С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Передаточное число главной передачи


2.3 Определение передаточного числа главной передачи

Передаточное число главной передачи влияет на тягово-динамические и экономические показатели автомобиля. Его определяют, пользуясь выражением:

2.9

Передаточное число главной передачи, полученное расчетом приблизительно равно данному в характеристике автомобиля-прототипа.

2.4 Определение передаточных чисел в коробке передач

Передаточные числа в коробке передач определяют из условия обеспечения наибольшей интенсивности разгона и плавности переключения шестерен при последовательном переходе с одной передачи на другую, а также для обеспечения движения на первой передаче без буксования по заданной дороге.

Знаменатель геометрической прогрессии ряда, образуемого передаточными числами коробки передач, находят по формуле

2.10

где т — число передач в коробке.

Передаточное число в коробке при работе на первой передаче определяют из условия преодоления заданного сопротивления движению по формуле

2.11

где Мmах— максимальный крутящий момент двигателя, Н*м;

ψ1mах — суммарный коэффициент дорожного сопротивления (берем из задания на проектирование автомобиля).

Проверяем условие движения автомобиля без буксования по заданной дороге. Должно быть удовлетворено условие

2.12

где  — коэффициент сцепления движителей с дорогой;

λк – коэффициент нагрузки на ведущие колеса;

λк = 1 - для машин повышенной и высокой проходимости;

λк = 0,5—0,55 - для легковых автомобилей 4x2;

λк = 0,65—0,75 - для грузовых автомобилей 4x2.

Для нашего расчета принимаем λк = 0,76

Вывод – i1 удовлетворяет условию.

Тогда:

iкп 1 = 7,36

iкп 2 = 4,61

iкп 3 = 2,89

iкп 4 = 1,81

iкп 5 = 1,13

2.5 Определение скоростей движения автомобиля на различных передачах

Максимальная скорость движения на прямой передаче задана. Скорости движения на промежуточных передачах определим из соотношений:

V1 = 3.43м/с

V2 = 5,47м/с

V3 = 8,73м/с

V4 = 13,92м/с

V5 = 22,22м/с

3. Динамический расчет автомобиля

В процессе динамического расчета выполняют построение динамической характеристики автомобиля.

Динамический фактор D предложен Е.А. Чудаковым. Используют его для сравнительной оценки динамических качеств различных автомобилей в различных условиях их движения (качество дороги, нагрузка автомобиля). Так как в условиях установившегося движения численные значения динамического фактора и суммарного коэффициента дорожного сопротивления равны, т.е. ψ = D. Зная динамический фактор автомобиля, можно определить, какое дорожное сопротивление он будет преодолевать.

Динамический фактор есть отношение избыточной силы тяги, к полному весу автомобиля:

3.1

Так как касательная сила тяги Рк и сила сопротивления воздуха Рw изменяются с изменением скоростного и нагрузочного режимов работы автомобиля, то и динамический фактор в условиях эксплуатации не остается постоянным. Его оценивают с помощью динамической характеристики, которая представляет собой D = ƒ(V).

Основой для построения динамической характеристики (рис. 2) является внешняя скоростная характеристика карбюраторного двигателя или регуляторная характеристика дизеля, а также данные тягового расчета и ряд параметров автомобиля-прототипа

а) Построение динамической характеристики автомобиля. Наметим не менее пяти точек скоростных режимов автомобиля на каждой передаче. Скорости движения автомобиля при движении на различных передачах и при различных значениях частот вращения вала двигателя определяют по формуле

3.2

1-ая передача

2-ая передача

3-ья передача

4-ая передача

5-ая передача

4,007

10,19

25,95

66,038

168,05

9,016

22,94

58,38

148,58

378,11

16,028

40,79

103,801

264,15

672,20

19,647

49,99

127,236

323,79

823,96

25,33

64,46

164,048

417,47

1062,35

б) Для этих скоростных режимов находим значения крутящих моментов двигателя и определяют касательные силы тяги на каждой передаче по формуле:

Значение Мк

1-ая передача

2-ая передача

3-ья передача

4-ая передача

5-ая передача

263,7

28046,73

17581,6

11021,3

6908,9

4330,93

259,3

27585,15

17292,2

10839,9

6795,2

4259,66

234,7

24969,51

15652,5

9812,05

6150,8

3855,75

218

23189,11

14536,5

9112,42

5712,3

3580,83

188,3

20031,87

12557,3

7871,75

4934,5

3093,29

3.3

Для определения силы сопротивления воздуха используют зависимость.

значение n

1-ая передача

2-ая передача

3-ая передача

4-ая передача

5-ая передача

1400

1,257

2,005

3,199

5,103

8,14

2100

1,885

3,007

4,798

7,654

12,21

2800

2,514

4,01

6,398

10,205

16,28

3100

2,783

4,44

7,083

11,299

18,025

3520

3,16

5,04

8,043

12,829

20,467

Значения коэффициента сопротивления воздуха kw и площади поперечного сечения автомобиля Fа принимают из тягового расчета.

в) Значения динамического фактора для каждой передачи подсчитывают

по формуле:

Используя полученные значения динамического фактора, строят характеристику D = ƒ(V).

1-ая передача

2-ая передача

3-я передача

4-ая передача

5-ая передача

0,3862

0,242

0,1514

0,0943

0,0573

0,3798

0,237

0,1485

0,0916

0,0534

0,344

0,215

0,1337

0,0811

0,0438

0,3191

0,1995

0,1237

0,0742

0,0379

0,2755

0,172

0,1062

0,0622

0,0279

Рис. 2. Динамическая характеристика автомобиля

Библиографический список

  1. Чудаков Е.Д. Теория автомобиля. М.: Машгиз, 1940.

  2. Скотников В.А., Мащенский А.Н., Солонский А.С. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. М.: Агропромиздат, 1986.

  3. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М.: Высшая школа, 1980.

  4. Чернышев В.А. Тягово-динамический расчет автомобиля: Учебное пособие. М: МГАУ им. В.П. Горячкина, 1994.

  5. Чернышев В.А. Тяговый расчет трактора: Методические рекомендации. М.:-ГОСНИТИ, 1982.

1.1.5. Передаточное число главной передачи

Передаточное число определяют из условий обеспечения максимальной скорости движения на высшей расчетной передаче коробки передач:

(1.10)

где Uкв - передаточное число коробки передач на высшей передаче. Для коробки передач

грузовых автомобилей без делителя, как правило, Uкв = 1; для некоторых легковых

автомобилей Uкв = 0,7 ... 0,8. У грузовых автомобилей с числом передач,

не превышающим шесть, чаще всего Uкв = 1. При применении многоступенчатых

коробок передач (с делителями) Uкв = 0,7 ... 0,8.

Uдв - передаточное число высшей передачи в дополнительной коробке. Как правило, в дополнительной коробке Uкв = 1,0 ... 1,5, а при отсутствии этой коробки Uкв = 1,0;

rд- динамический радиус ведущих колес, м;

(1.11)

где d - посадочный размер обода, мм; b - ширина профиля шины, мм;

λсм. - коэффициент, учитывающий смятие шины под нагрузкой. Для грузовых автомобилей автобусов, шин с регулируемым давлением (кроме широкопрофильных), диагональных шин легковых автомобилей λсм = 0,85 ... 0,90; для радиальных шин легковых автомобилей λсм = 0,80 ... 0,85.

Следовательно, передаточное число главной передачи составляет:

Динамический радиус ведущих колес определяется из обозначения шины, которые выбираются в зависимости от вертикальной нагрузки.

Нагрузка на одно ведущее колесо полностью груженого автомобиля (Н):

(1.12)

где пш - число шин на ведущей оси;

λк. - коэффициент нагрузки ведущих колес. Для грузового автомобиля типа 4x2 коэффициент λк = 0,65 .. .0,75; для легковых автомобилей типа 4x2 коэффициент

λк = 0,50 .. .0,60; для легковых и грузовых автомобилей типа 4 х 4 и 6 х 6 коэффициент

λк = 1,0.

Следовательно, нагрузка на одно ведущее колесо составляет:

По величине нормальной нагрузки выбирают модель и размер шин. Шины прототипа сравнивают по нормальной нагрузке.

Найденное передаточное число главной передачи сравнивают с существующими передаточными числами автомобилей - аналогов.

Рисунок 1.1. - Внешняя скоростная характеристика дизеля с регулятором угловой скорости

Рисунок 1.2. - Внешняя скоростная характеристика бензинового двигателя

Для улучшения достаточного дорожного просвета рекомендуется выбирать для легковых автомобилей Uгп ≤ 5, для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 8 т принимают Uгп ≤ 7, при грузоподъемности свыше 8 т принимают Uгп ≤ 9.

Если окажется, что Uгп ≥ 9, то главную передачу следует выполнять двойной или после главной передачи ввести конечные передачи (колесные редукторы).

1.1.6. Передаточное число на первой передаче

Передаточное число на первой передаче определяется из условия обеспечения возможности движения автомобиля по дороге с максимальным приведенным коэффициентом сопротивления

(1.13)

где G = 9,8 (mo +mг)— сила тяжести (вес) груженого автомобиля, Н;

Ψmax - максимальный коэффициент дорожного сопротивления.

Для автомобилей с колесной формулой типа 4 x 2 коэффициент Ψmax принимается:

Ψmax = 0,25...0,40 для легковых и Ψmax = 0,32 .0,50 для грузовых.

Для автомобилей с колесной формулой типа 4 x 4 коэффициент Ψmax = 0,60…0,80

Следовательно, передаточное число на первой передаче составляет:

Полученное значение проверяется по условиям отсутствия буксования:

Для переднеприводных автомобилей:

(1.14)

Для заднеприводных автомобилей:

(1.15)

где φ - коэффициент сцепления движителей с дорогой;

L– база автомобиля, м (принимается по прототипу, см. справочную литературу);

hд – высота центра масс, м. У груженого грузового автомобиля типа 4 х 2 высота

hд=0,90…1,5 м; у груженых грузовых автомобилей типа 4 х 4 и 6 х 6 координата

hд = 0,80…1,4м; у легковых автомобилей с полной нагрузкойhд = 0,50…0,65 м.

Проверку ведут на сухом шоссе при коэффициенте φ = 0,60…0,80.

Следовательно, расчетное значение передаточного числа составляет:

Кроме того, полученное значение Uк1 проверяют по условиям обеспечения необходимой минимальной скорости движения. Минимальная скорость движения

(1.16)

Скорость движения должна быть в пределах:

Vmin = 1,5 ... 2,0 м/с для грузовых автомобилей;

Vmin = 2,0 ... 3,0 м/с для легковых автомобилей.

6.3. Влияние передаточного числа главной передачи на максимальную скорость автомобиля

Для изучения влияния передаточного числа главной передачи на максимальную скорость движения рассмотрим мощностной ба­ланс автомобиля при различных передаточных числах главной передачи (рис. 6.1).

Кривая 1 характеризует изменение тяговой мощности на веду­щих колесах автомобиля при передаточном числе главной переда-

Рис. 6.1. Графики мощностного ба­ланса автомобиля с разными пере­даточными числами главной пере­дачи:

1—4— кривые тяговой мощности при передаточных числах главных передач uг1 — uг4; v1 — v4 — значения максималь­ной скорости движения при передаточ­ных числах главных передач uг1 — uг4

чи, равном uг1. При указанном передаточном числе автомобиль развивает максимальную скорость движения v1.

Уменьшение передаточного числа главной передачи до uг2 (кри­вая 2) приводит к увеличению максимальной скорости автомо­биля до v2 при том же значении угловой скорости коленчатого вала.

По мере уменьшения передаточного числа главной передачи максимальная скорость автомобиля возрастает до тех пор, пока кривая суммарной мощности Nд + Nв, затрачиваемой на преодо­ление сопротивления движению автомобиля, не пересечет кри­вую тяговой мощности Nт в точке ее максимума (кривая 3). Ско­рость автомобиля v3, соответствующая этой точке пересечения кривых Nд + Nв и Nт, является максимально возможной на дан­ной дороге. При дальнейшем уменьшении передаточного числа главной передачи (кривая 4) максимальная скорость автомоби­ля снижается до v4.

Таким образом, выбирать передаточные числа главной переда­чи необходимо с учетом назначения и условий эксплуатации ав­томобиля. Так, например, для городского автобуса целесообразно большее передаточное число главной передачи (uг1 или uг2). В этом случае благодаря значительному запасу мощности обеспечивается лучшая приемистость автобуса, хотя и уменьшается его макси­мальная скорость.

Что касается спортивных и гоночных автомобилей, то следует отдать предпочтение передаточному числу uг3, так как для этих ав­томобилей важна максимальная скорость движения. Выбор пере­даточного числа uг4 нецелесообразен, поскольку максимальная мощность двигателя вообще не используется, что приводит к ухуд­шению тягово-скоростных свойств автомобиля.

Если проектируемый автомобиль предназначен для работы в тяжелых дорожных условиях, то передаточное число главной пе­редачи необходимо увеличить, чтобы обеспечить возрастание тя­говой силы на ведущих колесах и динамического фактора автомо­биля по тяге.

6.4. Влияние числа передач в коробке передач на скорость

автомобиля

Для выявления влияния числа передач в коробке передач на скорость движения автомобиля в различных дорожных условиях сравним динамические характеристики одного и того же автомо­биля при установке на него трехступенчатой (рис. 6.2, а) и четы­рехступенчатой (рис. 6.2, б) коробок передач. При этом первые и последние передачи данных коробок передач имеют равные пере­даточные числа, а динамические факторы автомобиля по тяге на первой и последней передачах обеих коробок одинаковы.

При сравнении максимальной скорости автомобиля на дорогах с различным сопротивлением очевидно преимущество четырех­ступенчатой коробки передач. Так, на дороге, характеризуемой коэффициентом сопротивления ψ1, максимальная скорость vmax′ ав­томобиля с трехступенчатой коробкой передач меньше максималь­ной скорости, развиваемой при использовании четырехступенча­той коробки. Максимальная скорость vmax′′ при движении по дороге с коэффициентом сопротивления, равным ψ2, также меньше у автомобиля с трехступенчатой коробкой передач. Следовательно, увеличение числа передач в коробке приводит к возрастанию сред­ней скорости движения автомобиля. Чем больше число передач, тем полнее используется мощность двигателя в различных дорож­ных условиях, улучшаются тяговые свойства и повышается топ­ливная экономичность автомобиля.

Однако при очень большом числе передач усложняется конст­рукция и увеличивается масса коробки передач, а также затруд­няется управление автомобилем. В связи с этим на легковых авто­мобилях обычно применяют четырех- и пятиступенчатые короб-

Рис. 6.2. Динамические характеристики автомобиля с трехступенчатой (а) и четырехступенчатой (б) коробками передач:

I —IV — передачи; v'max, v''max — максимальные значения скорости движения при коэффициентах сопротивления дороги соответственно ψ1 и ψ2

ки передач, а на грузовых автомобилях и автобусах — пяти- и шестиступенчатые. На грузовых автомобилях, предназначенных для работы в составе автопоездов, увеличение числа передач основ­ной коробки в два раза и более достигается применением допол­нительных коробок передач.

6.5. Последовательность проектировочного тягового

расчета автомобиля

При выполнении тягового расчета проектируемого вновь авто­мобиля приходится иметь дело с тремя группами параметров. Это параметры, задаваемые техническими условиями на автомобиль, выбираемые и расчетные параметры автомобиля. Рассмотрим ука­занные параметры.

Параметры, задаваемые техническими условиями. К этим пара­метрам относятся тип автомобиля, грузоподъемность или пасса-жировместимость, максимальная скорость vmax автомобиля на выс­шей передаче, коэффициент сопротивления дороги ψv, которое может преодолеть автомобиль при максимальной скорости, мак­симальный коэффициент сопротивления дороги ψmax, преодоле­ваемого автомобилем на первой передаче, тип двигателя по ис­пользуемому топливу (бензиновый, газовый, дизель) и тип транс­миссии (механическая, гидромеханическая и т.д.).

Для легковых автомобилей коэффициент сопротивления доро­ги ψv задают равным коэффициенту сопротивления качению fv при максимальной скорости автомобиля, т.е. максимальную ско­рость автомобиль может развить только на ровной горизонталь­ной дороге.

Для грузовых автомобилей коэффициент ψv задают в виде ди­апазона значений (0,025...0,035), т.е. с некоторым запасом для достижения устойчивой максимальной скорости. Благодаря этому грузовой автомобиль сможет при максимальной скорости преодо­левать небольшие подъемы, буксируя прицепы.

Максимальный коэффициент сопротивления дороги, преодо­леваемого на первой передаче, для автомобилей с колесной фор­мулой 4×2 обычно составляет 0,3... 0,45 — для легковых автомоби­лей, 0,3...0,4 — для грузовых и 0,28...0,33 — для автобусов. Для грузовых автомобилей с колесной формулой 6×4 ψmaх = 0,4...0,55, а для полноприводных ψmaх = 0,6... 0,7.

Выбираемые параметры. Этими параметрами являются масса снаряженного автомобиля т0, фактор обтекаемости автомобиля kвFа (или коэффициент сопротивления воздуха kв и лобовая пло­щадь автомобиля Fа), распределение нагрузки по осям снаряжен­ного и полностью груженого автомобиля, угловая скорость ко­ленчатого вала ωN при максимальной мощности двигателя и меха­нический КПД трансмиссии ηтр автомобиля. Значения указанных

параметров выбирают по техническим характеристикам существу­ющих автомобилей аналогичного типа.

Расчетные параметры. К этим параметрам относятся макси­мальная мощность двигателя Nmax, передаточное число главной передачи иг, передаточные числа основной коробки передач ик и передаточное число дополнительной (раздаточной) коробки пе­редач ид.

Используя выбранные значения параметров и значения, за­данные техническими условиями, при проектировании нового ав­томобиля сначала определяют его полную массу и подбирают шины, а затем находят максимальную мощность двигателя и пе­редаточные числа трансмиссии — главной передачи, коробки пе­редач и раздаточной коробки.

Определение полной массы автомобиля. Полная масса проекти­руемого автомобиля та, кг, определяется в соответствии с его типом и назначением. С этой целью можно пользоваться следую­щими выражениями:

для легковых автомобилей

та = т0 +70nпасс +тб,

где т0 — масса снаряженного автомобиля, кг; 70 — масса одного пассажира, кг; nпасс— число пассажиров, включая водителя; тб — масса багажа (25...50 кг);

для грузовых автомобилей

та = т0 +70nпасс +тгр,

где nпасс — число пассажиров в кабине, включая водителя; тгр — грузоподъемность автомобиля, кг;

для городских автобусов

та = т0 +70(nсид + nст +2),

где nсид — число мест для проезда сидя; nст — число мест для проезда стоя; 2 — число мест для водителя и кондуктора; для междугородных автобусов

та = т0 +70(nсид + 1),

где псид + 1 — число мест для проезда сидя, включая место водителя.

Подбор шин для автомобиля. При подборе шин сначала необ­ходимо определить нагрузку, приходящуюся на одно колесо пол­ностью груженого автомобиля.

У легковых автомобилей нагрузка на передние и задние колеса при полной нагрузке автомобиля почти одинакова.

У грузовых автомобилей с колесной формулой 4×2 при двух­скатных задних колесах и полной нагрузке на передние колеса приходится 25... 30 % всей нагрузки автомобиля. Хотя на задние двухскатные колеса устанавливают четыре шины, на каждую из них приходится большая нагрузка, чем на шину переднего коле­са. Поэтому шины для грузового автомобиля подбирают исходя

из нагрузки на одно заднее колесо. По значению этой нагрузки в соответствии с ГОСТом определяют размер шин и радиус коле­са rк.

Определение максимальной мощности двигателя. Для определе­ния этой величины сначала находят мощность двигателя при мак­симальной скорости движения, используя уравнение мощност-ного баланса автомобиля, представленное в развернутой форме.

Мощность при максимальной скорости

где kBFa — фактор обтекаемости, Н∙с2/м4; vmax — максимальная скорость, м/с; ψv — коэффициент сопротивления дороги при vmax; ηтр — КПД трансмиссии.

После определения мощности двигателя при максимальной ско­рости рассчитывают его максимальную мощность по формуле

,

где а, b, с — эмпирические коэффициенты, характеризующие тип двигателя; а = b = с = 1 для бензиновых двигателей; а = 0,53,

b = 1,56, с = 1,09 для дизелей; = 1,05... 1,1 для бензиновых

двигателей без ограничителя угловой скорости коленчатого вала;

= 0,8 ...0,9 — для бензиновых двигателей с ограничителем уг-

ловой скорости коленчатого вала; =1,0 для дизелей.

С учетом найденной максимальной мощности двигателя и вы­бранной угловой скорости коленчатого вала ωN при максималь­ной мощности рассчитывают и строят внешнюю скоростную ха­рактеристику двигателя. Для определения эффективной мощнос­ти и эффективного крутящего момента двигателя используют фор­мулы, приведенные в разд. 2.

Определение передаточного числа главной передачи. Передаточ­ное число главной передачи находят исходя из максимальной ско­рости автомобиля на высшей передаче, заданной техническими условиями на проектируемый автомобиль.

Значение передаточного числа главной передачи определяют по формуле

,

где vmax — максимальная скорость автомобиля, км/ч; ωmах — мак­симальная угловая скорость коленчатого вала, рад/с; rк — радиус колеса, м; ик — передаточное число коробки передач на высшей передаче; ид— передаточное число дополнительной коробки пе­редач на высшей передаче (ид = 1).

Полагают, что передаточные числа коробки передач на выс­шей передаче имеют следующие значения: ик = 1,0 — для прямой передачи и ик = 0,9... 1,0 — для повышающей передачи легковых автомобилей; ик = 1,0 — для грузовых автомобилей с числом пере­дач не более шести; ик = 0,7...0,8 — для многоступенчатых коро­бок передач грузовых автомобилей.

Найденное расчетным путем передаточное число главной пе­редачи иг должно иметь следующие значения: не более 5,0 — у легковых автомобилей; не более 7,0 — у грузовых автомобилей грузоподъемностью до 8 т; не более 8,0 — у грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 8 т.

Расчетное значение передаточного числа главной передачи не­обходимо сравнить с существующими передаточными числами главных передач автомобилей аналогичного типа и назначения. В том случае, если у новой модели автомобиля проектируется ве­дущий мост, то это значение передаточного числа уточняют с учетом числа зубьев шестерен главной передачи.

Выше был рассмотрен вариант определения передаточного числа главной передачи по заданной максимальной скорости ав­томобиля. Однако иногда задают не максимальную скорость авто­мобиля, а мощность двигателя при максимальной скорости дви­жения. В этом случае сначала рассчитывают мощность двигателя

Nv при максимальной угловой скорости коленчатого вала, а за­тем графическим способом опре­деляют максимальную скорость автомобиля.

Рис. 6.3. Определение максималь­ной скорости движения автомо­биля:

А — точка, соответствующая макси­мальной скорости

С этой целью на оси ординат откладывают значение произведе­ния Nvηтр (рис. 6.3) и проводят горизонтальную линию. Затем для разных скоростей движения авто­мобиля рассчитывают значения мощности, затрачиваемой на пре­одоление сопротивления дороги Nд и сопротивления воздуха Nв, и строят кривую Nд + Nв суммар­ных потерь. Точка А пересечения кривой Nд + Nв и прямой Nvηтр со­ответствует максимальной скоро­сти автомобиля.

Определение передаточных чисел коробки передач. При опре­делении передаточных чисел коробки передач нужно помнить о том, что I передача предназначена для преодоления максималь­ного сопротивления дороги. Промежуточные передачи коробки пе­редач используются при разгоне автомобиля, преодолении повы­шенного сопротивления движению, работе автомобиля в услови­ях, не позволяющих двигаться с высокой скоростью (гололед, выбитая дорога, задержка впереди идущим транспортом и т.д.), а также при торможении двигателем на затяжных пологих спусках.

При расчете передаточных чисел сначала находят передаточ­ное число I передачи по заданному техническими условиями мак­симальному коэффициенту сопротивления дороги ψmax или мак­симальному динамическому фактору автомобиля по тяге Dmax на I передаче.

Это передаточное число определяют с помощью выражения, полученного из формулы для динамического фактора, пренебре­гая силой сопротивления воздуха, так как она незначительна при небольших скоростях движения:

где Ga — вес автомобиля с полной нагрузкой, Н; Мmах — макси­мальный крутящий момент двигателя, Н∙м.

Полученное передаточное число I передачи коробки передач не гарантирует отсутствия буксования ведущих колес автомобиля. Чтобы не было буксования ведущих колес при движении на I пере­даче, необходимо выполнение следующего неравенства:

,

где Dсц — динамический фактор автомобиля по сцеплению; тp2 = = 1,20...1,35 — коэффициент изменения реакций на задних веду­щих колесах; (Gа2 — вес, приходящийся на задние колеса автомо­биля с полной нагрузкой, Н; φх = 0,6...0,8 — коэффициент сцеп­ления колес с дорогой.

Из этого соотношения определяют новое передаточное число I передачи, при котором буксования ведущих колес не будет:

.

После проверки передаточного числа I передачи на отсутствие буксования ведущих колес автомобиля из двух найденных переда­точных чисел I передачи коробки передач для дальнейших расче­тов выбирают меньшее.

По этому значению передаточного числа I передачи и извест­ному значению передаточного числа высшей передачи определя­ют передаточные числа промежуточных передач.

Если высшая передача прямая (ип = 1), то для расчета переда­точных чисел промежуточных передач используют следующее выражение:

где п' — число передач, не считая повышающую передачу и пере­дачу заднего хода; k — номер передачи.

Если высшая передача повышающая (иk < 1), то значение ее передаточного числа выбирают в соответствии с типом автомоби­ля, а остальные передаточные числа промежуточных передач рас­считывают с помощью приведенного выше выражения.

Передаточное число передачи заднего хода

uзх=(1,2…1,3)u1.

Окончательное значение передаточного числа передачи задне­го хода определяют при компоновке коробки передач. Рассчитанные передаточные числа коробки передач являются ориентировочными и при проектировании новой коробки пере­дач могут незначительно изменяться.

Определение передаточного числа дополнительной коробки пе­редач. Для дополнительной коробки передач определяют переда­точное число понижающей передачи, зависящее от ее назначения и типа.

Демультипликатор обычно применяют на тяжелых грузовых трехосных автомобилях с неведущим передним мостом. Такие ав­томобили изготавливают главным образом на основе агрегатов двухосных базовых автомобилей.

Однако по условиям эксплуатации требуется больше передач в трансмиссии с увеличенными передаточными числами по срав­нению с тем, что может обеспечить коробка передач базового ав­томобиля. Поэтому применение демультипликатора позволяет уве­личить передаточные числа коробки передач и в 2 раза — количе­ство передач.

Передаточное число понижающей передачи демультипликато­ра определяют по формуле

,

где ψmax = 0,4...0,55 — максимальный коэффициент преодолевае­мого сопротивления дороги.

Полученное передаточное число понижающей передачи демуль­типликатора проверяют на отсутствие буксования ведущих колес

так же, как и передаточное число 1 передачи коробки передач. Из двух найденных передаточных чисел выбирают меньшее.

Раздаточная коробка используется в трансмиссии полнопри­водных автомобилей. Она не только распределяет мощность и кру­тящий момент между ведущими мостами, но и выполняет функ­ции демультипликатора, т. е. увеличивает числа и количество пе­редач в трансмиссии.

Передаточное число понижающей передачи раздаточной ко­робки может быть определено по формуле

где ψmax = 0,6...0,7.

Его можно также рассчитать исходя из условий отсутствия бук­сования ведущих колес:

где φmах = 0,6...0,8.

Выбранное передаточное число понижающей передачи разда­точной коробки передач проверяют по значению обеспечиваемой им минимальной скорости движения автомобиля:

,

где ωmin — минимальная устойчивая угловая скорость коленчатого вала двигателя.

Минимальная скорость автомобиля при выбранном передаточ­ном числе раздаточной коробки передач должна составлять 1,5... 2,5 км/ч.

Если найденная минимальная скорость автомобиля превышает рекомендуемое предельное значение, то передаточное число по­нижающей передачи раздаточной коробки передач уточняют, пользуясь выражением

.

На основании данных, полученных при проектировочном тя­говом расчете автомобиля, строят графики силового и мощност-ного балансов, динамической характеристики, ускорений, вре­мени и пути разгона. При этом используются уравнения для пока­зателей тягово-скоростных свойств автомобиля, приведенные в разд. 3.

Определение передаточного числа главной передачи

Передаточное число главной передачи определяется из условия обеспечения движения АТС с максимальной скоростью при максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и высших передачах в коробке передач и раздаточной коробки по формуле:

, (3.11)

где – радиус качения колеса, м; – передаточное число высшей ступени коробки передач.

Передаточное число высшей ступени коробки передач для легковых АТС классической компоновки =0,95 (трехвальной коробки передач) [3].

3.2.2 Выбор числа ступеней и определение передаточных чисел коробки передач

Основной тенденцией в выполненных конструкциях является увеличение числа ступеней и диапазона коробки передач при возрастании массы АТС. Увеличение числа ступеней и диапазона позволяет более эффективно использовать мощность двигателя при работе автомобиля с различной степенью загрузки и в различных дорожных условиях, однако при этом увеличиваются масса и стоимость коробки передач, и усложняется управление автомобилем.

Передаточное число первой (низшей) ступени коробки передач, если не установлен диапазон, определяется из необходимости соблюдения трех условий:

1) возможности преодоления автомобилем заданного максимального дорожного сопротивления;

2) возможности реализации максимальной силы тяги по условиям сцепления колес с дорогой;

3) возможности движения с минимальной устойчивой скоростью.

Передаточное число первой ступени из условия обеспечения возможности движения по дороге с заданным максимальным коэффициентом общего дорожного сопротивления рассчитывают по формуле:

, (3.12)

где – максимальный коэффициент общего дорожного сопротивления.

Полученное передаточное число необходимо проверить по условиям отсутствия буксования. Буксования не будет, если выполняется условие:

, (* *)

где – передаточное число первой ступени коробки передач по условиям сцепления.

Передаточное число первой ступени коробки передач по условиям сцепления определяют по формуле:

, (3.13)

где – масса, приходящаяся на ведущие колеса, кг; – максимальный коэффициент сцепления; – коэффициент динамического изменения нормальных реакций на ведущих колесах.

Максимальный коэффициент сцепления = 0,7 0,8 [3].

Коэффициент динамического изменения нормальных реакций в тяговом режиме движения на передних ведущих колесах = 1,1 1,2 [2].

Условие (* *) выполняется.

Если условие (**) не выполняется, то следует проверить возможность увеличения нагрузки на ведущие колеса. При этом следует учитывать, что изменение распределения нагрузки может повлечь за собой необходимость применения шин другого размера. В том случае, если увеличение нагрузки, приходящейся на ведущие колеса, невозможно, принимают меньшее из рассчитанных передаточных чисел.

Передаточные числа промежуточных ступеней выбирают из условий обеспечения оптимальных показателей как тягово-скоростных, так и топливно-экономических свойств. Существуют различные методики выбора: одни предусматривают наилучшее использование разгонных свойств, другие – оптимальной топливной экономичности, третьи – наибольшей средней скорости в некоторых заданных условиях движения.

В большинстве случаев передаточные числа промежуточных ступеней коробки передач рассчитывают по геометрической прогрессии, что обеспечивает возможность работы двигателя при разгоне АТС в одинаковом режиме на всех передачах с наилучшим использованием мощности. При этом передаточные числа промежуточных ступеней определяют по формуле:

, (3.14)

где к – номер промежуточной ступени коробки передач; n – число ступеней в коробке передач.

Число ступеней коробки передач зависит от типа, удельной мощности и предполагаемых условий эксплуатации АТС. Как правило, в выполненных конструкциях для легковых АТС n = 4 [3].

Передаточное число ускоряющей передачи i = 0,6 0,8 [3]. Это передаточное число иногда не входит в геометрический ряд, и поэтому в формуле (3.15) высшей передачей следует считать прямую.

;

;

;

;

Окончательно передаточные числа коробки передач уточняют при выборе параметров зубчатого зацепления в процессе проектирования коробки передач


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости