Приветствую всех читателей! Если вы владелец обслуживаемого АКБ, вы просто обязаны знать, как проверить плотность аккумулятора. Об этом мы и поговорим в сегодняшней статье. Вы узнаете о том, что такое электролит и чем опасна его высокая или низкая плотность. А также, чем проверить его концентрацию.
Содержание
Давайте вкратце рассмотрим устройство стандартной автомобильной батареи:
Своей способностью накапливать и отдавать электрический заряд, АКБ обязан электрохимической жидкости, которой заполнены все банки. Жидкость называется электролит.
У новичков часто возникает вопрос – а зачем вообще нужна проверка плотности электролита в АКБ? Давайте с этим разбираться.
Как вы знаете, электролит это смесь серной кислоты и дистиллированной воды в определенной пропорции:
Это оптимальное соотношение, которое позволяет ему накапливать заряд, не причиняя при этом вреда свинцовым пластинам. А замеры плотности электролита в аккумуляторе, нужны из-за того, что в процессе работы АКБ она меняется. Ниже мы рассмотрим, почему это происходит. Кстати, плотность – это соотношение серной кислоты к дистиллированной воде.
Что плохого в низкой и высокой плотности:
Кстати, длительное использование разряженного АКБ может привести к сульфитации пластин. В этом случае, придется делать восстановление аккумулятора. Простым добавлением жидкости исправить ситуацию уже не получится.
Все знают, что аккумулятор работает циклично. Т.е. сперва он заряд накапливает, а потом его отдает. Что же происходит внутри батареи?
Когда аккумулятор отдает свой заряд, внутри банок происходит химическая реакция, в результате которой происходят 2 вещи:
В результате, концентрация жидкости падает.
Когда АКБ заряжается, сульфаты разрушаются, а из электролита поглощается дистиллированная вода. В результате, его плотность в аккумуляторе повышается.
Из этого, можно вывести два простых правила:
Таким образом, периодический замер плотности, требуется для проверки состояния АКБ.
Перед проверкой концентрации, нужно убедиться, что уровень электролита в банках соответствует норме. Давайте выясним, как правильно это сделать.
Вам понадобится специальная стеклянная трубка, диаметром 4-5 мм. Она до упора опускается в банку, а затем верхнее отверстие закрывается пальцем. Когда вы достанете трубку из банки – в ней будет немного электролита.
Высота жидкости в колбе – и есть его уровень. Оптимальным, считается 10-15 мм. Если же он меньше, или больше его нужно выравнивать. После этого, нужно замерить плотность электролита.
Чтобы проверить плотность электролита в аккумуляторе, нужно следовать нескольким правилам:
Для измерения плотности электролита, аккумулятор в течение нескольких часов выдерживается при комнатной температуре. Это делается из-за того, что концентрация имеет зависимость от температуры. Оптимальной считается диапазон от +20 до +30 градусов. Если температура меньше – она повысится и наоборот.
И самое главное, понадобится прибор для измерения плотности. Обычно можно встретить два названия – ареометр и денсиметр. Но по сути, это разные названия одного и того же устройства.
Строение у него очень простое:
Последовательность проведения замеров ареометром:
Обычно, с тем как замерить плотность, не возникает никаких сложностей.
Нужно сказать сразу – оптимальное значение плотности электролита зависит от климата. Чем он холодней, тем она должна быть выше.
Значения для разных регионов:
Средняя концентрация электролита, который заливается в АКБ на заводах, равняется 1,26-1,27 г/см3. Жидкость начинает замерзать при температурах ниже 60 оС. Поэтому ее хватает для эксплуатации практически в любых климатических условиях.
В обслуживаемых АКБ все просто – выкрутил пробки и делай что хочешь. Но как измерить плотность электролита, если доступа к банкам нет? Для этого есть один способ.
В батареях без пробок, есть индикатор электролита – небольшой глазок в верхней крышке. Его можно вынуть и через полученное отверстие измерить концентрацию.
При этом нужно учесть, что в необслуживаемом аккумуляторе, доступ есть только одной банке. Так что, можно получить в некотором смысле усредненный показатель. Точных замеров провести не получится.
Таким образом, замеры плотности – неотъемлемая часть обслуживания АКБ. И если этого не делать, батарею можно запустить. Тем более, меряется она очень просто, а ареометр недорого стоит.
На этом все, оставляйте комментарии и читайте другие стать на блоге.
С уважением, Максим Марков!
Иногда владельцы автомобилей спрашивают о том, как проверить плотность аккумулятора. Если выражаться корректнее и точнее, речь идет о том, как проверить плотность электролита в аккумуляторе. Как известно, уровень электролита в батарее измеряется в том случае, если АКБ относится к категории обслуживаемых. Для того чтобы научиться делать это самостоятельно, как в гараже, так и в домашних условиях, нужно знать о том, что представляет из себя жидкий электролит и как устроена внутри обслуживаемая автомобильная батарея.
Внутри аккумуляторной батареи автомобиля в определенной последовательности расположены шесть отсеков, или «банок». Каждый отсек имеет свинцовые пластины с положительными и отрицательными зарядами. «Банка» устроена герметично, и ее контакт с другими элементами происходит через общее полярное соединение.
Уровень напряжения в каждом отсеке АКБ составляет 2, максимум — 2,1 вольт. Все элементы соединяются друг с другом в последовательную электрохимическую цепь, имея на выходе общее напряжение 12 вольт.
Благодаря тому, что каждая «банка» заполнена особым химическим соединением, имеющим жидкую консистенцию, автомобильный аккумулятор обладает способностью накопления и отдачи электрического заряда. Эта жидкость получила название «электролит», а такие простые теоретические знания из области физики и химии помогут разобраться в том, как проверить плотность аккумулятора (точнее, электролита) правильно.
Любой электролит представляет собой не что иное, как химическую смесь, состоящую из дистиллированной воды и серной кислоты в определенной пропорции: вода 65%, 35% — кислота. Именно такое процентное соотношение и позволяет электролиту осуществлять накопление электрического заряда без нанесения урона чувствительным свинцовым пластинам АКБ.
В процессе постоянной эксплуатации батареи происходят постоянные изменения плотности электролита, что определенным образом может сказаться на ее рабочих функциях. Само понятие плотности, кстати, означает не что иное, как процентное соотношение серной кислоты к дистилляту.
Если уровень серной кислоты внутри аккумулятора становится слишком высоким, это может печально закончиться для его пластин. Бывают ситуации, когда кислота попросту разъедает свинец, и пластины разрушаются.
Если же кислоты слишком мало, это означает, что АКБ разряжена или близка к тому, чтобы разрядиться полностью. Аккумулятор не может работать в режиме той емкости, которая указана в его технических характеристиках. Например, энергии может просто не хватить в условиях холодного запуска двигателя внутреннего сгорания.
Также, если водитель долго пытается ездить на разряженном аккумуляторе, процесс оседания сульфатов на пластинах неизбежен. На них образуется плотный белый налет, убрать который порой бывает весьма проблематично. При критичном уровне сульфатов произойдет либо разрушение пластин, либо короткое замыкание. Потребуется десульфатация аккумулятора.
Чтобы знать, как правильно измерять уровень электролита, важно помнить — любая АКБ работает по цикличному принципу. Вначале она осуществляет накопление заряда внутри, а затем, при запуске двигателя, начинает его постепенно отдавать автомобилю, приводя его в движение. При отдаче заряда аккумулятором кислота выделяет те самые сульфаты (соли), оседающие на пластины «банок». А в «банках» происходит образование воды. Это приводит к тому, что уровень электролита значительно снижается.
Что потребуется сделать в данном случае:
Перед тем как проверить электролит в аккумуляторе, очистите его поверхность от грязи и пыли, чтобы при снятии крышек с батарейных отсеков они не попали внутрь. Возьмите тонкую трубку из стекла, ее диаметр может составлять от 4 до 5 миллиметров. Теперь нужно опустить трубку в отсек до конца, так, чтобы она коснулась его дна. Отверстие можно закрыть с помощью пальца (предварительно не забудьте обезопасить себя, надев технические перчатки!).
Достаньте из банки трубку: в нее должно попасть небольшое количество электролитической жидкости. Ориентируйтесь на ее высоту — сколько места она занимает в трубке. Если высота жидкости 10-15 миллиметров — плотность в пределах нормы, а когда уровень больше, либо меньше — плотность необходимо откорректировать.
Перед тем как приступить к корректировке плотности, нужно произвести ее точные замеры — в каждом аккумуляторном отсеке по отдельности, так как они между собой не сообщаются. Обязательно зарядите АКБ перед измерением, иначе результаты могут оказаться неверными. Кроме этого, незадолго до процесса батарею нужно на 3-4 часа оставить в помещении с комнатной температурой (от 20°С, можно чуть выше). Ведь химическая жидкость имеет прямую зависимость от температурного фактора.
Для измерения уровня плотности электролита применяется такой простой инструмент, как ареометр. Его еще иногда называют более сложным словом — денсиметр. Но по сути это одно и то же. Ареометр состоит из наконечника, поочередно опускаемого в аккумуляторные отсеки, колбы, резиновой груши для отсасывания жидкости и шкалы измерений, которая расположена внутри колбы.
Алгоритм действий проверки будет таким:
Как видите, техника снятия показаний очень проста. Главное — не забывать защитить руки с помощью перчаток.
Поскольку химическая составляющее АКБ напрямую зависит от температурных факторов, существуют общепринятые цифровые показатели, обозначающие уровень оптимальной концентрации электролита. На юге РФ это 1,25, в районах средней полосы — 1,27, а в северных регионах — 1,29 гр/см3.
Итак, как проверить уровень электролита в аккумуляторе и его плотность? Отнесите батарею в помещение с комнатной температурой, удалите с нее загрязнения, откройте банки и воспользуйтесь стеклянной трубочкой и ареометром. Не забудьте надеть перчатки. Проверку аккумулятора нужно осуществлять регулярно для обеспечения наилучшего уровня его работы.
Аккумулятор для автомобиля жизненно важный орган в его общей электромеханической системе. Без его работы запустить двигатель, обычным способом, не возможно. Чтобы ваш аккумулятор, как обычно, в самый не подходящий момент не сыграл с вами злую шутку нужно периодически проверять его плотность. В данной статье речь пойдет об обслуживаемых аккумулятора.
Чтобы разобраться в этом вопросе необходимо для начала уяснить, что представляет собой прибор для проверки плотности электролита аккумулятора – ареометр.
Ареометр это простейший прибор служит для замера плотности жидкости, а принцип его работы основан на всем известном законе Архимеда. Выглядит он таким образом.
Обычная стеклянная трубка, верхняя часть которой заужена и имеет шкалу с делениями. Нижняя часть трубки широкая в ней находится дробь или ртуть, которую засыпают строго определенное количество во время калибровки ареометра.
Прибор, как правило, в автомагазинах продается в наборе с резиновой «грушей» для забора электролита и мерной колбой, в которой размещен сам ареометр. Рассмотрим детально, как провести проверку плотности автомобильного аккумулятора?
После выполнения всех необходимых условий приступаем к самой проверке.
Внимание! Проверку строго обязательно осуществлять в резиновых перчатках во избежание ожогов.Для этого берем ареометр и, надавливая на резиновую грушу, всасываем электролит. Держим вертикально наш прибор, чтобы плавающий в колбе с раствором ареометр не прилипал к стенкам, снимаем показания по шкале ареометра. Обычно на шкале ареометра зелеными полосками отмечена зона допустимой плотности, верхний и нижний ее пределы, если уровень жидкости в колбе попадает между этими полосками, доливать электролит не требуется.
Но поскольку наша страна имеет много разных климатических зон, то в паспорте к аккумулятору указываются правильные значения плотности присущие данной зоне. Будет не лишним сверить полученные значения с рекомендуемыми.
Таблица ориентировочной плотности электролита в зависимости от климатических зон.
Климатические зоны (среднемесячная температура воздуха в январе) | плотность электролита приведенная к 25С, г/см3 | |
Заливаемого | В полностью заряженной батареи | |
Очень холодная зона (от -50 до -30) | 1,27 | 1,29 |
Холодная (-30 до -15) | 1,26 | 1,28 |
Умеренная (-15 до -4) | 1,24 | 1,26 |
Теплая (-15 до +4) | 1,22 | 1,24 |
Жаркая зона (+4 и выше) | 1,20 | 1,22 |
Окуная попеременно в каждую банку прибор для измерения плотности, проверяем все емкости аккумулятора. Дальше в зависимости от полученных данных еще раз доливаем жидкость дистиллированную воду, либо электролит.
Если плотность электролита в банках выше допустимой нормы, то необходимо долить дистиллированной воды.
Почему не стоит заливать сам электролит? Потому что во время работы из аккумулятора испаряется влага, что приводит к повышению плотности и разбавить это соотношение лучше и быстрее обычной дистиллированной водой, а не готовым электролитом, в котором уже присутствует кислота.
Сложно ответить на этот вопрос в цифрах, но способ один есть. Посветите в банку фонариком, если вы видите пластины без электролита это плохо, срочно доливайте. На фото отчетливо видно что банка крайняя слева «сухая», так называют аккумуляторщики емкость, в которой уровень электролита недостаточный. Пластины должны быть полностью погружены в жидкость, а дальше визуально, достаточно иметь не большой уровень электролита над поверхностью пластин.
В процессе работы батареи плотность ее понижается, поэтому важно поддерживать ее на необходимом уровне. Как правило, плотность автомобильных аккумуляторов составляет 1,25 — 1,27 г/см3
Популярное: Тахометр своими руками – изготовление и применение на практикеЕсли плотность во время проверки оказалась ниже допустимой, то в банки аккумулятора доливают электролит.
Принцип тот же, светим фонариком, смотрим, сколько жидкости уже есть и доливаем так, чтобы не доверху. Выжидаем 3-4 часа для того чтобы электролит полностью перемешался с тем что есть в банке и делаем повторный замер плотности. По необходимости повторяем процедуру, доводя плотность до нужных нам значений.
Подробно как поднять плотность в АКБ смотрите в этом видео.
Многие спрашивают, возможно ли такое. Теоретически возможно. Но опять-таки без закона Архимеда не обойтись, а это значит, вам придется смастерить своими руками нечто похожее на ареометр, это то же самое, что придумывать колесо.
В наше время сам ареометр стоит копейки, жалко денег на готовый прибор для проверки плотности аккумулятора, купите только сам ареометр, а все остальные компоненты уже делайте самостоятельно.
Для тех кто не любит читать сделали специальную подборку видео как проверить плотность аккумулятора ареометром.
И еще одно видео как проверить плотность в аккумуляторе.
Как проверить плотность электролита в аккумуляторе Ссылка на основную публикациюПри эксплуатации автомобиля его владелец неизменно сталкивается с необходимостью обслуживания и замены аккумулятора. На такую батарею приходится повышенная нагрузка, поэтому со временем аккумулятор начинает хуже держать заряд, требуя соответствующей замены. На эффективность работы такого автомобильного аккумулятора напрямую оказывает влияние показатель плотности электролита. Необходимо на регулярной основе проверять показатели плотности у электролита, что и позволит гарантировать беспроблемный пуск двигателя, а сам аккумулятор прослужит максимально долго, не доставляя каких-либо хлопот. В этой статье мы расскажем вам как проверить плотность аккумулятора.
Перед тем как рассказывать непосредственно о том, как проверить плотность электролита в аккумуляторе, поговорим об устройстве стандартных автомобильных батарей. Такая АКБ состоит из:
Корпуса, состоящего из шести банок.
Плюсовых и минусовых свинцовых пластин, расположенных внутри каждой банки.
Плюсовой и минусовой шины, которые соединяют каждый герметичный отсек.
Последовательного соединения, что позволяет получать на выходе необходимую мощность заряда.
Своей способностью отдавать и накапливать электрический заряд аккумулятор обязан именно электрохимическим показателям электролита. Такой электролит залит в каждую из герметичных банок и имеет определенные показатели плотности. В процессе эксплуатации машины показатель плотности может изменяться, поэтому автовладельцу необходимо знать, как проверить плотность аккумулятора в домашних условиях и при необходимости увеличить или уменьшить этот показатель.
Беспроблемность эксплуатации такой АКБ автомобиля зависит от своевременности и правильности обслуживания батареи. Такие работы включают:
Визуальный осмотр.
Анализ уровня электролита.
Проверка плотности батареи.
Измерение уровня напряжения.
Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.
Такую проверку аккумулятора необходимо выполнять дважды в год - весной и осенью. Это и позволит обеспечить качественную работу батареи как летом, так и в мороз зимой. Обслуживание и правильный уход за аккумулятором не представляет особой сложности. Если плотность электролита выше нормы, необходимо доливать дистиллированную воду. Если же отмечается низкая плотность, то следует просто зарядить аккумулятор.
Батарея в автомобиле работает циклично, то есть сначала аккумулятор накапливает заряд, после чего отдаёт его, когда требуется завести двигатель. Во время таких циклов внутри АКБ происходит химическая реакция, когда из серной кислоты выпадают различные соли, которые оседают на пластинах из свинца, а в банках из электролита выделяется вода. Со временем концентрация и плотность электролита изменяется, что приводит к неправильной работе АКБ. Периодический замер плотности, позволит избежать разряжения батареи, которая будет служить максимально надолго. Поговорим поподробнее о том, как проверить плотность аккумулятора ареометром.
Внимание. Если показатель плотности оказался ниже нормы, то доливать в аккумулятор электролит не следует. Необходимо провести подзарядку батареи, что и позволит обеспечить необходимый показатель плотности.
Многие автовладельцы попросту не знает для чего следует измерять плотность электролита в аккумуляторе. Как известно, электролит состоит на 35% из серной кислоты и на 65% из дистиллята. Такое соотношение позволяет с легкостью накапливать заряд, при этом не причиняется какой-либо вред свинцовым пластинам. В процессе эксплуатации показатели плотности электролита могут изменяться, что объясняется испарением дистиллированной воды и химическими реакциями при работе АКБ. В результате повышается содержание серной кислоты, что в свою очередь ухудшает заряд и может нанести вред свинцовым пластинам, вплоть до полного прихода в негодность аккумулятора.
Низкая плотность приводит к разряду батареи, что не позволяет использовать автомобиль. Высокая плотность, то есть повышенное содержание серной кислоты, разъедает пластины, которые быстро приходят в негодность.
Перед тем как проверить плотность аккумулятора без ареометра необходимо установить его уровень. В том случае, если сам аккумулятор выполнен из полупрозрачного пластика, то проверка уровня электролита не представляет сложности. Если же аккумулятор выполнен из непрозрачного темного пластика, то для проверки уровня электролита потребуется специальная стеклянная трубка, имеющая диаметр около 5 миллиметров. Такая трубка опускается в банку до упора, после чего ее верхнее отверстие закрывают пальцем. Трубку аккуратно достают из аккумулятора. В ней останется электролит, который сливают в колбу и проверяют уровень. Считается, что норма жидкости в колбе составит 10-15 миллиметров. В том случае, если уровень больше или меньше необходимо его выровнять, после чего измерять плотность электролита.
Если вы задаетесь вопросом, как правильно проверить плотность аккумулятора, то можем сказать, что такая работа не представляет особой сложности. Помните лишь о том, что банки внутри батареи не соединяются между собой, поэтому следует проверять плотность в каждой из емкостей. Переворачивать аккумулятор и смешивать между собой электролит для выравнивания плотности запрещается. Крышка и пробки аккумулятора должны быть чистыми и не иметь каких-либо загрязнений. Проверку плотности выполняют исключительно на заряженной батарее, в противном случае показатели такого измерения будут некорректными.
Перед тем как проверить плотность необслуживаемого аккумулятора его необходимо снять с машины и выдержать в течение нескольких часов при комнатной температуре. Оптимальным диапазоном температуры при измерении плотности является показатель 20-30 градусов.
Для измерения плотности потребуется использовать ареометр, который еще называют денсиметром. В продаже можно найти разнообразные ареометры, которые имеют схожую конструкцию, но при этом отличаются своей стоимостью. При выборе такого устройства для измерения его необходимо проверить на калибровочной жидкости, что позволит быть полностью уверенным в точности таких измерений.
Большинство ареометров имеют одинаковую конструкцию и обеспечивают необходимую точность показателей. И всё же приобретать самые дешевые китайские образцы не следует, так как их качество и точность измерений будет соответствовать стоимости.
Измерение плотности электролита при использовании ареометра не представляет сложности. Необходимо выполнить следующие:
Наконечник ареометра протирается.
Его опускают в колбу для измерения.
Грушей набирают электролит и заполняют им колбу.
Ожидают несколько минут, после чего проверяют показания.
Сливают электролит обратно.
Аналогичная работа проводится с каждой из банок в аккумуляторе.
Оптимальные показатели плотности электролита
При эксплуатации аккумулятора и замере плотности электролита следует помнить о том, что показатели могут колебаться в зависимости от климата в регионе.
Для юга России оптимальный показатель плотности составляет 1,25.
Для средней полосы - 1,27.
Для севера - 1,29.
При изготовлении аккумуляторов в батарею заливают стандартный электролит, который замерзает при температурах ниже 60 градусов и имеет плотность порядка 1,26-1,27 грамм на сантиметр кубический.
Если проведённый замер показал повышенную плотность электролита, в аккумулятор необходимо долить дистиллированную воду. Приобрести такой дистиллят можно на автомобильных заправках или в специализированных магазинах. Использовать обычную воду из-под крана запрещается. Доливают дистиллят на глаз, после чего вновь проверяют плотность электролита.
Важно. Свинцовые пластины аккумулятора должны быть погружены в жидкость полностью. Исходя из этого и следует доливать дистиллят или же проводить дополнительную зарядку аккумулятора.
Изменение плотности электролита внутри аккумулятора происходит по естественным причинам. Однако если вы замечаете, что батарея быстро теряет заряд, а показатели плотности изменяются буквально спустя неделю после их выравнивания и доливки дистиллята, это свидетельствует о серьезных проблемах с аккумулятором, который в скором времени потребует замены.
Если проверка плотности и уровня электролита в обслуживаемых батареях не вызывает сложности, то как проверить плотность электролита в необслуживаемом аккумуляторе. Такие батареи имеют в верхней крышке небольшой глазок, который можно выкрутить и через появившееся отверстие проверить плотность аккумулятора автомобиля. Помните лишь о том, что в необслуживаемых аккумуляторах можно будет провести замер плотности электролита в одной банке, поэтому вы получите усредненный показатель. Выполнить точные замеры по каждой из банок у вас не получится.
В этой статье мы рассказали вам как правильно проверить плотность электролита в аккумуляторе. Такое обслуживание батареи автомобиля должно выполняться на регулярной основе. Поддерживая оптимальные показатели плотности и уровень электролита, вы сможете обеспечить качественный запуск двигателя автомобиля при любых температурах, а сам аккумулятор прослужит вам максимально долго. Если у вас появились какие-либо сложности с выполнением данной работы, то в сети интернет вы можете найти многочисленные тематические видео, где наглядно показывается как проверить плотность электролита в аккумуляторе ареометром.
27.07.2017
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453