С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Моновпрыск как работает


Топливная система моновпрыска

Топливная система моновпрыск разновидность инжекторной системы подачи топлива в бензиновом моторе. Активно использовалась в транспортных средствах 90-х годов выпуска. По своей сути традиционный карбюратор в результате инженерной эволюции превратился в систему центрального впрыска (моновпрыск).

Благодаря простой и надёжной конструкции моновпрыск очень быстро вытеснил устаревший карбюратор, которые не выдерживал конкуренции. В середине девяностых годов автомобили, оснащённые системой центрального впрыска выгодно отличались по расходу топлива при сравнении с «прожорливыми» карбюраторами.

Что собой представляет система моновпрыска?

На дорогах страны ещё можно встретить автомобили, использующие подобную топливную систему. Это машины, выпущенные в период с начала 90-х по начало 2000-х годов. Сегодня применение моновпрыска неактуально ввиду появления новых передовых и перспективных топливных систем.

Центральным элементом в работе системы является одна-единственная форсунка, отвечающая за подачу топливно-воздушной смеси (ДВС) в камеру сгорания. Именно поэтому используется приставка моно- (одна) при обозначении системы.

Размещается форсунка во впускном коллекторе мотора. Её конструкция была запатентована компанией Бош ещё в далёких 70-х годах прошлого века. За период активного использования конструктивно форсунка практически не претерпела изменений.

Это вас точно заинтересует  Тяговые аккумуляторы для электромобиля

Устройство топливной системы моновпрыска

Благодаря простой и понятной конструкции система обладала завидным запасом прочности и высоким уровнем ремонтопригодности. Для качественного ремонта было необходимо специальное оборудование, а не гараж дяди Васи.

Сегодня устройство форсунки системы центральной подачи топлива выглядит следующем образом:

Центральная форсунка

Является центральным связующим звеном между баком и камерой сгорания двигателя. Обеспечивает подачу и впрыск бензина

Заслонка дроссельная

Регулирует необходимый объём подачи воздуха для образования ДВС. Её работу может обеспечивать механический или электрический привод

Регулятор давления

Контролирует необходимый уровень давления внутри системы для её эффективной работы. Предотвращает образование воздушных пробок

Блок управления

Служит для контроля за работой системы моновпрыска. Регулирует количество и частоту подачи топливно-воздушной смеси

Это вас точно заинтересует  Что такое интеркулер в авто?

Датчики входа

Их задача заключается в контроле внешних и внутренних параметров способных оказать влияние на работу топливной системы.

Принцип работы топливной системы моновпрыска

Работа топливной системы центральной подачи топлива сложна только на первый взгляд. Основные параметры системы контролируются блоком управления автомобиля. Именно он собирает и анализирует внешние и внутренние данные.

В последующем они проходят сравнительный анализ с эталонными сведениями заложенными инженерами производителя. Электронный блок после проведённого анализа выполняет подачу необходимого количества воздуха и бензина для образования оптимальной топливно-воздушной смеси. Блок задаёт необходимый в каждом конкретном случае ритм работы форсунки.

В конструкции топливной системы этого типа нет лишних элементов. Для своего времени моновпрыск был очень эффективной системой. Сегодня его уже не используют на новых автомобилях. Это обусловлено введением жёстких требований в плане ограничения количества вредных выбросов в окружающую среду.

Спасибо за внимание, удачи вам на дорогах. Читайте, комментируйте и задавайте вопросы. Подписывайтесь на свежие и интересные статьи сайта.

Моно-впрыск - неисправности, принцип работы и свойства

Моновпрыск – это сложное техническое устройство, которое входит в инжекторную систему подачи топлива. Данная деталь устанавливается практически на все современные автомобили зарубежного и отечественного производства, в том числе и на ВАЗ «Приора». На «Ауди-80» моно-впрыск тоже есть. Главное, что его отличает от «средневекового» карбюратора, это возможность впрыска топлива сразу в цилиндр при помощи специальных форсунок. И все автомобили, которые укомплектовываются данной деталью, имеют исключительно инжекторный тип питания.

Таким образом, моновпрыск – это электронно-управляемая одноточечная система, которая подает топливо в цилиндры под особо низким давлением. Как уже было отмечено выше, отличительной чертой данной детали является наличие форсунки. Данный элемент управляется специальным электромагнитным клапаном и является неотъемлемой частью такой запчасти как моно-впрыск.

Неисправности

Как известно, отечественный бензин полон всяких инородных примесей в виде серы, грязи и подобных материалов. Так вот неисправности моно-впрыска могут возникнуть именно из-за плохого качества горючего. Ещё одной причиной поломки является сильно загрязнённый топливный фильтр, который приводит к перебоям в работе двигателя внутреннего сгорания.

Почему ломается моно-впрыск?

Неисправности данной детали возникают по одной простой причине – форсунка впускного коллектора начинает впитывать в себя много грязи и тем самым забивает всю систему моно-впрыска.

От чего зависит работа данной запчасти?

В основном техническое состояние этой детали зависит от частоты вращения коленвала, а также угла открытия дроссельной заслонки. У такой детали как моно-впрыск неисправности могут возникнуть именно из-за неправильной частоты вращения коленчатого вала и неправильной работы заслонки. Ещё одной немаловажной характеристикой, которая существенно влияет на состояние этой запчасти, является оптимальное соотношение горючей смеси перед её попаданием в камеру сгорания.

Как устранить неполадки в такой системе как моно-впрыск?

Неисправности этой запчасти могут не возникать лишь при регулярном слежении за клапаном дроссельной заслонки. В случае если последняя деталь будет всегда исправной и выдавать оптимальное соотношение воздуха с бензином, моно-впрыск не только обеспечит слаженную работу двигателя, но и повысит экологичность его выхлопов. И даже отечественный ВАЗ можно отрегулировать так, чтобы он соответствовал европейскому стандарту ЕВРО-5. Также у такой детали как моно-впрыск неисправности можно устранить при исправном состоянии кислородного датчика, который тоже играет важнейшую роль в системе впрыска топлива.

Ремонт

Если же данная запчасть не подлежит самостоятельному ремонту, значит, справиться с этим могут только профессионалы. СТО, конечно же, выставит немалый счёт за свои услуги, но куда деваться-то? Вот и получается, что дешевле соблюдать правила эксплуатации, своевременно менять фильтры, а также заливать в мотор только качественный бензин, который, к сожалению, является исключением на наших дорогах.

Ремонтируем моноинжектор сами

Система центрального впрыска, или система моновпрыска обозначена как CFI и считается одним из некоторых решений, используемых в топливной системе бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Из сегодняшнего материала вы узнаете очень много полезного и интересного об этом элементе автомобиля.

История появления моновпрыска

Основой для формирования системы моновпрыска стал классический механический карбюратор, использовавшийся с целью подачи горючего в двигатель внутреннего сгорания с 1893 года. Наиболее значительные трудности с карбюраторами появлялись у пилотов, потому что подача горючего самотеком, предусмотренная в карбюраторе, чрезвычайно отягощала осуществление маневров, подразумевающих поворот фюзеляжа на 90 или 180 градусов. Нарушения подачи топлива в таком положении самолета были неминуемы.

Первым прототипом автоматического моновпрыска можно назвать систему впрыска горючего под давлением, которой снабдили авиационный двигатель русские авиаконструкторы Стечкин и Микулин в 1916 году. Система была признана успешной, и во времена Второй мировой войны аналогичные устройства устанавливали, к примеру, на авиационные двигатели Daimler-Benz и БМВ.

В автомобилестроении простые карбюраторы служили существенно дольше, потому что потребности изменять положение мотора касательно горизонта не появлялось никогда. По этой причине непосредственно электронно-контролируемый моновпрыск возник только в 70-е годы, когда индустрия машиностроения вплотную столкнулась с вопросом экономии горючего. Пионерами введения моновпрыска стали японские производители (к примеру, Honda с PGM-Carb) и американское объединение General Motors (система GM Multec Central).

К этому же периоду относится выпуск первых относительно недорогих микропроцессоров, позволивших сформировать на основе карбюраторов электрические инжекторные системы, имеющие неоспоримые преимущества – легкость настройки и стабильность работы. С течением времени однофорсуночные системы, являвшиеся лишь промежуточным этапом между карбюратором и системой распределенного впрыска, были изъяты из оборота в связи с технологическим несовершенством.

Суть системы центральной подачи ТС

Конструкция системы моновпрыска предельно доступна и понятна. Она состоит из следующих компонентов:

- центральная форсунка для впрыска горючего;

- дроссельная заслонка;

- электрический сервопривод;

- датчики входа;

- блок управления электронного типа;

- регулятор давления.

Центральная форсунка

В первую очередь, центральная форсунка призвана обеспечить впрыск топлива. Этот маленький магнитный клапан открывается при воздействии электромагнитных импульсов, передаваемых блоком управления. Сама по себе форсунка состоит из катушки, возвратной пружины, сопла для разбрызгивания горючего и запорного клапана.

Дроссельная заслонка

Заслонка применяется с целью регулирования необходимого объема воздуха, который идет в камеру. Заслонку можно регулировать механическим либо электрическим приводом.

Сервопривод

Электрический сервопривод заслонки гарантирует стабильную величину холостого хода, что обеспечивается посредством принудительного воздействия (раскрытия) дроссельной заслонки.

Регулятор давления

Основное предназначение регулятора – сохранять необходимое давление изнутри системы – 0,1 МПа, а кроме этого, мешать формированию воздушных пробок в камере сгорания уже после выключения мотора. Отсутствие воздушных пробок – важный момент легкого пуска двигателя.

Блок управления

Блок дает возможность осуществлять руководство системой основного впрыска через центральную форсунку и привод. Приспособление блока заключается в процессоре и блоке памяти, в котором содержатся сведения об абсолютно всех значимых свойствах впрыска горючего при разных оборотах двигателя.

Датчики входа

Датчики запоминают совершающиеся изменения в работе абсолютно всех ключевых и запасных компонентов двигателя внутреннего сгорания. Датчики входа включают в себя датчики впрыска, температуры воздуха и жидкости-хладагента, оборотов двигателя, уровня кислорода, выключения электрического сервопривода.

У каждого датчика – своя задача. Так, датчики для замера температуры воздуха и начального положения заслонки позволяют вычислить нужный объем воздуха, который попадет в систему топливного впрыска. Необходимость измерения температуры воздуха обосновывается тем, что именно она непосредственно влияет на плотность воздуха и, как следствие, на его вес на единицу объема. Чем воздух холоднее, тем он будет плотнее и тяжелее. Датчик измерения температуры ставят под центральной форсункой.

Датчик замера положения заслонки сообщает данные о том, какое кол-во воздуха требуется подать через дроссельную заслонку. Его устанавливают на приводной оси заслонки. Регулировка объема воздушной массы осуществляется за счет изменения положения заслонки, вследствие чего меняется площадь проходного канала. Чем больше угол раскрытия заслонки, тем больше воздуха будет получено цилиндром двигателя.

Если по каким-либо причинам два вышеперечисленных датчика не работают, их функции станут осуществлять датчики замера оборотов и температуры охлаждающей жидкости (тосол или антифриз). Подача, а также последующее воспламенение топливной смеси совершается на основе электронных сигналов, получаемых от датчика момента впрыска. При холостом ходе мотора датчик выключения сервопривода гарантирует бесперебойную службу системы впрыска, подавая в замкнутом положении (указывающем на режим ХХ), определенный сигнал в сервопривод заслонки, ставя её под необходимым углом.

Кислородный датчик определяет уровень кислорода, стабилизирует его на нужном показателе и обеспечивает соответствие абсолютно всех компонентов ДВС. Чаще всего его устанавливают прямо в коллекторе выпускной системы либо перед нейтрализатором (каталитическим).

Плюсы и минусы системы моновпрыска

В сравнении с двигателями на основе карбюраторной системы подачи топлива, система моновпрыска обладает такими неоспоримыми достоинствами как:

1) Уменьшение расхода топлива;

2) Уменьшение количества выброса несгоревших углеводородов;

3) Упрощение запуска двигателя;

4) Система функционирует с высочайшей точностью, что весьма положительно влияет на мощность и динамические свойства мотора;

5) Крутящий момент обладает наиболее прямолинейной характеристикой;

6) Стехиометрическая структура воздушно-топливной консистенции удерживается на одном и том же уровне, что повышает коэффициент экологичности (альфа ~ 0.98-1.2);

7) Нет потребности в тщательном и трудозатратном ручном регулирования самой системы впрыска. Настройка производится в базе данных, получаемых с датчиков кислорода.

При множественных превосходствах моновпрыска выделяют следующие его минусы:

1) Недешевый ремонт узлов;

2) Небольшая ремонтоспособность компонентов системы;

3) Зависимость от электропитания;

4) Потребность в специально обученном персонале и специальном оборудовании для проведения диагностики, ремонтных работ и сервиса;

5) Необходимость применения горючего высочайшего качества.

Как произвести очистку моновпрыска

Чистка моновпрыска, как правило, необходима при снижении мощности либо возникновении детонации. Помимо этого, на потребность в очистке указывает и увеличение потребления горючего. Осуществить данную операцию под силу любому автолюбителю, так как для очистки моновпрыска не потребуется никаких специальных приспособлений. Чистка моновпрыска ведется с использованием баллончиков Carb Cleaner, в каковых под давлением закачан особенный растворитель. Перед началом работы ведется демонтирование воздушной гофры, покрывающей верхнюю часть моновпрыска. В период снятия гофры не забываем о деликатных воздушных шлангах, размещенных в задней её части.

По окончании этой работы можно перейти к демонтированию форсунки. Она крепится при помощи пластиковой крышечки с одним звездчатым болтом. Откручиваем крепления и немного сдвигаем крышку в сторону. Нужно выделить, что в процессе демонтирования форсунки моновпрыска часто ломаются, поэтому спешить на этой стадии не нужно. Перед снятием место установки рекомендовано подвергнуть обработке жидкостью WD-40 и пару минут подождать. После этого бережно убираем форсунку плоскогубцами. Освобождаем её от уплотняющих резинок и начинаем готовить к очищению.

После снятия форсунки основательно чистим моновпрыск от нагара. Снимать полностью весь узел для очистки не нужно, можно лишь осторожно продуть детали растворителем. Определенная доля нагара в данном случае окажется во впускном коллекторе двигателя, но не стоит переживать на этот счет – вреда это не причинит.

После очистки моновпрыска чистим форсунку. Её сеточки точно также продуваются при помощи растворителя. С целью усовершенствования качества очистки на форсунку возможно подать 12 вольт и в период её раскрытия усиленно продуть из баллончика. Средний период очистки, как правило, составляет приблизительно 5 мин. Для того чтобы избежать выхода форсунки из строя, подавать на нее напряжение необходимо короткими импульсами. В случае если подать непрерывный импульс, то результатом очистки форсунки моновпрыска может оказаться замена таковой.

Сбор системы выполняется в противоположном порядке. На этой стадии постарайтесь не обойти вниманием уплотняющие резинки форсунки. Они должны плотно войти в свои посадочные углубления, в обратном случае непроницаемость системы будет нарушена. Последний, но не по значению, этап очистки системы моновпрыска – сброс настроек бортового компьютера. Для удаления устаревших данных электронной системы нужно снять на пару минут клемму «-» аккумулятора.

Контроль деятельности моновпрыска – гарантия эффективной работы мотора

Снижение давления горючего и возникновение сбоев в работе мотора означают, что водителю нужно немедленно осуществить диагностику моновпрыска. Данные трудности могут быть обусловлены засорением форсунок либо входящей сетки топливного насоса, который конструкторы системы разместили достаточно низко. Надежной страховкой от неисправностей служит сохранение стабильного уровня горючего, однако в случае если засорение на сеточке либо форсунке уже случилось, то с целью его ликвидации потребуется минимум обычных гаражных приборов:

- отвертка;

- плоскогубцы;

- парочка ключей;

- звездчатая головка для откручивания крышки в форсунке.

Ремонт моновпрыска собственными силами: процесс очистки форсунок и сетки топливного насоса

Специальный фильтр топливного насоса состоит из нескольких подобных по структуре сеток, одна из которых располагается на дне бака изнутри капсулы насоса, а другая – снаружи. Подходящим способом очищения сеточек в бытовых условиях считается их снятие, дальнейшее просушивание и выдувание небольших загрязнений.

Для работы с форсункой нужно убрать воздушную магистраль и верхнюю долю системы моновпрыска, а далее демонтировать пластиковый колпак этой форсунки. Затем необходимо очистить элемент от изолирующих резинок и перейти к чистке с поддержкой любого типа очищающего средства для карбюратора. В течении этой процедуры на разъемы форсунки подается напряжённость в 12 вольт, для того чтобы в период её раскрытия выполнить продувание сеточек. Необходимо помнить, что обмотка форсунки просто-напросто сгорает, если форсунка раскрыта более чем на 10 – 15 сек.

Как правило, процесс очищения длится приблизительно десять минут, после чего возможно подготавливать систему к обратному монтажу. Особого внимания потребует расположение изолирующих резинок, которые устраняют утечку горючего.

По советам специалистов, необходимо подвергнуть обработке не только лишь отмеченные, но и прочие видимые узлы системы моновпрыска, после чего проконтролировать работу мотора без установки воздушной магистрали. Таким образом, получается не только лишь проследить за качеством установки системы, однако и определить вероятные причины утечки горючего.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

Основные неисправности системы подачи топлива Mono Jetronic

Mono jetronic это система подачи топлива, используемая в бензиновых двигателях, в повседневности, называемая моновпрыск. Разработана она была в 1975 году компанией Bosh для автомобилей Audi и Folkswagen. Управляется Моно впрыск при помощи электронного блока. Принцип работы топливной системы заключается во впрысках топлива посредством единственной форсунки, которая располагается на впускном коллекторе.

Моновпрыск

Устройство системы

Моно впрыск представляет собой устройство, состоящее из:

  • Регулятора давления;
  • Центральной форсунки впрыска;
  • Механически приводной дроссельной заслонки;
  • Электросервопривода заслонки;
  • Электронного блока управления и датчиков.

Особенности топливной системы

В связи с близостью топливной форсунки жиклеру карбюратора, уровень давления в системе не превышает одного кгс/см2. Mono jetronic не определяет точного соотношения воздушной массы и топлива. Поэтому ориентироваться можно только по положению дроссельной заслонки и еще нескольким параметрам. Узнать о положении заслонки можно, при помощи устройства потенциометра, сообщающего необходимую информацию электронному блоку управления.

В результате дозировка топлива рассчитывается по нескольким параметрам:

  • Положение дроссельной заслонки;
  • Температура всасываемых воздушных масс;
  • Частота вращения коленчатого вала.

Корректирует дозировку электронный блок управления, считывая информацию по датчикам температуры всасываемых воздушных масс и потенциометра. Дозировка меняется при увеличении или уменьшении времени впрыска.

Проверка системы

Моновпрыск система надежная, во многом, превосходящая карбюраторные, но и она порой может выйти из строя. Неисправности моновпрыска могут обернуться неприятным сюрпризом. Поэтому важно и нужно знать, как проверить систему и к чему быть готовым. К сожалению, оценить состояние электронного блока управления в домашних условиях не выйдет.

Любые неисправности в электронике могут повлечь за собой серьезные последствия. К счастью, блоки управления довольно редко выходят из строя. Чаще это происходит с датчиками, штекерами и выключателями.

При обнаружении неисправности системы нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Убедиться в работоспособности зажигания.
  2. Проверить подачу топлива.
  3. Внимательно осмотреть все детали моновпрыска и убедиться в целостности предохранителя.
  4. Если после предпринятых действий неисправности не обнаружено, обратитесь к памяти системы диагностики.
  5. Лампочка системы диагностики расположена на приборной панели, будет загораться в своеобразном ритме, в зависимости от характера нарушения.

Данные о неисправности будут сохраняться на протяжении восьми запусков двигателя, после чего просто сотрутся. Тестирование таким способом позволит каждый раз выявлять не более одного нарушения функционирования системы. То есть для каждой неисправности необходима отдельная диагностика. В тех автомобилях где нет лампы диагностики, информацию считывает измеритель напряжения.

Как выявить код неисправности

Для того чтобы определить код неисправности системы тоже существует определенный алгоритм действий:

  1. Двигатель необходимо запустить и позволить поработать на холостом ходу.
  2. Вставьте предохранитель не менее чем на пять секунд.
  3. Извлеките предохранитель, не прекращая наблюдение за индикатором лампочкой.
  4. Запишите код неисправности (мигающие сигналы с промежутками/паузами).
  5. Выключите зажигание.
  6. Приступайте к устранению проблемы.
  7. Сбросьте память.
  8. После сброса повторите эти действия снова, чтобы выявить новые неисправности.

Если в системе больше нет нарушений, вы будете наблюдать код 4-4-4-4.

Как сбросить память

Для того чтобы осуществить сброс памяти необходимо следовать четкой инструкции:

  1. Включить зажигание.
  2. Подключить предохранитель, чтобы он перемкнул контакты на реле топливного насоса.
  3. Не менее чем через пять секунд извлечь предохранитель.

Благодаря этим нехитрым действиям память будет стерта, за исключением тех моментов, когда вы получаете коды 2-3-4-1, 2-3-4-2. В этом случае штекер отсоединяется от блока электронного управления не менее чем на полминуты при отключенном зажигании.

Регулируем холостой ход и содержание СО

Вообще процедура регулировки холостого хода не является обязательной для автомобилей с топливной системой mono jetronic, так как эта функция автоматически осуществляется блоком управления. Проверить обороты холостого хода стоит, только если возникли сомнения или СО не совпадают с номинальным значением. Тогда необходимо произвести осмотр вакуумных шлангов, системы распыления топлива и обратиться к системе диагностики. Топливная система mono jetronic довольно сложная и, если самостоятельно не удается произвести диагностику или регулировку системы, лучше обратиться к специалистам.

Вам понравилась статья? Она была полезной?

Похожие статьи:


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости