С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Принцип работы тормозной системы


Устройство тормозной системы автомобиля. Дисковые и барабанные тормозные механизмы. Принцип работы тормозной системы

Итак, что же вам необходимо знать об устройстве тормозной системы автомобиля? Для начала давайте начнем с определения.

Тормозная система служит для изменения скорости движения автомобиля, либо для его полной остановки. Кроме того, система может обеспечить длительную стоянку машины на одном месте.

Существуют три вида тормозной системы, которые устанавливаются на автомобили: рабочая система, которая обеспечивает торможение или полную остановку машину во время движения; запасная система или аварийная начинает действовать после отказа или неисправности рабочей системы и по принципу действия ничем не отличается от первого вида.

Кроме всего на всех современных автомобилях имеется стояночная тормозная система, которая обеспечивает неподвижное положение автомобиля длительный период времени.

устройство тормозной системы автомобиля

Тормозная система состоит из двух частей: тормозного механизма и тормозного привода. Благодаря тормозному механизму возникает тормозной момент, из-за которого меняется скорость автомобиля, либо он вообще останавливается.

Чаще всего на машинах установлены фрикционные механизмы, работающие за счет силы трения. Рабочая система размещается непосредственно в колесе, тогда как механизм стояночного тормоза может располагаться как за коробкой передач, так и за раздаточной коробкой.

Тормозные механизмы могут различаться по конструкции фрикционной части, и подразделяются на дисковые, и барабанные.

Дисковый механизм состоит из суппорта, одного или двух тормозных цилиндров, а также двух тормозных колодок и тормозного диска. Суппорт — это устройство дискового тормоза для размещения на нём колесных тормозных цилиндров. У нашенских ВАЗов суппорта находятся в передних колесах.

Сам суппорт крепится  на поворотном кулаке переднего колеса машины.  В нем есть два тормозных цилиндра и к ним две тормозные колодки. Сами колодки находятся с обеих сторон тормозного диска и который вращается вместе с прикрученным к нему колесом.

Когда вы нажимаете на педаль тормоза, то поршни выходят из цилиндров и начинают прижимать колодки к диску. А как только вы отпустите педаль, то тормозные колодки и поршни быстро возвращаются в своё начальное положение, и происходит это из-за легкого биения диска.

Видео: дисковые и барабанные тормоза.

В устройстве тормозной системы автомобиля, эти дисковые тормоза эффективны и очень просты в обслуживании. При ремонте, замена этих тормозных колодок в таких механизмах не доставит вам много хлопот.

О достоинствах дисковых тормозов

Температурная стойкость этих дисков намного выше, чем у барабанных — это происходит из-за того, что они получше охлаждаются. Их высокая эффективность торможения уменьшает тормозной путь. У дисковых тормозов меньше размеры, а также и вес.

Значительно уменьшено время срабатывания, а изношенные колодки очень просто менять. Разная температура, возникающая при работе, никак не влияет на прилегание тормозных поверхностей.

Но, в устройстве тормозной системы автомобиля, барабанные механизмы занимают тоже свою определённую  нишу. Барабанный тормозной механизм состоит из тормозного барабана, двух тормозных колодок, стяжных пружин, а также тормозного цилиндра и тормозного щита.

Сам тормозной щит, крепится к балке заднего моста машины и на самом щите закреплен тормозной цилиндр. Когда вы нажимаете на педаль автомобильного тормоза, то поршни в цилиндре расходятся и  давят на концы тормозных колодок.

Сами колодки, прижимаются накладками к внутренней стороне круглого автомобильного тормозного барабана. А сам барабан, вращается вместе с прикрученным к нему колесом, разумеется происходит всё это, при движение автомобиля.

Само торможение колеса получается за счет сил трения, которое происходит между накладками колодок и барабана. А когда вы отпускаете педаль тормоза, то стяжные пружины, притягивают колодки на начальное положение и действие тормозов прекращается.

Можно затронуть и достоинства барабанных тормозов. Сюда входит простота изготовления, их низкая стоимость.

Также, они имеют эффект самоусиления, он проявляет себя тем, что нижние части колодок тесно связаны друг с другом и трение о тормозной барабан передней части колодки, усиливает прижатие к нему, и задней части колодки.

Для постановки автомобиля на длительную стоянку, чаще всего используется механический привод, в основу которого входят различные тяги и тросы, объединенные в систему. Кроме того, имеются случаи, когда в автомобиле для срабатывания стояночного тормоза, необходимо нажать на педаль. Сравнительно недавно, для использования стояночного тормоза, стали применять электропривод.

Тормозной привод, основанный на работе воздуха, называется пневматическим и чаще всего применяется на большегрузных автомобилях. Если, в тормозном приводе сочетаются несколько приводов, то он называется комбинированным.

Принцип действия тормозной системы

Легко понять на примере гидравлической системы. При нажатии на педаль тормоза, сила с которой Вы давите на педаль тормоза, передается на то устройство, которое имеет название главный тормозной цилиндр.

А сам главный тормозной цилиндр имеет поршень, в свою очередь, который начинает двигаться и тем самым увеличивает давление в системе гидравлических трубок, которые ведут к каждому колесу автомобиля. И на каждом колесе автомобиля, тормозная жидкость под большим давлением, оказывает в свою очередь действие на поршень колесного тормозного механизма.

И который, уже в свою очередь, выдвигает тормозные колодки и те, прижимаются к тормозному барабану или тормозному диску авто. Само трение, сильно замедляет вращение колес и автомобиль останавливается.

После того, как мы отпустим педаль тормоза, она с помощью возвратной пружины вернется на свое место. Так как усилие, действующее на поршень в главном барабане, тоже ослабевает, то и его поршень, также возвращается в исходное положение, заставляя тормозные колодки с находящимися на них фрикционными накладками разжаться, тем самым, освобождая диски или барабаны колеса.

Есть ещё вакуумный усилитель тормозов, который применяется в тормозной системе автомобиля. Его использование, значительно облегчает всю работу тормозной системы машины.

Видео: принцип работы тормозной системы.

Надеюсь, вы поняли из чего состоит тормозная система автомобиля. Всем удачи!

(1 раз, оценка: 5,00 из 5) Загрузка...

avto-i-avto.ru

Назначение и виды тормозных систем. Схема и принцип работы тормозной системы

Современные автомобили оборудованы двумя тормозными системами. Одна тормозная система предназначена для того, чтобы снизить скорость и остановить автомобиль. Эта система называется рабочей. Рабочая тормозная система на подавляющем большинстве легковых автомобилей является гидравлической. Для управления рабочей системой служит педаль тормоза.

Вторая система предназначена для того, чтобы надежно удерживать стоящий на месте автомобиль. Своего рода якорь. Такая система называется стояночной. Стояночная система бывает механической или электромеханической. В зависимости от конструкции управляется рычагом, педалью или кнопкой.

Схема гидропривода тормозов: 1 — тормозные цилиндры передних колес; 2 — трубопровод передних тормозов; 3 — трубопровод задних тормозов; 4 — тормозные цилиндры задних колес; 5 — бачок главного тормозного цилиндра; 6 — главный тормозной цилиндр; 7 — поршень главного тормозного цилиндра; 8 — шток; 9 — педаль тормоза

Схема и принцип работы тормозной системы

Рабочая тормозная система состоит из главного тормозного цилиндра, усилителя тормозного привода, тормозных механизмов передних и задних колес, а также соединительных трубопроводов, заполненных тормозной жидкостью.

Главный тормозной цилиндр предназначен для создания давления в гидроприводе при нажатии на педаль тормоза.

Усилитель помогает водителю нажимать педаль тормоза, чтобы создать необходимое давление в системе. На большинстве автомобилей применяется вакуумный усилитель. Существует также гидравлический усилитель, но это большая редкость.

Принцип работы вакуумного усилителя основан на перепаде давления в его камерах, разделенных гибкой диафрагмой (см. рисунок схема вакуумного усилителя). С одной стороны подводится разрежение от впускного трубопровода, а с другой — атмосферное давление. Разница давлений заставляет диафрагму прогибаться в сторону камеры с разрежением. Диафрагма тянет за собой шток. Таким образом, чем больше площадь диафрагмы и разница давлений, тем больше усилие.

СТормозная система: 1 — суппорт переднего тормозного механизма; 2 — тормозной диск; 3 — передний тормозной шланг; 4 — передняя тормозная трубка первого тормозного контура; 5 — бачок для тормозной жидкости; 6 — крышка бачка с датчиком аварийного уровня тормозной жидкости; 7 — вакуумный усилитель тормозов; 8 — педальный узел; 9 — задняя тормоз¬ная трубка второго тормозного контура; 10 — задний тормозной шланг; 11 — тормозной барабан заднего тормозного механиз¬ма; 12 — задняя колодка заднего тормозного механизма; 13 — рабочий цилиндр заднего тормозного механизма; 14 — передняя колодка заднего тормозного механизма; 15 — трос стояночного тормоза; 16 — регулировочная гайка стояночного тормоза; 17 — уравнитель троса стояночного тормоза: 18 — регулировочная тяга стояночного тормоза; 19 — рычаг стояночного тормоза; 20 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 21 — кнопка фиксатора рычага стояночного тормоза; 22 — выклю¬чатель ламп фонарей стоп-сигналов; 23 — педаль тормоза; 24 — задняя тормозная трубка первого тормозного контура; 25 — передние тормозные колодки; 26 — передняя тормозная трубка второго контура; 27 — главный тормозной цилиндр

Усилитель установлен между главным тормозным цилиндром и педалью тормоза.

Давление от главного тормозного цилиндра по трубопроводу передается жидкостью к рабочим цилиндрам. Рабочие цилиндры (их еще иногда называют колесными) расположены в тормозных механизмах передних и задних колес. Давление жидкости в рабочем цилиндре приводит в движение поршень. Поршень, в свою очередь, давит на тормозные колодки.

Схема вакуумного усилителя: 1 — главный тормозной цилиндр; 2 — корпус вакуумного усилителя; 3 — диафрагма; 4 — пружина; 5 — педаль тормоза

Тормозные механизмы бывают двух типов — дисковые и барабанные. Диск или барабан установлен на ступице и вращается вместе с колесом, а все остальные детали тормозного механизма неподвижны.

Тормозная колодка состоит из металлического основания и фрикционной накладки. Когда поршень рабочего цилиндра прижимает неподвижную колодку к вращающемуся тормозному диску или барабану, происходит торможение.

Гидравлический привод рабочей тормозной системы состоит из двух отдельных контуров, первичного и вторичного. Это сделано для обеспечения безопасности. При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы второй контур сможет остановить автомобиль, но тормозной путь возрастет.

Бачок, питающий систему тормозной жидкостью, находится в моторном отсеке над главным тормозным цилиндром. Внутри бачка установлен датчик недостаточного уровня тормозной жидкости. При падении уровня тормозной жидкости до минимального уровня контакты датчика замыкаются и на щитке приборов загорается контрольная лампа.

Схема работы дискового тормозного механизма: 1 — тормозной диск; 2 — тормозные колодки с фрикционными накладками; 3 — поршень; 4 — рабочий цилиндр

Конструкция стояночной тормозной системы может быть с ручным или с ножным приводом. В первом случае используется рычаг, установленный справа от сиденья водителя. Во втором случае — педаль. Педальный привод обычно применяется на автомобилях с автоматической трансмиссией, где пустует место в районе левой ноги водителя.

Усилие от рычага или педали стояночного тормоза передается тросами на поворотные рычаги задних тормозных механизмов. На автомобилях с барабанным механизмом рычаг, поворачиваясь, раздвигает тормозные колодки, и они прижимаются к тормозному барабану.

На автомобилях с дисковым механизмом возможны два варианта конструкции. В первом случае рычаг воздействует на поршень, и к тормозному диску прижимаются тормозные колодки рабочей системы. Во втором случае для стояночного тормоза используются свои колодки полукруглой формы (похожие на колодки барабанного механизма, но меньшего размера) барабаном для которых служит внутренняя цилиндрическая поверхность тормозного диска.

Схема работы барабанного тормозного механизма: 1 — тормозной барабан; 2 — тормозной щит; 3 — рабочий тормозной цилиндр; 4 — поршни рабочего тормозного цилиндра; 5-стяжная пружина; 6-фрикционные накладки; 7 — тормозные колодки; 8 — оси тормозных колодок; 9 — тормозная трубка

На некоторых моделях автомобилей применяется электромеханический привод стояночного тормоза. В этом случае управление стояночным тормозом осуществляется нажатием кнопки, расположенной на панели приборов. Исполнительным устройством служит электродвигатель с редуктором, который соединен с задним тормозным механизмом. При нажатии кнопки электродвигатель включается и через редуктор воздействует на поршень рабочего тормозного цилиндра. Поршень, в свою очередь, поджимает тормозные колодки. При растормаживании электродвигатель вращается в обратную сторону, и редуктор тянет поршень назад.

autodriving.net

Тормозная система автомобиля - принцип работы и схема устройства

Основным залогом безопасности являются тормоза. Ведь именно тормозная система любого современного автомобиля отвечает за управляемость транспортного средства на больших скоростях и в случае острой необходимости, может быстро остановить автомобиль и защитить от неприятностей всех участников движения. В этой статье мы разберем, из каких элементов состоит тормозная система, какие ей соответствуют неисправности и как их устранить?

Схема и устройство тормозной системы

Автомобильные тормоза состоят из системы гидравлических элементов, которые обеспечивают частичную или полную блокировку колес при движении. Простейшие тормоза состоят из самой педали тормоза, которая монтируется в районе ног салона автомобиля, главного тормозного цилиндра (в некоторых случаях может быть оснащен вакуумным усилителем), на верхней части которого установлен бачок, тормозных магистралей и рабочих механизмов.

При воздействии ногой на педаль, поршень, который находится в главном тормозном цилиндре, создает давление, под действием которого специальная жидкость движется по магистралям и воздействует на рабочие механизмы тормозной системы. Рабочий механизм состоит из рабочего тормозного цилиндра и исполняющих устройств – колодок. Поршни в цилиндрах воздействуют на колодки и они, благодаря силе трения, останавливают тормозной диск или барабан. В результате, происходит блокировка колес и они останавливаются. В зависимости от силы нажатия на педаль тормоза, меняется и степень нажатия колодок на диск или барабан. Как только мы отпускаем педаль тормоза, все поршни, во всех тормозных цилиндрах, под действием специальных пружин возвращаются в исходное положение, таким образом, жидкость уходит обратно, и колодки растормаживают вращающийся рабочий механизм.

Современные автомобили предусматривают контурное распределение тормозной жидкости. Это означает, что в тормозном цилиндре имеются две секции, каждая из которых отвечает за два колеса. В современных автомобилях жидкость распределяется на переднее правое и заднее левое колесо, а также на переднее левое и заднее правое колесо. В автомобилях классической компоновки, тормозная жидкость распределяется на передние и задние колеса. Такой подход необходим для обеспечения повышенной безопасности водителя, в случае частичного отказа тормозной системы. Если жидкость внезапно стало протекать в одном из контуров или колесе, то в работе остаются другие колеса, которые по-прежнему обладают исправной рабочей тормозной системой.

Кроме того, меры безопасности заключаются в возможности использовать ручной тормоз, как основной. Дело в том, что он приводится в действие посредством крепкого троса, который меняет положение колодок задних колес независимо от наличия тормозной жидкости в системе. То есть, если откажут все четыре колеса одновременно, то имеется возможность использования ручного тормоза, который может значительно снизить скорость автомобиля.

Видео - Принцип работы тормозной системы

Неисправности тормозной системы автомобиля

Как и любой другой узел автомобиля, тормозная система тоже может иметь определенные неисправности. В отличие от любой другой системы, тормоза должны быть всегда в исправном состоянии, ведь от этого зависят жизнь и здоровье водителя и пассажиров. Именно поэтому, ремонт тормозов необходимо производить сразу же после обнаружения неисправности.

Шум и вибрация педали при нажатии тормоза

Часто такая неисправность может коснуться дисковых тормозов. Обычно, она свидетельствует о том, что тормозные колодки уже отходили свой ресурс и начинают создавать трение жесткими заклепками собственного крепления. В этом случае, колодки необходимо заменить.

Вторая версия данной неисправности наиболее распространенная – кривой тормозной диск. Искривить диск можно, если тормозить достаточно часто и резко заехать в воду. Вследствие быстрого охлаждения, металл теряет свои свойства и диск, соответственно меняет свою форму. Чтобы избавиться от вибраций и дальнейшего перелома диска, необходимо либо расточить диск на специальном станке, либо заменить его. При этом, второй вариант является самым безопасным и приемлемым, так как расточка диска может быть небезопасной.

Эффективность тормозов упала, а длина свободного хода педали увеличилась

Обычно, это говорит о том, что тормозную жидкость залили в пустой бачок и в систему попал воздух. Для начала необходимо найти место утечки ТЖ. Для этого визуально оценивают состояние тормозных цилиндров и проверяют их на наличие следов тормозной жидкости. Как только неисправность будет устранена  (сальники поменяны, магистрали поменяны), необходимо прокачать тормозную систему.

Прокачка заключается в устранении воздушных капель из тормозной жидкости автомобиля. Для этого автомобиль устанавливают на ровную поверхность, колесо снимают, а тормозную магистраль отсоединяют от тормозного цилиндра или суппорта и погружают в емкость с заранее налитой тормозной жидкостью. Второй автомеханик энергично нажимает на педаль тормоза до тех пор, пока в емкости с жидкостью пузыри не перестанут выходить из трубки. После этого, магистраль закручивают на место, тормозную жидкость доливают и повторяют эту процедуру на всех оставшихся колесах.

Ручной тормоз не удерживает автомобиль

Самая безобидная и малозначимая неисправность, которая может произойти с тормозами. Чаще всего, устраняется регулировкой натяжения привода ручника. Автомобиль устанавливают на смотровую яму и подтягивают регулировочную гайку на тросе.

Другая причина, по которой ручной тормоз перестает удерживать автомобиль – износ тормозных колодок. Часто это сопровождается снижением эффективности торможения рабочей системы. В этом случае, колодки необходимо обязательно заменить.

vipwash.ru

Принцип работы тормозной системы автомобиля

Автомобиль — это технически сложное транспортное средство, в состав которого входит множество систем и механизмов. Не смотря на стремительное развитие технологий, основные требования к машинам  всех времен остаются неизменными: это возможность совершать движение (с помощью двигателя), изменять траекторию его (рулевое управление), а также вовремя и безопасно останавливать автомобиль (система торможения). В данной статье рассмотрен принцип работы тормозной системы автомобиля — самой главной системы, которая требует должного к себе внимания.  

Виды  тормозных систем

Как многим может показаться, виды тормозных систем не ограничиваются педалью рабочего и рычагом ручного тормоза, помимо них в современных автомобилях присутствует хотя бы еще одна система. Все их можно классифицировать следующим образом:

1. Рабочий тормоз (основной)

Служит как элемент управления автомобилем, который позволяет контролировать скорость движения транспортного средства и останавливать его. Элемент управления рабочим тормозом — это педаль, которая находится в ногах у водителя (исключение составляют машины для инвалидов, где используются подрулевые рычаги). Принцип действия любой тормозной системы базируется на передаче усилия ноги водителя к тормозным исполнительным устройствам (колодкам) посредством трубопроводов, часто усиливаясь в вакуумных усилителях. В торможении также могут участвовать и прицепы, если их масса соизмерима с массой тягача. Рабочая система может использовать все типы приводов: механический (рычаги и тросы), гидравлический (жидкостный), пневматический (воздушный), электромагнитный и комбинированный. Главным отличием от других систем является возможность управлять тормозным усилием на колесах, изменяя усилие на педали тормоза.

2. Запасной тормоз (аварийный)

Не сложно догадаться из названия, что он необходим при отказе рабочего тормоза, что бы обеспечить аварийную остановку транспортного средства. Такой тормоз может иметь более низкую эффективность, чем рабочий. Это либо отдельная (автономная) тормозная магистраль, работа которой начинается только при отказе основной, либо часть рабочей тормозной системы. Примером такой системы служит распространенная многоконтурная тормозная система. Она содержит как минимум два контура — для передних и задних колес. Автомобили высокого класса снабжены отдельным контуром для каждого колеса. Устройство тормозной системы с большим числом контуров делает систему максимально работоспособной, потому как отказ одного контура не влечет полную потерю тормозного усилия. Если вы не предпочитаете агрессивную манеру вождения, то можете долгое время не узнать, что ваши тормоза не совсем исправные, так как для городского цикла их эффективности будет достаточно. Но даже при наличии большого числа контуров не стоит пренебрегать их обслуживанием, потому что при экстренном торможении, из-за неисправности контура, автомобиль будет подвержен заносу и полной потере управления.

К запасному тормозу так же, как и к рабочему, предъявляется требование — наличие модуляции тормозного усилия. Модуляция тормозного усилия — это возможность его дозирования (плавного управления), является одним из параметров характеризующих качество системы в целом.

3. Стояночный тормоз

Именно этот тип тормозов является излюбленным у многих лихачей, потому что для легковых автомобилей он позволяет отдельно блокировать задние колеса и пускать машину в занос. Но это отнюдь не его предназначение. Он необходим для фиксации транспортного средства в статическом состоянии при стоянке на уклоне или подъеме. Для его активации используется ручной рычаг, в народе известный как «ручник», с фиксацией положения. Не смотря на возможность модуляции торможения, к запасному его не относят.

4. Вспомогательный тормоз

Необходим для длительного торможения, что бы поддерживать постоянную скорость на затяжных спусках. Этот тип тормоза не использует колесные тормоза, а реализуется за счет торможения двигателем. Такое торможение реализуется за счет прекращения подачи топлива в двигатель и перекрытия впускного тракта. Таким тормозом можно воспользоваться на любом автомобиле с ДВС. Особо развита эта техника на грузовиках, где применены специальные меры для максимальной его эффективности.

Конструкция тормозной системы

Для того что бы понять как работает тормозная система автомобиля необходимо разобраться из чего она состоит. Рассмотрим, что входит в тормозную систему на примере гидравлической системы, как самой распространенной для использования в рабочем тормозе.

1. Главный тормозной цилиндр

Это основа всей системы, с помощью него происходит преобразования механической силы нажатия на педаль в гидравлическое давление. Как правило, состоит из нескольких секций, часто двух, которые обеспечивают передачу усилия в разных контурах. Для переднеприводных авто используется перекрестные контура (связано переднее и заднее колесо с разных сторон в одном контуре), а для заднеприводных предпочтительнее объединение передних и задних колес попарно. Главный тормозной цилиндр оборудован расширительным бачком, который представляет собой сообщающийся сосуд с цилиндром. Он необходим для подпитки системы в случае наличия протеканий в трубопроводах или тормозных цилиндров на суппортах. Многие производители оборудуют бачок датчиком уровня тормозной жидкости, который сообщает на приборной панели, что достигнут критически низкий уровень.

2.  Вакуумный усилитель тормозов

Усилитель предназначен для уменьшения требуемого усилия водителя на педали, для обеспечения эффективного торможения. Усилитель тормозов может отсутствовать на легких автомобилях (например, ВАЗ 2101), где мускульной силы человека достаточно для эффективного торможения. Однако с повышением массы автомобиля требуется повышение тормозного усилия. Вакуумный усилитель предназначен для решения этой задачи. Для уменьшения усилия на педали используется разрежение во впускном коллекторе, которое помогает толкать поршень. Это реализовано с помощью дополнительной герметичной камеры перед главным цилиндром, из которой двигатель, откачивая воздух, увеличивает усилие на поршне. Его конструкция очень проста, эффективна и надежна.

3. Трубопровод

Эта часть самая простая и понятная. Нагнетаемая главным тормозным цилиндром жидкость передается к колесным тормозным системам с помощью системы трубопроводов, которые представляют собой металлические трубки, заполненные тормозной жидкостью, способные выдерживать высокие давления. Возле подвески колеса трубка переходит в армированный шланг, который передает усилие в тормозные цилиндры, не препятствуя перемещению колеса.

4. Колесная тормозная система

Бывает двух типов — барабанная и дисковая. Хоть они и различны по конструкции, но все равно оба используют фрикционные свойства материалов — механическое трение. Принцип работы тормозной системы с барабанным тормозом весьма прост. Внутри барабана находятся две, закругленные по радиусу барабана, тормозные колодки, которые приводятся в действие с помощью одного или нескольких толкателей. При наличии одного толкателя одна из колодок является набегающей, которая по ходу движения барабана получает эффект «затягивания». Затягивание работает как своеобразный усилитель. Для повышения эффективности торможения используют два толкателя, что бы эффект «затягивания» действовал на обе колодки. Минусом такой конструкции является ухудшенная модуляция, что делает торможение неудобным и резким. Принцип действия тормозной системы с дисковым тормозом также основан на механическом трении колодок. Отличие в том, что колодки зажимают металлический диск соосный с колесом. Их конструкция более простая и ремонтнопригодная. На диск надет суппорт с цилиндрами-толкателями, к которым прикреплены колодки. Так как колодки ходят под углом 90̊, то эффект «затягивания» здесь отсутствует, что приводит к уменьшению эффективности по сравнению с барабанными тормозами. Взамен мы получаем превосходную модуляцию. Именно благодаря такой конструкции тормоза, диски получили широко применение в большинстве видов транспорта.

Диски против барабанов

Барабанные тормоза уже почти исчерпали свой потенциал, их стараются все реже применять в современной технике. Оправдывают свое применение только там, где их преимущества принципиально важны, не смотря на недостатки. Главным преимуществом является тормозное усилие, которое пропорционально площади пятна контакта рабочей поверхности (барабана) и колодки. Конструкция барабана позволяет максимально эффективно использовать его площадь и увеличивать ее не только за счет увеличения диаметра, но и за счет ширины барабана. Тормозной диск же можно увеличивать только в диаметре, который ограничивается диаметром колеса. К тому же барабан является герметичным для влаги и пыли из окружающей среды, что не дает возможности образоваться абразивной пленке на поверхностях трения и как результат повышает срок службы. Барабанный тормоз не выделяет большого количества тепла, что делает возможным использование более дешевых и менее термостойких тормозных жидкостей. Отсюда следует вывод, что использование дисковых тормозов на тяжелых грузовиках и автобусах невозможно. А вот для легкового автомобиля дисковый тормоз незаменим. Поскольку легковые автомобили имеют значительно более высокие скорости передвижения, то использовать резкие барабанные тормоза невозможно, так как нужно очень плавно и в больших пределах изменять момент торможения.

Также немаловажную роль играет масса устройства, которая критична как для гражданских автомобилей, так и для спортивных. Самым большим недостатком дисковых тормозов является большая подверженность перегреву, вследствие которого резко ухудшается эффективность торможения. Также возможно вскипание тормозной жидкости, что может привести к потере тормозов вовсе. Резкие перепады температуры искривляют тормозной диск, что приводит к самопроизвольному подтормаживанию автомобиля. Водитель будет чувствовать при этом ритмичные удары по педали тормоза. Это может произойти, например, после того как автомобиль с затяжного спуска наезжает на лужу. Как же работает дисковая тормозная система повсеместно и не выходит из строя после первого же затяжного спуска? Для обеспечения работоспособности используют не цельные диски, а с полостью внутри, которая имеет аэродинамические ребра, что обеспечивает активную вентиляцию и теплоотвод. Такие диски называют вентилируемыми. Тормозная система спортивного автомобиля испытывает колоссальные перегрузки, иногда даже можно наблюдать, что диски раскалены докрасна. Поэтому для улучшения теплоотвода  делают перфорацию диска, жертвуя тормозным моментом. Также применены все возможные воздушные аэродинамические каналы, которые перенаправляют потоки воздуха на тормозной диск. Вдобавок для изготовления диска используют керамику, которая обладает повышенной износостойкостью, эффективностью и стойкостью к перегреву. Сегодня такие тормоза можно увидеть и на некоторых серийных авто.

Тормозная жидкость

Принцип работы гидравлической тормозной системы отличается от пневматической способом передачи тормозного усилия. От качества и состояния тормозной жидкости напрямую зависит эффективность и стабильность системы. Поэтому на нее следует периодически обращать внимание, даже если она не убывает в расширительном бачке, и своевременно заменять. В тормозной жидкости обязательно присутствуют присадки (2-7%), которые предотвращают ее окисление при перегреве и позволяют защитить гидросистему от коррозии. Именно состав тормозной жидкости определяет ее основные свойства.  

Основные свойства тормозной жидкости:

  • Температура кипения. Должна быть как можно выше, что бы при нагреве тормозов жидкость не закипала и не образовывала пары, которые делают ее «сжимаемой». Как результат педаль проваливается в пол, а тормозной путь в разы увеличивается.
  • Вязкость. Определяет способность жидкости проходить по трубкам системы. Температура жидкости может изменяться в широких пределах от -50̊  зимой и свыше 200̊ в тормозном цилиндре. В связи с этим изменяется ее плотность, а значит и вязкость, при этом жидкость должна без особого сопротивления прокачиваться по системе.
  • Воздействие на материалы системы. Качественная жидкость не влияет на геометрию, эластичность и прочность уплотнений. Что может вызывать затрудненное перемещение поршня в цилиндре, или же наоборот протекание. Металлические части системы не должны подвергаться коррозии от тормозной жидкости, что приведет к ускоренному увеличению зазоров либо пробою гидролинии.
  • Смазывающие свойства. Это обязательное требование, так как сухое трение в разы увеличивает износ.
  • Гигроскопичность. Это способность впитывать воду. Этот параметр должен быть как можно меньшим, поскольку присутствие воды значительно снижает температуру кипения.

Выбирать какую тормозную жидкость использовать в своем автомобиле не приходится. За вас это определяет производитель. Нужно понимать, что использование тормозных жидкостей, не состоящих в списке разрешенных, может вывести из строя всю тормозную систему. Также нельзя смешивать разные жидкости, они, как правило, не совместимы, что в итоге даст отрицательный эффект.

Тормозная система требует тщательного ухода и обслуживания, не стоит этим пренебрегать, так как от нее напрямую зависит не только ваша жизнь, но жизни ваших близких и окружающих. Это совсем не сложно, нужно лишь придерживаться простых правил и вовремя производить обслуживание и замену агрегатов.

auto-grad73.ru


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости