С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Начало движения на автомобиле с механической коробкой передач


Алгоритм действий при управлении автомобилем с МКПП

Главная Разное Алгоритм действий при управлении автомобилем с МКПП

Подготовка к запуску и пуск двигателя  1. Проверить или активировать ручной (стояночный) тормоз.2. Перевести рукоятку передач в нейтральное положение.3. Произвести пуск двигателя: 3.1. Вставить ключ в замок зажигания в положение 1 – «выключено». 3.2. Повернуть ключ в положение 2 – «зажигание», сделать двухсекундную паузу. 3.3. Повернуть ключ до упора по часовой стрелке в положение 3 – «стартёр». Как только двигатель запустится, отпустить ключ (он вернётся в положение 2). Для повторного пуска двигателя после неудачной попытки перевести ключ из положения 2 в положение 1, подождать 5 секунд и заново выполнить пункты 3.2 и 3.3. 4. Прогреть двигатель (минимум 3 минуты). При температуре двигателя ~ 50 градусов – обороты холостого хода ~ 800 в мин. В зимний период при отрицательных температурах воздуха перед пуском двигателя выжать педаль сцепления до упора. После пуска двигателя удерживать выжатую педаль сцепления 30 – 60 секунд (в зависимости от температуры воздуха), после чего плавно её отпустить. Порядок трогания с места  1. Нажать педаль тормоза. 2. Снять с ручного (стоячного) тормоза. 3. Плавно отпуская педаль тормоза проверить покатится ли автомобиль, нажать на педаль тормоза. 4. Убедиться, что не создастся помеха попутному транспорту (посмотрев через зеркала заднего вида: влево, вправо, назад; а также вперёд). 5. Включить левый указатель поворота. 6. Выжать педаль сцепления до упора (левой ногой). 7. Включить 1-ю передачу. 8. Ещё раз убедиться в отсутствии помехи для движения. 9. Начать процесс трогания: плавно отпускать педаль сцепления до момента схватывания. В этот момент задержать ногу на пару секунд на педали сцепления, правую ногу перенести с педали тормоза на педаль газа, начать плавно нажимать на педаль газа, синхронно (плавно) отпуская педаль сцепления. Автомобиль тронется с места.10. После начала движения, проехав 10 метров, выключить указатель поворота. Порядок переключения передач «восходящий»  1. Плавно разгнать машину на 1-й передаче до скорости 15 км/час.2. Отпустить педаль газа, сделать односекундную паузу, выжать педаль сцепления.3. Включить 2-ю передачу (задержав рычаг на 1 секунду в нейтральном положении).4. Синхронно (плавно) отпуская педаль сцепления, нажать педаль газа. Переход на последующие передачи осуществляется с той же последовательностью действий. При этом, чем выше включаемая передача, тем быстрее можно отпускать педаль сцепления. Скорости для переключения передач приведены в таблице:

Переключение передачи  с 1-й на 2-ю со 2-й на 3-ю с 3-й на 4-ю с 4-й на 5-ю
Скорость, км/час  20 – 25 35 – 40 50 – 60 80 – 100
  Оптимальные обороты двигателя при смене передач ~ 2500 – 3000 об/мин.Для более интенсивного разгона автомобиля требуется доводить обороты двигателя при смене передач до 3500 – 4000 об/мин. Порядок переключения передач «нисходящий» Каждая передача имеет свой нижний предел скорости, при достижении которого надо переходить с этой передачи на более низкую. Приблизительные значение минимальных скоростей для различных передач приведены в таблице:
Передача  2-я 3-я 4-я 5-я
Скорость, км/час  10 – 15 30 – 35 45 – 50 80 – 90
  1. Отпустить педаль газа (при необходимости можно использовать педаль тормоза для снижения скорости автомобиля до верхнего предела диапазона минимальных скоростей, соответствующего включаемой передаче).2. Выжать педаль сцепления до упора.3. Быстро перевести рычаг переключения передачи в положение соответствующее включаемой передаче, без задержки в нейтральном положении.4. Плавно отпускать педаль сцепления и плавно увеличивать подачу топлива нажатием педали газа. При понижении передач не обязательно перебирать их строго одну за другой. Можно после движения на четвёртой или пятой передаче, достаточно снизив скорость, перейти на вторую или третью передачу. Перестроение, объезд, обгон  1. Включить указатель поворота.2. Убедиться в отсутствии транспорта, двигающегося в попутном направлении, в намеченном для перестроения ряду (посмотрев вперёд и через зеркала заднего вида: вправо, влево, назад).3. Занять намеченный ряд (плавно нажимая педаль газа и плавно поворачивая руль).4. Выключить указатель поворота. Поворот (левый или правый) 1. Включить указатель поворота.2. Убедиться в отсутствии транспорта, двигающегося в попутном направлении в намеченном для перестроения ряду (посмотрев вперёд и через зеркала заднего вида: вправо, влево, назад).3. Перестроиться в намеченный ряд (крайнее положение на проезжей части попутного направления) плавно нажимая педаль газа и плавно поворачивая руль.4. За 10 м до поворота, тормозом снизить скорость до 10 км/час (выжать педаль сцепления, переключить на 2-ю передачу, плавно отпустить педаль сцепления). Выполнить поворот, если нет помех. При наличии помех (светофор, встречный транспорт, пешеходы), выжать до упора педаль сцепления и педалью тормоза плавно остановить машину. Включить 1-ю передачу, педаль тормоза удерживать в нажатом положении. Когда помеха для движения устраниться, продолжить движение в намеченном направлении.5. Выключить указатель поворота (при повороте автомобиля на перекрёстке более 90 градусов, после возвращения руля в ровное положение – сигнал поворота отключится автоматически). Остановка – при движении в 1 ряду  1. Включить правый указатель поворота.2. Убеждиться в отсутствии транспорта, двигающегося в попутном направлении в первом ряду, за Вами (посмотрев через зеркала заднего вида – влево, назад).3. Педалью тормоза плавно понизить скорость и плавно прижать автомобиль к поребрику (5 – 10 см), выровнять автомобиль.4. Выжать педаль сцепления до упора и педалью тормоза плавно остановить автомобиль.5. Выключить передачу (перевести в нейтральное положение).6. Выключить указатель поворота.7. Включить ручной тормоз. Остановка – при движении во 2 или 3 ряду 1. Включить правый указатель поворота.2. Убедиться в отсутствии транспорта, двигающегося в попутном направлении в намеченном для перестроения ряду (посмотрев вперёд и через зеркала заднего вида – вправо, влево, назад).3. Перестроиться в намеченный ряд (крайнее положение на проезжей части попутного направления), плавно нажимая педаль газа и плавно поворачивая руль.4. Педалью тормоза плавно понижать скорость и плавно прижимать автомобиль к поребрику (5 – 10 см), выровнять автомобиль.5. Выжать педаль сцепления до упора и педалью тормоза плавно остановить автомобиль.6. Выключить передачу (перевести в нейтральное положение).7. Выключить указатель поворота.8. Включить ручной тормоз.  Занятия по вождению проводятся во всех районах Санкт-Петербурга.Записаться на занятие по вождению Вы можете по телефону8-921-347-67-57,мы подберём удобное для Вас время и место встречи.Мы с радостью поможем Вам обрести уверенность за рулём автомобиля, преодолеть страхи и переживания. Просто позвоните нам!

Как правильно управлять механической коробкой передач

Научится грамотно управлять автомобилем – задача непростая. Выучить правила дорожного движения, научится крутить руль, и переключать передачи – это лишь полдела. Настоящий водитель – это человек, который чувствует свой автомобиль как часть своего тела, это тот, кто управляет с помощью рефлексов. Разумеется, достичь мастерства невозможно без знания устройства вашего автомобиля и, конечно же, теории управления.

В этой статье мы поговорим об одном из основных узлов вашей машины – коробке переключения передач. В зависимости от конструкции, коробки делятся на два основных типа автоматические и механические, все они выполняют одну функцию – передачу энергии от двигателя к колесам. Мы рассмотрим наиболее популярный в России и самый сложный в управлении тип КПП – механическая коробка переключения передач (МКПП).

Существует несколько разновидностей МКПП
  1. Традиционная МКПП – наиболее распространенный тип коробки, о ней и пойдет речь в статье.
  2. МКПП секвентального типа – отличаются от предыдущей тем, что в ней нельзя перешагнуть через одну передачу (только последовательно).

Управление МКПП

Управление МКПП осуществляется при помощи сцепления, а также рычага переключения скоростей. Каждой из передач соответствует определенное положение рычага. Начинающему водителю нужно запомнить соответствие передач – положениям рычага. Необходимо научится переключать передачи, не отвлекаясь от дороги, и не задумываясь над тем, какая передача включена в настоящий момент. Заведите авто, но прежде удостоверьтесь, что ваш рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении. Выжмите до упора в пол сцепление, и переведите рычаг в положение первой передачи. Затем слегка надавив на педаль акселератора, быстро, но не резко отпускаете сцепление, задержав его на несколько секунд в середине хода педали. Если вы выполнили инструкцию точно, ваше авто поедет ровно, не трясясь и без моторного рева.

Развив скорость необходимую для переключения передачи, опять выжимаете сцепление, переключаете передачу, после чего отпускаете сцепление. Включив передачу, одновременно отпускаете сцепление и плавно давите на акселератор. Сменять передачи следует по очереди (с первой на вторую, и так далее).

Снижая скорость, следует переключаться в соответствии со скоростным режимом. Рабочий интервал для большинства МКПП такой: первая передача от 0 до 20 км/ч; вторая от 20 до 40 км/ч; третья от 40 до 60 км/ч; четвертая от 60 до 80 км/ч; пятая от 80 до 150- 200 км/ч.

Как самому выбрать скорость и обороты двигателя, на которых будет включена необходимая передача?

Приведем пример, на первой передаче вы можете ускорить автомобиль до 30 км/ч, а переключится на вторую, вам следует на скорости от 10 км/ч до 30 км/ч. Например, при 18 км/ч, вы можете плавно переключиться на вторую передачу, и ваше авто при этом не будет дергаться.

Также при эксплуатации авто с МКПП помните: чем ниже передача – тем она мощнее, но тем ниже ее максимально и минимально допустимые скорости. Вот почему двигаясь с места и поднимаясь на возвышенность, следует включать 1-ю или 2-ю передачи. Следовательно, 3-ю, 4-ю, 5-ю следует использовать при передвижении на более высоких скоростях, при выезде со спуска. Правильное переключение передач сделает вашу поездку приятной, лишенной неприятного дерганья и оглушающего моторного рева на высоких оборотах.

Чем ниже передача – тем она мощнее, но тем ниже ее максимально и минимально допустимые скорости

Главное, что следует помнить — это то, что ни в коем случае нельзя включать заднюю передачу во время движения вперед. Это непременно приведет к аварии или выходу МКПП из строя. Чтобы не допустить этого в большинстве современных авто, установлены блокираторы задней передачи.

Преимущества МКПП

Водить машину с механической коробкой передач гораздо сложнее, чем с коробкой автоматической, тем не менее, МКПП имеет множество преимуществ:

  • Прежде всего, можно управлять стилем езды (от «эконом», до спортивного стиля).
  • Можно завестись с раздраженным аккумулятором (подтолкнув автомобиль), можно снизить скорость не используя тормоза, т.е. тормозить двигателем.
  • При старте с места МКПП заметно опережает АКПП. В любых погодных условиях МКПП предоставляет гораздо больше возможностей контролировать автомобиль на дороге.

Давайте рассмотрим перечисленные преимущества механической коробки подробней:

Торможение двигателем

Главное правило автовладельца: любое действие обязано соответствовать дорожной ситуации. Это касается, прежде всего, торможения двигателем, его следует совершать лишь в конкретных дорожных ситуациях. В каких случаях следует применять торможение двигателем – это предмет постоянных дискуссий между автовладельцами, однако, есть ситуация, когда оно необходимо. Торможение двигателем обязательно пригодится тогда, когда у авто пропадают тормоза (вследствие неполадки или намокания тормозных колодок), в этом случае его применение становится вопросом жизни и смерти! Чтобы ваша машина перестала разгоняться и начала замедление, нужно отпустить педаль акселератора, оставив передачу включенной – это и есть торможение двигателем, в самом безопасном его варианте.

Неисправности механической коробки передач

Опасный способ применяется тогда, когда скорость слишком высока и требуется срочно ее скинуть. В этом случае придется постепенно переключать передачи, от повышенной к более низкой. Быстрее всего скорость будет снижаться при включенной первой передаче. Однако не пытайтесь переключиться с пятой передачи сразу на первую или вторую передачу. В этом случае вас, скорее всего, занесет, и вы попадёте в аварию. В лучшем случае выйдет из строя коробка передач.

Начинающим водителям, следует помнить, что использование торможения двигателем не только опасно, но и может способствовать повышенному износу деталей МКПП и даже привести к их поломке.

Экономичный стиль вождения

Вторым по важности (после торможения двигателем) преимуществом МКПП является возможность значительно уменьшить свой расход топлива. Для этого нужно придерживается экономичного стиля езды, вот его основные правила:

  1. Основной расход горючего происходит в момент разгона вашего авто, когда оно набирает скорость. Из этого следует, что в населенном пункте не следует разгоняться быстрее 60 км/ч, ведь через пару минут вы должны тормозить перед пешеходным переходом. Выработайте привычку «подкатывать» к месту вашей остановки с выключенной скоростью. Это также позволит сократить расход топлива. Старайтесь избегать «перегазовок» во время переключения передач (что сэкономит ваши деньги, а также поможет сберечь МКПП).
  2. Нельзя удерживать машину, стоящую на пригорке, при помощи выжатого сцепления и тормоза, это повышает расход бензина и изнашивает сцепление, вырабатывайте привычку переводить рычаг в нейтральное положение во время остановок.
  3. Правильная работа с МКПП при экономичном стиле. Стоит переключать передачи МКПП заранее, не доводя стрелку тахометра до 3000 оборотов, лучше всего переключиться на 2500 оборотов. Продолжительная езда на повышенных оборотах приводит к перерасходу бензина. Экономия может составить вплоть до 40 процентов бензина!
  4. Движение в многокилометровых заторах является главной причиной перерасхода горючего. Нет методики минимизировать расход, находясь в пробке. Поэтому обязательно следует продумывать свой маршрут, стараясь избегать пробок. В этом вам поможет автонавигатор с функцией прокладки маршрута.
Следуйте этим простым правилам, и вы сможете снизить расход топлива до 50 процентов!

Что делать в случае поломки?

Разумеется, смена стиля управления, поможет достичь экономии только на полностью исправном автомобиле. Любая поломка приведет к уменьшению КПД вашего автомобиля, и как следствие, к увеличению расхода топлива. Часто начинающие автолюбители даже не знают о такой вещи, как переключение передач с двойным выжимом сцепления при работе с МКПП. Этот способ применялся в те времена, когда еще небыли изобретены синхронизаторы (небольшое устройство, которое выравнивает скорость шестерен и не дает им блокироваться). До изобретения синхронизаторов, водителям приходилось совершать процедуру двойного выжима по несколько десятков раз за поездку.

Применительно к МКПП, одной из самых частых поломок – является выход из строя синхронизаторов. Если с вами произойдет такая неприятность, не спешите вызывать эвакуатор. В случае если передачи не переключаются либо хрустят при переключении, вы сможете самостоятельно добраться до гаража, используя двойной выжим сцепления или перегазовку.

Метод «Двойного выжима»

Нужно увеличить обороты, затем отжать сцепление, отпустив акселератор. Затем переводите рычаг в нейтральное положение, и отпускаете сцепление. Маленькая пауза, и опять выжимаете сцепление, после чего переходите на повышенную скорость.

Метод «Перегазовки»

Сбрасываете скорость до оптимальной (в зависимости от того на какую скорость вы хотите переключиться). Выжмите педаль сцепления до конца, затем переводите рычаг в нейтральное положение, и отпускаете сцепление. Добавьте оборотов, дождавшись синхронизации. Полностью выжимаете педаль сцепления, и переключаетесь на пониженную передачу. Самое сложное это – выдержать нужную паузу на «нейтрали». Очень непросто подобрать нужную продолжительность выдержки и уровень оборотов по тахометру, продолжайте тренироваться, пока у вас не получится.

Система сцепления автомобиля

Механическая коробка переключения передач не зря пользуется уважением отечественных автолюбителей. Она проста и надежна как титановый шарик, и благодаря этому, дешева в обслуживании. Единственный ее недостаток – низкий уровень комфорта в управлении, полностью компенсируется повышенным уровнем контроля над автомобилем.

Научиться водить машину на механической коробке передач

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту [email protected].

Даже при наличии транспортного средства с автоматической КПП научиться водить машину на механике следует любому пользователю. Это позволит не переучиваться на МКПП, водить любые авто и увеличить эксплуатационный ресурс трансмиссии.

Почему учиться вождению лучше на механике?

В XXI веке вождение автомобиля является аналогом умения ездить на велосипеде в XX столетии. Причем обучение лучше производить на машине с МКПП по ряду причин:

  • механическая коробка переключения скоростей сложнее в освоении;
  • даже при покупке машины с АКПП механика может попасться при аренде на отдыхе или в другом городе;
  • научившись переключать скорости на механике, легче освоить вариатор, автомат или робот.
Отметка АТ ставится в пункте 14 на обратной стороне водительского удостоверения

Внимание: При сдаче практической части экзамена на права в ГИБДД на машине в механикой автолюбитель допускается к управлению транспортными средствами категории Б с любыми КПП (автоматические, вариаторы, роботы и механика). Остальная часть автолюбителей имеет отметку «только на автомобилях с АКПП», чтобы пересесть на механику, им придется пересдавать вождение.

Достоинства МКПП

По умолчанию вождение автомобиля любой категории с МКПП обладает следующими преимуществами:

  • стоимость авто дешевле при аналогичной комплектации;
  • безопасность движения увеличивается, так как в экстренной ситуации можно тормозить двигателем;
  • пользователь самостоятельно выбирает стиль вождения;
  • бюджет эксплуатации механики значительно ниже, чем у автомата;
  • механику можно завести «с толкача» под горку при разряженной АКБ;
  • конструкция и обслуживание максимально простое, нет дорогостоящих расходников;
  • КПД максимальный, допускается буксировка на дальние расстояния;
  • для гололеда, грунтовых дорог и грязи это лучший вариант;
  • динамика разгона выше, а вес агрегата меньше, чем у АКПП.
Машину с АКПП сложно буксировать

Лучше пройти обучение на более сложной МКПП, а затем за несколько часов привыкнуть к автоматической коробке, а не наоборот.

Основы вождения с механической коробкой

Перед тем, как ездить в машине по дорогам, следует практиковаться в вождении на ровном участке без интенсивного движения. В свое время каждого водителя со стажем учил автоинструктор по следующей схеме:

  • теория о водительском месте и МКПП;
  • посадка в машину и подгонка под себя кресла, рулевой колонки, зеркал заднего вида;
  • трогание в разных режимах и маневрирование.

Внимание: Максимально эффективным является обучение на автомобиле, механическая коробка передач которого отрегулирована и не имеет износа.

Водительское место

Управлять автомобилем с механической коробкой передач можно лишь после настройки водительского места под себя:

  • после посадки кресло следует отрегулировать таким образом, чтобы ноги доставали до педалей свободно;
  • наклон и вылет рулевой колонки подгоняется под анатомию водителя;
  • затем настраивается наклон боковых зеркал заднего вида и центрального зеркала, находящегося в салоне.

Рекомендуется производить подобные настройки перед каждой поездкой. Так как в режиме парковки боковые зеркала могут быть задеты пешеходами. Перед тем, как научиться ездить, следует попрактиковаться при выключенном двигателе переключаться педалями и рычагом КПП.

Приборы

Начинается обучение, как правильно ездить на механике, с ознакомления с приборами на панели:

  • спидометр – определяет скорость движения;
  • тахометр – показывает обороты приводного вала;
  • индикатор топливного уровня – указывает степень наполнения бака бензином/соляркой;
  • индикатор температуры – выводит показания температуры антифриза в системе охлаждения.

Кроме того, на панели имеются лампы индикации основных узлов машины. Если загорелась любая из них, следует устранить неисправность перед эксплуатацией машины.

Для автомобиля с механической коробкой передач основным прибором является тахометр, так как именно по оборотам производится переключение скоростей. В его отсутствие главным прибором становится спидометр, так как по скорости транспортного средства также можно ориентироваться в оборотах приводного вала.

Педали и рычаги

Для получения навыков, как пользоваться МКПП необходимо разбираться с педалями:

  • сцепление – предназначено для левой ноги водителя;
  • газ (акселератор) – педаль установлено под правую ногу пользователя на некотором расстоянии от сцепления;
  • тормоз – педаль так же нажимается правой ногой, находится рядом с акселератором.

Такое расположение педалей в автомобиле снижает вероятность ДТП и ошибок:

  • правая нога либо давит на газ, либо тормозит машину, одновременно нажать их невозможно;
  • левая нога всегда находится на педали сцепления.

Основными нюансами управления авто являются:

  • газ – нажимается плавно, отпускается резко;
  • тормоз – вначале выбирается свободный ход, затем педаль нажимается плавно, при аварийной ситуации тормоз нажимается резко;
  • сцепление – для включения необходимо нажать до упора с любой интенсивностью, отпускать педаль следует плавно во время трогания и разгона, резко для переключения с высшей передачи на низшую.

Внимание: Для комфортного вождения, особенно в первое время, следует выбрать удобную обувь с подошвой средней толщины – туфли (для женщин без высокого каблука), ботинки, полусапожки. Это поможет «почувствовать» педаль сцепления и закрепить навык трогания с места.

Машины с одним ведущим мостом (переднеприводные или заднеприводные) укомплектованы только коробкой передач, поэтому переключение передач осуществляется единственным рычагом. При наличии двух мостов добавляется раздаточная коробка, появляется второй рычаг.

Рычаги коробки и раздатки
Схемы включения передач

На первых уроках инструктор по вождению МКПП обучает водителя переключать скорости на неработающем двигателе. Схемы включения передач не всегда совпадают на авто разных производителей. Однако соблюдаются общие принципы:

  • 3 и 4 скорость включаются из нейтрали вперед-назад ;
  • 1 и 2 передачи включаются влево, затем вперед-назад;
  • 5 и задняя скорость чаще всего включаются вправо, затем вперед-назад.
Варианты схем переключения передач

Однако на отечественных ВАЗах задняя скорость может включаться по схеме «дальше влево, затем вперед», поэтому на рычаге в обязательном порядке наносится схема, по которой переключаются скорости, а для заднего хода используются специальные приемы:

  • рычаг нужно утопить глубже;
  • необходимо приподнять пальцами втулку, расположенную под рукояткой рычага.

Внимание: Во время тренировок двигатель должен быть заглушен, переключайтесь до тех пор, пока схема не будет усвоена, а рычаг не будет переводиться в нужное положение рукой без поворота головы в его сторону.

Начало движения

Чтобы тронуть машину с механической коробкой передач с места, необходимо выполнить последовательность действий:

  • нажать педаль сцепления и установить рукоятку в нейтральное положение;
  • завести двигатель ключом и прогреть его в зависимости от температуры окружающего воздуха 2 – 15 минут (лето, зима, соответственно);
  • включить низшую (первую) передачу;
  • плавно нажимать педаль акселератора, одновременно так же плавно отпуская педаль сцепления с 2 секундной задержкой в середине ее хода.

Внимание: Во время прогревания ДВС педаль сцепления лучше держать в нажатом положении несколько минут, чтобы масло внутри коробки разогрелось быстрее.

Затем следует остановиться, заглушить двигатель, потом завести автомобиль и тронуться еще несколько раз, чтобы добиться уверенного старта. Техника трогания в гору, с горы, при повороте на перекрестке и по прямой использует одинаковый вышеуказанный принцип, но с некоторыми дополнениями.

По прямой

Первое упражнение, которое задает инструктор по вождению МКПП, это задача, как трогаться по прямой. Кроме вышеуказанных операций в этом случае следует уделить внимание нюансам:

  • в теории и при сдаче экзамена трогаться следует только на первой, низшей скорости;
  • однако в дальнейшем эта передача может выйти из строя, чтобы добраться до СТО можно стартовать на 2 передаче, но только по прямой;
  • нужно привыкнуть отпускать педаль сцепления в течение 2 секунд, так как более длительный срок вреден для диска сцепления.

Старт машины – это основа вождения, поэтому вначале учимся на ровных участках с уклоном 4 градуса максимум.

В гору

Тронуться в гору на машине с механической коробкой значительно сложнее, чем на автомате. После парковки на горе по ходу подъема дороги стояночный тормоз полностью затянут, передние колеса выкручены к обочине, рычаг переключения передач для большей безопасности обычно установлен на 1, 2 или заднюю передачу, поэтому к вышеуказанным действиям добавляется работа со стояночным тормозом:

  • после посадки и регулировки зеркал заднего вида вы заводите двигатель, прогреваете его в зависимости от сезона;
  • при трогании в гору вначале левой ногой нажимается педаль сцепления, правой – педаль тормоза, рычаг переводится в 1 низшую передачу;
  • правая нога перемещается на педаль газа;
  • затем одновременно отпускается стояночный тормоз, плавно нажимается акселератор и так же плавно отпускается педаль сцепления.

Внимание: Машина должна тронуться сразу вперед без отката назад. В противном случае двигатель может заглохнуть.

Упражнение называется «эстакада», входит в обязательную программу при сдаче практической части обучения на права.

С горы

Старт под горку является очень простым упражнением, даже для чайников. Порядок действий здесь немного меняется:

  • после включения первой передачи правая нога выжимает педаль тормоза;
  • «ручник» отпускается полностью;
  • правая нога переставляется на педаль газа;
  • машина начинает катиться под гору, что облегчает старт.

Этот прием можно использовать при запуске ДВС при полностью разрядившемся аккумуляторе. Даже при поломке шестеренок 1 скорости передаточного числа 2 и даже 3 передачи хватает, чтобы завестись с горы.

Разгон

После трогания управление автомобилем происходит в следующем режиме:

  • разгон ДВС до 2500 – 3000 оборотов;
  • переключение на высшую передачу.

Однако разобравшись с этим, следует учесть нюансы:

  • время переключения составляет 2 – 4 секунды;
  • при движении в гору или на тяжело нагруженной машине обороты снизятся, поэтому следует переключаться на 3000 оборотах;
  • при спуске с горы, наоборот, достаточно набрать 2500 оборотов;
  • в пробках и в пределах прямой видимости перекрестка не имеет смысла переключаться на верхнюю передачу, так как, все равно, сразу же придется притормаживать;
  • на каждой передаче ДВС более уверенно работает на средних оборотах, а детали трения коробки при этом испытывают меньшие нагрузки.
Разгон с переключением скоростей

Для движения со скоростью 40 – 60 км/ч лучше переключиться на 3 передачу, 70 – 90 км/ч на 4 передачу, и так далее. Передавать на приводной вал обороты более 4000 мин-1 не рекомендуется.

Маневрирование

Во время учебы вождению для новичка на машине с МКПП существует скоростной регламент 40 км/ч. Однако даже на столь невысокой скорости ему может потребоваться обгон транспортных средств, двигающихся с меньшей скоростью, и перестроение по полосам дорожной разметки.

Так, еще до начала обгона/перестроения нужно убедиться, что скоростной интервал передачи, которым в данный момент пользуется водитель, достаточен, чтобы не помешать обгоняемому транспортному средству.

Другими словами, если машина идет перед вами со скоростью 30 км/ч, у вас должна быть включена минимум 3 передача, на которой можно развить скорость до 60 км/ч. Чтобы не создать помеху участнику движения, которое вы опередите.

Повороты

Перед тем, как переключать скорость, убедитесь, что в непосредственной близости по ходу движения отсутствуют повороты, так как для деталей КПП это вредно. Повороты нужно преодолевать на уже включенной скорости, не нарушая ее скоростной диапазон или обороты 3000 мин-1.

Повороты на МКПП совершаются без переключения скорости

Задний ход

Любой инструктор по вождению МКПП уделяет особое внимание режиму заднего хода, так как движение назад необходимо при парковке и выезде со стоянки. Принцип здесь тот же самый, что и при трогании, однако движение осуществляется по зеркалам заднего вида.

Чтобы тронуться задним ходом в гору, заведите ДВС, включите заднюю передачу, плавно отпускайте стояночный тормоз вместе с педалью сцепления при одновременном нажатии акселератора.

Внимание: Высших задних передач на легковых авто не существует. Включение задней скорости до момента полной остановки транспортного средства запрещено категорически.

Торможение двигателем

В базовые принципы, как управлять автомобилем на механике, в обязательном порядке заложено торможение двигателем. Устройство механической КПП позволяет переключаться с высшей передачи на низшую без 2 секундной задержки педали сцепления. Обороты в этом случае, наоборот, сбрасываются педалью тормоза.

Однако при аварийной ситуации, когда торможение педалью не окажет значительного эффекта из-за большой длины тормозного пути, применяется торможение двигателем:

  • отжимается педаль сцепления;
  • рычаг переводится в следующую низшую передачу;
  • сцепление отпускается резко.

Внимание: Запрещено перескакивать передачи, например, переключаться с 5 на 3 или с 4 на 2. Даже при аварийной ситуации останавливайте машину ступенчато, через все передачи последовательно.

Парковка

Чтобы полностью научиться водить машину в городском цикле на механической коробке передач, необходимо овладеть навыком парковки. Основными нюансами для этого упражнения являются:

  • боковая парковка осуществляется движением назад, так как это позволяет снизить радиус разворота транспортного средства;
  • во время парковки обычно используется 1 и задняя передача, боковые зеркала;
  • передачи включаются после окончательной остановки машины педалью тормоза;
  • при парковке на крутом склоне дополнительно используется стояночный тормоз и упражнение «эстакада»;
  • после установки транспортного средства затягивается стояночный тормоз;
  • на ровных участках включается нейтральная передача;
  • на крутых склонах включается задняя или первая передача, колеса выкручиваются в сторону обочины/тротуара.

При въезде в гараж или парковки перпендикулярно бордюру задняя скорость включается только при выезде со стояночного места.

Остановка

При остановке на перекрестках или у тротуара/обочины правила управления машиной на механике подразумевают последовательность действий:

  • выжимается педаль сцепления;
  • включается нейтральная передача;
  • педалью тормоза плавно снижается скорость машины.

Внимание: Не рекомендуется стоять на перекрестках с отжатой педалью сцепления и включенной 1 передачей. Это вызывает износ главного цилиндра сцепления и пружины штока.

Во время остановки для высадки/посадки пассажиров или выгрузки вещей следует затягивать стояночный тормоз. Независимо от уклона проезжей части.

Переключение передач по приборам и на звук

Уверенно пользоваться механической коробкой передач позволяет тахометр – переключение на оборотах 2500 – 3000 мин-1.

Переключение скорости по тахометру

Однако не все транспортные средства оснащены этим прибором, поэтому можно ориентироваться на скорость движения авто:

  • 20 км/ч – включается II передача;
  • 40 км/ч – переключение на III скорость;
  • 60 км/ч – включение IV передачи;
  • 80 км/ч – переключение на V скорость.

Обороты в этом диапазоне примерно равны вышеуказанным значениям. После получения некоторого опыта вождения пользователи часто переключаются «на слух», безошибочно определяя диапазон оборотов.

Таким образом, навыки вождения авто с МКПП можно получить без инструктора автошколы. Первые несколько уроков должен провести владелец транспортного средства или знакомый, имеющий некоторый стаж вождения.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Как управлять автомобилем с механической коробкой передач

Содержание:

Если вам предстоит освоить нюансы управления автомобилем, снабженным механической или ручной коробкой передач, не стоит заранее впадать в отчаяние, ведь трудности, связанные с рядом ее особенностей, зачастую преувеличены. Основной момент, смущающий водителей-новичков, — это наличие трех педалей (вместо двух) и рычага переключения передач. Безусловно, потребуется согласованность и слаженность движений. Зато на вашей стороне будет моральное преимущество над теми водителями, которые умеют ездить лишь на автомобиле с автоматизированным вариантом коробки. Определенным плюсом станет и выбор самого транспортного средства, ведь в ряде случаев, чтобы позволить себе понравившуюся модель с автоматической коробкой передач, придется выложить кругленькую сумму, а такое же авто, только с механикой, стоит дешевле. Поэтому не нужно заранее чувствовать себя побежденной — лучше все же проявить терпение и настойчивость, чтобы преодолеть некоторые трудности на пути к цели.

Что такое механическая коробка передач

Во-первых, давайте выясним, что представляет собой коробка передач, сокращенно КПП, или, как ее часто называют, трансмиссия. Как известно, она выполняет две основные задачи:

  • распределение или, иначе, передачу, крутящего момента от мотора (двигателя) транспортного средства непосредственно к его колесам;
  • изменение объема тяги в зависимости от условий передвижения транспортного средства.

Современные автомобили оснащаются несколькими видами КПП, например: механическими (ручными), автоматическими, роботизированными и вариаторными (бесступенчатыми). Наибольшую популярность получили транспортные средства с механической (МКПП) и автоматической (АКПП) коробками передач.

Между этими вариантами существует целый ряд отличий, поскольку в автомобиле с АКПП управление процессом переключения скоростей полностью берет на себя электронная система, иными словами, компьютер, а в авто с МКПП это происходит только при непосредственном участии водителя.

Ручная (механическая) коробка передач существует уже более ста лет и, конечно же, за свою столь длительную историю она пережила множество изменений и усовершенствований. Ее конструкция по-прежнему проста, надежна, позволяет управлять автомобилем вручную во всех режимах движения, а также, при известном мастерстве водителя, является достаточно экономной в плане расхода топлива.

Азы, необходимые для вождения авто с МКПП

Вот о том, какие секреты помогут новичку быстрее и легче разобраться в тонкостях управления автомобилем с МКПП, и пойдет речь. Для начала нужно четко понять несколько важных моментов:

  1. Левая педаль (сцепление) выжимается строго левой ногой, а за две оставшиеся (тормоз и газ) отвечает правая нога.
  2. Скорости следует переключать, осуществляя поочередный переход от первой ко второй, затем к третьей и так далее. Нельзя, к примеру, переключаться сразу со второй на пятую, если хотите сохранить двигатель автомобиля в исправности как можно дольше.
  3. Сцепление выжимается при каждом переключении передачи.

Это азы, без знания которых научиться водить автомобиль невозможно. Но немаловажным является и освоение плавного начала движения авто, без рывков и глохнущего мотора. Для этого придется потренироваться, так как с первого раза получается далеко не всех. Здесь важно довести движения рук и ног до автоматизма. В теории, чтобы плавно тронуться с места, нужно выполнить ряд манипуляций в следующем порядке:

  • включить зажигание (завести двигатель авто);
  • выжать сцепление;
  • рычаг перевести в положение первой передачи (скорости);
  • плавно нажать на газ и одновременно, тоже без каких-либо рывков, отпустить сцепление.

Если ваши практические действия совпадут с теорией, то автомобиль медленно тронется с места. Если же нет — не беда: Просто запаситесь терпением и попытайтесь снова. И опять, пока не добьетесь результата.

Отдельного внимания заслуживает момент, когда же стоит переключать скорости, ведь все время ехать только на одной невозможно. Для этого нужно знать, что на первой передаче допускается движение со скоростью до 15 км/ч, на второй — до 30 км/ч, на третьей — до 50 км/ч, на четвертой — до 80 км/ч, на пятой скорость ограничивает лишь ваше чувство самосохранения. Для начала хорошей подсказкой послужит спидометр, а дальше вы сможете ориентировать по одному лишь звуку двигателя.

Правильное торможение при разном состоянии дороги

Если вам необходимо притормозить на сухом дорожном покрытии, не нужно для этого переходить от высоких передач к низким. Лучше понизить обороты до минимальных для той же передачи, на которой и осуществлялось движение.

В гололед и дождь ситуация несколько другая. Поскольку дорожное покрытие скользкое, то стабильное положение автомобиля приобретает особую важность. Вам следует полностью сконцентрироваться на дороге, а для повышения устойчивости авто, снабженного механической коробкой, переключиться на более низкую передачу, тем самым снизив скорость. Это позволит проконтролировать угол возможного заноса и вовремя среагировать при возникновении аварийной ситуации.

Помните и тот факт, что для торможения на скользкой дороге вначале следует сбавить обороты, потом отпустить сцепление, осуществить переход на низкую передачу и только после выполнения всех этих действий вновь выжать сцепление. Такой способ называется «торможение двигателем», он не допустит блокировку колес, но замедление движения авто произойдет постепенно. Здесь большую роль играет тщательное соблюдение дистанции между вашей и следующей впереди машиной, и, конечно, скоростной режим.

Плавное вхождение в повороты также способствует безопасности при езде на автомобиле, оборудованном механической или ручной коробкой передач, ведь такой способ может предотвратить занос транспортного средства на скользком дорожном покрытии. В случае, когда ваше авто забуксовало в снегу или на льду, стоит прибегнуть к так называемому методу «раскачивания». Для этого движение вперед сопроводите включением первой передачи, а при движении назад включите, соответственно, заднюю.

Конечно, для новичка эти рекомендации поначалу покажутся сложными и трудновыполнимыми, но регулярные попытки осуществлять их позволят со временем придать вашей манере езды больше легкости и безопасности.

http://www.youtube.com/watch?v=8gVTgG3Bfxw

Проще всего управлять машиной, конечно же, с автоматической трансмиссией. И все-таки, если вам только предстоит пройти курс «молодого водителя» и получить права, лучше учиться езде на авто, снабженном механической (ручной) коробкой передач. Почему? Ответ очевиден: научившись справляться с более сложным вариантом управления, вы сможете чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Кстати, во многих зарубежных странах водителю, который прошел обучение и сдал экзамен по вождению авто с коробкой-автомат, строго воспрещается садиться за руль машины с механической трансмиссией. Вывод: не существует легких путей, особенно если это касается искусства управления любым транспортным средством.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости