С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Проверка номерных агрегатов


Как проверить номерные агрегаты

При покупке подержанного автомобиля, особое внимание необходимо уделить проверке номеров двигателя и кузова, так как в последнее время участились случаи мошенничества с номерами, их перебивка, подделка ПТС, продажа по поддельным документам не растаможенных автомобилей. Поэтому если вы хотите избежать всех этих неприятностей, то еще на начальном этапе отнеситесь к этому серьезно, тем более если вы купите автомобиль с перебитым номером, то доказать, что это не ваших рук дело, будет достаточно сложно.

Царапины на номерах, сварочные швы около номеров, номера затерты и плохо читаются все эти факторы могут заставить инспектора ГИБДД отправить вас на криминалистическую экспертизу. И что самое интересное при снятие автомобиля с учета, таких проблем не возникает, а появляются они только при постановке.

На автомобиле у нас имеются:

  1. Идентификационный номер — он же VIN. Данный номер присваивается автомобилю заводом изготовителем. Любая подделка, уничтожение номера — рассматривается уголовным кодексом РФ как преступление с соответствующим наказанием.
  2. Номер шасси и номер двигателя — обычные порядковые номера, которые присваиваются заводом изготовителем каждому узлу и агрегату. Попытки подделать или уничтожить номера преследуются по закону.
  3. Регистрационный номер автомобиля — выдается после постановки на учет. Подделка и уничтожение так же преследуется по закону.

Если вдруг выяснится, что на вашем автомобиле перебиты какие-либо номера, то ответственность на вас ложится только в том случае если вы заведомо знали об этом. Но на практике доказать такое очень сложно и как правило получается обратное, вся вина идет на нового владельца автотранспортного средства. Поэтому единственным правильным решением в ситуации обнаружения подделки для вас будет обращение в правоохранительные органы или ГАИ.

Конечно беспокоится особо не стоит если вы покупаете старенький ваз, а вот при покупке дорогой иномарки об этом уже стоит подумать и по возможности пригласить на оценку специалиста.

На этом краткий обзор по проверке номерных агрегатов кузова автомобиля завершен.

Сверка номера кузова и двигателя на посту - Колеса.ру

Иногда, проезжая мимо постов ГИБДД, мы видим автомобили с открытыми капотами. А это, очевидно, признак того, что инспектор решил проверить номера двигателя и кузова автомобиля. Правомерно ли такое требование, и может ли полицейский на обычном посту проверять эти номера?

Может ли инспектор на посту организовать проверку номеров кузова и двигателя?

Да, проверку номеров кузова, рамы и двигателя может проводить любой инспектор ГИБДД как на стационарном посту, так и вне его. Об основаниях для проведения этой проверки говорит пункт 109 Федерального закона N 3-ФЗ «О полиции»:

Основаниями для проверки маркировочных обозначений транспортного средства являются:

  • необходимость сверки маркировочных обозначений с данными, указанными в регистрационных документах на транспортное средство;
  • наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
  • выявление признаков подделки (подложности) документов, подтверждающих право собственности, регистрационных документов на транспортное средство, подделки (подложности) государственных регистрационных знаков;
  • проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

Какова процедура «сверки маркировочных обозначений»?

Получив доступ к номерам кузова, двигателя и рамы, инспектор проверит их соответствие указанным в документах, а также убедится, что номера читаемы и не имеют признаков «перебивки». В целом действия сотрудника автоинспекции описываются в пункте 114 закона «О полиции»:

при визуальном исследовании документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется сверка записей в документах, фотографий с фактическими данными, сопоставление записей, выявление исправлений, потертостей, повреждений, изменений маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, других признаков подделки.

Однако пункты 112 и 117 того же закона предусматривают и проверку номеров кузова и двигателя по базам данных, а также возможность применения технических средств проверки подлинности этих номеров в случаях, «когда визуально определены следы внешнего воздействия на маркировку, имеются признаки подделки регистрационных и иных документов, расхождения записей в них с фактическими данными, данными централизованных оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел».

Обязан ли водитель выходить из машины для проведения проверки?

Согласно подпункту 93.1 пункта 93 закона «О полиции», инспектор «вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах». Водитель это предложение вправе отклонить, но предоставить инспектору доступ к номерам (открыть капот и/или двери) он обязан. Содействовать инспектору в проведении проверки необязательно: требуемые номера он сверяет сам, и если вы, к примеру, не знаете, где расположен VIN в вашем автомобиле, это не может быть расценено как препятствование проведению проверки.

Какое наказание предусмотрено за отказ от проведения проверки?

За отказ от проведения проверки водитель может быть привлечен к административной ответственности согласно пункта 1 статьи 19.3 КоАП: «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

Что если номер двигателя не совпадает с указанным в документах?

Как мы уже знаем из комментария ГИБДД, менять документы при замене двигателя на аналогичный необязательно, так как «изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в свидетельстве о регистрации транспортного средства (мощность двигателя, экологический класс), выдаваемом регистрационными подразделениями ГИБДД». Однако если двигатель был заменен, нужно обязательно иметь при себе документы, подтверждающие факт его приобретения, а также то, что его характеристики (объем, мощность, экологический класс) идентичны тем, что указаны в регистрационных документах. В противном случае регистрация ТС может быть аннулирована из-за “несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным” в соответствии с приказом МВД № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Правомерно ли проведение проверки номера агрегатов и комплектность транспортного средства инспектором полиции?

Проанализируем правомерность проведения полицейским проверки номеров агрегатов и комплектности автомобиля.

В зависимости от предмета проверки делятся на две группы:

  • проверки, требующие применение специальных методов исследования, по существующим для этого методикам криминалистических исследований, проводятся квалифицированными специалистами (экспертами), имеющими соответствующие знания, а, следовательно, такие проверки относятся к компетенции соответствующего специалиста (эксперта).
  • проверки не требующие применения специальных методов исследования, при которых используются специальные технические средства (увеличительных приборов, приборов магнитооптической визуализации, измерителей толщины лакокрасочного покрытия, источников излучения лучей определенного спектра (инфракрасного, ультрафиолетового), нагревательных и электроприборов) или химические реагенты (электролиты), и требующие применения таких методов.
I) Инспектора полиции, по роду своей деятельности, не относятся к таким экспертам (специалистам), т.е. первый вид проверок проводить не могут.

Поэтому если инспектор полиции остановил автомобиль и требует   проведение проверки номеров агрегатов транспортных средств на предмет наличия следов изменения символов, составляющих этот номер, либо соответствия фрагмента агрегата, на котором он нанесен, его общему составу, которые выявить визуальным осмотром невозможно, то это выходит за пределы компетенции инспекторов полиции, поскольку это компетенция экспертов (специалистов). 

Частью 2 статьи 19 Конституции Украины установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

В силу того, что согласно ч. 1 ст. 62 Закона Украины «О Национальной полиции», полицейский при исполнении возложенных на Национальную полицию Украины полномочий является представителем государства, а из положениями ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О Национальной полиции» следует, что Национальная полиция Украина – это центральный орган исполнительной власти, то действия полицейского при выполнении служебных обязанностей следует считать действиями непосредственно центрального органа исполнительной власти.

Также следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Украины «О Национальной полиции», Национальная полиция Украина действует исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Учитывая то, что полномочиями Национальной полиции Украины не установлено обязанности или права инспекторов полиции выполнять исследования по определению подлинности номеров агрегатов путем применения специальных методов исследования, то, на основании приведенных правовых нормы Конституции Украины и Закона Украины «О Национальной полиции», следует, что требование инспектора полиции предоставить ему возможность провести указанного рода проверку является необоснованным и таким, что противоречит требованиям вышеуказанных норм.

Незаконные же требования полицейского не обязательны для выполнения, а поэтому ответственности за отказ от их выполнения действующими нормативно правовыми актами не предусмотрено, то есть не может влечь за собой какого-либо наказания.

Что касается требований полицейских дать возможность проверить номера агрегатов с участием соответствующего специалиста (эксперта), то такие проверки ВОЗМОЖНЫ лишь В РАМКАХ УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА, когда автомобиль или его агрегаты являются вещественными доказательствами или разыскиваются, а проверка их номеров вызвана решением конкретной следственной задачи, имеющей значение для досудебного расследования, поскольку Уголовный процессуальный кодекс Украины предусматриваем возможность инициирования в ходе досудебного расследования, необходимой для решения поставленной перед следствием задачи, исследований с привлечением специалистов соответствующей области знаний.

Осуществлять досудебное расследование обязан определенный следователь, поэтому указанное требование может предъявлять лишь он, либо, при соответствующем распоряжении, полицейский, который по долгу своей службы обязан выполнить данное распоряжения.

ВЫВОД: В случае отсутствия уголовного производства, в котором транспортное средство или его агрегаты являются вещественными доказательствами, а также если автомобиль не в розыске, то требование инспектора полиции предоставить возможность провести указанного рода проверку с участием соответствующего специалиста (эксперта) будет являться незаконным.

II) Что касается второй группы проверок, не требующих применения специальных методов исследования, то следует обратить внимание на следующее.

Агрегатами транспортного средства являются некоторые составляющие его части.

Согласно приложения «Г» к Положению о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденному Приказом Министерства транспорта Украины от 30 марта 1998 года № 102, базовыми агрегатами дорожного транспортного средства считаются: двигатель с картером сцепления в сборе; коробка передач, раздаточная коробка; гидромеханическая передача; задний мост (ось); средний мост (ось); передняя ось (мост); рулевое управление; кабина грузового и кузов легкового автомобиля; кузов автобуса; рама; подъемное оборудование платформы автомобиля-самосвала.

Некоторые из указанных агрегатов большинства транспортных средств расположены в местах, исключающих возможность увидеть их номера с места, в котором он остановился, не разобрав определенных элементов конструкции транспортного средства, а также, не поставив транспортное средство в положение, из которого возможно получить доступ к соответствующему агрегату.

В таком случае, для проведения проверки номеров таких агрегатов транспортное средство следует установить определенным образом или в месте, где возможен доступ к номеру агрегата, и демонтировать элементы, закрывающие номер агрегата. Это возможно произвести различными способами, такими как, постановка автомобиля над смотровой ямой, поддомкрачивание, вывешивание при помощи подъемного устройства и т.п.

Совершить указанные действия может как водитель, так и полицейский.

Однако, в настоящее время на законодательном уровне отсутствует установленный четкий порядок действий при проведении проверки номеров агрегатов как со стороны водителя, так и со стороны полицейского.

Это приводит к невозможности требовать полицейским от водителя выполнить то или иное действие (в том числе открыть капот) для проведения проверки номеров агрегатов.

Кроме того, следует отметить также то, что проверка как процесс совершения определенного объема действий со стороны лица, осуществляющего его, требует затрат определенного промежутка времени.

По этой причине до окончания проведения проверки водитель остановленного транспортного средства фактически становится ограниченным в праве свободно передвигаться, а это право гарантируется каждому частью 1 статья 33 Конституции Украины и статьями 2 и 3 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине», где указано, что

«свобода передвижения это свободное и беспрепятственное по своему желанию перемещение по территории Украины в любом направлении, в любой способ, любое время, за исключением случаев, предусмотренных законом».

По определению закрепленному в ч. 1 ст. 29 Закона Украины «О национальной полиции», полицейское мероприятие – это действие или комплекс действий превентивного или принудительного характера, что ограничивает определенные права и свободы человека и применяется полицейскими в соответствии с законом для обеспечения выполнения возложенных на полицию полномочий.

Учитывая то, что проверка номеров агрегатов транспортного средства ограничивает свободу передвижения лица, являющегося водителем транспортного средства, а вместе с тем и пассажиров этого транспортного средства, то такое действие полицейского не соответствует требованиям ст. 29 Закона Украины «О национальной полиции».

В соответствии с положениями части 3 ст. 29 этого Закона избранные полицейским меры является законными, если они определены законом. Полицейском запрещено применять любые другие меры, нежели определенные законами Украины.

Согласно ч. 1 ст. 30 Закон Украины «О национальной полиции», полиция для выполнения возложенных на нее задач принимает меры реагирования на правонарушения, определенные Кодексом Украины об административных правонарушениях и Уголовным процессуальным кодексом Украины, на основании и в порядке, определенных законом.

В ч. 2 ст. 30 Закон Украины «О национальной полиции» указанно, что полиция для охраны прав и свобод человека, предотвращения угроз публичной безопасности и порядка или прекращения их нарушение также применяет в пределах своей компетенции полицейские превентивные меры и меры принуждения, определенные настоящим Законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закон Украины «О национальной полиции», полиция для выполнения возложенных на нее задач может применять другие меры, определенные отдельными законами.

Законом Украины «О национальной полиции», КУоАП, УПК или отдельными законами не предусмотренного такого полицейского мероприятия как проверка номеров агрегатов транспортного средства.

 ВЫВОД: В связи с этим, если водитель против проведения такой проверки, и отсутствует уголовное производство, в рамках которого бы данный автомобиль был вещественным доказательством, или был бы объявлен в розыск, то у полицейского нет оснований для ограничения водителя в свободе передвижения, и полицейский не имеет права задерживать водителя или автомобиль на месте остановки. 

Что касается проверки комплектности транспортного средства, то она, как и проверка номеров агрегатов, также не входит в компетенцию Национальной полиции Украины, поскольку не предусмотрена ни одним нормативно правовым актом, определяющим полномочия Национальной полиции Украины, а, следовательно, не может проводится полицейскими, за исключением такой проверки в рамках уголовного производства.

Осмотр транспортного средства и проверка подлинности номерных агрегатов с отметкой в заявлении - Утилизация автомобилей в Москве

Осмотр транспортного средства и проверка подлинности номерных агрегатов с отметкой в заявлении

35.4. Госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом производится визуальный осмотр транспортного средства, подготовленного владельцем к осмотру.

В процессе осмотра осуществляется визуальная идентификация транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа, а также при необходимости регистрационным и информационным учетам, с целью подтверждения и (или) установления:

марки (модели, модификации), типа, категории, цвета, года выпуска, идентификационного номера VIN, номера кузова (рамы), номера шасси транспортного средства;

соответствия маркировки транспортного средства (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение), а также признаков изменения маркировки транспортного средства (выявление скрытых, поддельных или измененных каким-либо иным способом);

внесения изменений в конструкцию транспортного средства , признаков целостности конструкции или составляющей части конструкции транспортного средства, имеющей маркировочное идентификационное обозначение, в том числе наличие признаков кустарного демонтажа (сварные швы, следы прессовки или крепления иным способом) элементов (части) шасси, либо несущего каркаса кузова транспортного средства, а также принадлежности отдельных элементов (фрагментов) транспортных средств конкретной марке (модели, модификации) транспортного средства;

———————————

Приказ МВД России от 7 декабря 2000 г. N 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору».

наличия государственных регистрационных знаков и соответствия их требованиям государственных стандартов Российской Федерации;

соответствия нанесения цветографических схем на транспортных средствах оперативных и специальных служб требованиям государственных стандартов Российской Федерации, а также за обоснованностью и правильностью установки на транспортных средствах специальных световых сигналов, а также проблесковых маячков бело-лунного, желтого или оранжевого цвета в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России ;

———————————

Приказ МВД России от 19 февраля 2007 г. N 167 «О выдаче разрешений на установку на транспортных средствах опознавательных знаков, устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов» (зарегистрирован в Минюсте России 6 марта 2007 г., регистрационный N 9022), с изменениями, внесенными Приказами МВД России от 25 июля 2008 г. N 655 (зарегистрирован в Минюсте России 25 сентября 2008 г., регистрационный N 12340), от 19 апреля 2010 г. N 291 (зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2010 г., регистрационный N 17265).

При первичной регистрации ввезенных на территорию Российской Федерации или вновь произведенных транспортных средств данные модели и номера двигателя, указанные таможенными органами или соответственно присвоенные организациями-изготовителями, заносятся в автоматизированные учеты зарегистрированного транспорта в соответствии с пунктом 35.16 настоящего Административного регламента.

Результат осмотра транспортного средства отмечается в заявлении госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом, проводившим осмотр, и заверяется его подписью, с указанием его фамилии, даты и времени (раздел: «СЛУЖЕБНЫЕ ОТМЕТКИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ»).

При подтверждении сведений о транспортном средстве данным, указанным в заявлении, а также при установлении несоответствий и (или) признаков изменения маркировочных обозначений и (или) конструкции транспортного средства, указанные сведения описываются в заявлении.

Срок действия результатов осмотра составляет 20 суток с даты осмотра.

Время проведения осмотра транспортного средства составляет до 10 минут, при применении приборов для определения подлинности маркировки номерных агрегатов время осмотра — до 20 минут.

(пп. 35.4 в ред. Приказа МВД РФ от 20.01.2011 N 28)

35.5. При обнаружении отсутствия маркировочной таблички изготовителя, содержание которой дублирует идентификационный номер и (или) номера агрегатов, или ее крепления способом, отличным от применяемого организацией — изготовителем транспортных средств, регистрационные действия производятся в установленном порядке на основании подлинности основных маркировочных обозначений транспортных средств. В разделы «ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ» паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств, карточек учета вносится запись «Маркировочная табличка отсутствует» или «Маркировочная табличка закреплена кустарно».

При обнаружении признаков уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями с помощью лакокрасочного покрытия и утраченной в процессе эксплуатации, регистрационные действия производятся в установленном порядке при наличии дублирующих маркировочных обозначений, в том числе на маркировочной табличке изготовителя, закрепленной на транспортном средстве в соответствии с технологией организации-изготовителя. При этом в разделы «ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ» паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств, карточек учета вносится запись о дублирующих маркировочных обозначениях.

В случае если транспортное средство имеет маркировочные обозначения агрегатов соответствующими идентификационными номерами, а в предусмотренных графах паспортов транспортных средств и (или) регистрационных документах содержится информация только о порядковых номерах изделий, в процессе осмотра в заявлениях указываются полные идентификационные номера.

35.6. При обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями- изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся . Инспектором по розыску или уполномоченным должностным лицом такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы, а также регистрационные знаки вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления незамедлительно передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Приказа МВД РФ от 20.01.2011 N 28)

———————————

Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденная Приказом МВД России от 4 мая 2010 г. N 333 (зарегистрирован в Минюсте России 9 июня 2010 г., регистрационный N 17532).

(сноска в ред. Приказа МВД РФ от 27.08.2010 N 626)

Регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются при условии возможности идентификации транспортного средства, на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение, выданных органами (организациями), уполномоченными на проведение данных исследований.

(в ред. Приказа МВД РФ от 20.01.2011 N 28)

Абзац исключен. — Приказ МВД РФ от 20.01.2011 N 28.

35.7. В случае обнаружения разыскиваемого транспортного средства инспектор по розыску или иное уполномоченное должностное лицо регистрационного подразделения немедленно докладывает об этом в дежурную часть органа внутренних дел.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости