С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Радиатор системы охлаждения двигателя


Радиатор охлаждения двигателя

1476 Просмотров

Вентилятор охлаждения радиатора в машине имеет одно из важных значений, так как охлаждать двигатель в процессе его работы очень важно, а это делает как раз-таки данное устройство. Радиатор двигателя устроен таким образом, чтобы выдерживать большое давление. Любая система снабжена таким устройством, как вентилятор охлаждения двигателя. Без данной детали двигатель будет серьезно перегреваться, особенно в летнюю пору.

Данное устройство необходимо для того, чтобы, используя водяное охлаждение, снимать лишнюю температуру с двигателя. Для него же самого нужен вентилятор радиатора.

Как появилось данное устройство

Самым первым, кто выдал идею о создании такого устройства, как вентилятор охлаждения радиатора, стал Вильгельм Майбах. Еще в 1886 году появился первый автомобильный прототип Бенц-Вело, в котором и был прародитель нынешней схемы.

Майбах создал сотовый охладитель, имеющий вентилятор радиатора, который был помещен в первый Мерседес. Некую подобную схему используют и в современных автомобильных конструкциях.

Еще отметим, что вентилятор радиатора нужен любому автомобилю, на своей крышке, он имеет предостерегающую надпись, которая гласит о том, что нельзя открывать пробку, пока устройство не остыло. Иначе возможны травмы, ведь пар раскаленного антифриза может выйти наружу под высоким давлением. Радиатор автомобиля имеет датчик температуры, именно благодаря этому устройству можно контролировать процесс работы жизненно важных систем мотора.

Ранее вместо антифриза использовали обычную воду. Она должна была принудительно двигаться по рубашке, охлаждая двигатель. При этом водяной насос еще не применялся, в то время использовался термосифон, который и прогонял воду через двигатель. Датчик температуры тоже отсутствовал, в то время все читали жуткую надпись, которая сообщала об опасности открывания крышки устройства.

Радиатор системы охлаждения работал по законам физики. То есть, когда вода подогревалась, она поднималась выше, а охлажденная жидкость опускалась ниже, остужая двигатель. Та жидкость, что поднималась выше, перемещалась по патрубку, там она вновь приобретала низкую температуру и опускалась вниз к двигателю.

Когда же, мощность двигателя увеличилась в разы, использование термосифона прекратилось, так как он показывал низкий коэффициент полезного действия. Со временем инженеры перешли на насосы, которые обеспечивали большее давление, в результате чего жидкость быстро продвигалась по патрубкам от радиатора к мотору.

Как используется данное устройство

Устройство радиатора любого автомобиля нужно для того, чтобы отдавать высокую температуру атмосфере, тем самым температура жидкости значительно снижается. Защитная решетка, через которую тепло попадает в атмосферу, монтируется обычно спереди автомобиля, защищая соты радиатора во время движения. Немного другая схема предполагала, что защитная решетка будет расположена сбоку. Такая система получила название – воздухозаборник. Именно она применялась на автомобилях «ЗАЗ», так как его ДВС находился сзади. Защитная решетка отлично спасает двигатель от перегрева, контролируя температуру, а также является отличным декором.

На защитную решетку могут установить специальные жалюзи, которые препятствуют проникновению холодного воздуха, для быстрого нагрева двигателя. Эта функция очень хороша зимой, когда холодно, и тепло через решетку не проходит, что отлично сказывается на времени прогрева автомобиля.

Устройство радиатора во всех автомобилях практически одинаково. Исключения бывают лишь на спортивных болидах, где эти детали установлены парно, по бокам. Температура спортивного мотора значительно выше обычных двигателей, в результате чего они и получают два, а то и три радиатора. Давление антифриза в спортивных системах охлаждения также высоко.

Как устроено данное устройство

Радиатор ДВС имеет принцип работы, который состоит в том, чтобы отдавать тепло нагретого антифриза, защитная функция выполняется с помощью вентилятора.

Сколько их в авто, зависит от марки автомобиля и его предназначения. Главное, что заливают хладагент в нужное время с определенным интервалом, так как вместе с повышением давления датчик показывает, сколько испарилось антифриза и не пора ли залить новый.

Емкости для хладагента могут быть изготовлены как из пластика, так и из металла. Внутри находятся трубки без швов, которые сделаны из алюминия, еще может использоваться латунь, но латунные системы давно остались в прошлом.

Стенки трубок имеют по толщине до пятнадцати сотых миллиметра. Они объединяют вместе верхний и нижний уровень бачка. Лучшей теплоотдаче способствуют ребра, которые связывают соты между собой, в результате чего охлаждение происходит значительно быстрее, тем самым работа устройства становится более производительной.

Обычно для изготовления современных теплообменников выбирают алюминиевый материал, так как он считается более легким, но и у него есть свои минусы. Принцип работы таков, что от сильного давления, как показывает датчик, радиатор из алюминия быстро выходит из строя, постоянно охлаждая ДВС.

На старых автомобилях принцип работы охладителя не отличается от современных, за исключением того, что в новых аналогах установлены датчики, которые контролируют давление и температуру внутри устройства. Также изменился и материал, из которого делают соты радиатора – теперь это алюминий. Именно этот материал не подвергается коррозии, а также лучше держит давление, нежели латунь.

Как регулируется температурный режим

Как показывает датчик, защитная система в устройстве имеет большое значение, так как принцип работы строится на том, чтобы постоянно контролировать температурный режим радиатора, и давление в нем было оптимальным. Для достижения этой цели, многие инженеры пошли на некоторые хитрости.

Главную роль играет термостат, именно он контролирует давление в устройстве, чтобы температурный режим не нарушался. На нем есть датчик, показания которого всегда можно увидеть на приборной панели.

Его принцип работы достаточно прост. С помощью специального мембранного клапана, наполненного эфиром, достигается процесс термоконтроля. В результате нагрева мембраны, клапан открывается и пропускает антифриз по большому кругу через радиатор. Датчик, контролирующий температуру в радиаторе, следит за показаниями, а в случае необходимости даст команду на включение вентилятора. Как только жидкость остудилась, термостат перекрывается и контур блокируется.

Мы увидели из статьи, что радиатор – это важное устройство, которое обеспечивает возможность правильного функционирования силового агрегата. Вентилятор радиатора играет большую роль, прогоняя воздух через его соты, тем самым позволяя быстро остудить горячий двигатель. Защитная функция, которую выполняет датчик вкупе с вентилятором, отлично сказывается на надежности всей системы в целом.

Радиатор охлаждения двигателя. Система охлаждения автомобиля

Авторадиатор… Многие автовладельцы слышали что это такое и даже видели у себя под капотом машины, но не многие понимают: насколько важную роль в работе автомобиля играет радиатор в работе двигателя!

Давайте начнем с самых азов и попробуем разобраться: что же это такое ? По сути, радиатором может быть любое устройство из металла, которое за счет своей конструкции или материалов позволяет выполнять отводить тепло, образующееся при работе двигателя автомобиля, не деформируясь при этом. Хорошие теплопроводники определяются по коэффициенту теплопроводности. Это величина, численно равная количеству теплоты, переданному в единицу времени через слой единичной толщины при разности температур поверхностей слоя 1 град, если площадь поверхности слоя равна единице. Измеряется теплопроводность в Ваттах (Вт). Вот, для примера, коэффициенты теплопроводности некоторых распространенных в промышленности металлов:

Серебро 418,7 Медь 389,6 Золото 312,8 Алюминий 209,3 Латунь 85,5

Железо 74,4

Очевидно, что серебро и медь – отличные теплопроводники, но дорогие и не обладающие достаточной механической прочностью. Поэтому в автомобилестроении как материал для радиаторов наиболее широкое распространение нашел алюминий и сплавы на его основе.

Какие бывают авторадиаторы? Они бывают жидкостные, воздушного охлаждения и другие, менее известные конструкции. Мы коснемся первых двух, так как они наиболее распространены.

Жидкостные – это те которые заполнены жидкостью, в результате циркуляции которой по системе охлаждения двигатель сохраняет свою рабочую

температуру. На автомобилях наряду с радиатором охлаждения двигателя может присутствовать и другой теплообменник, с охлаждением масла. Наиболее охлаждаемое место – это передняя часть автомобиля и, как правило, большинство теплообменников двигателя расположены в передней части автомобиля прямо за бампером. Есть редкие автомобили, у которых радиатор охлаждения стоит в задней части. Это обусловлено в первую очередь конструкцией автомобиля и его назначением: частое решение для гоночных автомобилей или их гражданских аналогов. Но мы не об автоспорте, а о гражданских «повседневных» машинах. На современных машинах может находиться до 6 видов теплообменников, которые отвечают за охлаждение. В том числе и промежуточные охладители воздуха (INTERCOOLER, интеркулеры) и радиаторы охлаждения масла ДВС. Ярким примером является BMW X5М и X6M и последние модели 4 серии. Машина имеет следующие виды охладителей: основной жидкостный, охладитель фреона кондиционера, два промежуточных охладителя, и охладитель масла ДВС в левом крыле перед колесом, и радиатор АКПП в правом пространстве перед колесом. Все это связано с тем, что системы современных автомобилей выделяют в процессе работы значительное количество тепловой энергии, которую необходимо эффективно рассеивать в пространстве. Выражаясь по-простому – остужать!

Как наличие авторадиатора влияет на рабочую температуру в двигателе? Каждым производителем автомобиля заложены определенные температурные режимы работы двигателя. Например, если задано, что двигатель должен работать при температуре в 1000С, то все, что выше уже будет считаться перегревом двигателя и может повлечь за собой дорогостоящий ремонт, в том числе и замену ДВС! За правильную работу системы охлаждения отвечает водяной насос (помпа), термостат, радиатор и вентилятор охлаждения (может быть электрический, механический или же через вискомуфту Visco®) Для полного и качественного охлаждения автомобиля все эти элементы должны быть исправны на 100 процентов! Тогда у Вас будет исправный автомобиль, на котором можно смело стоять в пробке или двигаться по автостраде на предельных скоростях.

 Автомобильный радиатор представляет собой широкий, обычно прямоугольный кусок алюминия с сотами, через которые и происходит теплообмен.

Его сердцевина трубчато-пластинчатая, она выполняется из алюминия в виде рядов овальных трубок, расположенных в шахматном порядке, трубки спаяны с ребрами охлаждения. Верхняя коробка авторадиатора оснащена заливной горловиной, имеющей герметичную пробку с впускным и выпускным отводом. В нижней части находится кран, по которому охлаждающая жидкость сливается. Система охлаждения полностью герметична: только в этом случае возможно правильное охлаждение! Если же система не герметична, есть подтеки, то это приведет к нарушению циркуляции либо из-за недостаточного уровня охлаждающей жидкости в системе, либо из-за образования воздушных пробок. И то, и другое гарантированно приведет к перегреву ДВС! О состоянии температуры ДВС говорит индикатор на приборной панели (обычно стрелочный, реже – цифровой). Обычно ее нормальное положение это «зеленая зона»: если вы увидите, что у вас температура «поползла вверх» в «красную зону», то у вас какие-то проблемы с охлаждением ДВС!

Наиболее распространенные причины перегрева это:

Ø  недостаток охлаждающей жидкости;

Ø  разгерметизация системы охлаждения (лопнувший патрубок, например);

Ø  несрабатывание вентилятора системы охлаждения;

Ø  не работает датчик включения вентилятора охлаждения.

Для того, чтобы понять, что же за неисправность? – следует сразу после того, как Вы заметили проблему, включить отопитель салона на максимум (в красную зону), тем самым мы отберем тепло от двигателя и индикатор должен либо остановиться, либо начать обратное движение в «зеленую зону». Если же этого не происходит и из сопл воздуховодов идет не горячий воздух, а холодный, то желательно прекратить движение и по возможности выключить двигатель, так как у Вашего автомобиля скорее всего произошла разгерметизация системы охлаждения (лопнул патрубок, или радиатор дал течь). Это легко проверить, открыв капот и визуально осмотрев шланги. Не забываем при этом о технике безопасности! Если, подходя к капоту, Вы услышите шипение и/или будет идти пар из-под капота, то следует подождать, пока это прекратится! Иначе реально рискуете обжечься паром! По мере остывания двигателя эти проявления его перегрева прекратятся и можно открывать капот. Первое, что следует сделать, это на ощупь попробовать шланги, подходящие к автомобильному радиатору: на исправной системе охлаждения они должны быть упругие, т.е. находящимися под давлением. Если же Вы без труда можете их сжать, то дальнейшее движение на автомобиле следует прекратить и вызывать эвакуатор. Если Вы визуально увидели, где образовалась течь и есть возможность устранить её в дорожных условиях, то после устранения негерметичности Вам следует не забывать долить охлаждающей жидкости в систему охлаждения двигателя (если нет на нем горловины, то в расширительный бачок до необходимого уровня). Если с собой нет охлаждающей жидкости, то вполне можно долить обычной воды, но только в качестве временной меры! Потом нужно ехать на СТО и делать промывку системы охлаждения! Если это произошло в зимний период времени, то нельзя оставлять обычную воду (смесь воды с остатками охлаждающей жидкости) в системе охлаждения после выключения двигателя! Иначе на утро рискуете поехать не на промывку системы охлаждения, а на дорогостоящий ремонт!

Вот основные факторы, влияющие на работоспособность теплообменника вашего автомобиля.

Ø  насекомые, засоряющие соты радиатора при движении на высоких скоростях;

Ø  грязь (песок);

Ø  ржавчина

Вариатны загрязнения авторадиатора. Вот таким он не должен быть, а должен быть чистым как вверху.

 

Плюс ко всему, теплообменник постоянно работает с разницей температур, а также высоким внутренним давлением, из-за чего портятся (пусть немногочисленные!) его пластиковые детали.   К примеру, может появиться трещина в расширительном бачке или в горловине.

Исходя из этого, очевидно, что ваш теплообменник нуждается в своевременном обслуживании. Как можно самому обслужить радиатор, чтобы не ехать к дилеру или на СТО? Это возможно, но не так качественно, как это сделает на СТО со снятием и промывкой. Первое, чем можно воспользоваться, это продувочным пистолетом и продуть видимые части радиатора, но это не сильно поможет, нас интересует низ радиатора и его центр! Поэтому второе, чем можно воспользоваться, это моечным компрессором на мойке (но не следует близко подносить его к сотам радиатора, так как есть возможность их повредить сильным напором воды!). Так же для полной внешней промывки радиатора нам необходимо промыть пространство перед ним. Как правило, перед основным авторадиатором стоит еще радиатор кондиционера, и если вовремя не производить мойку между ними, то это зазор между ними заполняется «одеялом» из пуха, грязи и насекомых! Таким образом, радиатор перестает выполнять свою функцию, ухудшается охлаждения двигателя и… смотри выше, Вы «попали» на ремонт!...

Возьмем для примера рядный мотор БМВ м50 (1990 годов выпуска). Он имеет 6 цилиндров в один ряд. Так как это БМВ, то рабочая температура мотора всегда высока, обычно 95-1020С, что обусловлено инженерной разработкой мотора. Многие владельцы этих автомобилей, обычно «пятерок» и «троек» БМВ, не придают значения охлаждению ДВС и своевременной мойке радиатора, так как индикатор температуры приборной панели почти всегда стоит «по центру» и очень редко начинает подниматься (как правило, это уже температура 105-1150С, считай, перегрев!). Приходит мысль помыть радиатора, но за время без надлежащего обслуживания меду основным радиатором и радиатором кондиционера образовалось та-а-акое «одеяло» из мусора и грязи, что мойка уже не поможет!.. Надо снимать основной радиатор и делать полную наружную  промывку двух радиаторов. И еще конструкция данного двигателя такова, что он имеет очень длинную головку блока цилиндров (ГБЦ): при малейшем перегреве ее начинает «вести», что,         в свою очередь, может вызвать прогар прокладки ГБЦ или ее трещину!..А еще можно при долгой езде с «газом в пол» на двигателе с непромытым радиатором загнать рабочую температуру температуры в «красную зону», что чревато тем, что могут «поплыть поршня»!.. Этот термин обозначает явление деформации алюминиевых поршней от температуры: любое изменение формы поршня от «эталонной», приведет к задирам в блоке цилиндров и повлечет серьезный ремонт, а то и капитальный ремонт ДВС. Многие владельцы Баварских машин, не задумываясь об охлаждении, часто ездят быстро, а потом меняют мотор на другой, так как ремонт стоит дороже «контрактного» мотора. А причина – «всего-навсего» не обслуженный своевременно радиатор!..

Частые перегревы мотора ведут и к тому, что все резинотехнические изделия (сальники прокладки) дубеют и начинают подтекать. Машина будет «кушать масло» в о-о-очень большом количестве!..

ВЫВОД! Следите за системой охлаждения двигателя! Будь у Вас отечественный автомобиль или новая БМВ – причины выхода из строя ДВС в этом случае будут одни и те же!                                   

При мойке машины, не забывайте и о своевременной промывке и обслуживании теплообменника!

Радиатор охлаждения | Предназначение, типы, обслуживание, характер повреждений, ремонт и замена – на промышленном портале Myfta.Ru

Для рассеивания излишнего тепла в двигателях внутреннего сгорания используется воздушный теплообменник жидкостной системы охлаждения. В ДВС радиатор охлаждения в целях теплообмена объединяет два контура системы охлаждения. Решетки его обычно подразделяют на два типа трубчато-ленточные и трубчато-пластинчатые.

Охлаждающая жидкость проходит в устройстве по цельнотянутым или шовным латунным трубкам из металлической ленты небольшой толщины, до 0,15 мм.

Чтобы не допустить перегрева двигателя, особенно перед долгими поездками, лучше систематически проверять уровень тосола на неработающем двигателе. Охлаждающая жидкость должна находиться между отметками минимума и максимума. На прогретом двигателе допускается поднятие уровня жидкости выше МАХ.

Когда в процессе эксплуатации автомобиля становится заметным понижение уровня охлаждающей жидкости или визуально определяется течь из радиатора, необходим ремонт или замена этого устройства. Автомобилисты могут провести необходимый ремонт сами или воспользоваться услугами мастерской, осуществляющей ремонт радиаторов охлаждения.

Второй вариант зачастую предпочтительнее, поскольку на СТО имеется специальное оборудование, с помощью которого деталь можно будет проверить и отремонтировать.

При самостоятельном ремонте необходимо изучить схему системы охлаждения конкретного автомобиля и соблюсти все меры предосторожности. Работы по снятию и установке этого устройства должны проводиться только на холодном двигателе. При прогретом двигателе не рекомендуется даже снимать крышку с расширительного бачка, иначе велика вероятность ожога кипящим антифризом или парами.

Для снятия крышки необходимо воспользоваться толстой тряпкой, и снимать крышку только при температуре менее +90 ºС, это позволит не только избежать ожогов, но и срабатывания термостата. При высокой температуре антифриза, где-то от 92 градусов включается вентилятор, и будет вращаться, пока не снизит температуру охлаждающей жидкости. Включиться он может и при уже неработающем двигателе, выключенном зажигании.

Такое включение-выключение позволяет экономнее расходовать топливо, увеличить полезную мощность двигателя, но внезапный запуск вентилятора нужно иметь в виду, чтобы не травмироваться о его лопасти. Кроме того, нередко конструктивно предусмотрен или установлен по желанию дополнительный второй вентилятор.

Особенно актуально наличие такого вентилятора в автомашинах с кондиционерами или со сцепным прицепным устройством. Оба вентилятора связаны ремнем и включаются одновременно. При этом двигатель лучше охлаждается, но повышается травмоопасность при ремонтных работах на горячем двигателе.

Рассмотрение схемы охладительной системы двигателя дает нам возможность изучить систему патрубков, вентиляторов, кожухов, держателей и определить, как снять радиатор охлаждения, правильно соблюдая последовательность действий.

Прежде всего, необходимо слить тосол или другой антифриз из системы охлаждения. При открытой крышке расширительного бачка под сливное отверстие подставить емкость, желательно чистую, для определения прозрачности тосола в системе и отсутствия примесей. После этого снять хомуты или вывернуть (при наличии) пробку сливного отверстия. Далее отключаем провода со штекером от датчика и выключателя электровентилятора.

Отпустив стяжные хомуты, снимаем шланги для охлаждающей жидкости, верхние и нижние. После этого можно отвернуть болты и гайки креплений вентилятора и самого устройства. Наклоняем радиатор охлаждения назад и вынимаем из моторного отсека вместе с вентилятором.

Снятую деталь проверяем на предмет повреждений, чтобы понять, требуется замена радиатора охлаждения или нет.

Система охлаждения двигателя может быть неэффективной по ряду причин. Первая из них в системе недостаточно жидкости. При этом нужно проверить уровень в расширительном бачке, долить антифриз до максимума, проверить герметичность всей системы охлаждения. Если же имел место перегрев двигателя, проверяем нет ли засора в радиаторе, загрязнения его оребрения. В этом случае для устранения загрязнения продуваем трубки прибора по ходу от двигателя сжатым воздухом или промываем водой из шланга.

Чтобы проверить герметичность устройства, необходимо поставить заглушки на все патрубки, поместить его в воду, подвести со стороны двигателя воздух под рабочим давлением около 0,2 МПа. Проверка проводится за период от тридцати секунд: за это время из агрегата воздух выходить не может, т.е. пузырьки на его поверхности появиться не должны.

Следующей причиной неэффективности системы охлаждения является ржавчина, коррозийные процессы или отложение солей в оребрении. Предположить такую неисправность достаточно просто. Антифриз поступает в устройство через верхние патрубки, проходит через трубки, охлаждается за счет обдува оребрения. Если же оборудование нагревается только вверху, а нижний шланг не становится теплым, значит, движения жидкости в системе нет. В таком случае радиатор системы охлаждения придется заменить.

Итак, снятие радиатора охлаждения и проверка герметичности, позволят выявить неисправность. От качества охлаждения напрямую зависит работа двигателя автомобиля, поэтому лучше старый агрегат заменить на новый. Однако при легком загрязнении, небольшой течи есть возможность ремонта.

В зависимости от характера повреждений может потребоваться заваривание трещин на патрубках, пластиковых бачках, сварка отломанных горловин, промывка и очистка от солевых и коррозийных отложений, восстановление после механического повреждения сердцевины, замена пластиковых бачков на алюминиевые, а также герметизация тонкостенных деталей ДВС (сот, трубочек) методом напыления металла, либо методом пайки.

При установке оборудования в моторный отсек желательно заменить подушки крепления и резиновые втулки новыми, даже если они не сильно изношены. Далее заводим прибор с вентилятором на место, закрепляем нижние и верхние держатели, устанавливаем на места шланги для охлаждающей жидкости, закрепляем хомутами. Остается присоединить штекер электрического провода к вентилятору и термовыключателю, залить новый антифриз.

При установке в обязательном порядке заменяется вся охлаждающая жидкость. Это необходимая мера, при движении антифриза в системе охлаждения на металлических деталях образуется защитный слой, благодаря антикоррозионным добавкам, а в использованной жидкости таких добавок уже недостаточно. К тому же антифриз ядовит, его нельзя просто вылить или утилизировать с бытовыми отходами, а необходимо сдавать в особые пункты по сбору отходов.

После установки необходимо еще раз проверить герметичность соединений и всей системы охлаждения, а также уровень в расширительном бачке после небольшой контрольной поездки. При необходимости тосол доливают.

Следует отметить, что не только двигатель автомобиля нуждается в качественном охлаждении. У трансмиссии рабочая температура столь же высока, и может превышать температуру двигателя. Неслучайно на транспортных средствах с АКПП устанавливают еще одну специальную систему охлаждения.

При этом возможны два варианта: радиатор охлаждения АКПП может быть встроен в систему охлаждения двигателя, а также возможна установка отдельного устройства.

В зависимости от материала центральной части радиаторов их подразделяют на медные и алюминиевые. Довольно широко применяется алюминиевый радиатор охлаждения: более дешевый в производстве, и сравнительно легкий. Однако при этом ухудшаются теплообменные свойства устройства. При одинаковых размерах и площади теплообмена алюминиевая модель показывает также меньшую надежность.

В отличие от алюминиевого, медный радиатор охлаждения обходится дороже, однако он имеет более высокую теплоотдачу, его легче ремонтировать.

Детали и компоненты системы охлаждения двигателя ДВС

Для надежной, эффективной и продолжительной работы двигателя  — система охлаждения является жизненно важным элементом.

От правильного регулирования температуры двигателя обеспечивается и максимальная производительность двигателя, качество и экономичность работы.

В современных двигателях, производитель старается увеличить мощность двигателя от качества топлива, возможность продолжительной работы двигателя при высоких нагрузках, а соответственно  рассчитывается пропорциональная нагрузка на компоненты системы охлаждения.

Какие основные компоненты системы охлаждения?

  • радиатор
  • интеркулер (если есть турбина)
  • вентилятор охлаждения
  • термостат
  • помпа или водяной насос
  • шланги и расширительный бачок

Читайте так же:

Радиатор системы охлаждения двигателя

Радиатор располагается в передней части транспортного средства, чаще перед, а иногда и позади вентилятора системы охлаждения. В радиаторе циркулирует охлаждающая жидкость, которая служит теплоносителем, а радиатор использует теплоноситель для отвода тепла, генерируемого двигателем. От мощности и эффективности системы охлаждения зависит оптимальная производительность при работе двигателя.

На эффективность автомобильного радиатора влияет охлаждающая жидкость, он же антифриз, который имеет свой срок службы и должен меняться в регламентируемый срок. Поддержание качество антифриза, то есть не смешивать с другим цветом, производителем и концентрацией — продлит срок службы всей системы охлаждения двигателя.

Пока радиатор целый, то он способен противостоять вибрации и давлению, которое вызывается с каждым запуском двигателя. Если радиатор качественный, то он долгий срок будет противостоять наружной коррозии и условиям окружающей среды, а так же соляными ваннами в зимнее время.

Крышка радиатора

Крышка радиатора представляет собой предохранительный клапан системы охлаждения. Те, кто накручивали пробку или вставляли чопик вместо нее, сейчас вспоминают последствиях.

Крышка радиатора предназначена для создания давления в системе охлаждения двигателя, что увеличивает температуру кипения антифриза, а так же способствует герметизации системы и предотвращение коррозии.

Вентилятор охлаждения

Задача вентилятора охлаждения — прогонять воздух через радиатор, что бы предотвратить перегрев охлаждающей жидкости.

Электродвигатель раскручивает крыльчатку вентилятора, когда датчик температуры охлаждающей жидкости замыкает контакты при нагреве. Температуру включения вентилятора охлаждения можно узнать, посмотрев на датчик охлаждающей жидкости.

С возрастом автомобиля, когда датчик требует замены, рекомендуется покупать новый, с температурой включения ниже. Был 92 градуса, автомобилю более 10 лет, тогда установите на 87. Это связанно с тем, что КПД (коэффициент полезного действия) системы охлаждения двигателя не работает, как 10 лет назад.

Забитые соты радиатора и общее загрязнение всей системы охлаждения способствует слабому теплоотводу, поэтому стоит иметь запас в системе принудительного охлаждения.

Интеркулер

Интеркулер — это тоже радиатор, но используется в сочетании с турбонаддувом. Располагается в передней части автомобиля, перед или после радиатора.

Когда воздух с турбины подается во впускной коллектор под давление, пропорционально больше топлива поступает для правильного соотношения смеси, тем самым увеличивается мощность двигателя. Без интеркулера, температура воздуха в турбокомпрессоре под давлением повышается до 180° С,  а давление при этом составляет  более 2,5 бар, что вызывает механическое напряжение в двигателе. 

Интеркулер, как теплообменник, понижает температуру воздуха до 50° С на выходе из турбокомпрессора, а соответственно уменьшается механическая нагрузка на двигатель. Охлажденный воздух плотнее, что позволяет увеличить количество, которое попадет в камеру сгорания.

Термостат

Термостат постоянно контролирует температуру системы охлаждения в двигателе, а соответственно регулирует поток охлаждающей жидкости через радиатор. Хороший термостат уменьшает время разминки между двигателем и системой охлаждения, чем точнее происходит регулировка рабочей температуры двигателя, тем максимум производительность двигателя.

Для повышения эффективности системы охлаждения, производители автомобилей разработали электронные термостаты, которые более чувствительны к изменениям температуры, чем традиционный термостат. Хоть электрический термостат, хоть традиционный с пружиной, одинаково изменяют поток охлаждающей жидкости вокруг двигателя, для поддержания оптимальной температуры, только один моментально, а второй постепенно.

В дополнение электрическим термостатам изменили и систему обратной связи. Датчики температуры располагаются вокруг двигателя, а не только в одном месте или на патрубке. Информация обрабатывается ЭБУ со всех датчиков температуры двигателя, что бы гарантировать максимальную точность в разных частях двигателя и не допустить образования «горячих точек».

Водяной насос или помпа

Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости через систему охлаждения двс путем выталкивания жидкости через двигатель в радиатор. Антифриз циркулирует по радиатору и охлажденный встречным ветром и принудительным обдувом вентилятора возвращается в двигатель. Такой процесс помогает предотвратить перегрев двигателя.

Помпа приводится в действие от шестерен двигателя через ремень ГРМ (газораспределительный механизм). Аналогичный механизм действия, как и электронные термостаты, внедряют инженеры в новые и спортивные автомобили, что бы минимизировать задержку и увеличить скорость охлаждения, тем самым увеличить мощность и общий потенциал двигателя.

Преимущество более совершенной системы охлаждения дает возможность повысить экономичность топливной системы и снизить выброс вредных веществ в атмосферу.

Патрубки и шланги

Да, именно через соединительные компоненты, как патрубки и шланги, антифриз распределяется по системе охлаждения двигателя. От двигателя к термостату, от радиатора к помпе, патрубки и шланги должны быть износостойкими и справляться с агрессивными средами и умещаться в компактных моторных отсеках.

Зачастую патрубок имеет изогнутую форму и определенную длину, что бы занимать свое место под капотом, но можно применять и универсальные компоненты. Помните, что рабочий спектр при которых эксплуатируются патрубки системы охлаждения двигателя примерно — 30 до +120 градусов.

P.S. Помните, что некачественные детали системы охлаждения могут привести к поломке двигателя.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости