С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Параметры развал схождения


Регулировка развал-схождения - можно ли сделать без сервиса?

Для хорошего автомобилиста совсем не имеет значения то, новая ли у него машина или подержанная. Он все равно будет уделять ей уйму времени. И как бы не возмущались по этому поводу жены или девушки, подобные затраты времени и сил всегда оправдывают себя. Ведь если в автомобиле подкручены все гаечки, выровнены зеркала, настроены датчики и налажена работа всех систем – движение становится не только комфортным, но и безопасным. И чтобы этого добиться, нельзя упускать из внимания ни одной детали, а особенное внимание каждого автомобилиста должно быть приковано к развалу схождения. Угол, под которым располагаются колеса относительно кузова, является основным параметром, который определяет движение автомобиля и который необходимо периодически регулировать.

О том, как это делать, не обращаясь к специалистам, и сохраняя денежные средства, мы и поговорим в сегодняшней статье. Также ознакомимся с тем, какие параметры развал схождения имеет и как осуществляется непосредственная регулировка угла развала колес.

1. Параметры развала схождения: какими они бывают и как проводится их диагностика?

Безопасность на дороге – это святое, так же как и регулировка параметров развала схождения передних колес автомобиля, которые являются для него ведущими. Параметров у этого показателя есть очень много, но определить их самостоятельно без специальной техники довольно сложно, а вернее вообще не возможно. Благо, в подобной ситуации на выручку всегда готовы прийти работники автомобильных сервисов, у которых все оборудование завезено из-за «границы» и которое может дать самые «точные» данные. Беда только в том, что для работы с хорошим оборудование нужны хорошие и профессиональные руки, которые также есть не у каждого работника СТО. Вот и получается, что даже заплатив большие деньги за то, что Ваше авто будет проверено на оптических/компьютерных/лазерных стендах, Вы не всегда получаете хороший результат.

Ведь действительно квалифицированный механик может дать заключение о том, в каком состоянии находится развал схождения даже без оборудования. Дополнительная компьютерная диагностика только может подтвердить и уточнить его выводы. Наверное, это и стал причиной того, что большое количество автовладельцев стараются избегать «профессиональных» проверок и отдают предпочтение дедовским методам, которые никогда не подводят точностью своих результатов. Речь идет об использовании специального приспособления, которое называется «телескопическая линейка». Именно благодаря ей развал схождения измерялся еще до появления специальных стендов.

Однако, забегать наперед не будем, поскольку перед тем как приступать к регулировке развала схождения, необходимо ознакомиться с параметрами, которые необходимо будет регулировать.

Параметры: развал схождения – что нужно измерять?

Развал схождения автомобиля обладает достаточно большим количеством параметров, определить многие из которых возможно только на стенде. Самостоятельной регулировке подлежат только два из них, однако иметь представление о всех не менее важно. Но чтобы данная информация не запутала Вас окончательно, мы познакомим Вас только с теми, которые необходимо знать для осуществления самостоятельной регулировки развала схождения:

1. Передний развал, который на английском языке обозначается как «Camber». Под данным параметром стоит понимать угол наклона колес относительно дороги. Естественно, измеряется данный угол в вертикальной плоскости. Если развал имеет отрицательный показатель, это значит, что верхняя часть колеса больше наклонена к кузову автомобиля. В том же случае, если показатель развала является положительным, по вертикальной прямой колесо будет немного отклонено от кузова наружу.

2. Разность развалов. Этот параметр указывает на то, насколько сильными являются отличия между развалами колес, которые находятся на одной оси. Очень важно, чтобы этот показатель ни в коем случае не превышал 30°. В противном случае езда на автомобиля будет практически невозможной и может привести к аварийной ситуации.

3. Переднее раздельное схождение, которое также обозначается как «Partial Toe». Имеется в виду угол, который создается между продольной осью автомобиля и плоскостью, проходящей через центр автомобильного колеса.

4. Продольный наклон оси поворота, обозначаемый в англоязычной литературе как «Caster». Этот параметр также указывает на угол, который образуется между условной вертикальной линией, проходящей через цент колеса и проекцией линии, которая проходит через центры шаровых опор на параллельную относительно продольной оси автомобиля плоскость. В данном случае также очень важно, чтобы разность этого параметра между двумя колесами одной оси не превышала 30°.

К сожалению, но знание параметров еще не обеспечивает того, что Вы сами сможете их измерять. Но и здесь мы не собираемся оставлять Вас наедине с проблемой, а подробно расскажем обо всем в следующих разделах.

2. Как отрегулировать развал схождение своими руками: с чего начать и какие инструменты необходимо подготовить?

Вообще, следует выделить несколько вариантов, благодаря которым можно произвести самостоятельную диагностику и последующее регулирование развала схождения. Самый простой и распространенный среди водителей – это применение обычного лазерного указателя. Однако, если сравнивать этот метод с использованием телескопической линейки – он является более затратным в аспекте того количества приспособлений, которые необходимо будет использовать в дополнение к лазеру. В частности, Вам понадобиться большое количество экранов для отражения и измерения необходимых углов.

Именно по этой причине мы остаемся приверженцами процесса регулирования развала схождения автомобиля с использованием отвеса и упомянутой телескопической линейки. Конечно, просим извинить нас за старину, однако мы гарантируем надежность такого измерения, которая была подтверждена многими водителями. Обратим Ваше внимание на некоторые нюансы, благодаря которым обеспечивается не только комфорт и безопасность передвижения на автомобиле, но и возможность получить точные данные относительно необходимого для нас развала схождения:

1. Покрышки на те колеса, которые располагаются на одной оси, обязательно должны быть идентичными друг другу в отношении размеров, типа и модели. Ведь если одно колесо будет иметь более большой диаметр, чем второе, машина будет неестественно приподнята в одну сторону, что сильно отразится на всех параметрах развала схождения.

2. Колесные диски также должны быть абсолютно одинаковыми. Только в этом случае данное правило применяется не только к колесам одной оси, а ко всем четырем колесам автомобиля. Стоит учитывать такие параметры как вылет диска, его ширина, а также посадочный размер. Желательно, хотя не всегда возможно, чтобы диски были штатными, поскольку не всем водителям удается удачно подобрать диск к колесу.

3. Перед тем, как приступать к регулировке развала, необходимо определить положение руля в прямолинейном движении, а также подсчитать количество оборотов, которое необходимо сделать при повороте вправо и влево (пока колеса не будут вывернуты до упора).

4. Стоит также убедиться, что все детали и составляющие элементы автомобильной подвески находятся в исправном состоянии. В первую очередь это касается амортизаторов, а также отсутствие люфта в рулевом управлении, шаровых опорах колес, тяги и рычаги должны находиться не только в полной исправности, но и не иметь механических повреждений.

5. Необходимо проверить давление в колесах и довести его до показателя, который рекомендуется производителем.

Конечно же, Вы можете и не доводить все вышеперечисленные критерии до идеального состояния, но при этом Вы должны понимать, что это будет отражаться на полученных в результате диагностики развала результатах. В любом случае, выбор всегда остается только за Вами.

Теперь же стоит ознакомиться с перечнем материалов и оборудования, которое понадобиться нас для осуществления регулировки развала своими силами. В первую очередь для проведения данной процедуры Вам понадобиться ровная площадка и смотровая ямы (без нее можно и обойтись, но все же ее наличие также желательно). Также, Вам потребуется иметь под рукой:

- набор штатных инструментов водителя, состоящий из гаечных ключей разных размеров;

- мел, с помощью которого можно будет сделать отметки для более точного и удобного измерения углов;

- шнур-овес, при помощи которого будут обозначаться нужные нам углы;

- обычная школьная линейка, желательно как можно длиннее;

- телескопическая линейка.

Когда все подготовлено и проверено, остается только выбрать солнечный день и приступать к непосредственной процессу регулировки развала схождения. Подробное описание процесса регулировки угла развала колес, и угла их схождения в виде последовательных этапов мы изложим для Вас далее.

3. Осуществляем регулировку угла развала колес

Ну что же, давайте ознакомимся с этапами, которые обязательно необходимо выполнять по порядку:

1. Выставляем передние колеса в режиме прямолинейного движения. Для этого можно даже немного проехаться и остановить автомобиль для его дальнейшей диагностики.

2. При помощи мела делаем отметки на колесе по его диаметру. Отметки обязательно оставляем снизу и сверху колеса.

3. Прикладываем отвес к крылу кузова автомобиля и замеряем, какое расстояние разделяет шнур и обод колеса.

4. Теперь прокатываем автомобиль немного вперед, чтобы наши колеса провернулись ровно на 90° (то есть, если бы между нашими отметками была проведена линия, после проворачивания колес эта линия должна находиться параллельно дороге). Проводим аналогичные измерения. Все это необходимо нам для того, чтобы получить чистоту всех дальнейших измерений – все полученные результаты должны совпадать, что в свою очередь засвидетельствует для нас ровные параметры колес и крыла. Разница между величинами может составлять +/- 3 мм.

5. Теперь наступает время для непосредственно выполнения регулировки. Производим демонтаж колеса, отпускаем болты крепления стойки амортизатора, которые крепят это устройство к поворотному кулаку. Сдвигаем поворотный кулак на расстояние, полученное в результате измерения – внутрь или же наружу.

По сути, угол развала теперь отрегулирован. Нам остается в обратном порядке установить все детали и колесо на место и провести повторные замеры. Это позволит нам узнать, насколько эффективной и качественной была проведенная нами регулировка и не стала ли разница между развалами обоих колес еще больше. Отметим, что для автомобилей с передним приводом допустимой нормой угла развала передних колес является промежуток от -1 до +1мм, а для заднепрриводных - +1/+3мм.

4. Регулировка угла схождения колес: в чем заключаются особенности и основные правила?

Если говорить об этом процессе, то все основные принципы регулировки и требования к состоянии автомобиля и его систем остаются теми же, что и при проведении регулировки угла развала. Все материалы и оборудование также остаются прежними, вплоть до мела и отвеса. Не забываем также и о инструментах, с помощью которых будет необходимо разбирать и собирать детали автомобиля. Теперь приступаем к работам:

1. Такие же отметки, как и при проведении замеров для определения развала колес, мы делаем и сейчас, только уже на внутренней стороне покрышки. Важно, чтобы отметки вплотную подходили к колесным дискам.

2. Теперь наконец-то пришло время для нашей телескопической линейки. Устанавливаем ее концами в сделанные нами отметки на колесах. Совмещаем указатель шкалы линейки с отметкой «0» и фиксируем шкалу.

3. Очень важно во время установки линейки следить за тем, чтобы она не дотрагивалась к другим элементам автомобиля – подвеске и кузову.

4. Автомобиль необходимо немного прокатить, чтобы наша линейка немного сместилась назад. Опять же не забываем следить за тем, чтобы она не касалась кузова и подвески автомобиля.

5. Проверяем показатели на шкале нашей линейки, которые были получены в результате диагностики обоих колес одной оси. Именно относительно их и нужно осуществлять регулировку угла схождения. В том случае, если после прокручивания колес расстояние между ними стало меньше – тягу необходимо немного укоротить. Если же оно наоборот увеличилось – то тягу удлиняем. Все регулировка производится при помощи муфты.

Надеемся, наши рекомендации помогли Вам правильно и ровно «поставить» Ваши колеса и теперь Вы не будете переживать о безопасности езды. Напомним только, что подобную регулировку полезно проводить после каждой замены покрышки и тем более после замены всего колеса. Но даже если Вы и не выполняете никаких манипуляций с колесами, развал схождения может меняться в следствие интенсивной эксплуатации автомобиля и езды по не совсем ровным дорогам. Поэтому, в любом случае периодичность между регулировками не должна быть большой. Успехов Вам при проведении регулировки и при управлении Вашем «четырехколесным другом»!

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

Параметры развал-схождения

Параметры развал-схождения (сход-развала) колес могут зависеть от различных факторов. К ним относятся износ покрышек, люфты в ходовой части, чрезмерное давление в шинах. Регулировка сход-развала сделает машину управляемой и устойчивой. Кроме того, правильные параметры схода-развала увеличивают срок службы резины и позволяют экономить топливо. Развалом колес называют угол между областью вращения колеса и плоскостью при прямом движении. Правильно выставленный угол развала колес автомашины обеспечивает надежное сцепление с полотном дороги и стабильное управление автомобилем. Несбалансированный угол развала приводит к неравномерному износу автопокрышек и проблемам с управляемостью транспорта. Развал колес измеряют в градусах. Во время замера колеса ставят в положении прямого направления движения.

Параметры развал-схождения также учитывают передний развал, который по положению отклонения колеса автомобиля бывает положительным или отрицательным. Положение, при котором верхняя часть колеса отклоняется от автомобиля наружу, называют положительным развалом. При отклонении верхней части колеса внутрь развал называют отрицательным. Правый и левый развалы по величине должны быть по максимуму приближенными друг к другу. Разность развалов при правильной балансировке не может превышать 30', иначе это вызовет увод автомобиля от прямолинейного движения.

Передним раздельным схождением называют угол между осью авто и плоскостью, которая проходит через центр колеса. Кастером называется угол между вертикалью колеса и осью поворота.

Кастер очень важен, когда определяются параметры развал-схождения. Если разница кастера колес превышает допустимые значения, во время движения автомобиль может увести в сторону меньшего показателя. Разность наклонов колес не должна превышать 30'. Схождением колес называют разницу в расстояниях между задней и передней частями колес. Сбалансированным считается положение, при котором это расстояние равно, то есть, положение колес строго параллельно. Показатель схождения замеряется миллиметрами или градусами. Во втором случае замер называют углом схождения. Если расстояние между задними частями колес превышает расстояние между передними, схождение называют положительным, в противном случае − отрицательным. При равном расстоянии или параллельности колес друг к другу схождение называют нулевым.

Сход-развал. Часто задаваемые вопросы

07.05.2013

В данной статье мы разберём самые часто задаваемые вопросы о сход-развале колес. Поговорим непосредственно о теории: что такое сход-развал, когда его регулировать, какие параметры выставлять. Затем уже перейдём к практической части: какие преимущества и недостатки имеют различные вариации установки сход-развала, как не попасть на развод в сервисе и многое другое. 

Что такое сход-развал колес?

Сочетание слов «сход-развал» включает себя схождение и развал колес относительно дороги и к кузову автомобиля.

Схождение – это определенный угол, который образуется между плоскостью колеса и осью симметрии или тяги. Обратите внимание на рисунок: на нем изображено положительное схождение, т.е. по направлению движения колеса смотрят друг на друга. Так же существует отрицательное схождение, т.е. колёса смотрят друг от друга.

Развал – это определенный угол, который образуется между плоскостью колеса и асфальтом. Если верхняя часть колеса наклонена в сторону кузова – то развал считается отрицательным, если от кузова – то положительным.

Так же, здесь присутствует ещё один термин – «кастор» или «наклон оси поворота»

Кастор – угол между осью поворота колеса и вертикалью на вид с боку. Иными словами, когда мы полностью выкручиваем руль, колесо наклоняется в сторону поворота (заваливается на бок).

Зачем нужен сход-развал?

Самая главная задача сход-развала – это безопасное движение по дорогам: чтобы машину не уводило в сторону на прямой, и не сжирало колеса. Второстепенная задача сход-развала – увеличение устойчивости или манёвренности в зависимости от потребностей водителя.

Допустимые значения (погрешности) при сход-развале

Существую определенные границы, значения которых нельзя превышать при расстановки схождения и развала.  Иными словами, как настроено по левую ось автомобиля, так и должно быть настроено по правую ось автомобиля. Но настроить с точностью до 0 минут не получится, поэтому допускаются определённые погрешности, при которых управляемость и езда по прямой не пострадает.

  1. Разность развалов (например: левое колесо 39′ – правое колесо 33′ = 6′ допустимая разница развалов)  не должна превышать 30′ минут, в противном случае автомобиль будет уносить в сторону при езде.
  2. Аналогично и с углом кастера: разница углов (из большего угла вычесть меньший угол) не должна превышать 30′.
  3. Смещение передний оси – если данное значение положительное, то левое переднее колесо стоит ближе к заднему, чем правое, если отрицательное значение – то наоборот. Данный параметр очень важен, т.к он характеризует состояние геометрии кузова, и чем ближе этот показатель к нулю – тем лучше. Допустимое отклонение – 20,30 минут.

На какие параметры настроить сход-развал?

Мы уже поговорили о допустимых погрешностях сход-развала, теперь давайте прейдём непосредственно к выбору параметров под наш стиль езды.

Передняя ось:

Одно дело настраивать сход-развал  для гонок: дрифта, драга, кольца, ралли; другое дело настроить его под ежедневное комфортное использование автомобиля.

КАСТОР: автоВАЗ рекомендует «заводское» положение кастора со значением +1 градус. Но если пойти другим путем, и настроить кастор на +3 градуса, то автомобиль будет уверенно и ровно держать прямую на больших скоростях. Кстати, +3 градуса – предел положительного кастора для наших машин, если сделать выше – то уже нужно менять крепление двигателя, кпп, да и придется регулярно менять гранаты.

РАЗВАЛ: автоВАЗ с завода устанавливает развал в 0 градусов.  Чтобы повысить управляемость в поворотах – можно сдвинуть развал в отрицательную сторону на 45 минут.

СХОЖДЕНИЕ: опять же заводской параметр соответствуют «0» с допустимыми отклонениями.

Но если мы изменили развал в отрицательную сторону, то нам обязательно нужно будет  установить схождения  на +0,5 — +1мм.

Задняя ось:

РАЗВАЛ: На задней оси можно установить развал от -1 до -2 градусов. При этом желательно использовать специальные проставки отрицательного развала.

КАСТОР: Схождение нужно будет сделать от +2 до +4мм.

Как часто делать сход-развал?

Если вы установили параметры, которые приведены выше, то повторный сход-развал нужно делать каждые 8-10 т.км. Если же если вы оставили все как есть и как установлено на заводе – то повторный сход развал нужно делать каждые 15-20 т.км.

Так же, сход развал нужно делать всегда, когда вы меняете какой либо элемент подвески, или ставите новую резину, если вы наехали на яму, стукнулись колесом об бордюр и т.д.

Условия,  при которых выставляется правильный сход-развал

  1. Все покрышки автомобиля должны быть одинакового размера с одинаковым рисунком.
  2. Колеса должны быть отбалансированы.
  3. Диски (штамповки) должны полностью соответствовать заводским параметрам автомобиля (радиус, вылет, ширина,  посадочный диаметр).
  4. Одинаковое давление во всех шинах.
  5. Все элементы подвески и геометрия кузова должны быть полностью исправными.
  6. Заранее узнайте, что входит в стоимость услуг автосервиса.

Какой стенд сход-развала выбрать: оптический или компьютерный?

Сразу скажу, если у «мастера» кривые руки, то оптический или 3d развал не имеет никакой разницы.

Оптические стенды – старые надежные инструменты в руках мастера, но имеют относительно большие погрешности измерения в сравнении с компьютерным.

Так же существенным недостатком является – отсутствие возможности регулировки сразу двух осей в отличии от компьютерной.

Компьютерный стенд – по мимо правильной растановки схождения и развала колес, мастер сразу может оценить состояние геометрии кузова, участие в ДТП и т.д.

Вывод: лучше всего пользоваться услугами современного компьютерного 3d стенда, и заранее знать к какому мастеру ехать, т.к. от прямолинейности рук зависит все!

Углы развала и схождения

Наверх

Рулевое управление значительно влияет на безопасность движения и безопасное участие в дорожном потоке. Его функция - изменение траектории движения транспортного средства согласно требованиям водителя. Исправно работающее рулевое управление должно обеспечить прямолинейное движение транспортного средств, вращение управляющих колес без скольжения при повороте и их самостоятельное возвращение в позицию, соответствующую движению прямо после прохождения поворота.

Установки колес. Прочитай и запомни!

Подобные требования возможно удовлетворить, присваивая отдельным элементам рулевого управления соответствующие параметры, называемые в целом «геометрией установки колес и осей автомобилей». Часто можно встретить название углы развала и схождения. Под понятием геометрии необходимо также понимать совокупность явлений, происходящих в процессе движения автотранспортного средства, возникающих из-за условий работы подвески и рулевого управления. На конструкцию рулевого управления машин существенно влияет эластокинематика, которая описывает совокупность процессов, связанных с изменением установки колес, вызванных силами и моментами, воздействующими между шиной и поверхностью дороги, а также продольным перемещением колес, которые противодействуют кинетическим изменениям их установки. Проще говоря на рулевое управление значительно влияют характеристики установленных шин и углы развала и схождения.

Конструкции рулевого управления автомобилей определяют требуемые величины углов установки (углы развала и схождения) вместе с допустимыми отклонениями от этих величин, обеспечивающие соответствующие свойства при движении, способность сохранять прямолинейное направление движения и противодействовать чрезмерному износу шин. Эти требования касаются передних колес всех автомобилей и задних некоторых автомобилей.

Среди всех параметров установки чаще всего упоминаются углы развала и схождения, но следует выделить две группы параметров Первая - регулируемые. Вторая - нерегулируемые величины, которые применены в процессе конструирования автомобиля. К регулируемым величинам необходимо отнести схождение, угол наклона колеса и угол опережения оси оборота поворотного кулака. Среди нерегулируемых величин, в свою очередь, относятся угол наклона оси поворотного кулака (угол наклона шкворня), радиус вращения, перемещение оси поворотного кулака относительно оси колеса, а также разница углов поворота внутреннего и внешнего колеса.

Углы развала и схождения, как и все параметры геометрии колес из первой, так и со второй группы должны подвергаться тщательной проверке во время периодического техосмотра. Величины углов развала и схождения первой группы находящиеся за пределами допуска отклонений параметров возникают, прежде всего, как из-за условий эксплуатации автомобиля, например перегруз или плохое дорожное покрытие, так и некачественного ремонта и регулировок. Величины, не находящиеся в пределах допустимых отклонений второй группы параметров возникают наиболее часто из-за значительного периода эксплуатации автомобиля и его плохого общего технического состояния, например, ослабление креплений задних мостов может вызывать перекосы осей. Прежде всего следует обратить внимание на автомобили, побывавшие в ДТП, в которых произошла серьезная деформация элементов, ответственных за сохранение присвоенных конструкторами величин монтажа и крепления элементов подвески. В таких автомобилях углы развала и схождения регулируются крайне сложно, а иногда выставить нужные величины просто невозможно.

Основные параметры

Как уже отмечалось выше, углы развала и схождения не дают полной картины о состоянии ходовой части транспортного средства. Следует так же учитывать основные величины, характеризирующие геометрию колес и осей автотранспорта:

  • Расстановка осей - расстояние от середины передней оси до середины задней оси. Большая расстановка осей обеспечивает большее пространство салона. Меньшая расстановка осей увеличивает, в свою очередь, маневренность автомобиля. Обычно расстановка осей в случае легковых автомобилей находится в пределах 2160-3040 мм.
  • Расстановка колес - расстояние между серединами колес данной оси. Рекомендуется как наибольшая расстановка по отношению к ширине автомобиля. Расстановка колес легковых автомобилей составляет 1210-1600 мм.
  • Угол наклона колеса α (рис. 1) - угол между плоскостями симметрии колеса и перпендикулярной плоскостью к поверхности дороги, когда колеса установлены симметрично относительно продольной плоскости симметрии автомобиля. Он принимает положительную величину в случае, когда колесо наклонено наружу, а отрицательную, когда наклонено внутрь. Для того, чтобы обеспечить лучшие свойства шин управляемых колес при прохождении поворотов, для не загруженных автомобилей предусмотрены отрицательные величины углов наклона колес в диапазоне от 0° до 10°20′. Кроме номинальной величины угла наклона колеса очень важно также определить его допуски, то есть допустимые отклонения от рекомендуемых величин и допустимой разницы между углами наклона правого и левого колеса. На практике допускаются отклонения ±30’, а разница углов наклона колес не должна превышать 30′. На практике в конкретных условиях езды возникают дополнительные изменения углов наклона, возникающие из-за кинематики, поперечных кренов в момент прохождения поворота и эластичности подвески.
Рисунок 1 - Угол наклона колеса, угол наклона оси поворотного кулака, радиус вращения колеса.
  • Угол наклона оси поворотного кулака β (рис. 1) - угол, возникший между проекцией оси поворотного кулака на вертикальной перпендикулярной плоскости к продольной плоскости симметрии автомобиля и прямой вертикальной, лежащей на той самой плоскости. Величина этого узла находится в пределах 11° до 15°30′.
  • Радиус вращения колеса - расстояние между точкой пересечения оси поворотного кулака с плоскостью дороги и линией пересечения средней плоскости колеса с плоскостью дороги. Величина радиуса вращения колеса находится в пределах от 18 до + 20 мм. Для того, чтобы достичь малый или отрицательный радиус вращения, необходимо применять большие углы наклона оси поворотного кулака.
  • Схождение - разница расстояний между краями ободов колес одной оси (рис. 2), измеряемая спереди (b) и сзади (а) в плоскости, параллельной к плоскости дороги и проходящей через середину колес, расставленных для движения прямо. Величина схождения положительная (+), когда а>b и отрицательная (-), когда b>а. Отрицательное схождение также иногда называют «развалом».
Рисунок 2 - Схождение, угол схождения.
  • Угол схождения колеса (рис. 2) - угол, возникший между средней плоскостью колеса и вертикальной плоскостью, параллельной к продольной плоскости симметрии автомобиля, когда колеса установлены для движения прямо. В случае, когда схождение левого и правого колеса равны, такой угол называется половинчатым углом схождения. Сумма углов схождения левого и правого колеса является полным схождением, которое измеряется в градусах. Кроме номинальной величины схождения принят также ее допуск, который составляет ±5' на колесо. Схождение для передних колес регулируется изменением длины поперечного рычага. Средние величины схождения составляют для автомобилей с передним приводом 0±10′, а для автомобилей с задним приводом +15'±10′. В случае задних колес регулировка схождения возможна в подвеске с косыми рычагами путем регулировки оси оборота рычагов, а в подвеске с двойными поперечными рычагами путем изменения длины одного из рычагов. Угол схождения задних колес легковых автомобилей составляет от 10' до 20′.
  • ϕ - угол между проекциями оси шкворня поворотного кулака и вертикальной оси вращающегося колеса на продольную плоскость симметрии автомобиля.
  • Опережение оси поворотного кулака (рис. 3) - расстояние между проекциями на вертикальную плоскость, параллельную к продольной плоскости симметрии автомобиля следующих точек: пересечения оси поворотного кулака с плоскостью дороги и точки пересечения вертикальной оси вращающегося колеса с плоскостью дороги. Данный параметр в большинстве конструкций рулевого управления имеет положительную величину, за исключением некоторых автомобилей с передним приводом, в которых применяется отрицательная величина.
Рисунок 3 - Угол опережения оси поворотного кулака.
  • Угол схождения колеса (рис. 2) - угол, возникший между средней плоскостью колеса и вертикальной плоскостью, параллельной к продольной плоскости симметрии автомобиля, когда колеса установлены для движения прямо. В случае, когда схождение левого и правого колеса равны, такой угол называется половинчатым углом схождения. Сумма углов схождения левого и правого колеса является полным схождением, которое измеряется в градусах. Кроме номинальной величины схождения принят также ее допуск, который составляет ±5' на колесо. Схождение для передних колес регулируется изменением длины поперечного рычага. Средние величины схождения составляют для автомобилей с передним приводом 0±10′, а для автомобилей с задним приводом +15'±10′. В случае задних колес регулировка схождения возможна в подвеске с косыми рычагами путем регулировки оси оборота рычагов, а в подвеске с двойными поперечными рычагами путем изменения длины одного из рычагов. Угол схождения задних колес легковых автомобилей составляет от 10' до 20′.
  • ϕ - угол между проекциями оси шкворня поворотного кулака и вертикальной оси вращающегося колеса на продольную плоскость симметрии автомобиля.
  • Опережение оси поворотного кулака (рис. 3) - расстояние между проекциями на вертикальную плоскость, параллельную к продольной плоскости симметрии автомобиля следующих точек: пересечения оси поворотного кулака с плоскостью дороги и точки пересечения вертикальной оси вращающегося колеса с плоскостью дороги. Данный параметр в большинстве конструкций рулевого управления имеет положительную величину, за исключением некоторых автомобилей с передним приводом, в которых применяется отрицательная величина.
  • Максимальный угол поворота вращающегося колеса - угол между проекцией оси симметрии автомобиля и краем пересечения средней плоскости колеса с поверхностью дороги. В конструкциях автомобилей с неповоротными задними колесами, углы поворота внутреннего и внешнего переднего колеса должны быть разные. Угол поворота внутреннего колеса должен быть большим от угла поворота внешнего колеса.
  • Разница углов поворота колес (рис.4) - разница углов между передними колесами и осью симметрии автомобиля при повороте одного из колес на 20°. Разница углов поворота должна всегда иметь положительную величину.
Рисунок 4 - Разница углов поворота.

Углы развала и схождения являются основными показателями состоянии ходовой части, однако при контроле и измерении геометрии установки колес и осей автомобилей важны еще другие параметры, к которым необходимо отнести:

  • ось симметрии автомобиля - прямая линия, соединяющая середины передней и задней оси автомобиля;
  • геометрическая ось движения - биссектриса угла полного схождения задних колес;
  • отклонение геометрической оси движения от оси симметрии - угол между геометрической осью движения и осью симметрии автомобиля; угол имеет положительную величину (+), если геометрическая ось движения отклонена влево от оси симметрии автомобиля, а отрицательная (-), если ось движения отклонена вправо;
  • непараллельность осей (разница расстановки осей) - разница между расстановкой осей колес с левой стороны автомобиля (LI) и расстановкой осей колес с правой стороны автомобиля (Lp);
  • отклонение единичного следа (симметричность установки колес между правой и левой стороной) - боковое перемещение колес осей автомобиля относительно оси симметрии автомобиля, которая возникает из-за угла наклона геометрической оси движения от оси симметрии.
Рисунок 5 - Ось симметрии автомобиля, геометрическая ось движения, отклонение геометрической оси движения от оси симметрии.
Рисунок 6 - Непараллельность осей (Геометрическая ось движения).

Все углы развала и схождения, заложенные автопроизводителем, а также отдельные параметры геометрии колес и осей необходимо соблюдать на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля. Они могут немного отличаться от заводских величин вследствие эксплуатации автомобиля и возникших люфтов в рулевом управлении и подвеске, но в целом углы развала и схождения должны находиться в допустимых пределах. 

Рисунок 7 - Отклонение единичного следа. Рисунок 8 - Отклонение единичного следа. 

Для того, чтобы соответствовать всем этим требованиям, автомобили должны проходить периодический технический осмотр, который проводится на станциях технического контроля. Кроме того, углы развала и схождения и геометрия в комплексе, должны проверяться каждый раз после замены элементов рулевого управления, ремонтных работ после аварии, а также в случае возникновения различного рода признаков, которые свидетельствуют о неправильной установке рулевого управления (например, неравномерный износ шин или невозможность сохранять прямолинейное направление движения). 

Углы развала и схождения можно считать основными показателями, однако не следует забывать, что есть еще масса геометрических показателей, которые имеют большое влияние на эксплуатационные свойства транспортного средства. Стенды развала схождения Hunter для измерения регулировки углов установки колес дают возможность получить механику весь спектр параметров геометрии диагностируемого транспортного средства.

Мы считаем, что нашим действующим и потенциальным клиентам будет интересно увидеть, где установлено и как эксплуатируется оборудование HUNTER, поставляемое нашей компанией. Поэтому представляем Вашему вниманию фото отчеты со станций, где установлено и работает наше оборудование.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости