С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Марки автомобильных масел


Моторные масла: их марки и характеристики

В кругу автолюбителей, не раз можно услышать подобное выражение: «Да она кучу масла жрет, а с теперешними ценами — не напасешься!».

Человеку, далекому от автомобильного мира, может показаться, что говорят про живое существо, но, как оказывается, речь идет об автомобиле, а конкретнее об его двигателе, которому для исправной работы требуется подобная жидкость. При нормальном функционировании, отсутствии сбоев в системах, ее расход не должен быть очень большим, а меняют масло, примерно, раз на 10-20 тис. км.

Конечно, эти цифры нельзя считать эталоном и каждый водитель, исходя из условий эксплуатации и модели машины, сам решает, когда это нужно делать, но существует ряд факторов, которые при этом нельзя не учитывать. К ним, в первую очередь, относятся: время года, эксплуатационные условия, качество топлива и регулярность технического обслуживания, что включает своевременную замену изношенных деталей.

Многие производители автомобильных масел, отмечают на своей продукции желаемую периодичность замены, часто исходя при этом из понятия «тяжелых условий эксплуатации», к которым относятся регулярные поездки на короткие расстояния, нерегулярное использование автомобиля, частое нахождение в «пробках» (при начале движения двигатель получает максимальную нагрузку), эксплуатация машины в пыльной и загрязненной местности, езда на загруженном автомобиле, качество топлива и т.п.

Многое, конечно, зависит и от качества самого моторного масла, а отличить подделку от фирменного продукта бывает довольно сложно. Давайте разберемся, какими характеристиками обладает неподдельное моторное масло. Во первых, при выборе стоит обратить внимание на его цвет.

Качественный продукт имеет некую основу (базовое масло), с добавлением в нее антифрикционных присадок и различных добавок: загустителей, разжигателей, антивспенивателей, что влияет на конечный цвет готового продукта, придавая ему насыщенный чайный оттенок. Если же моторное масло поддельное, то в нем не окажется нужных добавок, а основа будет иметь, светлый или даже прозрачный цвет.

Еще одна характеристика, подтверждающая, что перед Вами качественный продукт — это его легкотекучость. Проверить этот фактор в домашних условиях довольно просто. Для этого отлейте в небольшую емкость часть моторного масла и поместите ее на мороз (если за окном лето, можно использовать морозильную камеру). Поддельная жидкость быстро замерзнет и превратится в маргарин, в то время как качественное масло слегка загустеет, сохранив при это жидкотекучесть.

В наше время, существует множество фирм, выпускающих масла для разного рода двигателей и в их изобилии довольно легко потеряться, особенно автолюбителю-новичку. Кроме того, практически каждая из фирм-производителей предлагает свой вариант его состава, часто совсем не того, который необходим для нормальной работы конкретного мотора. Что бы не прогадать — надо знать основные параметры, по которым разделяют автомобильные моторные масла. Именно об этом и пойдет далее речь.

Классификация моторных автомобильных масел по основным параметрам

Среди всех видов автомобильных масел, присутствующих сегодня на отечественном рынке, в зависимости от их основы, типов двигателей, для которых они созданы, температурных характеристик, вязкости и других параметров выделяют следующие категории: исходя из основы, существуют минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла. В зависимости от типа двигателя, выделяют масла для бензиновых, турбированных и дизельных моторов.

Что касается вязкости и температурных характеристик, то распределение за этим критерием, впервые осуществили представители Общества автомобильных инженеров Соединенных Штатов Америки (SAE), а маркировка на упаковке САЕ /SAE, не является названием или маркой моторного масла, а всего лишь соответствуют классификации по вязкости. Согласно ей выделяют летние, зимнесезонные и всесезонные масла.

Критериями разделения на виды, можно считать также стоимость моторного масла (дорогое, дешевое или средней цены), стандарты соответственно ГОСТ и ISLAC.

Классификация по основе

К данной категории относятся минеральные, синтетические и полусинтетические автомобильные моторные масла. Рассмотрим каждый вид в отдельности. Если при покупке этого необходимого двигателю вещества, Вы заметили на коробке надпись «Fully Synthetic», знайте: в Ваших руках синтетическое моторное масло. Это значит, что в качестве его основы были использованы синтезируемые химическим путем химвещества, за счет чего, оно получило все те параметры и характеристики, которые понадобятся ему при будущей эксплуатации.

Кроме того, положительным моментом, является отличное взаимодействие «синтетики» с множеством различных присадок, улучшающих общие параметры масла. От остальных, этот вид отличается улучшенными защитными и моющимися свойствами, а благодаря синтезированной основе, такие масла не густеют при минусовой температуре (конечно, в рекомендуемых диапазонах работы для каждой конкретной модели) и способны продолжать работу (сохраняя свои свойства) в период повышения температур.

К еще одному классу (виду) моторных массел данной категории относят полусинтетические, на их упаковке ставится пометка «Semi-Synthetic». Эти масла, можно назвать «золотой серединой» между минеральными и синтетическими видами.

Хоть они и создаются, в большинстве случаев, на минеральной основе, но в качестве добавок к ним, используется значительное количество различных присадок, что приближает основные характеристики к показателям вышеописанного синтетического вида. Но именно, благодаря использованию все той же минеральной основы, стоимость «полусинтетики» сравнительно ниже.

Последним видом данной категории есть минеральные автомобильные масла, обозначенные на упаковке маркировкой «Mineral». Данный вид получают из минеральной основы (продукта перегонки нефти), поэтому, стоят такие масла в разы дешевле, чем аналогичные продукты предыдущих двух типов.

Но и качество, как говорится, соответствует цене, а значит по эксплуатационным и техническим показателям они заметно уступают «синтетике». За счет природных составляющих, минеральное моторное масло не пригодно к устойчивой работе при высоких температурах, густеет при низких, окисляется при взаимодействии с воздухом, а если вскипит, то обязательно оставит на двигателе шлак.

Классификация автомобильных масел по вязкостно-температурным характеристикам

Что бы ваш двигатель надежно служил на протяжении долгого времени, необходимо использовать моторные масла, соответствующие уровню его эсплуатации, а по вязкости — температурным показателям окружающей среды.

Вязкостью называют способность масла поддерживать внутреннее трение между своими слоями, которое может уменьшаться с повышением его температуры и увеличиваться со снижением. Например, рабочий диапазон всесезонных моторных масел колеблется от -35°С зимой до +15°-180°С летом (температурный показатель масла, при работе с максимальной загруженостью), что приводит к необходимости изменения вязкости в десятки раз.

Слишком низкий ее уровень, при высоких температурах, способствует недостаточному давлению в системе и низкой прочности масляной пленки, что приводит к быстрому износу пар трения. Высокий уровень вязкости, в случае низких температур, часто становится причиной отказа пуска двигателя, так как масло, в самом начале его работы не сможет прокачиваться по системе смазки.

Исходя из вышесказанного, все автомобильные моторные масла разбивают на классы, для применения которых рекомендуются разные температурные диапазоны. В эту классификацию входят: зимние масла — характеризуются довольно низкой вязкостью, что обеспечивает холодный пуск мотора при пониженных температурах, но они не обеспечивают хорошую смазку двигателя в летний период;

летние — обладают высокой вязкостью и отлично смазывают двигатель, в условиях высоких температур, но не обеспечивают холодный запуск, когда температура окружающей среды опускается ниже 0 °С;

всесезонные — самый оптимальный вариант, так как имеют вязкостные свойства и зимних, и летних смазок.

В настоящее время, самым распространенным вариантом являются именно всесезонные моторные масла, так как способны самостоятельно «подстраиваться» под любое время года и их не надо менять, к тому же, они еще имеют и энергосберегающие свойства.

Классификация по ACEА

Аббревиатура ACEА ( Association des Constructeurs Europeens de L'Automobilе (англ.) или «Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей (рус.)». В 1998 году этой организацией была принята новая (на то время) классификация автомобильных моторных масел, которая стала заменой тогда существующей ССМС и вводила более серьезные требования к их эксплуатационным качествам. На сегодняшний день актуальна обновленная версия этой классификация, принятая ACEА в декабре 2008 года. В нее входят такие категории:

А1/В1, А3/В3, А3/В4, А5/В5 — соответствуют бензиновым и легким дизельным двигателям;

С1, С2, С3, С4 — подходят для специальных бензиновых двигателей, а также для дизельных, оборудованных каталитическими системами доочистки;

Е4, Е6, Е7, Е9 — изготовлены для дизельных двигателей с серьезной нагрузкой.

Как Вы уже наверное заметили, каждая буква означает соответствующий тип двигателя: А — бензиновый, В — дизельный малой мощности, С — специальный дизельный и специальный бензиновый, Е — дизельные двигатели для тяжелого транспорта.

Цифра, стоящая рядом с буквой — означает уровень требований, соответственно, чем она больше, тем выше этот уровень. Исключением выступают только уровни А1 и В1, так как обладают низкой вязкостью и являются «топливосберегающими». Классы В2 и В4 в основном совпадают. Полный вариант данной классификации, Вы с легкостью можете найти в просторах сети Интернет.

Классификация по ISLAC

ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee) — международный комитет стандартизации и апробации моторных масел. Он был создан в 1992 году Американской ассоциацией производителей автомобилей (ААМА) и Японской ассоциацией производителей автомобилей (JAMA).

Именно от его имени задаются стандарты качества для бензиновых двигателей легковых машин. Выделяют: ILSAC GF-1 (устаревший вариант), ILSAC GF-2 (1996 года), ILSAC GF-3 (2001 года), ILSAC GF-4 (2004 года) и ILSAC GF-5 (введена в 2010 году).

Актуальной, на сегодняшний день, считается последняя классификация ILSAC - SN/GF-5, которую приняли 1 октября 2010 года. Она отличается испаряемостью, более жесткими требованиями в области экономии топлива, стойкостью к образованию отложений и совместимостью с каталитическими системами. Основное отличие от предыдущей класификации GF4 кроется в возможности работы с биотопливом, большей топливной экономичностью, усовершенствованной защитой от коррозии, износа и шлакообразования.

ILSAC SN/GF-5 соответствует бензиновым двигателям автомобилей, которые были выпущенные после 2004 года, также возможно использование в более старых моделях, если производитель не указал дополнительные требования.

Классификация по ГОСТ

Междугосударственный стандарт качества автомобильных моторных масел введен 01.01.1987 года и устанавливает обозначение и классификацию моторных масел, которые применяются в автомобилях, тепловозах, тракторах, сельскохозяйственной, судовой, дорожной и другой технике.

Согласно этой классификации отечественные моторные масла начинаются с буквы «М» («моторное»), после которой значится класс вязкости (в случае с всесезонными маслами — это двойное обозначение со знаком дроби), а завершается маркировка буквенным обозначением эксплуатационного качества А, Б, В, Г, Д, Е с добавлением индексов разного значения: 1— для бензиновых двигателей, 2— для дизельных. Иногда, после буквы Г цифры не указываются (например, М5/12Г) — это означает, что масло может использоваться в обоих видах двигателей.

При рабочей температуре вязкость масла включается в маркировку всех их отечественных типов (зимних, летних и всесезонных). В соответствии ГОСТу стандарт высокой температуры равен 100°С, а низкой -18°С. В большинстве случаев, на упаковке указывается один показатель, два могут быть отмечены, только в случае с всесезонным маслом.

Например, обозначение М6/10Г1 расшифровывается как всесезонное масло, предназначеное для бензиновых двигателей, с вязкостью 6сСт (единица вязкости называется «сантистокс») при низких температурах и 10 сСт при рабочих. Наличие строчной буквы «з» в маркировке (примером М6з/10Г1) свидетельствует о том, что данное масло относится к группе всесезонных и в его состав входит загуститель.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

Автомобильные масла

На современном рынке представлено несколько видов автомобильных масел: моторные, гидравлические, трансмиссионные, промывочные. Эти смазочные материалы играют важную роль в работе авто, имеют различное предназначение.

Тип и назначение

По назначению смазочные материалы разделены таким образом:

  • моторные — используются для двигателей внутреннего сгорания;
  • трансмиссионные — применяются для механических коробок передач;
  • промывочные — разработаны для промывки двигателя от остатков отработанного масла;
  • гидравлические — рассчитаны на работу механизмов под высоким давлением, применяются в ГУР.

В зависимости от сырья, используемого для получения смазочных материалов, масла разделены на три типа:

  1. Минеральные — полученные путем переработки нефти. Имеют структуру неустойчивую к смене температур: при нагревании разжижаются, могут кристаллизоваться под воздействие низких температур.
  2. Синтетические — получаются с помощью реакции химического синтеза. Обладают наилучшими характеристиками, сохраняют свои свойства при различных температурных режимах.
  3. Полусинтетические — смесь минералки и синтетики. По характеристикам приближены к синтетике, но характеризуются значительно меньшим диапазоном рабочих температур из-за наличия в их составе минералки.

Марки моторных масел разделены по назначению маркировкой, принятой в США (API):

  • S — для бензиновых автомобилей;
  • С — для дизельных машин;
  • S/С— универсальные, применяются в двигателях, работающих на бензине или ДТ.

Аналогичная маркировка разработана европейскими специалистами (АСЕА):

  • А — смазочный материал используется в бензиновом приводе;
  • В — смеси используются для легковых машин;
  • С — для моторов, работающих на ДТ или бензине;
  • Е — масла, разработанные для грузового транспорта.

Рекомендуем посмотреть видео об автомобильных маслах:

Вязкость, какую роль она играет?

Моторные жидкости разрабатывают под определенные типы двигателей автомобилей, учитывают конструктивные особенности силового агрегата, добавляют к базе автомасла химические присадки, обеспечивающие нормальную работу определенного типа мотора. Недопустимо использовать смазочные материалы, разработанные для бензиновых двигателей в моторах, работающих на ДТ.

Машинные масла по вязкостным характеристикам разделены таким образом:

  • летние;
  • зимние;
  • всесезонные.

Важным параметром для классификации моторных смесей является вязкость — стабильность структуры жидкости при различных температурных режимах, ее способность проникать во все узлы мотора для защиты силового агрегата от износа. При выборе марки автомасла необходимо руководствоваться рекомендациями производителя авто, применение качественной, но не соответствующей по вязкости моторной жидкости может привести к поломке двигателя.

Для изношенных приводов используют более вязкие автомобильные масла, жидкости с большей текучестью применяют в новых моторах. Неправильно подобранное машинное масло не сможет создать защитную пленку на элементах мотора нужной толщины — это приведет к сухому трению деталей привода.

Известные бренды

Подбор автомобильного масла — индивидуальный процесс, нельзя утверждать, что определенная марка смазочных материалов подойдет для всех типов автомобилей.

ZIC

После применения автомасел этого бренда внутри двигателя отсутствует нагар, даже при использовании моторных жидкостей дольше указанного производителем эксплуатационного периода. Если владелец машины забудет вовремя заменить масло — это не приведет к серьезной поломке мотора.

Shell

Одна из лучших торговых марок, смазочные материалы обладают хорошим качеством, защищают привод от нагарообразования и износа. Синтетические смеси Shell не стоит применять в изношенных двигателях, лучше предпочесть минеральную продукцию этого бренда. Единственным минусом можно считать большой расход смеси на угар при предельном режиме эксплуатации.

Motul

Моторные смеси указанной марки имеют прекрасные характеристики при работе силового агрегата в высокотемпературном режиме. Автомасло обеспечивает защиту силового агрегата от износа, нагарообразования и коррозии. Свойства смазочных материалов Motul при эксплуатации постепенно изменяются, но к завершению эксплуатационного периода они не достигают критического значения. Масло обеспечивает минимальный показатель выработки на элементах привода.

Total

Продукция имеет прекрасные эксплуатационные характеристики и маленькую стоимость. При эксплуатации моторные смеси Total немного теряют свои свойства, но во время замены моторной жидкости параметры отработавшего масла соответствуют допустимым нормам. Преимуществами смесей есть минимальный расход на угар и хорошие моющие свойства.

Еlf

Параметры автомасел нельзя назвать идеальными. Все характеристики моторных жидкостей укладываются в допустимые нормы. Нарушение периода замены автомасла может привести к нарушению работы мотора. Существенный плюс: минимальное количество отложений, образовывающихся при продолжительно работе силового агрегата.

Классификация (характеристики) моторных масел.

Бесперебойная работа двигателя – залог длительного эксплуатационного срока любого автомобиля. Любая некорректность работы двигателя может привести к длительному и, что более важно, дорогостоящему ремонту. Поэтому так важно вовремя и правильно проводить обслуживание двигателя и следить за износом его деталей, так как износ деталей является одной из самых частых причин поломок. Несвоевременная замена масла может впоследствии привести к серьёзным поломкам и излишнему износу деталей двигателя, не говоря уже о повышении расхода топлива. Такой, казалось бы, простой шаг – своевременная замена и правильный подбор масла, в разы увеличивает срок службы любого двигателя.

Классификация моторных масел

Классифицировать моторные масла можно по основным характеристикам:

  • область применение масла (предназначенное для бензиновых или дизельных двигателей либо универсальное),
  • вязкость (классификация по по вязкости масла (с учетом изменения вязкости масла при изменении температуры окружающей среды); различают всесезонные (наиболее популярные в странах СНГ и Европы), зимние и летние масла),
  • тип (определяется в зависимости от метода производства и исходного сырья; различают минеральные, полусинтетические и синтетические масла).

Классификация по типам масла

Минеральные масла состоят из смеси различных углеводородов.

Производят минеральные моторные масла из тяжелых высококипящих фракций нефти.

Чтобы улучшить качество минерального масла его подвергают специальной обработке для перестройки молекул (называемой гидрокрекинг) высокой температуре и высокого давления с добавлением катализаторов и водорода. Данный процесс все время совершенствуется, и современные минеральные масла отличаются значительно более высоким качеством по сравнению с их предшественниками, производимыми 10 и более лет назад.

Синтетические масла производятся методом химического синтеза. Синтетические масла отличаются от минеральный более высокой однородностью и повышенной стабильностью.

как пример можно рассмотреть влияние температуры на свойства минеральных и синтетических масел

Минеральные масла подвержены повышенному влиянию температур и требуют использования специальных присадок, однако это приводит к уменьшению срока службы масла и, как следствие, более частым его заменам. Синтетические масла менее зависят от температур и позволяют сохранить достаточную плотность и вязкость как при отрицательных температурах, так и при повышенных, что обеспечивает уменьшение износа деталей и,в общем и целом, обеспечивает экономию топлива.

Производить замену синтетических масел необходимо реже, однако и цена таких масел зачастую на порядок выше по сравнению с другими видами моторных масел за счет дороговизны используемого для производства сырья и оборудования.

Несмотря на все плюсы использования синтетических масел, они могут быть использованы не для всех двигателей.

К примеру, для старых автомобилей (с двигателями с сальниковой набивкой) применение такого масла недопустимо.

Существует также и третий (промежуточный) тип — полусинтетические моторные масла, получаемые путем смешивания минерального и синтетического масел. Такие масла по своим техническим характеристикам лучше минеральных (выше индекс вязкости, меньшая предрасположенность к образованию отложений при эксплуатации при высоких температурах и т.д.). Полусинтетические масла обеспечивают лучшую (по сравнению с чистым минеральным маслом) защиту двигателя и снижают расход топлива (в среднем на 3-5%). Цена полусинтетических масел ниже синтетических, что делает их очень популярными среди потребителей.

присадки для масла в двигатель

Высокие требования к качеству смазочных характеристик моторного масла привели к появлению огромного количества присадок, которые добавляются в масло для улучшения его свойств.

Зачастую масло может содержать сразу несколько видов присадок, каждая из которых влияет на определенное свойство масла.

К примеру, добавление «моющей» присадки не допускает пригорания деталей, в частности поршневых колец и т.д., а также очищает и уменьшает отложения на деталях масляной пленки, так называемого «лака», противоизносная присадка позволяет уменьшить износ трущихся деталей, образовывая более стойкую масляную пленку на поверхности трения.

В зависимости от поставленных целей и потребностей двигателя можно подобрать оптимальное моторное масло с необходимыми свойствами за счет оптимально подобранной комбинации присадок.

На современном рынке покупателям предлагается много различных присадок и добавок, которые можно добавить в моторное масло. Однако, с такими присадками стоит быть предельно осторожными, поскольку улучшая одно свойство моторного масла, мы можем значительно ухудшить другое. Например, добавляя моющую присадку для очистки двигателя, мы можем ухудшить противоизносные свойства масла и, как следствие, спровоцировать излишний износ комплектующих двигателя.

Классификация моторного масла по вязкости

Вязкость масла определяется согласно методике общества автомобильных инженеров Америки SAE.

Маркировка согласно классификации SAE состоит из букв и цифр или только цифр.

Рассмотрим как расшифровать данную маркировку и какой вязкости масло выбрать для вашего автомобиля.

Летние сорта моторного масла содержат в маркировке вязкости только цифры (20, 30, 40, 50 и 60). Буква W (от англ. Слова Winter — зима) – обозначает зимний сорт масла. В стандарте SAE J300 перечислено 6 классов вязкости для зимних сортов масла (OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W).

Стоит отметить, что у минеральных масел температура замерзания на порядок выше по сравнению с синтетическими маслами и это стоит принимать во внимание при выборе масла в регионах с суровой зимой.

Например, в регионах где зимой температура может опускаться ниже -30°С рекомендуется использовать синтетическое или как минимум полу-синтетическое масло что бы предотвратить его замерзание.

Некоторые синтетические масла могут обеспечить запуск двигателя и при -40 °С, так как у них температура замерзания ниже -50°С, в то время как минеральное масло сильно загустеет и может полностью замерзнуть уже при -30-35°С.

Большинство среднестатистических водителей меняют масло в среднем раз в год, поэтому всесезонные сорта моторного масла наиболее популярны и распространены в странах с умеренным климатом и относительно небольшим сезонным перепадом температур.

Маркировка всесезонного масла содержит и зимний и летний показатель вязкости, которые обычно указываются через черточку, дефис или пробел (например, SAE 10W30, SAE 15W-40 и т.д.).

Стоит обратить внимание, что синтетические масла более текучие, они легче распределяются по маслосистеме и могут легче проникнуть в зазоры и не достаточно плотные соединения и обнаружить подтекание масла проще всего именно при использовании синтетического масла.

К примеру, подтекание сальника, которое многие списывают на излишнюю агрессивность масла, часто сигнализирует об износе кромки манжета и необходимости его замены.

При использовании минеральных или полусинтетических масел стоит внимательнее обследовать элементы двигателя на предмет износа и плотности соединений.

Классификация по уровням эксплуатационных свойств и условиям применения масла

Помимо вязкости и типу масла существует еще и классификация по уровням эксплуатационных свойств и условиям применения масла.

Данная классификация была предложена API (American Petroleum Institute — Американским институтом нефти) в 1947 году.

Потерпев несколько изменений и дополнений данная классификация используется по сей день.

Согласно этой классификации масла делятся на 2 категории: «S» (Service) и «С» (Commercial).

Масла с маркировкой S применяются для четырехтактных бензиновых двигателей, а с маркировкой С – для сельскохозяйственных машин, дорожно-строительной техники и прочих крупногабаритных транспортных средств.

Категория «S» делится на несколько классов по возрастанию требований к качественным характеристикам масла: API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH и API SJ, API SL, API SM. На сегодняшний день используются не все перечисленные категории, некоторые из них уже признаны устарелыми и более не применяются.

В частности больше не используются следующие классы категории «S» :

  • SA (масла без дополнительных присадок, пригодные для применения в бензиновых и дизельных двигателях),
  • SG (для бензиновых двигателей, выпущенных в конце 80-ых — начале 90-ых годов),
  • SB (масла с легкой антиокислительной и противоизносной защитой для маломощных бензиновых двигателей),
  • SF (для бензиновых двигателей выпуска 80-ых годов),
  • SC (для бензиновых и дизельных двигателей старого образца, которые были выпущены еще в 60-ые),
  • SE (для применения в бензиновых двигателях выпуска 72-79 годов, дополнительно имеют в составе присадки от нагара, коррозии и окисления),
  • SD (для бензиновых двигателей легковых автомобилей конца 60-ых).

Также сейчас существует еще два относительно новых класса масел для современных автомобилей — SL и SM.

Масла класса SL могут применяться в турбированных многоклапанных двигателях (особенно актуально применение данного масла при работе с обедненными топливными смесями), класс SM отличается более высокими антиокислительными и противоизносными свойствами за счет наличия в составе дополнительных присадок.

Категория «С» насчитывает десять классов: СА, СВ, СС, CD, CD-II, CE, CF, CF-2, CF-4 и CG-4. Классы API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II считаются уже устаревшими и на данный момент более не используются.

Однако на полках магазинов все еще можно встретить масла с маркировкой устаревших классов, поскольку автомобили со старыми двигателями все еще находятся в эксплуатации и поэтому производители продолжают выпускать для них моторные масла.

Существует также двойная маркировка (например, SF/CC, SG/CD, SJ/SF-4 и т.д.), которой обозначают универсальное масло, которое можно безопасно применять с одинаковой эффективностью как на бензиновых, так и на дизельных двигателях.

Классификация масел на основе методов испытания

Начиная с 1996 года Европейской ассоциацией автомобильных представителей (ACEA), в состав которой входят такие мировые гиганты автопрома как FIAT, Peugeot, BMW, Volksvagen, Porsche, General Motors Europe, Volvo, и т.д., была введена новая классификация масел на основе методов испытания.

Классификация АСЕА-98 содержит 3 категории моторных масел в зависимости от их назначения — А, В и Е:

  • категория А используется для обозначения уровней качества масла для бензиновых двигателей. Данная категория состоит из трех подкатегорий — А1, А2, А3.
  • категория В используется для обозначения уровней качества масла для дизельных двигателей в небольших фургонах и легковых автомобилях. 

Данная категория состоит из трех подкатегорий — В2, В3 и В4.

  • категория Е используется для обозначения уровней качества масла для применения в тяжелых дизельных двигателях, которые зачастую используются в крупногабаритных грузовых автомобилях.

Данная категория состоит из трех подкатегорий — Е1, Е2, Е3 и Е4.

Основные рекомендации по выбору моторного масла

Учитывая огромный ассортимент масел на рынке, очень важно уметь правильно подобрать масло.

В первую очередь стоит руководствоваться рекомендациями по подбору масла в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Основные характеристики, которыми стоит ориентироваться при выборе масла:

  • вязкость (основываясь на климатической зоне и сезоне эксплуатации техники),
  • тип применения (основываясь на рекомендациях по подборе масла от производителя техники, указанных в инструкции по эксплуатации или, возможно, сервисной книжке автомобиля, а также учитывая тип и режим работы двигателя).

Несколько основных обобщенных рекомендаций по выбору масла:

  • Для новых автомобилей (при пробеге до четверти от полного заявленного ресурса двигателя) рекомендуется применять масло с вязкостью 10W30 или 5W30 в течение всего года.
  • После пробега четверти планового ресурса двигателя стоит применять масло вязкостью SAE 5W40 круглый год, либо, при возможности, производить замену масла два раза в год и летом использовать масла с маркировкой 15W40 или 10W40, а зимой — 5W30 или 10W30.
  • Для поддержанных автомобилей (после пробега более трех четвертых от планового ресурса двигателя) стоит перейти на масло с маркировкой SAE 5W40 (всесезонно) либо использовать SAE 10W40 или SAE 5W40 зимой и 20W40 или 15W40 летом.
  • Для автомобилей эксплуатируемых в условиях суровой зимы (если температура опускается до минус 25-30°С и ниже) стоит использовать полусинтетическое или синтетическое масло во избежание его замерзания.
  • Для автомобилей, эксплуатируемых в тяжелых условиях, необходимо проводить замену масла чаще в 1,5, а то и два раза.
  • Нельзя доливать в двигатель масло другого типа и даже масло такой же маркировки, но другого производителя.
  • Масло одной маркировки от разных производителей может отличаться по количеству и составу входящих в него присадок, а смешивание разных видов масла может значительно ухудшить его эксплуатационные характеристики.
  • Нельзя смешивать синтетическое и минеральное мало из-за их разной плотности. При переходе с одного вида масла на другое, перед заливкой нового масла, рекомендуется промыть масляную систему использую специальный очищающий состав.
  • При замене масла рекомендуется проводить замену маслофильтров.

Это не обязательное условие, однако выполнение этой рекомендации может значительно продлить эксплуатационный срок двигателя и это несомненно поможет избежать засорения маслосистемы.

Автомасла и характеристики масел для автомобиля

Главная » Автожизнь » Автомасла и характеристики масел для автомобиля

Какими бывают автомасла, характеристики различного масла — насколько это важно знать? Да и зачем углубляться в специфические термины просто автовладельцу? От правильно выбранного масла зависит срок службы автомобиля, износ его деталей, рабочих элементов. Часто неправильный выбор масла влечет его утечку, чрезмерное потребление мотором, и это в лучшем случае. Плохое масло является причиной затвердевания и растрескивания, закоксовывания колец, сальников, уплотнителей, засорения масляных каналов, нагара, это, в свою очередь, может привести к более серьезным проблемам. Смазка всех рабочих элементов должна быть эффективной.

Нужно уметь подбирать масло к различным автомобилям, есть марки, для которых смазки уже не изготовляются, тогда нужно знать, какое подойдет. Есть виды моторных, трансмиссионных масел.

Свойства автомасла, основные характеристики

При переработке нефти образуются мазутные вещества, это 70-90% ее объема. Раньше об их свойствах не знали и сжигали их, пользовались как топливом. Совершенствуя технологии, ученые научились выделять из них масляные вещества, получались минеральные, нефтяные составы автомобильных масел. Современные автомоторы очень требовательны к смазкам, поскольку в них возникают большие температурные и механические нагрузки. Учитывая особенности автомобиля, в масло могут добавляться добавки, которые придают ему нужные свойства, они называются присадками. Для примера: есть антиизносные присадки, для уменьшения отложений налета на деталях, которые исключают пригорание колец. В масле их может быть около 10 штук. Среди характеристик моторного масла важнейшей является вязкость.

Разнообразие автомобильных масел поражает, они бывают моторные, трансмиссионные. Вот лишь несколько названий: CASTROL, ADDINOL, NESTE, SHELL. Состав их и свойства указаны в характеристиках на емкости. Выбирая, нужно помнить о двух главных параметрах: допустимо ли использовать для данного типа мотора и подходит ли вязкость, она определяется климатом, где эксплуатируется мотор. Для этого существует маркировка и система индексов.

Зарубежная маркировка для моторного масла обозначается американскими стандартами SAE, эти буквы означают вязкость, а цифры после них — ее степень. Литера W обозначает состав для зимы (от Winter). Для этой характеристики есть показатель SAE J300, в него входят зимние виды — OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Это обозначает возможности для холодного старта, прокачиваемость от -30°С и до +5°С. Смеси для лета без литер, для них существуют индексы 20, 30, 40, 50 и 60.

Но при езде на машине целый год или при часто пересекающихся климатических зонах пользоваться сезонными составами не очень выгодно, ведь их нужно часто менять. Лучшим выходом из этого являются внесезонные составы, в них за литерами SAE идет индекс для зимы, а после него летний через черточку, дробь, но иногда и без них, например — SAE 10W20 и SAE 15W-50.

Как оценить качество моторных масел.

Тут есть квалификационные характеристики от нефтяного института Америки — API. Показателем служит индекс качества.Сначала идут эти литеры, а потом уровень качества, их два: S — для бензиновых моторов, С — дизели. Качественность отображается литерами, их 8 для бензиновых агрегатов: А, В, С, D, Е, F, G, Н, для дизельных — 6: А, В, C, D, E, F4.

Виды моторных масел по API. Нужно знать, что некоторых индексов уже нет, для бензина — SA-SD, нет и SE (для механизмов до 1979 г.), SF (1980-1988 гг.), SG (1989-1994 гг.). Лучшим индексом для новых бензиновых агрегатов является — SH (от 1993 г.). Нет масла для дизелей САСС, CS (с 1955 г.). Легковым машинам рекомендованы СЕ с 1984 г. хороши при нагрузках CF4 (1991 г.).

ССМС (Собрание автоконструкторов держав) осуществляет мониторинг свойств масел, тут есть своя индексная таблица. Сегодня она реформирована и называется АСЕА, спецификации ее разработаны, но индексы ССМС пока используются. Вот соответствия различных индексов:

  •  ССМС G4, ССМС G5 — API SFnSG/SH — бензиновые;
  •  ССМС D4, ССМС D5 — API CD и CE/CF4 — дизельные.

ССМС PD2 — значит, что состав применяется в дизелях легковых авто. Индексы G1, D1, G2, G3, D2, D3, PD1 — не действуют. МIL-L — состав подходит для армии (стандарт для американской).

Есть сертификационный индекс JLSAC (комитет по смазочным веществам), знак ЕС (энергоэкономичные). Последние уменьшают трение, экономят около 3% топливных веществ (группа ЕС-ll), 1,5% (ЕС-1). Есть иногда сертификационные цифры изготовителей машин, которые присваиваются в результате испытаний. Они указывают, что именно такой состав рекомендован для конкретно этой марки авто.

Синтетические составы

Структура минеральных составов является результатом манипуляций с нефтяными веществами, но есть еще и составы синтетического происхождения. Они образуются химическими реакциями из животных, растительных смесей. Такой продукт стоит на 20-30% больше, но дольше служит, лучше сохраняет мотор. Он лучше минеральных составов с аналогичными свойствами. У такой смеси вязкость лучше, она меньше испаряется, имеет границы температурной среды и стойкость к окислению больше.

«Синтетика» хороша для холодного запуска, бережет конструкцию со значительными нагрузками, экономит ресурсы, ее потребление ниже. Примером может стать состав синтетики NESTE-I 5W/50: температурные границы -51°С — +215°С. Отдельный уровень вязкости присущ лишь им, образец: 5W — ADDINOL Superlight 5W-40, OW-CASTROL Formula SLX OW-30. Его применяют во всех средах, режимах, он имеет идеальные текучие свойства при 0°С, с перегревами в среде с +150°С уровень вязкости сравним лишь с весьма густым 5W-40.

Важно помнить, составы с синтетикой и минеральные нельзя смешивать, кроме случаев, специально указанных в инструкции. В некоторых случаях технологии достигли такого уровня, что это допускается. Если используется моторное масло качества ниже на ступень, чем то, которое рекомендовано для мотора, это неизбежно стает причиной уменьшения функциональности агрегата. И наоборот, не стоит заливать смеси с лучшим качеством, нежели рекомендованные.

Описание дизельных масел

Бытует утверждение о подходящих любых дизельных автомобильных маслах для дизелей легковых авто. Это ошибочно. Есть разница между такими авто: с легковыми, грузовыми конструкциями. Первые имеют мотор легче и меньше, по размерам он такой, как бензиновый, грузовые моторы намного больше. Небольшие параметры поршней, цилиндров, объема мотора делают среду смесеобразования, сгорания хуже, чем в большом дизеле. Достижение хорошей мощности в меньшем двигателе требует существенно увеличивать обороты.

Вот технические характеристики: мотор на 2 л с 4000-4500 оборотов достигает такой же мощности, как большой 12-литровый двигатель при 1900-2100 оборотах. Соответственно, в меньшем нагрузки на элементы существеннее, их последствия призван уменьшить масляный налет, период образования смесей сокращено, поэтому к маслу есть иные требования.

Часто дизели легковых авто дополнительно оборудуют «вихревыми» отсеками горения, они имеют недостаток — образуются сажные продукты. В такой среде густота увеличивается быстрее, частицы сажи крупные, поэтому нужен состав с существенными диспергирующими качествами.

Турбированные конструкции имеют большое давление воздуха, в некоторых отделениях оно значительнее, чем в иных частях, у таких моторов газы быстрее поступают в картер, плюс существенная температура поршневых механизмов, недостаточное подшипниковое охлаждение компрессора (он делает около 40 000 об/мин), поэтому среда под масло намного хуже, оно изнашивается быстрее.

Такие дизели имеют высокие требования к экологичности, для соблюдения норм есть катализаторы выхлопов, это усложняет работу масла. Для замены его в таких моторах сроки короче, чем габаритных агрегатов.

Пример: в грузовых машинах смазка CastrolTurbomax меняется, пройдя 45 000 км, а «синтетика» CastrolSyntruck — достигнув 90 000 км, в легковых моторов — 7000-15000 км.

Под дизели меньшего размера смазки другие. Упаковке должна указываться полная маркировка всех свойств. Вот пример состава Castrol GTX5 Lightec: SAE 10W-40 API SJ/CF, ACEA АЗ-96, ВЗ-96, VW 00, VW 00. Она читается так: густота -10W-40, степень качественности АРІ — SJ (высокая, бензиновая), под дизели — CF. Указаны данные по индексации АСЕА (европейские изготовители): АЗ-96 — высокий, бензиновый, ВЗ — под дизели. Состав подходит к нормам «Фольксваген» VW 505.00, это делает его пригодным ко всей продукции легкового вида «Мерседес-Бенц».

Упаковка указывает данные:

  •  фирмы;
  •  наименование состава автомасла;
  •  индексы API (SG — качество высокое, под бензиновые, СЕ — дизели);
  •  знак SAE (вязкость). Образец: SAE 5W — только для зимы, SAE -40 — лето, SAE 15W-40 — всесезонка;
  •  химическая структура: синтетика, полусинтетическое, минеральные компоненты;
  •  номер выпуска;
  •  время выпуска.

Вот образец по пунктам: ВР (BritishPetroleum), Visco2000, SG/CC, SAE 15W-40, Min. (минеральные компоненты), № 234567/96, 31.01.1998.

«Продвинутые» составы автомасел, отличаются от чисто с минеральными составами, в которых отсутствуют присадки, тем, что быстро становятся темными. Это их свойство среди характеристик масла естественное, оно не свидетельствует о порчи, выработке, это не индикатором замены. Бензин появляется в смазке посредством бензонасоса, нужно контролировать состояние его уплотнителей, сквозь карбюратор — когда сломался клапан запорный или игольчатый в поплавковом отсеке. Тогда машина функционирует в «нагруженном» состоянии при значительной трате топлива. Если расход стает меньше, например, при холостом функционировании, уровень в поплавковом отсеке растет вследствие протекания клапана, карбюраторный механизм даже может переполниться.

Тогда появляется черный выхлоп, увеличением СО2, низкими оборотами холостой работы, произвольной остановкой мотора. Для бензина, который сливается в таких случаях, под карбюратором есть труба для дренажа и коллектор.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости