Неисправность свечей зажигания практически всегда приводят к различного рода проблемам в работе двигателя автомобиля. Например, неустойчивый холостой ход (двигатель «троит», плавают обороты), провалы, рывки, подергивания, потеря мощности и приемистости, затруднительный запуск (как холодный так и горячий) зачастую являются следствием использования дефектных свечей.
В первую очередь проверяем наличие искры на электродах свечей. После чего необходимо вывернуть их из двигателя и внимательно осмотреть. Одновременно эта процедура будет являться диагностикой работы двигателя вашего автомобиля так как их внешний вид это показатель происходящего у него внутри.
Ниже приведен перечень основных, повсеместно встречающихся, неисправностей свечей зажигания.
Трещины на изоляторе
Визуально видимые трещины и сколы на изоляторе свечи зажигания являются поводом к немедленной её замене. Они могут появиться как на верхней части изолятора свечи, так и на тепловом конусе вокруг центрального электрода. Причины их появления — естественный износ в результате длительной эксплуатации, низкое качество материала изолятора, несоблюдение технологии его изготовления (например, при заметном продольном шве от соединения двух его половинок), детонация, в следствии неправильно выставленного угла опережения зажигания, некачественного топлива или несоответствие калильного числа требуемому для данного двигателя.
При эксплуатации свечей с трещинами на изоляторе происходит утечка тока через изолятор на корпус свечи («массу»), так называемый «пробой». Из-за этого снижается сила искрового разряда между её электродами, а в особо запущенных случаях искра пропадает вовсе. Как следствие неустойчивый холостой ход, провал при трогании, потеря приемистости или невозможность запуска двигателя.
Микротрещины, не видимые невооруженным глазом, можно выявить, если посмотреть на свечи при работающем двигателе в темноте. Электрические разряды, обтекающие изолятор свидетельствуют о том, что свечи пора менять.
Для предупреждения появления трещин на изоляторе и выхода свечей из строя рекомендуется своевременная замена свечей зажигания. Например, для автомобилей ВАЗ 2105, 2107 – через 30.000 км пробега, для автомобилей 2108, 2109, 21099 – 15.000 км пробега.
Загрязнение или пятна на изоляторе
Неисправность зачастую имеющая в своей основе трещины на изоляторе. В трещинах скапливается нагар, образуя темный налёт (например, на тепловом конусе вокруг центрального электрода), либо в местах «пробоя» заметны рыжие пятна (на верхней части изолятора). Использование таких свечей приводит к аналогичным последствиям в работе двигателя как и при трещинах на изоляторе. Естественное загрязнение верхней части изолятора, не влияющее на работу свечи, необходимо устранить протиранием. Черные отложения (нагар) на электродах свечей
Черный нагар, как на боковом электроде, так и на центральном с тепловым конусом изолятора. Причины этого следующие.
Свеча зажигания по калильному числу не соответствует двигателю и не самоочищается в процессе работы (слишком холодная). Переобогащена топливная смесь, в следствии неправильной регулировки карбюратора, засорения воздушного фильтра. Неправильно выставлен угол опережения зажигания (скорее всего зажигание слишком раннее). Пропуски зажигания из-за «пробитых» высоковольтных проводов, либо «пробитого» изолятора самой свечи. Неправильно выставлен зазор между электродами свечи. Длительная работа на холостом ходу или продолжительное движение на пониженных передачах.
В результате применения свечей зажигания с черным нагаром возможно ухудшение запуска двигателя, повышение расхода топлива, снижение мощности и приемистости двигателя, нестабильный холостой ход, повышенная дымность из глушителя.
Прогоните автомобиль на повышенных скоростях километров 20-30, потом выверните свечи, если черный нагар остался, следует либо заменить свечи, либо заняться выявлением причины неисправности.
Масло на электродах и резьбе свечей зажигания
Масло на электродах и резьбе свечи зажигания, зачастую в сочетании с черным налетом свидетельствует о проблемах с двигателем. Возможно, изношены маслосьемные колпачки, направляющие втулки клапанов, поршневые кольца, поршни, цилиндры, засорена система вентиляции картера, в результате чего в камеру сгорания попадает лишнее масло. В зависимости от стадии запущенности двигателя масла на свечах может быть меньше или больше. В ряде случаев замасливание в основном верхней части резьбы свидетельствует о проблеме с маслосьемными колпачками, нижней и электродов о неисправности поршневых колец. Эта неисправность чревата хорошо ощутимой потерей мощности и приемистости, повышением расхода топлива и масла, затрудненным пуском, неустойчивым холостым ходом двигателя, повышенной дымностью из глушителя (сизый дым). Для определения причины этой неисправности стоит измерить компрессию в цилиндрах и возможно в дальнейшем, при самом оптимистичном сценарии, провести раскоксовку поршневых колец, или прочистку системы вентиляции картера. В худшем случае придется «капиталить» движок.
Топливо на резьбе и электродах
При неисправном карбюраторе возможен так называемый «залив» свечей топливом. Скорее всего, топливная смесь, попадающая в цилиндры двигателя переобогащается в результате, например, неверно выставленного уровня топлива в поплавковой камере или неисправности игольчатого запорного клапана. В этом случае следует проверить и отрегулировать карбюратор, так как при постоянном заливании топливом свечей затруднен запуск двигателя автомобиля.
Светло-серый или белый налет на электродах свечей
Светло-серый или белый налет на свечах зажигания возникает по следующим причинам. Свеча зажигания слишком «горячая». Калильное число в этом случае слишком низкое, свеча не соответствует двигателю. Возможно калильное зажигание. Слишком бедная топливная смесь. Такое бывает при неправильно отрегулированном карбюраторе, неверно подобранных жиклерах в карбюраторе (в сторону уменьшения), либо «подсосе» постороннего воздуха. Позднее зажигание. Угол опережения зажигания выставлен неверно (слишком мал). Длительное движение с повышенными оборотами двигателя. Все вышеперечисленные причины свидетельствуют о эксплуатации двигателя в ненормальных условиях. Желательно выявить причину возникновения серого налета и устранить её. В противном случае, например, длительное использование «горячих» свечей зажигания приведет к разрушению клапанов и т. д.
Коррозия и оплавление электродов
Причиной коррозии и оплавления и даже разрушения электродов является длительная эксплуатация двигателя с постоянной детонацией, возникающей из-за некачественного топлива (низкооктанового), несоответствия калильного числа свечи требуемому (оно меньше чем нужно), слишком раннего зажигания. При этом затруднен запуск двигателя, слышны металлические стуки при его работе, двигатель часто перегревается, возможны провалы и рывки в движении, двигатель «троит».
Неверно выставленный зазор между электродами
Проверьте и отрегулируйте зазор между электродами свечей. Тут есть некоторые особенности, которые нужно учитывать при регулировке. Подробнее см. «Регулировка зазора между электродами свечей зажигания».
Еще пять статей по электрике автомобилей ВАЗ
— Применяемость свечей зажигания на автомобилях ВАЗ
— Свечи зажигания
— Неисправности бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Порядок присоединения высоковольтных проводов к крышке трамблера на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка высоковольтных проводов на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
О регулировке и работе двигателя многое может сказать внешний вид свечи. Так, нагар светло-коричневого цвета на свечах удалять не следует. Он появляется при исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания.
При сухом черном налете на электродах и изоляторе причинами его могут быть: переобогащенная смесь, слишком частое включение стартера, загрязнение воздушного фильтра, слишком поздний момент зажигания. Слишком светлый, почти белый цвет изолятора используемой свечи в сочетании с голубоватым оттенком корпуса и слегка оплавленными электродами говорит либо о бедной смеси, либо о слишком раннем зажигании, либо о плохом контакте свечи со штепселем, либо о том, что свеча слишком «горячая» для условий эксплуатации автомобиля, либо об образовании нагара в цилиндрах.
Когда свечи замаслены, это говорит о том, что уровень масла в системе смазки слишком высок, или поршневые кольца соответствующего цилиндра изношены, либо произошло засорение вентиляционного отверстия картера. Слишком большой нагар на свечах свидетельствует, что в процессе работы двигателя они не нагреваются до температуры самоочищения, что случается, к примеру, когда автомобилем пользуются только для поездок на небольшие расстояния. В этом случае необходимо заменить свечи другими, с меньшим калильным числом. Причиной нагара может быть также низкое качество бензина и масла. Если центральный или боковые электроды имеют слишком большой износ, значит, свеча выработала свой ресурс.
При ремонте и техническом обслуживании свечей их необходимо чистить щеткой с жесткой щетиной, предварительно залив в перевернутую свечу на несколько минут немного бензина или спирта, затем свечи промывают сильной струей бензина и путем продувания просушивают. После очистки свечу осматривают и, если на изоляторе замечают сколы, трещины или повреждения бокового электрода, свечу выбраковывают.
Причиной отказа в работе в свечи, кроме неисправностей свечи, обусловленных ее эксплуатацией таких, как нагар, трещины изоляторов, оплавленность, коррозированность электродов и некоторых других, может быть нарушение нормального зазора между электродами свечи. Зазор между электродами в свечах зажигания должен соответствовать требованиям заводской инструкции по эксплуатации автомобиля. При меньшем зазоре искра между электродами получается короткой и слабой. При большем зазоре увеличивается напряжение, необходимое для того, чтобы пробить воздушный промежуток между электродами, и искры вообще может не быть. Проверяют зазор между электродами после очистки свечей при помощи специальных круглых щупов. Точный замер зазора плоскими щупами произвести нельзя, результаты будут неточными. При работе свечи происходит перенос металла с бокового электрода на центральный, из-за чего образуются впадина и бугорок.
Регулируют зазор путем подгибания бокового электрода с помощью специального ключа. Эту операцию нельзя производить плоскогубцами, нельзя и подгибать центральный электрод свечи, так как это приведет к ее порче. От помехоподавляющего экрана ротора позволяет избавиться установка свечи с помехоподавляющим резистором. Свечи, отличающиеся только наличием или отсутствием резистора в центральном электроде, полностью взаимозаменяемы. Неисправности системы зажигания автомобиля приводят к отказу двигателя в запуске, неустойчивой работе двигателя, перебоям в работе, увеличению расхода топлива, снижению мощности двигателя, повышенному выбросу отработанного углеводорода и др.
Если двигатель автомобиля не запускается, причинами могут быть:
Если двигатель работает неустойчиво или глохнет на ходу, причинами могут быть:
Причинами неравномерной и неустойчивой работы двигателя при большой частоте вращения коленчатого вала могут быть:
При перебоях в работе двигателя на всех частотах вращения коленчатого вала причинами могут быть:
Если двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью, причинами могут быть:
Двигатель – сердце любого автомобиля. Следить за состоянием силового агрегата должен каждый владелец индивидуально. В противном случае проблем не избежать. По признакам неисправности свечей зажигания можно легко определить какое состояние у мотора вашего автомобиля. В этой статье мы попытаемся дать полноценную информацию по данному вопросу.
Осмотр или анализ свечи рекомендуется проводить после длительной работы ДВС. К примеру, если вы долго ехали по автомобильному шоссе, самое время провести осмотр этих важнейших составляющих системы зажигания, дабы выявить неисправность, если она есть.
Интересно!Многие автомобилисты совершают одну и ту же ошибку: решив провести диагностику, они подвергают свечи осмотру на холодном моторе.Заметив черный нагар, бьют в набат, явно делая скоропалительные выводы о неисправности. Но такая изостазия свечи может быть вызвана только лишь работой ДВС на холодную. В конкретной ситуации топливно-воздушная смесь принудительно обогащается, а шаткое функционирование и неисправность вызваны неудачным состоянием проводов.
Итак, если решено проводить диагностику элементов зажигания (для определения состояния ДВС), обязательно проехать хотя бы 250 км или еще больше.
Полезно будет также знать, что в процессе движения на искроподающих элементах увеличивается зазор в несколько миллиметров. Так, на каждую тысячу километров пробега — около 0,015 мм. Делаем вывод: через каждые 5 тыс. км меняем свечной комплект на автомобиле. После долгой езды зазор между электродами будет уже несомненно большим, что уже представляет собой неисправность.
Свеча или СЗ – это не только элемент системы зажигания автомобиля, но и своеобразный диагностический зонд, датчик. Встроенный в ДВС, он как ни один другой компонент, сможет дать ценные сведения о функционировании или неисправности.
Нагар на свечах – как вы думаете, что он может обозначать? Примечательно, что опытные водители по нагару способны определять многое, читать о ресурсе двигателя, расшифровывать язык технического состояния, выявлять неисправность.
Совет.Если вы намерены диагностировать функционирование силового агрегата по СЗ, ДВС обязательно должен быть хорошенько прогретым.Рассмотрим самые известные расшифровки нагара свечей:
Это неисправность, которую никак нельзя оставлять без внимания. Со временем отложения будут собираться на клапанах двигателя, а также в нижних частях поршней. Понятно, что они будут мешать отводу тепла, значительно ухудшать наполнение цилиндров и так далее.
Причиной появления такого нагара можно считать различные проблемы, а никак не одну из них. Одновременно с появлением нагара, водитель должен почувствовать и чуть ли не удвоенный расход бензина.
Нередко такое состояние искроподающих элементов объясняется куда худшей причиной. Заменой тут уже не обойтись, так как налицо плохая компрессия в цилиндре. В результате этого ДВС «троит», не выдает положенной мощности и свидетельствует о неисправности.
Причина этого может быть заключена в несоответствии свечи к ДВС и др. В обязательном порядке такая ситуация способствует прогоранию поршней, тресканию клапанов и другим неисправностям.
СЗ – это один из самых малопонятных, до конца не изученных элементов автомобиля. Зато она способна дать возможность познания двигателя и происходящих в нем процессов. Это настоящий и полновесный проверочный элемент, пользоваться которым надо умеючи.
Как известно, СЗ выполняет следующие функции:
Искроподающие элементы управляют электроэнергией, которая способна преобразовывать скрытую энергию горючего в полезную. В самой свече есть несколько важных составляющих, от которых зависит ее нормальное функционирование и отсутствие неисправностей. Так, зазор свечи должен быть отрегулирован так, чтобы искра проскакивала через него.
Кроме того, важна и температура карандаша свечи. Она должна быть достаточно низкой, а не то неизбежен эффект раннего зажигания. Одновременно с этим, температура не должна быть и слишком высокой, не то будет образовываться нагар (перегрев – об этом подробно выше).
Еще одно важное свойство свечи – она не генерирует, а отводит тепло. Выступая в роли теплообменника, свеча играет роль передатчика, рассеивателя тепла.
Ниже приведем особенности так называемой «холодной» и «горячей» свечи:
Важнейшим элементом, свидетельствующим о состоянии СЗ является зазор. Это расстояние от изолятора кончика СЗ до точки контакта с корпусом. При плохо отрегулированном зазоре возникают неисправности.
Кончик свечи, в свою очередь, может стать виновником раннего зажигания и появления нагара, если его температура будет не в норме.
Полезно будет изучить список дополнительных факторов, влияющих на состояние свечи, ее рабочую температуру:
Что касается неисправности СЗ:
Как известно, автомобильные свечи различаются по типам:
В заключении скажем, что периодически следить за свечами зажигания очень важно. Получив полезную информацию, вы уже будете знать, как проверять состояние СЗ, как определять причину неисправности и провести ремонт. Замена СЗ может ни к чему не привести, если наблюдаются проблемы другого свойства – помните это!
Диагностика неисправности позволит выявить многие скрытые «болячки» силового агрегата и своевременно вылечить их. Периодичность проверки, тщательность анализа и терпение – важнейшие черты характера современного водителя. Не забывайте быть также аккуратными, чтобы не оказать автомобилю медвежью услугу.
Очень часто причиной неустойчивой работы двигателя автомобиля (особенно на холостых оборотах) и падения его мощности является неисправность свечи зажигания.
Когда двигатель не развивает необходимую мощность или, как говорится, «троит», первое, что необходимо сделать, проверить на предмет исправности свечи зажигания.
На работающем двигателе снимите с контактного наконечника свечи провод высокого напряжения, идущий от трамблера.
Эти манипуляции проводите, одев перчатки или обернув руку сухой тряпкой, поскольку пробой тока через изоляцию хоть и не является опасным для жизни, но все же будет довольно ощутимым и неприятно бодрящим.
Сняв провод со свечи, прислушайтесь к ритму работы двигателя.
В случае падения оборотов, изменения ритмичности или остановки двигателя, наденьте провод обратно на наконечник свечи и переходите к следующей.
Если же его режим работы не изменился, значит свеча, с которой снят провод – нерабочая.
Проверять свечи на пробой допустимо лишь в старых моделях автомобилей, с контактной системой зажигания и минимумом электронного оборудования.
Использование такого способа проверки свечей современных автомобилей, напичканных электронными «мозгами», чревата выходом из строя бортовой электроники.
Выкрутив свечу из резьбового соединения головки блока цилиндров, оденьте на ее токопроводящий колпачок провод от трамблера, а саму свечу прижмите боковой частью к массе автомобиля.
Включите зажигание и «крутите» двигатель стартером. На исправной свече с четкой периодичностью будет отчетливо просматриваться прохождение искры между ее центральным и боковым контактом.
Такой способ не является совершенным и не лишен погрешности, поскольку в выкрученном состоянии, при атмосферном давлении, свеча может давать искру, а в реальных условиях компрессии, когда она подвергается давлению сжатых газов в камере сгорания, разряда может не быть.
Именно поэтому для проверки свечей в сервисных центрах используют специальные стенды с барокамерами и пьезоэлектрическими пробниками-пистолетами, имитирующими условия работы свечи на работающем двигателе.
Пробник для проверки свечей можно приобрести в магазинах автозапчастей или же смастерить его самому из пьезоэлектрического модуля от зажигалки.
Провод, идущий от модуля, удлините и прикрепите к наконечнику выкрученной из двигателя свечи, а сам пьезоэлектрический блок прижмите к корпусу свечи и нажмите кнопку на блоке.
Наличие электрического разряда между электродами свечи укажет на ее исправность, отсутствие – на то, что свеча пришла в негодность.
Не спешите выбрасывать неработающую свечу зажигания, вполне возможно, что она утратила свою функциональность по причине подгорания электродов, замасливания, образования нагара или из-за неправильно выставленного зазора между электродами.
В таких случаях ее вполне реально «вернуть к жизни», выставив зазор за счет подгибания бокового электрода и удалив с изолятора и электродов накопившиеся там нагар и масло.
Внимательно осмотрите конус изолятора свечи.Нормальный цвет изолятора будет колебаться в диапазоне от светло-серого до светло-коричневого.
Если же он излишне светлый, а то и белый, значит выставленное зажигание является слишком ранним или же свеча слишком горяча для данного типа двигателя.
Изолятор не должен содержать царапин, трещин или сколов, которые могут стать причиной усиленного нагарообразования и выхода свечи из строя.
А еще на нем не должно быть локальных участков более темного цвета, нежели остальная поверхность конуса. Такие свечи лучше сразу заменить новыми.
Нормальный срок службы свечи зажигания обычно соответствует 25-30 тысячам километров пробега автомобиля. У автомобилей, находящихся в тяжелых условиях эксплуатации, срок службы свеч зажигания сокращается вдвое.
К таким транспортным средствам, учитывая качество бензина и масел на наших АЗС в сочетании с плохими дорогами, можно отнести практически все автомобили, колесящие отечественные автомобильные просторы.
Поэтому не будет ничего удивительного в том, что через 15, а то и 10 тысяч километров пробега свечи попросят о замене.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453