С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Почему двигатель перегревается


Почему двигатель перегревается?

Термин «перегрев двигателя» не совсем точно передает суть проблемы. Экстремальные температуры опасны для его небольших деталей сложной конфигурации, изготовленных с допусками 0,01 – 0,1 мм, которые при определенном нагреве изменяют форму без возможности ее восстановления в момент последующего остывания. Другими словами – деформируется кристаллическая решетка, посадочные поверхности цилиндров, ГБЦ и поршней не соответствуют заданным параметрам.

Кроме нагрева от трения детали мотора авто работают в режиме высоких температур при сжигании топлива в камере сгорания. Малейшие нарушения в системе охлаждения приводят к недостаточному отводу тепла с их поверхностей. Структура металлов, из которых сделаны все эти детали, изменяется необратимо. Таким образом, перегрев двигателя приводит к изменению геометрии и размеров головки БЦ, цилиндров, поршней и клапанов, которые разрушаются, заклинивают друг о друга.

С точки зрения медиков перегрев ДВС приравнивается к «инфаркту» ТС, парализуется работа всех деталей внутри него. Очень опасна езда в режиме большие обороты/пониженная передача, лучше своевременно переключиться на высшую передачу и снижать обороты на ней. Во время зимних оттепелей не стоит забывать снимать «утеплители» ДВС, контролировать визуально пробой прокладок ГБЦ.

Способы диагностики перегрева

Поскольку перегрев двигателя опасен для его деталей, расположенных внутри этого агрегата, диагностика крайне затруднена. Например, без полной разборки блока цилиндров практически невозможно выявить внутренние причины поломки. С внешними признаками проще – их может диагностировать мастер сервисного центра с достаточно высокой квалификацией.

Например, закоксовавшиеся стенки камеры сгорания достаточно часто обеспечивают перегрев двигателя признаки этого специалист определяет по увеличенному расходу масла, голубоватому дыму из глушителя и снижению мощности авто на малых оборотах.

Для автолюбителя основным показателем неисправности является ситуация, когда загорелась лампочка давления масла и/или 120 градусов в системе охлаждения, «чек», что в принципе не является методом диагностики. Другими словами – ремонт ДВС слишком сложный для самостоятельного выполнения, резко увеличивает эксплуатационный бюджет транспортного средства. Поэтому при малейшем подозрении на перегрев рекомендуется посетить СТО, чтобы сократить возможный расход средств.

В зимний период частично и довольно грубо одну из причин перегрева можно диагностировать по работоспособности печки обогрева салона:

  • при недостаточном количестве антифриза в системе он закипает;
  • воздушная пробка блокирует малый круг на печку;
  • при увеличении оборотов слышен звонкий стук от детонации из-за расширения металла стенок камеры сгорания;
  • воздух поступает в салон холодным.

Вместе с этим наблюдается частичная потеря крутящего момента и мощности на малых оборотах.

Возможные причины закипания

Наблюдается перегрев двигателя при любом отклонении температурных режимов ДВС. В свою очередь, экстремально высокие температуры в цилиндрах возникают, как от внутренних причин (снижение теплопроводности из-за образования пленок, налетов), так и от внешних (система охлаждения). Первые выявить очень сложно, вторые определяются по косвенным признакам, но только опытным автовладельцем либо сотрудником СТО.

Внутренние

Если произошел внутренний перегрев двигателя причины обнаружить его может исключительно специалист СТО. Сюда относятся три неисправности:

  • некоторые присадки к моторному маслу провоцируют создание металлокерамического слоя на поверхности цилиндров, это вещество плохо отводит тепло, температура достигает критических отметок, в кипящем масле плавятся поршни;
  • из охлаждающих жидкостей могут выделяться минеральные соли, откладывающиеся на стенках системы, снижающие теплопроводность, могут сделать мотор неисправным;
  • при солидном износе цилиндров повышается расход масла, в камере сгорания образуется нагар, свидетельствует о перегревшемся моторе сизый дым, который автолюбители замечают, далеко не сразу.
Это интересно:  Виды редукторов

В последнем случае поможет один из методов мягкой или жесткой раскоксовки ДВС.

Внешние

Возможен перегрев двигателя от нескольких внешних причин, не связанных напрямую с работой ДВС:

  • выпускной клапан – нарушение режимов работы;
  • впрыск/зажигание – сбой заводской регулировки приводит к резкому повышению температуры продуктов сгорания, возможно закипание охладителя;
  • детонация в камере сгорания – при продолжительной работе автомобиля в подобном режиме детали изнашиваются быстрее;
  • повышенные нагрузки – например, затяжной подъем в гору с прицепом или буксировка другого авто;
  • проблемы воздушного охлаждения – отказ термодатчика или вентилятора с электроприводом, грязь на наружных стенках радиатора, снижающая эффективность теплоотведения;
  • термостат – со временем внутри системы охлаждения возникает налет, сужается сечение каналов, происходят сбои работы подвижного элемента;
  • антифриз – гидроудар или функциональный сбой коленвала при внутренней утечке антифриза/тосола в картер, страдают шланги, уплотнения и прокладки, разжижается масло.

Внешние неполадки легко заметить (загорается лампа, снижается уровень ОЖ в бачке, исчезает звук работающего вентилятора). Своевременный ремонт соответствующего узла авто позволит избежать серьезных неприятностей.

Дизель и карбюраторный мотор

Кроме бензиновых моторов на легковые авто устанавливаются дизели. Основными преимуществами являются высокий КПД, меньший расход топлива, габариты и увеличенная степень сжатия. Однако с точки зрения перегрева дизель менее надежен:

  • при низком качестве топлива и засорении фильтров машина может «порадовать» владельца закипевшим двигателем;
  • перегреваются форсунки и поршневая группа;
  • при износе поршневой резко падает мощность, увеличивается закоксованность.

При правильной эксплуатации бензинового ДВС проще и существенно дешевле предотвратить ситуацию, когда закипел двигатель от изменения температурного режима, чем его ремонтировать.

Вероятные последствия

Во избежание капремонта ДВС на приборную панель специально выведен сигнализатор перегрева двигателя с температурной шкалой. При достижении 120 градусов мотор следует выключить немедленно, чтобы избежать нижеприведенных последствий.

Слабый перегрев

Работа мотора при повышенных температурах в течение 7 – 10 минут считается слабым перегревом. Детали ДВС начинают перегреваться по причине отказа термостата или вентилятора – за счет естественной теплопроводности металлов отводится недостаточное количество тепла.

При поломке вентилятора и термостата происходит перегрев двигателя, последствия которого имеют вид:

  • подплавление поршней – 90% современных ДВС в принципе легко «переживут» эту неприятность, однако оплавленный металл может вызвать задиры на поверхности зеркала цилиндров;
  • дым из-под капота – требуется диагностика на СТО.

Не следует ездить с горящей лампочкой на приборной панели (нагрев до 120 градусов, «чек» или низкое давление масла) дольше указанного срока, так как это резко ухудшит состояние деталей поршневой группы.

Это интересно:  Принцип действия и температурные характеристики устройства

Сильный перегрев

Если ДВС перегреваются в рабочем режиме дольше 20 минут, к вышеуказанным последствиям могут добавиться следующие неисправности:

  • изменение геометрии головки блока цилиндров (ГБЦ);
  • раскрытие трещин внутри ГБЦ;
  • прогорание прокладки ГБЦ;
  • расшатывание и срыв клапанного гнезда с посадочного места;
  • разрушение на поршне перегородок между кольцами маслосъемными и компрессионными;
  • протечка смазки по сальникам;
  • искривление посадочной плоскости блока для ГБЦ;
  • заклинивание мотора или возникновение характерного стука, свидетельствующего о скором заклинивании.

В указанном варианте ремонт авто обходится очень дорого, так как замене подлежат все детали:

  • в камере сгорания начинают гореть поршни, в них появляются отверстия и наблюдается разрушение металла;
  • к внутренним стенкам цилиндров прилипает алюминий;
  • смазка при высоких температурах излишне разжижается, теряет эффективность;
  • к коленвалу прилипают вкладыши шатунные и коренные;
  • первым не выдерживает высокотемпературного нагрева коленвал, затем ломается поршень;
  • верхняя часть поршня намертво застревает в гильзе, нижняя улетает в поддон.

И, наконец, ничем не удерживаемый шатун в комплекте с пальцем поршневым пробивают стенку блока цилиндров в произвольном месте. В этом случае мотор глохнет окончательно, если этого не произошло на любом из указанных этапов глобального разрушения агрегата.

В этом случае движок авто не подлежит ремонту, поэтому лучше не допускать, чтобы лампа загоралась на 120 градусах. Что делать если перегрели двигатель? Важно не давать ДВС перегревается в течение долгого срока, нужно выключить зажигание немедленно, соблюдая требования ПДД на дороге.

Защита мотора от перегрева

При соблюдении следующих мер предосторожности вероятность возникновения неприятных ситуаций стремится к нолю:

  • выполнение эксплуатационных требований производителя – это совершенно бесплатно для владельца, нужно лишь изучить техпаспорт ТС;
  • выбор правильного стиля вождения;
  • соблюдение графика ТО – замена деталей трения, подвергающихся интенсивному износу;
  • профессиональная диагностика в СТО – позволит избежать серьезных ошибок, так как производится аппаратным методом;
  • контроль уровня смазки и охладителя – необходимо производить перед каждой поездкой, доливая при необходимости антифриз и масло.

Алгоритм выявления неисправностей в системе принудительного охлаждения мотора выглядит следующим образом:

  1. контроль уровня охлаждающей жидкости по меткам внутри бачка между «min» и «max»;
  2. визуальный осмотр протечек в шлангах и патрубках при запущенном моторе;
  3. прогрев до включения вентилятора;
  4. контроль движения жидкости по большому кругу и срабатывания термостата.

Внимание: При аварийной остановке после обнаружения перегрева ДВС следует переключиться на нейтральную передачу и дать мотору поработать на холостых оборотах. Если сразу заглушить двигатель, прекратится циркуляция антифриза, остывать он будет дольше.

Таким образом, перегрев дизельного или бензинового двигателя, прежде всего, не нужно допускать. Правильная защита деталей ДВС от перегрева заключается в соблюдении правил эксплуатации машины. Система охлаждения и смазки дизеля должна периодически очищаться от кокса, отложений, нагара и осадков. При длительной работе деталей и узлов мотора в экстремальном температурном режиме владельцу следует сразу готовить крупную сумму для капремонта ДВС.

Почему перегревается двигатель и как это устранить

Почему перегревается двигатель и как это устранить

Часто, особенно в летнее время, автовладельцам приходится сталкиваться с сильным перегревом мотора вплоть до кипения и подпрыгиванием температурного показателя до запредельной отметки. В результате кипящий мотор может просто заклинить или выйти из строя, когда уже не избежать проведения дорогостоящего ремонта или покупки нового двигателя. Причин для перегрева может быть множество. Какие основные из них и как все-таки не допустить неприятных ситуаций на дорогах, особенно в самый ответственный момент.

Содержание:

Частые причины

Из всей массы возможных причин перегрева движка стоит обозначить следующие:

  1. Застаивание тосола в моторном отсеке, когда охлаждающая жидкость закипает, а двигатель перегревается. Причина – долгая работа на холостых оборотах.
  2. Нарушение циркуляции жидкости в системе охлаждения. Причина – поломка, неисправность крыльчатки водяного насоса.
  3. Обрыв ремня водяной помпы, когда наблюдается стремительное повышение температуры двигателя в рабочем состоянии, нарушение циркуляции жидкости для охлаждения в системе.
  4. Неисправная работа термостата, приводящего в итоге к медленному нагреванию в рабочем состоянии, но в итоге – до запредельных температур. Это частая причина перегрева при движении машины на большой скорости и не всегда виной тому – термостат. Желательно провести диагностику его работоспособности, а в летний сезон и жару вовсе вынимать из авто. С наступлением холодов не сложно будет установить нужный элемент на штатное прежнее место.
  5. Отсутствие, недостаток жидкости в термостате, поэтому важно проверять термостат на работоспособность в момент установки или в случае замены.
  6. Неисправность свечей зажигания, что нередко приводит к сбою в работе двигателя, падению мощности при разгоне машины, в итоге достижению температурной черты точки кипения в движке.
  7. Плохая изоляция или контакт в системе зажигания, находящейся под высоковольтным напряжением, когда явно нарушена функциональность в одном из цилиндров.
  8. Исчерпывание своих рабочих ресурсов свечой, когда на конце появляется черный нагар и требуется замена.
  9. Появление трещин на крышке прерывателя-распределителя, что может произойти на фоне перегорания свечи и уже не обойтись без замены бегунка, проводки и крышки трамблера.
  10. Утечка охлаждающего тосола в системе, когда температурная стрелка находится вблизи красной отметка, а мотор перегревается на фоне недостаточного количества охлаждающей жидкости в системе. Двигаться же на авто с пустым радиатором небезопасно.
  11. Повреждение или нарушение герметичности патрубков, подлежащих замене, хотя на время можно подмотать изолентой, чтобы добраться до близлежащего СТО.
  12. Завоздушивание охладительной системы, образование пробки.
  13. Сбой в работе вентилятора, который непосредственно контактирует с датчиком, подающим сигнал о том, что температура повышена. Также причина неисправности может быть в датчике, когда вентилятор перестает нормально функционировать.
  14. Забитость сот радиатора, как одна из самых частых причин перегрева движка, т. е. накопление на стенках грязи, минеральных солей внутри системы и попадания в патрубок. Радиатор становится плохим проводником тепла. Отложения перекрывают каналы, расход охлаждающей жидкости резко падает. А вот в случае внутреннего перегрева мотора заметить проблему вовремя бывает затруднительно.
  15. Длительная или вынужденная работа двигателя на холостых оборотах при буксировке, когда резко повышается нагрузка, что также может привести к перегреву.
  16. Появление трещин на клапане выпуска в результате его прогорания, когда отработанные газы приводят к повышению температуры тосола.
  17. Позднее сгорание топлива по причине неправильного урегулирования зажигания. Температура отработанных газов начинает зашкаливать, охлаждающая жидкость закипает, а мотор перегревается.
  18. Использование масляных присадок, чем часто любят увлекаться многие автолюбители. Присадки же приводят со временем к наращиванию металлокерамического слоя на внутренних стенках цилиндра, снижению теплопроводности, в результате – к неисправности либо поломке двигателя.

Перегрев, последствия?

Девушка возле перегретого мотора

Исход событий может быть следующим с учетом степени перегрева мотора:

  1. локальным, при незначительном перегреве, когда водителю все-таки удается заметить неполадку вовремя и остановить машину. Если температурная стрелка пребывает в красной зоне, то достаточно охладить мотор, после чего можно начать передвижение вновь, без труда устранив тем самым причину сильно нагрева мотора;
  2. серьезным, при длительной работе движка в условиях повышенной температуры, скачках температурной стрелки, закипании. В результате проблема может привести к деформации колец поршня, большим трещинам в самом корпусе мотора, перегоранию прокладки головки цилиндрического блока;
  3. критическим, когда на фоне излишнего перегрева мотор резко глохнет. Это чревато поломкой коленчатого вала, пробитием блока ДВС, плавлением шатунного вкладыша, деформацией цилиндра и поршня в целом и сильным разрушением двигателя, вплоть до невозможности восстановления. В данном случае уже не обойтись без покупки нового силового агрегата.

Узнать о том, что мотор сильно греется без специальных приборов и диагностического оборудования довольно сложно. Хотя специалисты советуют научиться понимать, когда мотор все-таки сильно перегревается и нужно устранять причину. Выявить перегрев можно по следующим критериям:

  • появление мути, осадка, вкраплений в охлаждающей жидкости;
  • шлифовка плоскости ГБЦ;
  • деформирование головки блока.

Двигатель греется что делать?

Закипел мотор

Главное, вовремя заметить, что температурная стрелка начинает входить в красную шкалу. Если же это такое явление имеет место быть, то при закипании и появлении явного пара нужно:

  • понизить скорость и желательно переключиться на нейтралку;
  • остановиться в разрешенном для автостоянки месте или у обочины;
  • включить печку на максимальную мощность;
  • выждать 1-2 минуты;
  • заглушить;
  • открыть капот;
  • устранить последствия перегрева, не допуская дальнейшего разрушения вкладышей.

На заметку! Вовсе небезопасно после остановки машины быстрее торопиться остужать мотор. Горячие пары из-под открытого капота могут привести к сильным ожогам.

Если нет характерного металлического стука в двигателе, то нужно:

  • включить мотор и дать некоторое время поработать “вхолостую”;
  • далее долить в бак воды или антифриз до нужной отметки;
  • остудить мотор и выявить причину перегрева.

При появлении же характерного металлического стука, который явно свидетельствует о сильном перегреве мотора и повреждении вкладышей вероятно, что без помощи сотрудников автосервиса или вызова эвакуатора уже не обойтись.

Если после проведения описанных манипуляций стрелка так и не упала до нормальных значений, то нужно:

  • дождаться полного остывания двигателя;
  • осторожно открутить клапан радиатора, надев на руки защитные перчатки во избежание получения ожогов;
  • аккуратно и медленно долить в радиатор недостающую воду;
  • включить вентилятор для быстрой подачи холодного воздуха на двигатель с целью охлаждения.

Только после того, как двигатель полностью остынет, можно продолжить дальше путь, но ехать аккуратно и осторожно, не превышая скорости более 50-60 км/ч. Так будет происходить обдувание радиатора потоком воздуха, а нагрузка на мотор значительно снизится.

На заметку! Ни в коем случае нельзя поливать холодную воду на горячий мотор. Это может привести к образованию трещин на стенках головки блока поломки двигателя, в итоге – к сбою работы вплоть до полной остановки.

Не рекомендуется откручивать крышку расширительного бачка при моторе, достигшем температуры кипения. При этом помпа может еще какое-то время оставаться работать. Если тосол под давлением начнет расширяться, то пробка может вылететь наружу в любой момент. Это сравнимо с вылетом пробки из шампанского и небезопасно. Лучше все-же дождаться полного остывания двигателя либо открутить пробку наполовину, дать тем самым лишнему потоку воздуха постепенно выйти из системы наружу.

Перегрев мотора

Водителям на заметку! Лучше выработать привычку и время от времени поглядывать на температурную стрелку двигателя, чтобы своевременно заметить проблему, избежать тем самым предстоящего дорогостоящего ремонта ДВС.

Меры профилактики

Чтобы снизить до минимума возможные риски поломок, предотвратить тем самым сильное нагревание двигателя, достаточно соблюдать несложные профилактические меры. Рекомендуется:

  1. своевременно ухаживать за двигателем и проводить чистку;
  2. использовать исключительно качественное топливо или масло с высоким октановым числом;
  3. вовремя заменять детали системы охлаждения, вышедшие из строя или находящиеся на грани поломки;
  4. проверять исправность водяного насоса и термостата, который часто приводит к перегреву двигателя;
  5. правильно выставить и отрегулировать зажигание;
  6. проверять периодически работу свечей;
  7. продиагностировать степень натяжения ремня помпы;
  8. вовремя доливать охлаждающую жидкость, поскольку передвигаться при полупустом моторе опасно;
  9. не использовать химические присадки для системы охлаждения, ведь они также приводят к накипи на стенках двигателя, в итоге – стремительному передвижению температурной стрелки в сторону красной отметки.

Стрелка в районе красной черты – сигнал того, что с мотором может в любое время произойти поломка, заклинивание. Позаботиться своевременно о своей машине – значит, обеспечить бесперебойную работу двигателя и самое главное – безопасную и комфортную езду по дорогам.

Устал платить за штрафы? Выход есть!

Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка - НАНОПЛЁНКА, которая скрывает ваши номера от ИК камер (которые стоят по всем городам). Подробнее по ссылке.

  • Абсолютно легально (статья 12.2.4);
  • Скрывает от фото-видеофиксации;
  • Устанавливается самостоятельно за 2 минуты;
  • Не видна человеческому глазу, не портится из-за погоды;
  • Гарантия 2 года.
Заказать со скидкой

Видео

Почему перегревается двигатель автомобиля

Перегрев двигателя автомобиля очень распространенная проблема, особенно в теплую пору года и справиться с ней помогут планомерные и последовательные действия, которые помогут найти причины перегрева двигателя.

Причинами для перегрева двигателя могут служить его неисправности, неисправности системы охлаждения двигателя или вентилятора. Перегрев двигателя может возникать вследствие возникновения пробок на дорогах. Перегрев двигателя приводит к изменению свойств моторного масла, смазка деталей проводится не так эффективно, следовательно последние сильно изнашиваются. Для того, чтобы разобраться в нюансах изучите устройство системы охлаждения двигателясистемы охлаждения двигателя.

Итак, составим перечень причин перегрева двигателя, а затем рассмотрим методы устранения причин перегрева двигателя.

Недостаток охлаждающей жидкости

В каждом автомобиле имеется бачок охлаждающей жидкости, на котором указан максимальный и минимальный уровень охлаждающей жидкости. Если уровень охлаждающей жидкости в бачке ниже минимума, следует обязательно долить ОЖ. Соблюдайте сроки замены антифриза и заливайте качественную ОЖ.

Заклинил термостат

Термостат служит для перепуска охлаждающей жидкости из малого круга в большой, для охлаждения (клапан термостата открывается при нагревании ОЖ до определенной температуры). Жидкость при этом попадает в радиатор, который в свою очередь, обдувается встречным потоком воздуха и вентилятором. После того, как жидкость охладится, она опять попадает в малый круг для охлаждения деталей двигателя. В случае заклинивания термостата в закрытом положении охлаждающая жидкость будет двигаться по малому кругу, что приведет к перегреву двигателя. В этом случае следует немедленно остановиться, и дать двигателю остыть.

В этом случае следует заменить термостат. Если вы находитесь в пути и вам негде купить термостат, то просто снимаем термостат, и ОЖ будет циркулировать по большому кругу.

Как определить, что термостат вышел из строя?

Для того, чтобы убедиться в неисправности термостата достаточно проверить нижнюю часть радиатора автомобиля на ощупь, если он холодный, то термостат не открывается. Покупаем новый термостат и меняем его.

Воздушная пробка в системе охлаждения

Паровая воздушная пробка может возникнуть в шлангах системы охлаждения двигателя. Чтобы устранить воздушную пробку следует тщательно прощупать шланги руками, если пробки нет, ищем другую причину.

Грязный радиатор

Причиной перегрева двигателя может быть грязный, забитый радиатор. Для ее устранения следует промыть и прочистить радиатор, или заменить.

Неисправность вентилятора

Причина перегрева двигателя может скрываться в отказе работы электрической системы управления вентилятора. Система управления вентилятора состоит из реле, датчика и плавкой вставки. Для начала следует проверить предохранитель, а потом браться за остальное. Следующий этап – проверка датчика температуры. Если из строя вышло реле вентилятора, то его, как правило, меняют на новое, ну если проблема не банальна (зачистить контакты).

Помните, шутить с перегревом двигателя не следует. Если вы не нашли причину неисправности системы охлаждения двигателя, единственным вариантом для вас останется либо езда с остановками для остывания двигателя. Либо двигаться на буксире.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости