов снижаются.
Преимущества
Минусы
Производители предоставят детальную информацию о вариаторе, который разрабатывается для лада веста.
Автолюбители ожидают демонстрации автомобиля лада веста, который укомплектован вариатором и мощным силовым узлом. Ведь по прогнозам такая модель обладает массой преимуществ, среди которых выделяется экономичность, надежность и плавность хода. Но точную оценку водители дадут после того, как выпустят новую модель.
По заверениям представителей клуба почитателей модели Лада Веста работы над производством бесступенчатой трансмиссии интенсивно ведутся с начала текущего года. Машина с вариатором дата выхода? Ожидается, что вариатор увидит свет уже в 2019 г. Сегодня «АвтоВАЗ» упорно трудится над поиском поставщиков узлов и комплектующих для сборки нового агрегата.
У автомобильного сообщества «Drom» получилось «выудить» информацию у «АвтоВАЗа», где поведали, что в настоящее время реализуется проект, направленный на внедрение и полную адаптацию перспективного вариативного агрегата «Jatco». Это весьма популярный агрегат, которым комплектуются автомобили брендов «Citroen», Mitsubishi и автоконцерна «Renault-Nissan». Речь идет о модификации «JF011E/015 E». На рынке трансмиссия представлена под маркировкой «FK0/FK8», которая была ей присвоена после несущественных доработок.
Предполагается, что новый вариатор «Весты» будет «трудиться» в паре с 1,6-литровым двигателем «h5», позаимствованным у Nissan. Руководство отечественного автоконцерна решило ввести в действие собственную линию по выпуску вариаторов. Заметим, что указанным мотором тольяттинцы собирались оснащать Лада Веста еще на старте ее производства, однако по причине экономической неэффективности вскоре отказались от данной затеи.
Карлос Гон, являющийся гендиректором «Рено-Ниссан», впервые инициировал идею производства вариаторов в России. Также ходят слухи о реализации других перспективных проектов на мощностях «АвтоВАЗа», однако объемы и прочие конкретные моменты пока сохраняются в секрете. У руководства отечественного автогиганта есть уверенность в успешном продвижении данного проекта, и, если все будет именно так, то не исключен факт поставки в будущем вариаторов на зарубежные рынки.
Уже сегодня «АвтоВАЗ» пытается урегулировать некие формальные аспекты производства прогрессивного агрегата и начать работы по подготовке производственной линии. Одновременно намечается деятельность по калибровке «CVT» для платформы Лада Веста. Вероятнее всего, данной работой займутся представители «Jatco». Это объясняется тем моментом, что в настоящее время среди персонала «АвтоВАЗа» пока отсутствуют специалисты с должным уровнем квалификации в сфере бесступенчатых трансмиссий.
Термостат Калина
Какая помпа лучше на Калину 8 клапанную
Фильтр салона Калина
Предполагается весь цикл калибровочных работ осуществить в течение года. Этот факт может отодвинуть срок презентации Лада Веста, у которой будет вариатор, на второе полугодие 2019 г. Немногим ранее распространялась информация, что будущая Лада Веста с «CVT» появится в продаже уже к концу 2018 г. и комплектоваться она будет проверенным мотором «ВАЗ-21127».
Возможность комплектования LADA Vesta агрегатом «HR16DE» была предусмотрена еще заранее, однако в продаже такая комплектация модели не появилась. Сегодня выяснено, что модификация «XRAY» уже оснащается аналогичным двигателем «h5M», хотя в отличие от агрегата «К-1», отдача которого составляет 114 «сил», этот мотор дефорсирован до уровня 110 «лошадок». Поговаривают, что производитель намерен отказаться от установки указанного мотора, поскольку себестоимость данной модификации весьма высока, что делает модель неконкурентоспособной.
Двигателем «HR16DE» оснащаются модели Renault и Nissan. Это Fluence, Megan, Duster и Qashqai, Juke соответственно. Данный агрегат является конструктивным продолжением известного движка «K4M», которым также комплектовались популярные малолитражки Renault.
Отличительной особенностью отечественного «клона» станет измененный механизм газораспределения и модифицированный электронный модуль управления. Это сделано в угоду экологии. Уже имеются ориентировочные данные о предполагаемом ресурсе мотора «HR16DE», который превышает рубеж в 250 тыс. км.
Среди основных преимуществ двигателя специалисты выделяют таковые аспекты:
Заметим, что не все так гладко у данного мотора – он лишился гидрокомпенсаторов. Этот факт заставит владельцев в процессе эксплуатации склоняться к регулировке тепловых зазоров в клапанном механизме. Процедуру следует повторять спустя 80-100 тыс. км, причем удорожается мероприятие за счет необходимости подбора толкателей. Данный недостаток нельзя рассматривать в качестве реальной проблемы, ведь в целом мотор достаточно удачный и не способен побеспокоить владельца частыми поломками.
Характеристики «HR16DE»:
Данная модификация вариативной трансмиссии является наиболее массовой и монтируется на многие модификации иномарок, о чем мы уже упоминали. Если владелец проявляет заботу об агрегате, то вариатор способен пройти 150-200 тыс. км. Существует масса примеров, когда бесступенчатые коробки «наматывали» под 400 тыс. км. без ремонта.
Достоинства трансмиссии Весты
Как видно, рассматриваемая нами трансмиссия неслучайно получила широкое распространение в моделях мировых автомобильных брендов. Благодаря простой конструкции и качеству применяемых материалов (для конусов, цепи, подшипников и пр.) агрегат служит надежно и не подводит владельцев LADA Vesta. Напомним, что трансмиссия требует качественного обслуживания и не терпит перегрузок (пробуксовка колес, работа на запредельных температурах и пр.). «CVT» заслуженно полюбился не только производителям, но механикам станций, поскольку в обслуживании практически не возникает нештатных ситуаций.
Напоследок отметим, что руководством «АвтоВАЗа» была опровергнута информация, связанная с появлением вариатора у LADA Vesta. Хотя верить или нет – дело каждого, но вероятнее всего, вариатор не появится. Неоспоримым является тот факт, что данному автомобилю просто необходима бесступенчатая трансмиссия, то есть вариатор, что позволит расширить и без того немалый круг владельцев и поклонников. Тем не менее остается главный вопрос: Лада с вариатором дата выхода?
Lada Vesta и X-Ray получат этот вариатор «по эстафете», что выглядит вполне логичным шагом, потому что разработка вариатора с нуля — дело слишком затратное.
Отличия от «ниссановского» варианта, скорее всего, будут. Во-первых, речь идет о локализации производства, что подразумевает использование некоторого процента местных комплектующих. Во-вторых, вазовцы должны подружить вариатор с моторами собственного производства, потому что до сих пор он ставился в основном на модели с двигателями Nissan, включая «обрусевший» h5M.
CVT-7: что внутри?
Вариатор CVT-7 довольно интересен: например, помимо вариаторной части у него есть и двухступенчатая гидромеханическая передача. Такое решение позволило увеличить соотношение максимального и минимального передаточных чисел, что очень важно для вариаторов. Низшая передача работает до 100 км/час, затем «гидромех» переходит на высшую.
Неплох этот вариатор и с точки зрения водителя: большую часть времени он подражает обычному гидромеханическому «автомату», чутко реагирует на движение педали газа и не держит двигатель на постоянных оборотах. Последнее встречалось у ранних моделей вариаторов и порой раздражало.
Но есть и минусы, например, ограничение по крутящему моменту в 170-180 Н*м. На том же Qashqai с 1,2-литровым турбомотором версия с вариатором дефорсирована по моменту до 165 Н*м, что привело к потери аж двух секунд в разгоне до 100 км/час. Для вазовского мотора 1,8 литра ограничение тоже может быть значимо: пиковый моменту него 170 Н*м, то есть примерно по красной черте.
А ещё вариатор весьма недёшев: в случае с Nissan его замена обходится более чем в 400 тысяч рублей. Пока рано спекулировать о вазовских расценках, тем более в первые годы расходы на ремонт или замену покроет гарантия. Но если возникнет шквал постгарантийных поломок, вариаторные «Лады» резко потеряют в цене на вторичном рынке.
Робот или вариатор?
Вариаторов в России вообще побаиваются, и упомянутый CVT-7 — не исключение. Ресурс часто определяется живучестью ремня (в нашем случае он — стальной), и, по разным данным, составляет 120-150 тысяч километров. Кроме того, вариаторы имеют сложную гидравлическую часть, поломки которой провоцирует износ механических компонентов и попадание в масло стружки. Правда, судить о надежности именно вазовского варианта пока рано.
И всё-таки убедить людей в прелестях вариатора вазовцам будет не так-то просто. Но и особенного выбора у них нет, потом что «робота» АМТ с одним сцеплением автомобилисты также побаиваются. И если у конкурентов Lada Vesta, вроде Hyundai Solaris, продажи автоматических версий превышают продажи «механик», то для «Весты» доля куда скромнее: лишь около 10% клиентов выбирают «робота».Не исключено, что завод предложит тройную альтернативу для Vesta и X-Ray: можно будет купить автомобиль и с «роботом», и с «вариатором», и с «механикой». А расширение ассортимента — всегда плюс.
Нечто подобное АвтоВАЗ предлагает сейчас для Granta: помимо «робота» её оснащают четырехступенчатым «автоматом» Jatco. Устанавливать его на Vesta не стали: слишком уж старомодное решение, да и динамика разгона падает весьма существенно. Кроме того, если «робот» требует доплаты в 25 тысяч рублей, то «автомат» — уже 40 тысяч рублей.
А сколько может стоить Vesta с вариатором? Прикинуть несложно: Renault Kaptur с такой трансмиссией дороже механических версий на 50 тысяч рублей. Возможно, для «Весты» разницу чуть сократят, но вряд ли существенно, так что можно ориентироваться на прибавку 35-50 тысяч рублей.
И последний вопрос: а почему АВТОВАЗ не использует современные шестиступенчатые «автоматы», как прямые конкуренты той же Vesta — Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Skoda Rapid? Потому что покупать на стороне слишком дорого, а разрабатывать с чистого листа — еще и рискованно.Как-то обсуждалась идея выпуска единого «автомата», который подходил бы для установки на многие модели В/С-класса. Но если АвтоВАЗ был в этой сделке заинтересован, то остальные производители уже имели подходящие автоматы и не поддержали идею.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453