С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Лямбда зонд что такое


Лямбда зонд что это - для чего нужен и как почистить

Даже заядлые водители не всегда владеют профессиональными терминами. И слыша словосочетание лямбда зонд, задаются вопросом, что же это такое?

Что такое лямбда зонд

Внутреннее устройство лямбда зонда довольно простое

Каждый современный автомобиль должен быть оснащён особым каталитическим нейтрализатором. Это прибор, который уменьшает количество опасных веществ, выходящих из выхлопной трубы. Однако продлить срок эксплуатации такому прибору невозможно без слежения за составом топливно-воздушной смеси. Этим и занимается лямбда зонд, или датчик кислорода.

Зачем он нужен

Этот прибор создаёт особые условия, необходимые для работы каталитического нейтрализатора, который, осуществляет фильтрацию воздуха. Он расположен перед катализатором в выпускном коллекторе и способен вычислить избыток кислорода в топливно-воздушной смеси. Если его слишком много, прибор подаёт особый сигнал в блок управления впрыска.

Правила чистки

Также можно чистить прибор с помощью ортофосфорной кислоты

Существует два основных способа чистки лямбда зонда:

При помощи токарного станка

  1. Срежьте защитный колпачок возле резьбы или проделайте в нём отверстия напильником.
  2. Затем опустите прибор в ёмкость с ортофосфорной кислотой на 15–20 минут, промойте водой и дайте полностью высохнуть.
  3. Если зонд очень сильно загрязнён, оставьте его в кислоте на 3–8 часов.

Использование конфорки

  1. Снимите с неё крышку, переверните и немного подвиньте вбок, чтобы в трубку с газом ничего не попало.
  2. Затем зажгите огонь, окуните сердечник прибора в ортофосфорную кислоту и поднесите к огню.
  3. Подождите несколько минут, пока не выкипит появившаяся соль и промойте водой.
  4. Повторите эту процедуру несколько раз, пока прибор не станет полностью чистым.

Помните, что лимит работы датчика кислорода варьируется между 40 и 80 тысячами километров дороги. Кроме этого, если вы несколько раз заправите машину некачественным топливом, зонд может быстро прийти в негодность.

Лямбда зонд — необходимая вещь для автолюбителя, хотя не все об этом знают. Если обеспечить ему правильный уход, ваше здоровье и окружающая среда будут в безопасности.

  • Автор: Kaylana
  • Распечатать

Что такое лямбда зонд? - Автоэлектрик

Лямбда зонд (λ-зонд) — датчик кислорода (например: в выпускном коллекторе двигателя или дымоходе отопительного котла). Позволяет оценивать количество оставшегося не сгоревшего топлива или кислорода в выхлопных газах. Зачем нужен «этот» лямбда-зонд

Автолюбитель пошел нынче грамотный — даже владельцев стареньких «Жигулей» не удивишь заморскими словечками ABS, ESP, Jetronic, катализатор, инжектор, лямбда-зонд… Последний термин, правда, больше волнует владельцев иномарок. Случается, в автомобиле вдруг «тяга» упала, он стал есть бензин: как не в себя, опять оштрафовали за СО, а причина всего этого неизвестна. На СТО мастера скажут: «Лямбда сдохла», предложат ее заменить, но цены! А не поможет, тогда что? Среди знакомых никто толком не знает, как к «лямбде» подступиться: «вещь в себе»… Действительно, лямбда-зонд — штука загадочная, но все же давайте попробуем в этой загадке разобраться. Лямбда-датчик зондирует выхлоп

Зачем нужен лямбда-зонд

Жесткие экологические нормы давно узаконили применение на автомобилях каталитических нейтрализаторов (в обиходе — катализаторы) — устройств, способствующих снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор вещь хорошая, но эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси обеспечить катализаторам «долголетие» невозможно — вот тут и приходит на помощь датчик кислорода, он же О2-датчик, он же лямбда-зонд (ЛЗ). Название датчика происходит от греческой буквы l (лямбда), которая в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси. При оптимальном составе этой смеси, когда на 14,7 части воздуха приходится 1 часть топлива, l равна 1 (график 1). «Окно» эффективной работы катализатора очень узкое: l=1±0,01. Обеспечить такую точность возможно только с помощью систем питания с электронным (дискретным) впрыском топлива и при использовании в цепи обратной связи лямбда-зонда.

Избыток воздуха в смеси измеряется весьма оригинальным способом — путем определения в выхлопных газах содержания остаточного кислорода (О2). Поэтому лямбда-зонд и стоит в выпускном коллекторе перед катализатором. Электрический сигнал датчика считывается электронным блоком управления системы впрыска топлива (ЭБУ), а тот в свою очередь оптимизирует состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры топлива. На некоторых современных моделях автомобилей имеется еще один лямбда-зонд. Расположен он на выходе катализатора. Этим достигается большая точность приготовления смеси и контролируется эффективность работы катализатора (рис. 1).

График 1. Зависимость мощности двигателя (P) и расхода топлива (Q) от коэффициента избытка воздуха (l)

Полное сгорание и максимальная мощность достигается при l=1.

Рис. 1. Схема l-коррекции с одним и двумя датчиками кислорода двигателя

1 — впускной коллектор; 2 — двигатель; 3 — блок управления двигателем; 4 — топливная форсунка; 5 — основной лямбда-зонд; 6 — дополнительный лямбда-зонд; 7 — каталитический нейтрализатор.

Принцип работы

Лямбда-зонд действует по принципу гальванического элемента с твердым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2). Керамика легирована оксидом иттрия, а поверх нее напылены токопроводящие пористые электроды из платины. Один из электродов «дышит» выхлопными газами, а второй — воздухом из атмосферы (рис.2). Эффективное измерение остаточного кислорода в отработавших газах лямбда-зонд обеспечивает после разогрева до температуры 300 — 400оС. Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а разница в количестве атмосферного кислорода и кислорода в выхлопной трубе ведет к появлению на электродах лямбда-зонда выходного напряжения.

При пуске и прогреве холодного двигателя управление впрыском топлива осуществляется без участия этого датчика, а коррекция состава топливо-воздушной смеси осуществляется по сигналам других датчиков (положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, числа оборотов коленвала и др.). Особенностью циркониевого лямбда-зонда является то, что при малых отклонениях состава смеси от идеального (0,97 Ј l Ј 1,03) напряжение на его выходе изменяется скачком в интервале 0,1 — 0,9 В (график 2).

Кроме циркониевых, существуют кислородные датчики на основе двуокиси титана (TiO2). При изменении содержания кислорода (О2) в отработавших газах они изменяют свое объемное сопротивление. Генерировать ЭДС титановые датчики не могут; они конструктивно сложны и дороже циркониевых, поэтому, несмотря на применение в некоторых автомобилях (Nissan, BMW, Jaguar), широкого распространения не получили.

Для повышения чувствительности лямбда-зондов при пониженных температурах и после запуска холодного двигателя используют принудительный подогрев. Нагревательный элемент (НЭ) расположен внутри керамического тела датчика и подключается к электросети автомобиля (рис. 3).

График 2. Зависимость напряжений лямбда-зонда от коэффициента избытка воздуха (l) при температуре датчика 500-800оС

А — условная точка средних показаний (Uвых » 0,5 В, при l=1,0). (Обогащение смеси (уменьшение О2 в выхлопе). Обеднение смеси (увеличение О2 в выхлопе).

Рис. 3. Конструкция датчика кислорода с подогревателем

1 — керамическое основание; 2, 8 — контакты НЭ; 3 — нагревательный элемент (НЭ); 4 — твердый электролит ZrO2 с напыленными платиновыми электродами; 5 — защитный кожух с прорезями; 6 — металлический корпус с резьбой крепления; 7 — уплотнительное кольцо; 9 — выводы датчика.

Если ЛЗ «врет»

В этом случае ЭБУ начинает работать по усредненным параметрам, записанным в его памяти: при этом состав образующейся топливно-воздушной смеси будет отличаться от идеального. В результате появится повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, увеличение содержания СО в отработавших газах, снижение динамических характеристик, но машина при этом остается на ходу. В некоторых моделях автомобилей ЭБУ реагирует на отказ лямбда-зонда очень серьезно и начинает так рьяно увеличивать количество подаваемого в цилиндры топлива, что запас горючего в баке «тает» на глазах, из трубы валит черный дым, СО «зашкаливает», а двигатель «тупеет» и на ближайшую СТО вам, скорее всего, придется добираться на буксире.

Перечень возможных неисправностей лямбда-зонда достаточно большой и некоторые из них (потеря чувствительности, уменьшение быстродействия) самодиагностикой автомобиля не фиксируются. Поэтому окончательное решение о замене датчика можно принять только после его тщательной проверки, которую лучше всего поручить специалистам. Следует особо отметить, что попытки замены неисправного лямбда-зонда имитатором ни к чему не приведут — ЭБУ не распознает «чужие» сигналы, и не использует их для коррекции состава приготавливаемой горючей смеси, т.е. попросту «игнорирует».

При сгоревшем или отключенном лямбда-зонде содержание СО в выхлопе возрастает на порядок: от 0,1 — 0,3% до 3 — 7% и уменьшить его значение не всегда удается, т. к. запаса хода винта качества смеси может не хватить. В автомобилях, система l-коррекции которых имеет два кислородных датчика, дело обстоит еще сложнее. В случае отказа второго лямбда-зонда (или «пробивки» секции катализатора) добиться нормальной работы двигателя практически невозможно.

Вообще лямбда-зонд — наиболее уязвимый датчик автомобиля с системой впрыска. Его ресурс составляет 40 — 80 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации и исправности двигателя. Плохое состояние маслосъемных колец, попадание антифриза в цилиндры и выпускные трубопроводы, обогащенная топливно-воздушная смесь, сбои в системе зажигания сильно сокращают срок его службы. Применение этилированного бензина категорически недопустимо — свинец «отравляет» платиновые электроды лямбда-зонда за несколько бесконтрольных заправок.

Махнем не глядя!

Рекомендованный заводом-изготовителем лямбда-зонд и сходные по конструкции циркониевые датчики взаимозаменяемы. Возможна замена не подогреваемых датчиков на подогреваемые (но не наоборот!). Однако при этом может возникнуть проблема несовместимости разъемов и отсутствия в машине цепи питания для нагревателя лямбда-зонда. Недостающие провода можно проложить самостоятельно, а вместо разъема использовать стандартные автомобильные контакты.

Цветовая маркировка выводов лямбда-зондов может различаться, но сигнальный провод всегда будет иметь темный цвет (обычно — черный). «Массовый» провод может быть белым, серым или желтым (рис. 4). Титановые лямбда-зонды от циркониевых легко отличить по цвету «накального» вывода подогревателя — он всегда красный. При замене 3-контактного лямбда-зонда на 4-контактный необходимо надежно соединить с «массой» автомобиля провод заземления подогревателя и сигнальный «минус», а накальный провод подогревателя через реле и предохранитель подключить к «плюсу» аккумулятора.

Подключение напрямую к катушке зажигания нежелательно, т. к. в цепи ее питания может стоять понижающее сопротивление. Подключиться к контактам топливного насоса достаточно сложно. Лучше всего подключить реле подогревателя лямбда-зонда к замку зажигания.

Похожее

Что такое датчик кислорода (лямбда зонд) и для чего он нужен?

Для того чтобы топливо полностью сгорало в камере двигателя, нужна точная пропорция соотношения воздуха с бензином. Благодаря такой дозировке машина выделяет наименьшее количество вредных газов. Это полезно не только для окружающей среды, но и для самого мотора. А чтобы данное соотношение всегда было правильным, и в случае необходимости водитель осуществлял диагностику/ремонт авто, существует специальный датчик кислорода (лямбда зонд – его второе название). Сегодня мы о нём и поговорим.

Принцип работы

При помощи электронного блока управления двигателем (им укомплектовывается каждый автомобиль) система определяет нужную дозировку топлива в камеру сгорания. Лямбда-датчик, в свою очередь, является некой обратной связью, при помощи которой электронный блок выпускает определённое количество бензина, подготовленного для воспламенения в цилиндрах. От точности дозировки зависит количество потребляемого топлива. Если же этот показатель превышает допустимую норму, это значит, что бензин сгорает в камере не полностью, а некоторый процент топлива просто вылетает в трубу, нанося вред не только водителю (с экономической точки зрения), но и природе.

Также стоит отметить, что во всех современных марках машин есть специальные каталитические нейтрализаторы. В них отработанные газы проходят несколько стадий фильтрации, после чего они попадают в автомобильный катализатор и выходят наружу через глушитель. Это позволяет машине наносить меньший вред природе, поэтому зарубежные производители в обязательном порядке укомплектовывают свои авто данным устройством.

Датчик кислорода (лямбда зонд) и его неисправности

Иногда водители сталкиваются с проблемой поломки данного устройства, но не каждый из них вовремя реагирует на ситуацию. Если же вы заметили завышенный расход топлива, и ваш автомобиль стал соответствовать лишь стандарту «Евро-1» по выхлопам, это означает, что вся проблема кроется в данной запчасти. Датчик кислорода (лямбда зонд) также сам может сигнализировать о своей поломке. В таком случае на панели приборов горит лампочка «check engine» (что дословно означает «проверьте двигатель»), которая предупреждает о возможных неисправностях в системе электронного блока управления. Но так случается не всегда – датчик может и соврать, особенно это касается автомобилей с газобаллонным оборудованием. Поэтому если ваш «железный друг» работает на пропане или метане, не стоит так резко реагировать на данный сигнал.

Что делать при поломке?

Если вы обнаружили неисправность или сомневаетесь в этом, обратитесь на станцию технического обслуживания и закажите услугу диагностики. Там мастера проверят, исправен ли датчик кислорода (лямбда зонд) или нет. Для диагностики используется специальное оборудование, которое при включенном моторе определяет характеристику выхлопов при разных оборотах двигателя. Другого выхода из ситуации нет, так что при поломке датчика устранить проблему самостоятельно просто нереально (разве что у вас есть то самое оборудование).

Что такое лямбда-зонд

Для того чтобы топливо в цилиндрах автомобиля сгорало максимально эффективно и выброс вредных газов был минимальным, то оно должно сгорать в определенном соотношении с воздухом. Такое соотношение должно быть идеальным, и называется оно стехиометрической смесью. Значение этой смеси представляет собой отношение воздуха к топливу с пропорцией 14,8 к 1. Такое значение стехиометрической смеси не является постоянным, потому что оно зависит от температуры воздуха, от давления, под которым двигатель забирает в себя воздух или от давления нагнетания турбины. ЭБУ осуществляет постоянный поиск этого идеального соотношения под различные режимы работы двигателя.

Когда конструкторы начали размышлять, по каким критериям они могут дать формулу идеального сгорания топлива, они пришли к выводу, что можно следить за количеством кислорода. Для этого придумали встроить в выхлопную систему датчик автомобильный, следящий за содержанием кислорода в выхлопном газе (лямбда-зонд). Он дает данные о содержании кислорода системе управления двигателем. Она может принять следующие решения: либо увеличить количество топливной смеси либо уменьшить. Система подбирает данные и опрашивает этот датчик несколько раз в секунду.

Название лямбда-зонда произошло от самого значения лямбда — это коэффициент, который показывает бедная смесь или богатая.

Датчик кислорода напрямую влияет на расход топлива, потому что, если он врет, то получается, что система управления ошибается и неправильно формирует смесь. Если она формирует слишком богатую смесь, то бензин просто переливается и выходит в выхлопную трубу, а если она не доливает смесь, то горение неэффективно и двигатель плохо тянет.

Существуют различные способы обмануть лямбда-зонд с целью затухания индикатора Check engine, и многие люди их пропагандируют. Может, эти способы и помогают потушить этот индикатор, но с расходом топлива тогда будет твориться полный бардак. Лямбда зонд — это первое, на что нужно обратить внимание при большом расходе топлива.

Со временем по поводу вредных выбросов стали еще больше беспокоиться и придумали катализатор, задача которого дожигать несгоревшее топливо. Катализаторы ставят в современных автомобилях, и после них ставится еще один лямбда-зонд. На дорогих автомобилях ставиться даже четыре лямбда-зонда, потому что там распределенная система выхлопа. Этот датчик является контрольным и следит за правильно работой катализатора. Он не оказывает никакого влияния на формирование смеси и работу двигателя.

Лямбда-зонды очень чувствительны к плохому топливу и они очень плохо реагируют на силиконовые герметики. Этот датчик может выдерживать температуры до семисот градусов.

Диагностируется он как сканером, так и тестером. Для замены нужен квалифицированный специалист на СТО, потому что в этом процессе имеется много нюансов. Рекомендуется ставить только фирменные и качественные лямбда-зонды и на этом деле не экономить, потому что можно оказаться, наоборот, в минусе из-за большого расхода топлива.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости